Оптический звукосниматель для винила своими руками
При покупке проигрывателя винила необходимо уделять пристальное внимание тому, какая головка звукоснимателя на нем установлена. Самые распространенные сегодня картриджи относятся к типу ММ, то есть головкам с подвижным магнитом. В данной статье вы узнаете все об их конструкции, истории появления и особенностях эксплуатации, но мы также расскажем и о других разновидностях головок звукоснимателя.
Для чего нужна головка звукоснимателя?
Чтобы воспроизвести сигнал, содержащийся в звуковых дорожках виниловых пластинок, необходимо сперва его считать. Этим и занимается головка звукоснимателя, и делает она это при помощи установленной в ней иглы, закрепленной на конце иглодержателя (кантилевера).
Когда появились ММ-головки?
Вообще, первые модели магнитных головок звукоснимателя появились практически одновременно с началом развития электронной звукозаписи при помощи электрических микрофонов в 1920-х годах. Новый принцип звукозаписи, в отличие от существовавшего до той поры акустического, обеспечивал гораздо более широкий динамический диапазон и позволял нарезать на пластинку существенно больше звуковой информации. Однако для ее адекватного воспроизведения понадобилось разработать более точный инструмент. Дело в том, что использовавшиеся до того времени граммофонные иглы не только не могли правильно огибать усложнившийся профиль канавок, но и создавали избыточное давление на пластинку, что приводило к ее очень быстрому износу. Достаточно сказать, что прижимная сила у граммофона доходила до 100 граммов, тогда как современные магнитные картриджи работают с весом, измеряемым в единицах граммов. Правда, первые модели магнитных головок тоже были далеки от совершенства и изысканности теперешних картриджей, и в них тоже использовались стальные граммофонные иглы. Однако они оставались главными средствами воспроизведения грампластинок на 78 оборотов до появления в 1930-х годах пьезоэлектрических головок. Современные же разновидности магнитных головок звукоснимателя начали развиваться уже после выхода на рынок формата долгоиграющих пластинок (LP) в конце 1940-х годов. Какие же разновидности магнитных головок существуют и как они работают?
Головки звукоснимателя с подвижным магнитом (ММ-головки)
На приведенном рисунке изображен принцип действия головки звукоснимателя с подвижным магнитом (Moving Magnet), работающей за счет электромагнитной индукции. Иголка, закрепленная на кончике иглодержателя, огибает профиль канавки звуковой дорожки, а расположенный на другом конце кантилевера небольшой кусочек магнита взаимодействует с находящимися рядом с ним катушками. В результате возникает слабое электрическое напряжение, передающееся дальше на соединенные с концами катушек стержни. К которым, в свою очередь, подсоединяются провода тонарма, по которым сигнал поступает на фонокорректор. (О том, какие бывают фонокорректоры и как их правильно выбирать, вы можете узнать из нашей статьи.)
Основным отличием ММ-головок является их высокая чувствительность – обычно от 2 мВ -, упрощающая их согласование с фонокорректорами, а также обычно высокая податливость подвеса иглодержателя, что позволяет устанавливать их на большое число тонармов с достаточно широким значением эффективной массы.
Еще одна важная особенность подавляющего большинства моделей головок с подвижным магнитом, это возможность заменять иголку в комплекте с иглодержателем и магнитом по мере ее износа. Это позволяет сэкономить на эксплуатации проигрывателя и не беспокоиться о скорой кончине иглы всякий раз, как вы решаете послушать несколько пластинок подряд.
Головки звукоснимателя с подвижной катушкой (МС-головки)
Несмотря на частое противопоставление с ММ-головками, картриджи с подвижной катушкой работают по тому же принципу электромагнитной индукции. Правда, в нем элементы конструкции меняются местами – на противоположном конце иглодержателя закреплен уже не магнит, а небольшая катушка, намотанная на каркасе и перемещающаяся относительно одного или нескольких расположенных рядом магнитов.
Как правило, МС-головки имеют более низкую чувствительность – есть модели с напряжением на выходе не выше 0,1 мВ, а также невысокую податливость подвеса кантилевера. В силу этого их электрическое согласование с фонокорректором и механическое с тонармом осуществить чуть сложнее, чем в случае с ММ-картриджами, но современные модели, как правило, разрабатываются с учетом данных особенностей и могут работать практически на всех производимых сегодня тонармах. Главное преимущество данного типа головок, это меньшая подвижная масса и существенно меньшие внутреннее сопротивление и индуктивность, что сводит на нет влияние соединительных кабелей на тональный баланс. Однако противопоставлением разных видов головок мы займемся в другом разделе статьи.
Головки звукоснимателя с подвижным железом (MI-головки)
По своей конструкции данные картриджи близки к моделям с подвижным магнитом, за той лишь разницей, что вместо небольшого магнита в преобразовании механической энергии в электрическую участвует небольшой кусочек металла. А постоянный магнит располагается поверх катушек, создавая необходимую напряженность поля. Любопытно, что фактический изобретатель головок с подвижной катушкой Джо Градо затем полностью сосредоточился на производстве именно MI-картриджей под своим брендом Grado.
С точки зрения эксплуатации большинство таких головок идентичны моделям с подвижным магнитом (ММ), их можно подключать к самым обычным фонокорректорам. Исключение составляют лишь головки с низкой чувствительностью, для правильной нагрузки которых придется воспользоваться МС-корректором.
Головки звукоснимателя с подвижным крестом (ММС-головки)
Данный вид головок изобрела и производила в свое время компания Bang&Olufsen. Их название расшифровывается как Moving Micro Cross, они являются разновидностью MI-картриджей. Особенность заключается в том, что кусочек железа на конце иглодержателя имеет форму креста, то есть движение иглы при считывании дорожек стереофонической пластинки происходит по отдельной оси для каждого канала. После прекращения датской компанией производства проигрывателей винила канула в Лету и данная технология.
Оптические звукосниматели
Подобные головки производились и производятся ограниченным числом компаний, и широкого распространения они не получили как из-за дороговизны, так и особенностей эксплуатации. Однако в теории они обладают рядом важных преимуществ. Во-первых, это минимальная подвижная масса, поскольку никаких дополнительных магнитов либо катушек на кантилевере не установлено. Во-вторых, поскольку движение иглы по канавкам считывается при помощи фотоэлектронных датчиков, механические шумы практически не прослушиваются. Кроме того, сопротивление магнитного поля также отсутствует, а значит, подвижная система может перемещаться свободно. Однако оптические головки требуют подведения к ним питания, которое подается от входящего в комплект такого картриджа фонокорректора.
Лазерные звукосниматели
Несмотря на то, что разработка лазерных проигрывателей для винила велась с 1970-х годов, и несколько рабочих прототипов демонстрировались публике в 1980-х годах, первая модель появилась в продаже только в 1997 году. Надо сказать, что компания ELP и сегодня принимает заказы на лазерные вертушки, цена которых составляет около 20 000 долларов США. Хотя в теории отсутствие физического контакта звукоснимателя с поверхностью пластинки выглядит выигрышным, на практике все оказалось не так радужно. Помимо того, что для правильной работы подобного звукоснимателя необходимы сразу пять лазеров, главной проблемой является невозможность отличать загрязнение дорожек от полезного сигнала. Поэтому такие вертушки могут работать только с новым черным винилом в идеальном состоянии, и неспособны воспроизводить прозрачные и цветные пластинки.
Звукосниматели с тензометрическим датчиком (Strain gauge)
В данной разновидности головок, как следует из названия, используются датчики, реагирующие на сжатие и расширение специальных кремниевых элементов, происходящее под воздействием иглодержателя. Конструкция фактически лишена подвижной массы в привычном понимании, кроме того, здесь нет магнитных элементов и проводов, подверженных воздействию электромагнитных помех. Как и оптические картриджи, данные головки поставляются совместно с собственным блоком питания и фонокорректором, объединенными в одном корпусе. При этом фонокорректор работает совершенно иначе, чем обычные модели, восстанавливающие кривую RIAA. Данный тип головок требует минимальной коррекции сигнала, поскольку головка изначально выдает практически ровную АЧХ, за исключением нескольких участков.
Пьезоэлектрические звукосниматели
Весьма распространенный в свое время тип головок отличается применением пьезоэлектрического принципа для создания напряжения, аналогичного тому, что можно встретить в зажигалках и газовых конфорках. Только в головках звукоснимателя дело до появления искры не доходит. Для создания необходимого электрического сигнала при движении иглы по канавке иглодержатель крепится внутри синтетического кристалла, обладающего свойством производить электричество при деформации. Соответственно, та минимальная деформация, которая возникает при модуляции иглы и иглодержателя канавками пластинки, и позволяет кристаллу преобразовывать механическую энергию в электрическую. На практике подобные головки используются сегодня только в очень недорогих проигрывателях, и не отличаются высоким качеством звука. Прежде всего, страдает высокочастотный диапазон.
Какие головки для винила покупать?
После описания всех видов существующих сегодня на рынке головок звукоснимателя, логично задаться вопросом – так какие же головки лучше всего покупать для своего любимого проигрывателя винила, если вы приобрели его без установленного на заводе картриджа или если нужно заменить изношенный?
ММ-головки, как наиболее часто встречающиеся в продаже, стоят дешевле и подходят для всех видов тонармов и фонокорректоров, встроенных в вертушки и усилители либо ресиверы. Цена хорошей ММ-головки начинается сегодня от 10 000 рублей, сменные иглы для них обойдутся примерно в половину от указанной суммы. Интересную бюджетную серию VM95 представила пару лет назад компания Audio-Technica – корпус с катушками во всех картриджах одинаковый, поэтому даже самую бюджетную головку можно улучшить путем покупки более дорогой вставки с иглой сложной заточки.
МI-головки во много аналогичны по своим характеристикам, за исключением тех моделей, которые имеют низкую чувствительность. Самые распространенные на нашем рынке производит фирма Grado, при этом даже самые дешевые ее модели сделаны на заводе компании в Нью-Йорке.
МС-головки лучше выбирать тем из покупателей, кто готов платить существенно большие суммы за высокое качество звука. Продающиеся недорогие МС-картриджи с высокой чувствительностью – около 3 мВ – по характеристикам и звуку очень близки к ММ-головкам, поэтому искать священный аудиофильский Грааль нужно среди моделей с низким выходом – от 0,2 мВ. Цена на них сегодня начинаются где-то от 25 000 рублей и могут достигать заоблачных сумм. Приготовитесь также потратить время на подбор подходящего фонокорректора, и, возможно, повышающего трансформатора.
При выборе следует обращать внимание на тип заточки иглы – чем она сложнее, тем больше информации иголка сможет извлечь из дорожек пластинки. Распространенные названия, которые можно встретить в описании – Elliptical, Nude File Line, Micro Ridge, Gyger, Shibata, Replicant. Кроме того, смотрите на присутствие слова Bonded в описании – это означает, что иголка в данной головке составная, и только самый ее кончик представляет собой натуральный алмаз. Сложные формы заточки более чувствительны к правильной геометрической настройке, поэтому ей необходимо будет уделить больше времени.
- Базовый принцип работы оптического звукоснимателя
Для начала опишем различия между принципами формирования сигнала оптической головки и головок ММ/МС.
Как ММ/МС, так и оптические звукосниматели считывают канавку винилового диска с помощью иглы, но традиционные ММ/МС-головки формируют сигнал с помощью колебаний магнита (или катушек в магнитом поле).
В отличие от них, оптическая головка формирует сигнал путем модуляции теневого пятна (или яркости светового потока) между светодиодом и фотодиодом.
Поскольку ММ/МС-головки генерируют ток сигнала с путем модуляции магнитного поля, в колебательных системах всегда имеет место магнитный резонанс.
Оптический же звукосниматель, в котором модулируется только световой поток, абсолютно свободен от магнитного резонанса в колебательной системе.
Отсутствие магнитного резонанса позволяет игле точнее следовать канавке, не ограничивая ее движений.
В этом состоит основное преимущество технологии оптического звукоснимателя.
Для того чтобы сформировать музыкальный сигнал, колебательная система ММ/МС-головок, а именно магнит или катушки с оправками, обладающие определенной массой, должны совершать колебания, соответствующие профилю канавки. В случае же с оптическим звукоснимателем колеблется всего лишь тончайшая заслонка толщиной 100 микрон, в связи с чем масса колебательной системы получается исчезающе малой.
Это дополнительное преимущество технологии оптического звукоснимателя.
- Каков принцип формирования сигнала оптическим звукоснимателем?
Рассмотрим принцип формирования сигнала оптической головкой подробно.
Оптическая головка отслеживает движения иглы с помощью инфракрасного светодиода, заслонки и двух фотосенсорных элементов.
Принцип работы звукоснимателя прост: заслонка колеблется на пути луча светодиода, а фотодиоды регистрируют изменения яркости светового потока.
Нужно объяснить, как с помощью одной заслонки формируются раздельные сигналы левого и правого каналов.
На картинке справа показано, как луч от светодиода попадает на фоточувствительные элементы при определенном положении заслонки.
Колебания иглы в канавке пластинки с наклонными (под 45°) стенками передается с ее кончика на иглодержатель, вместе с которым колеблется заслонка.
Так как заслонка колеблется таким образом, что в разных положениях она в различной степени перекрывает световой поток, его яркость при падении на фоточувствительные элементы постоянно меняется в пределах от максимальной яркости до полного затемнения.
Фоточувствительные элементы улавливают колебания яркости в соответствии с профилем канавки диска, выходное напряжение сигнала также соответствует сигналу, закодированному в профиле канавки.
Колебания заслонки регистрируются в виде двух раздельных сигналов стерео каналов с помощью двух независимых фоточувствительных элементов.
Благодаря тому, что заслонка может двигаться под определенным углом к вертикали, каждый из двух фоточувствительных элементов получает только информацию соответствующего канала, закодированную в яркости светового потока. Информация второго канала не считывается, благодаря чему обеспечивается баланс и разделение каналов.
Поскольку световой поток, падающий на один фоточувствительный элемент, не меняется при движениях заслонки вдоль направления ориентации фотодиода другого канала, появляется возможность формировать сигналы левого и правого каналов с помощью одной и той же заслонки.
Базовый принцип формирования электрического сигнала абсолютно тот же, что применялся в фотоэлектронных звукоснимателях 40 лет назад.
Важное отличие состоит в том, что на выходе фотоэлементов получается чистый аналоговый сигнал , поскольку колебания заслонки аналогичны электрическому сигналу, приводящему в движение резчик матрицы. Это не цифровой сигнал.
- Почему нужен специальный корректор
С оптическим звукоснимателем невозможно использовать традиционный фонокорректор ММ/МС, вместо которого необходим специализированный корректор DS Audio.
1) Оптическая головка нуждается в электропитании для светодиода, которое поступает от специализированного корректора.
Напряжение питания светодиода подается по земляным проводам тонарма (синему и зеленому). Поэтому все четыре внутренних провода тонарма должны быть полностью независимыми.
(Этому требованию отвечает абсолютное большинство тонармов, предлагаемых на современном рынке).
2) Стандартная характеристика коррекции ММ/МС кардинально отличается от характеристики специализированного корректора.
Поскольку выходное напряжения сигнала ММ/МС-головок пропорционально скорости движения иглы, напряжение растет при увеличении скорости (или частоты).
В отличие от этого, выходное напряжение оптического звукоснимателя пропорционально только амплитуде колебаний и не зависит от частоты (как в старых звукоснимателях конденсаторного типа и пьезо-головках).
Так как оптическая головка регистрирует амплитуду колебаний и не реагирует на скорость движений иглы даже на одной и той же записи, ее выходное напряжение формируется по абсолютно иным законам. Для формирования линейной характеристики сигнала требуется гораздо меньшая глубина коррекции по сравнению с традиционными ММ/МС-головками.
По этой причине коррекция оптической головки, соответствующая требованиям RIAA, обеспечивается простейшей схемой. И в этом состоит еще одно преимущество оптического звукоснимателя.
Звукосниматель, работающий по закону прямой пропорциональности амплитуде колебаний иглы, обладает линейной частотной характеристикой в полном звуковом диапазоне.
- Преимущества перед старыми конструкциями оптических звукоснимателей
Как вам, возможно, уже известно, уже более 40 лет назад фотоэлектрические звукосниматели в виде коммерческих моделей выпускались компаниями Toshiba, Sharp, Trio, Kenwood.
Причина, по которой некогда популярные оптические звукосниматели исчезли в 70-е годы, в основном в том, что крупнейшие производители стали переходить от аналоговых носителей к CD.
К тому же, существовала одна проблема, которая так не была решена в прошлом.
Это проблема тепловыделения.
Сорок лет назад технология светодиодов не была еще разработана, и единственным доступным источником света служила обычная лампа накаливания. Лампа выделяла очень много тепла, отчего резиновый демпфер головки перегревался и со временем размягчался, отчего изменялась податливость подвижной системы. Каждая компания по-своему старалась преодолеть этот недостаток, но оптические головки ушли с рынка до того, как было найдено кардинальное решение данной проблемы. Но даже несмотря на этот недостаток оптические головки сохраняли высокий статус благодаря качеству звучания на протяжении 40 лет.
Источник света (лампа) внутри головки C-100P
Основная причина, по которой компании DS Audio удалось успешно освоить выпуск оптического звукоснимателя через 40 лет, в том, что появились современные технологии в области источников света и фоточувствительных элементов.
Сегодня проблема тепловыделения преодолена с помощью мощных миниатюрных светодиодов. В отличие от старых ламп накаливания и люминесцентных ламп светодиоды практически не выделяют тепла.
И благодаря применению сверхчувствительных фотодиодо в, обладающих характеристиками, согласованными со спектром светодиода, появилась возможность получить весьма высокое напряжение сигнала на выходе. Напряжение сигнала на выходе оптической головки составляет 40 мВ, от 10 до 100 раз выше по сравнению с ММ/МС-головками, т.е. высокий уровень сигнала может быть поучен с помощью подвижной системы с очень малой массой. Это важное преимущество по сравнению с ММ/МС-головками, которые требуют передачи очень слабых сигналов по проводке тонарма, подверженных внешним наводкам и страдающих потерями. Выходной сигнал высокого уровня оптического звукоснимателя намного более стабилен и в гораздо меньшей степени подвержен внешним воздействиям.
Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.
Задачей картриджа проигрывателя винила является преобразование механических колебаний этой иглы в электрический сигнал. В дальнейшем, пройдя несколько стадий усиления и преобразования, именно он превратится в звук из колонок. Поэтому к выбору звукоснимателя нужно подойти очень внимательно.
Сохранить и прочитать потом —
Тип звукоснимателя
По принципу действия звукосниматели подразделяются на MM (с движущимся магнитом) и MC (с движущейся катушкой). Первые обеспечивают сигнал более высокого уровня, имеют сравнительно скромную стоимость и блок иглы в них, как правило, можно менять. Зато вторые в силу конструктивных особенностях лучше звучат, за что и ценятся аудиофилами. При выборе картриджа нужно учитывать, что MM и MC-модели требуют различных фонокорректоров по коэффициенту усиления и нагрузочным характеристикам. Поэтому нужно определить подходящий для вашей системы тип, в зависимости от имевшегося в системе фонокорректора. Можем сразу подсказать, что для проигрывателей винила начального и среднего уровня предпочтительными будут MM-звукосниматели. Так, одной из самых удачных моделей головок данного типа с очень выгодным соотношением качества и цены является Ortofon 2M-Red.
Отдельно стоит упомянуть звукосниматели MC-типа, которые в силу специальных конструктивных решений развивают выходной сигнал, близкий по уровню к ММ-головкам. Хорошим примером такой модели является картридж Sumiko Blue Point Special EVO III H. Однако надо учесть, что при формальной поддержке стандартного для ММ входного импеданса фонокорректора 47 кОм, электрические характеристики (внутренний импеданс и выходное напряжение) подобных моделей немного отличаются от MM-головок. Поэтому такие картриджи желательно использовать с фонокорректорами, позволяющими экспериментировать с настройками входного импеданса.
На игле
Существуют и более экзотические типы заточки игл, встречающиеся в дорогих моделях звукоснимателей. Однако для большинства меломанов оптимальным выбором могут стать картриджи именно с эллиптическими иглами.
Алмазную иглу удерживает специальный миниатюрный рычажок, называемый кантилевером. Его задача – как можно точнее передать механические колебания с той стороны, где расположена игла, на противоположную, где находятся магниты (в MM-головках), или катушки (в MC). Отсюда следует, что кантилевер должен быть как можно более легким и в то же время жестким, чтобы работать точно, и в то же время не создавать паразитных вибраций. На это влияет материал, размер и форма данного элемента картриджа. Обычно в качественных головках кантилевер представляет собой алюминиевую трубочку, однако в моделях высокого класса он может быть изготовленным из бора, карбона или каких-нибудь металлических сплавов.
С иглой связана еще одна хитрость. Иногда в названии модели картриджа рядом с обозначением типа заточки может стоять еще одно слово – Nude. Оно означает, что игла полностью выполнена из цельного алмаза и закреплена на кончике кантилевера (на рисунке вариант a). Альтернативным решением является использование металлического стержня с алмазным наконечником (вариант b), что позволяет сэкономить на размерах последнего и сделать картридж дешевле. Однако с точки зрения качества звука иглы Nude предпочтительнее, так как менее склонны к возникновению паразитных резонансов. Игла такого типа установлена, например, в MC-звукоснимателе Ortofon Cadenza Red, который ценится среди меломанов за точный и сбалансированный звук.
Тонармы бывают разные
По способу монтажа к тонарму звукосниматели можно разделить на два основных типа. Самым популярным является крепление картриджа к держателю (шеллу) тонарма с помощью двух винтов. Расстояние между отверстиями на шелле и корпусе звукоснимателя стандартизовано, и составляет полдюйма. Есть также картриджи, которые стыкуются к торцевой части тонарма, если последний поддерживает именно этот тип подключения. Эти картриджи могут быть или уже установлены на шелл (P-Mount), или иметь конструкцию, аналогичную моделям Ortofon серии SPU.
Законы механики
Важным механическим параметром звукоснимателя, на который нужно обращать внимание – трекинг. Он показывает, с какой максимальной амплитудой может перемещаться игла в дорожке пластинки до того, как в звуке появятся искажения. Эта величина измеряется в микрометрах (мкм), и чем она больше, тем лучше.
Для определения совместимости картриджа и тонарма необходимо обратить внимание на два параметра. Первый называется податливость и измеряется как соотношение микрометр на микроньютон (мкм/мН) либо см/дин х 10-6. Оптимальная податливость картриджа для проигрывателя зависит от эффективной массы установленного на нем тонарма (см. таблицу).
Иными словами более жесткие (с малой податливостью) картриджи нуждаются в тяжелых тонармах и наоборот. При невыполнении этого требования в звуке появятся искажения, вызванные резонансами. Самые любознательные могут вычислить резонансную частоту своей системы:
F = 159/?((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:
Mэф — эффективная масса тонарма в граммах (см. спецификацию производителя);
Mг — масса головки в граммах (см. спецификацию производителя);
Mк — масса крепежа, примерно 0,5 г, но можно взвесить самостоятельно;
С — податливость кантилевера в см/дин х 10-6 (см. спецификацию производителя).
Желательно, чтобы резонансная частота оказалась в области инфразвука, но не слишком низко, около 10 — 14 Гц, иначе у коробленых пластинок будет страдать устойчивость иглы в канавке. В то же время следует избегать резонанса системы на более высоких частотах, поскольку на 20 Гц официально начинается рабочая область фонограммы.
Вторым параметром, влияющим на совместимость картриджа с тонармом, является вес. Он должен попадать в диапазон регулировки противовеса, иначе тонарм не удастся сбалансировать. И, разумеется, при настройке проигрывателя необходимо убедиться в том, что установленная прижимная сила для головки совпадает с рекомендованной изготовителем.
Поиск новых впечатлений от звука как никогда обострился за время самоизоляции и вынужденной работы на удалёнке. Если все плейлисты и альбомы уже заслушаны до дыр, то волей не волей захочется чего-нибудь нового. Почему бы не попробовать винил?
Как это сделать с минимальными знаниями, без лишних сложностей и без огромных денежных трат — я расскажу вам в этой статье, написанной на основе личного опыта, а также опыта моих коллег и друзей.
Если вы уже решили или только задумались собрать систему для прослушивания пластинок, то почитав форумы или посмотрев ролики с советами бывалых пользователей, вы, скорее всего, подумаете, что сборка такой системы — штука страшная.
Помимо приличной вертушки (обязательно со сменной головкой звукоснимателя, регулируемым тонармом, увесистым корпусом, стеклянным или стальным опорным диском и так далее) эксперты-аудиофилы посоветуют вам купить хорошие фонокорректор, усилитель, пассивные колонки и дополнить всё это дорогущими проводами. Цена на такой набор может доходить просто до бесконечности.
Но что если я скажу вам, что чтобы приобщиться к винилу не нужно делать так много лишних движений, и можно собрать систему, которая будет работать сама по себе, занимать минимум места и выглядеть красиво?
Зачем и для чего
Раз вы читаете эту статью, то, скорее всего, хотите просто слушать музыку в хорошем качестве на хорошем проигрывателе, и чтобы он не стоил как крыло от самолёта. Теперь вам предстоит определиться — а что именно вы собираетесь слушать на виниле? Старые записи 60-80-х годов, что-то из 90-х или нулевых? Или вы слушаете только современную музыку?
Старые записи гораздо требовательнее к качеству системы. Современные же записи почти все изначально цифровые, а на винил записываются по большей части для красоты, на радость коллекционерам и фанатам. Конечно, звучание таких записей будет сильно лучше чем в любом стриминговом сервисе (включая Hi-Res стриминг), но до старой аналоговой классики ему будет ой как далеко.
Из этого сразу же вытекает вопрос: сколько вы готовы потратить на свою систему? Не больше 20 тысяч? Не больше 50? Не меньше 100? Раз вы читаете эту статью, то наверное хотите взять что-нибудь попроще и подешевле, поэтому переходим дальше.
Автоматика или ручное управление
Существуют даже проигрыватели с электронным переключением скоростей — это вам пригодится, если вы собираетесь слушать не только стандартные 12-дюймовые пластинки, но и 7-дюймовки.
Автоматическое управление будет особенно актуально для всех, у кого есть маленькие дети, и кто не хочет чтобы они лезли в проигрыватель без спроса — ведь достаточно просто нажать на кнопку и увидеть как тонарм сам по себе встаёт на пластинку и музыка начинает играть. Чистая магия!
В полностью ручном управлении, конечно, есть своя прелесть, но все автоматические варианты, как правило, позволяют делать всё то же самое и руками, так что автоматика — это просто дополнительная возможность и неплохая защита от неумелых рук или постороннего вмешательства.
Нужен ли проигрывателю Bluetooth?
Многие пользователи так устали от проводов, что начали требовать от брендов виниловые проигрыватели с поддержкой Bluetooth. На первый взгляд, это максимально странная затея, потому что никакой прелести и качества аналогового звука вы в таком случае не получите.
Главное, чтобы было кому переворачивать пластинки, пока вы играетесь с уточками.
Встроенные или внешние компоненты
Если вы не хотите ломать себе голову подбором фонокорректоров, усилителей или ресиверов для пассивных колонок (которые тоже надо ещё суметь подобрать, ведь любые колонки лучше сперва послушать), то на помощь вам придут активные колонки со встроенными усилителями и проигрыватели со встроенными фонокорректорами.
Тут можно возразить, что встроенные решения всегда хуже выделенных, но всё зависит от цены — если вы готовы потратить 20-25 тысяч на колонки и 20-25 тысяч на проигрыватель, то вариантов с хорошими встроенными компонентами вы найдёте массу, и ещё больше — за большие деньги.
Куда и к чему подключать
Обязательно обратите внимание на наличие всех необходимых портов в ваших будущих колонках и подумайте к чему кроме винила вы ещё захотите их подключить.
На какие устройства стоит обратить внимание
Я перечитал кучу статей, посмотрел множество обзоров, пообщался с друзьями и коллегами, и остановился на нескольких моделях проигрывателей и колонок с более-менее адекватными ценами (от 13-15 тысяч до 30 тысяч рублей за проигрыватели и от 7 до 27 тысяч за колонки) и приличными характеристиками.
Проигрыватели
Teac TN-180 BT — популярный проигрыватель начального уровня, который выглядит и звучит дороже, чем стоит;
Sony PS-LX310BT — минимализм и простота с оптимальной функциональностью для чайников;
Pro-Ject T1 — наверное, лучший стартовый проигрыватель для тех, кому хочется чего-то более аудиофильского по виду и по звуку;
Rega Planar 1 — начальный проигрыватель топового бренда без фонокорректора и с полностью ручным управлением.
Колонки
- активная компьютерная акустика Edifier R1280T/R1280DB/R1280DBs, Audioengine A2+ BT и активная полочная акустика Audio Pro Addon T14;
- активные мониторы JBL 305P Mk2, JBL 104 или 104 BT и Yamaha HS5/HS7;
- беспроводные колонки с AUX или RCA: Harman/Kardon SoundSticks 4, Marshall Stanmore II;
- пассивная полочная акустика Dali Spektor 1/Spektor 2 и KEF Q150.
Взвесив все за и против, и ответив себе на вопросы, поднятые в начале статьи, я остановил выбор на проигрывателе Sony PS-LX310BT и активных колонках Audioengine A2+ BT — во многом из-за дизайна проигрывателя и размера колонок, которые идеально вписываются в домашний интерьер и не занимают много места.
Также этот проигрыватель подкупил меня автоматическим управлением, наличием встроенного фонокорректора и возможностью выбора одного из трёх вариантов усиления звука. Это безумно полезная штука, если вы будете слушать не только новые пластинки, но и старые, гораздо более тихие, зачастую.
Размер и внешний вид колонок, на самом деле, может стать куда более определяющим фактором, чем сам проигрыватель, потому что далеко не всегда то, что хорошо звучит в шоу-румах или рекомендовано к покупке экспертами-аудиофилами, будет хорошо смотреться у вас дома и не будет занимать кучу места. Особенно если помимо полочной акустики вы захотите взять себе ещё и сабвуфер.
Таким получился мой личный опыт. Почитать подробнее про другие замечательные колонки и проигрыватели вы можете по ссылкам ниже.
И вот ещё одна хорошая подборка, которая не хочет красиво встраиваться.
Также советую вам обратить внимание на канал, где можно оценить примерный характер звучания совершенно разных колонок и понять что вам больше подходит без походов по магазинам аудиотехники.
Надеюсь, что мой опыт оказался для вас полезным, ну а если вы в корне не согласны с написанным или считаете, что винил нужно слушать только на серьёзных дорогих системах, где нужно всё регулировать руками и тщательно подбирать компоненты, то я могу только позавидовать вашему количеству свободного времени и вашему усердию.
Наверняка, оно и правда того стоит, но даже если вы соберёте недорогую систему и уложитесь в 20 тысяч рублей, то останетесь довольны и отроете дивный новый мир совершенно другого звука. Неприятный побочный эффект здесь только один — следом вы начнёте тратить баснословные суммы на пластинки.
Читайте также: