Опора для ползания своими руками
— как правильно использовать игрушки для стимулирования и развития ползания у ребенка, как создавать своей рукой опору для отталкивания ребенка в первых попытках ползания.
В этой статье мы продолжим разговор о том, как научить ребенка ползать и научимся:
— делать с малышом комплекс гимнастики,
— проводить разработанные специалистами для деток младенческого возраста подвижные игры для обучения малыша умению ползать.
Как научить ребенка ползать: базовый комплекс гимнастики
Мы уже с вами знаем, что гимнастика позволяет развить мышцы ребенка и подготовить его к ползанию и другим видам движений. Гимнастика не только готовит ребенка к ползанию и учит ползать, она очень полезна для физического и для общего развития ребенка.
Как проводить гимнастику из этой статьи:
— Гимнастику никогда не проводят на голодный желудок или если ребенок капризничает и плачет, плохо себя чувствует.
— Нужно обеспечить свежий воздух в комнате.
— Руки взрослого должны быть теплыми и чистыми.
— Браслеты, наручные часы и кольца надо снять.
— Главное правило – никакой боли и никаких неприятных ощущений, только приятные ощущения! И совместная радость взрослого и ребенка!
— Во время гимнастики взрослый разговаривает с малышом ласково, называет его по имени, читает рифмовки.
— Продолжительность гимнастики для ребенка в возрасте с 6 месяцев – до 10-12 минут. Каждое упражнение сначала проводится 2 раза, затем количество повторений увеличивается до 6-8 раз.
Описание комплекса гимнастики для детей 6-9 месяцев
Этот комплекс развивает мышцы рук, ног, туловища малыша и помогает подготовить малыша к ползанию и научить его ползать.
Сначала привлекаем внимание ребенка потешкой, ласковым разговором. Можно проводить упражнения и под счет, что будет способствовать развитию чувства ритма у малыша.
Упражнение 1. Попеременное сгибание и разгибание ног.
Ребенок лежит на спинке. Обхватите голени ребенка и попеременно сгибайте и разгибайте их в различном темпе, имитируя ходьбу и бег.
Вариант Б. Ходьба и бег.
Ребенок лежит на спинке ножками к Вам. Обхватите ножки малыша в нижней части голени. Дайте опору для стопы: большие пальцы должны быть вдоль наружной поверхности голеней ребенка, мизинцы опираются в стопы малыша. Остальные Ваши пальцы лежат на задней поверхности голени.
Сгибайте попеременно ножки ребенка в коленях и тазобедренных суставах как будето он идет, затем – бежит. Темп попеременно то ускоряется, то замедляется.
Если в упражнении малыш сопротивляется разгибанию, то легко погладьте его ножки над коленями от бедер к стопам. Если малыш сопротивляется сгибанию, то погладьте легко его под коленями.
Оба варианта нужны и полезны для малыша и не заменяют один другого .
Упражнение 2. Ползание. Учим малыша отталкиваться.
Ребенок лежит на животе. Обхватите обе стопы ребенка своей левой рукой так:
большой и средний палец Вашей левой руки обхватывает обе стопы, а указательный палец находится между ступнями.
Упражнение 3. Присаживание
Слова должны быть одинаковыми каждый раз, чтобы малыш их узнавал и запомнил.
Когда малыш сядет, проведите своими пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спинки.
Можно делать упражнение и в другом варианте:
Малыш лежит на спинке. Дайте ему обхватить большие пальцы ваших рук и легко потяните, побуждая его сесть, а потом снова лечь.
Сначала делаем упражнение один раз, потом доводим количество повторений упражнений до 3- 4 раз.
Упражнение 4. Поднимание выпрямленных ножек ребенка.
Ребенок лежит на спине. Обхватите голени ребенка снизу так, чтобы Ваши большие и указательные пальцы держали голени, а ладони были обращены к ребенку. Остальные свои пальчики положите на колено ребенку. Затем поднимите выпрямленные ножки малыша вверх до вертикального положения и медленно опустите их.
Упражнение 5. Приподнимание туловища с поддержкой за выпрямленные руки. Подготовка к ползанию.
Ребенок лежит на животе. Дайте малышу обхватить ваши большие пальцы своей ручкой, поддержите его кисти остальными своими пальцами.
Отведите выпрямленные ручки ребенка в стороны, а затем поднимите прямые ручки вверх на уровень ушей. Малыш при этом поднимает голову вверх – назад. При этом он упирается стопами в Ваш живот. Продолжайте нежно поднимать его до положения стоя на коленях.
Упражнение 6. Бокс с кольцами.
Возьмите два пластмассовых кольца. Дайте ребенку схватиться за кольца руками: одно кольцо – в одной руке ребенка, другое – в другой. Попеременно сгибайте и разгибайте руки малыша.
Упражнение 7. Упражнение по стимуляции ползания к игрушке.
Это упражнение проводится с малышом, когда он еще не начал ползать. Как только малыш начнет ползать, упражнение можно не делать, а просто предоставить ребенку возможность активно ползать.
В упражнении работают мышцы спины, позвоночника, ног, рук и плечевого пояса.
Положите малыша на живот, ножки его согнуты. Ребенок лежит ножками к Вам.
После нескольких таких движений придержите ножки малыша в положении сгибания и дайте ему возможность самому оттолкнуться от Вашей руки до полного разгибания ножек. В результате тело малыша немного продвинется вперед.
Для стимуляции нового отталкивания положите перед малышом привлекательную игрушку и проделайте то же самое.
Как научить ребенка ползать: упражнения на фитболе
Вам понадобится для упражнений фитбол размером примерно 60 см без рогов и без ушек, без пупырышков и без шипов на поверхности. А также Вам понадобится поддержка папы ребенка в проведении с ним гимнастики. На поверхность мяча положите чистую пеленку. А на нее – малыша.
Приведенные ниже упражнения можно делать для подготовки мышц малыша к активному ползанию с возраста 5-6 месяцев.
Упражнение 1: для развития координации ножек ребенка и подготовки малыша к ползанию
Малыш лежит на мяче на пеленке на животике. Взрослый находится за мячом, удерживая ребенка за голени обеими своими руками.
Как это правильно делать:
Так и дальше руки передвигаются вперед – назад, удерживая ножки ребенка. Ножки ребенка передвигаются попеременно.
Можете приговаривать малышу строчки плавно и ритмично, протягивая гласные и слоги:
Упражнение 2: для развития тазобедренных суставов
Упражнение обязательно делают с малышом одновременно и папа, и мама, так как мяч в нем не фиксирован! И два взрослых нужны для безопасности проведения упражнения.
Папа стоит за мячом, малыш лежит на пеленке на мяче ножками к папе на животе. Мяч не фиксируется.
Мама во время упражнения находится по стороны головы ребенка и ловит малыша за ручки, страхуя его и стопоря мяч.
Вы можете использовать по ходу этого упражнения старую пестушку, в которой ранее отображалось перетягивание льна. Произносим напевно по слогам, растягивая гласные в слогах, в ритм упражнения.
Тяни холсты, потягивай!
В коробочку накладывай!
Это папе холст, это маме холст, это деде холст, это бабе холст.
А это Ванечкин (Катюшин, Костин и т.д. – называем имя ребенка) холст.
А вот этот холст с мышиный хвост!
Или можете придумать свою пестушку:
Калачики – калачики,
Едет Ваня на мячике.
А белочка в тележке
Щелкает орешки!
Можно также пропевать малышу во время выполнения упражнения песенку о лягушке:
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Вытянувши ножки: ква-ква-ква-ква,
Скачет по дорожке: ква-ква-ква-ква!
Упражнение 3: развития силы рук малыша, необходимой для ползания на четвереньках
Малыш лежит на пеленке на мяче животиком вниз. Взрослый встает перед мячом лицом к лицу малыша и фиксирует ручки ребенка своими руками. Локтями взрослый удерживает мяч.
Как правильно захватить ручки ребенка в этом упражнении для подготовки к ползанию: малыш держит Вас за большие пальцы рук своими пальчиками рук, а Вы крепко держите – фиксируете запястье ребенка другими своими четырьмя пальцами (указательным, средним, безымянным и мизинцем).
Выполните покачивание мяча от себя и как бы оттолкните малыша, чтобы он разогнул свои ручки в локтях и словно потянулся назад на мяче назад. После этого качните мяч на себя. Малыш при этом как бы подтягивается вперед, сгибая ручки.
Последовательность усложнения этого упражнения:
— Сначала малыш просто лежит на животе на мяче. Упражнение проводится за счет инерции мяча. Когда Вы почувствуете, что малыш понял, что надо крепко держаться за Ваши руки, то покачайте его на мяче. Следите, чтобы он сам крепко сжимал Ваши большие пальцы и держался.
— После этого Вы можете делать упражнение в полном варианте: малыш сам держится крепко за Ваши руки, сгибает их и подтягивается на руках, как бы толкая при этом мяч.
Во время упражнения, когда оно уже освоено, можно говорить слова:
Ай, качи-качи-качи!
Под подушкой – калачи!
В ручках – прянички!
В щечках – яблочки!
Как научить ребенка ползать: игры и игровые упражнения
Прежде чем проводить игры, описанные ниже, внимательно прочитайте описание из предыдущей статьи о ползании (ссылка на нее дана выше) о том, как правильно использовать игрушки для стимулирования ползания у малыша. И начинайте играть и получать от игр удовольствие, развивая малыша с радостью и получая от этого вдохновение и новые идеи. Придумывайте свои игры, делитесь ими, приобщайте к придумыванию игр родственников, старших братьев и сестер малыша.
Длительность одной игры: 3-5 минут.
Для того, чтобы стимулировать малыша к ползанию используют яркие музыкальные звучащие и заводные игрушки, которые привлекут его внимание.
Игра 1. Доползи до погремушки (для детей с 7 месяцев)
Таких циклов в игре может быть от 2 до 4. Каждый раз взрослых хвати малыша и меняет свое местонахождение в комнате.
Игра 2. Ползаем с препятствиями: учим ползать на возвышение и спускаться с него
Положите на пол плоскую подушку (из поролона). Это может быть плоская диванная подушка или плоская деталь Вашего дивана или софы. Покажите игрушку, например, птичку, которая прилетела на эту подушку и прыгает – скачет сейчас на ней, привлекая малыша к себе. Малыш ползет и забирается на возвышение вслед за игрушкой. А потом вслед за ней сползает с него.
Можете выложить целую дорожку из диванных подушек. Можно делать препятствия в виде стула или других крупных предметов, вокруг которых нужно проползти чтобы достичь цели.
Игра 3. Догони мяч (для детей, умеющих ползать, с 8 месяцев и старше)
Это игра для тех детей, которые уже научились ползать и используется для совершенствования этого умения.
Игра 4. Найди лялю (с 7-8 месяцев)
Игру можно повторить 3-4 раза подряд, пряча игрушку в разных местах комнаты.
Для игры используется кукла без парика (с вылепленным париком) или пластмассовая или текстильная, безопасная для ребенка и пригодная к тому, чтобы он ее обследовал и изучил со всех сторон.
Игра 5. Догони, догони (Догоню, догоню)
Игра 6. Воротца
Соорудите из стульев или стола или другого подручного домашнего материала воротца. Покажите малышу, как проползать в воротца, при этом малыш не сразу поймет, что Вы делаете и может ползти рядом с Вами. После этого положите игрушку за воротца, чтобы малышу было интересно проползти через воротца и ее достать.
Игра 7. Волчок
Привлеките внимание малыша к себе – позовите его. И запустите цветной волчок (деревянный волчок или музыкальный детский волчок). Малыш делает попытки подползти к волчку.
Игра 8. Заводная игрушка
Покажите малышу на полу любую заводную яркую игрушку в действии. Пусть он сначала понаблюдает за ней издалека. Затем придвиньте игрушку к малышу (расстояние зависит от умения ребенка ползти: для малышей, которые еще учатся ползти – так, чтобы он быстро ее мог схватить, для умеющих ползать детей – на расстояние 1-2 метра). Хвалите малыша.
Игра 9. Соревнование
Это игра – соревнование в ползании между взрослым и малышом.
Игра 10. Прятки с игрушками
Возьмите яркие платочки (яркие лоскутки ткани) и разные звучащие предметы и игрушки, интересные для ребенка. Разложите на полу в разных местах комнаты звучащие игрушки и накройте их платочками так, чтобы из-под платочка был виден небольшой кусочек игрушки.
Еще о развитии ползания у ребенка первого года жизни Вы найдете ценную информацию в других статьях сайта:
— Когда ребенок начинает ползать (календарь развития ползания, индивидуальные различия в ползании, почему так важно правильное ползание ребенка и что это такое).
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"
Многие знакомы с обучающими карточками Гленна Домана. Однако он придумал не только их, но еще и разные средства для реабилитации детей.
При родах у дочери произошла асфиксия из-за аспирации околоплодными водами с меконием. Для такого диагноза, я считаю, что дочь легко отделалась. Но поликлиника стала нашим домом на 8 месяцев. Подробнее об этом я рассказывала в статье:
Физическое развитие дочери меня очень волновало. Было не известно, как асфиксия отразится на её здоровье, и рисковать не хотелось. Помимо массажей и гимнастики, которые мы делали в поликлинике и дома, я решила приобрести еще и трек Домана.
Забегая вперед, я хочу сказать, что трек Домана - это отличный тренажер для физического развития малыша. Дочь училась на нем не только ползать, но и садиться (держась за бортиками руками), и вставать у опоры (опять же держась за бортики). А еще мы использовали его как горку, чтобы кататься, и для бега по наклонной поверхности. 33 удовольствия, короче. ?
Так как информации, на момент написания статьи, про трек Домана маловато, букв будет много. ? Сначала расскажу в общих чертах для чего задумывался трек, а затем, как мы его использовали.
Кто такой Глен Доман:
Гленн Доман это американский врач-физиотерапевт, автор восстанавливающих методик для детей с поражениями нервной системы и обучающих методик для всех детей. Доман наибольшее внимание в своей системе уделял физическому развитию, так как оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка.
Трек для ползания был придуман для того, чтобы дети с поражением мозга, отсутствием ползательного рефлекса и патологическим тонусом в мышцах смогли научиться делать это.
Для кого предназначен трек:
Данное приспособление может использоваться как здоровыми малышами, так и имеющими проблемы со здоровьем (гипоксия в родах, органические повреждения мозга, ДЦП, перинатальное поражение ЦНС).
Среди моих родственников много педагогов и поэтому мне известно, что большинство популярных методик по развитию детей разрабатывалось для детей с проблемами (умственно отсталых, ДЦП, слепоглухонемых и так далее). Это и методика Гленна Домана (Вундеркинд с пеленок, Умница), и методика Марии Монтессори.
9. Мозжечок новорожденного в среднем весит 21–23 г.. Выраженное увеличение мозжечка отмечается между 5-м и 11-м месяцами жизни, когда ребёнок учится сидеть и ходить. Масса мозжечка новорожденного составляет около 20 г, в 3 месяца она удваивается, в 5 месяцев увеличивается в 3 раза, в конце 9-го месяца — в 4 раза. к одному году 84–94 г, а в 15 лет – 150 г. Мозжечок отвечает за координацию движений, однако, последними исследованиями доказано, что мозжечок определяет и скорость мысли. Наверняка, и в вашем окружении есть люди, которые молниеносно делают выводы и находят решения, а есть “тугодумы”?
10. Во время физических упражнений в гиппокампе образуются новые нервные клетки. Исследования показали, что во время физических упражнений ускоряются химические реакции и гиппокампе и в передней части мозга, отвечающей за овладение когнитивными навыками.
Общие сведения про занятия на треке
Трек появился у нас в 1,5 месяца . Сам Гленн Доман говорил, что можно начать заниматься от рождения до 6,5 лет (для детей с дцп). Физиотерапевты и массажисты не рекомендуют заниматься какими-либо упражнениями с ребёнком до исполнения 1 месяца.
Относительные медицинские противопоказания: значительно выраженные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций верхних конечностей; значительно выраженные нарушения статики и координации движений (гиперкинетические, атактические нарушения); значительно выраженные нарушения психических функций, проявляющиеся выраженным интеллектуальным дефектом и/или значительно выраженными нарушениями регуляции поведения; наличие эпилептических припадков с нарушением сознания, резистентных к терапии.
В конструкции опоры предусмотрены следующие регулировки:
Мой ребенок не ползает на четвереньках
Значение ползания на четвереньках сложно переоценить. Именно в этом положении у ребенка формируются навыки опоры на прямые руки, укрепляются мышцы спины, формируется способность к поочередным движениям конечностей. В результате этого идет активная подготовка к стоянию и ходьбе.
Нередко родители мотивируют отказ пускать ребенка на пол тем, что пол холодный, теснотой в квартире, наличием домашних животных. Но ползание на четвереньках – слишком важный этап развития, чтобы им пренебрегать. Позаботьтесь о безопасности малыша, ликвидировав сквозняки, убрав мелкие предметы и всё, что может упасть, заглушив острые углы и розетки. Ежедневно делайте влажную уборку, а после пребывания на полу мойте ребёнку руки.
Исходное положение – на руках, лицом вперёд.
Хватом за голени (все пальцы впереди) подтягиваем поочерёдно обе ноги к животу
Наклоняемся вместе с ребёнком и ставим его на стопы, расположенные чуть шире плеч, параллельно друг другу. Колени при этом широко раздвигаем, грудью и животом толкая корпус ребёнка вперёд, вынуждая малыша опереться на ручки/
Если стопы ребёнка разворачиваются наружу, корректируем их положение мизинцами, ставя их параллельн.
Ставим ручки ребёнка чуть дальше вперёд и переносим руки на бёдра, раздвигая их, большие пальцы вместе с Вашим животом при этом фиксируют поясницу. Если малыш не прикладывает больших усилий, чтобы выпрямить ноги и поднять таз, можно отстраниться, контролируя позицию только с помощью рук.
При появлении ощущения, что малыш сохраняет положение без помощи, пробуем его отпустить.
Исходное положение – стоя на четвереньках.
Поднимая одно из бёдер, ставим ногу на стопу, другую ногу вытягиваем назад/
Удерживаем ребёнка в таком положении, стимулируя подъём головы вверх.
Конечной целью данного упражнения является самостоятельная стойка/
По мере того, как малыш привыкает к положению на четвереньках, он начинает с удовольствием раскачиваться вперед-назад. Высокоамплитудные раскачивания - признак скорого начала ползания.
Ползающий на четвереньках малыш обучается этому постепенно. Сначала формируется правильное чередование движений руками и ногами (фазы шага): правая рука – левая нога – левая рука – правая нога. Затем, постепенно нарастает скорость ползания, дистанция и время ползания в течение дня.
Необходимо обратить внимание на принципиально важный момент!
Во время обучения ползанию нужно исключить все искусственно создаваемые вертикальные позиции, связанные с опорой на ноги: ходьба за руки, использование ходунков, прыгунков – всё то, что способствует повышению мышечного тонуса в ногах.
Эффективнее делать упражнения 5-7 раз в день по 5-7 минут, чем 1-2 раза в день по полчаса. При этом ребенок меньше утомляется, и навык скорее формируется.
Если Ваш малыш справился со всеми упражнениями, но не пополз, не торопите его и не переживайте – он сделает это очень скоро.
Читайте также: