Октавер для гитары своими руками
Звукосниматели, микшеры, гитарные примочки, эквалайзеры, ревербераторы, терменвокс, усилители, электроорганы.
Адаптеризация губной гармоники (РАДИО №1 1965),
пьезоэлектрический звукосниматель, предусилитель и вибрато на лампах:
Пьезо- и фото- звукосниматели для инструментов с неметаллическими струнами (РАДИО №3 1969):
Электромагнитные звукосниматели для гитары (РАДИО №5 1968):
Металлические струны в качестве звукоснимателя гитары (РАДИО №4 1970):
Высокочастотный звукосниматель для гитары (РАДИО №10 1970):
Электромагнитные звукосниматели для струнных инструментов (ВРЛ №33 1969)
Простой микшер с тремя входами (РАДИО №4 1968):
Моно/стерео микшер на четыре входа (РАДИО №7 1968):
Универсальный микшер на три входа (РАДИО №11 1969):
Микшер на полевых транзисторах (два входа) (РАДИО №10 1971):
Схема эффекта "вибрато" на лампах (РАДИО №5 1969):
Электронный вибратор (на лампах) для электрогитары (ВРЛ №27 1966):
Схема эффекта "вибрато" на транзисторах (РАДИО №6 1969):
1969-06-vibrato.jpg
Схема эффекта "вибрато" на транзисторах (РАДИО №3 1970):
1970-03-vibrato.jpg
Вибрато на полевом транзисторе (РАДИО №8 1970):
Амплитудно-фазовое вибрато (РАДИО №7 1970):
Балансные амплитудные вибрато на лампах и на транзисторах (РАДИО №4 1971):
"Распылитель" для электрогитары (РАДИО №7 1971):
Делитель частоты для электрогитары (РАДИО №5 1970):
Блок эффектов "фузз", "вибрато", "квакушка", имитатор ревербератора и умножитель частоты на транзисторах (ВРЛ №71 1980):
1980vrl71_26-effects.djvu
Эффекты "дистошн", "скваер" и "двухточечный унисон" на транзисторах (ВРЛ №89 1985):
1985vrl89_13-effects.djvu
Ламповый пятиполосный эквалайзер (РАДИО №10 1968):
Четырехполосный двухканальный эквалайзер на ОУ (ВРЛ №69 1980):
1980vrl69_16-4band-equ.djvu
Пружинный ревербератор (РАДИО №6 1965):
Пружинный ревербератор (РАДИО №5 1968):
Пружинный ревербератор для гитары (РАДИО №7 1971):
Схема Терменвокса на лампах (РАДИО №10 1964):
Схема Терменвокса на транзисторах (РАДИО №10 1965):
Новое о Терменвоксе (ВРЛ №44 1974):
Ламповый усилитель мощностью 100 Ватт (РАДИО №12 1964):
Транзисторный усилитель мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1969):
1969-02-amplifier-50W-1.jpg
1969-02-amplifier-50W-2.jpg
1969-02-amplifier-50W-3.jpg
Ламповый усилитель мощностью 12 Ватт (РАДИО №12 1966):
С блоком - экспандером динамического диапазона.
Был собственноручно изготовлен и использовался для гитары в домашних условиях.
Простой ламповый усилитель мощностью 6 Ватт (РАДИО №3 1967):
1967-03-amplifier-6W.jpg
Транзисторный усилитель мощностью 15 Ватт (РАДИО №6 1969):
Электромагнитный датчик и ламповый усилитель с амплитудно-фазовым манипулятором для гитары (РАДИО №7 1967):
Транзисторный усилитель для гитары-соло мощностью 50 Ватт (РАДИО №2 1971):
Транзисторный усилитель мощностью 46 Ватт (РАДИО №6 1971):
Схемы промышленных ламповых усилителей УМ-50 и УМ-50А (мощностью 50 Ватт):
Промышленный транзисторный усилитель "РАДУГА" мощностью 25 Ватт (РАДИО №11 1971):
Ламповый усилитель мощностью 10 Ватт (ВРЛ №37 1971):
Ламповый стереоусилитель мощностью 2х20 Ватт с магнитофонным ревербератором (ВРЛ №39 1972):
Транзисторный усилитель мощностью 35 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №44 1974):
Транзисторный усилитель мощностью 70 Ватт (В.Шушурин) (ВРЛ №56 1977):
Введение в педалостроение через сбор собственного фузза.
Есть много причин для того, чтобы собрать свою педаль эффектов для гитары: цена, поиск нужного звука, какие-то особенные пути прохождения сигнала или простое любопытство. Несмотря на то, что создание собственной обработки может показаться довольно сложным с технологической точки зрения процессом, реальность такова, что базовых знаний и понимания принципов электроники вполне достаточно для сборки своей кастомной педали гитарных эффектов.
Мы уже знаем, как собрать собственный педалборд и оборудовать студию самодельными акустическими звукопоглощающими панелями. С помощью этой статьи новички и любители узнают, как собрать свою педаль эффектов. Мы не будем вдаваться в глубокие дебри, а лишь расскажем, что потребуется для сборки, с чего начать и как провести макетирование, тестирование и сборку. В дальнейшем, желая развить свое мастерство в этом вопросе, вы сможете самостоятельно изучить профильную литературу или поискать необходимую информацию на просторах Сети.
Что нужно, чтобы собрать свою педаль эффектов?
Для того, чтобы собрать педаль эффектов, понадобятся отвертки, кусачки, плоскогубцы, поэтому первое и самое необходимое — это типовой набор инструментов. Приобрести его можно в любом строительном магазине. Также потребуется паяльник с тонким и с толстым жалом, припой, изолента и прочие вещи, необходимые для пайки (как и сам навык пайки).
Внутри любой аналоговой педали эффектов насчитываются десятки мелких деталей. Несмотря на это, реальное количество необходимых для сборки компонентов не так велико, как может показаться, да и разобраться в их предназначении довольно просто. Итак, нам понадобятся:
- Макетная плата VEROBOARD (STRIPBOARD);
- Тестовая плата BREADBOARD;
- Конденсаторы;
- Резисторы;
- Диоды;
- Транзисторы;
- Потенциометры;
- Кабели;
- Разъемы для подключения кабелей.
Макетная плата VEROBOARD (STRIPBOARD)
Макетная плата VEROBOARD (STRIPBOARD)
Перед тем, как браться за пайку и сборку, педаль нужно спроектировать. Для этого понадобится обыкновенная макетная плата Veroboard (Stripboard), часто используемая радиолюбителями для планирования будущих схем пайки.
Veroboard предназначена для воспроизведения любых схем без дополнительной практической и теоретической подготовки. Плата легко поддается резке, поэтому ее размер можно подогнать под будущее устройство, просто обрезав Veroboard ножницами, ножовкой, резаком для ножовочного полотна или другими подобными инструментами.
Одна сторона платы оснащена изолированными друг от друга прямыми полосами медной фольги, вторая предназначена для монтажа деталей и перемычек. Считается, что такой способ монтажа идеален для простых схем с одним или двумя чипами (микросхемами).
Схема макетной платы Stripboard
Stripboard отличается дешевизной: на AliExpress можно найти подобные платы от 300 рублей, в зависимости от продавца. При этом в Интернете есть обилие форумов, сообществ и сайтов радиолюбителей, где можно найти схемы распайки макетов для производства самых разнообразных эффектов. Это хорошее подспорье для тех, кто не хочет тратить огромные суммы денег на новые платы в случае порчи, выхода из строя или при неудачной распайке Veroboard.
Учтите, что работа с макетной платой требует внимательности и осторожности. Будьте готовы к тому, что с первого раза может ничего не получиться. Единственный совет: запастись терпением и Stripboard.
Резисторы
Резисторы — пассивные компоненты, контролирующие работу линейным образом. Резисторы противостоят потоку тока, создавая необходимые электрические условия для правильной работы всех остальных компонентов системы. Обычно резисторы имеют цветовую маркировку, состоящую из 4 или 5 колец разного цвета, которая сообщает о возможностях сопротивления компонента входящему току. В нашем случае такие маркировки можно проигнорировать.
Конденсаторы
Конденсаторы — еще один пассивный компонент системы, используемый в аудиосхемах. Конденсаторы полезны тем, что блокируют постоянный ток. Это исключает скачки напряжения в цепи и позволяет изолировать разные части аудиосхемы друг от друга. Они бывают двух типов: цилиндрические и сферические. Сферические конденсаторы имеют коннекторы на каждом конце сферы, в то время как цилиндрические обладают коннекторами на концах обеих ножек.
Конденсаторы бывают поляризованными. Если конденсатор неполяризованный, он может быть установлен в любом месте схемы; если конденсатор поляризованный, то он оснащается специальной схемой, сообщающей о его месте расположения.
Длинная ножка конденсатора — анод, короткая — катод. Обычно на катод наносят риску серого, белого или серебристого цвета для облегчения его нахождения.
Потенциометры
Потенциометр — это компонент, управляющий самой педалью, выключатель будущего устройства. Отчасти потенциометр можно считать резистором, так как его основная задача в том, чтобы делить электрическое напряжение, идущее по цепи. При использовании потенциометра, на схеме (плате) обычно имеются два деления. В зависимости от того, на какое из них повернут потенциометр, используется соответствующая цепь прохождения сигнала.
Помимо потенциометров существуют реостаты, которые в отличие от потенциометров регулируют не напряжение, а силу тока. К примеру, педаль ZVEX Fuzz Factory использует реостат, контролирующий суммарную силу тока в аудиосхеме устройства, а фузз Electro-Harmonix Big Muff оснащается потенциометром, соединенным с регулятором тона, который позволяет переключать работу фильтра с высокочастотного на низкочастотный, и обратно.
Диоды
Диоды — поляризационные компоненты, перенаправляющие ток в одном конкретном направлении. Помимо этого, диоды участвуют в формировании звуковой волны аудиоэффекта. К примеру, в том же Electro-Harmonix Big Muff основой дисторшна служат именно диоды.
Вместе с тем диоды могут исправлять форму сигнала при переходе с переменного на постоянный ток. Это важный момент, ведь сигнал электрогитары создается звукоснимателями за счет индукции переменного тока, а большинство компонентов аудиовоспроизводящих устройств используют постоянный ток.
ВНИМАНИЕ! Диоды очень восприимчивы к высоким температурам, поэтому требуют продуманной системы охлаждения.
Помимо обычных, существуют также LED-диоды, требующие наличие резистора между ними и источником электрического тока, чтобы избежать повреждений аудиоустройства. ю
Транзисторы
Транзисторы (полупроводники) — активный компонент, состоящий из трех частей или слоев: коллектора, базы (основы) и эмиттера. Слои расположены последовательно, а сам компонент может переносить заряды электричества с одних слоев на другие.
Транзисторы бывают двух полярностей: позитивной и негативной. В аудиосхемах находят применение биполярные транзисторы, усиливающие генерацию колебаний, то есть выступающие в роли обыкновенных усилителей. В некоторых случаях транзисторы используются в качестве элементов, переключающих ток.
ПОЛЯРИЗОВАННЫЕ И НЕПОЛЯРИЗОВАННЫЕ КОМПОНЕНТЫ Первостепенная задача состоит в том, чтобы разобраться, какие компоненты являются поляризованными, а какие нет. Помните, что поляризованные компоненты располагаются в определенных местах схемы/цепи, в то время как неполяризованные могут быть установлены где угодно.
Подготовка к сборке педали на тестовой плате
Чтобы понять принципы того, как собрать педаль эффектов, лучше всего подойдет схема самого простого фузза. Выбор этого эффекта обусловлен малым количеством компонентов, необходимых для создания педали.
Схема педали эффектов фузз.
Схема вполне наглядна: есть вход и выход, батарейка, а также конденсаторы, диоды, резисторы и джеки. На схеме:
- BATTERY — батарея 9В (крона);
- R1 — резистор;
- R2 — резистор/потенциометр, выступающий в роли ручки громкости, то есть регулирующий уровень выходного сигнала;
- Q1 — транзистор;
- D1 — диод (будет зацикливать сигнал);
- C1 — входной конденсатор;
- C2 — конденсатор, работающий как фильтр для поступающего сигнала;
- J2, J3 — входной и выходной джеки.
Для сборки понадобится 9 деталей (в скобках указано название на английском для упрощения поиска на eBay или AliExpress — прим.ред.):
- Макетная плата VEROBOARD (Veroboard plate) и тестовая плата (breadboard);
- 4,7 мкФ цилиндрический поляризованный конденсатор (4.7uF radial polarized capacitor);
- 22 нФ неполяризованный конденсатор (22nF non-polarized capacitor);
- Диод 1N914 (1N914 diode);
- Резистор на 10K (10K resistor);
- Транзистор MPSA18 (MPSA18 Transistor);
- Линейный потенциометр 100k (100k linear potentiometer);
- Два входа-разъема под кабель 6,3 Jack (Neutrik jack);
- Адаптер для батареи на 9В (9V battery clip).
Сборка тестовой платы
Прежде чем браться за макетную плату, создадим педаль на тестовом стенде, используя специальный тестер. С его помощью можно воспроизвести всю цепь прохождения сигнала и не бояться ошибок.
ПРОВЕРКА ПИТАНИЯ На тестовой плате всегда имеется шина питания, к которой можно подключить батарею на 9В, чтобы проверить не только саму схему работы, но и цепь питания. Обычно красная линия и красные провода обозначают само питание, а черные — заземление.
Для начала подключим к шине питания батарейку, соединив провода и линии одного цвета. Следом за этим поместим на тестер первый конденсатор (C1). Ножки конденсатора должны располагаться в разных отверстия. После этого подключите разъем джека одним кабелем к заземлению, вторым в любое свободное отверстие в том же ряду, что и конденсатор C1.
Установленный транзистор
Поместите на левую сторону платы транзистор MPSA18 (Q1) так, чтобы его ножки были в разных рядах (пронумерованы на плате). Если перевернуть плату гладкой стороной к себе, ножки транзистора должны быть расположены в следующем порядке — эмиттер, база, коллектор (слева направо).
Следующим элементом, который мы поместим на плату, будет диод 1N914. Поместите анод (ножку положительного заряда) в том же ряду, что и коллектор транзистора. Катод (ножку отрицательного заряда) должен быть расположен в том же ряду, что и анод конденсатора.
Установка диода на тестовую плату
Примечание: обычно катод диода помечается черной или серой линией.
При помощи провода соедините анод конденсатора C1 с базой (средней ножкой) транзистора Q1, помещенного на плату чуть ранее. С помощью второго провода соедините ножку эмиттера транзистора (самая левая) с заземлением. Наконец, при помощи еще одного кабеля подготовьте связь между коллектором транзистора (самая правая ножка) и противоположной стороной платы, куда мы поместим резистор.
Резистор R1 одной ножкой должен находиться в том же ряду, где проходит цепь питания (помечена красным), а второй быть установлен в любое свободное отверстие на плате. Именно ко второй ножке мы и подключим провод, который соединит резистор с коллектором транзистора. Напоследок, неподалеку от ряда с коллектором транзистора, поместим еще один конденсатор C2.
Теперь создадим возможность регулировки уровня громкости, подключив к плате потенциометр. Потенциометр имеет 3 входа, кабели от которого мы будем подключать следующим образом: самый правый кабель (pin 3) должен находиться в том же ряду, куда мы поместили конденсатор, а средний (pin 2) и левый (pin 1) кабели подключены в отдельных рядах в любые свободные отверстия.
Подключение потенциометра
Тестовый макет в сборе
Даже в таком тестовом виде будущий фузз можно использовать для обработки сигнала. Подключите гитару и поиграйте что-либо.
Перенос схемы на макетную плату (пайка)
После успешного тестирования и проверки работоспособности можно переходить к переносу схемы на макетную плату. Стандартные размеры Stripboard могут быть больше, чем требуется, поэтому все лишнее можно отрезать, уменьшив рабочую поверхность.
Обрезка макетной платы
Несмотря на изолированность медных полосок друг от друга, рекомендуется удалить те, что не задействованы в цепи. Сделать это можно небольшим сверлом, которое без проблем справится с медью и разорвет связь. Остатки меди лучше удалить.
После того как закончите пайку, а схема будет полностью перенесена на макетную плату, советуем еще раз проверить работоспособность педали.
Будущая педаль в собранном виде
Помещение платы в корпус и окончание сборки
После того, как схема будет перенесена и спаяна на макетной плате, можно переходить к финальному этапу — сборке корпуса. Для этого нам понадобится алюминиевая заготовка, купить которую можно на том же AliExpress за 300-500 рублей.
Алюминиевая заготовка корпуса с просверленными отверстиями
Определившись с расположением всех элементов внутри, просверлите в корпусе четыре отверстия: для разъема питания, входного и выходного джека, и регулятора громкости. Для сверления лучше использовать ступенчатое сверло, если такое окажется под рукой.
Собрать собственную педаль и не придумать ей неповторимое визуальное оформление — преступление похлеще тех, что творил Грин-де-Вальд. С выбором краски проблем возникнуть не должно, так как сегодня на рынке представлено широкое множество аэрозольных баллончиков, предназначенных для работы с самыми различными поверхностями. В качестве графической составляющей всегда можно воспользоваться модными стикерами, если вы, конечно, не обладаете художественными навыками.
Итогом всех действий станет самый настоящий кастомный фузз. При желании, схему можно усложнить, добавив в цепь тот же байпасс. Как видите, собрать свою педаль эффектов не так сложно, как кажется.
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.
Примечание: Ваш пост будет проверен модератором, прежде чем станет видимым.
Последние посетители 0 пользователей онлайн
В общем симуляция говорит что надо собирать всё до кучи. Вроде как всё работает без ошибок, но всё же не могу понять почему в железе работает, а в протеусе приходится увеличивать ёмкость С8 до 100мкФ, чтобы оно нормально срабатывало, иначе там такое дикое пульсирующее, что полевик VT16 даже не открывается. Что же до схемы защиты от постоянки - всё очень порадовало. Действительно минимум деталей, но максимум профита. Protect & soft start.pdsprj
Если у чела в АС на ВЧ стоит хотя бы что-то типа JBL hp 02 ti, или какой-нибудь "морельчик" или "сканик" баксов за 200, то может быть и нет(победит рассудок), а если у чела а в его домашней АС() по ВЧ работают драйвера, подобные JBL 2412H, то почему бы и нет. Всё зависит от 3-х величин - размер дома, размер АС, и конечно от того насколько велики понты, дабы чел не ощущал себя ущербным перед таким же аудиофилами-понторезами. ЗЫ. Правда, такие драйвера на 20кГц как правило уже и не работают.
Современная электрогитара – очень универсальный инструмент, звучание которого может меняться в широких пределах - от выразительного кранча до тяжёлого перегруза. Происходит это благодаря гитарным педалям, таким устройствам, которые особым образом трансформируют сигнал с датчика гитары, формируя нужный гитаристу звук.
Схема приставки
Несколько слов о схеме. Она содержит в себе всего парочку транзисторов и горстку резисторов с конденсаторами. В первую очередь звучание зависит именно от выбора транзисторов. Стандартные для этой схемы – 2n3904, но можно попробовать ставить любые другие аналогичные NPN структуры, например, 2N2222, что обязательно отразится на звучании. Для этой схемы рекомендуется отбирать транзисторы по коэффициенту усиления, T1 c меньшим hFE, T2 – с большим. Экспериментируйте, чтобы добиться нужного вам звука. Кроме того, можно поиграть со значением резистора смещения R7 (но не стоит ставить слишком маленький номинал).
Потенциометры регулировок R3, R4, R10 – линейные, R11 – логарифмический. Диод D1 служит для защиты от переполюсовки питания, цепочка R12, LED1 – индикация включения. Конденсаторы предпочтительнее плёночные, резисторы мощностью 0,125 Вт. S1 на схеме – кнопка на три группы контактов, в одном положении которой сигнал идёт напрямую со входного разъёма на выходной (так называемый True Bypass), а в другом проходит через схему.
Список необходимых компонентов
Резисторы:
- 1 МОм – 1 шт
- 4,7 кОм – 1 шт
- 51" кОм – 1 шт
- 20 кОм – 1 шт
- 10 кОм – 1 шт
- 5 кОм – 1 шт
- 100 кОм – 1 шт
- 2,2 кОм – 1 шт
Конденсаторы:
- 220 нФ – 2 шт
- 10 нФ – 2 шт
- 100 мкФ – 3 шт
- 100 нФ – 1 шт
Потенциометры:
- 500 кОм (лин.) – 1 шт
- 2 кОм (лин.) – 1 шт
- 10 кОм (лин.) – 1 шт
- 10 кОм (лог.) – 1 шт
Транзисторы:
Остальное:
- Разъёмы jack 6,3 мм – 2 шт
- Кнопка 3 PDT – 1 шт
- Ручки для потенциометров – 4 шт
- Светодиод – 1 шт
- Разъём под блок питания
Данная схема очень чувствительна к внешним наводкам, поэтому её обязательно нужно поместить в металлический корпус. Особое внимание стоит уделить разводке земли – она должна соединяться с корпусом строго в одной точке, минус разъёмов jack и платы также должны подключаться к минусу питания в одной точке, во избежание земляных петель. В противном случае возможно возникновение постороннего фона.
Фото собранного мной Мамонта выше. Архив с платой тут. Автор материала - Дмитрий С.
Форум по обсуждению материала ПРИСТАВКА ZVEX ДЛЯ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ
Микрофоны MEMS - новое качество в записи звука. Подробное описание технологии.
Приводятся основные сведения о планарных предохранителях, включая их технические характеристики и применение.
Переделываем игрушку обычный трактор в радиоуправляемый - фотографии процесса и получившийся результат.
В каком направлении течет ток - от плюса к минусу или наоборот? Занимательная теория сути электричества.
Читайте также: