Обувь поршни своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 31.08.2024

Когда 2 года назад я решил развивать новое хобби, то столкнулся с несколькими проблемами:

1) на русском языке информации об этом ремесле нет вообще, а если есть то в основном описываются устаревшие методы работы;
2) найти русскоязычных специалистов через интернет практически невозможно, потому что основной массив людей, которые умеют это делать уже приклонного возраста и им не до интернета;
3) купить инструмент вообще проблема, так же как и материал.

Сейчас круг знакомств расширяется и в принципе становится проще.
В фейсбуке есть хорошее сообщество, где общаются наверно почти все европейские и американские ремесленники.

Во Владивсотоке я нашел хорошего человека и мастера из области ремонта. Вместе с Виктором Ивановичем мы учимся и пробуем новые технологии, спорим и обсуждаем о разных процессах. Вообще повезло, что здесь есть человек, которому тоже интересно. В свое время я зашел почти в каждую мастерскую по ремонту обуви с просьбой помочь - везде приклеили бороду, кроме отелье "Петелька" в центре. Поэтому если вам нужен качественный ремонт обуви - идите туда. Там спец с тридцатилетним опытом работы:)

Вот такая фабула. Далее я покажу фотки с процессами последнего пошива. Я пока учусь и мне далеко до совершенства. Каждая пара - это опыт, ошибки, позитив и работа. Пока не было проектов, которыми я 100% был бы доволен. В процессе описания каких-то процессов у меня могут быть ошибки (это для снобов "мастеров). Просто у меня есть цель в этом направлении и пока не добьюсь ее - не отступлю. Надеюсь, что эти картинки будут интересны новичкам и вообще всем, ведь это ремесло только начинает возрождаться в нашей стране.

Цель была такая - попробовать новый метод сборки, да и фасон "дерби" еще раз попрактиковать, так как Кавешников А. меня постоянно троллит оксвордами :)

Снимок экрана 2014-11-30 в 15.37.45

Метод сборки называет Strom welt, картинка ниже:

В общем, обычно я пользовался верхним способом - когда рант (welt) уходил под затяжную кромку. Сейчас же я хочу оставить его снаружи, пришив де просто строчкой, а декоративной строчкой, так называемой "косичкой" (goiser stich).

foto_norvegiese

Фото косички (не мое, для примера, мое будет ниже):

Итак, процесс пошел:


751

Делаю лекала

Перфорирую вручну


768

Исрпользую специальную серебрянную ручку, легко стирается и хорошо видна. Вырезаю ножом

769

Для зигзага использую ножницы, сейчас ищу меньший размер

773

Тоже самое делаю с деталями подклада, а справа лежит материал на межподклад, так как кода верха мягковата, нужно уплотнить

775

Помечаю линии для строчки

783

Под перфорацию подкладываю кожу, чтобы сохранить цвет

Приклеиваю межподклад и прошиваю детали верха

788

Клею тесьму, чтобы кант ботинка не растягивался

789

Далее приклеиваю бизик (точное название не помню :) ), придает хороший вид

792

Сшиваю детали подклада

793

Тесьма ставится для того, чтобы клей при затяжке не просачивался сквозь строчку

794

Прошил берцы к задней части подклада

796

798

Примеряю :)

Сшиваю оставшиеся части

803

Нужно сказать, что эта машинка сделана не для машина, а для ремонта обуви - она очень грубая и большая. Поэтому я купил новую супер-секси машинку, которая предназначена для пошива :) ее фото будет ниж.

Вот что получилось

807

Делаю предварительную затяжку, чтобы наметить место под рисунок на носу

Тем временем пробую плести косичку. Нужно сказать, что на всем видео и фото с косичками используется нить почти в 2 раза толще, чем есть у меня. Так как моя нить тоньше, то пришлось и длину стежка делать меньше, всего 5 мм. И на прошивании ранта время таким образом увеличивается в 2 раза.


812

Пробую деформировать так, как будет при сборке. Появились морщинки в связи с тем, что рант толстый. Поэтому я его благополучно сузил.

813

Был 2,5, стал вот такой

816

Пришло время работать со стелькой

Тем временем заготовка сформовалась и пора делать рисунок на нос, заготовка у меня уже была

819

Наметил и вручную выбиваю

820

Получилось вот так

Обязательно подкладку, иначе под перфорацией будет белая подкладка. Некоторые просто подклад красят, но на мой взглдя это не очень.


828

Продолжаю возиться со стелькой

829

Вырезал "губу" - это та часть, за готорую будет "цепляться" рант с помощью ниток.

830

Эластичный бинт помогает сформовать стельку, чтобы она идеально приняла форму следа колодки.

836

Пока стелька формуется делаею жесткие задники. Вставляются между верхом и подкладом для придания жесткоски и формоустойчивости. Потрогайте свою пару - у вас тоже есть, но скорее всего не из кожи :). В этой паре есть небольшой косяк с высотой задника, обусловлено это сборкой верха. В след раз учту

838

Проверяю толщину.

839

Вот все детали для придания формоустойчивости. Белый материал - это термопласт. При нагревании становится мягким, принимая заданную форму (ставится на носок). Так же его называю "пинг-понг", потому что он возвращается назад при нажатии. Очень удобно. Обычно я ставлю кожу на подносок, но пока не определился, что нравистя больше.

Вот так выглядит стелька после бинта - идеально прилегает к колодке

842

Пришло время готовить рант

843

Намечаю канавку под стежок с помощью специального грувера

844

Потом делаю разметку под стежок с помощью этого колесика (расстояние 5 мм)

Это я сравниваю разные варианты, как сделать рант еще и красивым, интересным.

847

В итоге вот такая штука, но в дальнейшем я использовал зиг-заг (будет видно). Вообще в процесс пошива пары проводишь много экспериментов, это увлекает :)

Пришло время затягивать пару и я вставляю жетский задник на свое место - между верхом и подкладом

850

Тоже самое с остальными деталями

851

Подтягиваем материал

852

Фиксируем гвоздями. Может показаться, что это простая операция, но на самом деле одна из самых сложных и долгих.

853

Получилось вот так

855

Между делом мне приехала профессиональная швейная машинка для пошива верха обуви Garudan, это было торжество! :)
ё

870

Вот такую строчку дает :)

877

Просто шик! Жду следующую пару с нетерпением

А вот как раз установка термопласта на подносок

880

Вот такой цвет и фасон ранта я решил сделать

Готовлю рант - пробиваю отверстия для стежков

888

И вырезаю зиг-заг

Начал прошивать




935

Именно здесь я понял, что рант у меня толстый (2,5) - получаются морщинки на сгибе

Поэтому я сделал новый рант, а старый отпорол. Вот здесь видно, как он крепиться к стельке

955

Обувь изнутри

956

Супинатор для поддержания свода стопы + устойчивать (дада, у вас тоже такой есть в ботинке) :)

Пробка придает комфорт и эастичность.

962

А потом клеиться подошва

963

Подошва вид сверху

968

Далее делается специальный надрез с торца уреза, кожа отгинается и с помощью этого уникального инструмента делается канавка под строчку, которая сшивает подошву и рант.

Вот так и сшивается




После прошивки кожа заклеивается, таким образом строчка прячется и ей не грозит порыв из-за соприкосновения с землей (асфаль и тд).

1001

Между делом сделал приятно Жене :)

1010

После набирается каблук. К сожалению, у меня нет фото процесоов набора фликов, потому что эту черновую работу (со станком) дома я делать не могу, а в мастерской у Виктора как-то не фотографируется (забываешь).

1030

Срезаются лишние участки и боковой урез красится

1032

Обработка уреза для меня самая великая проблема, так как нужна специальная химия и двигатель с возможностью регулирования оборотов. Пока этот процесс у меня приметивен - натираю воском и полирую сукном + катушкой с конским волосом. Вообще у меня есть все необходимые катушки, нет химии (спиртовые грунты и тд) и 800 оборотов в минуту. Но это всего лишь дело времени, как-то так.

Пока не вощеный урез

1053

Решил сделать такую стельку :))))) внутри полустелька из паралончика

1059

Цвет подкала не самый лучший, но Андрей предложил хорошую идею - в следующий раз покрашу кожу

1060

Урез после обработки

1061

Конечный результат

1065

И крупнее

В целом, я доволен результатом. Потратил на это дело около 1,5 месяцев. Буду продолжать выкладывать посты, потому что это позволяет структурировать работу. Помимо этого всем рекомендую вести дневник, где можно записывать всякие спорные моменты, чтобы потом проверить на паре и либо продолжать делать так же, либо не делать никогда :))

730

По?ршни — простейшая русская кожаная обувь, известны на Руси с давних пор: ещё в VII веке похожую обувь носили восточные славяне, а позже - небогатый городской люд. Само слово "поршни" переводится с древнерусского "лоскут" или "рыхлый". Прототипом поршней считаются сандалии или кусок цельной кожи, которой оборачивали ногу древние люди.Некоторые историки полагают, что в древности для изготовления поршней кожу снимали с нижней части лапы животного. По внешнему виду поршни - это мягкие туфли, сшитые из одного или двух кусков кожи.

По краям поршней продевались в сделанные отверстия ремешки, которые затягивались у голени и тем самым крепили поршни на ноге. Известен также другой вид поршней, которые состояли из трёх частей: одна служила подошвой, другая - образовывала бортики и задник, а третья нашивалась на носок. Как и любая другая подобная обувь, поршни носили с холщовыми или суконными онучами и подвязывали их к ноге кожаными оборами.

Праздничные поршни украшались вышивкой или бахромой. Чаще всего вышивка представляла собой узор из растений, который перемежался с бесконечной плетёнкой. Для того, чтобы выделить рисунок, его делали цветными шерстяными, льняными и шёлковыми нитками.

730

730

Как пишут учёные, сапоги бытовали в основном: двух видов. Одни имели мягкое, слегка расширяющееся кверху голенище, примерно равное по высоте длине следа ноги. У щиколотки оно схватывалось ремешком продёрнутым в прорези. Раскопки показали, что на улицах древнего Пскова часто можно было встретить детей и подростков в подобных сапожках: археологами найдены образцы с длиной следа 12 и 17 см. точно такие, только побольше, носили и взрослые.

У другой разновидности сапог голенище было несколько жёстче, а в задник для придания формы иногда подкладывалась берёста. После XIII века первый: вид постепенно вышел из употребления, а вот второй продолжал развиваться и со временем породил знаменитые русские сапоги со стоячим голенищем и жёсткой подошвой.

Кожаную обувь наших пращуров можно подразделить на три большие группы: *поршни, *башмаки, *сапоги.

ОБУВЬ ОТ А ДО Я

ПОРШНИ

Пришёл поршняк к поршняку поршни шить

Скороговорка

Не все знают, что в Средние века поршняками называли жителей Великого Новгорода. А всё потому, что самой распространённой обувью в те времена у них были поршни.

Поршни были популярны не только в Новгороде. Во время раскопок находят достаточно хорошо сохранившиеся образцы этой обуви, датируемые XI веком нашей эры.

Поршни были простейшей старинной обувью славянских народов. Подобную поршням обувь носили и другие народы Азии и Европы, и даже Северной Америки. Поршень представляет собой кусок кожи, прямоугольный или овальный, стянутый ремешком, продёрнутым через отверстия по краю обуви.


По всей территории России имелись и другие названия этой обуви на различных диалектах – порушни, порошни, моршни, нюрики. На территории Украины поршни называли постолы, в Чехии и Словакии krpce (крепцы), в Польше kierpce .

Во время раскопок в городских слоях древнерусского времени встречаются простые и ажурные поршни. От них отличаются по конструкции найденные в раскопах поршни позднего Средневековья и так называемые составные поршни.


Простые поршни найдены практически во всех древнерусских городах, где сохранился культурный слой с органикой: Новгороде, Твери, Пскове, Минске, Витебске, Гродно, Смоленске, Старой Руссе и многих других.


Ажурные поршни (конец XI – середина XIV в.) отличаются от простых только оформлением носка. На заготовке верха делаются прорезы (от 6 до 8) длиной 3-5 см. прорезы располагаются под прямым углом к переднему краю выкройки, отступая от него на 1 см. Затем в прорезы спирально продевался ремешок, стягивая носок, и через боковые вертикальные прорезы протягивался к пятке. Пятка выполнялась в двух вариантах. Она могла быть стянута ремешком, как в простых поршнях, либо на ней делали вырез в виде прямоугольника, боковые края которого сшивали между собой кожаным ремешком, а затем пришивали к подошве. Малое количество ажурных поршней, найденных при раскопках, говорит о том, что либо обувь была непрактична и недолговечна либо это была просто мода.


Составные поршни (правый рисунок) были характерны для позднего Средневековья (XV-XVI вв.). Они отличаются более сложным кроем, включающим несколько деталей.


Верх составных поршней был обшит кожей, на пятке имелась петля для продевания оборы, на носке подшивалась дополнительная прокладка в виде язычка, закрывавшая всю верхнюю часть стопы.

Поршни начали декорировать с конца XI века. Это могло быть тиснение в виде треугольников, прямоугольников, ромбов или расходящихся веером линий. Поршни декорировались также вышивкой и продержкой (продёргивание нити, тонкой металлической проволоки или шнурка через ряды параллельных прорезей), применявшихся как порознь, так и вместе. Наиболее часто встречается орнамент вышивки, включающий волюты. Полностью восстановить характер вышивки не представляется возможным, так как она не сохранилась, от неё остались только проколы. Можно лишь добавить, что кроме передней части обуви, украшались её задняя и боковые части.


Эти поршни являются самобытной формой обуви, сохранившейся до XX века , и распространённой среди аборигенов Западной Сибири.

Остаётся лишь добавить, что поршни надевали на онучи. В более поздние периоды вместо онуч стали надевать паголенки – толстые вязаные орнаментированные чулки до колен без ступни (мы называем их гетрами). Поскольку крестьяне считали красивой толстую ногу, зажиточные пейзанки надевали несколько пар паголенок, а бедным ничего не оставалось, как намотать онучи, а на них сверху надеть паголенки, дабы достичь вожделенного идеала красоты и пленить односельчан своими толстыми ногами.

Поршни — наипростейшая модель цельнокроенных туфель.

Фото с сайта http://tolkien.ru

Поршни — вид обуви простой конструкции, которая стала основой для производства современных туфель. Они отличаются от современной обуви отсутствием фиксирующих, жестких деталей — задника, подошвы, подноска, колодки и пр. Данные изделия начали появляться в странах с холодным климатом, и поначалу такая обувь предназначалась для детей, в гардеробе взрослых появилась несколько позже.

Поршни изготавливали из кожи животных: выкройка делалась на цельном куске кожи, вырезалась, крепилась обувь к стопе стягивающими ремешками. Основа изделий хорошо сгибалась в областях пятки и носка. Поршни использовали в целях защиты ноги от внешних механических повреждений, воздействия влаги, пыли, грязи во время ходьбы.

Первые модели поначалу вызывали дискомфорт — на ногах натирались мозоли. Поэтому обувь постоянно модифицировалась: разрабатывались новые выкройки, для носка и пятки стали использовать мягкий материал, поршни перестали надевать на босую (неодетую) ногу.

Отличительной характеристикой данного вида обуви является то, что размер можно менять: длина и полнота в изделии варьируются натяжением ремешков.

Фото с сайта http://rarog.in.ua

Первые модели поршней напоминают лапти. Более привлекательными на вид они стали, благодаря прошитому носку и кожаной вставке в области подъема, которая нередко отделывалась бахромой или красивой вышивкой.
Изготавливали поршни трех типов: простые, ажурные, составные. Для первых брали лоскут дубленой кожи прямоугольной формы толщиной 2-2,5 мм. Края заготовки загибались кверху и сшивались, а для ремешка прорезались специальные отверстия. Ажурные поршни были более интересны и привлекательны на вид: на этой обуви выполняли большее число прорезей, чем нужно для ремней, особенно на верхней передней ее части. Составные поршни изготавливали из толстой кожи высокой прочности. Длина ремешка у всех типов обуви достигала 1 метра.

Сейчас такие изделия также производят, но не для использования по назначению, а в качестве декора (например, в интерьере тематических ресторанов, для музейных экспозиций, театральных постановок и пр.). Поршни изготавливаются ручным способом с помощью специальных инструментов.

Поршни относят к национальной обуви, форма и вид которой позволяет этническое происхождение ее владельца. Форма обуви и методы ее изготовления переходили из поколения в поколение, что отображало в полной мере историю и развитие мастерства человека в целом.

Читайте также: