Объемно пространственный макет 7 класс изо как сделать

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 08.09.2024

Прочтение по рисунку простых геометрических тел. Конструирование их в объёме. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции.

Классная работа: Упражнение на прочтение чертежей из прямых и свободных линий. Превращаем их в вертикальные и горизонтальные плоскости.

Домашняя работа: Создайте объемно пространственный макет из 3-4 объемов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях. Расположением и формой этих элементов добейтесь целостности и динамического равновесия всей композиции.

Объект и пространство: от плоскостного изображения к объёмному макету

Окружающий нас мир может быть отображен в картине, на чертеже и макете


Изучите презентацию о видах композиции:

Предметы объемны и трехмерны (у них есть длина, высота и ширина), а их изображения плоски и двухмерны (у них лишь высота и ширина)
Глубина пространства и объем предметов на КАРТИНЕ, условны, иллюзорны благодаря особому способу изображения – перспективе.
ЧЕРТЕЖ можно рассматривать как изобразительно-шифрованную запись предмета, содержащую всю информацию, для его создания.
По чертежам могут быть созданы как настоящие предметы, так и их макеты, модели. Объемно-пространственный МАКЕТ условен в сравнении с натурой (по размеру и материалу).



Пропорция это равенство, или “соразмерность соразмерностей”. И далее гармония цепочка пропорций своеобразная мелодия, охватывающая все произведение и устанавливающая пропорциональность целого.

Когда речь идет об искусстве архитектуры, то количественные методы познания имеют ограниченное значение. Архитектура не измеряется величиной количественными показателями, простым измерением формы.
Архитектурный макет (фр. maquette, от итал. macchietta набросок) объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города.




Первый этап работы над макетом — компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате


На третьем этапе раскраивают детали макета.


На четвёртом этапе собирают макет в целое.

Последний, пятый этап предусматривает художественное оформление макета.



Как правило, в процессе создания макета используются: готовальня, это набор чертежных инструментов, также используется чертежная доска, рейка, которая натягивается на доску или подрамник с помощью лески. Еще обязательным для создателей макета являются карандаши различной твердости и резинки разной мягкости.



Динамическое равновесие достигается за счет соподчинения элементов, членения на планы,
выделения главного.
Образность и выразительность всей композиции зависит от:
— контраста объемов,
— противопоставления высокого низкому,
— тонкого широкому,
— ритмичности расположения в пространстве

Практическая работа
Задание
Создайте объемно-пространственную композицию из 3-5 объёмов.
Решите задачу пропорциональности и соразмерности домов по отношению друг к другу и их сомасштабности площади поля. Используйте в работе метод примыкания объёмов.

Если Вы приняли решение заниматься рисованием профессионально, или академический рисунок необходим Вам для поступления в один из московских творческих вузов или на направление архитектура, то Вы не сможете обойтись без изучения рисунка врезок. Для того, чтобы говорить об особенностях рисунка, давайте рассмотрим само понятие и необходимость его изучения. Врезка — это композиция из простых геометрических фигур объединенных в единое тело.

Врезки изучаются на переходном этапе от гипсовых фигур к телам, которые относятся к живой природе или были созданы человеком. Мы знаем, что все сложные предметы состоят из простых фигур, поэтому понимание взаимодействия этих фигур между собой невероятно важно, для выполнения и построения качественной работы. Врезка как раз помогает усвоить то, как формы взаимодействуют друг с другом, как происходит процесс встраивания одной фигуры в другую. Результат освоения базового уровня академического рисунка — композиция из геометрических тел — врезка.


Связка

Кроме понятия врезки существует также понятие связки. Разберем, зачем необходимо изучение связок и врезок при обучении рисованию.

Связка — композиция,объемно-пространственная, которая состоит вписанных (или сочлененных) геометрических тел. Тела частично или полностью входят один в одно. Связка — это задание на развитие объемно-пространственного мышления, поэтому оно выполняется не с натуры, а по представлению. Это задание сложное и подразумевает, что у Вас есть необходимые базовые знание по академическому рисуyку. Приступать к нему можно после полного изучения простых фигур, а также отрисовке композиций их геометрических тел. Сложность задания состоит в том, что необходимо не только правильно построить предметы, но и сохранить все перспективные сокращения (в том числе при их сочленении), но и правильно передать все светотеневые отношения предметов. Для этого необходимо полностью и максимально четко представлять в воображении композицию тел, к работе следует приступать уже после того, как связка сформировалась у Вас в голове. В противном случае возможен ряд ошибок.


Каков полезный итог работы над врезками и связками? Вы сможете работать по воображению, формировать образ итогового предмета, работы без дополнительных подсказок. Понимать, как строятся конструкции сечений, как преломляются и видоизменяются грани в тех местах, где они преломляются. В процессе работы Вы будете использовать знания законов светотени, для того, чтобы правильно изобразить распределения света на предметах. Это способствуют закреплению знаний, которые были получены в процессе обучения академическому рисунку. Но самым главным позитивным результатом является развитое объемно-пространственное мышление столь необходимое для правильного изображения реальных предметов. Эти навыки Вы сможете применять уже в процессе рисунка композиции из бытовых предметов, а далее в изображении любых предметов. Зачастую требования к умению рисования врезок, связок и других композиций из геометрических тел выдвигают творческие и архитектурные вузы, но эти знания необходимы всем, кто работает в творческой сфере и занимается объемными телами.


Какие навыки необходимы, чтобы приступить к изучению врезок?

Как мы уже обозначили ранее, к врезкам стоит переходить после того, как Вы усвоили базовый уровень академического рисунка, Вы должны четко понимать:

  • как строятся основные геометрические тела, какие их свойства и особенности конструкции;
  • как работает перспектива — воздушная и линейная, хорошо понимать перспективу и перспективные сокращения, а также знать законы светотени.

Вы должны иметь опыт рисунка не только с натуры, но и по воображению. Представлять, как взаимодействует предмет с пространством в разном положении.

Самое главное требование — уверенное владение простым карандашом. Без уверенного рисунка,умения проводить ровные, четкие линии, деления отрезков, Вы не сможете выполнить правильно врезку, так как при её рисунке запрещается использования любых вспомогательных инструментов, таких как циркуль, линейка.

Перед тем, как приступить к заданию, необходимо освоить работу над отдельными геометрическими телами и композициями из них. Также следует уверенно работать со светотенью и перспективными сокращениями. Если Вы освоили все эти базовые навыки, то можете смело приступать к рисунку связок.


Рекомендации по созданию композиции из врезанных тел

В качестве базового элемента следует выбирать кубы или четырехгранники, потому что в них проще врезать геометрические объекты большей сложности: цилиндры, шары и конусы. А чтобы не допустить ошибок при построении перспективы, используют специальную сетку, поскольку чем разнообразнее и многочисленнее геометрические тела, которые планируется включить в задуманную композицию, тем сложнее избежать недочетов, искажений и других ошибок, вне зависимости от качества основы. Однако построение сетки – весьма непростая задача, которая требует времени даже у продвинутого рисовальщика. Именно поэтому её построение следует изучать отдельно, но это того стоит – грамотное и верное построение сетки значительно уменьшит время в последующей работе над композицией.


Качество итогового изображения напрямую связано с точностью построений на этом этапе работы, ведь они – основа, и ошибаться здесь попросту нельзя. Поэтому, изучая врезанные тела, особенно важно обратить внимание на методы их сочленения. Эти связки (методы) классифицируются по уровням сложности, потому и знакомство с ними, конечно же, начинают с самых простых – с тел с плоскими гранями, а именно – кубами и четырёхгранными призмами.

Видимая часть врезанной геометрической фигуры служит для определения размеров, поэтому эти части должны занимать минимум половину от общего объёма. Например, при соединении с конусом, следует показать его основание, вершину и боковую поверхность.

Универсальный подход при выборе линии для врезки фигуры заключается в следующем: необходимо опираться на оси симметрии, высоты и другие линии и членения, предполагаемые в конструкции.

При этом границы врезания тел варьируются от одной трети до половины. Если они будут меньше или больше, тела получатся либо чересчур разреженными, будто практически не касаются друг друга, либо слишком плотными – настолько, что пропадёт понимание, из каких именно фигур они составлены. Оба случая не только провоцируют ощущение дисгармонии, но и являются ошибкой, нарушающей правила композиции.

Как компоновать фигуры в листе

Грамотная компоновка объектов в листе – важная составляющая успешной работы, поэтому если на первом этапе не уделить ей должного внимания или же допустить серьёзные ошибки, итоговое изображение получится как минимум неубедительным.

То есть, выбор композиционного решения – достаточно сложный аналитический процесс по гармоничному размещению элементов в плоскости листа, включающий в себя и задачи художника, направленные на создание определённой эмоции в изображении.


Структура изобразительной плоскости

Оценка чистой плоскости даётся, исходя из особенностей восприятия человеком визуальной информации. Так, плоскость изначально подразумевает определённую структуру:

  • горизонтальная ось;
  • вертикальная ось;
  • диагонали;
  • центр.

От неё следует отталкиваться, представляя и продумывая ключевые элементы будущей композиции, поскольку в последующей работе над эскизами или составлением сетки именно эта структура ляжет в основу формирования реального изображения.

Композиционное равновесие в рисовании

Гармония – одна из самых значимых композиционных задач, и достичь её можно различными способами. Уравновешенность изображения – один из основополагающих факторов её достижения. Это равновесие может быть динамичным или статичным – выбор обуславливается целями художника. Статичное равновесие опирается на вертикальные и горизонтальные оси, с использованием схожих по форме, массе или фактуре статичных объектов (кубов, призм). Динамичное же равновесие основывается на расположении основных элементов по диагональным осям и применении контрастов в фактуре, форме, и массе объектов, в их размерах, в тоновом и цветовом решениях всего изображения.

Если использованное равновесие – статичное, то внимание смотрящего рассредотачивается на всю плоскость изображения, если динамичное – зритель следует по условному маршруту, созданному художником, который начинается с ключевого объекта, и завершается попаданием в геометрический центр. А после зритель проходит этот путь ещё несколько раз.

Кроме того, чтобы достичь равновесия в композиции, следует помнить, что человек, в силу особенностей его анатомии и психологии, воспринимает объекты в пространстве с определёнными визуальными искажениями, что также необходимо учитывать в работе. Например, верхняя часть плоскости, условно разделённой посередине, кажется больше, нижняя – меньше, хотя по факту они одинаковы. Аналогично с этим, элемент, размещённый на пересечении диагональных осей (в самом центре), на итоговом изображении визуально будет смещаться вниз листа, и равновесие будет нарушено. Исходя из этого, композиционный центр следует располагать смещённым относительно геометрического. Но важно помнить, что направление этого смещения будет влиять непосредственно на характер работы и её эмоциональный посыл.


Композиционный центр и второстепенные элементы

Композиционный центр – доминанта работы. Ей служат все без исключения элементы изображения, они же её дополняют. Несмотря на различия второстепенных объектов, их значимости, каждый из них вносит одинаково незаменим в создании общей композиции. То есть, для гармоничного изображения все элементы равноценны, и каждый из них должен находиться на “своём” месте, решать конкретную задачу для создания общей целостности работы.

Композиционный центр, относительно других частей изображения, требует особо тщательной и кропотливой проработки. Самые популярные способы его создания: отличительный размер относительно других частей, форма, цвет, расположение и фактура.


Экзаменационные требования МАрхИ к композициям из врезанных тел

Ключевые критерии МАрхИ в оценке экзаменационных работ включают качество исполнения связок и всего изображения и выполнение определённых стандартов вуза:

  • экзаменационный рисунок должен отвечать поставленной задаче;
  • оценивается композиционная идея (её качество), гармоничность всей работы, её сложность;
  • качество компоновки работы в листе;
  • правильность построения и размещения отдельных тел с учётом перспективы, грамотность в работе с врезанными объектами;
  • правильность выбора тонального решения;
  • завершённость работы.

Понимание сути этих требований необходимо для успешной сдачи экзаменов, однако немаловажно и показать накопленные знания и умения, способность к аналитике, а ещё – способность к созданию небанальной работы в ограниченных условиях.


Как научиться выполнять связки

Освоить создание композиций из врезанных геометрических объектов на уровне, позволяющем попасть в архитектурный вуз, практически невозможно самостоятельно и без большого объёма практики. Лишь поняв и отработав особенности базовых геометрических фигур и построения на их основе других тел, получится компоновать и реализовывать гармоничные, осознанные связки на высокого качества.

Вот несколько схем, по которым можно изготовить объёмные геометрические фигуры.

Самая простая - тетраэдр.


Чуть сложнее будет изготовить октаэдр.


А вот эта объёмная фигура - додекаэдр.


Ещё одна - икосаэдр.


Более подробно об изготовлении объёмных фигур можно посмотреть здесь.

Вот так выглядят объёмные фигуры не в собранном виде:


А вот так выглядят уже готовые:


Из объёмных геометрических фигур можно сделать много оригинальных поделок, в том числе и упаковки для подарка.


Чтобы дети лучше запомнили, какие бывают геометрические фигуры, и знали, как они называются, можно из плотной бумаги или картона сделать объемные геометрические фигуры. Кстати, на основе их можно изготовить красивую подарочную упаковку.

  • плотная бумага, либо картон (лучше цветные);
  • линейка;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • клей (лучше ПВА).

Самое сложное - это разработать и начертить развёртки, нужны хотя бы базовые знания черчения. Можно взять и готовые развёртки и распечатать на принтере.

Чтобы линия сгиба была ровной и острой, можно воспользоваться тупой иглой и металлической линейкой. При проведении линии иголку нужно сильно нагнуть в направлении движения, практически положив её набок.

Это развертка трехгранной пирамиды


Это развертка куба


Это развертка октаэдра (четырехгранной пирамиды)


Это развертка додекаэдра


Это развертка икосаэдра


Вот здесь можно найти шаблоны более сложных фигур (Платоновы Тела, Архимедовы тела, многогранники, полиэдры, разные виды пирамид и призм, простые и косые бумажные модели).

Кстати, чтобы рассчитать параметры пирамиды, можно воспользоваться вот этой программой.

Прежде чем начать делать объемные геометрические фигуры, нужно представить (или знать как выглядит) фигуру в 3D измерении: сколько граней имеет та или иная фигура.

Сначала необходимо правильно начертить на бумаге фигуру по граням, которые должны быть соединены между собой. У каждой фигуры грани имеют определенную форму: квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, шестиугольник, круг и т.д.

Очень важно, чтобы длина ребер фигуры, которые будут соединены друг с другом имели одинаковую длину, чтобы во время соединения не возникло проблем. Если фигура состоит из одинаковых граней, я бы предложила сделать шаблон во время черчения использовать этот шаблон. Так же можно скачать из интернета готовые шаблоны, распечатать их, согнуть по линиям и соединить (склеить).

Читайте также: