Нория своими руками
Дмитрий Овсянников рассказывает о принципе работы Нории промышленной зерновой. Нории на нашем сайте: .
Предназначена для вертикального транспортирования сыпучих материалов. За счет снижения скорости ленты (0,2 м/с-0 .
Нория ленточная НЛК 20. Высота 7 метров, ковши сварные стенка 3 мм, шаг ковшей 300 мм. Ремень БКНЛ 450х9 мм, .
Демонстрируем разновидности и работу ленточно-ковшовых транспортеров Артмаш. Есть вопросы - звоните нам: 38 .
Нории зерновые НПЗ (элеваторы ковшовые) предназначены для вертикального транспортирования сыпучих материалов.
Настольная игра Нория рассказывает нам о чудесных летающих островах, и воздушном флоте, который будет добывать .
Для подачи инертных материалов из приемного бункера в накопительные бункера используется система транспортировки .
Демонстрируем в работе гибкий транспортер, способный облегчить загрузку зерна из кучи на кузов любого грузовика, .
Очередной выпуск о повседневной жизни обычного хозяйства на юге страны, каковых к счастью, уцелело до наших дней .
Нории применяются в качестве подъёмно-транспортного оборудования для вертикального перемещения зерна, продуктов его переработки и других сыпучих смесей. Широко используются на мукомольных заводах, хлебоприёмных предприятиях, элеваторах, а также в технологических линиях гранулирования и производства комбикорма.
- Износостойкие полимерные ковши снижают нагрузку на ленту и предотвращает травмирование перемещаемого продукта;
- Снабжены взрыворазрядителями и устройствами защиты и контроляскорости ленты;
- Шахта нории состоит из легкосборных унифицированных секций высотой 0,5, 1 и 2 метра.
Технические характеристики
Производительность при плотности продукта r=750 кг/м3;
В зависимости от высоты шахты нории и транспортируемого продукта может применяться мотор-редуктор другой мощности.
Возможность применения норий НЗ на взрывоопасных производствах и объектах хранения сельскохозяйственного сырья подтверждается разрешением ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Характеристика и назначение
Нория НЗ.
1. Назначение и техническая характеристика
1.1. Нории типа НЗ могут применяться для вертикального транспортирования зерна, гранул и мучнистых продуктов на мукомольных и комбикормовых предприятиях, на элеваторах, сушильно-очистительных башнях, линиях гранулирования, хлебоприёмных пунктах.
Технические характеристики норий приведены в таблице 1.
Головка нории ГОСТ 7242 - 81
Башмак нории ГОСТ 28428 - 90
*Высота секции шахты составляет 2,0 м.(возможна комплектация шахтами длиной 0,5 м; 1,0 м)
Примечание: Производительность норий указана по зерну пшеницы объемным весом 0,70 т/м 3 и влажностью до 14%. Для определения производительности нории при транспортировании продуктов переработки зерна значение производительности, указанной в таблице, должны быть умножены на коэффициент: 0,7 - для муки; 0,5 - для комбикормов.
1.2. Показатели надежности приведены в таблице 2.
Пример записи при заказе:
Нория зерновая (нория) НЗ - 5 ТУ5141-010-13918047-08.
Высота нории 7,5 м.
2. Комплектность поставки
Таблица 3
150 мм - НЗ-10, НЗ-20;
*Данные таблицы п.п. 3, 7?9, 14?18, графа 4 являются справочными.
3. Устройство и принцип работы
3.1. Зерно поступает в башмак нории через загрузочный носок. Привод через муфту вращает приводной барабан и приводит в движение ленту с закрепленными на ней ковшами. Проходя вокруг барабана башмака, ковши загружаются и поднимаются к головке нории, где под действием центробежной силы разгружаются в патрубок выгрузки.
Нория (рис. 1) представляет собой машину непрерывного транспорта с гибким тяговым органом в виде ремня (ленты) и состоит из:
- шахты гладкой 4;
- шахты аспирационные 5;
- шахты разборной 6;
Корпус головки нории изготовлен из стального проката, имеет фланцы для подсоединения шахт, фланец патрубка выгрузки и фланец для подсоединения взрыворазрядителя шиберного типа O 200 мм. Приводной вал с насажанным на него барабаном 7 установлен на подшипники качения и монтируется с корпусами подшипников и кронштейнами на корпус головки.
Башмак нории состоит из сварного корпуса, ведомого вала, с насажанным на него барабаном 9, приемного носка 10 и двух заслонок. Корпус башмака имеет фланцы для подсоединения патрубков, к которым крепятся шахты, фланец для подсоединения загрузочного патрубка.
Ведомый вал, с насажанным на него барабаном, устанавливается на подшипниках качения, корпуса которых крепятся к подвижным плитам. Винтовое натяжное устройство 14 служит для обеспечения необходимого натяжения ленты. Заслонки предназначены для очистки башмака нории.
Привод нории состоит из мотор - редуктора 3 и защищен ограждающим кожухом.
Для удобства монтажа ленты, крепления и замены ковшей применяется шахта разборная с продольным разъемом.
Аспирационная шахта устанавливается на башмак. Она имеет патрубок 13 для подсоединения аспирации и смотровой люк 18.
Тяговым органом нории является ремень (лента) в виде бесконечной ветви, охватывающей приводной и ведомый барабаны. Ковши крепятся к ленте специальными монтажными болтами, гайками и шайбами при монтаже нории (рис.2).
На аспирационной шахте устанавливаются датчики сбега ленты, они же датчики подпора, вблизи нижнего барабана - датчик контроля скорости, все датчики подключаются к прибору - устройству защиты и контроля скорости нории УЗКС-01.2-1.
На валу ведущего барабана установлено тормозное устройство, предотвращающее обратный ход ленты при внезапной остановке нории.
4. Монтаж
4.1. Монтаж нории производится потребителем. Руководители и специалисты организаций, производящие монтаж, наладку и ремонт норий на опасном производственном объекте должны пройти подготовку и аттестацию по промышленной безопасности.
4.2. Перед началом монтажа необходимо:
-удалить бензином или керосином антикоррозийное покрытие с деталей и сборочных единиц, затем протереть, обработанные поверхности, чистой ветошью;
-провести ревизию подшипниковых узлов, мотор-редуктора и его крепления, тормоза и болтовых соединений;
4.3. Барабаны головки и башмака должны проворачиваться от руки без заедания.
4.4. Для уменьшения вытяжки ленты во время работы нории до монтажа ее нужно подвергнуть предварительной вытяжке под нагрузкой:
- 250 кг в течение 72 часов - для нории НЗ-3; НЗ-5; НЗ-10;
- 400 кг в течение 72 часов - для нории НЗ-20; НЗ-40
в таких атмосферных условиях (температура, влажность) при каких она будет работать.
Ленты без предварительной вытяжки, быстро вытягиваются, начинают буксовать и требуют частой перешивки, что связано с большими неудобствами.
4.5. Монтаж шахт производится по отвесу.
До монтажа шахт нужно подвергнуть контрольной сборке на горизонтальной площадке. При этом следует проверить соосность всех звеньев и шахт (отклонения от соосности шахты, собранной из двух секций, не допускается более 1/1000 ее высоты).
4.6. Аспирационная шахта с аспирационным патрубком поз.5 монтировать только на восходящей ветви.
При монтаже шахт необходимо устанавливать прокладки на стыках.
В местах прохождения нории через проемы перекрытий шахты необходимо закрепить к металлическим элементам перекрытия.
4.7. Башмак нории выставляют по отвесу и закрепляют фундаментными болтами.
При установке башмака более высокий приемный носок должен быть расположен со стороны восходящей ветви.
4.8. Головка нории выставляется по уровню и крепится к шахтам нории через патрубки. Особое внимание необходимо обратить на выставление вала головки нории, т.к. при транспортировке и монтаже могут ослабнуть болтовые соединения подмоторных плит.
Вал должен иметь строго горизонтальное положение, находиться на одной оси с валом мотор-редуктора и в одной вертикальной плоскости с валом башмака.
4.9. После вытяжки ленты в ней пробивают отверстия под болты для крепления ковшей. При помощи троса заводят ленту через люк разборной шахты, стягивают ее концы приспособлением и соединяют их уголками. Припуск для натяжения ленты обрезают. Перед натяжкой ленты винтовое натяжное устройство поз. 14 (Рис. 1) необходимо вывести в крайнее верхнее положение. Натяжку ленты необходимо производить равномерно двумя винтами. Значительный перекос вала барабана (более 3°) приводит к выходу из строя подшипников.
4.9.1. Лента должна быть смонтирована так, чтобы было обеспечено условие, при котором поток поступающего в башмак продукта направлялся на ее вертикальный участок (при загрузке продукта против движения ленты).
Ковши должны быть установлены симметрично относительно продольной оси ленты. Перекос подвешенного к ленте ковша от горизонтали не должен превышать 2 мм. Перекосы и выступание головок норийных болтов над плоскостью ремня недопустимы.
4.10. Присоединяют к фланцам нории магистрали подвода и отвода зерна, аспирационную сеть и взрыворазрядное устройство (рис. 5, 6 и 7).
4.11. Подготовка электроснабжения выполняется в соответствии с правилами установки электрооборудования (ПУЭ, шестое изд., перераб. и допол., с измен., 2002г.), правилами промышленной безопасности ПБ 14-586-03.
4.12. Защита электрооборудования выполняется в соответствии с правилами установки электрооборудования (ПУЭ, раздел 3).
4.14. Подтягивают все болтовые соединения. Прокручивают норию вручную, чтобы убедиться, что барабаны вращаются плавно без заедания, ковши не соприкасаются со стенками шахт, лента не сходит в сторону.
4.15. Проверяют работу нории на холостом ходу, после чего устраняют обнаруженные неисправности.
4.16. После опробования нории на холостом ходу производят регулировку датчика скорости, датчиков сбега ленты и подпора, а также производят настройку прибора УЗКС.
4.17. После монтажа нории необходимо провести приемо-сдаточные испытания, которые включают:
I. внешний осмотр;
П. замеры по электробезопасности;
4.17.1. При внешнем осмотре следует проверить:
1) наличие (в руководстве по эксплуатации нории) документа с отметкой ОТК о приемке сборочных единиц;
2) качество отделки и окраски;
3) наличие ограждений;
4) правильность маркировки.
4.17.2. При замерах по электробезопасности произвести проверку:
1) монтажа электропроводки, ее крепление и отсутствие повреждений изоляции;
2) наличие заземления нории;
3) сопротивление между заземляющим болтом нории и каждой доступной прикосновению металлической нетоковедущей частью изделия, которая может оказаться под напряжением, не должно превышать 0,1 Ом (для замеров взять корпус головки нории и комбинированной норийной трубы с общим болтом заземления нории). Проверку производить омметром М372;
4) проверить сопротивление изоляции обмоток электродвигателя, которое должно быть не менее 5 МОм. Проверку производить мегаомметром М4100/4;
5) произвести проверку электрической прочности изоляции обмоток электродвигателя. Изоляция должна выдержать без пробоя испытательное напряжение 760 В 50Гц в течение 1 секунды. Проверку производить с помощью пробойной установки ПУС-3.
1) правильность направления вращения электродвигателя;
2) отсутствие посторонних шумов, стуков и сбегания ленты;
3) отсутствие вытекания смазки из корпусов подшипников и мотор-редуктора;
4) температуру нагрева корпусов подшипников, двигателя и мотор-редуктора. Температура не должна превышать 60 С. Для проверки использовать термометр ЭТП-М;
5) проверить функционирование датчиков подпора, сбегания ленты и датчика скорости устройства УЗКС-01.2-1 путем имитации срабатывания, в этом случае нория должна отключаться;
6) функционирование пускозащитной электроаппаратуры, постов аварийного отключения.
ПРИМЕЧАНИЕ: для замеров могут быть использованы аналогичные приборы других типов.
При выявлении несоответствия указанным требованиям испытание прекращается, нория должна быть доработана с повторным испытанием в полном объеме.
Результаты повторных приемо-сдаточных испытаний являются окончательными для оценки качества собранной нории.
Результаты приемо-сдаточных испытаний должны быть занесены в протокол по установленной форме в 2-х экземплярах (см. приложение) за подписью лиц, проводивших приемо-сдаточные испытания нории.
5. Эксплуатация
5.1. Пуск нории производить до начала подачи на нее продукта и при включенной аспирации.
5.2. Отрегулировать подачу продукта соответственно производительности нории.
5.2.1. Во время работы нории следить, чтобы материал поступал в башмак равномерно в достаточном количестве, но не перегружал его во избежание завала.
5.2.2. Необходимо строго следить, чтобы в норию не попадали посторонние предметы, которые могут явиться причиной порчи и отрыва ковшей от ленты.
5.3. Необходимо систематически проверять крепление ковшей и жесткость соединения их с норийной лентой.
5.3.1. При задевании во время работы ковша о стенку шахты норию немедленно остановить и устранить дефект или заменить ковш новым.
5.4. Лента должна быть натянута (должен быть запас хода натяжного устройства).
5.5. При появлении пыления (подсора) в соединениях устранить путем подтяжки болтов соединения или путем промазки (проклейки) стыка герметиком.
5.6. Если нория не обеспечивает производительность и появилась обратная сыпь - проверить зазор между ковшами и направляющей регулировки выброса в головке нории. Если зазор более 10 мм, то установить его в пределах 10 мм (см. рис. 4).
5.7. Отключение нории производить только после прекращения подачи продукта в башмак нории.
5.8. Ежедневно по окончании работы нории и при завале башмака нории продуктом в аварийных ситуациях необходимо очистить его и только после этого включить привод нории.
5.9. При эксплуатации нории необходимо своевременно смазывать:
а) подшипники барабанов головки и башмака - один раз в месяц (нагрев подшипников не должен превышать температуру окружающей среды более чем на 40°С);
б) мотор-редуктор - согласно паспорту на мотор-редуктор.
5.10. Перед пуском необходимо выставить в приборе УЗКС-01.2-1 канал по скорости на реальные обороты барабана (1F=102 Гц) в соответствии с инструкцией по эксплуатации на устройство УЗКС-01.2-1.
Заводская установка других параметров:
1Р-00100-задержка на выключение 10с;
1L-00080 - нижняя граница диапазона в %;
1J-00120 - верхняя граница диапазона в %;
4F-00005 - задержка на включение 5 с.
6. Техническое обслуживание
6.1. Своевременное и качественное проведение технического обслуживания обеспечивает длительную и безотказную работу нории.
6.2. Перед началом проведения технического обслуживания и его окончания необходимо:
2) защитные ограждения, снятые на период технического обслуживания, перед началом работы должны быть установлены на место.
6.3. К техническому обслуживанию допускается квалифицированный, прошедший инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и взрывобезопасности, персонал.
Устанавливаются следующие виды технического обслуживания:
- ежедневное техническое обслуживание - по окончании работы;
- техническое обслуживание №1 через 150 - 200 часов работы;
- техническое обслуживание №2 через 500 - 550 часов работы;
- техническое обслуживание №3 через 2600 - 2700 часов работы.
Все виды работ проводятся по графику.
Уменьшать объем установленного вида технического обслуживания или его периодичность не допускается.
Учет технического обслуживания и ремонта ведет предприятие, эксплуатирующее норию.
Текущий ремонт предусматривает устранение мелких дефектов и неисправностей в работе нории, проверку затяжки крепежных соединений, устранение подсоров и т.п.
6.4. Периодичность и объем работ, проводимых при технических обслуживаниях, приведены в таблице 4
Досборка, наладка, обкатка и монтаж нории (ковшового элеватора) производится потребителем. Нории (ковшовые элеваторы) поставляются в частично разобранном виде.
Перед началом работ проведите внешний осмотр комплектующих, удалите консервационную смазку, выполните ревизию подшипниковых опор мотора-редуктора, тормоза. Устраните замеченные повреждения, полученные в результате транспортировки и хранения.
Досборку и монтаж нории проводите в следующем порядке:
Установите башмак, по отвесу выставьте оси валов барабанов башмака и головки в одной вертикальной плоскости. Закрепите башмак анкерными болтами.
Установите головку с приводом на место по уровню и закрепите.
Измерьте расстояние между фланцами башмака и головки.
Установите секции труб нории и закрепите крепежными элементами.
При установке секций труб обратите внимание на отклонение от соосности расположения труб, смещение фланцев относительно друг друга и плотность стыков. Секции труб должны быть соосны. Отклонение от соосности, собранной из двух секций трубы не должно превышать +/- 4 мм.
При транспортировании и хранении ленты при отрицательной температуре монтаж ленты проводить только после выдержки ее в течение 24 часов при температуре плюс 15-25 С.
Ленту поднимите к месту установки. Для предотвращения перекручивания ленты в трубах к ее концу прикрепите металлическую пластину или уголок, длина должна соответствовать диагонали труб.
Заведите ленту на барабаны головок, стяните ее концы в люке монтажного патрубка при помощи специального приспособления (барабан башмака должен находится в крайнем верхнем положении) и соедините их, при этом стык ленты должен быть обращен наружу в сторону, обратную от барабанов и без перекоса.
Установите и закрепите на ленте ковши симметрично относительно продольной оси ленты. Разность между расстояниями от боковых кромок задней стенки ковша до кромок ленты по обе стороны ковшей не должна быть более 2 мм.
Подключите, заземлите и занулите двигатель мотор-редуктора.
Подсоедините трубы с аспирационным патрубком к аспирационной системе.
При продолжительном простое нории ленту с ковшами следует снять с барабанов или ослабить натяжение.
Досборкой должен руководить инженерно-технический работник, детально ознакомившийся с производством работ.
Перед началом эксплуатации проведите внешний осмотр нории и устраните замеченные на Ваш взгляд недостатки, при этом обратите внимание на качество монтажных и сборочных работ, наличие зануления и заземления электрооборудования, на наличие смазки во всех узлах, подлежащих смазке, правильность натяжения ленты с ковшами, наличие и правильность установки конечного выключателя.
Очистите башмак от мусора и посторонних предметов.
Прокрутите барабаны нории вручную, отрегулируйте сбег ленты на сторону регулировочным винтом и убедитесь, что лента не сходит на сторону с барабанов и ковши не задевают за трубы.
Устраните выявленные отклонения.
ПОМНИТЕ! Перед досборкой или обкаткой нории необходимо убедиться в наличии смазки в подшипниках.
Перед включением в работу тормоза, убедитесь в соответствии направления вращения необходимому направлению движения ленты с ковшами.
Нория — недорогой и эффективный способ транспортировки сыпучих продуктов на большую высоту. Как получить максимум от данного оборудования, обойти слабые места и разумно сэкономить при покупке — рассказывает руководитель группы технического отдела KMZ Industries Юрий Борщ.
По сравнению с другими вариантами транспортировки — ленточными и цепными транспортерами — нория имеет следующие преимущества:
Высокую производительность при небольшой мощности электропотребления. Например, для поднятия пшеницы на высоту 30 м нория расходует 30 кВт, а цепной транспортер — 72 кВт.
Не требует больших производственных площадей. Это оборудование чрезвычайно компактно, по сравнению с тем же ленточным транспортером, который работает с углом наклона не более 20%.
Защищает транспортируемый продукт от атмосферных осадков, в отличие от ленточного транспортера.
Минимизирует выброс пыли от транспортируемого продукта за счет герметизированных составляющих конструкции и возможности подключения аспирации.
ПРАВИЛЬНЫЕ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ = МАКСИМАЛЬНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ
Если вы, учтя все преимущества, решили установить норию на своем элеваторе, далее возникает вопрос: как обеспечить ее максимальную производительность, чтобы инвестиция окупилась как можно быстрее?
На первый взгляд, все просто: бери ковш побольше — поднимай его быстрее. Но именно здесь и начинаются нюансы: ковшей, как и других комплектующих, огромный выбор, а каждый производитель позиционирует свой продукт как лучший… Как выбрать?
КОВШ ДЛЯ НОРИИ: НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ?
На рынке представлены два основных вида ковшей по типу материала, из которых они изготовлены: металлические и пластиковые.
Артем Морозов, бренд-менеджер S.T.I.F сравнил металлические и пластиковые ковши:
«Металлические ковши долговечны, стоят почти как полиэтиленовые, не горят, но могут быть причиной искрообразования и тяжелее пластиковых.
Пластиковые полиэтиленовые ковши легче, не подвержены коррозии, бережно перемещают продукт за счет большей эластичности пластика. Среди минусов – твердость пластикового ковша уменьшается со временем под воздействием перепадов температуры.
Стоит обратить внимание и на форму. Ковш без острых углов и изгибов будет лучше разгружаться и не будет иметь значительного налипания материала в углах – так называемых концентраторов износа.
Важна и форма кромки ковша: если она встречает продукт не острым ребром, а округлением, то будет меньше травмировать продукт.
Характеристики материала ковшей норийных
Руководствуясь озвученными особенностями, несложно выбрать ковш, который подойдет именно вашей нории. Кстати, дороже — не значит лучше. Например, на одном из маслоэкстракционных заводов в Одесской области на норию по подъему шрота были установлены полиэтиленовые ковши британского производства. Ресурс указанных ковшей не оправдал ожиданий, а от металлических заказчик отказался. Взамен были установлены намного более дорогие полиуретановые ковши того же производителя, которые теперь работают надежно.
В это же время на подобном маслоэкстракционном заводе в Винницкой области работала (и по сей день работает) нория по лузге подсолнечника на штампованных металлических ковшах производства KMZ Industries (их стоимость ниже британских в три раза). Нареканий на их работу нет: металлические ковши не требуют частого обслуживания, и главное — они ремонтопригодны. А попробуйте подрихтовать пластиковый ковш!
СКОРОСТЬ: ДОСТИЧЬ МАКСИМУМА БЕЗ ПОТЕРЬ
При выборе вам необходимо решить: удешевить разовую стоимость оборудования за счет увеличенных скоростей движения рабочих органов (тем самым прогнозируемо увеличивая процент травмированного продукта) или единовременно несколько увеличить стоимость оборудования, и в дальнейшем уменьшить процент травмированного продукта.
ПРИВОД: 4 СПОСОБА УМЕНЬШИТЬ СТОИМОСТЬ
Именно на привод приходится значительная часть стоимости транспортного оборудования. Сколько он будет стоить, напрямую зависит от частоты вращения вала редуктора на выходе и мощности электродвигателя. Так, чем меньше частота вращения выходного вала редуктора, тем большее количество комплектующих в него входит и, соответственно, тем он дороже.
Как удешевить затраты на привод без уменьшения эффективности его работы?
2. Установить мотор-редуктор с так называемым полым валом непосредственно на приводной вал нории. Так мы исключаем из сметы муфту и раму привода, и при этом даже габарит головки уменьшится (что, в свою очередь, уменьшит зону обслуживания и общие затраты на размещение нории).
3. Выбрать цилиндрический мотор-редуктор с передачей крутящего момента через муфту типа МУВП (конечно, если нет ограничений по габаритам привода). При всех одинаковых технических характеристиках габаритная передача с параллельными валами всегда дешевле, чем редуктор с коническо-цилиндрической передачей.
4. Использовать клиноременную передачу с применением ремней и шкивов надежных производителей: это даст возможность подобрать необходимую частоту вращения редуктора и тем самым уменьшить общую стоимость привода.
Как видите, возможностей разумно сэкономить при выборе нории немало. Главное учесть нюансы вашего производства и особенности составляющих норийного оборудования. И ваши инвестиции окупятся быстрее!
Читайте также: