Noire что означает
Не знаю как много людей прочитает данную статью, да и будут ли среди них поклонники жанра "нуар", но попробую доходчиво объяснить что же это за такой жанр и как он появился на свет. Тег "моё" решил не ставить, хоть тут и полностью написанный мной текст, однако картинки и сама информация взята мной из интернета и переосмыслена. Но стоит отметить, что я являюсь большим поклонником данного жанра, много читал и смотрел фильмов, но сейчас не об этом.
Само название происходит от французского "noir" - чёрный, тёмный. Предположительно сам жанр появился в конце 20-х - начале 30-х и вышел на пик популярности к началу 50-х годов ХХ века. Но долго жанр не задержался в литературе и кино, к концу 60-х годов ХХ века он уже почти вышел из моды.
Жанр в книгах
Изначально это был субжанр литературы, который возник во Франции и отпочковался (если можно так выразиться) от жанра "крутого" криминального романа. И слово "крутого" я не так просто выделил. На сленге американской литературы данное слово означает не крутого человека, а лихо закрученный сюжет, который заставляет подумать, порассуждать читателя о моральных и житейских выборах главного героя. Однако если бы всё было так просто, то мы бы с вами не рассуждали на данный счёт. В книгах данного жанра повествование ведётся от лица злодея, жертвы или же человека, кто вовлечён в преступление, которое описывается в романе, но никак не от лица сыщика, детектива и всех тех прочих персонажей, которых мы привыкли сопоставлять с добром.
Долгое время данный жанр печатался исключительно в журналах или газетах и был не более, чем развлечение. Основным журналом, где печатались романы был "Black Mask". Также выходили издания в мягкой обложке, что на западе является признаком низкого положения жанра и невостребованности. Даже есть название у таких изданий - "бульварное чтиво". Но со временем люди разглядели в нём некоторый шарм, всю ту реальность, что он отражает и в конце 30-х годов ХХ века книги стали печататься как отдельные издания в хороших твёрдых переплётах и стали приносить авторам солидные, по тем временам, гонорары.
Один из выпусков журнала "Black Mask" . Взято из открытых источников
Журнал выпускается и по сей день, что не может не радовать. Но стоит отметить, что с 1951 по 1985 годы данный журнал переставал выходить из-за активного развития радио и телепередач
Яркие представители данного жанра в литературе: "Мальтийский сокол" и "Стеклянный ключ" автор которых Дэшил Хэммет; "Двойная страховка" и "Прощай, красотка" за авторством Джеймса Кейна; "Город греха" Джеймса Эллроя.
Одна из вариаций обложки романа "Мальтийский сокол". Взято из открытых источников
В книгах, а также в кино, данный жанр характерен тем, что главным персонажам присущи такие вещи, как: цинизм, жестокость, пьянство, разврат и прочие факторы, которые отражают жестокую действительность, но о ней все стараются молчать. И обязательно должна присутствовать линия, которая расскажет нам о сексуальной жизни главного героя
Жанр в кино
В кино данный жанр начал появляться в начале 30-х годов прошлого века. Сняты они как правило в чёрно-белых тонах и это обусловлено тем, что в 30-х - 40-х годах ХХ века, а именно на эти годы пришёлся пик производства данных фильмов, цветная плёнка ещё не была так распространена, как позже. А современные фильмы снимают в чёрно-белых тонах для придания атмосферы и как дань памяти к фильмам далёкого прошлого.
Фильмы жанра часто сняты по книгам, которые являются общепризнанной классикой. Одноимённые фильмы были сняты по книгам "Мальтийский сокол" Дэшила Хэммита и "Двойная страховка" Джеймса Кейна.
Отличие фильмов и книг в том, что в фильмах главным героем выступает всё же детектив или сыщик, который расследует преступление, либо же внедряется в банду с целью вывести на чистую воду главного злодея. Снимаются такие фильмы обычно в тёмных барах, забегаловках, ресторанах. Если же мы говорим о городских пейзажах, то там также преобладают тёмные переулки и ночной город. Всё это придаёт некоторую загадочность и держит зрителя постоянно в напряжении и ожидании плохой концовки или же очередного убийства. В таких фильмах злодеями часто движет ревность, месть или же жажда наживы. Также нередко показывают грабежи, насилие и убийство, чтобы создать у зрителя ещё больший страх, панику. Однако стоит заметить, что всё это происходит размерено и на протяжении всего фильма, так как фильмам данного жанра присуще больше нагнетание через диалоги, так называемый "саспиенс", а не постоянная стрельба и драки, которые так любят в "экшен" фильмах.
Постер к фильму "Мальтийский сокол". Взято из открытых источников
После конца 50-х годов ХХ столетия жанр стал заметно терять свои позиции и постепенно слился с другими жанрами. Однако до сих пор выпускают фильмы, которые очень близки по духу и по стилю съёмки на классические киноработы жанра "нуар", но всё же ими не являются.
Из последних фильмов, которые выходили в подобном жанре, я бы отметил: "Старикам тут не место" братьев Коэнов; "Бегущий по лезвию(1982 года)"; "Основной инстинкт" с Майклом Дугласом в главной роли. Но пожалуй опять же таки сделаю оговорку на то, что это не классические представители жанра, а всё же фильмы снятые в другом жанре, где присутствуют приёмы или же стиль съёмки из фильмов в жанре "нуар"
Также хочется отметить комедию с Лесли Нильсоном "Голый пистолет", которая является пародией на фильмы детективных и нуарных жанров.
Спасибо за внимание, извиняюсь за сумбур и возможно где-то за недосказанность. Это первый мой пост на подобную тему и если зайдёт, то буду стараться и совершенствовать стиль повествования
Дубликаты не найдены
Конечно это нуар. Двойная страховка отличный фильм кстати.
Видимо забыл про него) А так да, что ни на есть самый настоящий нуар«Потерянный уикенд» (1945)
Еще одна (и не последняя) картина Уайлдера в списке — на сей раз триумфатор «Оскара». В 1946 году «Потерянный уикенд» выиграл 4 статуэтки, включая «Лучший фильм». Это не просто великолепный нуар, а еще и первое значимое высказывание в кино на тему алкоголизма. Это история одного уикенда из жизни талантливого, но пьющего писателя из Нью-Йорка, по ходу которого он постепенно погружается на дно синего ада. Цензура, действовавшая в Голливуде в то время, постаралась максимально облагородить фильм, заставив Уайлдера сделать в финале довольно дурацкий хэппи-энд. Но даже несмотря на это, «Потерянный уикэнд» и сегодня производит мощнейшее впечатление.
Происхождение слова «нуар».
Само слово Нуар (noir) пришло из французского и дословно переводится как «черный». В контексте кинематографа имеет определение – «черное кино». И именно французы ввели это понятие для категории фильмов отличающихся от всех остальных, большим количеством темных кадров и цинизма в сюжетной линии.
Даже по поводу самого термина — нуар, критики не могут прийти к согласию, жанр это или визуальный стиль который задает тон и настроение произведению.
«Мальтийский сокол» (1941)
Третья экранизация знаменитого романа Дэшила Хэмметта, с которой принято вести отсчет эпохи классического «черного кино». Как и многие картины в этом списке, «Мальтийский сокол» — это дико закрученный детектив с множеством героев, постоянно ускользающей интригой и густой напряженной атмосферой. Одна из лучших ролей Хамфри Богарта, а также первая американская картина с макгаффином в центре сюжета, введенным в большое кино за несколько лет до этого Альфредом Хичкоком.
«Двойная страховка» (1944)
Эталонный нуар от Билли Уайлдера — самого разностороннего режиссера в истории Голливуда. Именно «Двойная страховка» легитимизировала бульварное чтиво и вообще все «черное кино» на высшему уровне американского кино, получив в 1945 году семь оскаровских (пусть и холостых) номинаций. После выхода картины Уайлера нуар официально превратился в высокий жанр в Голливуде.
«Печать зла» (1958)
«Убийцы» (1946)
Фильм основан на небольшом рассказе Хэмингуэя — как некоторые считают, сильно повлиявшего на бульварную литературу. Для большого экрана историю дописали и усложнили голливудские сценаристы — и получился один из самых сложноустроенных и впечатляющих нуар-фильмов в истории. И незаслуженно забытый многими. Два наемных киллера приезжают в маленький городок, чтобы убить бывшего боксера Оле Андерсена по прозвищу Швед. Эта простенькая завязка в дальнейшем развивается до многоуровневого сюжета с огромным количеством героев, флешбеков и непредсказуемых ситуаций. Наверное, в эпоху классического нуара были фильмы круче, но «Убийцы» — точно один из самых запутанных, который надо смотреть буквально с блокнотом, чтобы ничего не забыть.
Что такое фильм в жанре нуар?
Жанр нуар уже давно является одним из самых увлекательных стилей кинопроизводства в истории кинематографа. Но что же это за жанр такой нуар? Ответ на этот вопрос не так прост, как это было бы с научной фантастикой, фэнтези, романтическими комедиями или другими популярными жанрами кино.
Нуар - это скорее стиль, чем жанр, и именно поэтому он не ограничивается одной категорией кино. Трудно определить какой именно фильм подходит под эту стилистику. Кинокритики относят к нуару классический фильм пятидесятых "Сансет бульвар" , и один из самых уважаемых фильмов всех времен - "Касабланка" . Есть также много споров вокруг современных фаворитов, таких как трилогия Кристофера Нолана о Бэтмене.
Нуар - это стиль, который уходит в прошлое на десятилетия и дожил до современной эпохи. Многие иконы золотого века Голливуда построили карьеру на участии в фильмах с оттенком нуара, в том числе Хамфри Богарт, Роберт Митчем, Барбара Стэнвик, Орсон Уэллс, Лорен Бэколл и многие другие. Несколько известных режиссеров попробовали свои силы в нуаре, с разной степенью успеха. Нуар в основном был связан с американским кино, но его популярность повлияла на кинематографистов со всего мира. На протяжении десятилетий он был смешан с несколькими другими жанрами. Вот что вам нужно знать о жанре нуар.
Происхождение нуара часто приписывают к послевоенному пессимизму, который наблюдался по окончании второй мировой. Однако, нуар начал свое существование еще в 1930-х годах. Одним из факторов, способствующих появлению нуара, была литература. В то время были очень популярны детективы и детективные романы. Экранизация этих книг является частью того, что создало рамки для этого стиля.
В 1946 году французские критики придумали термин " film noir ", чтобы описать мрачное настроение этих новых фильмов, и название "прилипло", хотя оно не стало широко использоваться еще несколько лет спустя. Нуарное кино достигло своего пика в 1950-х г.
Хоть в тридцатых года и не было рейтинговых систем типа "PG-13", был некий "кодекс кинопроизводства", который ограничивал киноделов. Фильмы запрещалось показывать, если правила нарушались. Человек не может быть убит на экране, сцены поцелуев не могут быть слишком длинными, плохие парни никогда не смогут уйти от своих преступлений и так далее. В то время как некоторые фильмы избегали этих проблем, рассказывая другие истории, режиссеры нуара находили способы нарушить правила, используя внушающий диалог, новые методы освещения, тени и многое другое. Кинематографисты также приняли формат черно-белого кино. Черно-белая пленка была дешевле цветной, и это придавало того самого стиля.
Существует ряд характеристик, которые помогают определить стиль фильма нуар, хотя не все должны присутствовать, чтобы он считался таковым. Многие из этих фильмов сосредоточены вокруг ущербных, циничных героев или антигероев, которые помогают отразить мрачный, темный и пессимистический тон. Главный герой часто является частным детективом или детективом полиции. Кем бы ни был главный герой, он обычно погружен в запутанный сюжет, который включает в себя многочисленные повороты, предательства, сокрытия, коррупцию, скандалы и, возможно, самое главное, роковую женщину. Смертоносные, безжалостные и соблазнительные женщины являются неотъемлемой частью фильма нуар и одним из его самых главных сюжетных ключей, в то время как в других жанрах более невинные изображения женских персонажей.
Золотой век нуара закончился, но его влияние все еще присутствует в современном кино. Поэтому в первой половине 1970-х г. появляется новый виток развития жанра - " нео-нуар ". Современный фильм нуар не обязательно должен быть о детективе, пытающемся раскрыть убийство, или частном детективе, связанном с женщиной, которая убила своего мужа. Например, научно-фантастический фильм, такой как " Бегущий по лезвию ", имеет достаточно качеств, чтобы классифицировать себя как фильм-нуар. "Джон Уик", "Девушка с татуировкой дракона", "Прогулка среди могил" и конечно же "Город грехов" , эти современные фильмы все смело можно отнести к жанру нуар.
Нуар – это «жанр» в литературе, комиксах или кино, который очень сложно определить в какие-то конкретные рамки. Так как, это понятие довольно размытое, и что бы понять суть данного стиля необходимо разобраться во всех его аспектах.
Что такое НУАР — значение, определение простыми словами.
Простыми словами, Нуар — это специфический «жанр» творчества, который визуально характеризуется темными тонами, жестокостью и депрессивной атмосферой.
Самый распространенный сюжет нуарных фильмов примерно таков:
Потрепанный жизнью детектив с крутым нравом, и проблемами с выпивкой, работает в утопающем в пороках городе. К нему приходит роковая женщина с чудовищной проблемой, грозящей смертью. Дальше начинается перипетия с расследованием, напряженными ситуациями, обилием насилия и непредсказуемыми сюжетными поворотами. Чаще всего, это не заканчивается хеппи-эндом, и в финале будет драматическая развязка.
Сейчас данный стиль используется не слишком часто, но картины снятые в данном жанре находят своих фанатов и ценителей.
«Милдред Пирс» (1945)
Михай Кертес Каминер, которого весь мир знает, как Майкл Кертис, вполне мог попасть в этот список с «Касабланкой», в которой немало черт классического нуара. Но я решил выбрать второй значительный фильм в его карьере — «Милдред Пирс», который принес великой Джоан Кроуфорд долгожданный «Оскар». Фильм Кертиса — первая большая экранизация романа Джеймса Кейна про предприимчивую домохозяйку Милдред Пирс, которая после смерти мужа бросается в предпринимательство и открывает сеть ресторанов Mildred’s. Главная интрига — кто именно убил её супруга, который перед смертью успел вымолвить только одно слово: «Милдред». К роману Кейна в Голливуде и на телевидении возвращались еще не раз, но фильм Кертиса, по моему мнению, лучший.
«Глубокий сон» (1946)
Про этот фильм Ховарда Хоукса есть легенда, записанная даже в «Википедии», но не рассказать её нельзя — она идеально описывает многие нуар-сюжеты в кино. Хоукс впоследствии вспоминал, что «это был увлекательный фильм, и он имел успех у зрителей, хотя я так и не разобрался, кто там кого порешил. Когда меня спросили, кто убил того человека, чью машину выудили из реки, я ответил: «Не знаю. Спросим у Фолкнера». Фолкнер тоже не знал, что ответить. Тогда я спросил Чандлера, и он сказал, что это дело рук дворецкого». Это прекрасный пример того, насколько запутанными и сложными подчас были сюжеты в нуар-романах и их экранизациях. Но несмотря на это, «Глубокий сон» по праву считается одной из краеугольных картин эпохи.
«Бульвар Сансет» (1950)
Великая картина Билли Уайлдера об изнанке Голливуда. История сценариста, который убегая от коллекторов, случайно забредает в полузаброшенный особняк, где тихо живет бывшая звезда немого кино, мечтающая о камбеке, но уже в звуковом кинематографе. По моему мнению, это не только лучшая нуар-картина в этой подборке и лучший фильм Уайлдера, но и одна из лучших картин в истории Голливуда вообще. Если вы хотите посмотреть только один фильм из статьи, выбирайте «Бульвар Сансет».
Нуар в кино для чайников: как он появился и что нужно смотреть в первую очередь
Как и почти все влиятельные течения в кинематографе, нуар появился под тяжестью событий, происходивших в реальной жизни. Пережив индустриальный бум начала XX века, США погрузились в сложную эпоху «сухого закона» и Великой депрессии. На помощь уставшим от проблем американцам пришла индустрия развлечений: люди нашли отдушину в музыке, литературе и набирающем популярность кинематографе. Но высокое искусство массы не интересовало. Поэтому 20-30-е годы в США набирают популярность форматы, легче заходящие народу: бульварные романы, комиксы, хорроры — и нуар-кино.
Последнее естественным образом выросло из соответствующей литературы. В то время в США пользовались огромной популярностью романы Корнелла Вулрича, Дэшила Хэммета, Джеймса Кейна и Рэймонда Чендлера. От классики бульварное чтиво отличалось более грубым и прямым изложением, мрачной, гнетущей атмосферой, закрученным сюжетом — нередко детективным. Эти книги продавались огромными тиражами, но долгое время не воспринимались Голливудом как заслуживающие внимание первоисточники. В 30-е годы в кинематографисты, в первую очередь, старались поддерживать моральный дух нации, и такие беспросветные истории еще целое десятилетие будут добираться до больших экранов. Все изменится во время Второй мировой.
Появление нуар-фильмов именно в 40-х неслучайно. Американское общество, пережив трудное десятилетие и все с ним связанные потрясения, во-первых, несколько потеряло веру в государство и безоблачное будущее, во-вторых, погрузилось, пусть и на расстоянии, в другой ад — Вторую мировую войну. Эти колебания и события сильно повлияли в том числе и на кинематограф. Под гнетом проблем местное кино с каждым годом становилось все мрачнее, а темы и сюжеты — все более безрадостными. Тогда-то в Голливуде и вспомнили про то самое бульварное чтиво, которым американский народ зачитывался с конца 20-х годов, и постепенно начал экранизировать его. Подобная литература, которая, при всей популярности, все еще считалась «низким» жанром, вдруг, при помощи большого кино, будто прыгнула в высшую лигу.
Хотя многие считают нуар отдельным жанром кино, это скорее течение, которое пронизывает почти весь XX век век и уже оставило заметный след в XXI. Да, как правило классические «черные фильмы» — непривычное у нас, но общепринятое название нуара на Западе — обладали определенным набором легко узнаваемых особенностей: амбивалентными героями без моральных принципов, преимущественно снятыми в полумраке кадрами, запутанным детективным сюжетом, непривычной для тех времен жестокостью, постоянно нагнетаемым саспенсом и визуальными подмигиваниями немецкому экспрессионизму с его косыми линиями и неправильными пропорциями. В центре многих картин был классический нуарный треугольник: мужчина с шаткими этическими нормами — роковая красотка — проблема. Под последней обычно скрывались либо нелюбимый муж красотки, которого надо было обязательно убить, либо внезапно исчезающий персонаж, которого искали другие герои, либо деньги, либо — все вместе. Сегодня кажется, что почти все нуар-картины выстроены по этому сценарию (плюс еще дождливая ночь за окном), но это не так.
В истории даже классического нуара есть и цветные картины («Ниагара»), и ленты, события которых разворачиваются днем («Печать зла»), и без роковых красоток («Потерянный уикенд»), есть — без очевидных детективов в главных ролях («Бульвар Сансет» и многие другие). Даже на заре этого стиля было много вольностей. Мне вообще кажется, что в отношении к нуару работает так называемый «эффект Манделы», когда человек, вспоминая о каком-то событии, модифицирует его в своем сознании или изначально воспринимает событие ошибочно. Не надо так: нуар сложнее, многограннее и интереснее, чем многие себе представляют. И точно редко ограничивается набором известных клише про дождь, Нью-Йорк, фетровые шляпы и сексуальных femme fatale.
Более того: нуар — не жанр, а стиль, который охватывает эпоху в мировом кино, проникая в другие жанры. Например, в мелодрамы («Касабланка»), вестерны («Преследуемый», «Высокая Сьерра»), триллеры («Ребекка») и так далее. При этом у нуара нет четких жанровых рамок: это просто набор инструментов и особенностей, которые сильно влияют на визуальный облик, атмосферу и общий тон фильма. Но не на фундаментальные особенности жанров! «Касабланка», несмотря на свой беспросветный окрас, который придают ей нуар-элементы, остается шпионской мелодрамой, а «Ребекка» — готическим триллером Хичкока. Характерные черты «черного кино» в этих картинах являются не только художественными приемами, но и приметой эпохи.
Еще один фактор, который сильно повлиял на внешний вид нуар-фильмов — экономия. Во время войны даже в США старались снимать дешево и быстро. Именно поэтому детективные нуар-картины сняты исключительно на черно-белую пленку (цветная тогда была очень дорогой), почти без съемок на улице — только в тесных и самых простых студийных декорациях, с блеклым освещением и без сложного грима. Все это пошло этим фильмам на пользу — именно из-за экономии появился их уникальный киноязык. Конечно, ближе к 50-м начали появляться нуары в цвете, но именно первые картины сформировали у зрителя четкий визуальный облик «черного кино» — с кривыми тенями, таинственными силуэтами, клубами дыма и грубой лексикой.
За почти 80 лет с выхода «Мальтийского сокола», первой значительной «черной» картины в истории, нуар сильно изменился и даже мутировал. У стиля появились многочисленные ответвления и переосмысления. Но мы остановимся только на классической эпохе «черного кино» — с 1941 по 1958 год. Основная часть — подборка лучших представителей жанра, обязательных для просмотра. И в дополнение — еще десятка отличных нуар-фильмов для особо продвинутых, кто уже затер классику до дыр.
Основные признаки нуарных фильмов:
- Фильм снят в черно-белом стиле;
- Действия происходят в пропитанной дождем и туманом городской среде с ветхими зданиями;
- Неоновые вывески и мерцающие фонари, обилие теней;
- В городе царит атмосфера преступности, греха и коррупции, полная безнадежность;
- Обязательно присутствует роковая женщина; зачастую имеет сложный характер и судьбу, он в конфликте с обществом и моралью;
- В фильме довольно часто используются флешбеки;
- Перспективы главных героев имеют фатальную перспективу.
Стоит отметить, что данные критерии являются весьма условными, к примеру, нуарная картина может быть не черно-белой, а цветной. Как и все виды искусства нуар развивается, есть «поздний нуар», «нео-нуар» в которых одни признаки сменяются другими.
«Тень сомнения» (1943)
Один из самых крутых и атмосферных фильмов Альфреда Хичкока из раннего американского периода его творчества. «Тень сомнения» построена на классическом приеме, когда мы до последнего не знаем, хорошим или плохим персонажем окажется один из главных героев. Сам Хичкок считал, что этот триллер про дуэль племянницы и странного дядюшки, который неожиданно возвращается в родовое гнездо — лучшая картина в его карьере.
«Леди из Шанхая» (1947)
Классический нуар Орсона Уэллса, который он согласился снимать, как и многие фильмы, только потому что ему были нужны деньги на другие проекты — в данном случае на театральный мюзикл «Вокруг света за 80 дней». По другой традиции, Уэллс сильно переписал сценарий, сильно изменив изначальный роман Шервуда Кинга «Если я умру до того, как проснусь». Финальный вариант не устроил студию Columbia Pictures и как следствие, прокат картины ограничился грайндхаусами и местечковыми кинотеатрами. Что не помешало ей стать классикой несколько десятилетий спустя, когда профильная пресса начала переосмысливать многие картины в карьере Уэллса. «Леди из Шанхая» — это мощнейшее, особенно во второй половине кино, новаторское и совершенно не устаревшее. Развязка в Китайском квартале, которой заканчивается фильм, со знаменитой сценой с зеркалами до сих пор остается визитной карточкой Орсона Уэллса.
О ПЕТЕРБУРГСКИХ ГЛИНАХ
Строить, строить, строить!
Пётр Первый мечтал, чтобы Петербург был похож на Амстердам с каменными домами под крышами из черепицы. Архитекторы Жан-Батист Леблон и Доменико Трезини вычертили план необычного для России города с прямыми улицами. Строгой сетью линий рассекли Васильевский остров, торгово-административный центр Петербурга… К 1725 году здесь насчитывали 40,000 жителей, а дом был нужен каждому с самых первых дней.
Как строить, из чего строить?
Типовыми служили одноэтажные каркасные дома, обмазанные местной глиной, иногда с дёрном на крыше. Сенат – мазанка, Почтовый двор – мазанка, и новый Гостиный двор тоже. Но богатые россияне не желали жить в хатах. Канцлер Головин взял камень из развалин крепости Ниеншанц, и в 1710 году на Берёзовом острове появился первый каменный дом Петербурга. Для генерал-губернатора Меншикова построили каменную усадьбу на Васильевском острове.
Кирпич кирпичу рознь
Производства при старинных глиняных карьерах принадлежали Канцелярии каменных дел, работали подрядным способом и вскоре стали выпускать до 15 миллионов кирпичей в год.
Много это или мало? Например, дом Нарышкиных – это 438,200 кирпичей. К 1726 году на Васильевском острове было 113 кирпичных зданий. Голландские мечты Петра постепенно сбывались, хотя даже через сто лет из 8,000 петербургских домов больше 5,000 всё ещё были деревянными.
Места и люди
На правом берегу Невы против села Рыбацкого в 1765 году обосновались 60 переселенцев с семьями из королевства Вюртемберг и прусской провинции Бранденбург. Так появился Новый Саратов – в отличие от Саратова главного, где жили немцы Поволжья.
Новосаратовская колония быстро выросла в аккуратный патриархальный германский городок, где к удивлению и восхищению русских никогда не было нищих. Впавшему в бедность помогали всем миром, чтобы побыстрее выкарабкался. Малолетним сиротам вскладчину собирали деньги на учёбу и воспитание, а подросшим подыскивали удачный брак.
В 1775 году контроль за производством кирпича передали специально созданному Каменному приказу, а в пушкинские времена к здешним кирпичным заводчикам ездили учиться.
От сохи поэт
Фёдор Никифорович Слепушкин появился на свет в 1783 году и фамилию получил по кличке ослепшего деда. Крепостной крестьянин из-под Ярославля выучился читать и в 1803 году перебрался на отхожий промысел в Петербург. Торговал вразнос на улицах варёной грушей, со временем открыл мелочную лавку, а потом продал всё и переехал в Новосаратовскую колонию.
Там Слепушкин осилил немецкий язык, открыл лодочный перевоз через Неву, научился у немцев производству, выстроил завод и скоро уже поставлял городу по семи миллионов кирпичей в год…
…а ещё начал писать стихи. Он заочно учился у Языкова, Крылова, Жуковского и Пушкина: увидав стихи Слепушкина, Александр Сергеевич сперва отказывался верить, что тот пишет сам.
Успех, свобода и триумф
При этом до 1826 года кирпичный король оставался крепостным: хозяйка его, урождённая графиня Орлова, заломила за вольную 3,000 рублей – стоимость 200,000 кирпичей в ценах начала XIX века. Вынуть громадные деньги из оборота и оторвать их от семьи Фёдор Никифорович не мог. Тогда Пушкин и другие поэты при поддержке княгини Юсуповой собрали нужную сумму; Слепушкин выкупил себя со всей семьёй и приписался к купеческому сословию.
Первый поэт среди кирпичников и первый кирпичник среди поэтов опубликовал ещё несколько книг и получил золотую медаль на Андреевской ленте; его стихи сборником издала Академия наук, их публиковали в переводах на немецкий, французский и английский в Европе. Фёдор Никифорович, имея к середине 1840-х годов семью в 50 человек, содержал на средства от кирпичного производства школу в Рыбацком: он по своему опыту знал, как важно выходцам из низов общества обучиться грамоте.
Умер Слепушкин в 1848 году во время эпидемии холеры – не уберёгся, помогая заболевшим. Дети, а потом внуки продолжили его дело и по-прежнему выпускали кирпич. Долгое время семья жила в доме Фёдора Никифоровича, который он выстроил на фундаменте старой шведской сторожевой башни, а в 1907 году фамильное гнездо безвозмездно передали Начальному народному училищу: девочки и мальчики учились там бесплатно – Слепушкины покрывали все расходы.
К началу XX века счёт кирпичам для Петербурга шёл на сотни миллионов ежегодно. С тех пор много воды утекло в Неве. Страну лихорадило – войны, революции, катаклизмы. Заводы закрывались, разграблялись, возрождались, объединялись, переоснащались, процветали – и снова закрывались. А дом Слепушкиных, простоявший больше полутора столетий и уцелевший во время блокады, в 2013 году неожиданно сгорел: уж больно хотели застройщики освоить землю под историческим памятником и отгрохать на его месте что-нибудь бетонное.
Не всё пропало
Кирпичи долговечнее человеческой памяти. Люди забывают ремесло, забывают историю, забывают многие добрые дела; забыли уникального Слепушкина, да и Пушкина уже не очень твёрдо помнят. Но пока ещё есть Нева, есть речной песок, есть глина в Новосаратовке.
Читайте также: