Ночь идет на мягких лапах дышит как медведь
Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама — чтобы петь.
Отгоню я сны плохие,
Чтобы спать могли
Мальчики мои родные,
Пальчики мои.
За окошком ветер млечный,
Лунная руда,
За окном пятиконечная
Синяя звезда.
Сын окрепнет, осмелеет,
Скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
Сыну повяжу.
Шибче барабанной дроби
Побегут года;
Приминая пыль дороги,
Лягут холода.
И прилаженную долю
Вскинет, как мешок,
Сероглазый комсомолец,
На губе пушок.
А пока, еще ни разу
Не ступив ногой,
Спи, мой мальчик сероглазый,
Зайчик дорогой.
Налепив цветные марки
Письмам на бока,
Сын мне снимки и подарки
Шлет издалека.
Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама — чтобы ждать.
Вновь пройдет годов немало.
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
Больше не могу».
Успокоится навеки,
И уже тогда
Весть помчится через реки,
Через города.
И, бледнея, как бумага,
Смутный, как печать,
Мальчик будет горько плакать,
Мама — будет спать.
А пока на самом деле
Все наоборот:
Мальчик спит в своей постели.
Мама же — поет.
И фланелевые брючки,
Первые свои,
Держат мальчикины ручки,
Пальчики мои.
1927, Вера Инбер
"Поздно ночью у подушки, Когда все утомлены, Вырастают маленькие ушки, Чтобы слушать сны." Вера Инбер. Забытая поэтесса.
Поздно ночью у подушки,
Когда все утомлены,
Вырастают маленькие ушки,
Чтобы слушать сны.
Сны бывают разные. Их много:
Снятся чудеса,
Снятся приключения, дорога,
Реки и леса,
Снятся лыжи, снеговые горки,
Солнечный газон,
Школьная тетрадь, где все пятерки, —
О, волшебный сон!
Сны текут то явственней, то глуше,
Как ручей, точь-в-точь.
И подушка, навостривши уши,
Слушает всю ночь.
Днем зато, уставши до упаду,
В жажде тишины,
Спит она — будить ее не надо, —
Спит и видит сны.
1915 г
Поэзию Веры Инбер мне (и себе) открыла мама в мои далекие 10 лет, купив маленькую серо-голубую книжечку карманного формата. Помню тихое удивление учительницы, прочитавшей мое сочинение на тему «Твой любимый поэт». Возможно, она впервые узнала это имя.
Вера Инбер родилась в Одессе в 1890 году в семье владельца научного издательства и учительницы русского языка. С детства писала стихи. Окончив гимназию, поступила на Одесские высшие женские курсы на историко-филологический факультет. В годы учебы публиковала стихи.
Вместе с первым мужем жила в Париже и Швейцарии в течение четырёх лет — в 1910—1914. В Париже она издала за свой счёт первый сборник стихов.
Ты проходишь, ты ищешь, ты жаждешь плениться,
Ты пленяешься издалека.
Я же вишне подобна, надклеванной птицей:
Я сладка и горька.
После лета, слежу в облаках и туманах
Зарожденье осеннего дня.
Если ищешь плодов безупречно-румяных,
Не трогай меня.
Значит, это не ты, предназначенный роком,
Кто придет из-за гор и морей,
Чтоб упиться моим опороченным соком,
Горечью сладкой моей.
Прохладнее бы кровь и плавников бы пара,
И путь мой был бы прям.
Я поплыла б вокруг всего земного шара
По рекам и морям.
Безбровый глаз глубоководной рыбы,
И хвост, и чешуя…
Никто на свете, даже ты бы,
Не угадал, что это я.
В проеденном водой и солью камне
Пережидала б я подводный мрак,
И сквозь волну казалась бы луна мне
Похожей на маяк.
Была бы я и там такой же слабой,
Как здесь от суеты.
Но были бы ко мне добрее крабы,
Нежели ты.
И пусть бы бог хранил, моря волнуя,
Тебя в твоих путях,
И дал бы мне окончить жизнь земную
В твоих сетях.
Жанне
День окончен… Делать нечего…
Вечер снежно-голубой…
Хорошо уютным вечером
Нам беседовать с тобой…
Чиж долбит сердито жердочку,
Будто клетка коротка…
Кошка высунула мордочку
Из-под теплого платка…
«Значит, завтра будет праздница?»
«Праздник, Жанна, говорят!»
«Все равно! Какая разница!
Лишь бы дали шоколад!»
«Будет все, мой мальчик маленький!
Будет даже снежный бал…
Знаешь, повар в старом валенке
Утром мышку увидал!»
«Мама! Ты всегда проказница!
Я не мальчик! Я же дочь!»
«Все равно, какая разница!
Спи мой мальчик, скоро ночь
1913 г
В 1914 году, перед самым началом войны, Вера Инбер с мужем и родившейся в Париже двухлетней дочерью Жанной покинули Европу и вернулись домой, в Одессу.
В Одессе Вера Инбер продолжала писать стихи и публиковала их в местных газетах. Ещё она выступала на поэтических вечерах. Её иронические изящные, слегка вычурные стихи пользовались успехом.
Вера Инбер считала себя знатоком моды, объясняла одесским женщинам, что такое модная одежда, выступала с лекциями.
Как жизнь идёт! У моей дочурки
Уже толстеньких две косы.
Я с ней играю в куклы и в жмурки,
А в вечерние часы
Я рассказываю ей, что козлята
Не слушались мамы-козы.
Вечер тих. Над копной примятой
Летают две стрекозы.
Надо спать идти. Уже поздно.
Разгрызая последний орех,
Я спрашиваю её: «Скажи серьёзно,
Кого ты любишь больше всех?»
Свой бантик, похожий на стручочек перца,
Она ухватила, теребя.
И я жду с замиранием сердца,
Чтоб она мне сказала: «Тебя».
1916 г
У первой мухи головокруженье
От длительного сна:
Она лежала зиму без движенья,-
Теперь весна.
Я говорю:- Сударыня, о небо,
Как вы бледны!
Не дать ли вам варенья, или хлеба,
Или воды?
— Благодарю, мне ничего не надо,-
Она в ответ.-
Я не больна, я просто очень рада,
Что вижу свет.
Как тяжко жить зимой на свете сиром,
Как тяжко видеть сны,
Что мухи белые владеют миром,
А мы побеждены.
Но вы смеетесь надо мной? Не надо.-
А я в ответ!
— Я не смеюсь, я просто очень рада,
Что вижу свет.
1919
В 1922 году Вера Инбер переехала в Москву, работала журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж (в 1924—1926 годах в качестве корреспондента жила в Париже, Брюсселе и Берлине).
СЫНУ, КОТОРОГО НЕТ
Ночь идет на мягких лапах,
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать,
Мама — чтобы петь.
Отгоню я сны плохие,
Чтобы спать могли
Мальчики мои родные,
Пальчики мои.
За окошком ветер млечный,
Лунная руда,
За окном пятиконечная
Синяя звезда.
Сын окрепнет, осмелеет,
Скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
Сыну повяжу.
Шибче барабанной дроби
Побегут года;
Приминая пыль дороги,
Лягут холода.
И прилаженную долю
Вскинет, как мешок,
Сероглазый комсомолец,
На губе пушок.
А пока, еще ни разу
Не ступив ногой,
Спи, мой мальчик сероглазый,
Зайчик дорогой…
Налепив цветные марки
Письмам на бока,
Сын мне снимки и подарки
Шлет издалека.
Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама — чтобы ждать.
Вновь пройдет годов немало…
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
Больше не могу».
Успокоится навеки,
И уже тогда
Весть помчится через реки,
Через города.
И, бледнея, как бумага,
Смутный, как печать,
Мальчик будет горько плакать,
Мама — будет спать.
А пока на самом деле
Все наоборот:
Мальчик спит в своей постели.
Мама же — поет.
И фланелевые брючки,
Первые свои,
Держат мальчикины ручки,
Пальчики мои.
1927
Во время блокады Вера Инбер оставалась в Ленинграде со своим третьим мужем, профессором медицины. Она видела изнутри все ужасы блокады, она пережила смерть внука и дочери. Ленинградская блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Вера Инбер выступала по радио, публиковала стихи и статьи в периодической печати, выступала в воинских частях и на заводах. Об этих страшных годах Инбер написала блокадный дневник «Почти три года». В 1946 года получила Сталинскую премию за блокадную поэму «Пулковский меридиан». Вера Инбер приняла участие в составлении «Чёрной книги», рассказывавшей о зверствах фашистов, написала очерк о расправе над евреями Одессы. Награждена тремя орденами и медалями.
Вера Инбер пережила мужа и умерла в Москве 11 ноября 1972 года, в 82 года. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.
По прошествии времени, когда-то всенародно известную поэтессу Веру Инбер забыли.
Но до сих пор поют песню о девушке из Нагасаки на слова поэтессы:
“У ней такая маленькая грудь!
А губы у ней алые, как маки.
Уходит капитан в далёкий путь,
Оставив девушку из Нагасаки”.
Любители шансона уже много лет поют её, не задумываясь над тем, кто автор этих душещипательных строк.
Поздние стихи Инбер никто не помнит, зато её ранние вещи — детские стихотворения, рассказы, книги «Место под солнцем» и «Америка в Париже» — вспоминают всё чаще. А её песенку «Девушка из Нагасаки» поют уже почти девяносто лет.
***
ЧИТАТЕЛЮ
Читатель мой, ненадобно бояться,
Что я твой книжный шкаф обременю
Посмертными томами (штук пятнадцать),
Одетыми в тисненую броню.
Нет. Издана не пышно, не богато,
В простой обложке серо-голубой,
То будет книжка малого формата,
Чтоб можно было брать ее с собой.
Чтобы она у сердца трепетала
В кармане делового пиджака,
Чтобы ее из сумки извлекала
Домохозяйки теплая рука.
Чтоб девочка в капроновых оборках
Из-за нее бы не пошла на бал,
Чтобы студент, забывши про пятерки,
Ее во время лекции читал…
«Товарищ Инбер ,— скажут педагоги,—
Невероятно! Вас не разберешь.
Вы нарушаете регламент строгий,
Вы путаете нашу молодежь».
Я знаю — это не педагогично,
Но знаю я и то, что сила строк
Порою может заменить (частично)
Веселый бал и вдумчивый урок.
Теченье дня частенько нарушая
(Когда сама уйду в небытие),—
Не умирай же, книжка небольшая,
Живи подольше, детище мое!
1963
В создании топика использованы материалы интернета. О неоднозначной личности В. Инбер рекомендую прочитать материал „Родовое проклятие Веры Инбер“.
Вера Инбер
Кроме И. Бродского, имя которого узнал поздновато для двадцатилетнего юноши, к тому же балующегося стишками, - только в конце 69-го, - назову теперь еще одну поэтессу, стихия которой озарением снизошла еще в 7-м классе, - несколько разрозненных листиков довоенного происхождения я нашел на чердаке. Стихи, которые сотрясли мою незрелую экзальтированную романтичную душу и врезались в сознательную взрослую жизнь, немало на нее повлияв. Рискну даже предположить, что они предопределили мой литературный стиль - от смешливо-разухабистого до декадентно-философического.
«…Ветер свистел, выл, сек
по полным слез глазам.
Хозяин крикнул: «Прыгай, Джек,
Потому что… ты видишь сам!»
Но Джек, припав к нему головой
и сам, дрожа весь,
успел сказать: «Господин мой,
останусь я здесь…»
На земле уже полумертвый нос
положил на труп Джек,
и люди сказали: «Был пес,
а умер, как человек».
Вера Инбер. Двоюродная сестра Льва Троцкого, и сталинская (1946 г.) лауреатка. Маяковский сочинил о ней злую эпиграмму, - «Ах у Инбер, ах у Инбер что за глазки, что за лоб! Так всю жизнь бы любовался, любовался на неё б!»
В 20-х годах прошлого века был период, когда Инбер, ставшая позже просоветской поэтессой, баловалась «экзотическими» стишками, писала легкое, куртуазное, а скорее упадническое. Даже пафос ее мне не мешал и не мешает сейчас, даже то, что голосовала вместе со всеми за осуждение Пастернака и кропала апологетические поэмы за советскую жизнь и о вождях.
Сталинская система, безусловно, сломала эту миниатюрную поэтессу, заставив потратить талант на никому не нужные пропагандистские стихи. Но некоторые ее произведения не забудутся. Стихотворение «Девушка из Нагасаки» еще в довоенные годы превратилось в практически народную, даже в некотором роде, блатную песню. Многие знают ее в исполнении Владимира Высоцкого.
«Он — капитан, и родина его — Марсель.
Он обожает ссоры, шум и драки,
он курит трубку, пьёт крепчайший эль
и любит девушку из Нагасаки.
У ней следы проказы на руках,
а губы, губы алые, как маки,
и вечерами джигу в кабаках
танцует девушка из Нагасаки.
У ней такая маленькая грудь,
на ней татуированные знаки…
Уходит капитан в далёкий путь,
оставив девушку из Нагасаки.
И в те часы, когда ревёт гроза,
иль в тихие часы на полубаке
он вспоминает узкие глаза
и бредит девушкой из Нагасаки.
Коралл, рубины алые, как кровь,
и шёлковую кофту цвета хаки,
И дикую, и нежную любовь
везёт он девушке из Нагасаки.
Приехав, он спешит к ней, чуть дыша,
но узнаёт, что господин во фраке,
однажды вечером, наевшись гашиш;,
зарезал девушку из Нагасаки.
У ней такая маленькая грудь,
и губы, губы алые, как маки…
Уходит капитан в далёкий путь,
не видев девушки из Нагасаки»
Это были не только романтические и даже где-то дворовые стихи, которые поначалу мне просто понравились, хотя особого внимания не привлекли. Но однажды в фойе Дома культуры выяснилось, – это была песня. Стиляга-старшеклассник Аркадий Л., (у него почти первого в городе появились расклешенные брюки с разрезами, пуговицами и даже нервно мигающими лампочками внизу по бокам), принес диковинный волшебный инструмент – гитару, лихо сбацал «твистугей», а потом «Девушку из Нагасаки» Я обмер.
Придя домой, взял найденные накануне листочки и вчитался. Сначала «Васька Свист»
«…На эстраду гитарный спец влез,
дзинь-дзинькает так и так.
Разносят раков-деликатес:
сорок копеек рак.
Васька Свист за соседний стол глядит
и, опутан гитарной игрой,
двух раков берет в кредит,-
один, между прочим, с икрой.
Васька Свист на вид хоть и прост,
но он понимает людей.
Он берет рака за алый хвост
и, как розу, подносит ей…»
Потом я прочел, что «у апельсина кожура красней гусиных лап», что «колени смугло розовеют, как яблоки в траве», что «важные текут неторопливо слова и мысли, и душа строга, пустынна и просторна, словно нива, откуда вывезли стога» И, наконец, попал на колыбельную «Сыну, которого нет»
«Ночь идет на мягких лапах,
дышит, как медведь.
мальчик создан, чтобы плакать,
мама – чтобы петь.
Отгоню я сны плохие,
чтобы спать могли
мальчики мои родные,
пальчики мои.
За окошком ветер млечный,
лунная руда,
за окном пятиконечная
синяя звезда.
Сын окрепнет, осмелеет,
скажет: «Ухожу».
Красный галстучек на шею
сыну повяжу.
Шибче барабанной дроби
побегут года.
Приминая пыль дороги,
лягут холода.
И прилаженную долю
вскинет, как мешок,
сероглазый комсомолец,
на губе пушок.
А пока, ещё ни разу
не ступив ногой,
спи, мой мальчик сероглазый,
зайчик дорогой.
Налепив цветные марки
письмам на бока,
сын мне снимки и подарки
шлёт издалека.
Заглянул в родную гавань
и уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
мама – чтобы ждать.
Вновь пройдет годов немало…
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало,
больше не могу».
Успокоится навеки,
и уже тогда
весть помчится через реки,
через города.
И, бледнея, как бумага,
смутный, как печать,
мальчик будет горько плакать,
мама – будет спать.
А пока на самом деле
все наоборот, -
мальчик спит в своей постели,
мама же – поёт.
И фланелевые брючки,
первые свои,
держат мальчикины ручки,
пальчики мои»
Когда я увидел вареного рака в образе розы, узнал, что ночь может прийти на мягких лапах, и дышать, как медведь, что судьба – прилаженый на собственные плечи, мешок, мое сознание мутировало, произошел сбой, зигзаг. Подсознательно дошел, - словами и образами можно и нужно жонглировать, не боясь и не оглядываясь, сравнивать не сравнимое, соединять не соединимое.
А еще, благодаря Вере Инбер, я понял, что слова можно нарезать порционно. Чем сейчас иногда и занимаюсь в свое и, хотелось бы думать, в читательское удовольствие.
Свидетельство о публикации №219081000403
кстати племянница Троцкого.
потому и ПРЕСМЫКАЛАСЬ перед властями больше чем другие.
Ну как можно говорить о поэтесссе по ОДНОМУ приблатненному стихотворению.
типа, как гениальный поэт, написавший бессмертные строки
"Сегодня праздник в доме дяди Зуя. "
"Ты шашкой оловянною взмахни и сгоряча,
сруби лихую голову до самого плеча. "
молодые гимназистки о проблемах женского одиночества всегда пишут своеобразно:
«И цел к утру мой чёрствый хлеб…»
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Ночь идет на мягких лапах дышит как медведь
DRUMMATIX запись закреплена
DRUMMATIX "СЫНУ, КОТОРОГО НЕТ" - песня, написанная по мотивам стихотворения Веры Инбер.
10 июля 2019 – 129 лет со дня рождения В. М. Инбер.
ВЕРА МИХАЙЛОВНА ИНБЕР (1890-1972) - русская советская поэтесса и прозаик, на чьи стихи я написала музыку, вокальную мелодию и дополнила припевом.
«Сыну, Которого нет»
Ночь идет на мягких лапах.
Дышит, как медведь.
Мальчик создан, чтобы плакать.
Мама - чтобы петь.
Отгоню я сны плохие.
Чтобы спать могли.
Мальчики мои родные.
Пальчики мои.
За окошком ветер млечный.
Лунная руда.
За окном пятиконечная.
Синяя звезда.
Сын окрепнет, осмелеет.
Скажет: «Ухожу».
Я рукой в окно несмело.
Сыну помашу.
Побегут года. Приминая пыль дороги.
Лягут холода. Лягут холода.
Побегут года. Приминая пыль дороги.
Лягут холода. Лягут холода.
Побегут года.
Заглянул в родную гавань
И уплыл опять.
Мальчик создан, чтобы плавать,
Мама - чтобы ждать.
Вновь пройдет годов немало.
Голова в снегу;
Сердце скажет: «Я устало.
Больше не могу».
Успокоится навеки.
И уже тогда.
Весть помчится через реки.
Через города.
И, бледнея, как бумага.
Смутный, как печать.
Мальчик будет горько плакать.
Мама - будет спать.
Побегут года. Приминая пыль дороги.
Лягут холода.
- Премьера песни Drummatix "Сыну, которого нет" состоялась 8 фeврaля 2018 года.
Другие статьи в литературном дневнике:
- 30.09.2014. носители свободы и хулы, чужих одежд и собственных
- 29.09.2014. В жизни есть только одно счастье - любить и быть
- 28.09.2014. Людям свойственно сходиться на негативной
- 27.09.2014. Звезда полей горит, не угасая
- 26.09.2014. Судьба не приходит в дом. Людям нужно оправдание
- 25.09.2014. Кто мало видел, много плачет
- 24.09.2014. Никем не любимый ребенок. Во время кораблекрушения
- 23.09.2014. А ветер, и скалы, и смерть чьи они?
- 22.09.2014. Научись доверять себе. Клуб любителей хорошо пожит
- 21.09.2014. Омар Хайям. Упавший духом гибнет раньше срока
- 20.09.2014. Вспомни, ради чего ты держался до этого. Живописец
- 19.09.2014. Мальчик создан, чтобы плакать, Мама чтобы петь
- 18.09.2014. Ангел. Ты моё неземное чудо
- 17.09.2014. Избавление может быть близко. Притча
- 16.09.2014. И, обнадежив безнадежность, Всё возлюбя
- 15.09.2014. Богатому даю на бедность, В иголку продеваю - луч
- 14.09.2014. Свобода человека. О мужчинах, избегающих. И поэт
- 13.09.2014. Всегда не хватает денег, Ибо им не хватает любви
- 12.09.2014. Принять угодную ИМ форму. Орудия пыток. Радость
- 11.09.2014. Страх перед именем усиливает страх перед тем, кто
- 10.09.2014. Мне опостылели слова
- 09.09.2014. Назойлив только глупец. Уважение. Если ищешь
- 08.09.2014. только встретив тебя я понял для чего мне сердце
- 07.09.2014. Всему свой час. Наше познание. Самопознание.
- 06.09.2014. Цветы, подаренные в горшках, расти не будут
- 05.09.2014. В жизни всего 2 вещи, из- за которых стоит беспоко
- 04.09.2014. Есть женщины, похожие на пламя
- 03.09.2014. Александр Кушнер. Старик
- 02.09.2014. Наши собственные мысли. Ум возникает.
- 01.09.2014. Гравитация, как Бог?
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Читайте также: