Наука своими руками лонгрид

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные системы вошли во все сферы нашей жизни. Развитие цифровых технологий открывает огромный спектр возможностей. Прогресс во всех отраслях науки и промышленности идет с огромной скоростью, не прекращая удивлять и восхищать.

Цифровые технологии крайне глубоко и основательно проникли и в журналистику. В современном мире большая часть прочитанных в Сети статей быстро выветривается из нашей памяти. Поэтому так важно, чтобы из миллиона похожих текстов читатель запомнил именно ваш и поделился им с другими. В последнее время лонгриды получили широкое распространение. Это тот жанр, который цитируют и перечитывают.

Существуют специальные приложения и девайсы для чтения проектов. Они позволяют сохранить материал, чтобы в любой момент можно было открыть его. Это делает жизненный цикл лонгрида гораздо длиннее, чем у обычной длинной заметки. Сделать хороший лонгрид сложно. На это уходит много времени. Существует множество сервисов для создания и публикации лонгридов. Поэтому нами было принято решение реализовать исследовательский проект по созданию лонгрида, посвященный вопросам проектной деятельности, так как этот жанр довольно популярен в социальных сетях.

Объектом исследования в работе является лонгрид.

Предмет исследования – лонгрид, как способ привлечения внимания к проектной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

познакомиться с историей появления и развития лонгридов;

представить классификацию лонгридов;

выявить особенности проектирования лонгридов, их структуру и назначение;

проанализировать существующие онлайн-сервисы для создания лонгридов;

1. Теоретические основы проектирования и создания лонгридов

1.1 Понятие лонгрида и история их развития

Исследователь А.В. Колесниченко [2] рассматривает лонгрид как жанр журналистики. Он отмечает, что его главной жанровой характеристикой является системность темы (новое явление, системное расследование), глубокое и длительное исследование темы журналистом с использованием большого количества источников информации и большой объем текста в сочетании с высокой плотностью смысла и претензией на исчерпанность данной темы

А.А.Золотухин и Ю.Н.Мажарина в своей статье делают предположение, что лонгрид представляет собой возрождение жанра очерка, жанра художественной публицистики, который создаётся в пространстве сети Интернет.

Таким образом, лонгридом можно назвать большую по объему публикацию в сети Интернет, которая имеет четкую структуру, состоящую из блоков и подзаголовков. Для комфортного усвоения материала, в него включают изображения и видео.

До появления интернета лонгриды были распространённым форматом в журналистике. Их использовали при создании буклетов и информационных проспектов. В настоящее время лонгриды становятся все более востребованными.


Рисунок 1 – Первый лонгрид, проект New York Times


Рисунок 2 – Отечественный лонгрид «Земля отчуждения.

Авторы поставили перед собой очень непростую задачу: рассказать о трагедии в Чернобыли, т.е они обратились к теме, которая кажется исчерпанной, о которой уже и рассказать нечего. Сложно найти что-то новое и неизведанное по происшествии 28 лет и написать увлекательную историю про Чернобыль. Но новые интерактивные возможности позволили авторам привлечь внимание к теме чернобыльской катастрофы огромнейшее количество читателей.

Следует отметить, что лонгрид не является жанром объективной журналистики. Несмотря на то, что в основе лонгрида лежит реальная документальная история, изложена она всегда с точки зрения авторской позиции и авторского понимания ситуации. Однако у исследователей есть расхождения по вопросу, какая история должна лежать в основе лонгрида. Одни считают, что лонгрид стоит рассматривать как формат, в котором освещаются только новые тенденции и явления, поэтому автор лонгрида должен концентрироваться только на актуальных вопросах общества. Другие считают, что важно, чтобы излагаемая история была изложена в последовательности классической композиции текста повествования: обязательно наличие завязки, развития действия и кульминации. Третьи считают, что основополагающим элементом лонгрида является глубинное погружение автора в тему повествования, уникальность и качество информации.

1.2 Классификация лонгридов и их основные характеристики

В интернете мы найдем описание различных видов лонгридов. Изучив разные классификации лонгридов, приведем перечень основных.

Мультимедийный лонгрид – материал для привлечения читателей оформлением, познавательным контентом. Обычно текст для лонгрида — не ведущий элемент, а лишь звено между видео, графикой, фото и иными составляющими.

Коммерческий лонгрид - это скорее инструмент PR-копирайтинга. Никакой явной рекламы. Никаких продающих текстов. Основная задача статьи — информативная. Цель — незаметное побуждение читателя к действию.

Реконструктор - лонгрид этого вида строится по принципу ретроспективы. Рекомендуется задать настроение читателю за счёт оформления страницы, музыкального фона, поэзии и так далее.

Инструкция – вид лонгрида, который состоит из советов и альтернативных методов решения какого-либо вопроса. Контент должен включать в себя фото и обучающие материалы.

По содержанию компонентов лонгриды делятся на два типа:

классические - содержат текст и картинки;

мультимедийные - содержат текст и видеоролики.

1.3 Особенности проектирования лонгридов, структура и их назначение

Нельзя считать лонгридами все тексты, в которых больше 1000 слов. Выбирая тему для лонгрида, выбирают определенные способы подачи материала.

Подготовка мультимедийного лонгрида – довольно долгий и трудоемкий процесс. Условно создание лонгрида можно разбить на следующие этапы.

1. Планирование / Pre-Production:

– выбор темы и ее предварительное исследование;

– разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида;

– создание сценария работы над материалом.

2. Создание / Production process:

– разработка story board — раскадровки лонгрида;

– выбор инструмента (онлайн-сервисов, конструкторов) для создания лонгрида

– ревизия собранного материала;

– работа с собранным материалом (редактура фото-, аудио- и текстового материала, формирование аудиовизуальных блоков);

– сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке.

3. Публикация / Post Production:

– тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах;

– анонсирование материала и его продвижение.

Проведённый анализ теоретического материала и практических работ, выполненных в жанре лонгрид и размещённых в сети Интернет, позволил сформулировать некоторые принципы, которых необходимо придерживаться

Целевая (потенциальная) аудитория

Цель лонгрида может быть разной. От неё зависит, какой будет целевая аудитория. Учитываются её интересы и ценности. В зависимости от этого составляется текст.

Время чтения

На чтение лонгрида может уходить от 10 до 40 минут. Здесь главное – не объем статьи, а то, как она написана. Если позиция автора интересна публике, а повествование увлекает, то читателям сложно оторваться от текста. Предполагаемую продолжительность чтения рекомендуется указать в самом начале статьи.

Привлекательный заголовок

Название должно заинтриговать и привлечь внимание своей нетривиальностью. Самый искушенный пользователь, увидев его, должен подумать, что это что-то новое, а значит, интересное.

Содержание лонгрида

Благодаря оглавлению пользователь сможет быстро переместиться в необходимый раздел, поскольку какие-то из частей статьи могут быть уже знакомы ему. Оглавление помогает структурировать текст и более полно осветить каждый раздел, а при необходимости внести исправления.

Если лонгрид опубликован на сайте, добавьте в заголовки ссылки.

Вступительная часть

Для написания используйте метафоры, аллегории, поговорки, анекдоты и яркие цитаты.

Главная часть

Это заключительная часть лонгрида, в которой автор резюмирует все сказанное выше.

Призыв к действию

В лонгрид не обязательно включать призыв к действию. Если статья написана по всем правилам, то призыв будет ощущаться читателями подсознательно. А при наличии в тексте убедительных фактов сомнений в его рациональности у аудитории не будет. Призыв к действию можно сделать в любой части статьи. Если вы опубликовали лонгрид онлайн, то вполне закономерным будет являться предложение поделиться ссылкой с друзьями и близкими.

Мультимедиа

Изображения, видеозаписи и гифки нужно гармонично разместить в тексте. Правильной схемы здесь не существует. Автор сам должен решить, как расположить их, чтобы они помогли глубже раскрыть тему.

Сегодня существует множество площадок, которые подготовлены для разработки и публикации лонгридов, в том числе и мультимедийных. Список таких сервисов несложно отыскать в интернете. Приведём примеры некоторых из них:

Наименование сервиса

Краткая характеристика

в этом сервисе можно создать бесконечно красивые проекты. Можно встраивать анимированную инфографику, таймлинии и другой мультимедийный материал

позволяет создать очень красивые проекты. В отличие от многих других ресурсов, допускает большую вариативность в оформлении заголовков проектов. Продукт российских разработчиков.

Отличает его большой функционал. Простой в использовании, поэтому тоже подходит для новичков. Продукт российских разработчиков.

Adobe Slate

– приложение для iPad’ов. Позволяет создавать линейные истории с использованием паралакс-эффектов, широкоформатных снимков, галерей с подписями к фотографиям. Вставка видеофайлов не предусмотрена.

приложение для телефонов и планшетов от Apple. Дает возможность создавать истории с линейной структурой, вставлять фото из галереи и сторонних ресурсов, загружать видео с устройства. Превью проекта можно добавлять на свой сайт при помощи кода .

storehouse.co

мобильное приложение для создания лонгридов, доступное в AppStore с iPhone или iPad. Инструментарий серьезный – лонгриды, сделанные при помощи этого сервиса, выглядят очень впечатляюще.

можно создавать лонгриды линейной структуры, добавлять в проект текст, цитаты, фото, видео и даже карты.

бесплатный онлайн-сервис для создания мультимедиаисторий. Истории с фото, видео, текстом, цитатами, ссылками и опросами. С помощью этого сервиса легко создать интерактивный материал, легко читаемый с экранов и персональных компьютеров, и мобильных устройств. Подходит для использования новичками.

Проведенный анализ теоретического материала и представленный анализ существующих онлайн-сервисов для создания лонгридов, позволил приступить к созданию собственного лонгрида, посвященного вопросам работы над проектом.

По своей структуре лонгриды напоминают конструктор, он собирается из отдельных историй, фрагментов, дополняется поясняющей информацией и медийным материалом, все элементы объединяются темой. Композиция некоторых лонгридов организована таким образом, что читатель может начать чтение с любого фрагмента и двигаться в любом направлении. Однако большая часть отечественных проектов имеет хронологическую последовательную структуру.

Как и в любой творческой работе, при написании лонгрида необходимо определиться с темой работы, а также понять, для кого создаётся текст, кто будет читателем, о чём будет он читать. Первым шагом к поиску информации на выбранную тему должно стать определение целевой аудитории и составление портрета читателя.

Исходя из этих данных, определяется идея и выбирается фокус, под которым будет освещена тема в лонгриде. В зависимости от сформулированной идеи раскрытия темы начинаются сборы необходимой информации для написания лонгрида.

В дальнейшем требуется осмыслить собранную информацию и составить логическую схему построения текста, в которой определяется логическая последовательность подачи материала. С опорой на логическую схему построения текста нужно разработать композиционный план лонгрида. Для лонгрида составление плана является обязательным этапом, потому что легко запутаться в больших объёмах информации и упустить важное. Некоторые исследователи предлагают для составления композиционного плана использовать карточки, чтобы было проще продумать построение материала и подобрать сопровождающие текст элементы: фото, видео и аудио, графики, диаграммы, инфографику, интерактивные изображения и прочее.

Мой лонгрид – это скорее мультимедийный лонгрид, который содержит материал для привлечения читателей оформлением, познавательным контентом. Работу над лонгридом выполнял согласно представленному выше алгоритму. Содержание работы согласно каждому этапу представил в виде следующей таблицы.

Наименование этапа

Содержание этапа

Выполнение работ

1 этап: планирование

ее предварительное исследование

- изучался представленный учителем материал, материал электронных статей, исследование различных онлайн-сервисов, поиск оптимального сервиса для решения поставленной задачи

разработка идеи, концепции подачи материала, предварительное определение жанровых характеристик и формата лонгрида

Рабочая идея лонгрида – привлечь внимание одноклассников и одношкольников и вызвать интерес у них к вопросу организации проектной деятельности;

Мой лонгрид – это моя история о том, как я работал над проектом.

создание сценария работы над материалом

Выделил основные разделы лонгрида (они совпадают с этапами работы над проектом):

оформление теоретической части проекта

выполнение практической части проекта

подготовка презентации к защите проекта

публичная защита проекта

2 этап: создание

разработка раскадровки лонгрида

Продумал текстовый и графический контент каждого выделенного раздела лонгрида

выбор инструмента (онлайн-сервисов, конструкторов) для создания лонгрида

ревизия собранного материала

В процессе ревизии материала для наполнения лонгрида оказались подготовленными:

- 16 текстовых фрагментов;

- 14 графических фрагментов.

работа с собранным материалом (редактура текстового и графического материала, формирование визуальных блоков);

сбор лонгрида из отдельных частей согласно раскадровке.

3 этап: публикация

тестирование лонгрида на различных устройствах и в различных браузерах

Для тестирования лонгрида на компьютере и смартфоне сгенерировал ссылку:

Эту ссылку можно использовать для просмотра и знакомства с содержанием лонгрида

анонсирование материала и его продвижение

Разослал ссылку одноклассникам и руководителю проекта

Появление лонгрида в XXI веке было предсказуемо. Современный читатель потерял интерес к быстро сменяющимся информационным заметкам, он предъявляет иные требования к информации и к способу ее подачи. Для современного читателя лонгрид – возможность подробно разобраться в интересующих его событиях и материалах, для журналистов –привлечь еще больше интернет-пользователей.

Лонгрид – это текст, который дает развернутое представление читателю о предмете своего отражения. Лонгрид - это особый формат журналистского текста, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном контенте.

В работе было рассмотрено несколько наиболее известных лонгридов, опубликованных в интернет СМИ.

Выводы, сделанные из изучения теоретического материала по выбранной теме и знакомство с реальными работами, выполненными в данном формате стали основой для планирования собственного лонгрида. Отличительной особенностью нашего лонгрида стало то, что он основывается на необходимом и актуальном для моих одноклассников вопросе проектоной деятельности, т.к. цель написания данного лонгрида- привлечь внимание к ней.

что такое лонгрид

Формально любой объемный материал, построенный на большом количестве письменных знаков, разбитый на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и т. п., и есть лонгрид.

Лонгрид под микроскопом

История формата

Вопреки распространенному мнению, материалы подобного формата появились задолго до того, как появился интернет. Западные коллеги уже на протяжении более полувека практикуют такое явление, как Longform journalism (лонгформ). В отличие от канонов современной журналистики, испытывающим пристрастие к коротким форматам статей, лонгформ находится между традиционной статьей и новеллой. Он часто принимает форму творчески переработанной литературы non-fiction или текстов нарративной журналистики.

Однако ближе всех по духу с лонгридом литература non-fiction — особый жанр в литературе, для которого характерна сюжетная линия, основанная исключительно на имевших место событиях. По сути это документальная проза, основывающаяся на реальных событиях, с редким проявлением художественного вымысла.

Лонгрид — начало эпохи всевластия

лонгрид snowfall

Опираясь на статистические данные, девять из десяти наиболее цитируемых в социальных сетях публикаций газеты The New York Times — лонгриды. Например, публикация объёмом в 10 500 слов об индонезийских нелегальных иммигрантах, стремящихся попасть в Австралию, только в Facebook была перепостена более 47 тысяч раз.

Лонгрид примеры, виды

На текущий момент в сети можно найти множество лонгридов, отличающихся тематикой и стилем исполнения. Самые распространенные из них:

Лонгрид-репортаж

Коммерческий лонгрид

Видели в сети огромное описание нового производительного ноутбука с детальным разбором, инфографикой, видеообзорами, посвященным тестированию; массой положительных отзывов, оставленных покупателями — это коммерческий лонгрид. Как вы думаете, какой контент вызовет у целевой аудитории доверие, один сухой абзац или объемный материал, раскрывающий суть вопроса?

Лонгрид-реконструктор

лонгрил-реконструктор

Лонгрид-портрет

Используется для презентации знаменитостей, публичных деятелей, бизнесменов, преподавателей, людей, предлагающих какие-либо типы услуг. Создавая портрет, автор должен руководствоваться тем, что люди обожают читать истории успеха.

лонгрид кати ковтуновой

Мультимедийный лонгрид

Особый подвид этого жанра, который сейчас пользуется огромной популярностью в интернете. Собственно, любой из лонгридов отчасти можно отнести к мультимедийному. Основной акцент в контенте такого типа делается не столько на тексте, сколько на графических составляющих.

Почему лонгриды востребованы — 4 основные причины

Как сделать лонгрид самому

Жестких рамок не существует. В первую очередь это авторский материал и к нему строгие правила неприменимы.

Приступая к своему первому лонгриду, придерживайтесь следующей схемы:

    . Для начала важно понять, для какого круга читателей будет предназначен контент, и только потом приступить ко второму пункту.
  • Выберите тему и позицию, с которой она будет раскрыта. Если это какая-то научная статья, используйте как можно меньше терминологий, которые понятны только узкому кругу людей. . Для написания качественного лонгрида нужен план. Он поможет структурировать большие объемы информации и не даст упустить что-то важное.

подготовка к написанию лонгрида

Лонгрид — разбор структуры

Сделать лонгрид не так-то просто. На это потребуется много времени и сил. При его написании нужно ориентироваться на предпочтения и интересы целевой аудитории. Автор обязательно должен изучить тему, взглянуть на нее под другим ракурсом, отыскать новое понимание, иначе текст не зацепит читателей.

Чтобы поднять высокую планку, стать уважаемым автором и преуспеть в написании лонгридов, читайте художественную литературу, заглядывайте на блоги авторитетных писателей и ежедневно, как советовал Рэй Бредбери, пишите не менее 1000 слов.

сообщить об ошибке

Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter

актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.

Главная | Для учителей и преподавателей русского языка, культуры речи, риторики | Как организовать работу над лонгридом с учениками, или Подводные камни создания команды


учитель начальных классов МАОУ-СОШ № 137 г. Екатеринбурга, магистр психологии, психолог - консультант.

Специфика:

Цифровой сторителлинг – это явление нового времени, дитя развития технологий. Он позволяет усилить воздействие историй с помощью различных цифровых устройств и гаджетов: электронного проектора, компьютера, планшета, смартфона.

Почему создание лонгридов в школе актуально?

Школа утратила монополию на образование детей. Практически на любой вопрос мы найдем ответ в Интернете.

Поэтому для большинства учителей учить современных подростков – большая проблема!

Как учесть их особенности? Как встроить их умения в образовательный процесс? Как заинтересовать и научить их?

Для образования это новый вид проектной деятельности, в котором дети осваивают множество областей: основы работы с видео, создание инфографики и текстовых материалов, основы соцопросов и интервью и многое другое.

Обучение в такой среде способствует развитию метапредметных умений:

  • творчески мыслить,
  • работать с информацией с помощью цифровых технологий,
  • эффективно использовать устную и письменную коммуникацию,
  • сотрудничать.

Работать над лонгридом может как один ребёнок, так и группа детей. Работа над проектом в команде позволяет задействовать детей абсолютно разных категорий, независимо от социального статуса, материального положения, уровня развития медиакомпетенций. Кроме того, появляется реальная возможность объединить в одной группе как одаренных детей, так и детей с ОВЗ.

Ребенок с ОВЗ, возможно, никогда не напишет увлекательный текст и не разработает сценарий фильма, но он прекрасно справится с монтажом или обработкой фото и аудио. Это позволяет дать детям равные образовательные возможности, повысить самооценку, создать ситуацию успеха. Для меня, как учителя, это наиболее важный момент.

Основная цель любого лонгрида – рассказать по-новому об уже известном либо недавно свершившемся.

Здесь очень важно мотивировать посмотреть на информацию/ситуацию под необычным углом, чему собственно и способствует применение медиафрагментов.


Трудности

  • С одной стороны, учитель может дать готовую тему (если это учебный лонгрид как замена наскучивших презентаций).

Примеры:

Пример лонгрида, который выполнила ученица 10 класса.


Или , например, лонгрид, выполненный учеником 8 класс – проба пера.


Также необходима фильтрация на предмет соответствия УК РФ – отсутствие материала, экстремистского характера, вызывающего национальную рознь и др. Поверьте, бывает что у учителя и детей может быть абсолютно разный взгляд на одни и те же вещи!

Примеры

В качестве примера предлагаю журналистские работы детей.


Ученики собрали историю промышленно-исторического памятника, уникального карьера, любимого многими, который по безответственности людей затопило. Сейчас он напрямую угрожает поселку, так как вода прибывает.

Лонгрид учащихся 6 класса


Дети провели реальное журналистское расследование по проблеме освещения в нашем поселке (здесь очень тонкая политическая подоплека) и представили на обсуждение.

Работа в группе

  • Важно ненавязчиво подталкивать учащихся к реальному распределению ролей, чтобы каждому нашлась работа.

Всегда есть энтузиаст из числа учащихся. Учитель же – спикер, тьютор, третейский судья.

Группа более 5-6 детей работать не будет!

Наиболее продуктивно работает группа из 3-4 детей!

  • Вместе с учащимися определяете, какие мультимедийные элементы будут включены (что вы представите в этом формате), как их сделать, заодно распределяете ответственность.

Сложность

Подготовка медиа. Вы как учитель должны уметь создавать инфографику, монтировать видео, работать в фотошопе и т.д. Дети будут постоянно обращаться за советом, важно не потерять авторитет и говорить с ними на одном языке.

  • Планируйте содержание согласно возрасту. Мировосприятие у учащихся 5 и 11 класса разное.

С младшими нужно больше времени на разработку. Им целесообразно предлагать не очень сложную структуру лонгрида. Важно с любыми детьми очень важно живое обсуждение, поддержка мнений, высказываться должен каждый ребенок, для них это очень значимо.

  • Будьте готовы к тому, что дети вас обгонят по знаниям и умениям, и относитесь к этому с уважением. Лично для меня это просто высший пилотаж – ведь если ученик превзошел своего учителя, значит, вы правильно построили работу!


Современное информационное пространство позволяет стереть грани между сельской и городской школой, и наши работы – реальное тому подтверждение.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Лонгрид как способ привлечения внимания к классической литературе


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Объектом исследования в работе является лонгрид.

Предмет исследования- лонгрид как способ привлечения внимания школьников к художественной литературе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить несколько задач:

узнать, что такое лонгрид ;

узнать историю появления лонгрида;

выявить правила написания лонгрида;

В начале работы мы выдвинули гипотезу, что современным школьникам будет интересен мультимедийный жанр, и с его помощью можно привлечь внимание школьников к чтению книг.

ГЛАВА I ЛОНГРИД КАК НОВЫЙ ЖАНР ЖУРНАЛИСТИКИ И НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РЕКЛАМЕ

1.1 История становления лонгрида

Таким образом, мультимедийный лонгрид — это новый формат изложения информации в интернете, в основе которого лежит журналистский текст, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе. [8.]

Следует отметить, что лонгрид не является жанром объективной журналистики. Несмотря на то, что в основе лонгрида лежит реальная документальная история, изложена она всегда с точки зрения авторской позиции и авторского понимания ситуации. Однако у исследователей есть расхождения по вопросу, какая история должна лежать в основе лонгрида. Одни считают, что лонгрид стоит рассматривать как формат, в котором освещаются только новые тенденции и явления, поэтому автор лонгрида должен концентрироваться только на актуальных вопросах общества. Другие считают, что важно, чтобы излагаемая история была изложена в последовательности классической композиции текста повествования: обязательно наличие завязки, развития действия и кульминации. Третьи считают, что основополагающим элементом лонгрида является глубинное погружение автора в тему повествования, уникальность и качество информации.

Возрастающий интерес публики к формату лонгрида обеспечил его регулярное появление на страницах интернет изданий. Организации, занимающиеся бизнесом, не могли упустить из своего внимания высокие рейтинги статей такого формата, что привело к расширению сферы применения лонгридов. Тексты в формате лонгридов стали появляться в рекламе. Реклама, представленная в новом формате, стала иметь большой успех среди пользователей Интернет. В связи с этим появились разные виды лонгридов.

1.2 Классификация лонгридов

В социальных сетях появляются приложения, позволяющие создавать лонгриды. Первым стал Facebook, полностью изменивший интерфейс заметок в августе 2015 года.

В связи с таким возросшим вниманием пользователей к новому формату подачи информации и материала исследователи предлагают классифицировать лонгриды. Выделают следующие виды: мультимедийный лонгрид, коммерческий лонгрид, лонгрид-репортаж, реконструктор, портреты и инструкция. Рассмотрим особенности каждого вида.

Мультимедийный лонгрид- это жанр журналистики, для которого характерно интерактивная подача материала, созданного на основе объёмного текста и содержащего аудиовизуальные компоненты. Текст в таком формате используется в связке с другими составляющими: видео, инфографикой, фото, презентациями, интерактивными хронологическими лентами, аудио, географическими картами, диаграммами, графиками и многим другим. Кандидат филологических наук Чигаев Денис Петрович предлагает подразделять мультимедийные лонгриды на группы в зависимости от первичного элемента текста, сочетающего вербальную и невербальную подачу информации. Исследователь выделяет четыре основные разновидности: 1) вербальноцентрические; 2) медийноцентрические; 3) интегративные; 4) комплексные . [6.]

В основе вербальноцентрических лонгридов лежит линейный словесный текст, который в научных работах принято именовать вербальным. Именно в нем сосредоточена основная часть передаваемой авторами информации. Словесный элемент – это каркас лонгрида, на который дополнительно наслаиваются изображения, музыка, видео и другие медийные элементы. Это наиболее распространенный тип лонгридов.

Отдельно можно выделяют комплексные лонгриды, которые состоят из нескольких разнородных словесных и медийных частей. Один большой текст разбивается на несколько относительно самостоятельных фрагментов, представленных в разных форматах. Например, первую часть составляет интерактивная игра или тест, вторую – классический вербальный текст с иллюстрациями, третью – инфографика, четвертую – видеоролик и т.д. [6.]

Таким образом, можно сказать, что для мультимедийных лонгридов характерно освещение актуальной исторической, политической или общественной информации с одновременным использованием вербальных и невербальных способов.

Выводы по главе I

Обобщив материал, изложенный в первой главе, мы выделили основные элементы, характерные для формата лонгид:

от англ. “long read” – длинное чтение, поэтому объём текста должен быть от 1500 слов;

Это материал, который совмещает в себе словесный (вербальный) текст и невербальный ряд (изображения, музыка, видео и другие медийные элементы);

Информация должна быть качественной и яркой, позволяющей привлечь внимание читателя;

Для создания качественного лонгрида требуется погружение автора в освещаемую тему, чтобы представить её под новым углом, найти новое понимание;

Темы, которые подходят для создания лонгрида могут затрагивать новые общественные, политические и государственные вопросы, значимые изменения, произошедшие в обществе, расследования, а также темы, обращённые к вечным вопросам человечества (добро и зло, преступление и наказание и т.д)

Большое значение в лонгриде имеет правильно подобранный ряд наглядных элементов, обогащающих и облегчающих восприятие читателя: видео, иллюстраций, графиков, примеров и т.д.

ГЛАВА II СОЗДАНИЕ ЛОНГРИДА

1.1 Требования к написанию лонгрида

Проведённый в первой главе анализ теоретического материала и практических работ, выполненных в жанре лонгрид и размещённых в сети Интернет, позволил сформулировать свод требований к написанию лонгрида.

По своей структуре лонгриды напоминают конструктор, он собирается из отдельных историй, фрагментов, дополняется поясняющей информацией и медийным материалом, все элементы объединяются темой. Композиция некоторых лонгридов организована таким образом, что читатель может начать чтение с любого фрагмента и двигаться в любом направлении. Однако большая часть отечественных проектов имеет хронологическую последовательную структуру.

Как и в любой творческой работе, при написании лонгрида необходимо определиться с темой работы, а также понять, для кого создаётся текст, кто будет читателем, о чём будет он читать. Первым шагом к поиску информации на выбранную тему должно стать определение целевой аудитории и составление портрета читателя.

В дальнейшем требуется осмыслить собранную информацию и составить логическую схему построения текста, в которой определяется логическая последовательность подачи материала. С опорой на логическую схему построения текста нужно разработать композиционный план лонгрида. Для лонгрида составление плана является обязательным этапом, потому что легко запутаться в больших объёмах информации и упустить важное. Некоторые исследователи предлагают для составления композиционного плана использовать карточки, чтобы было проще продумать построение материала и подобрать сопровождающие текст элементы: фото, видео и аудио, графики, диаграммы, инфографику, интерактивные изображения и прочее.

В интернете можно встретить советы для удачной композиции лонгрида, чаще всего авторы таких статей рекомендуют обратиться к правилам сторителлинга. Сторителлинг –это относительно новое слово в маркетинге. В переводе с английского storytelling – рассказывание историй, повествование.

tilda.cc —сервис российских разработчиков. Отличает его большой функционал. Простой в использовании, поэтому тоже подходит для новичков.

Выбрав тему, мы составили план сбора материала и определили состав участников этого процесса. Прежде чем начать сбор первичной информации для создания лонгрида, мы собрали уже имеющуюся, вторичную информацию, обратившись к следующим интернет-ресурсам: Youtube, сайты о творчестве Александра Сергеевича Пушкина, а также использовали буктрейлер, созданный учениками нашей школы.

Качественный, уникальный, аналитический мультимедийный продукт можно создать, только работая в команде. Так, например, ученики моего класса создали буктрейлер к роману, который я использовали в своём лонгриде.

Исследователи пушкинских черновиков обнаружили возможное продолжение повествования, которое можно будет включить в лонгрид.

Таким образом, удалось:

Сделать и собрать 20 картин и фотографий

Использовать буктрейлер, созданный учениками моего класса

Найти основную версию продолжения романа

Подсчитанные результаты показали, что 55% участников опроса были заинтересованы информацией в лонгриде и захотели прочитать/ перечитать роман А.С.Пушкина. Но порекомендовали бы сайт только 25% опрошенных.

Таким образом можно сказать, что подобный жанр интересен современным школьникам, и его можно использовать для привлечения внимания школьников к литературе.

Выводы по главе II .

Появление лонгрида в XXI веке было предсказуемо. Современный читатель потерял интерес к быстро сменяющимся информационным заметкам, он предъявляет иные требования к информации и к способу ее подачи. Для современного читателя лонгрид –возможность подробно разобраться в интересующих его событиях и материалах, для журналистов –привлечь еще больше интернет-пользователей.

Лонгрид – это текст, который дает развернутое представление читателю о предмете своего отражения. Лонгрид - это особый формат журналистского текста, создающийся на отдельной странице; отличающийся большим объемом и продолжительностью материала во времени; сочетающий в себе все многообразие аудиовизуальных, графических средств; основанный на мультимедийном интерактивном нарративе.

В работе было рассмотрено несколько наиболее известных лонгридов, опубликованных в интернет СМИ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Читайте также: