Настройка пианино своими руками программа

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

TuneLab - это программа для настройки фортепиано.
Можно спорить о нужности или ненужности подобных программ, но они есть. Могу сказать за себя. Я изучал TuneLab for Android . Эта программа имеет кучу интересных возможностей, кое-что я оттуда почерпнул для себя. и остался настройщиком по слуху. Но с новыми знаниями!
Кто-то настраивает при помощи TuneLab. Выбор каждый делает сам.
На данный момент существует Руководство по TuneLab for Android в переводе В. Анциферова.


_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.

Почему не получится? Получится, и качество будет вполне приемлемое. Там есть режим для облегчения подъёма строя, много разных возможностей. Но, как мне кажется, до "концертной настройки" (не люблю это определение) TuneLab не дотягивает, всё равно приходится корректировать на слух.
А впрочем, почитайте руководство, многие вопросы отпадут. Если какие-то неясности останутся, то можно будет их здесь обсудить, на форуме есть люди, которые проконсультируют лучше меня.

Программа настраивает так: она запоминает наиболее громкую гармонику, затем подстраивает следующий звук, подгоняя частоту нового звука к той гармонике, которая сидит в памяти. но это задействованы только два обертона, а ухо воспринимает еще и другие обертоны, которые надо учитывать. конечно компьютер можно переключить на другой обертон, но это будет снова один обертон настраиваться, а ухо анализирует кажется более 40. К тому же ладно с настройкой, а интонировку тоже по компьютеру делать?


Получится, и довольно прилично. Но:
Если новичку дать настраивать пианино дорогим или дешёвым настроечным ключом- не будет разницы, ибо новичок НЕ ИМЕЕТ ДОСТАТОЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ, АНАЛИЗАТОРНЫХ И СЛУХОВЫХ НАВЫКОВ. Поэтому настройка что дорогим, типа карбонового, что недорогим /ну, не совсем "козья ножка"!/ ключами у него будет примерно одинаково непрофессиональная. Поэтому надо различать, кто и как будет настраивать. И чтобы научиться правильно настраивать любой хорошей программой, будь то Тюнелаб, Веритюнер или Сайбертюнер- надо научиться сначала правильно и на достаточно хорошем уровне настраивать на слух, а затем уже УЧИТЬСЯ правильно пользоваться программой. Идля её освоения потребуется не одна неделя, уверяю. Поэтому: моё твёрдое убеждение- программа- это подспорье для состоявшегося профессионального настройщика, любителю она непригодна. Тем более, что на покупку самой программы и оснащения /смартфон, планшетник/ надо выложить немалые деньги.

Программа настраивает так: она запоминает наиболее громкую гармонику, затем подстраивает следующий звук, подгоняя частоту нового звука к той гармонике, которая сидит в памяти. но это задействованы только два обертона, а ухо воспринимает еще и другие обертоны, которые надо учитывать. конечно компьютер можно переключить на другой обертон, но это будет снова один обертон настраиваться, а ухо анализирует кажется более 40. К тому же ладно с настройкой, а интонировку тоже по компьютеру делать?


Вот здесь очень бы помог Verituner, показывающий (и учитывающий) в реальном времени все доступные пары измеренных гармоник. Он же поэтому хорош и для войсинга (интонировки, по-нашему), что с успехом применяется специалистами за океаном. Но я не знаю эту программу досконально. Попробую упросить приятеля из Канады поделиться опытом работы с программой.

Вот здесь очень бы помог Verituner, показывающий (и учитывающий) в реальном времени все доступные пары измеренных гармоник. Он же поэтому хорош и для войсинга (интонировки, по-нашему), что с успехом применяется специалистами за океаном. Но я не знаю эту программу досконально. Попробую упросить приятеля из Канады поделиться опытом работы с программой.

Программа настраивает так: она запоминает наиболее громкую гармонику, затем подстраивает следующий звук, подгоняя частоту нового звука к той гармонике, которая сидит в памяти. но это задействованы только два обертона, а ухо воспринимает еще и другие обертоны, которые надо учитывать. конечно компьютер можно переключить на другой обертон, но это будет снова один обертон настраиваться, а ухо анализирует кажется более 40. К тому же ладно с настройкой, а интонировку тоже по компьютеру делать?


Программа настраивает не так: сначала нужно в программу ввести определённые звуки конкретного ф-но, так она "знакомится" с мензурой инструмента, для того чтобы высчитать оптимум кривой отклонений гармоник для лучшего результата настройки. Причём анализирует программа от 12 до 17 гармоник в отдельном звуке. Для справки: настройщик высокого класса оперирует первыми шестью гармониками. Так что слышанье настройщиком более 40 обертонов- просто НЕРЕАЛЬНО!
Чем выше звук, тем меньше гармоник, ибо даже точнейший прибор в последней октаве может "услышать" максимум до третьей гармоники, а настройка там идёт по основному тону, то есть по 1-й гармонике.
После анализа инструмента программа выдаёт кривую, то есть графическое отображение настроечной кривой данного инструмента.
При желании и соответствующем навыке можно "подкорректировать" кривую- занизить "по вкусу" /или завысить/ басы или дисканты. И только после этого можно приступать к настройке. И опять- там дальше есть определённые моменты, которые надо учитывать. Но это- в следующей серии.

Программа настраивает так: она запоминает наиболее громкую гармонику, затем подстраивает следующий звук, подгоняя частоту нового звука к той гармонике, которая сидит в памяти. но это задействованы только два обертона, а ухо воспринимает еще и другие обертоны, которые надо учитывать. конечно компьютер можно переключить на другой обертон, но это будет снова один обертон настраиваться, а ухо анализирует кажется более 40. К тому же ладно с настройкой, а интонировку тоже по компьютеру делать?


Вот здесь очень бы помог Verituner, показывающий (и учитывающий) в реальном времени все доступные пары измеренных гармоник. Он же поэтому хорош и для войсинга (интонировки, по-нашему), что с успехом применяется специалистами за океаном. Но я не знаю эту программу досконально. Попробую упросить приятеля из Канады поделиться опытом работы с программой.


Все программы имеют и графическое отображение гармоник. То есть мы можем измерить спектр гармоник ноты до интонировки, и после, и сравнить- что изменилось. Естественно, что если произошёл прирост первых гармоник, то и звук будет намного богаче, "обертонистее", а если прирост от 10-й и выше, то и мало что изменится, ибо чем выше номер гармоники, тем он меньше значим для окраски звука.
И опять мы пришли к тому, что нужно сначала хорошо изучить возможности программы для настройки, а их в каждой такой программе очень много.


_________________
Сообщив, что городом теперь управляют они, то есть большевики, романтичные незнакомцы потребовали отдать им самое необходимое для устроения новой власти — рояль и медицинский спирт из лаборатории, что и было немедленно исполнено.

Настройка по тюнеру всего диапазона фортепиано - это закат искусства настройщика и беда для пользователей фортепиано.

Более 10 лет назад по рекомендации покойного Александра Сергеевича Соколенко, инженера и изобретателя стробобаса, которым пользовался В.Г.Порвенков и его ученики, насколько знаю, купил себе Корг DT-3. Пользуюсь по сей день, как камертоном и весьма рад, поскольку точность достаточная, что проверено в концертных залах, при сведении 2-х роялей, на множестве инструментов.
Но грянула новая волна. Настраивающие с помощью разных программ, тюнеров и проч. стали активно проводить в жизнь свои идеи. Были баталии, доходящие до того, что последователи тюнер-систем уничижительно отзывались о настройщиках- "натуралах " , превознося преимущества электроники над слухом.
Как обычно пишут, настораживало отсутствие полной документации- видео настройки по тюнеру в течение всего процесса.
Правда, тут есть слабое место и у традиционалистов . Выкладывается видео частями и почти в 100% это - без подъёма строя практически, в пределах 1-2 герц, что абсолютно не передает сути работы.
Зато много показывают окончательные варианты после настроек, с тюнером и без.
По Москве , видимо, стали появляться настройщики по тюнеру, что я начал отличать, просматривая пианино и рояля в самых разных местах - от концертных залов до домашних пианино прежде всего.
резюме давать рано, поскольку большинство настройщиков сторонятся показывать свою работу на видео, а в сравнении - тем более, это дело будущего.
Техническое решение по настройке по тюнеру опростилось . уже не надо таскать громоздкие ноу и нет буки, достаточно скачать в телефон программу, которая по качеству соответствует , например , дорогущим (около1200 евро) органным тюнерам, которые показывают практически весь диапазон.

Отдельной строкой . Все это я пишу именно для тех, кто считает настройку своим призванием, профессией. Варианты, когда в маленьком городке, в селе некому настроить фортепиано или когда по финансовым и прочим обстоятельствам пользователи настраивают сами- это совсем другое.

Подвигло меня на написание сего материала простой случай. При оценке копии хаммерклавира мой коллега, специалист по старинным клавишным, Андрей Андрианов, дал мне попробовать тюнер , где всего-то ноту можно было настроить до десятых долей герца.
И я - практически не смог ! Т.е. поймать в пределах 399.8 и 440.1 как-то уложился, а дальше просто не стал. Правда, это Т-образным ключом. Т.е. дальше не хотелось.
Казалось, стоило себя ощупать со всех сторон и спросить- а что ты делал , когда настраивал последние лет 30 ?
И тут у меня впервые вырисовалась система, когда есть прибор с большой точностью и ты пытаешься по нему настраивать весь диапазон фортепиано.
1. Уши вообще не нужны.
Следует доверяться целиком прибору и с годами выставлять руку под него . Тут всплывает несоответствие - края , насколько знаю, стараются корректировать " с ушами"
2. О скорости настройки можно забыть.
Собственно, последователи тюнерных подходов об этом и не упоминают.

Здесь следует сделать отступление, чтобы описать, что есть колок в фортепиано, который держит строй у струны, жестком зацеплении- рамный штифт- через перелом на штеге- порожки/аграф и собственно колок , запресованный в вирбельбанк/колковую доску.
Колок запресован в многослойную доску с разницей в диаметре 1.50 - 0.10 мм и имеет продолжительность жизни , если представить , что условия влажности и температуры не меняются, несколько десятков лет. Случаи в сто лет известны.
тем не менее, если выкрутить колок и опять забить тот же, он будет или едва держать сторй, на много дестков % меньше , чем было или вообще не будет держать.
Т.е. он выдерэживает всего несколько полных оборотов по часовой и против и дальше его следует менять
Следовательно, жизнь колка зависит от того, насколько щадяще, минимально настройщик подводит колок до требуемой высоты. Приведу пример из форумских обсуждений.

Противостояние дошло до логичного заключения - три часа настройки по тюнеру.
А я вот давеча с помощью ( а не " по") тюнера, за три подхода и всего за два часа вытянул "Беларуську "Б7" ( стеми-самыми пресловутыми двумя верхними струнами басов с излишним перегибом, к стати - не лопнули, лопнул другой бас, но ничего, поставим новый) на полтона ( в дискантах даже больше) с "замком"(правильно или нет, не суть-важно, просто даю гарантию, что не уплывет), да еще успел пилоты подкрутить..

В годы, когда я активно настраивал , это меня никак не устроило бы. Проход на пианино-минимум- максимум 15-25 минут, за час - две настройки с корректировкой.
Признаться, я не понимаю причин, зачем пользоваться тюнером "для скорости".
Логики в этом нет - скорости не получается , а лишняя связка глаз - анализ - рука ( и где-то рядом ухо) вообще -то громоздко .
Три и более часа на настройку диапазона фортепиано, как признавались пользователи исключительно настройки по тюнеру
кажутся немыслимой расточительностью времени.
Был аргумент - качество настройки по тюнеру намного выше.
Это редко говорится прямо, а как бы по умолчанию , как высшей цивилизации, которой трудно спуститься с заоблачных высот на грешную землю.
И тут вспомним про колок.
Сколько его надо дергать ( а большинство настройщиков по тюнеру работают именно так) за 3 часа, чтобы добиться своей микро- нано- молекулярной частоты в настройке? Ответа нет, поскольку настроек с тюнером на видео, с поднятием строя более пары герц не видел, но можно догадываться, что десятки раз.
На данный момент известно, что видно и по видео настройки по тюнеру, что прибор намного медленнее , чем ухо, реагирует на высотные и тембральные изменения, чем ухо. Это научный факт, разница - несколько секунд минимум, что в переводе на 220 струн, на лишние движения рукой - считайте.
Про настройку в крайних диапазонах, что нынче особенно болезненное место для настройщиков и что плохо ловят тюнеры , стоит поговорить отдельно.
Вывод - длительная и сверхдлительная настройка по тюнеру сокращает время жизни колка и в целом промежуток между ремонтами (заменой колков-строя), тем самым вводит пользователей фортепиано в дополнительные расходы.
Что не слишком заметно в небольшие временные промежутки .
А что добавит про качество?
Чистота, которую показывает прибор - излишняя. Ухом десятые доли герца не воспринимаются никкем, ни абсолютниками , ни акустиками, разве что такими уникумами, как Константин Сараджев и Витачек.таких уж давно не слышно.
В концертных залах таких настройщиков у нас пока не слышал., а это главный показатель в искусстве настройки.
Да и представить , что в антракте между отделениями настройщик будет проверять час унисоны и октавы , невозможно.
Что движет любителей настройки по тюнеру - жажда нового, неуверенность в собственном слухе, отсутствие учителей?
Про настройщиков , которые начинали работать традиционными методами и перешли на тюнер - их единицы - и тем самым они расписались в несостоятельности собственных возможностей, слуховых прежде всего.
Как правило, возможность научиться настраивать самому, без помощи и советов, вот что прельщает будущих настройщиков.
А это тупиковый путь.

Отличный гитарный тюнер, способный работать даже в шумных помещениях. С его помощью можно быстро настроить инструмент, например, перед концертом. В качестве бонуса разработчики встроили в Guitar Tuna метроном и библиотеку аккордов.




2. Cleartune

Главная фишка этого тюнера — его универсальность. Приложение поможет настроить и гитару, и виолончель, и пианино. Правда, доступно оно только на iOS.


Цена: 379,00 рублей

3. Tuner — gStrings

Tuner — gStrings похож на предыдущее приложение, но для устройств на Android. Это хроматический универсальный тюнер, который поможет точно настроить практически любой инструмент: от гитары до скрипки.



4. HardWire HT-6 FastTune

Классное приложение от компании Harman — крупного производителя акустических систем. Оно показывает не одну струну, а все сразу. Кроме того, вы можете настраивать инструмент не только через встроенный микрофон, но и подключив гитару через гнездо для наушников.



Для табулатур и нот

5. Famous Riffs

Классное приложение, в котором собраны известные риффы: от Black Sabbath и AC/DC до Buddy Guy и John Lee Hooker. Примеры показаны в виде табулатур, поэтому новички легко смогут выучить отрывки любимых композиций и отточить мастерство.



6. Guitar Pro

Маст-хэв для всех музыкантов, работающих с табулатурами. Чтобы разучить любимую песню, нужно найти табулатуру в Сети и загрузить её в приложение.

С помощью Guitar Pro удобно не только учить партии, но и делать заметки прямо на ходу. Кроме того, благодаря огромному количеству инструментов вы можете записать целую композицию и послушать, как она звучит.




Цена: 649,00 рублей

7. forScore

Избавьте свой дом или студию от бесчисленного количества бумажек с нотами. Сохраните всё необходимое в формате PDF на своём iPad. Приложение автоматически переворачивает страницы и помогает навести порядок в нотной библиотеке. А при необходимости вы можете внести правки в композицию.


Цена: 1,00 рублей

8. Ultimate Guitar: Chords & Tabs

Если вы не хотите искать табулатуры по всей Сети, то это приложение для вас. Всё, что вам нужно, — выбрать любимую песню. В приложении прописаны партии не только для гитары, но и для других инструментов.

В платной версии вас ждут приятные бонусы. Например, возможность прослушать официальные табулатуры и даже включить бэкинг трек, чтобы подыграть любимому исполнителю.




9. MuseScore

Функциональная, а если вы пользователь Android, ещё и бесплатная нотная книга. Просто создайте учётную запись на сайте и загрузите нужную композицию в свой профиль.




Метрономы

10. Метроном — идеальный темп и ритм

Точный метроном с возможностью регулировки тактов и интервалов. Выберите звук счётчика, включите вспышку или вибрацию на телефоне, чтобы не сбиваться с ритма.




11. Метроном от Soundbrenner

Крутой метроном со множеством полезных фишек. Кроме косметических настроек в нём есть синхронизация между несколькими устройствами. Это очень пригодится, если вы играете в группе. Также вы можете задать собственный темп, просто постукивая по экрану смартфона.




Драм-машина

12. DM1

Функциональная драм-машина для iPad. Вы можете на лету сочинять биты даже без навыков ударника. Смешивайте барабанные пресеты и добавляйте к ним эффекты, а после выкладывайте запись в SoundCloud прямо из приложения.


Цена: 449,00 рублей

13. Drum Machine



14. Loopz

Отличное приложение для практических занятий. Играть под метроном иногда надоедает и хочется живых ударных. Чтобы заниматься было веселее, выберите бит под жанр музыки. Loopz приятно удивляет наличием известных барабанных партий. Например, Run To The Hills — Iron Maiden.



Разное

15. GarageBand

Мощный инструмент для всех музыкантов. Неважно, хотите ли вы сделать быстрый набросок или записать полноценный трек. Можете использовать как электронные, так и реальные инструменты, а затем свести дорожки на iMac или MacBook.


16. GuitarToolkit

Универсальное приложение для гитаристов. В нём есть и тюнер, и метроном, и сборник аккордов. Кроме того, вы можете собрать простенький бит, если устали от монотонного метронома.



Цена: 279,00 рублей

17. Абсолютный слух

Отличное приложение для развития слуха, настоящая находка для самоучек. В бесплатной версии вы найдёте упражнения на аккорды, интервалы и гаммы. Можете потренировать чувство ритма и пройти упражнения для развития слуха.

Помимо практической части в приложении представлена и теоретическая основа. В платной версии доступно больше упражнений.



18. Lick of the Day

До того как появился нормальный интернет, мы бегали в музыкальный магазин, чтобы купить DVD с мастер-классами от Брайана Сетцера и других музыкантов. Стоили они дорого, да и качество видео было паршивое.

В Lick of the day вы найдёте уроки от профессиональных исполнителей с подробным разбором партий. Чтобы получить доступ ко всем видео, придётся купить подписку. Но она того стоит.

19. SoundCloud

Незаменимый сервис для всех музыкантов. В мире интернета не нужно искать продюсеров и бегать по студиям. Конечно, когда вы дойдёте до определённого уровня, они вам понадобятся. Однако в начале пути можно обойтись и SoundCloud.

Это платформа для распространения музыкального контента: от подкастов до полноценных альбомов. Записали песню, выложили в Сеть и собрали восторженные отзывы фанатов. А после можно и в тур махнуть.

как настроить фортепиано

Как настроить фортепиано? Этим вопросом рано или поздно задаётся каждый владелец инструмента, ибо достаточно регулярная игра сбивает его строй уже через год; ещё через такое же время настройка становится буквально необходимой. В целом, чем дольше её откладывать – тем хуже для самого инструмента.

Настройка фортепиано – занятие, безусловно, необходимое. Дело здесь не только в эстетическом моменте, но также и в прагматическом. Неверный строй в значительной степени влияет на музыкальный слух пианиста, утомляя и притупляя его, а также мешая верно воспринимать ноты в дальнейшем (ведь приходится мириться с грязным звучанием), что грозит уже профессиональной непригодностью.

Разумеется, использование услуг профессионала-настройщика всегда предпочтительнее – самоучки зачастую пользуются недостаточно качественными инструментами, или же, даже зная, как настроить фортепиано, просто небрежно относятся к работе, что влечёт за собой соответствующие последствия. Однако, в некоторых случаях вызов профессионала невозможен, а настройка всё же необходима.

Чем вооружиться перед настройкой?

Стоит помнить, что без специальных инструментов настроить фортепиано вы не сможете. Средняя стоимость настроечного комплекта может достигать 20000 р. Покупать комплект за такие деньги ради одной настройки, конечно, бред! Придётся вооружиться чем-нибудь из подручных средств. Что же понадобится вам перед началом?

  1. Настроечный ключ – главный инструмент, необходимый для механической регулировки колков. Как легко получить самодельный настроечный ключ читайте в статье про устройство фортепиано. Получите двойную пользу.
  2. Резиновые клинья различных размеров, необходимые для приглушения струн. В случае, когда клавиша использует при извлечении звука несколько струн, при настройке одной из них необходимо заглушить клиньями другие. Эти клинья можно сделать из обыкновенного ластика, которым вы стираете карандашные линии.
  3. Электронный гитарный тюнер, способный значительно облегчить вашу задачу.

Процесс настройки

Перейдём непосредственно к тому, как настроить фортепиано. Начнём с любой ноты первой октавы. Найдите колки, ведущие к струнам этой клавиши (их может быть до трёх) Заглушите две из них клиньями, затем с помощью ключа крутите колок, пока струна не совпадёт с необходимой высоте (определяйте её по тюнеру) Затем повторите операцию со второй струной – настройте её с первой в унисон. После этого отрегулируйте третью под первые две. Таким образом, вы настроите хор струн для одной клавиши.

Повторите действия для остальных клавиш первой октавы. Далее у вас будет два способа.

Первый способ: он заключается в такой же настройке нот других октав. Однако имейте в виду, что не всякий тюнер, а в особенности гитарный тюнер, способен правильно воспринимать слишком высокие или низкие ноты, поэтому на него в этом деле можно положиться только с большими оговорками (он на такую эксплуатацию и не рассчитан). Специальный же тюнер для настройки фортепиано – слишком дорогостоящий прибор.

Второй способ: регулировать другие ноты, ориентируясь на уже настроенные – чтобы нота звучала ровно в октаву с соответствующей нотой из первой октавы. Это займёт значительно больше времени и потребует от вас неплохого слуха, однако позволит сделать настройку более качественной.

При настройке важно не делать резких движений, регулировать струну плавно. Если натягивать её слишком резко, она может лопнуть, не выдержав напряжения.

Ещё раз о том, что данный способ настройки никаким образом не заменяет полноценной настройки и регулировки, выполненной профессионалом. Но на какое-то время ваши собственные навыки помогут вам выйти из трудного положения.

Читайте также: