Настройка кассетной деки своими руками
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 05.10.2024
Тест кассеты для настройки кассетных магнитофонов.
Тест кассеты для настройки кассетных магнитофонов.
Так называемая "Зеркалка" своими руками.
Зеркальная кассета предназначена для визуальной проверки прохождения плёнки по тракту ЛПМ
В центральной части кассеты имеется вырез, в котором установлено зеркало под углом 45 градусов
Это позволяет непосредственно наблюдать движение ленты по направляющим, ведущим валам и головкам
Также используется для контроля начальной установки головок по высоте.
Может помочь определить причину поджевывания ленты в ЛПМ.
Ищу, меняю, покупаю кассеты МК в отличном состоянии.
Приму в дар старый, импортный видеомагнитофон.
Обмен кассет.
viewtopic.php?f=11&t=53556
Так выглядит кассета зарубежного бренда.
Ищу, меняю, покупаю кассеты МК в отличном состоянии.
Приму в дар старый, импортный видеомагнитофон.
Обмен кассет.
viewtopic.php?f=11&t=53556
полезная штука. особенно. учитывая дороговизну хороших кассет- кривой тракт магнитофона может много кассет запороть. молодец.
Я тоже сам делал “зеркальную“ кассету.
Кассету использовал Макселл 4го типа с убитой лентой.
В место зеркала, использовал хромированый метал.
Вырезал конечно криво, но свои функции кассета выполняет.
упппс. не зря я дохленького HPшника не выкинул. ай спасибки за идеечку
кстаааати - про металлическую полоску - а это тоже идея. поищите копир офисный по конструкции похожий на Canon NP1215 - и там лампу снизу окружает металлическое треугольное зеркало. (бллин если конечно склероз мне не наврал)
кстати предлагаю поменять тему на "тест-кассеты DIY"
сюда пойдут не только зеркалки но и просто - даже варианты как сделать самописные азимут-ленты. ну или у кого есть возможность их изготовить - можно будет их тут торговать. или вообще - в этом роде все что относится к юстировке тракта магнитофона. не важно - лентопротяжного ли, или записи-воспроизведения (всмысле электронного)
Ищу, меняю, покупаю кассеты МК в отличном состоянии.
Приму в дар старый, импортный видеомагнитофон.
Обмен кассет.
viewtopic.php?f=11&t=53556
кстати предлагаю поменять тему на "тест-кассеты DIY"
сюда пойдут не только зеркалки но и просто - даже варианты как сделать самописные азимут-ленты. ну или у кого есть возможность их изготовить - можно будет их тут торговать. или вообще - в этом роде все что относится к юстировке тракта магнитофона. не важно - лентопротяжного ли, или записи-воспроизведения (всмысле электронного)
Ищу, меняю, покупаю кассеты МК в отличном состоянии.
Приму в дар старый, импортный видеомагнитофон.
Обмен кассет.
viewtopic.php?f=11&t=53556
ребят а почему б нам сообща не попинать вегалаб - чтоб начали шевелиться с шаблоном для настройки головок, а?
надо чутка поднять тамошнюю тему. название темы - тест-кассеты. находится в относительно поднятом состоянии. я недавно туда постился.
я сейчас в своем городе веду поиски фирмы чтоб лазером вырезать из немагнитной пластины шаблон.
думаю шаблон делать из 2 пластин и скрепить их сваркой или винтами. чтоб не фрезеровать. это и дешевше должно случиться.
с зеркалом оказалось все гораздо проще.
идем на рынок и покупаем за 20руб "детское" китайское зеркальце. толщина 1,8мм, к рамке не приклеено, извлекается путем разборки.
пара штрихов стеклорезом и нужная полосочка у нас в руках.
вставляем в подготовленные половинки кассеты и фиксируем клеем.
Зеркальце обычно приклеено достаточно эластичным клеем и по краям его нет. Если медленно отрывать, то зеркальце даже толщиной 1 мм отклеивается нормально. Главное не торопиться - никаких динамических рывков. А пудреницы еще хорошо отыскиваются на работе, если в коллективе есть женщины. Чего только у них в столах нет
ramvivat писал(а): ребят а почему б нам сообща не попинать вегалаб - чтоб начали шевелиться с шаблоном для настройки головок, а?
надо чутка поднять тамошнюю тему. название темы - тест-кассеты. находится в относительно поднятом состоянии. я недавно туда постился.
я сейчас в своем городе веду поиски фирмы чтоб лазером вырезать из немагнитной пластины шаблон.
думаю шаблон делать из 2 пластин и скрепить их сваркой или винтами. чтоб не фрезеровать. это и дешевше должно случиться.
Расскажите подробнее, этот шаблон подходит только к определенным маркам магнитофонов или универсальный для всех?
Ищу, меняю, покупаю кассеты МК в отличном состоянии.
Приму в дар старый, импортный видеомагнитофон.
Обмен кассет.
viewtopic.php?f=11&t=53556
Так выглядит промышленная зеркалка применяемая на заводе "Маяк" в 80-х,90-х годах. Выполненая полностью из металла.
Ищу, меняю, покупаю кассеты МК в отличном состоянии.
Приму в дар старый, импортный видеомагнитофон.
Обмен кассет.
viewtopic.php?f=11&t=53556
Серёга
щас курю тему на вегалабе
думаю запилить у себя в городе по чертежам. ищу пока неспешно фирмы которые могут. пока есть вариант остановиться не на фрезеровке и термообработке как в оригинальной вегалабовской теме а на лазерной резке и шлифовке. по толщине - добор до стандарта делается плоскошлифовальным станком. по моему шлифстанок соточку он должен ловить. а вот лазерный резак - говорят десяточка, если "бюджетно"
конечно надо мной еще постебались на городском форуме - предложили эрозионный метод - сказали что выйдет качество супер. правда с последними подштанниками придется распрощаться. мне дорого - для себя я решил. тама оплата не то поминутная не то по длине прорезанного материала.
если сильно голос свыше шуметь не станет - то я ссылочку на ту тему запощу - а вы уже изучайте.
дело нужное. авось и тутошный народ - не с задницей промежь плечей - тоже додумает.
там же в теме и физический стандарт наш даден на компакт-кассету. ну всмысле установочных размеров. допусков тоже.
материал предполагаю нержавейка. немагнитная она вроде бы.
а применимость шаблона - да вроде бы ко всем кассетникам. или Не ко всем. ибо шаблон имеет половинную толщину. хотя где бы вы видели возможность замены головки без изъятия лентопротяжки? вернее - к любой лентопротяжке этот шаблон должен быть применим, по идее. ну на худой конец - ищете напарника - один держит протяжку и шаблон своими двумями руками а второй манипулирует головкой и отверткой.
Я использовал пластину от фото глянцевателя. Не нужен стал, после того как перестал сам фотки печатать .
Свящщени котэ посылае волшебны пяни, мелки, сочни и сладки
К таким "зеркалкам" наверное ещё удобнее было бы сделать два SMD-светика, питающихся от батарейки типа CR2032 (или меньше).
ramvivat писал(а): Серёга
щас курю тему на вегалабе
думаю запилить у себя в городе по чертежам. ищу пока неспешно фирмы которые могут. пока есть вариант остановиться не на фрезеровке и термообработке как в оригинальной вегалабовской теме а на лазерной резке и шлифовке. по толщине - добор до стандарта делается плоскошлифовальным станком. по моему шлифстанок соточку он должен ловить. а вот лазерный резак - говорят десяточка, если "бюджетно"
конечно надо мной еще постебались на городском форуме - предложили эрозионный метод - сказали что выйдет качество супер. правда с последними подштанниками придется распрощаться. мне дорого - для себя я решил. тама оплата не то поминутная не то по длине прорезанного материала.
если сильно голос свыше шуметь не станет - то я ссылочку на ту тему запощу - а вы уже изучайте.
дело нужное. авось и тутошный народ - не с задницей промежь плечей - тоже додумает.
там же в теме и физический стандарт наш даден на компакт-кассету. ну всмысле установочных размеров. допусков тоже.
материал предполагаю нержавейка. немагнитная она вроде бы.
а применимость шаблона - да вроде бы ко всем кассетникам. или Не ко всем. ибо шаблон имеет половинную толщину. хотя где бы вы видели возможность замены головки без изъятия лентопротяжки? вернее - к любой лентопротяжке этот шаблон должен быть применим, по идее. ну на худой конец - ищете напарника - один держит протяжку и шаблон своими двумями руками а второй манипулирует головкой и отверткой.
Вещь конешно нужная , но это если постоянно этим заниматся , в смысле головы менять и выставлять их. Сделать клон этого шаблона мысль хорошая, но вот кто снимет точные размеры до 0,001 кто сможет сделать изделие с такой точностью со всеми допусками вот это вопрос.
Может сделать образец из фторопласта он достаточно твердый и хорошо обрабатывается если что можно будет его подогнать?
Так для визуализации, о чём идет речь. Такой шаблон продаётся на ебей за 600 бакинских.
Вильмовский ЛПМ мне показался самым лучшим из отечественных. Хотя насколько он отечественный – большой вопрос, потому что очень похожий ЛПМ можно видеть внутри деки Dual C839RC, которая была выпущена в 1979 году.
Этот ЛПМ (говорят, что он от Ernst Planck) относится к двухдвигательным механизмам с косвенным приводом. Но внутри маховика имеется 100-полюсный постоянный магнит и катушка тахогенератора, что позволяет легко реализовать кварцевую стабилизацию. Интересно решен вопрос привода боковых узлов (подкассетников). Обычно в двухдвигательных ЛПМ они приводятся через перекидную промежуточную шестерню или ролик (так называемый айдлер). А в этом ЛПМ применены специальные муфты, которые переключаются при смене направления вращения. Шкивы муфт приводятся во вращение пассиком. Это является некоторым недостатком, так как в режиме перемотки требуется довольно большой момент, а маленькая насадка вала двигателя не может передать нужный момент через пассик, если он немного растянут. Впрочем, с нормальным пассиком проблем в таком ЛПМ нет.
В самодельной деке меня все устраивает, кроме отсутствия нормального тракта записи. Основная причина – универсальная головка 3Д24.080 больше похожа на воспроизводящую, чем на записывающую. Она плохо подходит для записи, особенно на ленты с большой коэрцитивной силой. Записывающая головка должна иметь более широкий рабочий зазор, меньшую индуктивность и, желательно, задний немагнитный зазор. Лучшим решением было бы применение комбинированной головки, которая представляет собой блок (сэндвич) из двух головок – записывающей и воспроизводящей. Но в те времена найти такую головку было не реально.
Сегодня можно купить практически любую головку, однако ее цена совсем немаленькая. Скажем, порядка 100$ за головку является нормой. Это заставило задуматься, потому что мы живем в поистине удивительное время: примерно за такие же деньги можно купить целую деку, причем топовую, стоившую в свое время совершенно нереальных денег.
Изучение местной интернет-барахолки показало, что предлагается довольно много интересных вариантов. Рассматривать есть смысл только старшие модели с тремя головками (сквозной канал), двухвальной протяжкой (закрытый тракт), желательно с прямым приводом и кварцевой стабилизацией, а также набором систем шумопонижения Dolby B, C (иногда и S), динамического подмагничивания Dolby HX pro, калибровкой тока записи и подмагничивания.
Довольно неплохим вариантом является дека Aiwa AD-S950 (100 - 150$, есть система шумопонижения Dolby S), а также Aiwa AD-F850 (130$). Но это деки из 90-х, их дизайн похож на мыльницы, что исключает данные модели из списка претендентов.
Неплохим вариантом является дека Pioneer CT-S620 (100$), но это тоже аппарат из 90-х.
Более строго выглядит дека Yamaha KX-670 (140$), но у нее нет полноценной калибровки параметров записи.
Подобным образом выглядит Nakamichi CR-3E, но цена неадекватная (около 250$).
Приемлемый дизайн имеет дека Aiwa AD-F810 (примерно 100$), из перечисленных требований в ней нет лишь прямого привода.
Дека Onkyo TA-2760 (100$) родом из самого начала 90-х, поэтому имеет дизайн 80-х. Очень неплохой вариант, но опять смущает неполноценная калибровка при записи. Ну и нет прямого привода.
Вообще, из реально продающихся дек прямой привод встречается только у Technics. Из дек этой фирмы продается Technics RS-AZ7 (100$) – одна из последних производимых кассетных дек. Это конец 90-х, в дизайне сплошные плавные линии, что исключает ее из списка претендентов.
Примерно такой же дизайн имеет Technics RS-BX747 (100$, прямой привод, но один вал).
Нормальный дизайн 80-х имеет дека Technics RS-B905 (примерно 150$), но у нее нет прямого привода.
Всем требованиям удовлетворяет дека Technics RS-B965 (150$), ее и взял.
Кроме всего прочего, при выборе учитывалась схемотехника дек. Благо, сейчас доступны все Service Manuals. По схемотехнике Technics RS-B965 отличается в лучшую сторону от большинства названных дек. Усилитель воспроизведения имеет входной каскад на полевиках 2SK170, в то время как обычно он выполнен на микросхеме, пример, NJM2068 или подобной. Выходной каскад усилителя записи тоже выполнен на дискретных компонентах. Схемы шумоподавителей, когда они не используются, полностью исключаются из тракта ключами. Для коммутации входов записи и для выключения выхода используются реле, что большая редкость для кассетных дек.
Состояние деки оказалось отличным, на головке еле-еле видны следы использования. Ролики и пассик в норме. Косметическое состояние передней панели тоже близко к идеальному. Покупая эту деку, которая в 1990 году стоила 700$, я был уверен, что она не оставит никаких шансов моей самодельной. Однако сравнение дало несколько неожиданные результаты.
С другой стороны, в моей одновальной деке он тоже не такой большой (выше всего примерно в полтора раза) и на слух незаметен. Поэтому не совсем ясно, ради чего нужно страдать, выбирая двухвальный ЛПМ.
Ну а дальше идут не проблемы, а так, мелкие минусы в сравнении с моей самодельной декой.
В Technics нет дистанционного управления, а в моей деке есть. Но здесь сравнение не совсем уместно, так как моя дека делалась немного позже, к тому времени все фирменные деки тоже обзавелись ДУ. Доделать ДУ в Technics не проблема. Там кнопки коммутируют два длинных резисторных делителя, которые опрашиваются с помощью АЦП. Чтобы не ставить кучу ключей и не тянуть кучу проводов, можно поставить микроконтроллер с ЦАП, которым сформировать нужные уровни для распознавания нажатой кнопки.
Резюмируя сказанное, я немного разочаровался в Technics RS-B965, зато стал больше гордиться NSM TK-140. Но если над Technics немного поработать, все недостатки можно свести практически к нулю.
Ivan_k26
''Life Under Music''
А дайте-ка я помучаю вопросами наших уважаемых гуру электроники Освежите воспоминания о магнитной записи!
Имеется некий катушечник. Ну если быть конкретным - Электроника ТА1-003. Имеется измерительная лента, записанная на эталонном магнитофоне год назад, USB-аудио интерфейс, милливольтметр В3-38А и софтина SpectraLAB (SpectraPLUS или Ваш вариант). Вопрос: как при помощи вот такого нехитрого набора настроить тракт записи/воспроизведения магнитофона? С уровнями всё более-менее понятно. А как снять и далее, если это будет необходимо, корректировать АЧХ магнитофона?
Tuvalu
Well-Known Member
В инструкции хорошо описана процедура. Алгоритм такой: вначале отстраиваете по ленте канал воспроизведения по критерию мин. неравномерности АЧХ - для этого есть соответствующие подстроечники. ВЧ коррекцию настраивать подбором конденсатора и резистора на входе (параллельный контур), но если головка не сильно убитая, то заводская настройка, в принципе, сойдёт. Но проконтролировать, всё же, стоит. Далее, установить ном. уровень. После этого выбирайте ленту, с которой в дальнейшем собираетесь работать и начинайте под неё настраивать канал записи - добро пожаловать в ад! Вообще-то, вам лучше почитать соответствующие темы на Веге.
Ivan_k26
''Life Under Music''
@Tuvalu,
Головы там - стеклоферрит. Внешне не укатанные, ну невооружённым глазом не видно потёртостей. Почему возник вопрос: на любой ленте при записи есть некий провал приблизительно на уровне 2-3 кГц. А настроить аппарат хочется как можно точнее.
Ashap
Просто хороший дядька!
Дядя Ваня, а почему ты думаешь что это при записи? Может это кривая АЧХ в УВ.
Сними сигнал не с точки А, а с точки В и сравни.
А вообще тому козлу-конструктору который фильтр-пробку на выход загнал - надо в голову гвоздь забить и загнуть с той стороны
Вот так надо было сделать.
Tuvalu
Well-Known Member
Ну да, вначале необходимо тщательно отстроить канал воспроизведения. Без этого все дальнейшие манипуляции будут гаданием на кофейной гуще и пустой тратой времени. Конечно, если не заморачиваться с совместимостью (= пишу только для себя, старых и чужих лент не слушаю), то можно под кривой ненастроенный канал воспроизведения настроить канал записи. И при этом сквозной канал можно сделать более-менее линейным. Но это будет магнитофон с церозом печени.
Ivan_k26
''Life Under Music''
Не отрицаю, дядя Паша Валерьевич ))) Я всего лишь говорю по факту, что по отношению выходного сигнала к входному идёт вот такая фигня. В УВ и УЗ я подстраивал только уровни, больше никуда не лазил. А не, вру, покрутил ещё коррекцию ВЧ в УЗ )))
Ashap
Просто хороший дядька!
Я бы вообще всю плату УВ выкинул нафиг и собрал-бы новый УВ по схеме Akai 1720 / 1722.
Тут в родном УВ столько моразма. Начиная коррекцией переключаемой логикой К155ЛА8 и заканчивая ненужным операционником К553УД2.
Про коммутацию каналов полевиками и MUTE логическим уровнем я вообще молчу.
Ivan_k26
''Life Under Music''
@Ashap,
Эх, хватало бы моей квалификации, я бы конечно так и поступил. Там слишком дофига ненужного напихано.
Ох уж этот мне Мьют! Я кстати так и не стал с щелчком бороться, плюнул
Ashap
Просто хороший дядька!
Ivan_k26
''Life Under Music''
Да я вот думаю: попалась бы где Элька такая без электронной начинки. Чисто шасси и механизм! Вот это было бы поле для разврата ))))
Ashap
Просто хороший дядька!
Ничего ты дядя Вова не понимаешь - плёнка это-же для Души
Это как пострелять из револьвера Дзержинского
Ivan_k26
''Life Under Music''
Паша правильно заметил - это для души Что цифрА? Всего лишь нули и единицы, а тут физический носитель, чувство обладания музыкой, да послушать её - целый ритуал )))
Насчёт мастерить - идея, кстати, весьма интересная! Даже плёнка есть подходящая. Но сначала нужно магнитофон настроить должным образом.
digilab2
Well-Known Member
-были у меня в 80 годах и 003 и 004 и олимп , беда там одна- именно головки ( ну и схемотехника конечно) причем сыпятся в первую
очередь именно воспроизводящие , просто так не видно ( только в микроскоп) , после замены на сендаст или аморф все просто
прекрасно
-по поводу наладки , посмотрите цикл статей Н.Сухова по моему в радио 80-90гг , там все подробно описано, советую также
собрать УВ и УЗ тоже оттуда( на современной комплектации) и применить систему адаптивного подмагничивания ( все реализовал в 004) магнитофон
был просто сказка- akai все просто отдыхали
-для упрощения советую выкинуть за ненужностью скорость 9.53 , резко упрощается коммутация коррекций
Ivan_k26
''Life Under Music''
Мда.. Не первый человек мне это говорит.
НУ а головы выкрашивались в основном из-за плохой ленты. Или я неправ? К тому же для стекла была специальная полировальная лента. Правда я лично её никогда не видел. О ней писали в каком-то номере "Радива"
dreamlab
Active Member
Полностью согласен, схемы с коррекцией под 19 и 9 скорость да еще с электронным переключением откровенно пугали.
P.S. Я запомнил какой-то журнал "радио" 1982-1984 годов с интересной статьей "схемотехника японских магнитофонов" или что-то в этом роде. Вот там феерия. И вам УВ, и УЗ и ГСП. В одном журнале..
digilab2
Well-Known Member
-у меня не было плохих лент , выкрашивался зазор ( сам феррит , то бишь что то с технологией) полировка не помогала,
причем записывающие головки как бы были нормальные, но сендаст и аморф просто оказались на голову лучше по
звуку чем стелоферит ( и фирменный тоже)
-фигня все это, суховские блоки просто лучше ( прогрессивней) чем то что было в этих статьях, тем боле на
современных элементах можно просто сказку сделать
[DOUBLEPOST=1444251688,1444251478][/DOUBLEPOST]
-отдал каким то друзьям , перестал просто музыку слушать дома из-за нехватки времени , занялся собственно производством
Ivan_k26
''Life Under Music''
Ashap
Просто хороший дядька!
digilab2
Well-Known Member
-да УВ тот, только из него все повыкидывать надо(за ненужностью) , и компоненты другие применить
-система адаптивного подмагничивания , не та ( это какой то примитив для кассетника 3 класса)
-в выходные пороюсь , дам четкие координаты всего
Ivan_k26
''Life Under Music''
@digilab2,
Спасибо заранее. Буду ждать
Вот то что получилось при прогоне тест-ленты. Сигналы на ленте записаны поочерёдно. 0 db на выходе Эльки равен 500 мВ, уровень воспроизведения тест-сигналов - 20 db от номинала. При воспроизведении верхних частот (10-18 кГц) колебание амплитуды приличное (5-7 db)
digilab2
Well-Known Member
-вы в спектраплюсе снимаете? учтите что он врет амплитуды( до 3 db на 20кгц) , при всех имеющихся окнах
-я для амплитуды пользуюсь Шмелевым ( осцилометр) с окнами rife vincent по моему, там все точно
-вы сначала проверьте измериловку на всякий случай , с генератора подайте одинаковые амплитуды тех же частот ( амплитуду контролируйте по
милливольтметру)
-кстати похоже на выщербленный зазор ( начинал пропадать верх где-то с 2кгц, причем в каналах по разному)
Ivan_k26
''Life Under Music''
-вы в спектраплюсе снимаете? учтите что он врет амплитуды( до 3 db на 20кгц) , при всех имеющихся окнах
-вы сначала проверьте измериловку на всякий случай , с генератора подайте одинаковые амплитуды тех же частот ( амплитуду контролируйте по
милливольтметру)
-кстати похоже на выщербленный зазор ( начинал пропадать верх где-то с 2кгц, причем в каналах по разному)
Ashap
Просто хороший дядька!
digilab2
Well-Known Member
-ну да он и есть , только он сам помер , мы так и не нашли где купить, пользуюсь демонструшкой ( 15сек) хватает, только последнюю
версию берите 7.41
-кстати сам тракт УВ проверяется и без ленты , поищите в литературе , там генератор подключается к головке воспроизведения через резистор какого-то номинала( не помню)
и меряется хар-ка УВ вместе с головкой, тогда сразу ясно будет , капец зазору или нет
Ivan_k26
''Life Under Music''
Well-Known Member
-- Просто БОЛЬШОГО номинала, точное значение роли не играет.
Лишь бы сопротивление было много больше, чем сопротивление головки на высшей частоте диапазона.
-- Не с технологией, а с самим принципом. Микроразогрев в точке контакта, теплопроводность - нулевая,
отсюда микротрещины в - и, соответственно, выкрашивание . Или, в лучшем случае, существенное ухудшение характеристик.
Информационно — аналитический портал с кошачьим уклоном. Котаны тоже имеют право на собственное мнение!
Информационно — аналитический портал с кошачьим уклоном. Котаны тоже имеют право на собственное мнение!
Ктулх Оглы
Неподдельный читательский интерес к теме кассетной аппаратуры, проявляющийся на протяжении последних лет, не собирается утихать. Он выражается не только в заинтересованности в данных по конкретным моделям, но и в общей теоретической информации о данном классе аудиотехники. Эта статья предназначена для тех, кто только открывает для себя мир компакт-кассет и кассетных магнитофонов.
Для чего нужна кассетная дека?
Кассетная дека нужна для записи и воспроизведения аналогового сигнала на компакт-кассетах, обычно она используется в составе качественных стереосистем.
Кассетная дека – что это такое?
Традиционно под кассетной декой понимается отдельно стоящий аудио компонент с кассетоприемником, лентопротяжным механизмом и сопутствующей электроникой обработки сигнала и управления записью и воспроизведением.
Когда появились первые кассетные деки класса Hi-Fi?
Первые качественные деки появились в 1971 году одновременно с распространением системы шумоподавления Dolby и кассет второго типа.
Чем отличаются деки с горизонтальным расположением кассетоприемника от вертикального?
Кроме геометрической ориентации – ничем, вертикальные деки классического формата стали массово выпускаться после того, как аппараты для воспроизведения компакт-кассет прочно перешли в разряд Hi-Fi техники.
Когда появились первые компакт-кассеты?
Впервые формат компакт-кассеты был запущен в 1963 году усилиями компании Philips.
Для чего нужны компакт-кассеты?
Изначально формат предназначался для использования в диктофонах в рамках журналистской деятельность, главной его целью была запись звука в голосовом диапазоне.
Какова продолжительность записи на одной кассете?
Изначально стандартными были 46 и 60 минутные кассеты, по мере развития формата появились 90 и даже 120 минутные кассеты, запись производится на две стороны.
На какой скорости воспроизводятся и записываются кассеты?
Скорость протяжки ленты в кассете составляет 4,7 см/сек, в конце 1970-х годов предпринимались попытки увеличить скорость до 9,5 см/сек, однако такое увеличение потребовало разработки новых головок и не прижилось.
Что такое ток подмагничивания?
Это обычно переменный ток, подаваемый на магнитные головки в процессе записи или воспроизведения и предназначенный для улучшения отдачи ленты и обеспечения максимально линейной частотной характеристики по всему диапазону, а также снижения нелинейных искажений.
Как устроена кассетная дека?
Кассетная дека – это сложное устройство, она включает в себя лентопротяжный механизм с моторами, приводящими в движение барабаны и тонвалы, блок головок и электронную часть, в которой находится блок подмагничивания, управляющие и следящие схемы, предварительный усилитель и блок обработки сигнала.
Какие бывают головки?
Основные виды головок – воспроизводящие, стирающие и записывающие. В самых качественных деках используются отдельные головки для каждой из функций, в моделях попроще функции стирания и записи зачастую объединены в одной головке.
Из чего делаются головки?
Рабочая часть головок обычно производится из намагниченного металлического сплава, самыми простыми являются ферритовые головки, использовались также такие сочетания, как стеклоферрит, сендаст, пермаллой и другие сплавы.
Какие головки лучше?
Разумеется, каждый производитель превозносил достоинства своих технических решений, однако общий консенсус гласит, что наивысшего качества добились специалисты Sony в своих головках из аморфного железа и Nakamichi со своими моделями на основе сплава Crystalloy.
Что такое азимут?
Этим термином называется геометрическое положение рабочей поверхности головки относительно плоскости пленки, при правильной настройке они должны быть идеально параллельны.
Какой привод используется в деках?
В кассетных деках применяется как прямой привод, так и пассиковый, для привода тонвалов часто используется маховик.
Что включает в себя лентопротяжный механизм?
Лентопротяжный механизм (ЛПМ) предназначен для протягивания ленты внутри кассеты и проведения ее через блок головок, он состоит из электромоторов, вращаемых ими барабанов и тонвалов, а также прижимных роликов.
Для чего нужен тонвал?
Для обеспечения стабилизации движения пленки и ее выравнивания в процессе движения.
Во всех ли деках есть функция записи?
Да, практически во всех, единичные модели, работавшие в исключительно в качестве транспорта, выпускались обычно для профессионального рынка.
Какие источники сигнала можно подключать к деке?
Любые, имеющие аналоговый линейный выход.
Как управлять кассетной декой?
Все кассетные деки имеют физические клавиши управления воспроизведением, перемоткой ленты, паузы, остановки и записи. Во многих моделях присутствует дистанционное управление всеми основными функциями.
Что такое двухкассетная дека?
Это дека, оснащенная двумя кассетоприемниками, предназначенными для воспроизведения и перезаписи с одной кассеты на другую.
Как переписать музыку с одной кассету на другую?
Очень просто, практически все двухкассетные деки имеют функцию синхронного старта, при которой оба кармана одновременно запускали воспроизведение и запись.
Данная функция использовалась для автоматического поиска композиций на кассете по отсутствию полезного сигнала.
Что такое автореверс?
Этим термином обозначалось автоматическое переключение двигателей на протяжку ленты в обратном направлении и воспроизведение второй стороны кассеты.
Для чего в деках используется микропроцессор?
В аппаратах, выпускавшихся с конца 1970-х годов, активно использовались процессоры для управления как воспроизведением – например, можно было запрограммировать проигрывание треков в определенной последовательности -, так и качеством звука. Микрокомпьютер определял уровень подмагничивания и даже позиционирование головок в зависимости от загруженной кассеты.
Для чего нужна ускоренная перезапись?
В соответствии с названием, данная функция позволяет осуществить перезапись с одной кассеты на другую за вдвое меньший промежуток времени.
Как устанавливать кассету в деку?
Обычно в серьезных деках блок головок расположен в нижней части кассетоприемника, поэтому кассету нужно устанавливать лентой вниз. Тем не менее, существовали модели и с обратным расположением головок.
Какие бывают кассетоприемники?
Самыми разными, причем существовали версии дек как с моторизованным приемником, так и вовсе без него, в которых кассету нужно было самостоятельно устанавливать на барабаны.
Для чего нужен счетчик ленты?
Он необходим для отслеживания прохождения ленты и позволяет не только визуально определять, на каком участке кассеты происходит запись или воспроизведение, но и в отдельных случаях участвует в работе по определению ресурса головок и программированию воспроизведения.
Что такое Dolby System?
Это система, позволяющая за счет вносимых в запись предискажений в области высоких частот и обратной их компенсации при воспроизведении существенно расширить частотный диапазон. Существовали несколько поколений систем – Dolby NR, Dolby B, Dolby C, Dolby S.
Каков частотный диапазон при записи на компакт-кассету?
Изначально он был ограничен примерно 12 кГц, однако по мере совершенствования типов пленки и внедрения новых систем шумопонижения он смог достичь 22 кГц.
От чего он зависит?
От используемого типа пленки, магнитных головок, применяемой системы шумоподавления, качества лентопротяжного механизма.
Чем различаются между собой кассеты разных типов?
Основное различие заключается в составе магнитного слоя. В кассетах первого типа (Type I) он сделан на основе оксида железа, во втором типе (Type II) используется диоксид хрома, четвертый тип (Type IV) отличается применением чистого металла вместо оксидов. Кассеты третьего типа (Type III) просуществовали недолго, в них применялись два магнитных слоя – ферритовый и хромовый.
Как магнитофон определяет тип кассеты?
Тип кассеты может либо задать пользователь при помощи специального переключателя, либо дека сама его определяет по специальному вырезу на верхнем торце кассеты.
Какие выходы есть у кассетной деки?
Обычно это несимметричный выход с фиксированным уровнем сигнала на RCA, однако бывают версии и с регулируемым выходом, а также с балансным выходом на разъемах XLR и даже TPS.
Бывают ли деки с пультом дистанционного управления?
Да, при этом изначально такие пульты были проводными, но с момента появления на рынке систем ДУ на инфракрасных лучах ими стали оснащаться и кассетные магнитофоны, так что кассетной декой можно управлять дистанционно.
Можно ли подключить к деке микрофон?
Чаще всего – да, но некоторые модели были лишены микрофонного входа.
Есть ли кассетные деки с АЦП/ЦАП?
В последние годы широкого распространения формата производились модели с возможностью записи цифрового сигнала на ленту, а также вывода цифрового сигнала на внешний цифровой рекордер. В современных деках это стандартное оснащение.
Можно ли подключить к деке смартфон?
Конечно, если у смартфона есть аналоговый выход. Скорее всего, для такого подключения потребуется переходник с миниджека 3,5 мм на RCA.
Производились ли кассетные деки в СССР?
Да, и выбор их был весьма приличным. В восьмидесятых годах на свет появились аппараты высшего класса, на равных соперничавшие с хорошими японскими и европейскими деками.
Можно ли подключить к кассетной деке колонки?
Если речь идет об активных колонках, то да, при наличии у деки регулируемого аналогового выхода. Кассетных дек с встроенным усилителем мощности выпускалось не так много.
Какие кассеты можно использовать?
Для записи и воспроизведения в кассетных деках высокого класса можно использовать кассеты любого типа и продолжительности, ограничения касаются только дек начального уровня, в которых поддержка ограничена пленкой первого типа.
Какие фирмы производили кассетные деки?
Практически все крупные производители электроники отметились хорошими кассетными деками, лучшие модели выпускали фирмы Nakamichi, Akai, Sony, Pioneer, Aiwa, Luxman, Revox, Tandberg, Marantz, Eumig, Teac.
Какие кассетные деки – лучшие в истории?
Общепризнанными фаворитами являются модели Nakamichi Dragon, Nakamichi 1000XL, Eumig FL-1000, Sony TC-KA7ES, Luxman K-05, Pioneer CT-A1, Tandberg TCD 3004, Revox B215, TEAC Z-7000 и некоторые другие.
Производятся ли сейчас кассетные деки?
Да, но выбор невелик. Из крупных производителей их выпуск – всего по 1-2 модели – продолжают TEAC (Tascam) и Marantz.
Где покупать кассетные деки?
Если говорить о винтажных аппаратах, то выбор здесь большой – от сайтов с частными объявлениями до специализированных магазинов. Главный критерий при выборе – состояние головок. Новые модели продаются на сетевых площадках и в магазинах, торгующих бытовой и профессиональной аудиотехникой.
Нужна ли мне кассетная дека?
Только в том случае, если у вас уже есть коллекция фирменных или записанных с хороших исходников кассет, либо вы испытываете непреодолимый приступ ностальгии. Качественный аналоговый звук живет в бобинниках и на виниле.
Сколько сегодня стоит хорошая дека?
Если говорить о новых моделях, то их цена составляет порядка 500-700 долларов США, если речь идет о лучших винтажных образцах, то там цена может доходить до 2000-3000 долларов и выше.
Как настраивать кассетную деку?
Этому вопросу следует посвятить отдельную большую статью, можно лишь сказать, что для максимально правильной и тонкой настройки сложной деки лучше обратиться к опытному специалисту.
У меня есть старая кассетная дека, можно ли ее восстановить?
Зависит от модели, если речь идет о дорогом аппарате высокого класса, то в этом есть смысл. Деки самого начального уровня, как правило, не стоят потраченных сил и средств.
Читайте также: