Наперсток из кости своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 08.09.2024

Автор: Бадритдинова Гульназ Василовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ
Населённый пункт: г. Муравленко ЯНАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Художественная резьба по кости
Раздел: дополнительное образование

Художественная

Изготовление поделок из кости
Мастер-класс

Подвески из кости
Кость довольно странный и таинственный поделочный материал, а поделки из нее отличаются особым шармом. Резьба по кости это древнее искусство. Кость все таки более редкий и ценный поделочный материал чем дерево, ткань или пластик, поделки из нее обладают большей ценностью. Изделия из этого альбома изготовлены из оленьего рога, напиленные на пластинки при помощи ножовки по металлу, а затем обработанные бормашиной. Для удобства в начале работы выполняем эскиз будущей работы карандашом или можно вылепить из пластилина , а потом выполнить в материале, а дальше сверлим задуманный узор. Готовое изделие можно отшлифовать наждачной бумагой и дополнить камнями или чем то другим на ваш выбор. Рога оленя можно купить на блошиных рынках или поспрашивать у знакомых.
Небольшое собрание подвесок, которые можно изготовить из кости своими руками.
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости
Амулеты из натуральной кости


Поделки из кости с использованием цветных камней.
Поделки из кости с использованием цветных камней.
Поделки из кости с использованием цветных камней.
Поделки из кости с использованием цветных камней.
Минсалим Тимергазеев – Тобольский художник - косторез
Минсалим Тимергазеев
Минсалим Тимергазеев
Рабочее место. Для работы нужна бормашина - Foredom SR, усиленный наконечник и фрезы.
Наконечники крупным планом. Набор боров и фрез на удобной вращающейся подставке.
Вентиляция в виде пылесоса "Minibox EMC" , который синхронизирован с бормашиной и музыкальное сопровождение!
Фартук с подведённой вытяжкой, значительно уменьшает количество пыли, а её не мало, особенно на первых стадиях работы. Примерно 90% пыли всасывает, крупная стружка остаётся на фартуке, её потом стряхиваем туда же.
Бормашина Foredom SR
Общий вид мастерской. Всё очень компактно.
Полировка на полировальном станке, завершающий этап работы. К станку должна быть подведена вытяжка.

Обычными, металлическими наперстками пользуюсь с детства. Вернее пытаюсь себя к ним приучить.

Неудобные штуки, правда ведь! ну максимум, одеваешь, чтобы прошить что-то толстое, ручку от сумки или что-то кожанное..

Берешь иглу потолще, пристраиваешь ее в дырочку на наперстке и толкаешь.. а иголка соскальзывает, а палец в наперстке потеет.. брр

К огда нужно было вручную стегать одеяло, наматывала на палец пластырь в несколько слоев, а по-началу так и вовсе ходила вся исколотая.

Какого же было мое удивление, когда в студии, где я обучаюсь японскому пэчворку, первым делом нам выдали 2 наперстка силиконовый и кожаный!!

"Что за звери",- подумала я. Арина, увидев мое недоумение, сказала,- "а ты попробуй, потом будешь все шить только в них!!"

Подготовка материала :
Кости и рога разных животных предварительно обязательно обрабатываются. Если попадется рог с закрытым каналом, основание его спиливают и легким постукиванием о деревяшку удаляют нероговую часть. Простую животную кость обязательно надо обезжирить. Для этого, удалив остатки мяса, хрящей, костного жира, кость вываривают в котле в течение 2-3 часов в растворе кальцинированной соды (7-12 г на 1 л воды). Проваренная кость промывается теплой и холодной водой, а затем просушивается на решетках. Кость должна сушиться постепенно, без резкого изменения температуры, без воздействия холодных или горячих струй воздуха. Оптимальные условия хранения: температура воздуха - +15-20°С, относительная влажность - 50-60%.
Затем материал подвергается предварительной обработке, в которую включается распиловка, шлифование, отбеливание, склеивание, полирование и некоторые другие виды работы.

Оборудование для резьбы по кости и рогу :
Для больших объемов производства необходимо приобрести круглопильный станок с различными режущими дисками, обдирочный (опиловочный) станок для выполнения черновой обработки заготовок кости, шлифовальный, сверлильный, токарный, фрезерно-копировальный станки, для работы с рогом понадобятся муфельная печь, пресс и некоторая другая оснастка.
Для художественной обработки кости и выполнения некоторых вспомогательных операций потребуется бормашина (медицинская), механический лобзик для ажурного выпиливания и контуров изделий, для предания изделию окончательного блеска - полировальный станок.

Кость обладает прекрасными декоративными свойствами и легко обрабатывается. Изделия из нее, выполненные народными мастерами, издавна славились. Из кости можно делать ажурные гребни, резные шкатулки, рукоятки для ножей и вилок и другие вещи.
В современном декоративно-прикладном искусстве используется поделочная кость нескольких видов: бивни мамонта, клыки и зубы моржа, зубы кашалота, простая кость животных: коровы, лошади, верблюда, моржа. Самое широкое применение в художественных промыслах имеет сейчас простая кость.

Кость легко пилится ножовкой по металлу, хорошо обрабатывается напильником. Сверлится она перовыми сверлами, а ажурная резьба делается борами с помощью гибкого вала бор-машины.
Полируют, кость на хлопчатобумажном круге с помощью мастики, которую готовят из зубного порошка, свиного жира и скипидара.

Из кости также делают различные украшения и поделки. Например, можно попробовать изготовить из нее перстень.
Для этого из трубчатой кости нужно вырезать кусочек шириной 10—15 мм. Затем круглым напильником расширить изнутри этот отрезок кости соответственно размеру пальца. Затем обрабатывают поверхность напильником, придавая ей нужную форму и округляя наружные детали.
Верхняя площадка перстня должна остаться плоской. На ней можно вырезать монограмму или какой-нибудь рисунок, сделать треугольным надфилем пропилы по окружности.
Кость можно окрашивать в разные цвета. Перед окрашиванием ее обезжиривают спиртом.

Изделия из кости можно тонировать, окрашивать поверхностно, а также применять глубинное окрашивание. Тонирование производится графитовым порошком или насыщенным раствором акварельных красок, в которое изделие помещают на 3—5 мин. После тонирования резное изделие отполировывают на чистом тряпичном круге. Тонировка подчеркивает глубину резьбы.
Поверхностное окрашивание производится анилиновыми или природными красителями. Природные красители — наиболее древний материал окрашивания кости.

Для окрашивания кость вначале обезжиривают, а затем опускают на некоторое время в крепкий настой красителя. При окрашивании луковой шелухой кость приобретает красно-коричневый оттенок, а чай дает желто-коричневый цвет. Кость, окрашенная чаем или луковой шелухой, почти не выгорает.

Для окрашивания кости чай или луковую шелуху (1 часть) нужно залить кипятком (3 части) и настоять около часа в закрытой посуде. В этом настое кость нужно прокипятить в течение 30—40 мин.
Изделия из кости можно окрашивать также анилиновыми красителями для шерстяных тканей. Они дают ровное красочное покрытие, на котором можно выгравировать белый рисунок. Но анилиновые красители легко выгорают на солнце.

Процесс глубинного окрашивания более сложен и требует тщательного обезжиривания кости.
Кость вываривают в эмалированной посуде в течение 5—7 ч в растворе кальцинированной соды (50 г на 2—3 л воды), затем промывают теплой водой и высушивают. Окрашивают кость в красящем растворе в течение 7—12 суток в стеклянной или эмалированной посуде.

Чтобы получить синий краситель, разводят 1 часть медного купороса в 6—9 частях воды и добавляют нашатырный спирт до получения нужного цвета.
В желтый цвет кость окрашивают раствором двухромовокислого калия в воде (в той же пропорции).
Для получения зеленого красителя смешивают 2 части синего и 1 часть желтого красителей.
В фиолетовый цвет кость окрашивают раствором хлористого кобальта.
Коричневый цвет получается при смешивании желтого (1 часть) и фиолетового (2 части) красителей.

Окрашивать можно самые разные костяные изделия: пряжки, пуговицы, кулоны, браслеты, гребни, заколки, вязальные крючки и шкатулки, рукоятки для ножей и миниатюрные скульптуры. И даже бильярдные шары! Так, чтобы окрасить шары в черный цвет, их нужно подержать несколько минут в горячем отваре синего сандала, а затем поместить в раствор уксуснокислой соли.

Изделия из слоновой кости можно также посеребрить. Для этого их погружают в слабый раствор азотнокислого серебра, а как только раствор приобретет темно-желтый цвет, изделия вынимают и опускают в чистую воду и выставляют на солнце. Когда через несколько часов кость совершенно почернеет, ее натирают кусочком кожи. После этого отполированное изделие приобретает красивый блестящий серебряный оттенок.

Диджитабулизм – коллекционирование напёрстков

Диджитабулизм – коллекционирование напёрстков

Диджитабулизм – коллекционирование напёрстков

Напёрстком называется специальный небольшой колпачок, надеваемый на палец руки для его защиты от уколов иглы при шитье или вышивании. Ещё не так давно этот предмет можно было найти в любом доме, поскольку все женщины занимались рукоделием: и крестьянки, и простые горожанки, и дворянки вплоть до принцесс и королев. У каждой была шкатулка для всяких мелочей – ниток, пуговиц, иголок и булавок, тесьмы, ножниц и прочих нужных для шитья вещиц. И в этой шкатулке обязательно хранился хоть один напёрсточек, ведь иголки такие острые.

История у напёрстка довольно долгая. Из сохранившихся экземпляров древнейшим является бронзовый напёрсток, обнаруженный в развалинах римской Помпеи. Он датируется 41-45 г.г. нашей эры и хранится сейчас на почётном месте в музее напёрстков, который находится в германском городе Креглинген.

Вполне возможно, что некогда существовали примитивные напёрстки из кожи или кости, ведь люди занимаются шитьём с незапамятных времён. Однако такие напёрстки до наших дней не дошли. Находились старинные напёрстки на территориях многих стран Европы, Турции, Китая, России. Все они представляли собой традиционный колпачок либо широкое кольцо. Такой тип напёрстка называется швейным кольцом. Он используется, если игла проталкивается сквозь ткань не сверху, а боковой стороной пальца. Как правило, на поверхности и колпачков, и колец имеются небольшие круглые углубления: конец иглы попадает в одну из ямок и не соскальзывает с напёрстка.

Существует немало легенд о том, как возникла такая защита для пальцев. Согласно одной, некий портняжка постоянно ранился иглой до крови и был вынужден откладывать работу. Однажды в полнолуние он увидел, как гномы собирают цветы колокольчиков, а затем надевают их на пальцы и шьют. Портной позаимствовал у гномов хорошую идею. По другой легенде первый напёрсток изготовил молодой ювелир, пожалевший пальчики своей невесты. Девушка любила вышивать, но часто колола пальцы иголкой.

Как бы то ни было, но самые старинные напёрстки являются довольно прочными вещицами из железа или бронзы. Ведь и ткани с иглами были тогда грубыми, толстыми. Чтобы протолкнуть иглу с ниткой сквозь ткань, требовалось значительное усилие. Напёрстки отливались в форме, а ямочки на их поверхности наносились вручную.

Примерно с XV века ткани стали гораздо тоньше, и рукоделие превратилось в более изысканное занятие. Изменились и напёрстки – они стали изящными и лёгкими. Многие тогда изготавливались из латуни, в Нюрнберге. Они были выполнены из листового металла и уже имели декоративное оформление. Верх у таких напёрстков был более плоским, он изготавливался отдельно и присоединялся к цилиндру позднее.

Вскоре напёрстки из простого приспособления для шитья превратились в настоящие произведения искусства. Их начали изготавливать из серебра и золота, украшать эмалью и филигранью, инкрустировать драгоценными камнями. Форма стала очень разнообразной. В частности, среди китайских напёрстков встречаются сделанные в виде птичьих голов, с использованием техники перегородчатой эмали.

Стали применяться другие материалы, помимо металлов. Фарфор, например. Такой напёрсток не назовёшь прочным инструментом. Скорее, это декоративная вещица, сувенир. Но при шитье на шёлке фарфоровые напёрстки всё же использовались. В России и некоторых других странах встречаются напёрстки из дерева.

Итак, постепенно напёрсток сделался хорошим, полезным и потому желанным подарком. Начало же его коллекционирования в Европе связывают с расцветом викторианской эпохи. Существенно улучшились дороги, люди стали больше путешествовать. На всемирную выставку, проводимую в лондонском Гайд-парке, съехались толпы гостей. В честь этого события было решено выпустить памятный напёрсток, что не ускользнуло от внимания коллекционеров. Так и родился диджитабулизм.

Когда напёрстки стали изготавливать промышленным способом, они почти лишились былой привлекательности. Обычные колпачки с выбитыми под иглу круглыми углублениями. Но и декоративные, сувенирные напёрстки никуда не делись, за ними-то и охотятся коллекционеры. Такие напёрстки выполнены из самых разных материалов: металла, фарфора, дерева, кости, стекла, гипса, папье-маше, кожи. Для отделки применяются разнообразные техники оформления: мозаика, инкрустация, роспись, перегородчатая эмаль, наклейки и многое другое.

Диджитабулизм – довольно популярный и активно развивающийся вид коллекционирования. Клубы собирателей напёрстков существуют повсеместно. Эти непритязательные вещицы милы, компактны и довольно доступны. Сложно отрицать, что напёрсток является одним из самых универсальных и практичных инструментов, когда-либо изобретённых человечеством. Помимо музея в Германии, этому незаменимому инструменту посвящён памятник в Канаде.

Читайте также: