Нанайский костюм для девочки своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 03.09.2024

Нанайцы принадлежат к коренным народам Дальнего Востока. Эта малочисленная народность принадлежит к байкальскому антропологическому типу, что роднит нанайцев с рядом соседних племён их региона. Современные представители этого этноса проживают на территории России и Китая, на берегах реки Амур и её притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Нанайцы сохранили удивительные особенности старинной культуры. Конечно, современный уклад жизни нанайцев значительно отличается от быта их предков, но и сегодня можно заметить самобытные черты культуры этого народа. Кто же они – загадочные нанайцы?

История названия нанайцев

Название нанайцев представляет собой интересное сочетание слов. “На” означает “земля”, а “най” – “человек”. Если дословно перевести его, получим “человек земли”, и именно так народ указывал свою принадлежность к определённой территории. В старину нанайцев также называли словом “гольд”. В Китае же народ этот нередко именуют “хэчже”. Что примечательно, самоназвание нанайцев различается в зависимости от местности проживания.

Так, например, племена, населяющие нижнее течение Амура, называют себя “нани”, а вот жители верховьев реки именуют себя на китайский манер “хэджени”. О жизни нанайцев до появления русских известно совсем мало. С приходом в их край землепроходцев в старинных источниках появляются сведения об “ачанах” и “натках”, под которыми подразумевались нанайцы.

Нанайцы в XIX веке, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год Местонахождение: Университет Бригама Янга, Прово, Юта, США

Нанайцы в XIX веке, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год
Местонахождение: Университет Бригама Янга, Прово, Юта, США

Нанайская одежда

Традиционная культура нанайского народа ярко проявляется в национальной одежде и ремёслах. Свои наряды нанайцы изготавливали из шкур, крапивных волокон, рыбьей кожи. Нарядные вещи шили из шёлка и парчи, которую привозили в регион иностранные купцы.

И сегодня можно увидеть традиционный наряд нанайцев в их крае. Он состоит из кимонообразного халата, что запахивается на правую сторону, тёплых штанов, невысокой обуви. В тёплые летние дни халат заменяли безрукавкой кандял.

Согбома ота – национальная нанайская обувь, сшитая из рыбьей кожи. Она отличается теплотой и прочностью. В зависимости от типа кроя обувь нанайцев можно разделить на тунгусскую или амурскую.

Женский наряд не слишком отличался от мужского. Халат у нанайских красавиц был немного длиннее мужского варианта этой одежды. Кроме того, женщины должны были носить специальные нагрудники, что выкраивались в дополнение к брюкам. Незамужние девушки носили высокие нагрудники, а вот замужние дамы подвязывали их лишь до нижней части груди – чтобы было удобно кормить младенцев.

Деятельность и нанайский быт

Среди традиционных занятий важное место занимали рыболовство и охота, что помогали нанайцам выжить в непростых условиях их родного края. Чаще всего в охоте использовали ямы (для крупного зверя) и засеки. Во время охоты на медведя применяли петли из шкуры лося.

Значительную роль в жизни нанайцев занимали собаки. Причём сейчас я имею в виду не столько использование упряжек или помощь четвероногого компаньона на охоте, сколько почитание этого животного. В местных мифах образ собаки нередко связывался с женской ипостасью. Даже в шаманских традициях собаке уделяется особое место. Это – помощник шамана в общении с миром духов.

В зависимости от предназначения нанайцы строят два типа жилища. Различают сезонные и постоянные постройки. В старину такие жилища должны были обязательно располагаться неподалёку от источника воды. В древности у нанайцев были распространены землянки и полуземлянки.

В наше время часто встречается дом хагдун. В качестве стен для него использовали жерди, что покрывали камышом и тальником. Главной частью дома была отопительная лежанка накан. Посетив нанайское жилище, именно по этой конструкции можно было определить, сколько человек проживает здесь.

Хагдун, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Хагдун, фото из путешествия Уильям Генри Джексона, 1895 год

Если кратко сформулировать принцип нанайских хозяек, получим: “Еда должна быть сытной и вкусной”. Это очень верно, поскольку в условиях долгой и морозной зимы крайне важно насытить организм, что вынужден противостоять холодам. Для приготовления блюд используют рыбу, мясо, бобовые, картофель. Из-за климатических особенностей нанайцы практически не выращивали пшеницу, а потому в прежние времена выменивали муку на пушнину.

Конечно, основным продуктом в нанайской кухне является рыба. Её вялят, жарят, солят, замораживают. В сыром виде нанайцы используют в качестве добавки к блюдам головы отдельных видов рыб, костный мозг, печень, почки.

Верования нанайцев

Сегодня большинство нанайцев исповедуют христианство, однако традиционные верования ещё сохранились на их землях. Считается, что связующим звеном между людьми и духами выступают шаманы. Эти люди не просто обладают необыкновенными способностями – они могут поддерживать общение с божествами и влиять на животных, явления природы, погоду. Нанайские шаманы разделяются на несколько категорий, что определяется их функциями:

Нанайцы – древний народ с удивительной самобытной культурой, сохранившейся до наших дней. Они по-прежнему придерживаются старинных верований. Многие нанайцы и сегодня пользуются услугами шаманов, надевают национальную одежду, готовят традиционные блюда, а значит, их обычаи продолжают жить – даже через много веков.

Традиционная нанайская одежда имеет общеамурские соответствия и состоит из широкого халата кимонообразного покроя с правосторонним запахом, штанов, ноговиц и невысокой обуви. Нанайцы изготавливали одежду и обувь из рыбьей кожи, шкур животных, волокон конопли или крапивы. Использовались и ткани: шелк и парча для нарядной, праздничной одежды, более простая материя – для повседневного платья.

Нанайский мужской костюм. Мастерица Р.Г. Баранова

Мужская повседневная одежда состояла из нижнего и верхнего плечевого белья (штаны пэру, рубашка энгэрэгдэ, ноговицы гаро), обуви и головного убора. Верхней плечевой одеждой служил халат, скроенный в виде кимоно. Существовало несколько разновидностей этой одежды:матерчатый халат без подкладки покто, с подкладкой капчима, зимний халат на ватной подкладке хукту, одинарный халат из рыбьей кожи амири. Мужской повседневный халат был выше колен и не мешал при ходьбе. Летом мужчины иногда вместо халата надевали короткую безрукавку кандял.

Головным убором летом служила берестяная коническая шляпа талома апу. Изготавливали ее из куска пропаренной бересты. Шляпа на голове крепилась с помощью двух тесемок. Этот головной убор был характерен для всей тихоокеанской культуры. В хорошую погоду мужчины предпочитали ходить с непокрытой головой. Зимой носили меховые шапки элдумэпсэ.

Обувь, сшитая из рыбьей кожи, называется согбома ота, из обработанных шкур животных – нантама ота. Обувь из рыбьей кожи отличалась хорошей теплоизоляцией. Для прочности использовали кожу с чешуей. Зимой в обувь вставляли подстилку из травы наокта. По покрою обувь нанайцев разделялась на два типа – амурскую и тунгусскую. Для амурского типа характерно наличие высокой головки, которая выкраивалась вместе с подошвой и пришивалась к основе обуви. Голенище имело разрез, сдвинутый вправо, что позволяло обернуть его вокруг ноги и сверху обмотать лентой. На Куре, Урми, Горине большее распространение имел тунгусский покрой: голенища шились из трех полос камуса – прямой передней и трапециевидных боковых. Верхняя часть голенища оторачивалась мехом рыси.

Женская повседневная одежда имеет некоторые особенности. Женские халаты длиннее мужских, а штаны были двух типов: для замужних и незамужних женщин. Штаны для незамужних женщин выкраивались вместе с нагрудником, который на поясе стягивался шнурком. Нагрудник закрывал грудь. У замужних женщин нагрудник закрывал только нижнюю часть груди для удобства при кормлении грудных детей.

Праздничная одежда отличается от повседневной качеством выделки и украшениями. Халаты из шелка называются сэурэм тэтуэ, гоксим тэтуэ. Распашной халат ачато с прямым разрезом спереди посередине надевался женихом в день свадьбы и во время больших праздников. Обязательным дополнением праздничной мужской одежды является пояс омол шириной 10-15 сантиметров и длиной 3-4 метра. Им обертывались 2-3 раза и оставляли свободно свешивающиеся орнаментированные концы.

Во время праздников женщины надевали орнаментированные ноговицы и запашные халаты. Их особенностью было наличие пришивного или съемного воротника монгосоко. Пришивные воротнички были стоячими, часто на них имелась опушка из меха колонка или белки. Особый интерес представляет женский свадебный халат сикэ. Он шился из кожи сазана, богато орнаментировался.Верхняя часть спинки халата была покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи. Каждая чешуйка, в свою очередь, орнаментировалась изображениями животных, птиц, земноводных, рыб. Нижняя часть халата отделялась от верхней полосами. На каждой из ее половинок имелось изображение родового дерева. Нанайские женщины украшали себя браслетами сидэри, кольцами хонякан и серьгами хойпо из серебра и меди.

Промысловая одежда отличалась от повседневной. Халат из рыбьей кожи или хорошо выделанной шкуры лося был распашной, правопольный, со скошенным срезом запашной полы, которая застегивалась на боку на три пуговицы. Во время преследования зверя вместо халата надевали короткую куртку из шкуры изюбра. Поверх одежды охотник надевал передник с закругленной нижней стороной. Охотничий головной убор состоял из наушников сиаптун, шлема из белой материи гармасун, концы которого спадают на плечи и спину, прикрывая шею от попадания снега, и шапочки корбочи (порогдан), украшенной хвостом белки, соболя или колонка.

Традиционная одежда нанайцев подразделялась на мужскую, женскую и детскую. Незначительные различия были связаны с ее длиной, наличием и отсутствием боковых разрезов, количеством и характером отделки. Полностью комплексы нанайской традиционной одежды включали плечевую верхнюю и нижнюю (халаты, куртки, рубахи, жилеты, шубы), поясную верхнюю и нижнюю (штаны, ноговицы, передники, юбки), дополнительные элементы (воротники, шарфы, нагрудники, пояса, наушники, нарукавники, рукавицы) головные уборы, обувь. Общее название одежды разнилось, в зависимости от места проживания нанайцев. Так, у среднеамурских нанайцев тэтуэ, у сикачи-алянских – тэту, бикинских – тупу, урмийских -тэдьгэл. Женщина-мать разработала специальный покрой детской одежды, удобной и комфортной. Несмотря на суровые зимы, дети одевались легко, т.к. имели холодовую выносливость.

Традиционную одежду шили из рыбьей кожи, шкур оленя, лося, нерпы и ровдуги. Еще до XVII в. у китайцев и маньчжуров, позже у русских в обмен на пушнину приобретали ткани. Мужские и женские халаты из рыбьих кож и ткани делали широкими, левую полу двойной ширины застегивали на правом боку. Летние шили одинарными или на подкладке, зимние (тканевые) подбивали ватой. Женская одежда отличалась большей длиной и наличием орнаментов на концах рукавов, вокруг шеи, по низу подола.

Материал халата — кожа кеты — подчеркивает роль рыболовства в экономике нанайцев. Одежда подобного типа всегда богато украшалась растительным, геометрическим и зооморфным орнаментами. Последний располагался чаще всего на спинной части халата и, согласно представлениям нанайцев, защищал от злых духов, способствовал благополучию и плодородию женщины. Халаты из рыбьей кожи являлись обязательной частью приданого невесты. Зимняя — из ценных мехов — была доступна только женщинам из зажиточных семей. Мужчины, отправляясь в дорогу зимой на нартах, надевали шубы из оленьего меха, а сверху — юбку из нерпичьих шкур. Нижняя одежда мужчин и женщин состояла из коротких штанов (пэру) и ноговиц (горон) из ткани на вате. Мужские длинные ноговицы из камусов лосей и оленей подвязывали ремнями к поясу на талии. Под халат женщины надевали длинные, до колен, нагрудники из ткани или ровдуги с вышивкой в верхней части и металлическими подвесками внизу.

Промысловая одежда охотника: куртка из шкур молодняка крупных животных, летом — халат, безрукавка, передник-фартук и маленькая шапочка с султаном из беличьего хвоста или фигурного узла. Ее надевали на белую тканевую накидку-шлем, закрывавшую голову, шею и плечи. Летнюю промысловую одежду рыбака изготовляли из рыбьей кожи. До середины XIX в. поверх халата надевали юбки из того же материала. Головные уборы мужчин и женщин зимой — тканевые на вате или меховые, капорообразной формы, летом — берестяные плоскоконические шляпы.

Обувь амурского типа — поршневидную и тунгусского типа — башмаковидную для лета делали из рыбьей кожи, лосиной ровдуги, а для зимы — из нерпичьих шкур, лосиных камусов. В поршни из рыбьей кожи, которые надевали, отправляясь на подледный лов, вкладывали многослойные стельки из травы. Для обуви из лосиных камусов и шкур изготавливали меховые чулки. Мужские и женские украшения обычно покупали. Среди них браслеты, в том числе ножные (их надевали маленьким детям в качестве оберегов), кольца и серьги в крыльях носа либо носовой перегородке носили только женщины.

Нанайцы являются коренным малочисленным народом Дальнего Востока. Народность принадлежит к носителям антропологического байкальского типа, с небольшой примесью китайского северного антропологического компонента. Всего в мире около 16 000 нанайцев.

Где живут

Нанайцы проживают на территории Китая и России вдоль берегов реки Амур и ее притоков Сунгари и Уссури, в Сахалинской области, в Приморском и Хабаровском крае.

Название


Внешность

Одежда

Обувь и одежду нанайцы изготавливали из волокон крапивы и конопли, рыбьей кожи, шкур животных. Для нарядной одежды использовали шелк и парчу. Повседневные вещи шили из простых тканей.

Традиционная одежда этого народа состоит из штанов, халата кимонообразной формы с запахом на правую сторону, невысокой обуви и наговиц. Повседневная одежда состоит из нижнего и верхнего белья: рубашка энгэрэдэ, штаны пэру, наговицы гаро, обуви и головного убора. В качестве верхней одежды носили халат с подкладкой и без, зимний халат с ватной подкладкой. Мужской халат шили выше колен, чтобы не мешал при ходьбе. В летнее время вместо халата надевали короткую безрукавку кандял. В качестве головного убора мужчины носили берестяную шляпу конической формы из пропаренного куска бересты. Крепился убор на голове с помощью двух тесемок. Зимой носили меховую шапку элдумэпсэ.

Пошитая из рыбьей кожи обувь очень теплая и называется согбома ота. Обувь из обработанных шкур животных носит название нантама ота. По покрою обувь нанайцев делилась на тунгусскую и амурскую.


Повседневная одежда нанайских женщин отличается некоторыми особенностями. Халат был длиннее мужского. Штаны носили двух типов: для незамужних они выкраивались с нагрудником, закрывающим грудь, который стягивался на поясе шнурком. Штаны для замужних тоже были с нагрудником, но он закрывал только нижнюю часть груди, чтобы женщине было удобно кормить грудью детей. Для работы у нанайцев была отдельная одежда, которая отличалась практичностью и прочностью.

Одежда праздничная отличается отделкой и украшениями. Обязательный элемент праздничного наряда мужчины — пояс омол, ширина которого 10-15 см, а длина до 4 метров. Им оборачивали талию 2 или 3 раза, а концы с орнаментом оставляли свободно свисать.

Жизнь

Из всех хозяйственных занятий самым важным было рыболовство. У нанайцев были высокоспециализированные орудия для этого промысла. Охота раньше занимала одно из основных мест в хозяйстве, но к 19 веку уже не была столь значительной. Охотились ради мяса и меха. На копытных охотились с помощью ямы-ловушки и засек, использовали самострелы. Для охоты на медведя делали петли из толстой шкуры лося и применяли копье гиду.

Нанайцы держали ездовых собак, передвигались на берестяных, дощатых и долбленых лодках, лыжах и санях нартах. Развито было у народа кузнечное ремесло. Мужчины занимались обработкой кости, металла и дерева, женщины вышивали, шили одежду и обувь, плели циновки и корзины.


Жилище

У нанайцев существует 2 типа поселений: сезонные и постоянные. При постройке жилища было важно расположить его неподалеку от источника воды: реки или озера. Самый древний вид жилища этого народа — землянка серома и полуземлянка хурбу. Землянки строили на откосе берега и обрывах террас.

Наземное распространенное жилище — дом хагдун. Стены для него изготавливали из жердей, камышовых плетеных фашин и тальника. Их обмазывали смесью из глины с шерстью или травой. Основная конструкция дома — это отопительная лежанка накан. Именно по ней определялись размеры жилища. Накан был основным местом, где жили люди. Там они работали, ели и спали.


Кухня нанайцев довольно специфичная, но сытная. Для приготовления блюд используется мясо, рыба, крупы, бобовые и картофель, который начали выращивать в конце 19 века. Из ягод в пищу употребляют голубику, клюкву и бруснику, делают из них напитки и добавляют в салаты. Из дрожжевого теста и теста, приготовленного из ягод черемухи, пекут лепешки. Нанайцы готовят холодец, мясные супы, заправленные травами, свежие салаты из диких растений. Раньше они выменивали у русских муку и крупу в обмен на пушнину.

Рыбу сушат, вялят, жарят, варят, замораживают и едят в сыром виде. В 19 веке нанайцы научились коптить и засаливать рыбу. В сыром виде едят головы некоторых видов рыб, основную часть тушек сазанов, почки, печень, костный мозг крупных животных.


Религия

Издавна традиционным верованием нанайцев был шаманизм. Они одухотворяли и одушевляли силы природы, верили в гармонию отношений между природой и человеком. Основой верования нанайцев были анимистические представления, которые сочетались с магией, фетишизмом и тотемизмом. Они верили, что в тайге, на небе, земле и в воде живут духи, влияющие на судьбы и жизни людей. Нанайцы изготавливали фигурки духов, которые играли важную роль в религиозных обрядах.

Мировоззрение нанайцев делилось на три сферы:

Связующим между духом и людьми был шаман. Он лечил больных, предсказывал будущее и доставлял умерших в мир мертвых. Шаманы делились на категории:

  • сиуринку саман занимался врачеванием;
  • нигмантэй саман лечил и проводил обряды при первых поминках;
  • касса саман доставлял души умерших в загробный мир.

Первыми двумя категориями шаманов могли быть женщины и мужчины. Шаманом третьей категории мог быть только мужчина.

Во второй половине 19 века народ был обращен в православие, но продолжал сохранять традиционные верования и обряды.

Нанайский язык принадлежит к группе тунгусо-маньчжурских языков. Проживающие на территории России нанайцы используют письменность на основе кириллицы. В Китае этот язык практически бесписьменный. В отдельных изданиях, в которых обсуждается нанайский язык, используют для транскрипции пиньинь — систему романизации для путунхуа.

В нанайском есть два наречия и три диалекта:

  1. бикинский
  2. горинский
  3. кур-урмийский

Культура

У нанайцев богатое и разнообразное устное народное творчество. Основные фольклорные жанры:

  • тэлунгу — мифологический рассказ или миф, легенда, предание;
  • сиохор — сказка, заимствованная у других народов;
  • нингман — волшебная сказка, сказка-миф;
  • деуруэн — приговорки, скороговорки;
  • намбокан — загадки, шаманские песнопения, плачи, песни дярин.

Очень развито у народа песенно-танцевальное искусство. У нанайцев существует много ансамблей, проводятся различные фестивали песни и танца.


Традиции

Хозяйственный календарь нанайцев включает в себя 5 месяцев с названиями рыб, что говорит о важности рыбного промысла в жизни этого народа.

Нанайцы пользовались различными амулетами, чтобы уберечь себя от злых духов. Особенное внимание уделялось беременным женщинам и новорожденным. Они носили специальные обереги.

По умершему проводили ряд поминок. Первые — сразу после смерти, затем на седьмой день. Считалось, что в эти дни душа умершего возвращается после обхода всех мест, где он был при жизни. Все родственники умершего принимали участие в похоронном обряде. Хоронили человека на 2 или 3 день после смерти. Дальние родственники и соседи клали в гроб умершего нож, топор, котелок, нож, блюдце и тарелку. Женщинам кроме этого клали ее ножницы.

Существуют у нанайцев также и свадебные обряды и традиции. Родители заранее выбирали детям невесту и жениха, заключали с их родственниками соглашение. Жених должен был отдать отцу невесты большой выкуп в виде денег или дорогих тканей, драгоценных металлов. На разницу в возрасте между будущими супругами не обращали внимания, нередко она могла достигать и 25 лет, причем старше иногда был не только жених, но и невеста.

У народа была традиция, согласно которой девочку в малолетнем возрасте забирали в семью будущего мужа и растили до половозрелого возраста, приучали к традициям своей семьи.


Свадьба состояла из сватовства, выкупа, получения приданого, праздничного застолья и переезда жены в дом мужа. Между договором и сватаньем мог пройти год и больше, так как для мужчины законным брачным возрастом было 17-19 лет, для женщины — 16-17 лет. Согласие на свадьбу давала мать невесты, но сразу ответ давать было неприлично.

Во время свадьбы нанайцы проводили обряды с жертвоприношениями божествам. Проводились свадебные обряды, которые приносят в дом молодых достаток и благополучие. Например, невеста должна два раза ногой ступить в котел, первый раз у себя дома, второй — в доме мужа. После свадьбы невеста не могла уйти сразу жить в дом мужа. Еще 3 дня или даже год после свадьбы она жила с родителями, потом уходила в новый дом навсегда. У представителей нанайской знати могло быть много жен.

девушки помогите. новичок в шитье, на глаз не умею шить((( срочно надо найти выкройку или вобще хотя бы схематично, чтоб можно было подогнать под размер нужный. по национальному кавказскому костюму на девочку. в саду мероприятие. вобщем надо
нужны типа таких платьев

помогите пожалуйста советом. очень нужна выкройка национального кавказского костюма на девочку.

помогите пожалуйста советом. очень нужна выкройка национального кавказского костюма на девочку.

Скопируйте код и вставьте в окошко создания записи на LiveInternet, предварительно включив там режим "Источник"


девушки помогите. новичок в шитье, на глаз не умею шить((( срочно надо найти выкройку или вобще хотя бы схематично, чтоб можно было подогнать под размер нужный. по национальному кавказскому костюму на девочку. в саду мероприятие. вобщем надо
нужны типа таких платьев
Читать полностью
+12 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!')"> pkath 21.10.2016 265 1 11 комментариев

Построим каркасный дом вашей мечты

Каркасный дом с 3 спальнями и эркером V253 "Фриско"

Каркасный дом с террасой V102 "Цортланд"

Каркасный дом одноэтажный V215 "Пенсильвания"

Каркасный дом одноэтажный V218 "Нью-Мексико"

Комментарии

на фото разве казахский костюм?

на фото разве казахский костюм?

На фото ппосто просто водолазка, юбка в пол и халат. Выкройки элементарные. Водолазка есть у всех. Юбка присбореный на талии прямоугольник, халат тоже несколько прямоугольников, но это Вам гугл быстро выдаст. Можете на сайте Шпулька посмотреть, там правда регистрация нужна, но зато скачиваете выкройку сразу нужного роста, распечатываете и вуаля.

спасибо. скажите а какую лучше ткань на него выбрать? чтоб не слишком ширпотреп был))) до этого атласные ткани присматривала.. вот думаю что лучше чтоб более менее плотненький был и хорошо сидел..

Атлас тяжёл для начинающей мастерицы. Спросите в магазине ткань из разряда масло. Они разные бывают и по составу и по цене, но плотнее.
В принципе даже подкладочная ткань плртной бывает и достаточно шелковистой и блестящей. И не дорогой.

Вставка изображения

Можете загрузить в текст картинку со своего компьютера:

. или указать адрес картинки в интернете:

Загрузка списка альбомов.

Вставка изображения


Чаще всего на сайте читают:

Вот читаю я посты частые, слезы девичьи, что жизнь замужем не ладится, что семья не крепится, а с каждым днем все более разлад, да ссоры и обиды появляются. А предки наши секреты знали, опыт древний, многовековой, как жить правильно. Вот только забыли мы опыт предков, забыли наставления, а потом дивимся, мол мужик хилый стал. Решила поделиться с вами - простые советы для семейного счастья, которыми многие сейчас пренебрегают.

Когда давно ходишь беременной, весь мир кажется сказочным, а ты в нем, как минимум, фея. Круглая такая фея. Глаза блестящие, улыбка загадочная, походка… опущу про походку. И ты ждешь. И думаешь, съедая второе мороженое на скамеечке парка, ВОТ-ВОТ! Еще чуть-чуть и вот оно счастье! Ты много читала, ты спрашивала, ты всё-всё можешь себе представить. Но проходит время… и ты понимаешь… НЕПРАВДА! Итак, список того, к чему я была абсолютно не готова.

Давно знаю идентичность многих лекарств, но каждый раз все равно в недоумении. Как на обществе деньги делают. Есть у меня такая табличка, где прописаны недорогие аналоги дорогим разрекламированным лекарствам. Чем чаще болеем, чем чаще приходится пользоваться. Но сегодня я была вообще ошарашена. Мне нужны были Лазолван (от кашля) и Кларитин (от аллергии). Сверив по списку нашла замену - Амброксол и Лорагексал. Разница по цене - в 7 раз!

Дорогие мамочки, очень хочется услышать ваш опыт - как вы переживаете детскую неблагодарность. Хотя детскую уже нельзя сказать - деточке 16 лет. Не могу сказать, что она избалована излишествами, дорогие вещи дарятся в основном на большие праздники или надо заслужить. Хочу поделиться несколькими ситуациями - это уже край, накипело, поэтому реагирую очень болезненно.

Читайте также: