Наглядное пособие доли и дроби своими руками

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 17.09.2024

В соответствии с программой по математике в начальных классах должна быть проведена подготовка к изучению дробей в 5 и 6 классах. Это значит в начальных классах надо создать конкретные представления о доле и дроби. С этой целью преду­сматривается в 3 классе ознакомить детей с долями, их за­писью, научить сравнивать доли, решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле; ознакомить с дробями, их записью, научить сравнивать дроби, научить решать задачи на нахождение дроби числа. Все названные вопросы раскрыва­ются на наглядной основе.

Ознакомить детей с долями — значит сформировать у них конкретные представления о долях, т. е. научить детей образо­вывать доли практически. Например, чтобы получить одну чет­вертую долю круга, надо круг разделить на четыре равные части и взять одну такую часть; чтобы получить одну пятую долю отрезка, надо разделить его на пять равных частей и взять одну такую часть.

Для формирования правильных представлений о долях надо использовать достаточное количество разнообразных нагляд­ных пособий. Как показал опыт, наиболее удобными пособиями являются геометрические фигуры, вырезанные из бумаги; мож­но использовать рисунки фигур, выполненные на бумаге (круги, прямоугольники, треугольники, бруски, отрезки и т. п.). Очень важно, чтобы пособия были не только у учителя, но и у каждого из учащихся. Правильные представ­ления о долях, а позднее о дробях будут сформированы тогда, когда ученики будут своими руками получать, например, поло­вину круга, квадрата и т. п., четверть отрезка и т. п.

Покажем, как можно ознакомить детей с долями.

Для закрепления этих знаний и уме­ний учащимся предлагаются различные упражнения:

Это прежде всего упражнения в назывании и записи долей Назовите и запишите, какая доля квадрата (круга) отрезана (закрашена, заштрихована).


Можно предлагать самим детям изобразить какую-либо до­лю отрезка (круга, квадрата и др.) и записать эту долю.

В каждом случае надо спрашивать, сколько всего долей в целом. Например, сколько четвертых долей круга в целом круге? Сколько третьих долей отрезка во всем отрезке?

Эффективным упражнением для формирования представле­ний о долях является сравнение долей одной и той же величи­ны, которое выполняется чисто практически с помощью нагляд­ных пособий.

Изобразим кусок проволоки, который отрезал Сережа. (Чер­тят отрезок длиной 4 см.) Какую часть всего куска составляет отрезанный кусок? Как изобразить весь кусок? (Взять 3 раза по 4 см.) Почему? (4 см – это 1/3 куска проволоки, а во всем куске будет три трети.) Начертите. (Выполняют) Ка­кой длины был кусок? (12 см) Как узнали? (4*3).

Запись решения: 4*3=12. Ответ: 12 см.

Далее задачи на нахождение числа по его доле и задачи на нахождение доли числа включаются вперемежении и пред­лагаются как для устного, так и для письменного решения. Лучше включать задачи с конкретным содержанием, чтобы учащиеся конкретно представляли долю величины (одну треть ведра воды, четверть корзины яблок, одну пятую часть куска ткани, одну сотую часть метра и т. п.)

В 3 классе рассматриваются только простые задачи на на­хождение доли и числа по его доле, а в 4 классе эти задачи включаются в составные.

Ознакомление с дробями. Образование дробей, как и образование долей рассматри­вается с помощью наглядных пособий.

Разделите круг на 4 равные части. Как назвать каждую такую часть? Запишите. Покажите три четвертые доли. Вы по­лучили дробь — три четвертых. Что показывает число 4? (На сколько равных частей разделили круг.) Что показывает число 3? (Сколько таких частей взя­ли.) Аналогичным образом учащиеся получают и записывают другие дроби, объясняя, что показывает каждое число.

Для закрепления полученных знаний выполняются такие же упражнения, как и при ознакомлении с долями: по данным ил­люстрациям называют и записывают, какие дроби изображены, или же изображают дробь с помощью чертежа, рисунка. Уяс­нению конкретного смысла дроби помогают упражнения на сравнение дробей, а также решение задач на нахождение дроби числа.

Для сравнения дробей обычно используются иллюстрации с равными прямоугольниками

Предлагаются специальные упражнения на сравнение дро­бей:

Что входит в перечень работ по подготовке дома к зиме: При подготовке дома к зиме проводят следующие мероприятия.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Изучение дробей способствует развитию речи, обогащению словаря учащихся новыми словами и выражениями: разделить на равные части, пополам, доля, дробь, смешанное число, числитель, знаменатель, сократить, привести к наименьшему общему знаменателю и др.

Велико для учащихся с нарушением интеллекта жизненно-практическое значение изучения дробей. С дробными числами в форме обыкновенных дробей учащимся приходится сталкиваться в школьных мастерских (столярной, слесарной, переплетной, швейной и т. д.), на производственной практике. Незнание дробей может задержать овладение профессией, затруднит ориентацию выпускников школы VIII вида в повседневной жизни.

На уроках, где учащиеся получают первоначальное предстание об образовании, преобразованиях, свойствах дробей и д

Это такие пособия: предм« ты, которые легко разделить равные части, например: яблс ко, торт, репа, арбуз, апельси^ и т. д.; при делении этих пре метов на части образуются доли, значительно отличающиеся от целого, — это поле вина, четверть яблока (апель сина); макеты предметов или шара, разделенных на равные части; фанерные, картонные, бумажные круги, разделенные на равные части; квадраты, прямоугольники, полоски, разделенные на равные части (рис. 22); классные счеты с вертикальными прутьями и набором долей единицы; таблицы с рисунками предметов, кругов, квадратов, прямоугольников, отрезков, разделенных на равные части; таблицы с долями и названиями долей; таблицы, иллюстрирующие сравнение обыкновенных дробей между собой, сравнение их с единицей, преобразования обыкновенных дробей и действия над ними.

Обучающие плакаты — это замечательный настенный репетитор.

1. Умножение 5 на 5

Уникальный принцип демонстрации умножения. На этом плакате ребёнок увидит и поймёт, как оно работает.

Много-Много

2. Таблица умножения

zv_600x600.jpg

3. Доли и Дроби

Плакат наглядно иллюстрирует, как разные количества пиццы обозначаются с помощью дробей, и ещё показывает, что кратное увеличение числителя и знаменателя на количество пиццы ну никак не влияет.

4. Сложение Долей и Дробей

Плакат помогает разобраться с таким непростым процессом как сложение дробей.

5. Приведение к общему знаменателю

Эта тема сложна для понимания. Плакат с наглядным материалом упростит её усвоение.

6. Алфавит

Ярко орнаментированные буквы — для прочного запоминания!

7. Alphabet

Maybe you don't know English. But your child should!

8. Геометрия: термины

9. Геометрия: многоугольники

10. Ладошкомер

Чья ладошка больше?

ld_.jpg

Набор плакатов в коробке-тубусе

Набор плакатов в коробке-тубусе

Обучающие плакаты — это замечательный настенный репетитор. В состав набора входит 10 ярких плакатов размером 34х50 см, упакованных в красивую коробку.


Ребенок постоянно сталкивается с понятием целое - часть в повседневной жизни с самого рождения. Мы режем пироги, делим пиццу и апельсины, смотрим на часы, наливаем в мерную чашку определенное количество жидкости. Чем не повод рассказать малышу, что такое дроби. Познакомить ребенка с дробями можно также с помощью специальных пособий

Содержимое разработки

Игра - Дроби

Ребенок постоянно сталкивается с понятием целое - часть в повседневной жизни с самого рождения. Мы режем пироги, делим пиццу и апельсины, смотрим на часы, наливаем в мерную чашку определенное количество жидкости. Чем не повод рассказать малышу, что такое дроби. Познакомить ребенка с дробями можно также с помощью специальных пособий. Для разогрева стоит взять обычный апельсин, и поделить его, сопровождая дележку известным стишком:



Мы делили апельсин,
Много нас - а он один!
Эта долька - для ежа!
Эта долька - для чижа!
Эта долька - для утят!
Эта долька - для котят!
Эта долька - для бобра!
А для волка - кожура!
Она сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто куда!

Игра "Дроби Никитина" состоит из двенадцати разноцветных кругов. Один круг - целый, остальные поделены на части: на две, на три, на четыре, на пять, на шесть и так до двенадцати. "Пользуясь в игре целым кругом и его частями" - считал Никитин, - малыши приобретают и многие представления о дробях, об их соотношениях, хотя школа отодвигает почему-то их усвоение на 5-6 лет - к 3-4-му классу". В игре "Дроби Никитина" нет четкого чередования заданий, как в других играх. Каждый раз все 78 частей надо высыпать на стол или на пол, а потом - снова уложить кружками в коробку, если вы, конечно, пользуетесь деревянным пособием "Оксва". В этом случае Никитин определяет первую задачу:

а)высыпать дроби на стол или на пол
б) перевернуть их окрашенной стороной вверх
в) разложить дроби кучками так, чтобы собрать вместе одинаково окрашенные
г) сложить из каждой кучки кружок одного цвета
д) уложить кружки в рамки.

Как называются части кружков? Для маленьких эта задача может растянуться на дни, недели и даже месяцы, считает Никитин. Не надо форсировать события, только обрадуйтесь, если какие-то ребенок назовет сразу: "зеленая четвертушка", "желтая половинка" и т.д. Для умеющих считать до 100, эта задача решается в один присест. Названия частям надо давать не только бытовые, но и математические: одна вторая, одна треть, одна четвертая, одна пятая.

Уложи в ряд уложи в ряд по одной части всех цветов: а) по порядку: первой положи самую большую часть, затем поменьше и меньше, и так до самой маленькой, чтобы каждая следующая была меньше предыдущих. б) уложи рядом такие же части, но стопкой. Внизу положи самую большую, а вверху - самую маленькую.

Какая часть больше Одна пятая или одна четвертая? Как это проверить? Да просто наложить меньшую на большую, и все будет ОЧЕвидно, как любит говорить Н.Зайцев. Задачи подобного рода можно давать до тех пор, пока вам не станет ясно, что малыш схватил принцип определения: "чем на большее число частей делится круг, тем меньше части". Кстати, а как записать, что 1/4 больше 1/5 математически? Тут по и всплывет знак "больше" и знак "меньше".

Сколько частей помещается? Сколько четвертых частей помещается на одной половине? Сколько шестых, восьмых, десятых, двенадцатых частей? Во сколько раз одна вторая больше одной четвертой? Одной шестой? Какие части и сколько поместится точно на одной трети, а на половине? Во сколько раз одна шестая меньше одной третьей? Можно ли из частей разного цвета сложить целый круг? Какие части надо для этого взять? Сколько разноцветных кругов можно сложить из игры "Дроби Никитина"? Какое наибольшее число?

Своими руками В книге Никитина дается подробная инструкция, как сделать пособие самостоятельно, поэтому, если по какой-то причине готовой игры, ее можно легко вырезать из пенополистрирола. Листы необходимо разметить с помощью циркуля, поделить на части и разрезать ножницами или острым ножом для бумаги. А затем переходить к собственно играм. В целом они похожи на классические игры с фанерным покупным пособием. Но есть и отличия, связанные с отсутствием деревянных рамок.

Для начала достанем целый круг, покажем, что это целое. Спросим, на что похоже? На яблоко, на луну, на колесо? Затем возьмем второй круг, покажем, что он разламывается на две половинки. Попросим дать половинку второго круга, приложим ее к целому кругу и т.д. Круги можно обводить фломастером, затем дорисовывать цветные рожицы. Из половинки, если ее обвести, можно сделать зонтик или гриб. С помощью частей круга можно рассказывать о таких понятиях, как "одинаковый", "разный", "такой же", "не такой же". Задавать вопросы на засыпку: "что больше: одна вторая или одна третья". А потом показывать, давать детям возможность подбирать части самостоятельно. Выстроить детали в ряд от самой маленькой до самой большой. Пройтись по каждому кругу, называя части. Если части две, то одна будет называться одна вторая или половина. Если частей - три, то одна третья, а если двенадцать, то одна двенадцатая. Пусть у ребенка будет весь набор игры "Дроби Никитина", то есть все 78 деталей. Теперь попросите дать одну шестую, две шестых, шесть шестых? Из каких разных частей можно составить целое? Можно ли поделить круг на две части? А на три? Как составить круг, используя только красные и желтые части? Возможно ли это в принципе? Пусть в ваших занятиях будет как можно больше кинестетики, пусть малыши пропускают все через руки. Дроби - сложная тема, к ней лучше подходить с разных сторон, придумывая все новые задания. Выложите четыре дольки зеленого круга, состоящего из восьми частей. Спросите, сколько не хватает. Пройдите с этим вопросом по всем кругам. Играя, акцентируйте внимание на следующих выражениях: "разделить на равные части", "целое", "половина", "пополам", "одна из двух", "одна вторая", "одна двенадцатая", "часть".


-75%

Читайте также: