Музыкальный инструмент крезь своими руками
Добавил пользователь Alex Обновлено: 05.10.2024
Особое место в удмуртской
музыкальной культуре занимают
традиционные инструменты.
Будучи формой отражения быта,
истории, мировоззрения народа,
они усилиями многих поколений
сформировались в самобытное
эстетическое явление.
ХОРДОФОНЫ
ПУКЫЧ
Музыкальный лук, изготовлялся из веток
имеющих два – три ответвления, между ними
натягиваются тетива из конского волоса. Другой
такой же лук с одной тетивой использовался в
качестве смычка. Волос предварительно натирался
смолой. Пукыч является наиболее древним
музыкальным инструментом.
КРЕЗЬ
Аналогичные удмуртскому крезю инструменты известны всем
народам Поволжья, и финно-угорским и тюркским.
Удмурты считают крезь своим национальным инструментом, одним
из самых любимых.
В научной литературе давно высказываются различные гипотезы о
происхождении крезя-гуслей у поволжских народов, в том числе и у
удмуртов.
По одной из гипотез древний струнный щипковый инструмент
появился в Прикамье в виде музыкального лука. Здесь он
развивался, постепенно увеличивалось количество его струн,
появился резонаторный ящик.
К сожалению, подтвердить это самими инструментами невозможно, за
прошедшие века они не сохранились.
История возрождения удмуртского крезя началась более 25 лет
назад, во время раскопок средневекового удмуртского городища
Иднакар. Тогда, археологи обнаружили костяную подставку часть древнего струнного музыкального инструмента с пятью
зарубками от струн.
По подставке, найденной на городище
Иднакар, талантливым удмуртским
реконструктором и музыкантом
Сергеем Кунгуровым был
реконструирован пятиструнный
инструмент Х века.
Форма его напоминала лодку,
отсюда название — пыж-крезь (удм.
пыж — лодка). Инструмент не имел
нижней деки (крышки), а струны
натягивались вдоль нее при помощи
деревянных колков. Внешне он
напоминает русские гусли, но имеет
иной внутренний резонатор, дающий
оригинальный звук.
Играют на нем сидя, положив
инструмент на колени с наклоном,
извлекая звук при помощи пальцев
левой и правой руки, защипывая
струны поочередно или вместе.
Воссозданный
С.Кунгуровым
пыж-крезь
Заслуженный деятель искусств
Удмуртской Республики Сергей
Николаевич Кунгуров
Древний крезь использовался в
языческих обрядах, на праздниках и
выглядел по-разному. Кроме пыж-крезя
был крезь-юсь - в форме лебедя, крезьстол, бадзззым крезь (великий крезь).
Крезь – этот культовый
инструмент, пришедший из
далекого прошлого,
использовался для совершения
обрядов, в ритуале выбора
жрецов, хранителей Великого
святилища удмуртов и
в родовых молениях. На нем
исполнялись магические
напевы, наигрыши и
аккомпанемент к песням.
Великий Крезь традиционно
хранился в родовом святилище
удмуртов и был скрыт от
посторонних глаз. Считалось,
что мелодии, сыгранные на
крезе, имеют магическую силу.
Бадзым крезь (великий крезь).
По размеру он больше бытового инструмента, у него 23 струны. Кроме того, внутри
корпуса натянуты резонаторные струны. Великий крезь был культовым
инструментом, который использовали во время общественных молений.
Крезь использовался для сопровождения значительной части обрядов и
религиозных ритуалов удмуртов. Играли на нем и вечером после работы, на
праздниках, и для себя, во время отдыха. Играли на свадьбах, весенних игрищах.
Была традиция, когда при рождении ребёнка натягивали на крезь новые струны и
придумывались новые мотивы. Играли при пожелании светлой жизни в загробном
мире, если человек умирал.
В настоящее время крезь почти утрачен в быту, его отдельные экземпляры
сохранились у владельцев как языческие реликвии.
Однако талантливыми мастерами крезь возрождается. За последние годы
изготовлено около ста крезей, на которых играют в Удмуртии, Финляндии, Германии,
Норвегии, Италии, Греции, Венгрии, Испании, Великобритании, США, Канаде.
Чарующие мелодии старинного инструмента сегодня разносятся не только над
удмуртской землей, но и во многих зарубежных странах.
ЛЕГЕНДА О КРЕЗЕ
В лесу жила когда-то старая мудрая ель.
Звали ее Мудор Кыз — Мать Леса.
Говорят, с нее начинался лес, а может быть,
и сама Земля.
Она подпирала Небо, чтобы оно не упало на Землю.
Солнце отдыхало на ее ветвях.
Из-под ее корней нарождался робкий родник,
Чтоб потом превратиться в могучую Белую Каму.
Издалека приходили люди, чтобы поклониться
Мудор Кыз.
Говорят, однажды мачеха Солнца, Злая Молния,
Страшным огнем опалила Мудор Кыз.
Ель умерла.
Но пришел человек и оживил ее:
Он сделал из нее Гусли — Крезь —
И вложил в них свою человечью душу.
Так у удмуртов появились Быдзым Крезь —
Великие Гусли.
Когда они звучали,
Солнце приближалось к Земле,
Чтобы их послушать.
Когда они пели Инву утчан гур —
Песню поисков небесной росы —
Небо плакало дождем.
Говорят, давно это было.
Но с той поры
Удмурты стали делать свои гусли
Из опаленной молнией ели.
Теперь уже позабыли про это.
И про гусли уже позабыли.
Но напев Быдзым Крезь живет!
Если вы хотите его услышать,
Идите в Великий Лес
И прислушайтесь к нему и к себе.
Слышите?
Вл.Владыкин
Кубыз имеет форму
современной скрипки с тремя
струнами, настроенными в квинту.
Для инструмента выбирают
звонко звучащее дерево: старые,
ровные сосны – для каркаса,
ясень – на облицовку. В кубызе
каждое дерево звучит по разному.
Для смычка подбирают дерево
упругое и ровное без сучков.
Мелодия исполняется на одной
крайней струне и при
необходимости захватывается
соседняя струна (бурдон).
Звук кубыза резок, с густыми
обертонами. Эффект полифонии
настолько силен, что появляется
иллюзия игры как минимум двух
музыкантов.
На кубызе обычно играют
аутентичную музыку и
используют характерную для
народных культур манеру
звукоизвлечения, при которой
одна нота звучит постоянно,
создавая звуковой фон. В
результате возникает эффект
многоголосья.
На фото: известный в республике
кубызчи – Анатолий Ишмуратов
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПЬЕСЫ ДЛЯ КРЕЗЯ
1. Хороводная – музыка Сергея Кунгурова (1.52 мин.)………………………………
2. Зольгыри (Воробей) – удмуртская народная песня в обработке Сергея
Кунгурова (1.26 мин.)……………………………………………………………….……..
3. Вож-вож чебер сад (Наш зеленый сад) – удмуртская народная песня в
обработке Сергея Кунгурова (1.04 мин.)……………………………………….…….
4. Чагыр, чагыр дыдыке (Сизый, сизый голубок) – удмуртская народная песня
в обработке Сергея Кунгурова (2.55 мин.)………………………………..…
5. Кечпие (в исполнении детской вокальной группы) – удмуртская народная
песня в обработке Сергея Кунгурова (1.35 мин.)…………………………………..
6. Посвящение Ашальчи Оки – музыка Сергея Кунгурова (2.30 мин.)……………
7. Четыре пьесы – музыка Сергея Кунгурова
(2.10 мин.)………………………….
8. Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний
9. Вид занятия: С еминар-практикум
10. Цель: Формировать музыкально-методическую эрудицию студентов в процессе овладения методикой обучения младших школьников элементарному музицированию на инструментах детского музыкального оркестра.
Знать: современные методики и технологии для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения.
Уметь: выявлять особенности учебно-воспитательного процесса в конкретном ОУ на конкретной образовательной ступени, определять эффективность используемых методик и технологий, выбирать оптимальные методики и технологии применять полученные знания в процессе решения педагогических задач; осуществлять развитие интуитивного мышления у детей.
Владеть: современными методиками и технологиями, навыком применения методик и технологий для решения профессиональных задач в конкретном ОУ на конкретной образовательной ступени; организационными формами, методами и технологиями для решения профессиональных задач в конкретном ОУ.
13. Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая; диалогическое сотрудничество.
14. Межпредметные связи: Музыкальная педагогика, Арт-дидактика, возрастная психология, педагогическая психология.
15. Ресурсы: Кабинет (ауд.213), телевизор, классная доска, ноутбук, программные продукты: медиа-презентации, учебники и учебно-методические пособия, программы обучения, цифровые образовательные ресурсы.
17. Краткое описание: Знакомство и практическое освоение навыков игры на щипковом народном удмуртском музыкальном инструменте Крезь. Развитие методического мастерства будущих бакалавров в процессе обучения младших школьников элементарному музицированию на инструментах детского музыкального оркестра.
19. Раздаточный материал: Шумовые инструменты детского оркестра (15)
20. Методика: контекстное обучение.
25. Оформление классной доски
23 ноября 2016 года Д/з………….
Элементарное музицирование на струнных щипковых инструментах: Крезь
От ритма – к мелодии. Воспроизведение и закрепление навыков игры на шумовых инструментах и методики научения элементарному метро-ритмическому музицированию детей.
Струнный калейдоскоп. Знакомство и практическое освоение навыков игры на щипковом народном удмуртском музыкальном инструменте Крезь.
3. Семь ступеней в мир ВИНИ-оркестра . Развитие методического мастерства будущих бакалавров в процессе обучения младших школьников элементарному музицированию на инструментах детского музыкального оркестра.
Понятийный аппарат
Щипковые музыкальные инструменты: балалайка, гитара, гусли, крезь.
Оркестр, дирижер, дирижерская палочка, скрипичный ключ:
Суть метода контектстного обучения
Особое внимание обращается на реализацию постепенного, поэтапного перехода студентов к базовым формам деятельности более высокого ранга: от учебной деятельности академического типа к квазипрофессиональной деятельности (деловые и дидактические игры) и, потом, к учебно-профессиональной деятельности Преподавание учебных дисциплин предлагается трактовать в контексте профессиональной деятельности.
Фрейм проблемы
Какова роль ВИНИ-оркестра в повышении общекультурного развития младших школьников ?
Крезевое музицирование обогащает духовные способности человека
Почувствовать, представить-сопоставить, догадаться, понять, исполнить, отрефлексировать.
*Задания на поиск примеров-коллективного музицирования детей в условиях стандартизированного образования.
1. (Развитие чувства ритма, влияет на согласованность био-ритма и темпа жизнедеятельности отдельного человека с ритмичностью и темпом учебно-воспитательного процесса, трудовой, профессиональной деятельности)
2. ( Мелодия – душа музыки. В душе каждого человека, на струнах его души звучит своя мелодия )
Представленный в экспозиции музыкальный инструмент изготовил в начале XX века житель деревни Старый Сентек Кузьма Башенин. На инструменте 23 струны.
Материал для изготовления крезя вымачивали в горячей воде несколько раз и сушили до трех лет, чтобы он звучал звонче. Приготовленные доски покрывали конопляным маслом, которое предварительно кипятили. Цвет получался желтым, в дерево не проникала влага. Темный цвет инструмент приобретал, как правило, в результате хранения и использования в родовом святилище куале при открытом огне.
В зависимости от назначения, крези имеют различные размеры и количество струн. Быдz`ым, или великий крезь, отличается большими размерами и большим количеством струн — более 20. Крезь был культовым музыкальным инструментом, который использовали во время общественных молений и обрядов.
На небольших крезях играли во время праздников и гуляний. По конструкции они примерно одинаковы: верхняя дека со струнами, имеющая полукруглый силуэт, и корпус — резонаторный ящик. Внутри корпуса, в большинстве случаев, установлено несколько резонаторных струн.
Первая серия проекта посвящена крезю – удмуртскому музыкальному инструменту.
Мелодия небесной росы. Крезь
Напев, мелодия – так с удмуртского переводится название струнного щипкового инструмента крезь. Он существовал в двух разновидностях: бытовой и культовый. Под аккомпанемент первого исполняли песни и танцы. Особое место в народном инструментарии занимает Быдz`ым или Великий крезь. Он звучал во время обрядов и общественных молений.
Впервые крезь как бытовой и культовый музыкальный инструмент был зафиксирован этнографом и финно-угроведом Юрье Вихманом еще в конце XIX века в Можгинском районе
Традиции использования цитровидных хордофонов у финно-угров восходят к древнеуральской языковой общности, не позднее III тыс. до н.э.
Фото: Кристина Берестова ©
Специалисты из центра Поветкина в Великом Новгороде проводят аналогию с хантыйским нарс-юхом или мансийским санквылтапом. Это струнные музыкальные инструменты ладьевидной формы. У этнографических инструментов идентичные кобылки
В разных культурах есть немало родственных крезю музыкальных инструментов. Некоторые схожи по конструкции, но отличаются по размеру и количеству струн. В коллекции Национального музея Удмуртии им. К. Герда можно увидеть крезь, который использовали для обучения в Центральной вотской школе с. Большой Карлыган Казанской губернии в начале XX века. Другая часть коллекции – культовые музыкальные инструменты – Бадz`ым крезь. В коллекции Нацмузея хранятся два таких крезя. Они сопровождали, как правило, языческие обряды.
Фото: Руслан Нуриахметов ©
Мы встречаем подробное описание у этнографа Макса Буха, жившего на рубеже XIX-XX веков. В его описании крезь изготовлен из тонких еловых досок и имеет полуовальную форму
Изготовление крезя во многом схоже с распространенным в Поволжье способом производства гуслей татар, чувашей и марийцев. Доски закаливали в горячей воде и сушили до трех лет. Струны делали из бараньих, овечьих, коровьих кишок, впоследствии из металла. Струны, числом от 14 и более, настраивались по диатоническому звукоряду и охватывали полторы, две, а иногда три октавы.
Научная реконструкция крезя была выполнена музыкантом, дирижером, заслуженным деятелем искусств Удмуртии Сергеем Кунгуровым во второй половине XX века. Еще во время учебы в музыкальном училище Ижевска и Петрозаводском филиале Ленинградской консерватории он знакомится с коллекцией традиционных музыкальных инструментов, которые хранились в Национальном музее республики им. К. Герда. Тогда и начинается его работа над первыми реконструкциями крезя. Всего Сергей Кунгуров изготовил десятки крезей, а также освоил инструмент как исполнитель. Он предложил открыть класс традиционных удмуртских инструментов на базе школы-интерната для особо одаренных детей. В Институте искусств и дизайна Удмуртского государственного университета также появился класс традиционной инструментальной музыки. Кунгуров стал заведующим кафедрой народных и традиционных инструментов.
Он отмечает, что за 21 год удалось систематизировать образовательный процесс и внедрить обучение на крезе, начиная с детского сада.
У нас преемственность: детские сады, школы, колледж. А в Петрозаводской консерватории открылся факультет финно-угорских народов. У нас образовался весь цикл. Воткинск стал самым крезевым городом
Еще один мастер по изготовлению крезей Сергей Вихарев трудится в с. Вавож. Свой первый инструмент он сделал по рисункам крезя, на котором играли более века назад.
Я читал книжки, не сам придумал конструкцию. Исследователь Макс Бух в конце XIX века ездил по Удмуртии и зарисовывал быт удмуртов. Там глава целая по музыкальным инструментам. Там есть крезь с описанием и кубыз. Я немножко доработал, получилось по-современному
Вавожский мастер сделал десятки крезей и других музыкальных инструментов. Осваивает разновидности – крезь-пикколо и бас. Он использует разные породы древесины, но для деки – исключительно ель.
Фото: Руслан Нуриахметов ©
Обрыв, расслоение земли – видно отложения глины, которым миллионы лет. Потом пришел образ, что это струны, это какой-то дух. Видя Байгурезь, у меня идея родилась, что это Дух горы, старец легендарный. И он играет – там же силуэт похож на гусли, на крезь. Буквально за неделю эта картина была сотворена
Читайте также: