Модель вируса бактериофага своими руками по биологии 5
БАКТЕРИОФАГИ КАК АЛЬТЕРНАТИВА АНТИБИОТИКАМ В ЛЕЧЕНИИ ИНФЕКЦИЙ
Бактериофаги — вирусы бактерий, естественные микроорганизмы, которые, размножаясь внутри бактериальной клетки, ведут к ее быстрой гибели.
Из истории открытия
Интересный факт: при нанесении бактериофага на влажные слизистые он за 20 минут очищает их от определенного вида бактерий, например от стафилококка. Так быстро не работает ни один антибиотик.
Действие бактериофагов отличается от действия антибиотиков:
- Для определенного вида бактерий существует свой определенный бактериофаг. Но стоит отметить, что не ко всем бактериям есть бактериофаги (это основной недостаток этих препаратов). Для решения вопроса, какую терапию выбрать для лечения инфекции, врач должен сначала взять материал для посева на флору с точным определением вида возбудителя и только после получения анализа на чувствительность микроорганизма к бактериофагам выбрать препарат.
- Бактериофаги не действуют на нормофлору (нормальные бактерии), поэтому лечение бактериофагами экологично и не требует коррекции нормофлоры.
- Бактериофаги не влияют на организм человека, поскольку не способны проникнуть в клетки человека. Поэтому бактериофаги не токсичны и не вызывают побочных эффектов.
- После уничтожения патогена элиминируются (самовыводятся) из организма.
- Бактериофаги просты в применении: большинство их производится в жидком виде. Доступно наружное орошение при местном применении, полоскании, в виде микроклизм при кишечных инфекциях. Но действуют бактериофаги только местно, то есть именно там, где вы их применяете при полоскании, орошении и закапывании. В отличие от антибиотиков, которые при приеме внутрь распределяются по организму и действуют во всех органах и тканях.
- Бактериофаги стимулируют местный иммунитет, так как частицы уничтоженных бактерий побуждают иммунную систему к выработке специфических антител. Из-за этого свойства бактериофаги являются препаратом выбора в лечении бактерионосительства (например, стафилококконосительства) и хронических форм бактериальных инфекций.
- Сочетаются с другими препаратами, в том числе с антибиотиками. Их совместное применение ведет к быстрому выздоровлению от бактериальной инфекции.
- По совокупности описанных свойств бактериофаги применимы как основной препарат для лечения бактериальных инфекций у беременных, детей с рождения и людей пожилого возраста, а также в тех случаях, когда имеется полирезистентность микроорганизма к антибиотикам.
В лаборатории KDL предлагается 2 варианта посевов на флору с определением чувствительности выделенной культуры микроорганизма к препаратам бактериофагов и разным наборам антибиотиков в зависимости от ситуации пациента (выбирает врач), например:
Какие инфекции можно лечить бактериофагами:
- кожные, ожоговые и раневые инфекции;
- инфекции ЛОР органов;
- инфекции урогенитального тракта;
- отдельные инфекции желудочно-кишечного тракта.
Возбудителями этих инфекций могут быть такие бактерии, как золотистый стафилококк, синегнойная палочка, патогенные формы кишечной палочки, сальмонеллы, стрептококки.
В Новосибирском научном центре технологии персонализированного лечения бактериофагами в большой коллекции бактериофагов есть уникальные штаммы, способные бороться с недавно появившимися и уже получившими широкое распространение возбудителями больничных инфекций, такими как грамотрицательные бактерии Acinetobacter baumanii, Stenotrophomonas maltophilia и др.
Последние годы ознаменовались широкими исследованиями бактериофагов из-за нарастающей проблемы антибиотикорезистентности микроорганизмов, которые находят всё новые применения не только в терапии и профилактике, но и в биотехнологиях. Их очевидным практическим результатом должно стать возникновение нового мощного направления персонализированной медицины, а также создание целого спектра технологий в пищевой промышленности, ветеринарии, сельском хозяйстве и в производстве современных материалов. Мы ждем, что второе столетие исследований бактериофагов принесет не меньше открытий, чем первое.
Вирусы бактерий. Бактериофаги. Классификация бактериофагов. Морфология бактериофагов. Типы бактериофагов.
Бактериофаги [от бактерии, + греч. phagein, поедать] — группа вирусов, паразитирующих в бактериальных клетках. Вирусы, вызывающие гибель инфицированных бактерий, известны как литические бактериофаги. Размножение и выход дочерних популяций вируса из бактерии сопровождается её гибелью и разрушением (лизисом). Бактериофаги широко распространены в природе — их выделяют из воды, почвы, организмов различных животных и человека. Принципы классификации бактериофагов аналогичны подходам к систематике вирусов вообще.
В основу классификации положены антигенная структура, морфология фагов, спектр действия, химический состав и др. Большинство фагов относится к ДНК-содержащим вирусам с нуклео-капсидом, организованным по принципу смешанной симметрии. По спектру действия выделяют типовые фаги (Т-фаги), лизирующие бактерии отдельных типов внутри вида, моновалентные фаги, лизирующие бактерии одного вида, и поливалентные фаги, лизирующие бактерии нескольких видов. Бактериофаги устойчивы к различным физическим и химическим воздействиям. Большинство из них без вреда переносит высокие температуры (50-70 °С), действие дезинфектаитов (за исключением кислот и формалина), прямой солнечный свет и УФ-облучение в низких дозах. Бактериофаги проявляют иммуногенные свойства, вызывая синтез специфических AT.
Рис. 5-10. Фаг Т4 кишечной палочки до контакта с бактерией (А) и в момент введения фаговой ДНК (Б).
Морфология бактериофагов. Типы бактериофагов
Строение бактериофагов наиболее полно охарактеризовано на основе изучения Т-фагов кишечной палочки (рис. 5-10). Внешне большинство бактериофагов напоминают сперматозоиды или головастиков, но среди них встречают и другие формы, на основании которых выделяют пять основных типов бактериофагов.
• К типу I бактериофагов относят ДНК-содержащие нитевидные фаги, лизирующие бактерии, содержащие F-плазмиды.
• Фаги типа II представлены головкой и рудиментом хвоста. Геном большинства из них образован молекулой РНК и лишь у фага jc-174 — однонитевой ДНК.
• Бактериофаги типа III имеют короткий хвост (например, Т-фаги 3 и 7).
• К типу IV относят фаги с несокращаюшимся хвостом и двухнитевой ДНК (например, Т-фаги 1 и 5).
• Фаги типа V имеют ДНК-геном, сокращающийся чехол хвоста, который заканчивается базаль-ной пластиной (например, Т-фаги 2 или 4).
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Есть живые организмы, которые не имеют клеточного строения- это вирусы. Часто у вирусов годами нельзя обнаружить никаких признаков жизни. Они возникают тогда, когда вирус попадает в достаточно восприимчивую клетку и заражает её. Сегодня мы изучаем тему: (запись темы)
- Выступает ученик 10 А класса Никитенко Кирилл. Он расскажет об истории открытия вирусов.
Выступление 5 минут.
Учитель: Прослушав выступление об истории открытия вируса, ответьте на вопрос: когда и кем был открыт вирус?
Работа в тетради: вирусы открыты в 1892г. Ивановским Д.И., который стал основателем биологической дисциплины- вирусологии.
Вирусы- неклеточные формы жизни. Они являются паразитами, могут функционировать только внутри одно- или многоклеточных организмов. Их невозможно, в отличии от клеток выращивать на искусственных питательных средах, вирусы имеют чрезвычайно малые размеры, проходят через бактериофильтры.
Капсид- белковая оболочка вируса.
Каждый вирус является частичный ДНК или РНК, заключенный в белковую оболочку капсид.
На доске вывешана таблица о вирусах.
- Проникновение вируса в клетку предшествует связывание его с особым белком-рецептором, находящемся на поверхности клетки.
- Собственно размножение вируса выражается в редупликации вирусного генома с помощью соответствующих ферментов, закодированных в геноме вируса.
- Синтез вирусных белков и самосборка капсида.
- Вновь образовавшиеся вирусные частицы покидают клетку, при этом поражают другие клетки.
Демонстрация таблицы: типы вирусной инфекции.
- Выступление учащихся о вирусных заболеваниях. Выступления по 5 минут.
- Корь- выступает 1 ученик.
- Краснуха- выступает 2 ученик.
- Оспа- выступает 3 ученик.
- Бешенство- выступает 4 ученик
- Энцефалит- выступает 5 ученик.
- СПИД- выступает 6 ученик.
Демонстрация таблицы №2.
Для получения информации о вирусных заболеваниях, учащиеся использовали дополнительную литературу (медицинская энциклопедия, справочники врача).
- Итоги урока: выставляются отметки выступающим и художнику.
Тестовые задания собираются для проверки.
- Стихотворение о вирусах и тайнах третьего царства. Читают два ученика.
Стихотворение о вирусах или тайны третьего царства:
Когда-то, миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невиданных существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Все хорошо! Но, видимо, Природа
Иль просчиталась где, иль что недоучла,
Но в этой распрекрасной бочке меда
И ложку дегтя нам преподнесла!
Иль существа, а может, вещества
Об этом долгий спор не утихает,
Но вирусы- и все об этом знают
Среди других живут и процветают
Печальная реальность такова!
Грозит нам СПИД- себя как уберечь?!
И птичий грипп откуда-то вдруг взялся!
Как сделать, чтобы затупился меч,
А щит непробиваемым остался!
Оглянемся назад!
Природа словно в прятки
Играет с человеческой судьбой
И любит нам загадывать загадки
Одну сложней загадку за другой!
Как будто бы на прочность испытанье
Проходит у Природы род людской,
И рассыпает щедрою рукой
Она на человечество страданья.
И наблюдает, не спуская глаз,
А выживет ли он на этот раз?!
Но выжил, победил чуму и оспу,
Холеру и дифтерию победил,
И жизни нить достойно утвердил,
Хоть было это и совсем, совсем не просто!
Столетьями, приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире
Обязаны, ее не покорять,
А лишь познаний горизонты шире
В сотрудничестве с нею раздвигать!
Перед нами нынче XXI век,
Свои проблемы и свои невзгоды.
Пусть будет мудр и славен человек
Разумное творение Природы!
Задание: из перечня 1- 17 выберите правильные ответы на вопросы и зашифруйте их:
Препараты на основе бактериофагов способны оказывать эффективную помощь при профилактике и борьбе с распространенными инфекциями без вреда организму. Мы попытаемся доходчиво объяснить, что такое бактериофаги, как они устроены и чем полезны для человека.
Мы будем очень рады, если вы процитируете наш материал, но обязательно укажите активную ссылку на него. Спасибо!
Препараты на основе бактериофагов способны оказывать эффективную помощь при профилактике и борьбе с распространенными инфекциями без вреда организму. Мы попытаемся доходчиво объяснить, что такое бактериофаги, как они устроены и чем полезны для человека.
Мы будем очень рады, если вы процитируете наш материал, но обязательно укажите активную ссылку на него. Спасибо!
В 1928 году британский бактериолог Александр Флеминг вернулся из отпуска в Шотландии в свою лабораторию в Лондоне и обнаружил, как в одной из чашек Петри бурно разрослась колония плесневых грибов (Penicillium notatum). С выделением пенициллина началась эра антибиотиков.
С тех пор антибиотики спасли миллионы жизней по всей планете. Флеминг также обнаружил, что бактерии обладали устойчивостью к антибиотикам, если действовали малым количеством пенициллина, либо если антибиотик употреблялся слишком короткое время.
Алмрот Райт предсказал устойчивость к антибиотикам еще до того, когда это было обнаружено экспериментально. Бактериальная резистентность — явление естественное по своей природе, а потому неизбежное.
Вот уже более десятка лет Всемирная организация здравоохранения, Центр по контролю заболеваний в США, многие крупные эксперты в России открыто признают, что мы вступили в так называемую пост антибиотиковую эру.
Например, в 2015 году в Китае была выявлена бактерия с новой мутацией в генах MCR-1, устойчивая к наиболее важному антибиотику в медицине - колистину, применяемому лишь в крайних случаях. Скорее всего, она появилась после того, как препарат начали активно использовать на животноводческих фермах. Ничего не мешает ей распространяться по миру и увеличивать спектр неизлечимых инфекций.
В 2016 году в США зафиксирован случай заражения человека одной из разновидностей энтеробактерий. Штамп оказался устойчивым к воздействию тетрациклина, колистина, ко всем до единого из 26 видов антибиотиков, представленных на рынке. Женщину так и не удалось спасти.
Ученые по всему миру продолжают изучать явление резистентности в надежде минимизировать угрозы. Однако одной из самых подходящих альтернатив можно назвать препараты (комбинированные или моно) на основе бактериофагов.
Бактериофаги являются важнейшим компонентом нашей продукции и помогают при профилактике бактериальных заболеваний и борьбе с ними. Название звучит непривычно и немного непонятно. На самом деле, с бактериофагами люди знакомы уже более ста лет.
Они являются самым распространенным биологическим объектом на Земле.
Второе открытие было сделано во время исследования вспышки дизентерии среди французских солдат во время Первой мировой войны. При изучении лизиса (разрушения клетки под действием собственных или чужеродных ферментов) бактериальных культур.
Ученый обратил внимание, что какое-то существо, невидимое в обычный микроскоп, разрушает выращенные им культуры бактерий. Микробиологу удалось настроить его размножение: бактерии, зараженные им, погибали, а количество агента увеличивалось.
В 1919 году ученый успешно вылечил бактериофагами первых пациентов. Он описал случай успешного лечения дизентерии с использованием фагов, доказав, что они обеспечивают выздоровление больного организма. Были проведены и первые опыты по применению фагов при раневых инфекциях, холере, тифе и даже бубонной чуме. Успех выглядел вполне убедительно.
Хотя в государствах Восточной Европы, таких как СССР, применение бактериофагов в терапии продолжилось, чему способствовало основание в 1934 году Института Бактериофага в Тбилиси Георгием Элиавой совместно с Феликсом Д'Эреллем.
В мире интерес к фаговой терапии возобновился только в 1980-е годы, когда эффективность лечения антибиотиками значительно снизилась, а бактерии стали более устойчивы к лекарствам. Сейчас исследования в этой области активно ведутся по всему миру.
Коммуникативный педагогический тренинг: способы взаимодействия с разными категориями учащихся
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Цель: изучить строение вирусов их многообразие и значение.
Задачи урока:
Образовательная: выявить особенности строения и жизнедеятельности вирусов;
продолжить формирование эволюционных представлений о развитии органического мира и появлении неклеточных форм жизни.
Развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в учебнике, дополнительной литературе, сравнивать и обобщать, делать выводы, раскрывать причинно-следственные связи; стимулировать развитие познавательного интереса.
Воспитательная: подчеркнуть роль открытий М.Бейеринка и Д.И.Ивановского для дальнейшего развития микробиологии.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: репродуктивные, частично-поисковые, проблемные, групповое обучение.
1. Проверка домашнего задания. Выполнение теста.
2. Открытие вирусов. Вирусология.
3. Строение вирусов. Фаги
4. Проникновение вирусов и фагов в клетки хозяина, их цикл развития.
5. Многообразие вирусов, их значение
7 Характерные особенности вирусов
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Выбор смайлика, соответствующего настроению и ожиданиям на уроке. Деление класса на 4 группы. Критерии оценивания.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята проверяют свои работы. Выставляют оценки в оценочный лист.
3. Изучение нового материала.
Работая в группах, сообща определяют тему урока.
Для того чтобы узнать тему урока, необходимо ответить на вопросы кроссворда. (кроссворд на доске).
5 РИБОСОМЫ
6 ПРОКАРИОТЫ
1. Учёный, сформулировавший клеточную теорию.
2. Учёный, доказавший, что клетки размножаются делением.
3. Что Б.Броун обнаружил в клетках.
4.Учёный, обнаруживший в среде пробки клетки.
5. Немембранные органоиды, которые есть у прокариотических и эукариотических клеток.
6. Как называются безъядерные организмы.
Какое слово получилось в центре кроссворда. (Вирусы)
Вирусы – это тема урока.
( учащиеся формулируют цели урока, учитель корректирует)
На рубеже XIX-XX веков было обнаружено, что существует целый ряд болезней растений, животных и грибов, бактерий, возбудителей которых обнаружить не удавалось. Возбудители явно имели неклеточную природу.
Проблемный вопрос. Вирус – кто или что, существо или вещество?
Задание 1 группе. История открытии ВТМ (вируса табачной мозаики).
(Дать краткое описание или готовят постер)
Вирусология – это наука о вирусах и фагах. Вирусы и фаги относятся к Царству -Vira, Империи - неклеточные организмы. Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии.
Задание 2 группе. Строение вирусов. Фаги.
Вирусы имеют размеры от 20 до 300 нм. Они, различимы в электронный микроскоп. Самые крупные до 700 нм. Формы вирусов разнообразны, часто зависят от клеток, в которые они проникают.
Вирусы и бактериофаги имеют простое строение: например, вирус табачной мозаики состоит из РНК, заключённой в белковую оболочку (капсид).
Бактериофаг состоит из головки (внутри которой ДНК), хвоста и хвостовых нитей.
ДНК, РНК могут состоять из одной или двух цепей. А в оболочке вирусов встречаются не только белки, но и углеводы, липиды.
Вирусы существуют в двух формах:
1. Внеклеточная (покоящаяся) называется вирион.
Задание 4 группе. Многообразие вирусов и их значение.
больше всего вирусов у животных – 500 видов; у растений – 300 видов, вирусы вызывают инфекционные заболевания, опухоли – 50 видов вирусов, человек использует фаги для борьбы с болезнетворными бактериями, другие – в генной инженерии.
Многие вирусные заболевания известны науке с античных времён. Ещё Гиппократ в 412 году до н.э. описывал симптомы гриппа; 3500 тыс. лет назад полиомиелит поражал детей древнего Египта, в рукописях Х в. до н.э. описаны симптомы оспы.
Вирусы могут передаваться воздушно-капельным путём (грипп). При помощи переносчиков, например: клещами передаётся энцефалит, собаками – бешенство, через кровь – гепатит, СПИД.
Вирусы вызывают разные заболевания у разных организмов.
полиомиелит, оспа, гепатит грипп, спид
СПИД – это заболевание называют чумой 20 века. Оно было обнаружено в США в 1981 г. Вызывается это заболевание вирусом ВИЧ. Заражение происходит при половых контактах при использовании грязных игл со шприцами, через заражённую донорскую кровь, от беременной матери к ребёнку. Бытовым путём СПИд не передаётся (через посуду, рукопожатия, вещи). ВИЧ приводит к разрушению иммунитета человека.
1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. (используя презентацию сообщить о многообразие вирусов)
5. Физ. минутка
6. Характерные особенности вирусов.
1 группа выявляет характерные особенности сходство с живыми организмами
2 и 3 группа выявляет характерные особенности отличие от живых организмов
4 группа выявляет характерные особенности специфические черты вирусов.
После обсуждения заполняем таблицу.
Характерные особенности вирусов.
4.Приспособляемость к меняющимся условиям окружающей среды.
1.Во внешней среде не проявляют свойств живого и имеют форму кристаллов.
2. Не потребляют пищи.
3. Не вырабатывают энергию.
5. Нет обмена веществ.
6. Имеют неклеточное строение.
1. Очень маленькие размеры.
2. Простота организации (нуклеиновая кислота и белки)
3. Занимают пограничное положение между неживой и живой материей.
IV . Закрепление.
Обобщив полученные знания, учитель возвращается к проблемному вопросу. Вирус – кто или что, существо или вещество? Живое или неживое?
Выслушав ответы, формулируют выводы.
Вирус — это балансирующая на грани живой и неживой природы дремлющая искра жизни. Это особая форма существования материи.
Вне организма хозяина – вирион
В клетке хозяина – нуклеиновая кислота
1.Вирусы относятся к прокариотам
2. В сводном состоянии вирусы находятся в форме вириона.
3. Вирусы имеют ядро, в котором содержатся нуклеиновые кислоты.
4. Вирусы не имеют клеточного строения.
5. Вирион состоит из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и капсида.
6. Вирусы растут и размножаются половым путем.
7. Вирусы – клеточные паразиты.
8. СПИД передается половым путем.
Меняются тестами для взаимной проверки. Проверка теста, используя ключ на доске.
VI . Рефлексия. Смена смайлика по настроению и сбывшимся или несбывшимся ожиданиям.
VII. Подведение итога урока. В группе по оценочному листу считают сумму набранных баллов за урок каждого ученика, и выставляет оценку. В итоге все ученики получают оценку и выставляют ее в дневник.
3. Об эпидемиях вирусных заболеваний расскажет историк.
Историк.
На планете очень часто происходили и происходят эпидемии.
Так оспа охватывала на протяжении веков страны Азии, Европы, Америки. Эпидемии повторялись каждые 5-10 лет.
Многие тысячи людей были жертвами жёлтой лихорадки. В 1801 году армия Наполеона потерпела поражение на острове Гаити, так как солдаты заболевали и умирали от жёлтой лихорадки.
В 30-х года ХХ века в Сибири и на Дальнем Востоке появилось новое заболевание клещевой энцефалит. Смертность составляла от 4 до 50 %.
В Древнем Египте встречалось опаснейшее заболевание полиомиелит, дошедшее до сегодняшних дней. В середине ХХ века эпидемия распространилась в Европе, Америке, особенно США. Инвалидами стали 300 тыс. человек. Даже президент Франклин Рузвельт переболел полиомиелитом.
В современном мире угроза эпидемий исходит от таких заболеваний, как СПИД, птичий грипп, атипичная пневмония.
4. О способах борьбы с вирусами, проблемах вирусологии расскажет эпидемиолог.
Эпидемиолог.
Дженнер заметил, что люди, переболевшие в лёгкой форме коровьей оспой, чёрной оспой не болели. И он привил на плечё восьмилетнего мальчика коровью оспу. На плече остался небольшой рубец. А затем – натуральную оспу. Ребёнок остался здоров.
( слайд 13)Так появилась вакцина – культура ослабленных или убитых возбудителей болезней. Благодаря вакцинам многие болезни удалось локализовать. Вакцину получали от заражённых животных. Сейчас всё больше используют метод клеточных культур.
Проблемы создания вакцины заключаются в том, что вирусы быстро мутируют, могут находиться в клетке и не проявлять свои свойства. Часто возникают всё новые вирусы, в которых соединяются геномы вирусов разных организмов. Например, птичий грипп, атипичная пневмония, состоят из геномов вирусов человека и животных.
Поэтому задача современных вирусологов состоит в более глубоком изучении вирусов и профилактике вирусных инфекций.
Беседа.
Сегодня учащиеся познакомились с вирусами, их строением, заболеваниями, которые они вызывают. Одно из опаснейших на сегодня заболеваний – это СПИД. Выяснить отношение ребят к человеку, другу, знакомому, однокласснику, родственнику, если бы узнали, что он заражён ВИЧ?
6.Закрепление.
Учащиеся познакомились с вирусами и бактериофагами. Используя учебник и рассказ одноклассников, рассказывают, что узнали о них, и составляют опорный конспект.
( слайд 14)Опорный конспект, который дополняют учащиеся
(наука о внеклеточных формах жизни))
Д.И. Ивановский Ф. де Эрелль
из ДНК или РНК заключённых в белковую оболочку – капсид
вызывают болезни
грипп, оспа, полиомиелит, ветрянка, бешенство, гепатит, СПИД.
(записать конспект в тетрадь, в это время раздать тесты)
I вариант
1. Какое заболевание приводит к потере человеком иммунитета:
2. К неклеточным формам жизни относят:
3. Вирусы открыл:
в) Д.И. Ивановский
4. Наука о внеклеточных формах жизни:
5. Признаки жизнедеятельности вне клеток других организмов не проявляется у:
II вариант
1. Функционируют только в клетке другого организма.
2.Вирус нарушает функционирование клетки хозяина, так как
а) разрушает клеточную оболочку
б) клетка теряет способность к редупликации
в) разрушает митохондрии в клетке хозяина
г) его ДНК встраивает в ДНК клетки хозяина и осуществляет синтез собственных молекул белка.
3. Проявляют жизнедеятельность только в клетках других организмов:
в) одноклеточные грибы
г) бактерии гниения
4. Не имеют клеточного строения
5. У ВИЧ – инфицированных и заболевших СПИДом людей:
а) быстрее, чем у здоровых, происходит свёртывание крови
б) вырабатывается невосприимчивость к инфекциям
в) разрушатся иммунная система организма
г) увеличивается число эритроцитов в крови.
7. Итог урока
Меняются тестами для взаимной проверки. Проверка теста, используя ключ на доске.
Поднимают руки, кто правильно ответил на 5.4.3.2 вопроса.
(Результаты занести в таблицу).
Объявить результаты проверки домашней работы.
Смена смайлика по настроению и сбывшимся или несбывшимся ожиданиям.
Читайте также: