Модель днк своими руками
В первом положении хроматиды расположены одна над другой, поэтому хромосомы выглядят однохроматидными. При смещении деталей по леске относительно друг друга получаются двухроматидные хромосомы. При этом необходимо уточнить, что увеличивается число ДНК, а не хромосом, т.е. 2n2c>2n4c. Именно такая клетка приступает к делению.
Первая фаза митоза – профаза – характеризуется спирализацией хромосом, расхождением клеточного центра к полюсам клетки и разрушением ядерной оболочки. Охарактеризовать этот процесс не сложно с помощью рисунков учебника и других наглядных пособий. Детям труднее представить, что такое метафазная пластинка, веретено деления, как сохраняется число хромосом при расхождении их к полюсам клетки. Это наглядно демонстрирует модель деления клетки. Модель митоза состоит из трёх частей (рис. 3, 5, 6). На рисунке 3 изображена вторая фаза митоза – метафаза. Она показывает расположение хромосом в экваториальной плоскости клетки в один слой (метафазная пластинка) и прикрепление нитей веретена деления к центромерам хромосом (по две нити к каждой хромосоме). Хромосомы оказываются подвешенными на двух нитях от противоположных полюсов клетки. Эта структура и называется веретено деления. Укорачивание нитей (протаскивание их через отверстия) приводит к разделению хромосом и расхождению хроматид (рис. 4). Так осуществляется анафаза.
Кариокинез завершается формированием ядерной оболочки и деспирализацией хромосом, т.е. наступает ранняя телофаза (рис. 5). После формирования клеточной пластинки и разделения цитоплазмы (цитокинез) деление завершается образованием дочерних клеток. Это последняя фаза митоза – телофаза (рис.6).
Сравнивая первую и третью детали модели (рис. 1 и 5), дети сами могут сделать вывод о биологической роли митоза как процесса деления клетки, в результате которого сохраняется наследственный материал.
При изучении темы “Мейоз” ученикам необходимо напомнить, как происходит интерфазное удвоение ДНК (рис.1 и 2), так как в мейоз вступает клетка 2n4c. Модель мейоза состоит из 10 частей (рис. 7, 8, 10, 12, 13, 15). В первом делении мейоза особое внимание уделяется профазе. Происходящие в этой фазе коньюгация (рис. 7) и кроссинговер (рис. 8 и 9) приводят к образованию комбинированных хромосом, следовательно, проявлению у организмов комбинативной изменчивости. Процесс кроссинговера ещё раз будет рассмотрен в теме “Сцепленное наследование” (генетика) и “Наследственная изменчивость”.
В метафазе первого деления (I) мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости клетки, но, в отличие от митоза, в два ряда (рис. 10).
Нити веретена деления прикрепляются по одной от каждого полюса к хромосомам, поэтому в анафазе первого деления (I) к полюсам расходятся двухроматидные хромосомы, а число хромосом уменьшается вдвое (рис. 11). В результате в телофазе первого деления (I) образуются две клетки n2c (рис. 12).
Второе деление мейоза очень похоже на митотическое деление. Профаза II происходит быстро, наступает метафаза II (рис.13) и анафаза II (рис.14). И так как ко второму делению приступают две клетки n2c, то в телофазе II образуется 4 гаплоидные клетки nc (рис.15).
Все части комплекта демонстрируются последовательно, по мере изучения материала и вывешиваются на доску. При изучении мейоза необходимо демонстрировать и модель митоза, чтобы учащиеся могли сравнить оба процесса.
Модель деления клетки помогает учащимся лучше понять закон чистоты гамет и цитологические основы моногибридного и дигибридного скрещивания в теме “Генетика”. Для этого на хромосомы схемы метафазы второго деления (рис. 10) крепятся буквенные символы генов: доминантный аллель А и рецессивный аллель а – при моногибридном скрещивании или Аа и Вв – при дигибридном. При этом расположение хромосом в метафазе II может быть разным (рис. 16 и 18). Если хромосомы расположены как на рисунке 16, то в одну клетку попадут гены А и В, а во вторую – а и в (рис. 17).
Если в метафазе II хромосомы будут расположены как на рисунке 18, то в одну клетку попадут гены А и в, а во вторую – а и В (рис. 19).
Такое расположение хромосом в меойзе равновероятно, поэтому у дигетерозигот с равной вероятностью могут образоваться четыре типа гамет: АВ, Ав, аВ и ав.
Таким же образом можно демонстрировать закон сцепленного наследования, только гены А и В (А и в) расположены в одной из гомологичных хромосом, а а и в (а и В) – в другой. Ученики видят, как гены, образующие группу сцепления, попадают в одну гамету (рис. 20 и 21).
Может быть, кто-то скажет, что в наш век компьютерных технологий процесс деления клетки можно смоделировать с помощью компьютера и мультимедиа. Но в условиях недостаточного обеспечения сельской школы компьютерами динамичная модель процесса деления клетки помогает мне более доступно объяснять сложные темы, а ученикам – лучше их понимать.
20-10-2016, 16:10
Science
9 770
0
Вы хотите сделать свою собственную модель ДНК - основного структурного элемента жизни? Тогда выпустите на волю своего внутреннего творца и создайте модель ДНК из полимерной глины или проволоки с бусинками, чтобы у вас получилась модель, которая обязательно займет первое место на любой научной выставке.
Метод 1 из 2: Создание модели из глины
- Если вы планируете экспонировать вашу модель на выставке, подготовьте подставку, на которую вы сможете поставить ее. Это может быть небольшая деревянная доска со стержнем, выходящим из ее центра, к которому будет крепиться нить ДНК.
- После того как вы закончите формовать полимерную глину, вам нужно будет запечь ее, поэтому убедитесь, что у вас есть также духовка в рабочем состоянии.
- Чтобы обеспечить дополнительную поддержку для модели ДНК, вы можете использовать в ней гибкую проволоку.
- Чтобы добавить дополнительную устойчивость модели, можно обернуть глину вокруг двух длинных кусков гибкой проволоки.
- Вы можете свободно изменять размер нити вашей модели ДНК, чтобы она соответствовала всем вашим требованиям. Для того, чтобы создать более короткую модель, просто уменьшите размер нитей двойной спирали.
- Раскатайте глину выбранного для фосфатных групп цвета до тех пор, пока она не станет плоской. Нарежьте полоски глины длиной и шириной по полтора сантиметра.
- Начиная с нижней части длинных полосок двойной спирали, оборачивайте вокруг нити куски плоской фосфатной глины.
- Убедитесь, что они хорошо вдавлены в нить спирали и не отпадут.
- Пропускайте между кусками фосфатной глиной на нити по полтора сантиметра пустого места. Пустое пространство в нитях двойной спирали представляет собой группы сахаров.
- Продолжайте чередовать глину сахаров и фосфатов на расстоянии полтора сантиметра друг от друга, пока вы не заполните обе нити двойной спирали.
- Скатайте глину каждого цвета в куски по полтора сантиметра длиной и полсантиметра шириной. Используйте нож, чтобы отрезать края и придать поверхности гладкость.
- Подсчитайте количество созданных вами групп сахаров на нити двойной спирали. Это - количество пар азотистых оснований, которое вам нужно будет сделать.
- Распределите ваши цвета попарно на соответствующие группы. Цитозин и гуанин всегда должны находиться вместе (в любом порядке), так же как и тимин с аденином.
- Если вы хотите дать вашим азотистым основаниям большую устойчивость, нарежьте кусочки гибкой проволоки длиной около двух с половиной сантиметров и используйте их как центральные части глиняных оснований.
- Объединяйте пары цветов, защипывая края ваших полуторасантиметровых кусочков. Как только цветные кусочки будут соединены посередине, аккуратно скатайте их в один гладкий цельный кусок глины.
- Начинайте с первой группы на двойной спирали. Используйте маленькие кусочки глины размером с горошину того же цвета, что и группа сахара.
- Прикрепите одно из азотистых оснований к сахару с использованием небольшого кусочка глины. Защипните кусочки глин и разгладьте края, скатав их пальцами.
- Легче всего будет прикрепить все кусочки азотистых оснований на одной стороне только одной из нитей двойной спирали. Затем, когда из одной нити двойной спирали будут выходить все 2,5-сантиметровые основания, прикрепите вторую нить к противоположной стороне.
- Убедитесь, что все детали прочно скреплены. Если вы вдели в ваши азотистые основания в проволоку, то вы можете воткнуть концы проволоки в нити двойной спирали, чтобы лучше закрепить их.
Изогните двойную спираль. Чтобы придать вашей модели ДНК классическую спиральную форму, удерживайте вашу двойную спираль за оба конца и поверните их против часовой стрелки.
- Если у вас есть вощеная бумага, запекайте модель на ней, чтобы модель не прилипла к противню.
- Всегда давайте модели остыть, перед тем как вытаскивать ее, иначе можно обжечься.
Выставьте вашу модель на обозрение. Как только модель запечется и остынет, продемонстрируйте плоды своего труда! Повесьте ее на потолок с помощью лески, или прикрепите ее к деревянной подставке.
Метод 2 из 2: Создание модели из проволоки и бусин
- Если вы хотите повысить уровень качества своей модели, ту для прочного присоединения деталей друг к другу вы можете использовать паяльник.
- Вы можете использовать любые бусинки, однако стеклянные бусины придадут модели более красивый вид. Если хотите, вы можете добавить бисер в качестве разделителя между большими бусинами.
- Чтобы соответствовать желаемому размеру модели, вам необходимы будут бусинки в достаточном количестве минимум шести цветов.
- Если вы собираетесь выставить вашу модель на обозрение, то сделайте подставку из дерева, к которой можно будет прикрепить вашу модель.
- Выберите бусины двух цветов и прикрепите по одной на каждый конец проволоки. Проденьте проволоку сквозь бусину второй раз, создав петлю на концевой части проволоки. Это предотвратит соскальзывание бусинок.
- Попеременно прикрепляйте бусины двух цветов на проволоку. Два цвета представляют сахар и фосфатные групп, которые образуют длинную часть двойной спирали.
- Вы можете вдевать одну или много бусин каждого цвета, однако проверьте, чтобы у на проволоке у вас было одинаковое количество бусин каждого цвета из двух.
- Сделайте то же самое для второго куска проволоки для двойной спирали, внимательно следя за тем, чтобы цвета двух бусинок (сахар и фосфаты) на двух лежащих рядом проволочных нитях совпадали.
- Оставьте сверху проволоки 2,5 см незаполненного пространства, чтобы вы смогли прикрепить "перекладины лестницы" в зазоры между бусинами.
- Оберните концы одного куска проволоки вокруг нити двойной спирали у бусины сахара. Сделайте это для всех кусков проволоки, чтобы у вас получилась полная нить двойной спирали с торчащими из нее кусками проволоки.
- Если вы хотите сделать более декоративную и прочную модель ДНК, воспользуйтесь паяльником, чтобы припаять кусочки проволоки к нити двойной спирали.
- Чтобы заполнить каждый мелкий кусок проволоки, вам скорее всего понадобится много бусинок, поэтому прикрепляя бусинки к проволоке, выбирайте их равные количества, относящихся к каждому азотистому основанию.
- Убедитесь, что вы соблюдаете группировку пар бусинок. Всегда нанизывайте цитозин и гуанин вместе, как и тимин с аденином. Однако вы можете размещать их в любом порядке и делать одних пар больше, чем других.
Нанизайте ваши азотистые основания. Как только вы разделите все ваши бусины, разместите их на проволочных ответвлениях, которые выходят из нити двойной спирали. Обязательно оставьте 1,5 сантиметра на конце проволоки для прикрепления ее к другой нити двойной спирали.
- Вы можете обернуть кусочки проволоки вокруг двойной спирали с помощью тонкогубцев. Прикрепите эти мелкие кусочки проволоки в том же месте, где вы сделали это для противоположной нити двойной спирали.
- Если можете, воспользуйтесь паяльником, чтобы спаять между собой последние кусочки проволоки, при этом модель получится более гладкой на вид.
Запечатайте концы модели. Чтобы бусинки не выпадали из модели, закрутите проволоку на каждом конце нитей двойной спирали в петлю. Вы также можете запаять проволоку в форме узлов, чтобы предотвратить рассыпание бусин.
Изогните двойную спираль. Чтобы создать классическую спиральную форму нити ДНК, возьмите ее за концы и аккуратно проверните против часовой стрелки.
Выставьте вашу модель на обозрение. Как только вы добавите все последние штрихи, ваша модель завершена! Повесьте ее на подвесном приспособлении или на потолке, или прикрепите ее к деревянной подставке, использовав немного проволоки или клея. Покажите всем дело ваших рук!
Создание модели ДНК - отличный способ больше узнать о том, каким образом эта замечательная молекула образует наши гены. Используя обычные бытовые материалы, вы сможете сделать собственную модель, в которой будут сочетаться ваши знания в области науки и умение мастерить, а в итоге вы получите отличный проект.
Метод 1 из 3: Создание модели из конфет
- 1 Выберите сорт конфет. Чтобы сделать боковые нити из сахара и групп фосфатов, используйте полые полоски черной и красной лакрицы. В качестве азотистых оснований возьмите конфеты "мармеладные мишки" четырех разных цветов.
- Какие конфеты бы вы ни использовали, они должны быть достаточно мягкими, чтобы их можно было проткнуть зубочисткой.
- Если у вас под рукой есть цветной зефир, он будет прекрасной альтернативой мармеладным мишкам.
- 2 Приготовьте остальные материалы. Возьмите веревку и зубочистки, которые вы используете при создания модели. Веревку нужно будет нарезать на куски длиной около 30 сантиметров, но вы можете сделать их длиннее или короче - в зависимости от выбранной вами длины модели ДНК.
- Чтобы создать двойную спираль, используйте два куска веревки одинаковой длины.
- Убедитесь, что у вас есть хотя бы 10-12 зубочисток, хотя вам может понадобиться немного больше или меньше - опять же в зависимости от размера вашей модели.
- 3 Нарежьте лакрицу. Вы будете вешать лакрицу, поочередно меняя ее цвет, длина кусков должна составлять 2,5 сантиметра.
- 4 Разберите мармеладных мишек по парам. В нити ДНК в парах расположены цитозин и гуанин (Ц и Г), а также тимин и аденин (Т и А). Выберите мармеладных мишек четырех различных цветов - они будут представлять разные азотистые основания.
- Не важно, в какой последовательности располагается пара Ц-Г или Г-Ц, главное другое - чтобы в паре были именно эти основания.
- Не делайте пары с несоответствующими цветами. Например, нельзя объединять Т-Г или А-Ц.
- Выбор цветов может быть абсолютно произвольным, он полностью зависит от личных предпочтений.
- 5 Повесьте лакрицу. Возьмите два куска веревки и завяжите каждую в нижней части, чтобы предотвратить соскальзывание лакрицы. Затем нанизывайте на веревку сквозь центральные пустоты кусочки лакрицы чередующихся цветов.
- Два цвета лакрицы символизируют сахар и фосфат, которые образуют нити двойной спирали.
- Выберите один цвет, который будет сахаром, ваши мармеладные мишки будут прикрепляться к лакрице именно этого цвета.
- Убедитесь, что на обеих нитях кусочки лакрицы расположены в одинаковом порядке. Если вы положите их рядом, то цвета на обеих нитях должны совпасть.
- Завяжите другой узел на обоих концах веревки сразу после того, как вы закончите нанизывать лакрицу.
- 6 Прикрепите мармеладных мишек с помощью зубочисток. Как только вы распределили по парам всех мишек, получив группы Ц-Г и Т-А, воспользуйтесь зубочисткой и прикрепите по одному мишке из каждой группы на оба кончика зубочисток.
- Протолкните мармеладных мишек на зубочистку так, чтобы торчало хотя бы полсантиметра острой части зубочистки.
- У вас может получиться больше одних пар, чем других. Количество пар в реальной ДНК определяет различия и изменения генов, которые они образуют.
- 7 Прикрепите мишек к лакрице. Разложите ваши лакричные нити на гладкой поверхности и прикрепите зубочистки с мармеладными мишками к лакрице, вставляя в нее острые концы зубочисток.
- Вставлять зубочистки нужно только в молекулы"сахара". Это - все кусочки лакрицы одного цвета (например, все красные кусочки).
- Используйте все зубочистки с мармеладными мишками, не старайтесь сэкономить.
- 8 Изогните двойную спираль. Прикрепив все зубочистки с мармеладными мишками к лакрице, изогните нити в направлении против часовой стрелки, чтобы придать модели вид двойной спирали. Наслаждайтесь видом выполненной вами модели ДНК![1]
Метод 2 из 3: Создание модели из бусинок и трубоочистителей
- 1 Соберите материалы и инструменты. Вам понадобится минимум четыре 30-см трубоочистителя и различные бусинки по меньшей мере шести цветов.
- Для этого проекта больше всего подходит крупный пластиковый бисер, однако вы можете использовать любые бусины, отверстие в которых достаточно большое, чтобы сквозь него прошел трубоочиститель.
- Каждая пара трубоочистителей должна быть определенного цвета, что даст вам суммарно четыре трубоочистителя двух разных цветов.
- 2 Нарежьте трубоочистители. Возьмите два трубоочистителя одинакового цвета и разрежьте их на полоски длиной 5 см. Вы будете использовать их, чтобы нанизывать на них пары бусин Ц-Г и Т-А. Другие два трубоочистителя не разрезайте.
- 3 Нанизывайте бусины на трубоочиститель, который будет нитью двойной спирали. Выберите бусины двух цветов, представляющие фосфатную группу и сахар, и нанизывайте их попеременно на каждый трубоочиститель.
- Удостоверьтесь, что две длинные нити, которые формируют двойную спираль, соответствуют заданному порядку расположения цветов.
- Оставьте немного места между бусинами для того, чтобы прикрепить туда остальные куски трубоочистителя.
- 4 Нанизывайте азотистые основания. Возьмите бусинки оставшихся четырех цветов и разберите их на пары. Одна и та же пара цветов должна всегда быть вместе, чтобы соответствовать парам цитозин-гуанин и тимин-аденин.
- Разместите по одной бусине из каждой пары на концах 5-сантиметрового куска трубоочистителя. Оставьте немного места на концах, чтобы обернуть их вокруг нитей двойной спирали.
- Не важно, в каком порядке бузины размещены на трубоочистителях, главное - соблюдать правильные пары.
- 5 Соедините трубоочистители с нанизанными на них бусинами. Возьмите 5-сантиметровые куски трубоочистителя и оберните их концы вокруг нитей длинной двойной спирали.
- Разделяйте короткие куски таким образом, чтобы они всегда прикреплялись над бусинами одного и того же цвета. Бусины другого цвета на нити двойной спирали следует пропускать.
- Порядок коротких кусков не важен, лишь вам решать то, как вы хотите организовать их на нитях двойной спирали.
- 6 Изогните двойную спираль. Прикрепив все мелкие куски трубоочистителя с бусинами, изогните концы двойных спирали против часовой стрелки, чтобы получился вид настоящей нити ДНК. Ваша модель готова![2]
Метод 3 из 3: Создание модели из пенопластовых шариков
- 1 Соберите материалы. Для этой версии проекта вам понадобятся небольшие шарики пенопласта, иголка с ниткой, краска и зубочистки.
- 2 Покрасьте пенопластовые шарики. Выберите шесть разных цветов, которые будут представлять сахар, фосфатную группу и четыре азотистых основания. Это могут быть шесть любых цветов на ваш выбор.
- Вам нужно будет покрасить 16 шариков сахара,14 фосфатных групп и подобрать 4 разных цвета для каждого азотистого основания (цитозин, гуанин, тимин и аденин).
- Вы можете выбрать таким образом, чтобы один из цветов был белым, так вам не придется красить весь пенопласт. Это рациональнее всего применить к шарикам сахара, поскольку в этом случае общий объем вашей работы значительно уменьшится.
- 3 Разберите азотистые основания по парам. Как только краска высохнет, назначьте каждому азотистому основанию цвет. Цитозин всегда связан с гуанином, а тимин - с аденином.
- Порядок расположения цветов не имеет значения, важна только правильность пары.
- Воткните зубочистку в каждую пару шариков, оставив немного места у концов зубочистки.
- 4 Сделайте двойную спираль. Отрежьте кусок нити достаточной длины, чтобы пройти сквозь 15 пенопластовых шариков. Завяжите узел на одном конце веревки и проденьте иглу в другой.
- Выстройте пенопластовые шарики сахара и фосфатов так, чтобы они чередовались в двух рядах по 15 шариков. Шариков сахара должно быть больше, чем фосфатных.
- Убедитесь, что в обоих нитях сахар и фосфаты находились в одинаковом порядке, а если положить их рядом, то можно увидеть, что они совпадают.
- Проденьте нитку сквозь центры каждой цепочки пенопластовых шариков сахара и фосфатов. Завяжите нитку на концах, чтобы предотвратить выпадение шариков.
- 5 Прикрепите азотистые основания к двойной спирали. Возьмите зубочистки с парами азотистых оснований и прикрепите их острыми концами к соответствующим шарикам сахара на обоих длинных нитях.
- Прикрепляйте пары пенопластовых шариков только к тем шарикам, которые представляют сахар, поскольку именно такое строение имеет реальная ДНК.
- Убедитесь, что зубочистка достаточно прочно прикреплена к нити, и что пары оснований не будут отпадать.
- 6 Изогните двойную спираль. Прикрепив все пары оснований на зубочистках, изогните двойную спираль в направлении против часовой стрелки, чтобы сымитировать внешний вид настоящей двойной спирали ДНК. Ваша модель готова![3]
Наша ДНК — великая вещь. Миллиарды лет эволюции, миллиарды нуклеотидных оснований, десятки тысяч генов… ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) — хранилище наследственной информации. Она есть почти во всех клетках организма, из нее состоят хромосомы, которые, как помним, находятся в ядрах клеток. А сейчас мы расскажем, как выделить свою собственную ДНК в домашних условиях.
Что нужно. Материалы
Младший научный сотрудник Института биологии гена РАН и Института молекулярной генетики РАН. Выпускница МГУ им. М.В. Ломоносова.
Что делать. Метод
Шаг 1
Собрать клетки слизистой поверхности щек. Для этого нужно пожевать щеки в течение хотя бы 30 секунд, набрать в рот 3 мл чистой воды, прополоскать рот и выплюнуть все содержимое в пробирку. Чем дольше жуешь щеки, тем больше клеток соберешь, тем больше ДНК в итоге выделится. Жевать щеки до крови не имеет смысла, так как в клетках крови, эритроцитах, нет ДНК;
Шаг 2
Долить к полученному раствору с клетками эквивалентное количество буферного раствора для лизиса, помешать аккуратно в течение двух минут.
Буферный раствор разрушит клеточные мембраны и мембраны ядер клеток. Таким образом нити ДНК окажутся свободно плавающими в водном растворе. Однако в этом же растворе будет плавать все содержимое клеток: ДНК, РНК, полисахариды, липиды, сложные полимерные соединения… Кроме того, в водном растворе клеточные ферменты начнут постепенно разрушать ДНК. Поэтому ее нужно как можно скорее отделить от других клеточных компонентов.
Шаг 3
Добавить чайную ложку раствора протеиназы (мезима). После этого пробирку следует поместить на 10 минут в контейнер, в котором поддерживается температура +37° — в банку с подогретой водой. Эстетам подойдет и собственная подмышка.
Шаг 4
Прибавить охлажденный этиловый спирт из расчета 1:1, при этом пробирку держать строго под углом 45°, не допуская смешивания водной и спиртовой фазы и сохраняя раздел фаз. На этом этапе лучше дать пробирке постоять в течение нескольких минут на столе.
Из всех клеточных компонентов только ДНК быстро и эффективно выпадает в осадок в среде спирта, образуя видимые глазу белые нити. Все остальные компоненты остаются в водной фазе.
Шаг 5
Белые нити молекул ДНК с пузырьками воздуха, запутавшимися между нитями, начнут образовываться на границе раздела фаз, постепенно двигаясь вверх по пробирке. Если ДНК было много, она сформирует небольшой клубок и всплывет на поверхность, если ДНК было мало, можно слегка потрясти пробирку и подождать еще несколько минут.
Шаг 6
Для того чтобы ДНК долго хранилась, ее нужно аккуратно отобрать с помощью пипетки вместе с небольшим количеством спирта. ДНК можно поместить в пробирку и хранить в холодильнике при температуре +4°. В спиртовом растворе осадок ДНК стабилен в течение многих лет.
…Следуя пунктам инструкции, мы начали усиленно жевать внутреннюю поверхность щек, проделывая это с преувеличенно умным видом: научный эксперимент все-таки. Радуя друг друга своей мимикой, мы полминуты полоскали рот специально заготовленной водой и, деликатно отворачиваясь, выплевывали ее в пронумерованные пробирки. Эксперимент казался предельно простым, но уже на этапе набора буфера и протеиназы: то в пипетку попадали пузырьки воздуха, то набиралось больше, чем нужно. В конце концов я отбросила свой перфекционизм и начала делать все на глаз. Перед 10-минутной водяной баней вещество в пробирке выглядело как желе с крошками.
Спирт нужно было добавлять аккуратно, по стеночке до полного заполнения пробирки. После этого в центре пробирки я увидела белесоватое завихрение с множеством мельчайших пузырьков. Если рассматривать содержимое пробирки на фоне темного ноутбука, пучок ДНК похож на галактику.
Предстояло забрать совсем чуть-чуть жидкости с ДНК и поместить в маленький кулон-пробирку в форме карточной масти пики. Долго не получалось ухватить именно пучок, а не жидкость вокруг него. С досады я уже воспринимала эти белые нити не как ДНК, а только как не поддающуюся мне странную субстанцию, которую нужно во что бы то ни стало переместить в кулон. Я потрясла пробирку и неожиданно обнаружила более зримое завихрение уже на самом дне. Спустя пару минут в моем кулоне медленно оседало хорошо видимое скопление нитей ДНК. Получился достойный сувенир, и я уже прикидывала, кто из знакомых оценит такой подарок.
Для простоты понимания эксперимента клетку тела организма можно сравнить с туго перевязанным мешком, в котором находится множество предметов, в том числе скакалка, намотанная на мяч. Что нужно сделать, чтобы скакалка оказалась отделенной от остального содержимого мешка? Сначала нужно полностью раскрыть мешок, затем размотать скакалку и снять ее с мяча, и наконец, поместить скакалку в новый пустой мешок.
Читайте также: