Метеостанция в доу своими руками проект
Экологическое образование — одно из инновационных направлений педагогики, которое активно внедряется в жизнь дошкольных учреждений. В нашем детском саду возникла проблема экологической воспитанности ребенка как результат педагогически грамотного приобщения ребенка к экологической культуре. В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды, изучать народные приметы.
Экологическая развивающая среда должна способствовать:
— познавательному развитию ребенка;
— формированию нравственных качеств;
— формированию экологически грамотного поведения
Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
Современному человеку проще узнать прогноз погоды из средств массовой информации, но проще – не значит лучше и интереснее. С ее созданием появится возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий. Для создания метеостанции нужно выбрать открытый, солнечный участок для установки метеодомика. Для наблюдений за погодой будут использоваться традиционные приборы (компас, термометр) и приборы, изготовленные из подручного материала совместно с детьми и родителями (дождемер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, флюгер, ветряной рукав, султанчики, рамка облаков, снегомер).
Таким образом, работа на метеостанции позволит детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности:
— наблюдать за небом и облачностью,
— с помощью ветряного рукава дать относительную оценку силы ветра,
— с помощью флюгера определять стороны света и направление ветра,
— измерять количество осадков с помощью дождемера,
— определять температуру воздуха с помощью термометра,
— с помощью барометра делать предполагаемый прогноз погоды,
— сообщать прогноз погоды педагогам, родителям.
Оборудование детской метеостанции включает в себя:
Наблюдение за ветром
Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.
Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части— флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.
Позволяет определить силу ветра: Штиль — листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер — колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, шумит лес.
Бесприборное наблюдения за ветром
Для оценки направления и скорости ветра при неисправности флюгера используются султанчики и вертушки. А также дети учатся использовать в исследовательской работе народные приметы, например, можно наблюдать по дыму, движению легких предметов в воздухе, наклону травы, ветвей деревьев.
Наблюдения за температурой воздуха состоят из измерений температуры воздуха по спиртовому термометру.
Термометр спиртовой служит для определения температуры воздуха. Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль—граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 0°. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз— градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: +5°, а пять градусов холода так: — 5°.
Наблюдение за выпадением осадков
Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам: Равномерный (без сугробов). Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами. С проталинами. Лежит только местами.
Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.
Дождемер – прибор для измерения количества осадков.
Наполняемость метеостанции может пополняться.
Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снимать показания с приборов.
Метеостанция в детском саду — это экологический уголок. Он поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.
Список использованной литературы
1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке
детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.
2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании
дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. – 2009. — №5 – с.19-21
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных
учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 113 с.
4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в
экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.
5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :
Детство – пресс, 2003.
Автор: Марина Борисовна Иванова comments powered by HyperComments
Зачем на метеоплощадке нужны цветы?
Наблюдение за цветами — вестниками погоды — помогает ребятам убедиться на личном опыте, что в природе все взаимосвязано. Такие наблюдения формируют основу экологического мышления детей, приучают к созиданию, развивают художественный вкус.
Дети, которым разрешают поливать цветы, чувствуют себя ответственными за важное дело. Кроме старательного отношения к труду, уход за растениями развивает у детей чуткость и заботливое отношение к природе.
- маленькие подсолнухи,
- петуньи,
- календула,
- бархатцы и многие другие.
Станции для самостоятельных наблюдений детей за явлениями природы
Метеостанция на участке детского сада устанавливается специально для того, чтобы научить ребят предметно-исследовательской деятельности и воспитать у них бережное отношение к окружающей среде. Станция устанавливается на открытом участке детского дошкольного учреждения и позволяет проводить собственные наблюдения и фиксацию природных явлений, таких как: давление, влажность воздуха, ветреность, температура, количество осадков и так далее. Метеорологические станции для дошкольных учреждений созданы при участии детских психологов и педагогов, площадки прошли сертификацию и полностью соответствуют ФГОС ДОУ по созданию развивающей предметно пространственной среды. В каталоге компании можно найти метеоплощадки для детского сада различной комплектации, но неизменными их составляющими являются:
Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями строят местные метеостанции.
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.
Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия.
Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.
Метеостанция в детском саду своими руками
Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:
- флюгер;
- дождемер (осадкомер);
- ветряной рукав;
- термометр;
- компас;
- вертушки.
Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, кроме дождемера. Если вам не удалось найти его, замените его маленьким мерным стаканчиком, и установите свои примерные исчисления.
Эти предметы прикрепляем к специальным ранее сделанным шестам (пластмассовым, деревянным и т.д.) и вставляем в землю. Все, свою метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.
С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.
Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.
Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.
А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.
Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью
этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.
А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.
Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.
Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции. Подготовить для станции специальный ящик для сбора данных, хранения показателей и приборов. Сделать яркую надпись, украсить ее различными цветами летом, снежинками зимой. Высаживать у метеостанции цветы и различные растения. Метеостанция в детском саду — это как экологический уголок на территории ДОУ.
Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.
Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.
В наше время экологическое воспитание детей выходит на первый план, и с каждым годом ему уделяют всё больше внимания. Все знают почему эти проблемы стали актуальными: причина кроется в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. В процессе ознакомления с природой и окружающей средой ребенок учится мыслить, общаться, постоянно стремится к эксперименту, осваивает нормы экологического поведения.
Одним из важнейших условий реализации экологического образования, является правильная организация развивающей предметной среды. Развивающая предметно — пространственная среда, должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования должны обеспечивать все познавательные сферы.
У детей в ходе организованной деятельности развиваются умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.
Основное оборудование нашей метеостанции:
2) Солнечные часы
4) Ветровой рукав
6) Линейка для измерения снежного покрова
Метеобудка — это будка, в которой размещают приборы (у нас это термометр и барометр), требующие защиты от атмосферных осадков, прямых солнечных лучей, порывов ветра. На стенках метеобудки между планками есть зазоры для свободного проникновения воздушных масс, эти зазоры нужны для достоверности измерений.
Термометр — это прибор, измеряющий температуру окружающей среды, а барометр — прибор для измерения атмосферного давления. С изменением атмосферного давления изменяется ртутный столб в барометре. Прикреплённая к трубке с ртутью шкала показывает данные о давлении. Давление обычно падает перед ненастьем, а его повышение предвещает хорошую погоду.
Солнечные часы — это прибор для измерения времени по Солнцу. По этому устройству можно определить время по изменению длины тени от шеста (гномона) и её движению по циферблату. Пользоваться солнечными часами можно только днём при ясном небе или при лёгкой облачности, не мешающей образованию чёткой тени.
Флюгер — это прибор для измерения направления ветра. Флюгер представляет собой металлического петушка, расположенного на вертикальной оси и поворачивающегося под воздействием ветра. Направление ветра можно определить по расположенным ниже горизонтальным штифтам, ориентированным по четырем частям света и называемым румбами.
Осадкомер — это прибор, измеряющий количество атмосферных осадков. Прибор состоит из дождемерного ведра, установленного на столбе (тагане), который огражден ветрозащитой в виде воронки, и дождемерного стакана, предназначенного для измерения уровня выпавших осадков. Чтобы замерять уровень осадков, содержимое мерного ведра снимают со столба и выливают в измерительный стакан. Объем выпавших осадков выражают в миллиметрах слоя воды.
Линейка для измерения снежного покрова — это инструмент для измерения высоты выпавшего снега, представляющий собой деревянный брус длиной 2 м, размеченный на сантиметры. Наблюдения за высотой снежного покрова по линейке следует вести с одного и того же места на расстоянии 5–6 шагов. Для достоверных измерений уровня снежного покрова, площадку в зимний период нужно постоянно очищать от снега.
Метеорологические приборы, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада, вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов. Ежедневные наблюдения погоды организованы разнообразно, чтобы активность детей не снижалась, а интерес к наблюдениям возрастал.
В процессе работы на метеостанции у детей и педагогов возникло желание самостоятельно изготовить метеорологические приборы, для сравнения их показаний с показаниями уже имеющихся на метеостанции. Также много вопросов у детей возникало во время наблюдений за облаками — как их различать, а на нашей метеостанции такого прибора не хватало.
Поэтому совместно с родителями нами были изготовлены следующие приборы:
1) Ветровой рукав
3) Ловец облаков
4) Вертушка для измерения силы ветра
Ветровой рукав был изготовлен из жестяной банки из — под детского питания и разноцветных длинных лент. При наблюдении за ветром дети убедились, что изготовленный самостоятельно ветровой рукав работает аналогично такому же прибору на метеостанции.
Ловец снов сделали из деревянной рамки, прикрепленной к металлическому стержню. К рамке приклеили картинки с образцами облаков. У детей появилась возможность дифференцировать облака с помощью картинок.
Вертушки для измерения силы ветра дети изготовили самостоятельно из цветной бумаги и палочек для суши.
Работа продолжается не только на метеостанции, но и в группе в уголке природы. Совместно с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют рисунки, проводят опыты. Делают прогноз погоды на текущий день, неделю, месяц.
Основные термины (генерируются автоматически): ветровой рукав, прибор, детский сад, ребенок, снежный покров, метеостанция, экологическое воспитание детей, атмосферное давление, верхняя бутылка, измерение силы ветра.
Похожие статьи
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе.
В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению
Дети все реже общаются с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая
Ребенку — дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и.
Организация наблюдений в природе | Статья в журнале.
Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления
Одной из задач воспитателя при знакомстве детей с живой и неживой природой является
Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия.
Создание модели развивающей предметно-пространственной.
Ветряные рукава, султанчики, вертушки, выполненные детьми, (приборы для определения направления и силы ветра) стали забавными элементами нашей собственной станции. Песочные часы — простейший прибор для отсчёта промежутков времени, состоящий из двух.
Оздоровительные прогулки-походы с детьми дошкольного.
Ключевые слова: здоровье, дети, прогулки-походы, экологическое воспитание. Основной целью проведения прогулок-походов в ДОУ является приобщение детей к здоровому образу жизни через целенаправленную двигательную активность в процессе прогулок, экологическое.
Экологическая тропа как средство ознакомления детей с природой
На территории детского сада есть метеорологическая площадка. Цель — учить детей определять погоду, составлять прогноз, использовать для этого специальные приборы: термометр и флюгер. Дети уже научились определять направление и силу ветра по флюгеру.
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
В младшей группе детского сада дети учатся: определять характерные признаки растений и животных, сравнивать их по этим признакам, объединять их в группы, устанавливать простые причинно-следственные связи между явлениями. В ходе экологического воспитания детей.
Формирование основ экологической культуры у детей.
У ребёнка восприятие природы острее, чем у взрослого, и чувствует он сильнее, так как
Поддерживая и развивая этот интерес, педагог детского сада может воспитать у детей очень
Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду (Текст)/ Н. В.
Экологическое воспитание под открытым небом
В детском саду экологическое воспитание осуществляется через весь педагогический процесс — как на занятиях, так и в повседневной жизни. Природа — неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно соприкасаются с ней.
Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного.
Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности. Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Я - ВОСПИТАТЕЛЬ. запись закреплена
Время Детей
Очень интересная работа для детского сада! Проект писала, самой интересно было!
Очень полезная работа и нужная! Глядишь и будут свои выращенные метеорологи! Погоду точно будут предсказывать! Удачи вам и дальнейших творческих успехов!
Рина Вепрёва
Так здорово)
Читайте также: