Мелкая моторика для детей 6 7 лет своими руками
Добавил пользователь Евгений Кузнецов Обновлено: 06.10.2024
Родители будущего школьника часто слышат о том, что необходимо обратить внимание на его тонкую моторику. Что же это такое – тонкая, или мелкая, моторика, и почему она так нужна будущему школьнику, попробуем разобраться в этой статье.
Что такое развитие мелкой моторики рук?
Двигательное развитие находится в тесной связи с развитием головного мозга ребенка, само по себе является показателем формирования центральной нервной системы. Однако в преддверии школы сформированность моторных навыков кисти, ловкость пальцев будущего школьника не только отражает благополучие его психомоторного развития. Они становятся еще и совершенно необходимым условием для его успешности в обучении, ведь школьные занятия требуют высокого уровня формирования графического навыка. Поэтому при подготовке ребенка к школе родителям важно верно оценить уровень развития графо-моторных навыков.
Вот круг графических умений, необходимых для того, чтобы ребенок успешно справлялся со школьными заданиями:
Если вы отмечаете, что не все эти навыки у ребенка достаточно сформированы, пора начинать тренировку пальцев.
Как проводить занятия?
Занятия для развития мелкой моторики с ребенком 6-7 лет лучше проводить в первой половине дня, после завтрака, в спокойной обстановке. Немаловажными являются офтальмо-гигиенические соображения – освещенность, угол наклона парты или стола, удобство рабочего места. Следите за осанкой, приучайте ребенка сидеть ровно, правильно держать карандаш при выполнении графических упражнений.
Помните: нельзя заставлять ребенка заниматься. Задания должны быть интересны ребенку, а занятия со взрослым сами по себе очень нравятся шести-семилетке.
Среди заданий могут оказаться трудные для ребенка. Может быть, ему не дается копирование или ориентация на листе. Часто тренировка графического навыка нелегко дается ребенку; в этом случае сделайте упор на творческие задания. Экспериментирование с новым материалом, создание нестандартных работ не только укрепит ладошки, но и подтолкнет творческое мышление ребенка.
Задания на развитие моторики
Занятия для развития моторики разнообразны, но их можно разделить по виду деятельности, причем для более полноценного развития движений ребенка их надо чередовать, избегая однообразия.
- Рисование. Наилучшим образом развивает точные движения рук рисование карандашом и непосредственно пальцами и ладошками. Когда малыш рисует карандашами, он может экспериментировать с нажимом, что невозможно при рисовании фломастером или ручкой. Использование пальчиковых красок дает возможность ребенку получить новые тактильные впечатления, при пальчиковом рисовании работают все рецепторы руки, что стимулирует чувствительность и точность тактильного восприятия, создает необходимую основу для тонких движений руки.
- Лепка из разных материалов (пластилина, соленого теста, глины), а также создание пластилиновых картин, когда ребенок размазывает пальчиками пластилин по картону по контуру или создавая новый образ.
- Работа с бумагой . Оригами, вырезание, кручение и аппликации с разнообразными материалами. Чем фактурнее материал (гофрированная, бархатная бумага, папиросная, фольга, ткань, кожа), тем полезнее занятие для мелкой моторики.
- Конструирование . Тут выбор материала так же велик: блоки, металлические конструкторы, магнитные, деревянные – все они развивают ловкость пальцев.
- Рукоделие – вязание, вышивание, шитье.
Игры для развития моторики
Будущему первокласснику предстоит много писать, рисовать, заниматься поделками, подолгу сидя за партой. Фокус его моторной деятельности все более смещается с общих локомоций на тонкую моторику. Если ребенок долгое время трудится за столом, он, возможно, и способен выполнять очень тонкие работы руками, но в остальном мышцы слабые, тонус распределен неравномерно, координация плохая. В будущем это неминуемо приведет к изменению осанки, что чревато проблемами со здоровьем. Поэтому следите, чтобы мелкая и крупная моторика ребенка были задействованы в равной мере, находились в балансе на протяжении дня. Регулярные физические нагрузки – в первую очередь спортивные игры, а также плавание, ходьба, зарядка, когда дети выполняют упражнения по образцу, развивают координацию в целом всего организма и помогают ребенку сохранить здоровье и активность при малоподвижном образе жизни.
…упражнять силу рук
В игровой форме дети с удовольствием выполняют упражнения, которые равномерно распределяют мышечный тонус, укрепляют мышцы кисти и руки
Ребенок на обеих руках соединяет указательные пальцы с большими: это звено цепочки, далее ребенок сцепляет два звена, как в цепочке и тянет в разные стороны, пытаясь сам разомкнуть цепь. Считает до 10 и отпускает, расслабляет руки. Далее то же самое повторяет с другими пальцами.
Ребенок сжимает изо всех сил кулачки, сгибая руки в локтях, как силач. И начинает счет: держит как можно больше, а потом расслабляет.
По окончании таких упражнений очень важно дать отдохнуть рукам, прислушаться к ощущениям в ладошках, в пальчиках.
Лучший способ отдохнуть от выполнения графического задания – расслабить мышцы руки, сменить вид моторной активности. Для этого можно предложить ребенку сделать пальчиковую разминку.
После каждого упражнения ребенку надо расслабить ручки – потрясти их кистями вниз, сделать движение, как будто он стряхивает воду. Эти упражнения помогут рукам отдохнуть, тренируют подвижность и ловкость пальцев.
С этой же целью научите ребенка технике массажа кистей. Сначала левой ручкой малыш хорошенько разминает пальчики правой, начиная от ногтевой фаланги и вверх по пальчику, а затем меняет руки.
Интересные задания и игры помогут ребенку освоить необходимые навыки письма, укрепят и разовьют его пальчики. Они эффективно стимулируют мозговую деятельность, что благоприятно отразится на его интеллектуальных способностях. Развитая мелкая моторика поможет сформировать графический навык и поможет будущим успехам в обучении.
Самодельные игрушки для детей своими руками можно встретить в любой детской. Родителям интереснее и проще сделать развивающую игрушку самостоятельно, чем искать что-то подходящее в магазинах. Дидактические игры очень полезны, эта форма активного обучения применима с самого раннего возраста и имеет массу разновидностей, направленных на развитие мелкой моторики, речи, логики.
Развитие мелкой моторики по возрасту
На первом месте по популярности стоят игрушки для мелкой моторики своими руками. Игры, развивающие этот вид координации движений, очень полезны для развития речи ребенка. Ест несколько удобных и простых вариантов для самостоятельного изготовления.
Такие самодельные игрушки подходят для развития ребенка от 3 до 12 месяцев. Первый вариант — волшебная перчатка. Потребуется:
- старая нитяная перчатка взрослого человека;
- нитки и иголка;
- бусины различных форм и размеров, бубенчики, бисер.
На чистую выстиранную перчатку нашить мелкие детали. На кончики пальцев густо нашить бисер — тогда перчатку можно будет использовать еще и для массажа. На ладонь нашить бусины разных размеров. Перчатку обшивают с обеих сторон.
Взрослый надевает на руку готовую перчатку, и предлагает потрогать ее малышу — перебирать пальчиками разноцветные элементы, рассматривать их и трогать. Это стимулирует акупунктурные точки на кончиках пальцев и ладошках, стимулирует кровообращение и способствует правильному развитию ребенка.
После года для детской будет уместным сенсорный коврик, развивающее панно своими руками и дорожные игрушки аналогичного устройства.
Развивающий коврик для пальчиков
Для такого коврика потребуется:
-
фетр 10 цветов;
- плотная ткань для основы;
- пуговицы разных форм — звездочки, дельфины, машинки, бабочки, цветочки и т. д. ;
- иголка, нитки;
- швейная машинка, портновские булавки;
- линейка и портновский мел;
- тесьма и аппликации.
- Из фетра вырезать 10 прямоугольников размером 10 на 15 см. На каждый прямоугольник нашить пуговицы и аппликации. Делать это таким образом, чтобы дорожка из пуговиц вела к пришивной картинке. Дополнить каждый кусочек полосками тесьмы.
- Распределить фетр на листе основе, сколоть портновскими булавками и пристрочить на машинке.
Изготовление бизиборда
В качестве основы обычно берется кусок фанеры, на который прикручиваются или приклеиваются на жидкие гвозди самые разные детали. Сама развивающая панель, как правило, крепится на стенку. На ней могут быть:
Главное, что нужно внушить ребенку — все эти вещи безопасны только на этом стенде. Оконную ручку можно трогать только на этой доске, а не на окне, рычажок крутить в разные стороны нельзя на плите и т. д. Тщательный контроль в первые несколько дней использования строго необходим.
Массажный коврик для ног
На стопах находится не меньше важных акупунктурных точек, чем на ладонях. Сшить красивый и интересный массажный коврик довольно просто. Потребуется:
- ткань темно-синего цвета размером 1 м на 80 см — 2 куска;
- кусок синтепона соответствующего размера — 1 кусок;
- фетр желтого, оранжевого, зеленого и голубого цветов, нитки в тон;
- много пуговиц — плоских и на ножке, пуговицы-звездочки;
- швейная машина, булавки, портновский мел и линейка;
- тесьма и косая бейка.
-
На лицевой стороне одного куска материала мелом нарисовать диагональные линии на расстоянии 1,5-2 см друг от друга. Сложить слоями ткань-синтепон-ткань, сколоть булавками через полоску и простегать на швейной машинке. Этот этап необходим, чтобы в последующем можно было стирать коврик, а синтепон при этом не деформировался. Края оформить бейкой.
- Коврик изображает звездное небо с различными небесными телами. Из фетра вырезать солнышко с лучами и остальные 8 планет. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун имеют кольца — их можно оформить с помощью тесьмы или бусинок разного размера. Пришить небесные тела к коврику. Каждая деталь пришивается отдельно.
- Все оставшееся свободное пространство густо расшивается пуговицами, бусинами и прочими мелкими деталями. Не стоит выбирать слишком крупные плоские пуговицы — они могут треснуть под давлением, и ребенок получит травму.
Сенсорные игры и игрушки
Современная жизнь так устроена, что довольно много времени люди проводят в транспорте. Вне зависимости от того, едет ли ребенок в автокресле семейного автомобиля, или же в автобусе у мамы на коленках, стоит обеспечить ему интересное занятие. В противном случае ребенок найдет его себе сам.
Рыбка на застежках
Сшить для развлечения и развития малыша рыбку на застежках можно своими руками. Для работы потребуется:
-
ткань двух видов;
- картон, карандаш, линейка, ножницы;
- крупа в качестве наполнителя (конкретный выбор круп за вами, но их предварительно нужно прокалить в духовке);
- застежки следующих видов: ленты-липучки, 2 кнопки, 2 пуговицы, карабин, молния;
- швейная машина и швейные принадлежности;
- фетр черного и белого цвета.
- На картоне нарисовать шаблоны: два одинаковых прямоугольника для тела, треугольник с закругленными краями для головы и рыбий хвост. Вырезать шаблоны и обвести их на ткани основного цвета. Вырезать с припусками на швы в 1 см.
- Нарисовать шаблон соединительных полос. Это прямоугольники шириной 3 см и длиной 5-7 см. Всего потребуются 24 таких полоски. Их нужно сложить попарно лицом к лицу и сострочить, оставив не зашитой одну из сторон. Через нее детали выворачиваются на лицевую сторону и к ним крепятся застежки. В итоге должно получиться: 4 полосы с липучками; 2 полосы с пуговицами, 2 полосы с петлями под пуговицы; 4 полосы с кнопками. Итого 12 соединительных полос.
- Рыбья голова. На соответствующей детали нарисовать линию рта и вшить туда молнию. Из фетра вырезать глазки и пришить к основе. Сложить слоями: ткань, полосы с застежками, ткань. Прошить по нарисованной линии, не замыкая ее. Вывернуть на лицевую сторону, засыпать в получившийся мешочек крупу (гречку или рис), зашить.
- Тело рыбки. Взять одну часть первого прямоугольника, положить на лицевую сторону полоски с застежками так, чтобы их основная часть оказалась на ткани, а края материала всех деталей были выровнены по одной линии. Прострочить. Со второй стороны симметрично расположить следующую пару застежек и повторить процесс. После этого сверху лицевой стороной вниз положить вторую деталь прямоугольника и сострочить, оставив свободной одну сторону. Вывернуть на лицо, наполнить крупой, зашить. Аналогично сделать со вторым элементом. Карабин соединяет второй квадратик и рыбий хвост.
- Соединить детали рыбки в одно целое. Теперь ребенок может тренироваться с застежками всех видов в дороге и перебирать наполнитель внутри мешочков. Кроме крупы внутрь можно положить вишневые или абрикосовые косточки или мелкие игрушки.
Накорми животное
На плотном картоне расположить рисунки животных — петуха, собаки, мыши, птички и т. д. Вырезать эти рисунки и приклеить к картону на разном расстоянии друг от друга. Отверткой проделать дырки возле голов животных. В спичечных коробках тоже сделать отверстия, соответствующего размера. С обратной стороны картона приклеить коробки так, чтобы два отверстия совпадали.
Дидактические занятия
Такие игры — отличное пособие не только для работников сферы образования дошкольников, но и для молодых мам, которые хотят с пользой проводить время со своими детьми. Игры с крышечками от бутылочек отличаются своей незатейливостью и увлекательностью одновременно. Дети учатся с помощью обыденных предметов, которые мало связаны между собой в повседневной жизни, создавать что-то осмысленное и интересное.
Что в коробке
Игры подобного рода не только тренируют тактильные навыки, но и развивают логическое мышление и воображение. Чтобы сделать необходимые предметы для этой игры, потребуется:
- большая обувная коробка с крышкой и плотный картон;
- циркуль, линейка, карандаш;
- канцелярский нож;
- клеевой пистолет.
- Сделать круглые отверстия для рук с боковых частей коробки. Для этого циркулем очертить равные круги диаметром не меньше 10-15 см и аккуратно вырезать канцелярским ножом.
- Измерить коробку с внутренней стороны и разделить ее на две части. В качестве разделителя использовать плотный картон, который фиксируется горячим клеем.
Логопедические игры
Развивающие игры и поделки для стимулирования мелкой моторики служат для развития речи. Однако, помимо таких игр и занятий существуют специальные логопедические игры, которые формируют правильное дыхание у малышей.
Игры для развития воздушной струи
Когда целью стоит развитие речи ребенка, немаловажно научить его правильному дыханию, которое влияет на произношение звуков, артикуляцию и развитие голоса. Две простые, но интересные для детей поделки помогут в этом.
Игра салют
Для создания потребуется:
- пластиковая бутылка;
- конфетти из фольги;
- коктейльные трубочки.
Внутрь бутылки засыпается конфетти. В пластике бутылки делается несколько отверстий — 3 или 4, в зависимости от размера тары, в них вставляются соломинки. Дети должны длинным выдохом поднимать конфетти в воздух. Одно отверстие должно быть свободным.
Веселый аэробол
Для этой игры потребуется коробка с невысокими бортами в 3-4 см, коктейльные соломинки, один пластиковый стаканчик, клей и целлулоидный мячик для пинг-понга. Стаканчик разрезается на две части, которые приклеиваются в противоположных сторонах коробки. Это ворота, в которые надо загнать мячик, направляя его струей воздуха.
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ
Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.
Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Автор:
В. А. Сухомлинский
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
Задачи занятий
- Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие речи, улучшение произношения звуков.
- Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
- Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
- Подготовка руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность
Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.
Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
- Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку
Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.
Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.
Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.
Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов
Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики
Фотогалерея: театр теней
С помощью театра теней можно показывать различных животных Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:
- Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
- Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
- Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.
Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста
Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
В.: Верно, эти помощники — наши пальчики. Наши пальчики дружные и послушные. Давайте покажем, как они умеют здороваться.
- Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю —
Я вас всех приветствую! (Дети на каждую строчку стихотворения поочерёдно соединяют одноимённые пальчики).
В.: На каждой руке есть по пять пальчиков. Они хоть и похожи, но у каждого пальчика есть своё имя. Давайте вспомним, как зовут наши пальчики.
- Разожми свой кулачок,
Посмотри скорей-ка:
В кулачке твоём живёт
Славная семейка.
Первый палец главный самый,
Он, как папа, он большой.
И совсем похож на маму
Указательный, второй.
Третий палец — средний,
Твой братишка пятилетний,
А четвёртый очень странный,
Оттого, что безымянный.
У него, как у щенка,
Нету имени пока.
А мизинец — пятый пальчик,
Как его мне не узнать?
Это ты и есть, мой мальчик,
Научившийся считать. (Дети постепенно разжимают свои кулачки сначала на левой руке, дотрагиваясь пальцами правой до каждого пальчика, поглаживая их, затем — на правой).
В.: Наши пальчики — наши волшебные помощники. Они обязательно должны трудиться. Давайте разбудим их перед тем, как приняться за работу.
В.: Что ж, попробуем открыть сундучок. (Пытается приподнять крышку, не получается).
- Что же это получается?
Сундучок опять не открывается!
Погодите, мы не станем унывать,
Надо Лизины загадки отгадать!
- Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть — не мигаю,
Крылья есть — не летаю. (Рыба).
Воспитатель достаёт бумажную заготовку рыбы без плавников и хвоста.
В.: Ребята, чего не хватает нашей рыбке? Давайте починим её с помощью прищепок, которые мы нашли. (Дети прикрепляют прищепки на место плавников и хвоста). Молодцы! Послушайте вторую загадку.
- Зимой и леток одним цветом. (Ель).
(Дети прикрепляют прищепки вместо иголок). - Всех лохматых расчесать,
Кудри в косы заплетать,
Делать модную причёску
Помогает нам… (Расчёска).
(Дети чинят поломанную расчёску. Вместо недостающих зубчиков прикрепляют прищепки). - Он в лесу живёт под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец… (Ёжик).
(Дети прикрепляют прищепки ёжику вместо иголок). - Ночью спрячется оно —
Станет во дворе темно.
Утром снова к нам в оконце
Бьётся радостное… (Солнце).
(Дети прикрепляют прищепки вместо лучиков).
В.: Мы отгадали все Лизины загадки. (Вновь пытается открыть сундучок, но не удаётся.)
- Что такое? Как же так?
Не открыть его никак!
Сундучок мы отопрём,
Если рисовать начнём.
Воспитатель выставляет на мольберт солнышко.
В.: Ребята, почему стало так светло и тепло? А на что похоже солнышко? Можно сказать, что оно похоже на цветок? Чем? А какое оно, солнышко? Если бы вы рисовали солнышко, с чего бы начали? После того как нарисуем круг, что следует нарисовать? Посмотрите, у меня солнышко есть, а у вас пока нет. Сейчас наши пальчики превратятся в волшебные карандашики, и каждый из вас себе нарисует солнышко, и тогда у нас будет ещё светлее и теплее. (Дети подходят к подносам с манной крупой и рисуют пальчиками солнышко на крупе).
В.: Ещё наши пальчики умеют рисовать в воздухе.
- Мы кружок нарисовали,
Наши пальчики устали.
Мы руками потрясём
И рисовать начнём. (Дети под музыку указательным пальчиком обводят в воздухе фигуры: круг, черту, волну, точку). - Вот и песенке конец!
Сундучок наш, наконец,
Свою крышку приподнял!
Что же он от нас скрывал?
Да здесь же сладости лежат
Для ребят и для девчат!
Воспитатель открывает сундучок и обнаруживает в нём конфеты.
- До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять,
До свиданья, до свиданья,
Будем с Лизой мы играть!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё,
До свиданья, до свиданья,
Мы вас любим горячо!
Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
- Создание положительного эмоционального фона,
- развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности рук,
- освоение элементов самомассажа,
- развитие навыков письма и артикуляторной моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
- Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.
- Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память;
- речь;
- умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
- контроль за собственными действиями.
- Каждый день — всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Дефектолог: Что же могут наши пальчики? (Держать карандаш, красиво рисовать, писать, строить из конструктора, лепить из глины и пластилина, шить, вышивать…). Наши пальчики могут всё, значит, они волшебные! Умелыми пальчики становятся не сразу. Мы с вами поможем быть пальчикам умелыми, мы будем выполнять упражнения, которые помогут вам научиться красиво писать, рисовать.
Разминка (зарядка) для рук (самомассаж).- Чтобы нам писать красиво
И красиво рисовать,
Пальчики должны размять,
Сделать нужно упражнения,
Чтобы пальцы укреплять.
- Вверх ладошку подниму
И пилить её начну.
Не пугайся, ведь пила —
Это правая рука.
- Раз, два, три, четыре, пять —
Будем пальцы разминать.
Каждый пальчик разминаем
И опять всё начинаем. - Пальчики мы разминаем
И с большого начинаем
Каждый пальчик разотрём —
На другой руке начнём.
- Две синички прилетели (машут кистями рук, изображая крылья),
На ладошки дружно сели (показывают ладошки),
Стали семечки клевать
И тихонько напевать (стучат указательными пальчиками по ладошкам).
Мы погладим нежно птичек (гладят ручки с обеих сторон)
И отпустим невеличек (встряхивают кистями рук и машут ими, как крылышками).
Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:
- Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
- Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
- Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
- Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
- Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
- Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке
Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.
В период старшего дошкольного возраста родители, занимающиеся развитием малыша, сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.
Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам надо прежде всего тренировать его пальчики и ручки. Это очень и очень важно!
Какие игры и упражнения для развития мелкой моторики будут интересны и полезны ребёнку 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!
Игры с мелкими предметами
Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых требуется перемещать мелкие предметы:
- домино, лото, мемо и прочие настольные игры с карточками и фишками; ; ; ; ; .
Комбинируйте их в различных вариациях, используйте для организации весёлого детского или семейного праздника, активно внедряйте в развивающие занятия. Примечательно, что таким способом вы стимулируете мелкую моторику, параллельно изучая с ребёнком основы математики, пространственные и временные понятия, цвета, буквы и пр.
Графические упражнения
Выполняя описанные в данном разделе упражнения, ребёнок развивает точность и быстроту мелких движений кистями и пальцами рук, тренирует глазомер, улучшает зрительно-моторную координацию, а вместе с тем стимулирует воображение и речевые навыки.
Приготовьте шаблон вазы, распечатав и вырезав по контуру раскраску на плотном листе формата А4 или А5.
Используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, ребёнок должен украсить вазу геометрическим узором.
Вы можете предложить работу по образцу или позволить малышу проявить фантазию. Можно провести на шаблоне легкие линии пунктиром и организовать упражнение в виде последовательного выполнения словесных команд:
- в верхней полосе нарисуй три круга;
- ниже — линию из чередующихся ромбов и треугольников;
- под ней — линию из квадратов
Можно подготовить шаблоны разных предметов: посуды, мебели, домашнего текстиля, одежды и т. д.
Можно делать узоры не из фигур, а из различных линий, как в образце:
В эту группу упражнений для тренировки рук мы собрали задания, в которых ребёнку надо провести на бумаге чёткие линии, не отрывая от листа ручку или карандаш (именно карандаш рекомендуется использовать для письменных заданий с дошкольником):
- лабиринты: провести линию внутри полосы, не задевая границ;
- соединить линиями пары картинок: зверей и их домики, взрослых животных и детёнышей, предметы и их тени;
- проследить путь: мышки к сыру, бабочки к цветку, машинки в гараж.
Заранее приготовьте серию карточек с графическими заданиями и предлагайте их ребёнку в рамках ваших развивающих домашних занятий или используйте их, чтобы скоротать образовавшийся в распорядке дня перерыв.
Задания этой серии прекрасно развивают зрительно-моторную координацию и пространственное мышление.
- повторение рисунка по образцу;
- продолжение узора; .
Великолепная десятка: как развивать мелкую моторику в быту
В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже должны быть обязанности по дому. Он может и должен помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол, он должен и может самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры. Привлекая малыша к бытовым делам, вы не только формируете в нём трудолюбие и самостоятельность, но и создаёте благоприятные условия для развития мелкой моторики. Какие действия особенно полезны для тренировки пальчиков и ручек?
- Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
- Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
- Перебирать крупу для каши.
- Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
- Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
- Открывать дверные замки ключом.
- Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
- Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
- Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
- Затачивать карандаши, используя точилку.
При творческом подходе к воспитанию развивающую ценность приобретает любое ваше совместное с ребёнком занятие: игры, прогулки, чтение любимых книжек, работа по дому… Давайте малышу пищу для ума и работу для рук, наслаждайтесь доверительным общением с наследником, и пусть родительство ваше будет счастливым.
Читайте также: