Мелизм как сделать
Мелизм – это техника украшения вокала, не меняющая ритмический рисунок и темп мелодии. Исполненные на одном дыхании, мелизмы обогащают песню, наполняют ее яркими красками и эмоциями.
Мелизмы, или по-другому, распевы, существовали столетиями. Их начали использовать еще в раннем средневековье при пении церковных псалмов, трактов и кондаков. Католики, православные и византийцы искусно применяли данный метод, придавая исполнению колорит и усиливая эмоциональное воздействие произведения.
Сегодня этот прием - неотъемлемая особенность таких вокальных стилей как: джаз, Soul, Gospel, поп-музыка и эстрада. Яркими примерами мелизмов являются:
Полный список всех существующих мелизмов займет страницы. Но и без перечисления понятно, насколько непроста мелизматика, и как важно для исполнителя научиться искусно владеть хотя бы одним или двумя видами.
Краткое описание приемов
Триоль (не путать с трелью!). Это группа из трех одинаковых по длительности звуков, время звучания которых равно двум другим звукам. Другими словами, суммарная длительность основы вместо двух делится на три. Этим приемом виртуозно владеют Уитни Хьюстон и Селин Дион (Celine Dion).
Пение на клиросе предполагает чтение текстов и хоровое пение во время богослужения, с соблюдение гармонии голоса и мелодии.
Как научиться петь на клиросе
Чтобы научиться правильно петь на клиросе потребуется освоить навыки воспроизведения определенных звуков. Для этого требуется также регулярно слушать псаломщика и пытаться повторять за ним, имитируя манеру произношения.
Кроме того, важно разучить гласы – систему напевов, используемую в православном песнопении Гласы бывают нескольких типов и отличаются между собой способом ритмического и мелодического исполнения.
Самые распространенные гласы – это:
- Прокимен. Стих состоящий из псалмов.
- Тропарь. Краткая песнь, прославляющая святых.
- Стихира. Песнопение, исполняемое на богослужении, написанное стихотворным размером.
Каждый из них состоит из восьми ладов, и имеет разные напевы. Регулярное разучивание гласов помогает освоить технику клиросного пения. Помимо ежедневных занятий следует изучать церковную литературу, написанную на церковнославянском языке, а также ноты песнопений. При регулярном чтении и напевании можно научиться правильно петь на клиросе.
Нетрудно сделать вывод, что мелизмы в вокале не просто украшают песню, но и выгодно выделяют исполнителя среди коллег по цеху. А сохранить голос звонким и здоровым особенно в такой непростой момент поможет Гомеовокс – надежное средство защиты гортани и связок от повышенных нагрузок.
Уметь петь МЕЛИЗМЫ , владеть разнообразной техникой мелизматики, обогатить украшениями своё исполнение – мечта ЛЮБОГО вокалиста!
ДВОЙНОЙ ВОКАЛЬНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС по технике мелизмов и популярных приёмов украшений в эстрадном вокале – это:
интенсивный и полностью ПРАКТИЧЕСКИЙ вокальный тренинг (много пения для всех участников!)
занятия разделены на 2 дня по 3,5 часа – итого 7 часов голосового интенсива!
более 50 упражнений для вашего певческого опыта
развитие навыка гибкости и беглости вашего голоса
понимание и освоение секретов вокальных техник украшений и мелизматики
вокальный анализ известных хитов мировых исполнителей
мощный стимул для дальнейшего развития своего певческого образования
ДЛЯ КОГО:
- для тех, кто учится петь и нарабатывает певческую практику
- для тех, кто уже поёт и имеет вокальный опыт
- для тех, кто хочет повысить свой уровень вокала, развить гибкость голоса и умение его чувствовать, добавить в свою вокальную практику новые упражнения и распевки
- для тех, кто уже пробовал себя в мелизмах и разных приёмах, но до конца не разобрался с техникой или столкнулся с проблемой непонимания работы механизма собственного голоса и управления им
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: 16+
ПРОГРАММА ДВОЙНОГО ВОКАЛЬНОГО МАСТЕР-КЛАССА:
ЧАСТЬ 1 — ПОПУЛЯРНЫЕ ПРИЁМЫ УКРАШЕНИЙ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ
ЧАСТЬ 2 — ТЕХНИКА МЕЛИЗМОВ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: 5000 руб. (за 2 дня, 7 часов занятий)
ОГЛАВЛЕНИЕ:
В вокале МЕЛИЗМАТИКА — это УКРАШЕНИЕ звука, при котором темп песни не изменяется. Главное отличие такого высокотехничного опевания от традиционной певческой манеры в том, что несколько нот приходится на один слог.
Задача мелизматики — это украшение мелодии через придание ей большего очарования, превращение песни в более текучую и искусную. Такой прием характерен и для исполнителей эпохи барокко, и народных певцов, и современных звезд таких популярных направлений, как R&B, соул, джаз, госпел и др.
Надо сказать, что приёмы мелизмов очень популярны в современной западной музыке, в частности, но вместо традиционной применяется несколько другая терминология (англоязычная):
Данные мелодические обороты и украшения хорошо представлены в вокале таких известных звёзд мировой сцены, как Stevie Wonder, Mariah Carey, Christina Aguilera и подавляющего большинства других певцов и певиц, поющих в современных стилях.
РАЗНОВИДНОСТИ МЕЛИЗМОВ
Говоря об ЭСТРАДНОМ вокале, к ПРОСТЫМ МЕЛИЗМАМ относят:
- простейший 3х-нотный мелизм (3 ноты вверх или вниз)
СЛОЖНЫЕ МЕЛИЗМЫ:
КОРОТКО О ТЕХНИКЕ МЕЛИЗМОВ
У мелизматики есть ещё одна особенность: прием не удлиняет, а усложняет композицию. От этого звук во время исполнения данной техники должен проходить через гортань певца не задерживаясь, чтобы опевание нот или пассажи не снизили скорости исполнения песни. Одним словом, МЕЛИЗМАТИКА – это БЕГ ГОЛОСА!
ПРАВИЛО здесь может быть только одно: 50% ТЕХНИКИ + 50% ЭМОЦИЙ . Это, пожалуй, и будет та самая золотая гармония, благодаря которой ваше исполнение будет всегда радовать слушателя!
ПОПУЛЯРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ
У всех у них существует опять же очень много разных названий (что опять же очень сбивает с толку многих вокалистов, особенно когда они смотрят тонны вокальных уроков разных авторов на YouTube), но я буду пользоваться теми, которые использую сама на своих уроках с учениками и которые, как мне кажется, наиболее понятны в русском языке.
Итак, к ПОПУЛЯРНЫМ ВОКАЛЬНЫМ УКРАШЕНИЯМ или ПРИЁМАМ в ЭСТРАДНОМ вокале относятся:
ГРУППЫ УКРАШЕНИЙ, ИХ СОЧЕТАНИЕ С МЕЛИЗМАТИКОЙ
Все перечисленные выше приёмы вокальных украшений я могу разделить на группы:
Это сделано для того, чтобы впоследствии уметь СОЧЕТАТЬ в своём исполнении и ПРИЁМЫ украшений, и МЕЛИЗМАТИКУ , потому что, как показывает практика известных мировых звёзд эстрады, одно без другого в данном случае не используется. Почему? Потому что такое СМЕШЕНИЕ, МИКСОВАНИЕ РАЗНЫХ приёмов и техник украшений существенно выделяет певца, делая его исполнение особенно выигрышным, запоминающимся и ярким.
Как я уже писала выше, применение только лишь техники мелизмов даёт в исполнении певца ощущение показа ТЕХНИКИ вокала, но не больше. А вот как раз ПРИЁМЫ украшений, точнее их смешивание с мелизмами, наложение в использовании придают пению характер, ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ, красочность, наполняя звук эмоциональностью.
СМЕШЕНИЕ мелизмов и других украшений всегда даёт ИНДИВИДУАЛЬНОЕ звучание, неповторимое, потому что искусство смешения разных техник как раз и являются в данном случае ИМПРОВИЗАЦИОННЫМ началом в певческом творчестве, не говоря уже о том, что наложение и смешение разных приёмов звучит в разы красивее, чем каждый приём в отдельности.
Уметь петь МЕЛИЗМЫ , владеть разнообразной техникой мелизматики, обогатить украшениями своё исполнение – мечта ЛЮБОГО вокалиста!
ДВОЙНОЙ ВОКАЛЬНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС по технике мелизмов и популярных приёмов украшений в эстрадном вокале – это:
интенсивный и полностью ПРАКТИЧЕСКИЙ вокальный тренинг (много пения для всех участников!)
занятия разделены на 2 дня по 3,5 часа – итого 7 часов голосового интенсива!
более 50 упражнений для вашего певческого опыта
развитие навыка гибкости и беглости вашего голоса
понимание и освоение секретов вокальных техник украшений и мелизматики
вокальный анализ известных хитов мировых исполнителей
мощный стимул для дальнейшего развития своего певческого образования
КОГДА: ближайшая дата и время проведения двойного мастер-класса будет объявлена позже, следите за обновлением на сайте!
ВРЕМЯ: ближайшая дата и время проведения двойного мастер-класса будет объявлена позже, следите за обновлением на сайте!
ДЛЯ КОГО:
- для тех, кто учится петь и нарабатывает певческую практику
- для тех, кто уже поёт и имеет вокальный опыт
- для тех, кто хочет повысить свой уровень вокала, развить гибкость голоса и умение его чувствовать, добавить в свою вокальную практику новые упражнения и распевки
- для тех, кто уже пробовал себя в мелизмах и разных приёмах, но до конца не разобрался с техникой или столкнулся с проблемой непонимания работы механизма собственного голоса и управления им
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ: 16+
ОРГАНИЗАТОР МАСТЕР-КЛАССА:
КАК ПРОЙТИ ОТ МЕТРО:
м.Авиамоторная , выход на эскалаторы на улицу – один . После стеклянных дверей в подземном переходе идти ПРЯМО ДО КОНЦ А, затем повернуть НАЛЕВО и снова идти ПРЯМО ДО КОНЦА , потом ВЫХОД НА УЛИЦУ НАПРАВО . Вы выйдете на улицу прямо к д.20 (Шоссе Энтузиастов), дом стоит торцом к выходу из метро:
Заходите в Библиотеку и сразу напротив входа будет небольшой гардероб, где вы можете оставить свою верхнюю одежду:
ПРОГРАММА ДВОЙНОГО ВОКАЛЬНОГО МАСТЕР-КЛАССА:
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ , ЧАСТЬ 1 — ПОПУЛЯРНЫЕ ПРИЁМЫ УКРАШЕНИЙ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ
ВТОРОЙ ДЕНЬ , ЧАСТЬ 2 — ТЕХНИКА МЕЛИЗМОВ В ЭСТРАДНОМ ВОКАЛЕ
СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: 5000 руб. (за 2 дня, 7 часов занятий)
УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В МАСТЕР-КЛАССЕ:
1. Для участия в ДВОЙНОМ ВОКАЛЬНОМ МАСТЕР-КЛАССЕ Вам необходимо ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на него.
РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКА происходит при ОПЛАТЕ за мастер-класс через систему Яндекс.Деньги (безналичная оплата). Оплата принимается переводом с банковской карты, либо переводом с Яндекс.Кошелька.
При внесении оплаты система попросит Вас ввести СВОИ ДАННЫЕ: ФИО, номер телефона, адрес электронной почты. Эти данные + оплата и будут ВАШЕЙ РЕГИСТРАЦИЕЙ на мастер-класс. Будьте ВНИМАТЕЛЬНЫ и корректно заполните ВСЕ поля формы!
ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ БУДЕТ ОТКРЫТА ПОСЛЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ БЛИЖАЙШЕЙ ДАТЫ И ВРЕМЕНИ, КОГДА БУДЕТ НАЗНАЧЕН МАСТЕР-КЛАСС!!
ВНИМАНИЕ!!
РЕГИСТРАЦИЯ И ОПЛАТА С Вашей Стороны означают, что ВЫ ПРИНИМАЕТЕ ВСЕ НИЖЕСЛЕДУЮЩИЕ УСЛОВИЯ:
3. По любым причинам ВОЗВРАТ оплаты за мастер-класс НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ! Это связано с организационными расходами проведения мероприятия с учётом Вашего участия и места в группе, которое Вы зарезервировали при регистрации. Прошу отнестись к данному условию с вниманием и пониманием.
4. Данный мастер-класс является ДВОЙНЫМ , то есть состоит из ДВУХ взаимосвязанных ЧАСТЕЙ . Поэтому оплата только за какой-то один из дней мастер-класса НЕВОЗМОЖНА . Оплата производится только ПОЛНОСТЬЮ за весь мастер-класс (5000 руб.). Если Вы по каким-либо причинам НЕ сможете прийти на любую одну из частей мастер-класса, то возврат оплаты в этом случае НЕ компенсируется!
5. Аудио- и видеозапись на мастер-классе ЗАПРЕЩЕНЫ .
6. ДАТА, ВРЕМЯ, АДРЕС МЕСТА проведения мастер-класса и маршрут КАК ПРОЙТИ ОТ МЕТРО указаны ВЫШЕ – ознакомьтесь, пожалуйста, внимательно.
Мелизмы в музыке – это так называемые украшения. Знаки мелизмов относятся к знакам сокращённого нотного письма, а задачей употребления этих самых украшений является расцвечивание основного рисунка исполняемой мелодии.
Изначально мелизмы возникли в пении. В европейской культуре некогда существовал, а в некоторых восточных культурах и до сих пор сохранился мелизматический стиль пения – пения с большим числом распевов отдельных слогов текста.
Мелизмы играли большую роль в старинной оперной музыке, в той области к ним относились различные виды вокальной орнаментики: например, рулады и колоратуры, которые певцы и певицы с большим удовольствием втавляли в свои виртуозные арии. Примерно с того же времени, то есть с XVII века украшения достаточно широко начали использоваться и в инструментальной музыке.
Какие есть виды мелизмов?
Данные мелодические фигуры обычно исполняются за счёт времени звучания предыдущих нот, или за счёт непосредственно тех нот, которые украшаются мелизмом. Именно поэтому длительность такого оборота обычно не учитывается в длительности такта.
Основные виды мелизмов это: трель; группетто; долгий и короткий форшлаг; мордент.
Каждый из видов мелизмов в музыке имеет свои установленные и заранее известные правила для исполнения, и собственный знак в системе нотных символов.
Что такое трель?
Трель представляет собой быстрое повторяющееся чередование двух мелких по длительности звуков. Один из звуков трели, обычно нижний, назначается основным, а второй – вспомогательным. Знак, обозначающий трель, как правило, с небольшим продолжением в виде волнистой линии, ставится над основным звуком.
Длительность исполнения трели всегда равна длительности ноты, избранной основным звуком мелизма. Если трель необходимо начать со вспомогательного звука, то его обозначают маленькой нотой, идущей перед основным.
Относительно трелей сущесвует красивое поэтическое сравнение их с пением стиц, кое, впрочем, возможно отнести и к остальным мелизмам. но только при соблюдении соответствующей образности – например, в музыкальных произведениях о природе. Просто есть и другие трели – дъявольские, злые, например.
Как исполнять группетто?
Группетто обычно обозначается завитком, напоминающим знак математической бесконечности. Этих завитков два вида: начинающийся сверху и начинающийся снизу. В первом случае музыкант должен начинать исполнение с верхнего вспомогательного звука, а во втором (когда завиток начинается внизу) – с нижнего.
Кроме того, длительность звучания мелизма также зависит от места расположения знака, который его обозначает. Если он расположен над нотой, то мелизм должен исполняться все время его длительности, однако если он стоит между нотами, то его длительность равна второй половине звучания указанной ноты.
Короткий и длинный форшлаг
Короткий форшлаг порой (и даже чаще всего бывает именно так) может состоять из всего-то лишь одного звука, который в этом случае обозначается маленькой восьмой нотой с перечеркнутым штилем. В случае наличия в коротком форшлаге нескольких нот, их обозначают меленькими шестнадцатыми и ничего не перечеркивают.
Длинный или долгий форшлаг всегда образуется при помощи одного звука и входит в длительность основного звука (как бы разделяет с ним одно время на двоих). Обычно обозначается маленькой нотой длительностью вдвое меньшей, чем основная нота, и с неперечеркнутым штилем.
Мордент перечёркнутый и неперечёркнутый
Мордент образуется от интересного дробления какой-нибудь ноты, в результате которого нота как бы рассыпается на три звука. Ими являются два основных и один вспомогательный (тот, который вклинивается и, собственно, дробит) звуки.
Вспомогательный звук – это верхний или нижний соседний звук, какой положен по гамме, иногда для большей остроты расстояние между основным и вспомогательным звуком с помощью дополнительных диезов и бемолей сжимают до полутона.
Какой играть вспомогательный звук – верхний или нижний – можно понять по тому, как изображён символ мордента. Если он не перечёркнут, то вспомогательный звук должен быть на секунду выше, а если, наоборот, перечёркнут, то ниже.
Мелизмы в музыке являются отличным способом придать мелодии лёгкость, своеобразную прихотливость характера, стилевую окрашенность под старинную музыку, не используя изменения ритмического рисунка (по крайней мере, в нотной записи).
Что такое мелизмы в музыке
Музыка – это искусство красоты звука. В большинстве музыкальных произведений над аккомпанементом преобладает мелодия. Выразительность мелодической линии, плавность или скачкообразность, тембр – все это задает настроение и образ сочинению. Мелизмы помогают обогатить мелодию, сделать ее ярче, рельефнее и изящнее. Что такое мелизмы и орнаментика? Откуда появились эти термины? Какие бывают знаки для обозначения мелизмов и как расшифровываются? Об этом вы узнаете на данной странице.
Что такое орнаментика и мелизмы?
- фигурации – способ фактурной обработки музыкального материала, вариационный метод развития;
- фиоритуры (пер. цветение) – виртуозные пассажи мелкими длительностями;
- пассажи – гаммобразное движение;
- тираты – скорый по исполнению гаммобразный пассаж. Термин больше характерен для вокального искусства, хотя нередко встречается и в профессиональной инструментальной музыке.
Мелизмы – это музыкальный термин, объединяющий небольшие музыкальные украшения. Встречается данное обозначение как в вокальной, так и инструментальной музыке. Мелизмы различаются по длительности звучания, по сложности исполнения.
Основными мелизмами, используемыми в классической музыке принято считать:
- короткий форшлаг;
- долгий форшлаг;
- мордент;
- группетто;
- трель;
- арпеджио.
Музыка имеет своеобразный язык, поэтому неудивительно, что мелизмы представляют своего рода аббревиатуры, требующие расшифровки. Подобная необходимость в создании специальных знаков появилась исключительно для экономии времени. Рассмотрим каждый из мелизмов по отдельности.
Форшлаг: обозначения, как играть
С немецкого языка переводится как удар перед нотой. Данное мелодическое украшение может состоять из одного или нескольких звуков. Форшлаг предшествует одному из звуков мелодии. Важно учитывать, что в отношении ритма мелизм входит в счет длительности, к которой присоединен. Обычно обозначение представляет собой маленькую по размерам ноту или ноты, которые выставляются сверху перед нотой мелодии или аккорда. По длительности различают два вида: короткий и длинный. В отличие от короткого, длительность длинного форшлага практически всегда занимает половину или треть основной ноты. Встречается крайне редко. Посмотрите на картинку и послушайте, звучание короткого форшлага и звучание длинного форшлага.
Правила игры форшлага:
- Играйте ноту форшлага быстро.
- Правильно выбирайте аппликатуру. Желательно использовать соседние пальцы.
- Движение должно быть плавным, скользящим.
- Упор необходимо делать на основную ноту.
Мордент: обозначения, как играть
Морденты подразделяются на одиночные или двойные. При этом они могут быть перечёркнутыми или простыми. Обозначается как острая волнистая линия.
Простой одиночный мордент представляет собой опевание основного звука сверху. При этом длительность дробится. Послушайте, как звучит данное украшение.
Перечеркнутый одиночный мордент – это опевание основного звука снизу.
Двойной мордент в два раза длиннее, чем одиночный. При этом он должен исполняться за счет основной ноты, то есть не должен заниматься по времени больше, чем указанная длительность. Послушайте как звучит перечеркнутый и простой двойные морденты.
Группетто: обозначения, как играть
Послушайте как звучит группетто:
Трель: обозначение, как играть
Играть трель необходимо следующим образом:
- Не нужно торопится, когда играете последовательность нот в трели в первый раз.
- Переносите вес с одного пальца на другой;
- Следите за ровностью звучания;
- Играйте медленно, пока не почувствуете свободу в движении;
- Постепенно ускоряйте темп, пока не приведете его к необходимой скорости.
Важно, чтобы трель была ровной и не нарушала общий метроритм в композиции.
Арпеджио: обозначение, как играть
Данный прием характерен прежде всего для исполнения аккордов, реже для интервалов. Наиболее часто используется для таких инструментов как фортепиано, арфа, гитара или струнной группы инструментов. Обозначается фигурной вертикальной линией вдоль всего аккорда. Звуки при этом играются снизу вверх в быстром последовательном движении. Послушайте как звучит аккорд, исполненный приемом арпеджио.
Как научиться играть арпеджио:
- Подберите удобную аппликатуру;
- Медленно играйте последовательность звука аккорда;
- Соблюдайте ровность ритма;
- Постепенно скорость можно увеличивать;
- Следите, чтобы плечи не поднимались, так как это свидетельствует о зажимах.
- Движения должны быть быстрыми и ловкими.
Важно, чтобы во время исполнения не зажималась рука. Кисть должна быть свободной, необходимо стремится к верхнему звуку аккорда.
История орнаментики
Когда зародилась музыка, тогда и появилось желание сделать мотив разнообразнее при помощи интересных оборотов. Постепенно, когда утвердилась нотная грамота, когда музыкальное искусство канонизировалось, тогда и начался отсчет в истории орнаментики. Дело в том, что многие из оборотов стали не только частью импровизации, но и определенными символами, которые часто выписывались композиторами.
Использование мелизмов как в инструментальной, так и вокальной музыке приобрело особую популярность в эпоху барокко. Музыка в период с XVI-XVIII века была наполнена изящными украшениями. Во многих произведениях Баха можно встретить морденты и трели.
В вокальной музыке, особенно в итальянской опере орнаментике придавалось сильное значение. Певцы обязательно должны были владеть приемами, помогающими с легкостью петь фиоритуры.
Бесчисленное количество орнаментальных и изысканных произведений можно встретить в эпоху Рококо. Обилие мелизмов преобладает в творчестве французских клавесинистов Франсуа Куперена и Жана Филиппа Рамо.
В музыке романтизма мелизматика также нашла активное применение. В фортепианных миниатюрах Ференца Листа , Фредерика Шопена мелизмы помогали расцветить мелодию, сделать ее более проникновенной и трогательной.
В современной музыке также можно услышать мелизмы. Так в джазе и блюзе, музыканты часто используют форшлаги и трели. Эти украшения особенно характерны для импровизаций.
Читайте также: