Мандолина своими руками

Добавил пользователь Skiper
Обновлено: 29.08.2024

Наверное, в мире очень мало людей, которые бы ни разу не слышали ласкающее слух слово "мандолина". Очень многие этот музыкальный инструмент видели или слышали исполняемые им партии – порой даже в довольно неподходящих для него, казалось бы, композициях. Интерес к мандолине среди музыкантов растет, и умеющих играть на ней всё больше и больше.

Мандолина – небольшой струнный щипковый инструмент родом из Италии. Собственно, она представляет из себя подвид лютни, но с меньшим числом струн и более коротким грифом. Легко узнаваемое мандолинное тремоло вызывает ассоциации с мотивами народов Италии, и это вовсе не удивительно: в сегодняшнем варианте инструмент появился именно на Апеннинах в XVIII веке, а прообразом его стала итальянская же лютня-сопрано XVII века.

История мандолины

Историю происхождения мандолины можно отследить примерно с XIV века. В это время в Европе появилась мандола – вид лютни. В разных странах инструмент называли по-разному, различались немного и его параметры.

Разновидность мандолины со струнами из стали (известная как генуэзская мандолина), имеющая много общего с современной, была впервые упомянута в работах знаменитых музыкантов-итальянцев, которые разъезжали по Европе и обучали желающих искусству игры на различных музыкальных инструментах. На основании этих записей была выдвинута гипотеза, что мандолина в нынешнем виде появилась в Неаполе и изобрели ее представители семейства Виначиа. Самые ранние ее образцы сейчас можно увидеть в музеях Брюсселя, Клермонта (США, штат Калифорния) и Лондона. Старейший из этих экземпляров имеет датировку 1744 года.

Современная мандолина может исполнять как сольные партии, так и аккомпанемент, а также играть в ансамбле. Существуют целые оркестры, составленные из различных вариантов мандолин – так называемые неаполитанские.

Применительно к нашей стране можно отметить высокую популярность этого инструмента как до революции, так и в эпоху СССР и в современное российское время. Мандолина играет во множестве советских фильмов, звучит со сцены во время концертов самодеятельности, нередко упоминается в творчестве известных писателей (например, Ильфа и Петрова). Этим инструментом владеет один из лидеров культовой группы "Ария" гитарист Владимир Холстинин.

Мандолина часто применяется в музыке и в наши дни. Наиболее широкое распространение она получила среди коллективов, играющих в стиле фолк, а эпизодически ее используют даже тяжелые металлические команды. Мандолина звучит в песнях Metallica, Led Zeppelin, Nightwish, The Doors, In Extremo, Jethro Tull и других знаменитых групп. Мандолинистом № 1 всех времен считается Дэйв Аполлон, музыкант русского происхождения, сделавший карьеру в США. В XX веке он записал большое количество пьес для мандолины.

Виды мандолины

В настоящее время среди всех типов мандолины наибольшее распространение получила неаполитанская, но широко применяются во многих музыкальных направлениях и прочие ее разновидности. К примеру, в США самой широко распространенной стала блюграссовая мандолина.

Выделяют два базовых направления: академическая традиция и кантри. Из академической берут начало подвиды мандолин в музыке кельтов (бузуки), бразильцев (бандолина) и некоторые другие. К кантри же относят классическую мандолину формы A-style, а также F-style – это обособленный и довольно распространенный подвид инструмента.

Мандолины A-style могут быть каплевидными или овальной формы. Сам этот термин произошел от А-типа выпускавшейся в начале XX века мандолины Гибсона. Большая часть инструментов этого вида обладает резными спинками и верхушками, иногда могут иметь арочные элементы, подобно скрипке. У A-style мандолин с арочными деталями спинка чаще плоская, что делает их несколько сходными с гитарой. Образцы этого вида широко востребованы среди музыкантов, играющих классику, народную и кельтскую музыку.

Мандолины F-style, как правило, снабжены выступами деки в нижней части, позволяющими сидящему музыканту удобно держать инструмент, опирая на бедро. Иначе их называют флорентийскими мандолинами, и особенно они популярны у исполнителей кантри и блюграсс. Некоторые производители инструмента на базе F-стиля получили новые разновидности мандолин, внеся в них отдельные авторские штрихи.

Различают следующие модификации мандолин:

  • Неаполитанская
  • Миланская
  • Португальская
  • Мандриола
  • Мандола
  • Мандолина октавная
  • Мандочелло
  • Лаоуто
  • Мандо-бас
  • Сопранино мандолина
  • Ирландский бузуки
  • Цистра

На первый взгляд мандолина кажется довольно простым инструментом, не отличающимся особенной сложностью конструкции. Почему же у нее так много разновидностей? Дело в том, что инструменты отличаются по количеству струн, а также по виду формы корпуса.

Неаполитанские мандолины имеют корпус миндалевидной формы, выгнутый, как шар. Материалом для него являются изогнутые доски. На инструмент ставятся 4 сдвоенные струны, настраиваемые подобно скрипичным – G-D-A-E.

Мандолина миланской разновидности, в отличие от подавляющего большинства остальных, обладает пятью сдвоенными струнами.


Португальская мандолина имеет почти плоский корпус, на котором есть обечайка, деки, соответственно, также практически плоские. Есть варианты таких инструментов с эфами на верхней деке и с резонаторным отверстием.


Мандриола , также известная как трихордия (сицилийская мандолина) – модификация мандолины, на которой стоит 4 строенных струны. Широко применяется в мексиканской музыке. Самая низкая тройная струна, в стандартном строе дающая ноту соль, настраивается в унисон либо в октаву.


Мандола (мандора, бандурина, тенор-мандола, пандурина) – инструмент, являющийся прямым предком мандолины. Его мензура составляет 420 мм (примерно 16,5 дюйма), а строй – на квинту ниже стандартного мандолинного, C-G-D-A.


Строй октавной мандолины , как явствует из ее названия, ровно на октаву ниже обычной, но так же G-D-A-E. Этот инструмент обладает мензурой от 500 до 584 мм (от 20 до 23 дюймов).

Мандочелло – эта разновидность мандолины по габаритам и величине мензуры (от 635 до 686 мм, или от 25 до 27 дюймов) приближается к гитаре. Имеет строй C-G-D-A, подобно мандоле.


Родственный мандочелло лаоуто , имеющий аналогичный строй, обладает мензурой величиной 712 мм (28 дюймов). Широко распространен в Греции.



Сопранино-мандолина (малая мандолина) – не так часто встречающийся, но, тем не менее, существующий инструмент. Величина ее мензуры всего лишь 240 мм (9,5 дюйма), нижняя струна настраивается в ноту до четвертой октавы, полный же строй этой крохи – C-G-D-A.

Ирландский бузуки (он же зук) – классические для мандолин 4 сдвоенных и попарно настраиваемых в унисон струны. Величина мензуры бузуки от 530 до 610 мм (от 21 до 24 дюйма), эталонный строй G-D-A-E, иногда G-D-A-D.

Цистра – этот инструмент, также относимый к мандолинам, обладает пятью сдвоенными струнами в строе D-G-D-A-D либо G-D-A-D-A. Мензура цистры составляет от 500 до 550 мм (от 20 до 22 дюймов), по звуку она подобна октавной мандолине, хоть и имеет добавочную пару струн.


Конструкция мандолины

Корпус инструмента, как правило, выполняется в каплевидной форме и производится из дерева. Ребра корпуса делают из твердых пород – вишни, палисандра, клена, черного дерева. Деки чаще мастерят из еловых дощечек, порой – из кедровых. Верхняя дека инструмента плоская, у классической неаполитанской мандолины на ней есть небольшой излом возле подставки. Дека же нижняя в этом варианте инструмента имеет выпуклую форму и несколько похожа на половинку груши.

Отметим, что мандолины с такой формой корпуса, подобной лютне, звучат сильнее и мягче по сравнению с модификациями, имеющими плоский "португальский" корпус – они дают более резкий звук.

Гриф инструмента делают из клена, лиственницы, палисандра, кедра и других пород дерева. Шейка грифа заметно короче по сравнению с лютней и вмещает 10 ладов из металла или слоновой кости. Накладка чаще делается из черного дерева или палисандра, находит на верхнюю деку и соединяется с ней встык, иногда немного нависая над резонаторным отверстием. В находящей на деку части грифа есть дополнительные лады, число которых вместе с основными может достигать 24.

Гриф мандолины имеет плоскую головку, в которой есть прорези для колков. В давние времена колки делались деревянными или из кости и крепились посредством деревянных же гвоздей. В современных инструментах они чаще выполняются из металла и для закрепления даже не всегда требуют прорезей в головке.

Подставка и верхний порожек мандолины мастерятся из древесины прочных пород или же слоновой кости. При этом подставка не закреплена жестко и может перемещаться для точной отстройки мензуры. Струнодержатель изготавливается металлическим, деревянным или из слоновой кости.

Число струн может быть различным, в зависимости от вида мандолины. Современные струны производят из стали с высоким содержанием углерода, а обмотка может быть выполнена из посеребренной стали, меди, бронзы, латуни, никеля, иногда серебра. Стандартная толщина струн (для четырехпарных комплектов) может быть 009p-012p-021w-036w, 010p-014p-024w-038w или 011p-015p-026w-040w, где струны "p" – необмотанные, а "w" – с обмоткой.

Техника и приемы игры на мандолине

Играть на мандолине можно стоя или сидя. Сидящий музыкант, как правило, закидывает одну ногу на другую и опирает на нее инструмент. При игре стоя лучше применять ремень, чтобы избежать лишней нагрузки на руки для удерживания мандолины.

Техника игры для левой руки напоминает гитарную: гриф обхватывается большим пальцем, другие пальцы располагаются над струнами и прижимают их к ладам в нужных местах. Для быстрых пассажей пальцы не стоит поднимать над струнами очень высоко. Применяется игра как на отдельных струнах, так и аккордами.

В игре правой рукой, в отличие от гитарной техники, крайне редко применяются пальцы – на мандолине играют медиатором (плектром), а иногда даже птичьим пером. Медиатор зажимается указательным и большим пальцами, другие пальцы правой руки в игре участия не принимают. Рука лежит на корпусе инструмента, предплечье находится немного выше струнодержателя. Щипки струн медиатором производятся движениями только лишь кисти, удары вниз и вверх осуществляются с равным усилием. Наилучшее место для звукоизвлечения – у резонаторного отверстия, если же его заменяют эфы – в нескольких сантиметрах от нижнего конца грифовой накладки. Смещая удары по струнам ближе к подставке, можно сделать звук резче, ближе к грифу – мягче.

Базовые приемы игры:

  • удар вниз
  • удар вверх
  • переменный штрих
  • тремоло – длительное и максимально быстрое чередование ударов вверх и вниз.

Тремоло является главным техническим приемом мандолиниста по извлечению долгих по продолжительности звуков. Это связано с тем, что мандолина имеет очень слабый сустейн, и взятые на ней отдельные ноты быстро затухают.

Применяются и другие технические приемы, характерные для струнных щипковых инструментов – вибрато, скольжение, пиццикато, глиссандо, флажолеты, форшлаги, а также позаимствованные в гитарной технике пулы, хаммеры, бенды, арпеджио, расгеадо и другие красочные способы звукоизвлечения.

В наши дни мандолина становится все более и более популярной, реализуясь во множестве музыкальных стилей. Применение современных электроакустических возможностей позволяет мандолине проявить себя даже в довольно "тяжелых" направлениях музыки на фоне громкозвучия других инструментов.

Незатейливой, но вместе с тем очень уловистой джиговой приманкой является мандула. Это изначально кустарное изобретение быстро получило всеобщее признание, завоевав симпатии и рыболовов-любителей, и спортсменов. Рассмотрим анатомию ее конструкции и анимацию с позиции рыболова-конструктора.

Как разновидность джиговых приманок, мандула появилась относительно недавно. Возможно она вообще является самой юной в своем сообществе. Любопытно, что большинство признанных мастеров ловли на мандулы не ответят на вопрос, что означает сам термин. Даже ударение ставят кто на первом слоге, кто на втором.

С первым из этих определений поспорить сложно. Форма и характеристики у приманки таковы, что окрестить ее четким осмысленным термином крайне сложно. А второе определение выглядит попросту нелепым, ибо каждый рыбак знает, что такое наживка. Так что искать глубинный смысл этого понятия просто не стоит. Мандула – значит мандула. Звучно, запоминающе, самобытно, а рифмуется забавно и в точку – мандула рыбу обманула.

Первая проба мандул

Мое знакомство с мандулами и освоение ловли на них оказалось весьма своеобразным. Я слышал об этих приманках, но мысль обзавестись ими как-то не приходила. Если рыба и так ловится довольно успешно, порой не задаешься вопросом, надо ли что-то еще.

Когда планируешь начать новое дело, логичным видится предварительное изучение его тонкостей. Разумным было бы до начала работы посоветоваться с теми, кто ловил на мандулы. Узнать конструктивные особенности приманок, подходящих для собственных условий ловли. В крайнем случае почитать о них в интернете или посмотреть видео. Хотя там и не часто встречается что-то толковое и дельное. Но я не стал прибегать ко всему сказанному. Взялся за дело, положившись на собственную логику и видение того, что мне хотелось бы получить в итоге. Одного вечера хватило, чтобы методом проб и ошибок изготовить несколько мандул. Внешне вышло весьма симпатично, но этого в рыбалке бывает мало. Требовалось проверить приманки на практике.

Форма и цвет мандул

Впрочем, не одним мной замечено, что многополосье и контраст разных цветов усиливают привлекательный эффект мандул. Однако я не исключаю, что даже в этом случае с учетом освещенности водного объекта и глубины ловли на фоне иных хорошо выделяется один из цветов приманки.

Учитывая пористость и хорошую впитываемость материала ЭВА, не исключается насыщение мандул аттрактантами. Я не проводил подобных экспериментов, но не исключаю, что кого-то они могут заинтересовать.

Металл мандул

Многосекционность мандул делает логичным рассмотрение вопроса прочности их конструкций. В первую очередь это зависит от используемой проволоки и качества ее скрутки. Я много экспериментировал в этом плане. Применял различную нержавейку, сварочную, ортодонтическую проволоку и даже от пробок шампанского. Работать можно с разным материалом, но баланс необходимой мягкости и в тоже время тонкости дает не каждая. Из слишком жесткой сложно крутить звенья. Слишком тонкая чревата разрывом при нагрузке в процессе ловли.

По практике, самая ходовая проволока толщиной 0,6-0,8 мм. При покупке мандул в магазине проверьте их на прочность, потянув конструкцию в стороны. Это можно сделать без опаски повредиться, зацепив приманку по краям за два металлических стержня. Знаю случай, когда мандула разлетелась, ибо проволока одного из звеньев оказалась едва закрученной.

Музыкальный инструмент мандолина

Мандолина — один из самых известных европейских струнных инструментов, сохраняющий популярность и в XXI веке.

Что такое мандолина

Тип — струнный щипковый музыкальный инструмент. Относится к классу хордофонов. Принадлежит к семейству лютневых. Родина инструмента — Италия. Существует множество национальных вариантов, но самое большое распространение получили неаполитанская и ломбардская модели.

Музыкальный инструмент мандолина

Устройство инструмента

Корпус выполняет роль резонатора и присоединяется к грифу. Резонирующее тело может выглядеть как миска или коробка. Традиционные итальянские модели имеют грушевидный корпус. Примерно в середине корпуса вырезано звуковое отверстие. Количество ладов грифа — 18.

Из-за особенностей конструкции промежутки между затуханием звучания звуков меньше, чем у других струнных инструментов. Это дает возможность музыкантам эффектно использовать технику тремоло — быстрое повторение одной ноты.

Устройство мандолины

Виды мандолин

Наибольшую популярность получили следующие виды мандолин:

  • Неаполитанская. Количество струн — 8. Настроена по типу скрипки в унисон. Используется в академической музыке.
  • Миланская. Отличается увеличенным числом струн до 10. Струны двойные.
  • Пиколло. Отличие — уменьшенный размер. Расстояние от верхнего порожка до бриджа — 24 см.
  • Октавная мандолина. Особый строй заставляет ее звучать на октаву ниже неаполитанской. Мензура 50-58 см.
  • Мандочелло. Внешний вид и размер схож с классической гитарой. Длина — 63-68 см.
  • Люта. Модифицировнная версия мандочелло. Отличается пятью парами струн.
  • Мандобас. Инструмент совмещает черты мандолины и контрабаса. Длина — 110 см. Количество струн 4-8.

По примеру электрогитары также была создана электромандолина. Характеризуется корпусом без звукового отверстия и установленным звукоснимателем. Некоторые модели имеют дополнительную струну. Такие версии называются электромандолинами с расширенным диапазоном.

Разновидности мандолин

История

В пещере Труа-Фрер сохранились наскальные рисунки. Изображения датируются примерно 13 000 годом до нашей эры. На них изображен музыкальный лук — первый известный струнный инструмент. От музыкального лука пошло дальнейшее развитие струнных. С увеличением количества струн появились арфы и лиры. Каждая струна стала отвечать за отдельные ноты. Тогда музыканты научились играть диадами и аккордами.

Лютня появилась в Месопотамии в IV веке до н.э. Древние лютни изготавливались в двух вариантах — коротком и длинном.

Древний музыкальный лук и лютня — дальние родственники мандолины. Этот факт заставляет лютню отличаться менее проработанной конструкцией. Страна происхождения мандолины — Италия. Предвестником ее появления стало изобретение сопрановой лютни.

Впервые мандолина появилась в Италии в качестве мандолы. Примерное время появления — XIV век. Изначально инструмент считался новой моделью лютни. Из-за дальнейших модификаций конструкции разница с лютней стала существенной. Мандола получила расширенную шейку и увеличенную мензуру. Длина мензуры — 42 см.

Исследователями считается, что современную конструкцию инструмент получил в XVIII веке. Изобретатели — семья неаполитанских музыкантов Виначиа. Самый известный экземпляр создал Антонио Виначиа в конце XVIII века. Оригинал сохранился в музее Великобритании. Схожий инструмент также создал Джузеппе Виначиа.

История мандолины

Изобретения семьи Виначиа носят название неаполитанская мандолина. Отличия от старых моделей — усовершенствованная конструкция. Неаполитанская модель набирает большую популярность к концу XIX века. Стартует массовый серийный выпуск в странах Европы. Желая усовершенствовать инструмент, музыкальные мастера разных стран принимаются за эксперименты со строением. В итоге французы создают инструмент с обратным натяжением, а в Российской Империи изобретают вариант с улучшающей звучание двойной верхней декой.

С развитием популярной музыки популярность классической неаполитанской модели падает. В 30-х годах XX века модель инструмента с плоским корпусом широко распространяется среди джазовых и кельтских исполнителей.

Использование

Мандолина — разноплановый инструмент. В зависимости от жанра и композитора может играть сольную, аккомпанирующую и ансамблевую роль. Изначально использовался в народной и академической музыке. Композиции сочиненные народом получили вторую жизнь с появлением популярной фолк-музыки.

Игра на мандолине

Как играть на мандолине

Перед обучением игры на мандолине начинающий музыкант должен определиться с предпочтительным жанром. Классическую музыку играют моделями неаполитанского стиля, для популярной сгодятся остальные разновидности.

На мандолине принято играть медиатором. Медиаторы различаются размером, толщиной и материалом. Чем толще медиатор, тем сочнее будет звук. Недостаток — сложность игры для новичка. Толстые медиаторы требуют больших усилий при удержании.

При игре корпус ставится на колени. Гриф направляется вверх под углом. Левая рука отвечает за удержание аккордов на грифе. Права рука медиатором извлекает ноты из струн. Продвинутые техники игры можно выучить с музыкальным преподавателем.


31.03.2016

В этом руководстве даются пошаговые инструкции по замене струн наиболее подходящим способом, гарантирующие, что вы можете совершить серьезное праведное заклинивание на своем жителе Нью-Йорка!

Шаг 1

Поместите мандолину на твердую, ровную поверхность с достаточным освещением.

slide

Шаг 2

Осторожно снимите верхний конец струны с тюнера в головке мандолины.

slide

Шаг 3

Отцепите старую струну от хвоста мандолины.

Удалить строку снизу.

slide

Шаг 4

Выберите новую строку, а затем вставьте ее нижний конец через мост на хвосте.

slide

Шаг 5

Закрепите веревку на хвосте, закрепив ее на крючке.

slide

Шаг 6

Потянув за ниточку, натяните ее верхний конец через гайку и в настроечный колышек.

slide

Шаг 7

Проведите линию через элемент настройки в верхней части мандолины, как показано на рисунке. Не забудьте вытащить веревку из бабки.

slide

Шаг 8

Потяните струну вниз, к грифу, и запустите струну под собой.

Плотно потяните за шнур, чтобы он обернулся вокруг колышка для настройки.

slide

slide

Шаг 9

Зажмите веревку над собой, чтобы создать узел.

slide

Шаг 10

Затягивайте регулировочную головку, пока не будет достигнуто желаемое натяжение.

slide

Шаг 11

Обрезать любую лишнюю строку.

slide

Шаг 12

Дополнительно: закрепите электронное устройство настройки на головке мандолины; используйте устройство, чтобы помочь в настройке вашей мандолины.

slide

Шаг 13

Начните качаться вместе со своим Gretsch New Yorker!

slide

Комментарии

Пока еще нет ниодного комментария, оставьте комментарий первым!

Также вас могут заинтересовать


Замена динамика Motorola Droid


Замена руля Trek 820


iPad Mini CDMA Замена батареи


Замена батареи для BlackBerry Z10


iPad Mini 3 LTE Замена левой нижней антенны


Замена фронтальной камеры Nexus 6P

Вам могут помочь

Лаборатория ремонта

г. Москва, Маршала Бирюзова, 34, Мастерская Лаборатория ремонта в Щукино (справа от подъезда вход на цокольный этаж)

Macbooker

Сломалось остальное?

Оставьте заявку на ремонт остальное или просто задайте вопрос мастерам и с вами свяжутся представители сервисных центров для устранения неисправности.

Оставить заявку Задать вопрос

Найти сервис-центр

Помощь в других городах

Полезные мануалы

Нет возможности обратиться в сервисный центр? Тогда попробуйте починить сами с помощью пошаговых инструкций, гайдов и мануалов, которые мы собрали в одном месте.

Случайные инструкции


В этом руководстве мы покажем, как снять заднюю крышку TI-92, чтобы добраться до внутренних компонентов.


Снятие задней панели позволяет получить доступ к различным частям КПК Palm T | X.


Используйте это руководство, чтобы помочь вам перекрасить детали вашего автомобиля или всего автомобиля.

Читайте также: