Логопедическая книжка своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Преодоление различных видов речевых нарушений — процесс долгий, трудоемкий, требующий от ребенка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это дается очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм — создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной и подгрупповой логопедической работы.

При подборе материалов для оформления кабинетов специалисты обычно сталкиваются с двумя основными проблемами:

1) небольшая площадь кабинета (как правило, не более 20 кв. м);

2) отсутствие в продаже готовых пособий для кабинетов специалистов ДОО, отвечающих основным требованиям, предъявляемым к наглядным пособиям для детского сада:

  • материалы должны быть понятными и доступными, соответствовать возрастной категории воспитанников;
  • информация должна соответствовать действительности и не идти вразрез с окружающими нас реалиями;
  • наглядные пособия должны быть оформлены красиво и красочно, детям должна быть интересна информация, представленная в пособии, а яркие картинки — помогать максимально сфокусировать внимание на материале.

Таким образом, выходом из создавшейся ситуации может быть изготовление пособий для кабинета своими руками. При этом учителя-логопеды детских садов руководствуются не только нормами и стандартами. Каждый педагог старается внести в оформление своего рабочего места что-то особенное, необычное и, безусловно, интересное и полезное детям. Хочу представить несколько пособий, используемых для обучения дошкольников грамоте, развитию фонематического восприятия, способствующих овладению детьми звукобуквенным анализом и синтезом. Все пособия выполнены в одном стиле, на пенопластовых квадратных плитках размером 50х50 см. Законченный, яркий и эстетичный вид придает используемая для оформления разноцветная бумажная лента.

Пособие предназначено для развития слухового восприятия, внимания детей к звуковому составу слова, умения подбирать слова, сходные по звучанию, сравнивать и анализировать эти слова, определяя звук, которым они отличаются. Учителем-логопедом организуются игры на определение первого или последнего звука в словах, наличия заданного звука в слове, подбор слов с парными по глухостизвонкости звуками (трава — дрова, катушка — кадушка, козы — косы) и т.д. Кроме этого, дети с интересом выполняют разнообразные упражнения, направленные на изучение слогового состава слова, учатся сравнивать слова по длине (короткая стрелка — короткое слово, длинная — длинное), подбирают слова из двух, трех слогов. Пособие размещено на доступной детям высоте. Картинки легко меняются в зависимости из целей, задач и периода обучения.

Данное пособие является самым любимым у детей, которые уже научились читать. Оно состоит из планшета с тремя прозрачными карманами и набора карточек с ребусами, заданиями и играми с буквами и словами. Игры доступны старшим дошкольникам, они с удовольствием выполняют задания, любят самостоятельно выбирать карточки себе и друг другу.

Это пособие — подсказка для детей, помогающая им научиться различать твердые и мягкие согласные звуки. Оно помогает усвоить простое правило обозначения мягкости согласных на письме: если после согласного в слове стоит буква А, О, Э, Ы или У, то этот согласный звук — твердый, как кирпич. Если после согласного в слове стоит буква Я, Ё, Е, И или Ю, то этот звук — мягкий, как подушка. Дети активно пользуются этой подсказкой при выполнении заданий на звукобуквенный анализ слов.

Назови и сосчитай все гласные (согласные) буквы.

  • Придумай слова из трех (четырех, пяти) букв, используя только буквы из домика.
  • Назови слова, которые начинаются с буквы Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика.
  • Назови слова, которые заканчиваются на букву Р (М, С, К, Н и т.д.), используя только буквы из домика.
  • Составь слово из букв желтого и красного цветов (любые другие цвета).
  • Догадайся, какая буква появилась в домике сегодня, и т.д.

Во всей нашей огромной стране вы не найдете двух одинаковых кабинетов учителя-логопеда. Оформление кабинета — творческий процесс, в который педагог вкладывает все свои знания и умения. Часто хорошее оформление кабинета не требует значительных материальных средств. Достаточно богатой фантазии и большого желания!

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи.

Сегодня в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день считается очень значимой.

Наш народ всегда заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.).

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально, непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков.

По мнению педагогов и психологов, ранний и младший дошкольный возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

В последние годы возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит у телевизора и за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в раннем возрасте.

Для того, чтобы привлечь внимание родителей к воспитанию ребенка, заинтересовать их, я решила использовать так называемые книжки – малышки, изготовленные своими руками (детей и взрослых). Они ярко и красочно оформлены, материал представленный в них, разнообразен и объединен по темам, например, “Осень”, “Мы гуляем на улице”, “Потешки”, “Пестушки”, “Колыбельные для малышей” и др.

Выпуск таких книжек позволяет:

– расширить и обогатить словарный запас речи детей, активизируя их речевое общение;

– научить родителей общаться со своими детьми с использованием ими русского народного слова;

– облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

В настоящее время я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и считаю, что это возраст расцвета творческих талантов (поэтических, писательских, словотворческих). Ни в каком другом возрасте человек не познает мир с такой жадностью, открытостью и постоянством. И чтобы выразить свой эмоциональный мир ребенок должен уметь связно выражать свои мысли.

Поскольку наибольшую мотивацию к общению вызывают интересы самих детей и их повседневные переживания, я стараюсь это учитывать в своей работе с детьми.

Дети сочиняют “свободные тексты” не просто так, а для того чтобы рассказать что-то своим близким, друзьям, то есть, тексты имеют коммуникативную функцию. В случае, когда дети сами не могут написать тексты, они просто фантазируют, рассказывают взрослым, и уже их (взрослых) задача услышать и записать рассказ. Но сначала нужно предложить детям нарисовать, пусть даже, графически (в зависимости от возраста ребенка) придуманное или услышанное. Возможны варианты, когда к картинкам, нарисованным малышам и иллюстрирующими их переживания, воспитатель пишет текст, основанный на том, что рассказали сами дети о своих рисунках. Сделать это может не только воспитатель, но в первую очередь родители или близкие ребенку люди. Такая форма работы позволяет сделать целую серию открытий. Детям необходимо давать “пищу” для ума, тем самым, создавая познавательную активность. Я считаю, что одной из таких форм станет для детей формирование элементарных представлений об информационной культуре.

Именно поэтому в детском саду был организован детский информационный центр “Планета “Ёлочка””. Дети учатся быть журналистами, развивают свою речевую деятельность на более высоком уровне. Они учатся брать интервью не только у детей, но и у взрослых. Иногда во время интервью используется специальные приспособления. Технические помощники: диктофон, микрофон, видеокамера, фотоаппарат, мультимедийный проектор, домашний кинотеатр, это позволяет ребенку чувствовать себя более уверенным и взрослым, способным компетентно решать свои трудности, стать отчасти независимым от взрослых, или похожим на них.

При организации в нашем саду детского пресс-центра “Планета Елочка” мы уделяем большое внимание формам и методам плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Для этого организуются различные формы организации совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Такие как: задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индивидуальных поручений, выставки, семейные конкурсы, совместный выпуск газет, книжек – малышек, создание библиотеки познавательной литературы “Что, где, когда” и другие.

Весьма побудительным мотивом совместной деятельности взрослых и детей, а также развитием журналистики, по моему мнению, является изготовление книг с яркими обложками. Неординарность такого метода, чуткость и эмоциональная восприимчивость детей и яркие красочные обложки книг вылились в волну многочисленных рассказов о животных, о людях, о разных историях как реально существующих, так и придуманных детьми.

Книги могут быть разными. По форме это – стандартная, книга– свиток, книга – блокнот, книга-гармошка, разной формы (животные и т. д.), книга с закладками, книга – коробка, книга с “колесами”; по тематике: праздники, зоопарк, театр, игрушки, все наоборот, каникулы, кулинарные рецепты, загадки, увлечения, пожелания, стихи. Это могут быть и истории о разных предметах как сказочных, так и предметах ближайшего окружения, перевертыши, придумывание сказок, придумывание историй с обязательными словами, “салат” из сказок, что было бы, если бы…., вопрос – ответ, составление рассказов по схеме (с использованием технологии – мнемотехника) и др..

Таким образом, целесообразно значительную часть образовательной работы организовывать одновременно с детьми и родителями. А возникающие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить условия для достижения эффективных результатов.

В нашей работе мы основываемся на следующих принципах:

  • Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;
  • Это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;
  • Помощь, уважение и доверие к ребенку, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;
  • Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми”
  • Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и ДОУ, его промежуточных и конечных результатов.

Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей.

Такая система работы помогает лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в дошкольном учреждении и дома.

Мы не останавливаемся на достигнутом и постоянно совершенствуем формы работы между родителями и дошкольным учреждением, чтобы создать для своих детей обстановку, стимулирующую их полноценное развитие.

Мама каждого малыша знает насколько интересно детишкам разглядывать красочные картинки в книжках. А если картинки можно потрогать, совершать с изображением какие-то действия, извлечь звук из страниц книги — это полный восторг.


Расстаться с такой игрушки малыш добровольно не согласится. Красивые книжки из фетра — это не только интересная игрушка, это ещё и обучающее пособие, источник информации об окружающем мире, тренажер для развития мелкой моторики. Посмотрите на фото книжек из фетра, насколько разнообразными могут быть сюжеты в них.


Содержимое статьи

Материалы для изготовления книги

Основным материалом для изготовления книги является фетр. Он продаётся в листах формата А5, А4, А3.


  • из натуральных (шерсть, пух) и синтетических волокон (акрил, полиэстер), или их смеси;
  • толщиной от 1 мм до 5 мм;
  • жёсткий или мягкий.


Цветовая палитра очень разнообразна. Стоит иметь в виду, что материал из натуральных волокон дороже, чем из синтетических. Цвета натурального фетра будут более приглушенные, чем у того, что сделан из синтетических волокон.


Для придания объёма и жесткости страницам книги используют синтепон, холофайбер, тонкий поролон, картон.








Преимущества фетровых книг

Самый главное достоинство таких книг — каждая мама при желании может сделать такую игрушку-развивашку для своего чада сама, вложив в неё свою любовь и энергию. Детишек постарше можно привлечь к процессу изготовления, а это важный момент в воспитании и развитии ребёнка.






Сюжет для страничек можно продумать вместе с малышом.



Если при изготовлении книги не использовать картон, её можно постирать, высушить, проутюжить и она как новенькая. Фетровые страницы более долговечны бумажных. Порвать их совсем не просто.


Мягкая фетровая книжка приятная на ощупь. Ниже рассмотрим инструкцию, как сделать книжку из фетра.


Сюжеты для фетровых книжечек

В этой статье рассмотрим идеи книжек с описанием для изготовления.


  1. Сказка. Сделайте на развороте книги простенькую сказки, где герои будут съемные (на липучкам или пуговичках). Они могут перемещаться, собирать урожай, строить дом, готовить еду.
  2. Геометрические фигуры разные по размеру, их можно тоже откреплять, переставлять местами. Хорошо сделать их разных цветов.
  3. Аквариум со съемными рыбками. Их можно ловить на удочку или сочком.
  4. Огород. Овощи можно собирать в корзинку и даже делать из них соленья.
  5. Комната с мебелью, одеждой в шкафу, посудой на столе, съёмным постельным бельем….
  6. Магазин.
  7. Зоопарк.
  8. Буквы или цифры.
  9. Пазл: собери из деталей целое.

















Делаем книжку своими руками

Как сделать правильно книжку своими руками рассмотрим подробно.


Этапы работы

  1. придумать сюжеты для страниц, обучающие детали, количество страниц, способы сбора страниц в книгу; изготовить эскизы;
  2. создание выкроек элементов каждой страницы. Можно воспользоваться готовыми выкройками из интернета или взять картинки из детской раскраски;
  3. подсчитать количество материала и фурнитуры;
  4. раскрой и сборка мягкой книжки.


Примерный набор сюжетов для 1 книжки:


Материалы для 1 книжки

Стандартный размер страниц книги из фетра 20*20 см.


  • фетр толщиной 1-3 миллиметра, толще брать не стоит — около 15 листов разных цветов;
  • фурнитура по эскизу;
  • нитки в цвет фетра;
  • липучка;
  • флизелин или дублерин;
  • булавки;
  • пряжа;
  • холофайбер или синтепон.


Раскрой и сборка сюжетов страниц

Для 10 листов книги нарезать 20 квадратов 20*20 нужного цвета, все квадраты продублировать флизелином. Детали композиций вырезать и сшить на швейной машине или вручную. Не съёмные детали настрочить на квадраты, предварительно прикрепив их булавками. Пришить фурнитуру, элементы отделки и креплений съёмных аппликаций.


Нашить все детали и фурнитуру на квадраты. Когда все сюжеты готовы, квадраты сшить попарно вложив внутрь синтепон. Если дублерин достаточно плотный, мягкий наполнитель можно не использовать. Края страниц можно обрезать фигурными ножницами, чтобы вид был эстетическим.


На обложке можно указать имя ребёнка, для которого она шьётся. А можно придумать специальное название для книжечки. Хотя и сама обложка может уже быть с развивающими элементами.


Сборка книги

  • на люверсах;
  • на лентах;
  • с помощью полоски фетра;
  • петельное.














Когда все странички книги полностью готовы, приступаем к сборке. Если выбрано люверсное крепление, нужно пробить дырочки и вставить шнурок или ленту и связать книгу.


При петельном креплении, перед сшиванием 2 квадратов вложить петельки внутрь. Через все петельки продеть шнурок и зафиксировать.


Если выбрали крепление с помощью полоски фетра, сначала скрепите страницы попарно, а затем полоски прошить вместе.


На обложку можно пришить бусинку, а на последний лист петельку. Так книжечка будет фиксироваться на замочек и не распадаться когда это не нужно.

Делаем книжку-игрушку для малыша своими руками!

Дети обожают книжки. А еще они обожают мягкие игрушки. И еще им очень нравится щупать, трогать, тереть, мять материалы разных видов, потому что дети – самые главные исследователи на планете. Сегодня мы рассмотрим книжку-малышку-развивалку, которую наш автор сделала своими руками. Оказывается, это под силу каждой маме.

Итак, вам потребуются:

- фетр (мягкий, жесткий, толщиной 1 и 3 мм),

- ленты разных расцветок и текстур (атласные, репсовые, органза, кружево),

- пуговицы на ножке, кнопки, шнурки, липучки, вдохновение и немного времени.

Готовая книжка - созданная своими руками от начала и до конца.

Для сюжетов можно использовать раскраски, рисунки из интернета.

Сюжеты и распечатки. Фото: Татьяна Кондратьева

Вырезайте и пришивайте разные сюжеты на каждую страничку книжки. Фетр хорош тем, что его не нужно обшивать по краям, он мягкий и приятный наощупь.

Смотрите на фотографии и по образу и подобию попробуйте сшить что-то подобное.

С чего же начать?

- Определяемся с тематикой книжки. Может быть, вы сделаете ее с разными фруктами или веселый счет, где каждая страничка будет посвящена определенной цифре. Можно делать разные сюжеты на каждой страничке. В любом случае, малышу будет интересно играть и развиваться.

- Далее из жесткого фетра толщиной 1 мм (он отлично держит форму, имеет однородную структуру) нарезаем квадраты 15 на 15 см. Размер можете делать любой, смотрите по наличию у вас материалов. Также вам решать, сколько в книжке будет листов. Из 7 получается очень симпатичная книжка с массой ярких головоломок, загадок и других интересностей для ребенка.

- Раскраиваем сюжеты из фетра, флиса и других материалов, которые есть под рукой. Съемные элементы (которые будем доставать и укладывать в кармашки) вырезаем из более плотного фетра.

- Животных можно сделать подвижными. Например, у котика выкроить отдельно лапки и хвостик, а прострочить только тело. И тогда можно играть с котенком в прятки или журить его за хвост, когда мурлыка попытается съесть рыбку, которую не забудьте также добавить к этому сюжету.

С котиком можно играть в прятки! Фото: Татьяна Кондратьева

- Чтобы ребенку было еще интереснее играть с книжкой, добавляйте больше элементов, которые будут отстегиваться, доставаться, прятаться или развязываться.

Пришиваем пуговку. Фото: Татьяна Кондратьева

- Кстати, пришивать пуговицы, кнопки, резинки в таких книжках нужно обязательно с соблюдением следующего правила. С обратной стороны обязательно подкладываем кусочек плотной ткани, через который и закрепляем пуговицы. И пришиваем не менее чем в 10 нитей! Малыш не сможет открутить мелкие детальки, только если вырвет их вместе с куском ткани.

- Когда все готово, сшиваем наши страницы в листы. Можно вшивать ленты, петельки с бусинами по краям, чтобы книжка была еще увлекательнее для ребенка.

- Теперь о сборке книжки. С помощью ручного установщика люверсов (стоит в пределах 300 рублей плюс набор люверсов 50-60 рублей ) делаем аккуратные дырочки. Вставляем ленты или соединительные кольца для альбомов. Хотя, можно сделать дырочки шилом, а края обработать клеем ПВА для плотности.

Главное, не бойтесь! Сам процесс увлекателен не на шутку!

Что развивает и узнает ребенок, играя в книжку?

2. Различать большое/маленькое. Если делаете поляну с цветами, то пусть они будут разного размера. Отлично для этого подходит пирамидка. Фетровые детали можно крепить на липучки или пуговицы.


3. Застегивать-расстегивать. Разные виды застежек. Пуговицы на ножках, магнитные кнопки на маленьких карманах, липучки, ботиночек со шнурками для малышей постарше. Можно вшить молнии (лучше пластиковые).

Деревце, по которому изучаем времена года. Фото: Татьяна Кондратьева

Листья с дерева снимаются легким движением руки. Фото: Татьяна Кондратьева

Главное не забывать основное правило: это не игрушка, а развивающая книжка.

6. Цифры. Для этого упражнения можно сделать счеты с яркими пуговицами, напротив каждого ряда вклеить цифру из фетра. И подергать приятно, и полезно для развития речи. Ну а со временем еще и счет выучите!

8. Артистичность. Пальчиковый театр с персонажами из любимых сказок – отличная игра для заучивания детских стихов и песенок, развития речи.

Главное не забывать основное правило: это не игрушка, а развивающая книжка. И малышу ее нужно давать строго под присмотром взрослых. Не оставляем ребенка с ней ни на секунду одного! Потому что иначе одна большая книжка быстро превратится в 10 маленьких отрывочков.

Главное, не бойтесь! Сам процесс увлекателен не на шутку!

Листаем странички, придумываем сказки, когда малыш сидит за своим столом, это еще и усидчивость развивает, и внимание. Как и с другими игрушками, сначала обязательно покажите ребенку, как играют с книжкой, что от него требуется на каждой страничке. Не ждите, что он сам все поймет. Играйте вместе!

Возрастная категория сайта 18 +

Малыши познают мир , прежде всего , через тактильные ощущения и зрительный контакт. В развивающей книжке , сшитой из разных тканей , кроха найдет столько всего интересного , яркого , приятного на ощупь!

BurdaStyle.ru

Первая книжка малыша: шьём своими руками из лоскутков тканей

Размер текстильной книжки: 20 X 20 см

Вам потребуется:

? 4 разные ткани размером минимум по 45 x 25 см для страниц и различные лоскуты для мелких деталей;

нитки для шитья;

? лоскуты разных объемных прокладок: флизелин Style-Vil, волюменфлиз H 640, волюменфлиз P 120 лоскуты флизелина флизофикса и флизелина H 250;

? 1 неокрашенное деревянное кольцо диаметром 6 см;

? хлопчатобумажный шнур длиной ок. 20 см;

? устройство для изготовления помпонов;

? пряжа двух цветов для помпонов;

? остатки черных ниток для вышивания;

? отрезок ленты велкро лоскут фетра наполнитель

Кроме того:

? карандаш ножницы для бумаги;

? сантиметровая лента или масштабная линейка;

? ножницы для раскроя и маленькие ножницы для рукоделия;

? игла швейной машины, ручная игла для шитья, игла для вышивания с острием;

? ножницы для бумаги;

? шелковая или копировальная бумага;

? трикмаркер (самоисчезающий маркер)


Сладких снов: декоративный мобиль своими руками

Рекомендуемые ткани:

хлопчатобумажные ткани разных фактур и с разными узорами: например, двойная газовая ткань, набивная хлопчатобумажная ткань с покрытием, вельвет в тонкий рубчик, детские ткани с цифрами и/или с животными.

Мотивы

Мотивы ушка, рыбки, лодки и сердца или любые другие мотивы нарисовать на бумаге и вырезать по вычерченным линиям.

Подготовка тканей

Чтобы готовое изделие не село после первой стирки, необходимо выстирать и высушить ткани перед пошивом.

Также предварительная стирка поможет избавиться от нежелательных примесей и остатков краски.

Затем ткани следует хорошо отутюжить — это облегчит раскрой.

Чтобы книга была мягкой и ее удобно было держать в руках, перед пошивом лучше продублировать ткани различными прокладками.

Клеевые прокладки следует приутюжить с изнаночной стороны тканей.

Неприутюживаемые прокладки следует приметывать с изнаночной стороны тканей крупными стежками.

Можно использовать различные прокладки в зависимости от того, насколько объемными вы хотите получить детали.

Читайте также: