Лодка окунь из фанеры своими руками чертежи

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 08.09.2024

Пластиковая, гребная моторная лодка "Окунь" для рыбалки и охоты изготовлена из высококачественных европейских полиэфирных смол.

Лодка обладает высокой поперечной и продольной остойчивостью, позволяющей производить выстрелы из ружья, стоя в полный рост, удобна для рыбалки со спинингом и сетью.

Прогулочная гребная моторная лодка легко входит на волну без забрызгивания кокпита.

Установка двух пар весел дает возможность грести с любой банки, а также в четыре весла.

Гладкая и без зацепов и заусенец палуба (внутренний слой гелькоута) предохраняет от травм и зацепов снастей. Убираемая поперечная банка позволяет без помех расположиться на ночлег в лодке, а устойчивое положение лодки на берегу достигается опорой днища на три точки .

Лодка перевозится на багажнике легкового автомобиля. Лодка сертифицирована ГИМС.

Если вы – заядлый рыбак, или просто не представляете себе теплое время года без отдыха на воде, то небольшое речное судно для вас будет очень уместным приобретением. Однако готовые изделия такого типа стоят немало, а вот самодельная лодка из фанеры достаточно проста – так что есть смысл потратить некоторое время на освоение методики, и затем с минимальными затратами средств и сил собрать небольшой ялик, байдарку или плоскодонку.

В нашей статье мы опишем процесс изготовления такой конструкции, начиная с подбора материала и заканчивая технологией отделки.

Изготовить такое суденышко сложно, но вполне реально

Изготовить такое суденышко сложно, но вполне реально

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

Заготовки для работы

Заготовки для работы

Для постройки судна нам будут нужны:

Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

  • толщина – от 5 до 10 мм в зависимости от конструкции борта. Иногда для усиления внутри устанавливаются элементы из более толстого (до 15 мм) материала;
  • максимальная влагостойкость. Борта лучше всего делать из фенолформальдегидной или бакелитизированной фанеры. Панели на карбамидном связующем также подойдут, но в этом случае понадобится дополнительная влагозащитная обработка, например, оклейка стеклотканью;
  • шлифовка – односторонняя. Из соображений безопасности и надежности шлифованный слой размещается с наружной стороны.
  • фанера толщиной 20-25 мм;
  • обрезная доска аналогичного размера.

К ним относятся:

  • морилки;
  • пропитки с антисептическими и влагозащитными компонентами;
  • лаки и краски.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

Схема склейки фанерных листов

Схема склейки фанерных листов

Методика работы

Сборка корпуса лодки

В этом разделе мы расскажем, как самому сделать лодку из фанеры, пользуясь заготовками, чертежами и шаблонами, подготовленными так, как указано выше.

Инструкция предполагает выполнение работ по следующей схеме:

  1. Вначале с помощью электролобзика или сабельной пилы вырезаем из фанеры все детали . При выпиливании стараемся действовать предельно аккуратно, строго соблюдая размеры – даже расхождение на 1 мм может привести к тому, что при сборке бортов у нас образуются крупные щели, и придется выполнять трудоемкую подгонку.

Перед тем как сделать лодку из фанеры, обязательно проверяем точность подгонки деталей

Перед тем как сделать лодку из фанеры, обязательно проверяем точность подгонки деталей

Совет!
Многослойные детали иногда дополнительно стягиваются саморезами.
При этом длина крепежа подбирается таким образом, чтобы шляпки были заглублены примерно на 0,5 мм, а острые края не выступали наружу.

Кормовой транец

  1. Склеенный или цельный транец устанавливаем на козлы или верстак и прикладываем к нему деревянные заготовки бортов . После этого фиксируем детали струбцинами и сводим фанерные листы на носу, формируя контур лодки.

Начальный этап сборки

Начальный этап сборки

  1. Приступаем к сборке корпуса . Детали крепим либо с помощью шовного материала (проволока, леска), либо с использованием клея. При склеивании стесываем торцы соединяемых фанерных листов под нужным углом и внимательно следим, чтобы не было расхождения бортов в килевой части.
  2. На этом этапе устанавливаем внутрь корпуса шпангоуты . Используя эти детали в качестве распорок, окончательно придаем форму бортам.

Склейка деталей с зажимом струбцинами

Склейка деталей с зажимом струбцинами

  1. Дополнительно укрепляем каркас поперечинами – часть из них будут использоваться в качестве временных распорок, а часть можно будет оставить для формирования настила.
  2. После завершения черновой сборки внимательно осматриваем конструкцию , проверяя, насколько точно сошлись швы, и нет ли необходимости в подрезке каркаса.

Проклейка швов и установка дополнительных деталей

При изготовлении фанерной лодки своими руками этап склейки элементов и герметизации всех швов является одним из наиболее ответственных.

От качества выполнения всех операций напрямую зависит надёжность и долговечность нашего плавсредства, потому действуем очень аккуратно:

  1. Сначала готовим клеевой состав. Нам его будет нужно довольно много, а цена специализированных клеев весьма высока, так что мастера предпочитают использовать самодельное средство на основе эпоксидной смолы и двуокиси кремния (так называемый аэросил). Компоненты смешиваем в пропорции 1:1, а затем с помощью насадки на дрель доводим до консистенции густой сметаны.

Совет!
Состав содержит большое количество летучих токсичных компонентов, потому и процесс его приготовления, и саму проклейку стоит проводить в хорошо проветриваемом помещении с обязательным использованием средств для защиты органов дыхания.

  1. Полученной клеевой массой промазываем все стыки между деревянными деталями. Шпангоуты и распорки перед этим вынимаем.

Почти любая технология изготовления лодки из фанеры предполагает проклейку швов для их герметизации

Почти любая технология изготовления лодки из фанеры предполагает проклейку швов для их герметизации

  1. Вдоль каждого шва внутри корпуса укладываем полосу из стеклоткани шириной около 100 мм. Поверх полосы наносим еще один слой эпоксидно-кремниевого клея.
  2. Когда проклеенные швы полностью высохнут, устанавливаем на место шпангоуты. Фиксируем их на днище и бортах с помощью клея, дополнительно усиливая крепление полосами стеклоткани внахлест.

Когда конструкция будет полностью зафиксирована, приступаем к оборудованию лодки:

  1. На дно укладываем доски настила, размещая их на шпангоутах.
  2. Борта усиливаем дополнительными верхними брусьями, на которых отдельно закрепляем уключины.

Совет!
Каждую уключину фиксируем с использованием широкой фанерной пластины, которая предназначена для равномерного распределения нагрузки при гребле.

  1. В носовой части устанавливаем несколько поперечин. Поверх них укладываем треугольный щит из влагостойкой фанеры, формируя кокпит – закрытое пространство на носу лодки.

Фото почти готовой лодки с приклеенными бортами, установленными шпангоутами и каркасом для кокпита

Фото почти готовой лодки с приклеенными бортами, установленными шпангоутами и каркасом для кокпита

  1. После того как клей полностью высохнет, снимаем лодку с козлов и укладываем на основание днищем вверх.
  2. Шлифуем и обезжириваем швы, после чего промазываем их снаружи тем же клеевым составом, который использовался при внутренней обработке.

Наружная проклейка швов

Наружная проклейка швов

Финишная отделка плавсредства

Нам остается придать нашей лодке привлекательный внешний вид, одновременно защитив ее деревянные детали от воздействия влаги.

  1. Используя шлифовальную машинку, тщательно обрабатываем все поверхности, удаляя выступающие деревянные волокна.

Совет!
Если для работы использовалась шлифованная фанера, то обработке подвергаем только проклеенные швы.

  1. Обезжириваем древесину, нанося на материал растворитель. При этом следим, чтобы состав не повредил клеевые соединения.
  2. Обрабатываем деревянные части влагозащитной пропиткой. Лучше всего здесь подойдут комплексные средства от Tikkurila – они одинаково хорошо защищают фанеру и дерево как от пресной, так и от соленой воды.

Краска для днища и бортов

Краска для днища и бортов

  1. После высыхания пропитки для дерева шпаклюем все швы и неровности, а затем грунтуем лодку.
  2. Окрашиваем борта и днище влагостойкой краской в два-три слоя. Оптимальный расход в данном случае составляет от 1 до 1,5 л на 1 м2 поверхности.
  3. Внутри лодку можно или покрасить тем же составом, или обработать лаком, устойчивым к истиранию и увлажнению.

Внешний вид изделия, готового к использованию

Внешний вид изделия, готового к использованию

После того как краска и лак полностью высохнут, можно приступать к испытанию ходовых качеств нашего судна!

Заключение

Воспользовавшись приведенными выше советами о том, как делается лодка из фанеры, вы сможете своими силами с минимальными финансовыми затратами сконструировать простое, но достаточно надёжное плавсредство. Чтобы разобраться в нюансах, рекомендуем вам внимательно изучить видео в этой статье, а все вопросы, возникающие ходе просмотре и работы, можно будет задать в комментариях к этому материалу.

(с) 2016. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

Самодельные лодки из фанеры

Современные магазины предлагают большой выбор судов для рыбалки и туризма, однако многим любителям ближе самодельная лодка, изготовленная самостоятельно. Она позволит не только значительно сэкономить, но и станет предметом гордости своего хозяина, не говоря о том, что в ее конструкции будет предусмотрено все необходимое и исключено все лишнее. Для сборки такого плавсредства можно использовать фанеру либо натуральное дерево.

Самодельные лодки из фанеры

Терминология: из чего состоит лодка

Киль — главный элемент корпуса, являющийся основой для закрепления всех деталей. Нос лодки называют форштевень, на противоположной стороне конструкции располагается ахтерштевень. Вместе они обеспечивают требуемую жесткость. Поперечные детали, обеспечивающие изгиб корпуса и жесткость, называют шпангоутами.

Борта образуются досками, расположенными над форштевнем и ахтерштевнем, которые при установке конструкции соединяют со шпангоутами. Заготовленный корпус сверху оббивают фанерой, а на дне лодки делают специальный настил, который называется слань.

Материалы и инструменты

  • Фанера — главный используемый материал.
  • Деревянные доски толщиной 25 мм применяют для сидений и распорок. Пригодны для использования мягкие, пористые сорта дерева.
  • Медная проволока (2 мм) годится для промежуточного соединения листов.
  • Полимерный клей или стекловолокно, обладающие водостойкостью, помогают выполнить герметизацию швов.

Обшивка лодки фанерой

  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • ножницы;
  • ножовка по дереву;
  • электрический лобзик для дерева;
  • шлифовальная машинка;
  • струбцины (минимум 3-4);
  • кисти.

Этапы изготовления

Есть несколько способов, как сделать лодку из фанеры. Но вне зависимости от выбранной модели, постройка состоит из одинаковых шагов. Последовательное их выполнение позволит создать красивую и функциональную лодку.

Выбор чертежа

Чертежи для изготовления довольно легко найти, однако стоит заранее определиться с желаемыми размерами и количеством пассажиров. Начинающим лучше выбирать неразборные модели, так как они проще в изготовлении.

Лодки из фанеры под мотор

Не стоит самостоятельно разрабатывать чертеж, не являясь специалистом, поскольку в этом случае процент неудачи очень велик. Выбранный чертеж выполняют на бумаге, проверяют все размеры, а после этого переносят на фанеру и вырезают корпус. Следующим этапом является сборка с обязательным проклеиванием корпуса.

Основные размеры лодки и виды/формы лодок

Лодками пользуются на протяжении многих веков, поэтому есть модели, которые вполне возможно изготовить без масштабного производства своими силами.

Каноэ, лодка-фофан, русский тузик и морская парусная шлюпка имеют ободы двойной кривизны, сложные в изготовлении. Для самостоятельного изготовления намного больше подходят лодки с ободами одинарной кривизны.

Лодка-плоскодонка типа скиф хороша для спокойных внутренних вод. Проста в изготовлении, надежна, отличаются особой легкостью — лодку длинной 4 м поднимет один человек.

Лодка динги подойдет к плаванию по менее спокойной воде (2-3 балла). Она отличается носовым транц-форшпигелем и килеватым днищем. Такая лодка запросто поместится на багажнике автомобиля, весит до 50 кг.

Чертежи лодок из фанеры

Дори — лучший выбор для озера или моря, так как очень устойчивы к волнам.

Характеристики фанеры

Для корпуса рекомендуется применять листы 1-2 сорта с толщиной 5-7 мм. Листы толщиной 12 мм и более используют для киля, шпангоутов и остальных элементов.

Стоит отдать предпочтение фанере, стойкой к влаге и воздействию агрессивных факторов (ФБ или ФСФ).

Во избежание расслоения, ее несколько раз пропитывают водно-полимерной эмульсией, обязательно просушивая между процедурами.

Как соединить две фанеры для удлинения

Найти очень большие листы фанеры довольно сложно, поэтому умельцы самостоятельно изготавливают полосы требуемой длины. Для этого застругивают рубанком усы, которые тщательно шлифуют специальной машинкой или наждачной бумагой, а после склеивают место соединения эпоксидным клеем. Для проверки прочности небольшую полосу сворачивают в кольцо, при этом фанера должна лопнуть в любом месте, кроме стыка.

Основные способы соединения фанеры и дерева

Самодельные лодки

Применяют два варианта соединения деталей: шитье и сборка.

Скифы — лодка своими руками из фанеры, чертежи которой часто даются подетально. Их сшивают на специальных козелках, располагая наиболее прочные швы около носа, так как он более всех остальных подвержен нагрузкам.

Сборка деталей происходит на ровной поверхности. Для ее осуществления выпиливают шпангоуты, заранее делая пазы под киль. Рамки со шпангоутами устанавливают вертикально на раме, закрепляют ободы, киль, форштевень. От киля начинают присоединение обшивки, выполняя дальнейшее строительство после снятия каркаса с рамы.

Чертежи лодки под весло

  • проводят осевую линию;
  • чертят вид сверху и вертикальную проекцию;
  • через равное расстояние вычерчивают шпангоуты;
  • проверяют размеры и симметрию деталей;
  • плавные изгибы проводят по отметкам от борта к килю, используя линейку.

азметка деталей плоскодонки на листе фанеры

Чертежи лодки под мотор

Отметим, что самодельные лодки из фанеры под мотор чертежи имеют аналогичные весельным и парусным. Отличается вид кормы, поскольку на ней происходит установка двигателя. Современные модели делают с нишами, наполненными пеной, во избежание затопления при опрокидывании.

Как переносить изображение с шаблонов на фанеру

Убедившись в правильности чертежей, их переносят на картон для облегчения процесса разметки на фанере. Никаких припусков к деталям чертежа при этом делать не нужно, но допускается вычерчивать футоксы большего размера, уменьшая их при установке.

Технологические этапы изготовления

  • переносят шаблоны на фанеру;
  • вычерчивают детали со шпангоутами;
  • размещают киль;
  • закрепляют форштевень;
  • крепят ахтерштевень (для моторной лодки транцевую доску);
  • настилают на дно фанеру;
  • оббивают борта;
  • проклеивают места соединения деталей;
  • шпаклюют, окрашивают.

Перенос рисунка на деревянную заготовку

Наибольшее внимание стоит уделить правильности переноса чертежа, прочности соединений и качеству их проклейки.

Изготовляем внутренний контур футоксов

От прочности крепления футоксов зависит жесткость всей конструкции. Флортимберс и два футокса — составные части шпангоута, при этом флортимберс располагается на киле и представляет собой основу, к которой крепят днище, а футоксы закрепляют к бортам. Для увеличения прочности предусматривают более широкое место соединения последних, что особенно это актуально при проектировании моторного плавсредства.

Материал для форштевня

Его сложное строение обеспечивает прочность, поскольку на носовую часть приходится основная нагрузка. Материалами для изготовления могут послужить дуб или вяз. Идеален вариант, имеющий натуральный изгиб. При его отсутствии собирают элемент из меньших частей. В первую очередь вырезают деталь по форме корпуса, после стачивают кромки, обеспечивая плотность прилегания.

Конструкция киля

Наиболее легкий в изготовлении элемент. Чаще всего используется доска 3,5 м в длину и 25-30 мм толщины.

Самодельная лодка из фанеры

Бортовые доски

Стоит отдавать предпочтение ровным доскам, длиной 5 метров и шириной 150 мм. Необходимо выбирать ровные доски, не имеющие сучков и подгнивших мест.

Лодки из фанеры под мотор особенности

Не стоит устанавливать мощный мотор с целью повышения скорости. Эта модернизация приведет к лишнему расходу топлива, подвергнет опасности, но не сможет ускорить лодку. В типовых чертежах лодки всегда указывают мощность подходящих моторов.

Транц

Его назначение — закрепление мотора, при этом рекомендуется использовать доску с толщиной 25 мм. При применении фанеры, ее склеивают до достижения необходимой толщины, а в случае необходимости допускается укрепление бруском.

Обшиваем фанерой каркас лодки

Мои самодельные каяки из фанеры

  • используя чертежи, распиливают из фанеры необходимые детали;
  • каркас укладывают, размещая киль сверху;
  • все поверхности подвергают тщательной зачистке;
  • промазывают места соединения клеем;
  • выстилают дно, закрепляя степлером, а после подгонки — гвоздями;
  • детали борта проверяют на плотность стыков и прибивают.

Используем клей

Применение клея необходимо для заполнения швов. Им проклеивают все точки соприкосновения деталей, обязательно замазывая места, куда забивали гвозди.

Стеклоткань, наклеенная поверх фанеры, улучшает прочность, скорость движения и долговечность. Клеят ее от киля к бортам, избегая образования неровностей.

Применяем лак

Если стеклоткань не использовали, то для покрытия лодки можно применять лак. Его с помощью кисточки наносят ровным слоем на всю поверхность. Рекомендуют выполнять данную процедуру в теплую погоду для лучшей пропитки фанеры лаком.

Краска для лодок

Красим лодку

Прежде чем шпаклевать и окрашивать поверхность, стоит дождаться, чтобы стеклоткань просохла. Шпаклевать предпочтительнее готовой синтетической смесью. Поверх высохшей шпаклевки можно нанести грунтовку и слой краски или непосредственно пару слоев краски.

Эксплуатация

От правильной эксплуатации зависит срок службы лодки.

Не стоит хранить ее в воде, поскольку это будет способствовать гниению. После рыбалки или прогулки следует сразу поднимать ее на базу. Считается, что в соленой воде лодки служат дольше. Важную роль играют качество материалов и тщательность обработки соединений.

При повреждении стоит сразу вырезать всю намокшую фанеру и заменить заплаткой подходящего размера. В сырости и влаге фанера разрушается, поэтому рекомендуется хранить лодку в помещении. Хранение зимой на открытом воздухе чревато — недостаточно просохшая древесина раскалывается под воздействием осмоса.

Для предотвращения гниения проводят ежегодную сезонную обработку, подготовку и профилактику корпуса. При хорошем бережном уходе самодельная лодка из фанеры будет радовать долгие годы.

Самодельные лодки из фанеры

огда нужна регистрация лодки?

  • паспорт;
  • ИНН;
  • акт технического освидетельствования;
  • квитанцию об оплате налога за регистрацию;
  • карточку регистрации;
  • регистрационное заявление;
  • чеки об оплате использованных материалов.

При необходимости образцы документов можно найти в сети интернет. Проживающие в глубинке часто игнорируют этот пункт.

Создание лодки из фанеры не слишком трудное. Правильный выбор материалов и соблюдение инструкции помогут изготовить качественную лодку. Небольшая хитрость поможет увеличить прочность конструкции, достаточно будет располагать волокна древесины вдоль корпуса при изготовлении деталей. При надлежащем уходе она будет долго радовать своего владельца.

Если вы – заядлый рыбак, или просто не представляете себе теплое время года без отдыха на воде, то небольшое речное судно для вас будет очень уместным приобретением. Однако готовые изделия такого типа стоят немало, а вот самодельная лодка из фанеры достаточно проста – так что есть смысл потратить некоторое время на освоение методики, и затем с минимальными затратами средств и сил собрать небольшой ялик, байдарку или плоскодонку.

В нашей статье мы опишем процесс изготовления такой конструкции, начиная с подбора материала и заканчивая технологией отделки.

Изготовить такое суденышко сложно, но вполне реально

Изготовить такое суденышко сложно, но вполне реально

Что нам нужно

Набор инструментов

Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

В принципе, набор потребуется простой:

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

  • пила по дереву (дисковая или сабельная);
  • электролобзик с набором полотен;
  • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
  • дрель и сверла разного диаметра;
  • шуруповерт;
  • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

  • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
  • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

Подбор материалов

Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

Заготовки для работы

Заготовки для работы

Для постройки судна нам будут нужны:

Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

  • толщина – от 5 до 10 мм в зависимости от конструкции борта. Иногда для усиления внутри устанавливаются элементы из более толстого (до 15 мм) материала;
  • максимальная влагостойкость. Борта лучше всего делать из фенолформальдегидной или бакелитизированной фанеры. Панели на карбамидном связующем также подойдут, но в этом случае понадобится дополнительная влагозащитная обработка, например, оклейка стеклотканью;
  • шлифовка – односторонняя. Из соображений безопасности и надежности шлифованный слой размещается с наружной стороны.
  • фанера толщиной 20-25 мм;
  • обрезная доска аналогичного размера.

К ним относятся:

  • морилки;
  • пропитки с антисептическими и влагозащитными компонентами;
  • лаки и краски.

Чертежи лодки и перенос их на материал

Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

  1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
  2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
  3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

Схема склейки фанерных листов

Схема склейки фанерных листов

Методика работы

Сборка корпуса лодки

В этом разделе мы расскажем, как самому сделать лодку из фанеры, пользуясь заготовками, чертежами и шаблонами, подготовленными так, как указано выше.

Инструкция предполагает выполнение работ по следующей схеме:

  1. Вначале с помощью электролобзика или сабельной пилы вырезаем из фанеры все детали . При выпиливании стараемся действовать предельно аккуратно, строго соблюдая размеры – даже расхождение на 1 мм может привести к тому, что при сборке бортов у нас образуются крупные щели, и придется выполнять трудоемкую подгонку.

Перед тем как сделать лодку из фанеры, обязательно проверяем точность подгонки деталей

Перед тем как сделать лодку из фанеры, обязательно проверяем точность подгонки деталей

Совет!
Многослойные детали иногда дополнительно стягиваются саморезами.
При этом длина крепежа подбирается таким образом, чтобы шляпки были заглублены примерно на 0,5 мм, а острые края не выступали наружу.

Кормовой транец

  1. Склеенный или цельный транец устанавливаем на козлы или верстак и прикладываем к нему деревянные заготовки бортов . После этого фиксируем детали струбцинами и сводим фанерные листы на носу, формируя контур лодки.

Начальный этап сборки

Начальный этап сборки

  1. Приступаем к сборке корпуса . Детали крепим либо с помощью шовного материала (проволока, леска), либо с использованием клея. При склеивании стесываем торцы соединяемых фанерных листов под нужным углом и внимательно следим, чтобы не было расхождения бортов в килевой части.
  2. На этом этапе устанавливаем внутрь корпуса шпангоуты . Используя эти детали в качестве распорок, окончательно придаем форму бортам.

Склейка деталей с зажимом струбцинами

Склейка деталей с зажимом струбцинами

  1. Дополнительно укрепляем каркас поперечинами – часть из них будут использоваться в качестве временных распорок, а часть можно будет оставить для формирования настила.
  2. После завершения черновой сборки внимательно осматриваем конструкцию , проверяя, насколько точно сошлись швы, и нет ли необходимости в подрезке каркаса.

Проклейка швов и установка дополнительных деталей

При изготовлении фанерной лодки своими руками этап склейки элементов и герметизации всех швов является одним из наиболее ответственных.

От качества выполнения всех операций напрямую зависит надёжность и долговечность нашего плавсредства, потому действуем очень аккуратно:

  1. Сначала готовим клеевой состав. Нам его будет нужно довольно много, а цена специализированных клеев весьма высока, так что мастера предпочитают использовать самодельное средство на основе эпоксидной смолы и двуокиси кремния (так называемый аэросил). Компоненты смешиваем в пропорции 1:1, а затем с помощью насадки на дрель доводим до консистенции густой сметаны.

Совет!
Состав содержит большое количество летучих токсичных компонентов, потому и процесс его приготовления, и саму проклейку стоит проводить в хорошо проветриваемом помещении с обязательным использованием средств для защиты органов дыхания.

  1. Полученной клеевой массой промазываем все стыки между деревянными деталями. Шпангоуты и распорки перед этим вынимаем.

Почти любая технология изготовления лодки из фанеры предполагает проклейку швов для их герметизации

Почти любая технология изготовления лодки из фанеры предполагает проклейку швов для их герметизации

  1. Вдоль каждого шва внутри корпуса укладываем полосу из стеклоткани шириной около 100 мм. Поверх полосы наносим еще один слой эпоксидно-кремниевого клея.
  2. Когда проклеенные швы полностью высохнут, устанавливаем на место шпангоуты. Фиксируем их на днище и бортах с помощью клея, дополнительно усиливая крепление полосами стеклоткани внахлест.

Когда конструкция будет полностью зафиксирована, приступаем к оборудованию лодки:

  1. На дно укладываем доски настила, размещая их на шпангоутах.
  2. Борта усиливаем дополнительными верхними брусьями, на которых отдельно закрепляем уключины.

Совет!
Каждую уключину фиксируем с использованием широкой фанерной пластины, которая предназначена для равномерного распределения нагрузки при гребле.

  1. В носовой части устанавливаем несколько поперечин. Поверх них укладываем треугольный щит из влагостойкой фанеры, формируя кокпит – закрытое пространство на носу лодки.

Фото почти готовой лодки с приклеенными бортами, установленными шпангоутами и каркасом для кокпита

Фото почти готовой лодки с приклеенными бортами, установленными шпангоутами и каркасом для кокпита

  1. После того как клей полностью высохнет, снимаем лодку с козлов и укладываем на основание днищем вверх.
  2. Шлифуем и обезжириваем швы, после чего промазываем их снаружи тем же клеевым составом, который использовался при внутренней обработке.

Наружная проклейка швов

Наружная проклейка швов

Финишная отделка плавсредства

Нам остается придать нашей лодке привлекательный внешний вид, одновременно защитив ее деревянные детали от воздействия влаги.

  1. Используя шлифовальную машинку, тщательно обрабатываем все поверхности, удаляя выступающие деревянные волокна.

Совет!
Если для работы использовалась шлифованная фанера, то обработке подвергаем только проклеенные швы.

  1. Обезжириваем древесину, нанося на материал растворитель. При этом следим, чтобы состав не повредил клеевые соединения.
  2. Обрабатываем деревянные части влагозащитной пропиткой. Лучше всего здесь подойдут комплексные средства от Tikkurila – они одинаково хорошо защищают фанеру и дерево как от пресной, так и от соленой воды.

Краска для днища и бортов

Краска для днища и бортов

  1. После высыхания пропитки для дерева шпаклюем все швы и неровности, а затем грунтуем лодку.
  2. Окрашиваем борта и днище влагостойкой краской в два-три слоя. Оптимальный расход в данном случае составляет от 1 до 1,5 л на 1 м2 поверхности.
  3. Внутри лодку можно или покрасить тем же составом, или обработать лаком, устойчивым к истиранию и увлажнению.

Внешний вид изделия, готового к использованию

Внешний вид изделия, готового к использованию

После того как краска и лак полностью высохнут, можно приступать к испытанию ходовых качеств нашего судна!

Заключение

Воспользовавшись приведенными выше советами о том, как делается лодка из фанеры, вы сможете своими силами с минимальными финансовыми затратами сконструировать простое, но достаточно надёжное плавсредство. Чтобы разобраться в нюансах, рекомендуем вам внимательно изучить видео в этой статье, а все вопросы, возникающие ходе просмотре и работы, можно будет задать в комментариях к этому материалу.

(с) 2016. Копирование материалов сайта возможно без предварительного согласования в случае установки активной индексируемой ссылки на наш сайт.

Читайте также: