Льняное масло для живописи своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Максимальное разнообразие вспомогательных средств произведено именно для масляных красок. Их можно разделить на три типа:

1. СВЯЗУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Связующие используются как обязательный компонент при изготовлении масляных красок, а также как добавка в готовые краски для разбавления, разжижения и увеличения текучести состава. Основными связующими при изготовлении масляных красок являются масла, которые при высыхании образуют пленку. Это льняное, маковое, сафлоровое, ореховое, конопляное, подсолнечное масла. Они отличаются скоростью высыхания, качеством пленки, цветом и тенденцией к пожелтению.

Самое популярное, льняное масло, отличается высокой скоростью высыхания, слабой тенденцией к пожелтению и способностью краски сохранять эластичность в течение длительного времени. При высыхании оно образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях.

Маковое или сафлоровое масло высыхают медленнее, и они лучше сочетаются со светлыми тонами красок. При высыхании они образуют более мягкую пленку, частично растворимую в органических растворителях.

Виды/ Особенности

Время высыхания

Тенденция к пожелтению

2.Уплотненное №1 и №2

образует твердую, прочную, эластичную пленку, нерастворимую в органических растворителях

Тенденция к пожелтению

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

Только как связующее

Образованная пленка менее прочная и эластичная, чем у льняного масла

Практически не желтеет.

Масло также используется для изготовления эмульсионных грунтов и масляных лаков. Введение масла замедляет скорость полимеризации.

Для того, чтобы убрать природную желтизну масла, проводят отбеливание. Чтобы сделать масло более густым, вязким, увеличить его скорость полимеризации (затвердения), масло уплотняют (прокачивают кислородом - оксидируют).

Таким образом:

    • Очищенное = Рафинированное
    • Отбеленное
    • Уплотненное = Полимеризованное = Оксидированное

    2. РАЗБАВИТЕЛИ МАСЛЯНЫХ КРАСОК И ЛАКОВ

    Разбавители масляных красок и лаков служат для уменьшения вязкости красок в процессе работы, а также используются для очистки кистей, палитр и других инструментов.

    Для живописи маслом используются разбавители двух видов:

    2. Уайт-спирит – углеводороды нефтяного происхождения.

    Как правило, их компонуют между собой, создавая различные вариации разбавителей.

    Российские производители предлагаются четыре основных номера-наименования разбавителей масляных красок, определяемых по составу и способу производства.

    Разбавитель №1 - смесь живичного скипидара и уайт-спирита в соотношении 1:1.

    Применяется для разбавления масляных красок, рельефных паст.

    Применяется как разбавитель красок студийного уровня, различных паст и как очиститель кистей, палитр и других инструментов. Для разведения лаков этот разбавитель не применяется, так как у него низкая растворяющая способность.

    Разбавитель №3 - уайт-спирит очищенный.

    Применяется для разведения художественных масляных, алкидных красок и рельефных паст, смывания красок с полотен, палитры и мытья кистей. Отличается от №2 тем, что не имеет запаха.

    Разбавитель №4 – пинен. Основной разбавитель художественных красок и лаков. Является растворителем для смол при изготовлении художественных лаков.

    Наименование

    Разбавитель №1

    Живичный скипидар + Уайт-спирит

    Разбавитель красок + Очиститель

    Для разбавления лака не пригоден.

    Более сильные растворяющие способности, чем у №2/ 3/ 4

    Разбавитель №2

    Разбавитель красок + Очиститель

    Для разбавления лака не пригоден.

    Разбавитель №3

    Разбавитель красок + Очиститель (без запаха)

    Для разбавления лака не пригоден.

    Разбавитель №4

    Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель

    Льняное масло + Смола + Скипидар

    Разбавитель красок + Разбавитель лаков, но не Очиститель+Лак для лессировок

    Зарубежные производители также предлагают большой выбор разбавителей. Основное назначение того или иного разбавителя вынесено в название: Медиум для увеличения текучести; Медиум для увеличения прозрачности, Растворитель масляных красок.

    Каждый из производителей рекомендует использовать с произведенными им красками именно его вспомогательное средство. Только тогда он гарантирует заявленный результат.

    - От применения разбавителя краски осветляются?

    Да, действительно, разбавители осветляют некоторые краски, но после испарения разбавителя краски опять приобретают свойственный им цвет.

    - Разбавители токсичны?

    Да, все органические разбавители, в определенной степени, огнеопасны и токсичны и требуют соблюдения мер предосторожности при использовании. Хранить разбавители следует в плотно закрытых флаконах. Скипидар под воздействием света окисляется, поэтому храниться в темноте или непрозрачной емкости.

    3. ЛАКИ ДЛЯ ЖИВОПИСИ

    В технике масляной живописи существуют четыре группы лаков, различающиеся по своему назначению:

    Это раствор смол в пинене; исключение – копаловая смола, растворенная в льняном масле. Как добавка к масляным краскам используются следующие лаки: Мастичный, Даммарный, Копаловый, Кедровый, Пихтовый. Они улучшают оптические свойства краски, способствуют лучшей связи между грунтом и красочным слоем и между отдельными слоями многослойной живописи, придавая им твердость и эластичность. Произведения, исполненные на этих лаках, будут отличаться почти полным отсутствием пожухания.

    Это раствор смол в активном растворителе. Применяется в качестве промежуточного слоя для предотвращения жухлости и усиления адгезии красочных слоёв. Их задача – освежить работу, создать эффект сырой краски. Состав – масло + лак + растворитель. Например, льняное масло + копал + пинен.

    Здравствуйте, Татьяна! Я начинающий художник, с удовольствием читаю Ваш сайт, нахожу там много интересного. В одной из статей вы упомянули возможность использовать в живописи масло "из магазина", но при определённых условиях, а каких я так и не нашёл. Если возможно расскажите пожалуйста. Сам я пробовал его использовать, если оно свежее только долго сохнет, также был эксперимент с выстаиванием его на окне, но сколько держать тоже не ясно. Спасибо)))"из обычного магазина"

    Эта статья – ответ на вопрос, как использовать льняное масло, купленное в продовольственном магазине или аптеке.

    Я в своей живописи как раз использую такое масло. Оно у меня и отбеленное, и уплотненное. Как я этого добиваюсь?

    Я покупаю льняное масло в аптеке. Там продается масло первого холодного отжима (по крайней мере, так написано на этикетке). Дома я это масло переливаю в небольшие стеклянные баночки. Крышкой я их не закрываю, чтобы внутрь проникал воздух, а просто обматываю их горловины тряпочкой, чтобы внутрь не попадала пыль и чтобы влага могла испаряться.

    Затем я выставляю баночки на лоджию, в старые книжные полки, закрывающиеся подвижными стеклами. Стекла я до конца не задвигаю, опять же для того, чтобы воздух поступал и влага не задерживалась. На каждой баночке я пишу дату, когда я в залила масло, чтобы не забыть и не взять случайно для работы свежее масло. Всегда беру самое старое. Чем дольше оно стоит, тем лучше.

    Делаю я это как летом, так и зимой, поскольку масло все равно стоит у меня там годами. И солнце его обрабатывает, и мороз свою лепту вносит.

    Периодически я сливаю масло, чтобы избавиться от осадка. Я просто переливаю отстоявшееся масло в другой (чистый) пузырек, а прежний выкидываю.

    Масло так и стоит у меня на лоджии годами, а я, по мере надобности, просто отливаю нужное мне для работы количество.

    Разбавители для масляной живописи

    Масляные краски представляют собой пигменты различных цветов, растертые до порошка, которые затем на масляной основе замешивают в краску нужной консистенции и густоты. Масляная живопись называется так потому, что в основе таких красок лежит льняное масло.

    Из-за того, что масло обладает водоотталкивающими свойствами, не получится смешивать и разводить эти краски как акварель или акрил при помощи воды. Специальные растворители на основе масла, уайт-спирита и пинена позволяют уменьшить концентрацию пигмента или смешивать разные краски между собой. От выбранного разбавителя также может зависеть сохранение качества написанной работы.

    Для комфортной и быстрой работы с масляными красками существует несколько типов разбавителей, различных по составу.

    Льняное масло


    Льняное масло широко используется для живописи, так как почти не имеет запаха и совершенно безопасно для здоровья. Краски смешиваются хорошо, сохраняя яркость и густоту, и высыхают достаточно быстро - примерно за неделю, если в помещении нет сырости. Льняное масло расходуется медленнее, чем другие разбавители, поэтому является экономичным вариантом. Минусом этого растворителя является отсутствие лака в составе - это дает матовую, без блеска, поверхность слоя краски после высыхания и меньшую устойчивость к разрушению со временем.

    Художественный лак


    Художественный лак придает краскам яркие цвета, прочность слоев и эмалевый блеск. Работы, которые написаны на лаке быстро сохнут, но мазки теряют фактурность, получают декоративный вид, поэтому такой метод обычно используется для написания миниатюр. Также существуют специальные лаки для лессировки - они быстро закрепляют слой краски, позволяя наносить поверх него другой. Существуют различные виды лаков: мастичный, даммарный, пихтовый.

    Разбавитель "Двойник"


    Разбавитель "Двойник" в его основе используется льняное масло, но добавляется небольшая доля лака для живописи (например, кедрового или пихтового). Такой разбавитель делает краску гуще, она лучше смешивается, увеличивается скорость высыхания слоев. Также после окончательного просушивания получается более прочный красочный слой, долго сохраняющий живописные качества. Цвета остаются яркими и глубокими, а поверхность мазков ровно отражает свет, лучше сохраняя характерный блеск масляной краски.

    Уайт-спирит


    Уайт-спирит - распространенный растворитель для самых различных красок, его можно найти не только в художественном, но и в любом строительном магазине. Уайт-спирит также отлично подходит для мытья кистей и палитры, снятия засохшего слоя краски, обезжиривания холста. Эффективно разбавляет краску и быстро испаряется, красочный слой получается тонким и быстро высыхает, но при этом уайт-спирит влияет на масляные краски, нарушая их состав и связующие качества. Поэтому недостатком этого растворителя является непрочность получившегося красочного слоя и матовость поверхности. Кроме того уайт-спирит может иметь резкий запах, который при долгой работе вызывает дискомфорт.

    Отличный вариант - Lakka Bensini от Tikkurila. Приемлемый по цене и с минимальным запахом.

    Пинен


    Этот разбавитель изготавливается на основе скипидара, но в отличие от него прозрачен, не имеет запаха и не вызывает пожелтения красок. Пинен очень качественно разводит краски, на нем удобно замешивать цвета, красочный слой получается прозрачный, небольшой густоты и быстро высыхает, позволяя накладывать новые мазки поверх без опасности смешивания. Это очень удобно, если картина должна быть написана в ограниченные сроки, но если пользоваться при работе только пиненом, поверхность краски при высыхании станет матовой и не будет достаточно долговечной.

    Разбавитель "Тройник"


    Содержит в своем составе сочетание трех компонентов - масла, лака и разбавителя. Масло придает мазкам густую консистенцию и помогает равномерному смешиванию краски, разбавитель (чаще всего пинен) увеличивает скорость высыхания красочных слоев и готовой работы, лак способствует прочности красок и помогает сохранить блеск и насыщенность цветов. Из всех разбавителей "Тройник" используется чаще всего и пожалуй является самым оптимальным выбором для эффективной и быстрой работы с масляными красками.

    Заключение

    Очень часто в масляной живописи применяются различные сочетания разбавителей и лаков - во многом это зависит от задачи, которую нужно решить и количества времени на работу. Например первый слой краски обычно замешивают на лаке - это придает ему прочность и лучшую связь с грунтом холста. Последующие слои можно писать с большим количеством разбавителя, чтобы просушка не занимала много времени.

    Все виды растворителей, кроме натуральных масел, умеренно токсичны и представляют некоторую опасность для здоровья. Поэтому во время работы необходимо делать перерывы и регулярно проветривать помещение. Также лучше выбирать для живописи разбавители без запаха. Хранить разбавители нужно в темном прохладном месте, и обязательно следить, чтобы крышки были плотно закрыты.

    Какими разбавителями пользуетесь вы? Если есть чем поделиться - пишите в комментариях! ;)

    Когда мы говорим о живописи, то почти всегда имеем в виду масляную живопись. Однако, она не всегда была самой популярной. Часто можно встретить информацию, что масляную живопись изобрел Ян ван Эйк. Однако, это не так. Масляные краски были известны задолго до Северного Возрождения. Ян ван Эйк усовершенствовал состав краски и сделал ее широко употребляемой.

    Так что же такое, масляная живопись? Это живопись масляными красками, которые состоят из пигмента и масла (преимущественно льняного) в качестве связующего вещества. Растворителем традиционно выступает скипидар. Кто хоть раз в жизни испытывал запах скипидара может представить себе, что такое писать картины с таким растворителем. Благодаря химикам, сейчас существуют растворители без запаха и можно рисовать без страданий.

    Еще одно спасибо химикам следует сказать за краски в тубах, которые можно купить в любом художественном магазине. Старые мастера сами изготавливали краски. Сейчас этот факт облегчает атрибуцию картин.

    Льняное масло создает на поверхности картины твердую, эластичную, не растворимую в органических растворителях пленку. Такое масло проходит долгий путь обработки, чтобы стать пригодной для живописи. С нее убирают белковые вещества и другие структуры, которые могут влиять на качество краски. Однако, следует помнить, что картины написаны на основе льняного масла могут со временем желтеть, особенно, если им будет не хватать света.

    Для того чтобы льняное масло помогало создавать красивые картины, а не портило их, надо знать основные пропорции и правила его использования в различных слоях живописи. Этими знаниями с Вами с радостью поделятся наши профессиональные художницы на мастер-классах масляной живописи.

    Кроме льняного масла иногда используют маковое или ореховое. В современном мире это связано с предпочтениями художника. Картины написаны на основе льняного масла и растворителей без запаха высыхают за несколько недель. Однако, процесс высыхания зависит от многих факторов:

    • температура воздуха;
    • наличие солнечного света;
    • влажность воздуха;
    • количества краски на холсте.

    Именно поэтому, мы просим всех наших гостей подписывать картины и звоним, когда картина высыхает. Ведь процесс высыхания масляных красок индивидуальный для каждой картины.

    Еще один не маловажный момент для живописи масляными красками — это использование разбавители. Масляные краски не водорастворимы, поэтому они требуют специальных разбавители. Разбавители делают масляные краски более жидкими и легкими в использовании. Обычно, на палитру крепится масленка, состоящая из двух емкостей: в одну — наливают льняное масло, а в другую — разбавитель. Разбавители могут увеличивать или уменьшать срок высыхания краски.

    Следует помнить, что скипидар при окислении приводит к пожелтению красок со временем. В отличие от пинена, который является составной частью скипидара, но без смолистых веществ. Именно этот очищенный вариант скипидара – пинен, почти не желтеет из-за того, пинен окисляется значительно меньше, чем скипидар. Однако, пинен уменьшает яркость краски. Поэтому с его использованием также следует быть осторожным.

    Сочетание отбеленного, рафинированного льняного масла с уайт-спиритом и сиккативом (вспомогательное соединение для масляных красок, которое ускоряет высыхание — обычно это соли кобальта, марганца, кальция) делает краски более прозрачными и позволяет получать тонкие переходы оттенков.

    Запах неочищенного разбавителя невероятно сильный. Им лучше не пользоваться беременным и людям, страдающим от головной боли, а также тем, кто имеет проблемы с дыхательными путями. К счастью, сейчас есть очищенные разбавители без запаха, что очень облегчает творческий процесс.

    Читайте также: