Лингвистический анализ как сделать

Добавил пользователь Cypher
Обновлено: 08.09.2024

Для достижения поставленной цели был написан програмный код, получающий на входе текст, скажем, романа, и выдающий на выходе более тысячи различных его статистических характеристик, среди которых:

Для определения значимых в формировании авторского лингвопрофиля характеристик были построены их функции распределения плотности вероятности. Выяснилось, что подавляющее большинство характеристик имеет нормальное Гауссово распределение.

Ma(W) = (Mb1(W)*WCount(b1)+Mb2(W)*WCount(b2)+ . +MbN(W)*WCount(bN)) / (WCount(b1)+WCount(b2)+ . +WCount(bN))

, где MbX(W) — среднее значение параметра W для произведения X, WCount(bX) — вес = количество слов в произведении X.

Таким же способом, используя количество слов в произведении как вес слагаемого, посчитаем среднеквадратическое отклонение характеристики W от среднего Ma(W):

Sa(W) = Sqrt(((Mb1(W)-Ma(W))^2*WCount(b1)+(Mb2(W)-Ma(W)^2*WCou nt(b2)+ . +(MbN(W)-Ma(W)^2*WCount(bN)) / (WCount(b1)+WCount(b2)+ . +WCount(bN)))

Формула выглядит нечитаемо, за что прошу прощения. Рисовать в графике лень. Просто скажу, что это та же средняя сумма квадратов разностей, только в весовых долях, как и в формуле среднего.

Среднее значение и среднеквадратичное отклонение каждой характеристики являются минимально необходимыми и достаточными критериями для формализации функции распределения. Теперь мы можем графически отобразить распределение значений W для трёх наших авторов:

Теперь представим, что нам в руки попался неизвестный текст, и нам нужно узнать кто его автор. Вот мы определили значение характеристики W для этого текста и, допустим, оказалось, что оно чуть меньше, чем M1. Глядя на график, не сложно сделать вывод, что такое значение W характерно скорее для автора 1, чем для автора 2 либо автора 3. Но если мы получили значение, лежащее в диапазоне [M2..M3], то это означает, что текст может принадлежать либо автору 2, либо автору 3 (вероятность того, что текст принадлежит автору 1 существует, но крайне мала). Это значение попадает в область неопределённости, где пересечение плотностей вероятностей разных авторов очень велико. Эти области на рисунке закрашены серым. Исходя из этого, полагаем, что чем больше пересечение интегралов плотностей вероятностей, тем менее W характеризует авторский стиль (существует много авторов с близкой по значению характеристикой W, и сложно по значению W анализируемого текста определить автора). Если же графики плотностей вероятностей разных авторов удалены друг от друга и их пересечение крайне мало, то считаем, что W можно считать весомой характеристикой авторского стиля. Но что тогда считать её весом.

Вычислять пересечение интегралов — задача не из лёгких и достаточно ресурсоёмка. Автором предложено простое, но эффективное альтернативное решение. За вес принимается отношение среднеквадратичного отклонения средних значений M1, M2, M3 . к усреднённому по всем авторам среднеквадратичному отклонению величины. Таким образом, вес характеристики тем выше, чем больше разброс авторских средних и чем у'же область распределения значения характеристики для каждого автора. Практика показала, что характеристики с весами выше 0.7 являются оптимальным (с точки зрения распознавания автора) множеством, характеризующим авторский стиль.

Для вычисления вероятности того, что текст принадлежит тому или иному автору, имея под рукой таблицу весов всех характеристик, достаточно лишь посчитать средневзвешенное значение авторской функции распределения по всех характеристикам текста.

Рейтинговые таблицы и корреляция характеристик

Подобные цели Лаборатория Фантастики перед собой не ставит. Даже если результаты анализа говорят о том, что текст автору не принадлежит, мы не смеем брать это за утверждение. Пусть посетитель Лаборатории Фантастики сам, на основе результатов проделанной нами работы, посеет зерно подозрения в своём пытливом уме, и, если ему это нужно, пусть сам проведёт расследование. Мы же не хотим ни в кого тыкать пальцем.

Где мы берём тексты для анализа


- Да, наш язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

- А какова практическая цель нашего занятия? (Подготовка к ЕГЭ)

- У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

3. Комплексная лингвистическая работа с текстом

1) Знакомство с текстом.

Он почувствовал облегчение оттого, что принял решение жить, как живет Стая. Распались цепи, которыми он приковал себя к колеснице познания: не будет борьбы, не будет поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

- Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты, чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

- Как можно озаглавить? (Радость Познания – главный герой изучает на себе возможности управления в полете на большой скорости.)

- Какова идея текста? (Только тот, кто стремится к знанию, может достичь совершенства и испытать настоящее счастье).

- К какому стилю относится данный текст? (К художественному).

- Определите тип речи. (Повествование).

- На сколько микротем можно разделить текст? (Текст можно разделить на 4 микротемы: решение смириться и быть как все; озарение; проверка догадки; радость открытия).

- Какая связь между предложениями? (Параллельная, смешанная, в последнем абзаце – цепная).

- Работать будем в парах и группе.

РАБОТА В ГРУППАХ.

I группа

II группа

III группа

- Что значит выражение “распались цепи”? Какова его роль? Почему автор его употребляет? (Герой свободен).

- Толкование слов “пике” и “радость”. Подберите к ним синонимы и антонимы. (Пике - полет самолета вниз с нарастающей скоростью под углом от 30 до 90 градусов к земной поверхности; антоним – взлет. Радость – внутреннее чувство удовольствия, веселого настроения и счастья; антоним – горе).

- Найдите в тексте крылатое выражение. Какова его роль? (Крылатое выражение - благие намерения. Главный герой не предавался унынию - он действовал).

- Какие профессионализмы из речи летчиков использует автор для раскрытия смысла происходящего? (Полет, крылья, высота в футах, скорость в милях в час, отвесное пике, управление, пикировать).

- Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Цветовые

Эмоциональные

  • Тревожный глухой голос.
  • Крошечное, совсем маленькое крыло.
  • Стремительный, ураганный ветер.
  • Смирение, озарение и восторг от открытия, радующего душу.
  • колесница познания,
  • луна и отблески света, которые играют на воде и прокладывают в ночи дорожки сигнальных огней,
  • ветер оглушительно ревел у него над головой,
  • угрызения совести.

Вывод: придают поэтичность и возвышенность произведению.

  • он пронесся над волнами, как пушечное ядро,
  • подставил ветру только узкие, как кинжалы, концы.

Вывод: помогают ярче представить действие и признак.

Контекстуальные антонимы:

  • тревожный глухой голос – приятно, все так мирно и спокойно,
  • не голова, а вычислительная машина

Вывод: автор противопоставляет различное состояние героя при принятии важных решений.

  • семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сто сорок миль в час!
  • стремительный, ураганный ветер.

Вывод: рисует вихрь радости и ликования в душе героя.

Вывод: повторы усиливают процесс познания.

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
  2. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
  3. Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
  4. Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
  5. Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

2. Непроверяемые гласные и согласные:

3. о-е после шипящих в корне слова

4. правописание приставок:

5. пре- и при-:

6. НЕ –НИ с разными частями речи:

- не голова, а машина

- не задумываясь ни на минуту

- Слова какой части речи чаще используются в тексте? Почему?

- Существительные, обозначающие предмет. Автор показывает, как меняется настроение героя (облегчение, решение, цепи, луна, отблески, ветер, миль, скорость и т.д.)

- Глаголы условного наклонения (были бы, была бы, было бы), в одном случае автор использует форму повелительного наклонения в значении условного (родись ты, то есть если бы ты родился). Помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

- Глаголы – действие предмета. Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида, которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Числительные и наречия

Числительные

Наречия

Помогают передать состояние героя, чтобы мы могли себе ярче представить его состояние.

Вывод: морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

  1. Расставьте знаки препинания, объясните их.
  2. Выделите основы предложений.
  3. Найдите все виды осложнения предложений.
  4. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
  5. Какова роль восклицательных предложений?
  6. Для чего в тексте используются бессоюзные сложные предложения?

Он почувствовал облегчение оттого что принял решение жить как живет Стая. Распались цепи которыми он приковал себя к колеснице познания не будет борьбы, не будет поражений. Как приятно перестать думать и лететь в темноте к береговым огням.

- Темнота! – раздался вдруг тревожный глухой голос.

- Спустись! Чайки никогда не летают в темноте. Родись ты чтобы летать в темноте, у тебя были бы глаза совы! У тебя была бы не голова, а вычислительная машина! У тебя были бы короткие крылья сокола!

Там в ночи на высоте ста футов, Джонатан Ливингстон прищурил глаза. Его боль его решение – от них не осталось и следа.

Ветер оглушительно ревел у него над головой. Семьдесят миль в час, девяносто, сто двадцать, еще быстрее! Сейчас, при скорости сто сорок миль в час, он не чувствовал такого напряжения, как раньше при семидесяти; едва заметного движения концами крыльев оказалось достаточно, чтобы выйти из пике, и он пронесся над волнами, как пушечное ядро, серое при свете луны.

Благие намерения позабыты, унесены стремительным, ураганным ветром. Но он не чувствовал угрызений совести, нарушив обещание, которое только что дал самому себе. Такие обещания связывают чаек, удел которых – заурядность. Для того, кто стремится к знании и однажды достиг совершенства, они не имеют значения.

Индивидуальная работа (два человека у доски).

  1. Выписать восклицательные предложения, дать характеристику.

Вывод: речь героя состоит из восклицательных предложений, в которых заключено напоминание о цели полета.

Бессоюзное сложное предложение рисует мгновенную смену событий. Оба простых предложения в составе этого сложного являются односоставными: первое – назывное, второе – безличное. От статичности, неподвижности принятого решения – к молниеносному движению, которое происходит как будто без участия главного героя, помимо его воли, само по себе – поэтому и предложение безличное.

Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя радость открытия ночного полета. Все происходит на одном дыхании неразрывно, едино.

Автор сумел передать в эпизоде основную идею всей повести: только тот, кто не боится быть не таким, как все, и идёт за своей мечтой вопреки всему, сможет быть по-настоящему счастливым сам и сделать счастливыми других.

4. Домашнее задание Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.


Основные задачи лингвостилистического анализа текста:

раскрыть замысел автора,

осознать смысл произведения,

определить концептуальную и функционально-эстетическую значимость отдельных языковых единиц.

Лингвостилистический анализ текста может быть использован при изучении грамматики, стилистики, культуры речи, чтения, аудирования и др.

План лингвостилистического анализа:

I. Тема.

ІІ. Идея.

III. Форма:

1. стиль текста;

2. тип текста;

3. композиция;

4. лексические средства выразительности;

5. стилистические фигуры речи;

6. синтаксический строй (способ связи предложений в тексте, преобладание сложных или простых предложений и др.)

Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.

Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который бы его до конца понял, нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии. Его простота и доступность подчас как бы скрывают от глаз те огромные духовные глубины, которые в нём подспудно содержатся.

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит, причём он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа.

Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.

Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен. А Есенин был обнажённой совестью нации. ( Е.Винокуров.)

Тема этого текста – размышление о личности Есенина и его значении в судьбе русского народа.

Текст принадлежит к публицистическому стилю, художественно-публицистическому жанру. Тип текста – рассуждение, включающее тезис (первый абзац), аргументы (3, 4, 5 абзацы) и вывод (последний абзац), поэтому мы можем говорить о том, что здесь реализована полная схема рассуждения. Предложения в этом тексте преимущественно сложные, как и положено в рассуждениях. Способ связи предложений – различные виды цепной связи: лексический повтор (Можно с уверенностью сказать, что в мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации и пользующихся безграничной любовью народа. Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора.), цепная синонимическая (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина? Ведь это очень сложный поэт, и нет человека, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии.) и различные виды цепной местоименной (Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту. Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит…Есенин – певец любви. Эта тема тоже близка каждому человеку.). Связь между абзацами параллельная анафорическая:

Есенин – это национальный мыслитель, и этим прежде всего определяется любовь к поэту…

Есенин – великий художник интуиции, и это тоже определяет особое отношение народа к творчеству поэта…

Есенин – певец любви…

Эту особенность уже можно отнести к стилистическим фигурам. Из стилистических фигур речи, использованных в тексте, можно назвать следующие:

сравнение: В мире мало поэтов, являющихся, подобно Есенину, душой нации; Мысли Есенина рождаются вместе со взрывом эмоций – они подобны ослепительным вспышкам; Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви;

риторический вопрос: Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?;

лексические повторы: Всей своей великой интуицией художника он безошибочно угадывал правду, писал только правду, ничего, кроме правды…; Поэт…требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания;

антитеза: Есенина любят разные слои общества: молодёжь и старики, рабочие и профессора; Он мыслит по самым существенным проблемам мира, которые так волнуют человека: о жизни и смерти, о крестьянстве, о русской истории, о судьбе отдельной личности и всего народа;

синонимы: Смотрите, как он масштабно и крупно мыслит; …нет пока и критика, который смог бы объяснить и прокомментировать всё богатство содержания есенинской поэзии;

развёрнутая метафора: Поэт – это сейсмограф, компас. Он передаёт колебания эпохи, он философ, мы по нему определяем пути истории, силу подземных толчков. Надо только, чтобы этот сейсмограф был чуток, компас – точен.

метафора (обычная): взрыв эмоций, духовные глубины, обнажённая совесть – это уже лексические средства образности данного текста. Сюда же относятся и эпитеты: безграничная любовь, глубокие духовные прозрения, великая интуиция художника.

Домашнее задание

Выразительное чтение текста. Сделайте лингвистический анализ текста

Стихия и труд.

Япония – это страна, где природа и человек состязаются в неистовстве. Здесь постоянно даёт о себе знать необузданность стихийных сил. Но здесь же на каждом шагу видишь следы упорного труда – нечеловечески человеческого.

Природа здесь не только жестока, но и скупа. Пять шестых японской земли составляют крутые горные склоны. И лишь одна шестая остаётся человеку: тут и поля, возделанные, словно клумбы, и города, и заводы. Япония столь же гориста, как и Швейцария, но её равнинная часть заселена в пять раз плотнее. Порой кажется, что несметная рать гор захватила эту страну ля себя, оттеснив людей к побережью.

Потребовался поистине подвиг бесчисленных поколений земледельцев, чтобы превратить горные склоны в уступчатые террасы рисовых полей в чайные и тутовые плантации, чтобы, возделав каждый клочок земли, кормить сто с лишним миллионов человек, имея на всю страну лишь шесть миллионов гектаров пашни.

Даже воды внутренних заливов заштрихованы тёмными полосами, словно борозды вспаханных полей. Это плиты, к которым под водой привязаны корзины с жемчужными раковинами. Жемчуговодство олицетворяет собой способность японцев находчиво восполнять скупость недр своей страны.

Примерный лингвистический анализ текста

Какого типа речи текст перед вами?

Какова композиция текста?

Каков характер связи предложений текста ?

С помощью каких средств осуществляется связь между предложениями в тексте ?

К какому стилю речи относится текст (Какова тема текста?)?

Какова идея текста (основная мысль)?


-75%

лингвистический анализ текста

Например, лингвистический анализ текста. Звучит ооочень серьезно. Уже одно название может пагубно повлиять на незакаленные языковыми боями умы. Зачем пугать людей? Мне ученики здоровые и счастливые нужны))

Однако умение анализировать текст и понимать его устройство – штука важная и нужная. И для эффективной интерпретации текстов при чтении (например, статей из английских журналов), и для самостоятельного написания разнообразных опусов; и в обычной жизни, и на международных экзаменах по английскому (например, IELTS).

Так что преподавателям предлагаю тоже не утомлять учеников терминами, а ученикам настойчиво рекомендую забыть все, что вы только что прочитали, и запомнить то, что прочитаете ниже.

Покажу пример лингвистического анализа текста с упражнениями и заданиями, которые можно использовать на уроках английского. Если вы изучаете английский самостоятельно, не стесняйтесь, сделайте все упражнения, потом гордиться собой будете))

Текст отлично вписывается в эту страницу учебника для уровня Intermediate. На более низких уровнях, думаю, не стоит его использовать.

тема по английскому family

Тема family, а конкретнее, что ждет семью в будущем и какие тенденции уже наметились. В учебнике вводится новая лексика – всевозможные родственники (те, которых еще не освоили на ранних уровнях – half-brother, stepmother…) и разные виды семей (single-parent family, a family with an only child…).

Упражнения к тексту

Начнем издалека. Прочитайте, сформулируйте для себя основную мысль.


А теперь прочитайте еще раз: ничего не бросается в глаза?

Забавно, но обычно, пока не задашь этот вопрос, никому ничего никуда не бросается)) Стоит спросить, как тут же наступает массовое прозрение.

В приведенном отрывке сильно западает главное качество – связность текста.

Много повторов, мало средств связности. Перечитайте текст еще раз более прицельно, найдите предложения и фразы, выбивающиеся из общего повествования и усложняющие понимание.

плохой текст на английском пример

Теперь попробуем восстановить мировой порядок текст. Пока мы еще учимся, не будем сразу бросаться на амбразуру и пытаться делать это полностью самостоятельно, а то еще хуже наворотим, а просто заполним пропуски наиболее подходящей фразой.


Восстановили, разобрались, почему именно так. Упражнения для практики связности текста можно скачать здесь.

Пора заняться собственно лингвистическим анализом. Начнем с лексики.

Лексический анализ текста

Попробуем сгруппировать слова и выражения по какой-то общей теме (lexical fields). Вот что получилось у меня – разными цветами я выделила слова, принадлежащие к разным лексическим полям:


текст с разметкой лексических полей

Кроме того, по наличию слов, характерных для научного стиля, можно сделать вывод о том, что автор пытается придать своему тексту немного академичности, и о том, что это явно не чтиво из желтой газетенки. А о том, что это все-таки публицистика, сигнализирует местоимение – as we know it и наличие разговорных выражений – chic, give up on their dream.

Так как данный отрывок очень короткий, достаточно невооруженного взгляда, чтобы быстро найти и посчитать все слова по теме. Для длинных опусов можно воспользоваться специальной программой для частотного анализа , которая точно скажет, какие слова и в каком количестве встречаются в тексте.

Наш фрагмент заканчивается вопросом, что намекает на то, что дальше должно быть продолжение, отвечающее на поставленный вопрос. И на самом деле – это вступление к статье. Всю ее анализировать не будем, а то совсем закопаемся в лингвистических дебрях))

Итак, лексический анализ помог нам не только выявить основную тему текста, но и точно определить его стиль, жанр и происхождение. Чудеса, да и только.

Синтаксический анализ текста. Средства связности

А теперь займемся синтаксическим анализом, в особенности средствами связности текста. В красиво и грамотно составленном тексте все связи можно проследить чуть ли не стрелочками. Этим и займемся.

средства связности

Чтобы не повторять еще раз every person, используем местоимение them. Заметьте множественное число – такой стандарт, чтобы не приходилось выбирать между him и her.

средства связности текста

Слово still отсылает назад, к in the past, и без него было бы неуместно. И наоборот, потому что есть in the past, нужно какое-то развитие мысли – появляется still. Такое вот налаживание связей))

указательное местоимение

А здесь мы пытаемся избежать повтора, который видели в самой первой версии, о том, что people still consider nuclear family to be the main and traditional pattern. Мы уже прочитали о nuclear family, и местоимение that не вызывает трудностей при интерпретации, мы знаем, о чем идет речь.

притяжательное местоимение

Тут все просто, man and woman (they) and their children. Местоимения – самый доступный и очевидный способ добавить тексту связности.


Известная синтаксическая структура, более известная изучающим английский язык по такой модели:

I like rock music

Вот и здесь она помогает избежать повтора о том, что times change and people's minds change. Хорошо, что придумали такую структуру))

придаточные предложения в английском

К основной мысли (главному предложению) Various elements are challenging the nuclear family structure добавляем связанную с ней по смыслу вторую мысль (придаточное предложение) с помощью which.

местоимения для связности текста

Чтобы не повторять громоздкое перечисление элементов, бросающих вызов традиционной семье, используем ссылку these и заменяем слово elements на контекстуальный синоним factors, опять-таки, чтобы избежать повтора elements.

местоимение it

Тут все предельно просто. Да и вообще синтаксический анализ не так страшен, как контрастивный кажется по названию.

связность текста в английском

Снова все просто: adoption – it.

синтаксические структуры в английском

Оборот especially with celebrities like.. может показаться странным, но он типичен для английского, добро пожаловать в реальность)) А подробнее о like, который в английском языке очень многофункционален, здесь.

cohesive devices

Another отсылает к двум вещам: к первой упомянутой модели (adoption) и к следующей (single women who adopt). Не будь в тексте adoption, и another бы не появилось. Точно так же нельзя сказать another pattern has emerged и после этого замолчать. Требуется продолжение, какая такая другая модель появилась?

местоимение they

Избегаем повторения громоздкой фразы single women who adopt с помощью старого доброго местоимения they.

cohesive devices в английском

Придаточное предложение с whom, отсылающим к life partner.

Да, предложения в этом тексте сложные с точки зрения синтаксиса – построения и структур. Это делается, во-первых, для того, чтобы максимально насытить текст идеями и сохранить небольшой объем, а во-вторых, для обеспечения связности текста.

После всех упражнений и анализа, обычно на следующем занятии, я даю ученикам самый первый текст с повторами и слабой связностью и прошу улучшить его. Сразу после разбора это делать не стоит, ибо ученики будут больше полагаться на память, чем на аналитические и языковые умения.

А теперь полностью размеченный и разукрашенный текст с лексическими полями и средствами связности:

лингвистический анализ текста пример

Вы представляете, сколько всего упаковано в один короткий текст?

Еще один пример лингвистического анализа текста (эссе в формате IELTS) с упражнениями на связность текста и словообразование.

Читайте также: