Лиаз 677 своими руками
Добавил пользователь Skiper Обновлено: 07.10.2024
Впрочем, у муниципалитета вряд ли найдется даже 100 тыс. для автотранспортного предприятия, где на счету каждая копейка, — нужно обеспечивать в первую очередь выход автобусов на линии. А вот, например, в Кузбассе есть как минимум три таких автобуса-памятника.
Массовый ЛиАЗ-677 стал частью жизни огромного количества людей, выросших из СССР. Многие вспомнят, как еще детьми стояли у окна возле кабины водителя и смотрели за дорогой…
Сегодня в России есть немало поклонников ЛиАЗ-677, как и многой другой раритетной техники. Новосибирец Дмитрий Кречетов вместе с единомышленниками пытается поучаствовать в судьбе последнего хорошо сохранившегося автобуса. Его мечта — восстановить эксплуатацию, хотя бы в экскурсионном режиме.
Дмитрий Косенко
Фото Александра Ощепкова, фото 12–15 — Дмитрия Кречетова
В детстве около дома была конечная остановка, и водители автобусов часто помогали мне наладить велосипед, разрешали посидеть за рулем, объясняли, что без двух маленьких приборчиков на передней панели – они называются манометрами (давление воздуха в пневмосистеме и давление масла в ГМП) – это не машина, а полмашины (фото 1). Потом я работал учеником автослесаря в местной автоколонне, мотористом, и, не имея категории D, перемещал эти автобусы по территории автопредприятия.
– Вы что, новенький, не знаете?
А что ностальгия? Я твердо решил купить себе ЛиАЗ-677М, и даже, возможно, не один, но… в масштабе 1:43. А в минувшие выходные мы с сыном сделали бумажный автобусный парк. И еще: я обязательно буду помогать ребятам, которые стремятся сохранить несколько образцов этой легендарной машины.
Мировой рекордсмен
Модель 677 была создана практически с нуля, если быть дотошным — стала глубоким эволюционным развитием своего предшественника — автобуса ЗИЛ-158, с которого в 1959 году и началась автобусная история Ликинского завода. Рассказывая о ЛиАЗе-677, надо вспомнить и о более ранних попытках создать наследника для тесного и маломощного ЗИЛа-158.
На Западе переднемоторные автобусы, тем более с бензиновыми двигателями, на тот момент уже были экзотикой. Советский ЛиАЗ-677 же стал эволюционным развитием компоновки, применявшейся еще в ЗИСе-155 и ЗИЛе-158: с мотором спереди, двумя пассажирскими дверьми в правом борту и с отделенной от салона кабиной водителя. Зарубежных аналогов ЛиАЗа нет: он полностью оригинален — прямой наследник моделей-предшественников и без какой-либо оглядки на иностранные концепции.
По своей компоновке — бензиновый двигатель спереди и отделенная от салона кабина водителя — автобус ЛиАЗ-677 не имел аналогов среди современников.
Гримасы советской эргономики
Салон автобуса ЛиАЗ-677 впервые в СССР предусматривал, что пассажиры в основной своей массе будут ездить стоя, а не сидя. Все предыдущие советские автобусы и троллейбусы предполагали максимум сидячих мест и минимум пространства для проезда стоя, но при создании ЛиАЗа-677 конструкторы выбрали иной путь. В новой модели предусмотрели много стоячих мест, а планировку сидячих выполнили по схеме 2+1, оставив широкий проход между креслами.
Самое теплое место в салоне ЛиАЗа — два дивана спереди слева, за перегородкой. Под левой рукой пассажира скрывался кожух системы отопления, по которому теплый воздух распространялся по всему салону. Над дверьми салона стояли два динамика, подключенных к микрофону — и два слота для схем движения автобуса, тарифов и другой информации
Аккумуляторный отсек прячется в люке по левому борту, сразу за передней осью. По правому борту между дверьми скрываются ресиверы пневмосистемы
Экономика и экономия
Лишь в 90-е годы Тосненский автобусный завод освоил штучный выпуск 677-х с рядными 6-цилиндровыми дизелями ЯМЗ-236, используемыми серийно главным образом на грузовиках МАЗ. Впрочем, такие конверсии имели массовый характер только в случае с уже бывшими в эксплуатации автобусами и чаще выполнялись самими автопредприятиями, чем ремонтными заводами. Да и с внедренным дизелем ЛиАЗ хоть и приобретал экономичность и динамику, но становился холодным, вибронагруженным и проблемным в обслуживании и ремонте.
Селектор гидромеханической коробки передач с обозначениями на кириллице. Контрольные лампы над приборами — о закрытии дверей, давлении воздуха в системе и других важных параметрах. Эмблема на зиловском руле осталась от модели 158 до самого конца выпуска 677-х
Так как ГМП была разработана не для ЛиАЗа, а для меньшего автобуса среднего класса ЛАЗ-695, здесь двигатель мало того, что соединен с коробкой не напрямую, — так еще и смещен вправо и не находится с ГМП и редуктором заднего моста на одной оси. Поэтому в ЛиАЗе применена хитрая система карданов с промежуточными опорами.
ТГУ — транспортное громкоговорящее устройство. К нему подключен микрофон, стоящий в кабине, и динамики в салоне. ТГУ служит в первую очередь для объявления остановок
Педали. Большой прибор слева показывает давление воздуха в пневмосистеме — на нее завязаны не только подвеска, но и тормоза, и двери. Также в него встроены несколько других приборов. Большой прибор справа — спидометр
Приборы, как у многих советских машин, подсвечиваются нежным зеленым цветом. Пневматический кран управления дверьми — под левой рукой водителя
Кооперация и импровизация
Задняя, ведущая ось, несет марку R?BA и поставлялась из Венгрии в рамках той же кооперации СЭВ. Этот узел сверхнадежен: он не только не доставлял проблем при эксплуатации, но и мог пережить по несколько автобусов! Впрочем, одна проблема с ними все же имела место быть, и имя ей — дефицит.
Эту ручку, используемую в кабине и салоне разных ЛиАЗов, 677-й унаследовал у модели 158 — и она же досталась современным ЛиАЗам
Кран аварийного открытия дверей на перегородке со стороны салона. Кожух привода дверей на задней площадке. Загончик, отгороженный поручнем на задней площадке, — даже в лютую давку он позволял ездить детям с комфортом
Для экскурсий, аэропортов и мобильных штабов
В авиации 677-й все же состоялся: завод в подмосковном Щелкове выпускал специальные авиационные лаборатории, монтируемые в кузовах автобусов ЛиАЗ-677. Такие машины предназначались в первую очередь для поверки оборудования и предполетной диагностики пассажирских самолетов, они трудились в аэропортах по всей стране.
Классика не стареет
8 августа 1994 года с конвейера ЛиАЗа сошел последний автобус модели 677— под номером 194183. Этот день мог стать точкой в истории модели, если бы в причудливую картину не сложился ряд факторов того смутного времени.
С другой стороны, автопредприятия и муниципалитеты внезапно попали в положение выживающих — и дешевая, хорошо изученная машина, даже устаревшая по всем понятиям, оказалась ко двору.
И самое главное — ЛиАЗ-677 оказался машиной невероятно живучей. В условиях тотальной нищеты автобус стал той самой машиной, которая вывезла нас из черных 90-х — с доступными запчастями, с фантастической ремонтопригодностью, той, которая едет, несмотря ни на какие проблемы. Эти машины продолжали работать в состоянии, в котором другие просто не живут. Да, ржавые, да, гремящие, да, с запахом бензина и выхлопа — но эти автобусы выходили в рейс и выполняли свою работу до победного конца, в любое время года.
Штучно 677-е собирали из закупаемых ремзаводских кузовов даже автопредприятия крупных городов. Они использовали для этого агрегаты и документы пришедших в негодность старых автобусов. За постсоветские годы такие экземпляры могли перерождаться в новых кузовах по нескольку раз: последние новые кузова были сварены ремонтными предприятиями в 2002–2004 годах, а реализовывались — и того дольше.
Легенда номер 677
За Уралом таких заповедников побольше: в Красноярском крае 677-е ЛиАЗы трудятся на маршрутах закрытого города Зеленогорска — но там тоже ждут скорого обновления автопарка. На Дальнем Востоке, в Амурске (Хабаровский край) и Краснокаменске (Забайкальский край) ЛиАЗов довольно много — от 15 в Амурске и до 45 в Краснокаменске. Правда, большинство краснокаменских ЛиАЗов уже давно стоят на вечном приколе, и работает из них меньшая часть — семь единиц.
На Украине ЛиАЗы до сих пор возят обычных пассажиров в Александрии (Кировоградская область) и в райцентре Рубежное (Луганская область). Также ЛиАЗы обслуживают перевозки на шахтах в Луганской и Донецкой областях.
В Казахстане ЛиАЗ-677 можно увидеть в городе Рудном (Костанайская область), Мангистау (Мангистауская область) и Кокшетау (Акмолинская область).
С кабиной водителя связана еще одна фишка модели: так, клеенка под левой фарой ЛиАЗа служила одной простой цели — чтобы водителю не дуло в ноги (!). А вот под правой фарой и на капоте клеенки, картонки и кожаные чехлы использовали для того же, для чего и на других старых автомобилях — чтобы двигатель быстрее прогревался и меньше остывал в холода.
Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.
Читайте также: