Лэпбук своими руками в школу по русскому языку 3 класс

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.09.2024

В данной работе рассказывается что такое лэпбук и как его можно сделать самому. Работа по изготовлению лэпбука очень интересная и захватывающая.

ВложениеРазмер
lepbuk.pptx 1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки. Он представляет собой папку или другую прочную картонную основу, на которую наклеены маленькие книжки ( миникнижки — простые и фигурные, в виде кармашков, гармошек, белочек, стрелочек и т.д.), в которых организован и записан изучаемый материал.

Лэпбук – является новейшим способом организации учебной деятельности с дошкольниками и младшими школьниками. Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности педагогов и ребенка, а так же родителей и ребенка.

Виды лэпбуков -учебные; -игровые; -поздравительные, праздничные; -автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: -о путешествии, о походе в цирк, о каникулярном досуге и т.д.

Формы лэпбуков * стандартная книжка с двумя разворотами; * папка с 3-5 разворотами; * книжка-гармошка; * фигурная папка.

Организация материала стандартные кармашки; - обычные и фигурные конверты; - кармашки-гармошки; - кармашки-книжки; - окошки и дверцы; - вращающиеся детали;

высовывающиеся детали; - карточки; - теги; - стрелки; - пазлы ; - чистые листы для заметок и т.д.

Материал для работы * картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3); *бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой); *принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски; *обычные и фигурные ножницы; *клей и/или скотч; * степлер ; *декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки , подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Общепризнанно, что семья и школа являются наиболее существенными факторами, влияющими как на творческое, так и на личностное развитие ребёнка. Именно поэтому Государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирует на формирование личности ребёнка через учебную деятельность, познавательную активность, творчество.

Одним из важных аспектов современного образования является овладение познавательными универсальными учебными действиями: умение использовать наблюдения для получения информации, проводить исследование по установлению особенностей объекта, формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, классифицировать и дифференцировать изучаемые объекты в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. А так же овладение умениями участвовать в совместной деятельности: умение определять общие цели совместной деятельности и путей её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, проявлять готовность руководить, оценивать свой вклад в общее дело; и овладение умениями работать с информацией: уметь выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с задачами учебного предмета.

В связи с решением данных проблем педагоги ищут новые подходы, идеи и способы обучения, для того чтобы соответствовать современным требованиям Стандарта, предъявляемым к образованию.

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе я нахожу использование на уроках в начальной школе методику создания лэпбука (интерактивной папки для детей на определённую тему).

Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встаёт вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребёнок мог использовать полученные знания на практике, чтобы самостоятельно захотел их углубить и расширить?

Применяя в своей работе технику создания лэпбука, у вас появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь всё зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

Чем больше я проникалась этой темой, тем больше понимала: лэпбук – это собирательный образ плаката, книги и дидактического материала. Его создание направлено на развитие у учащихся творческого потенциала. Такая форма работы учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Она стала очень привлекательна как для меня лично, так и для учащихся.

Одним из плюсов работы педагога с лэпбуком является тот факт, что методическое пособие способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно – тематического планирования, оформлению результатов совместной проектной деятельности, способствует организации индивидуальной, групповой и самостоятельной работы с учащимися.

Работа над лэпбуком достаточно разнообразна, кроме того роль педагога в такой работе сводится не к тому, чтобы быть источником информации, а как раз наоборот, учитель является тем фактором, который подталкивает обучающихся к совершению, пусть незначительных на первый взгляд, но открытий. Педагог является сторонним наблюдателем, который лишь при необходимости вмешивается в процесс создания лэпбука и помогает советом тогда, когда это необходимо.

Для работы над лэпбуком подходит всё: цветная бумага, вырезанные и нарисованные самостоятельно картинки, рукописные или распечатанные тексты. Книга, которую собирает учащийся самостоятельно или с помощью взрослых, даёт возможность ему стать не только создателем, но и дизайнером, художником – иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создаёт условия для развития личности, а так же способностей обучающегося на начальном этапе школьного обучения.

Почему школьники влюбляются в него сразу и надолго? Потому что для них лэпбук, прежде всего игрушка. Причём игрушка, которую они сделали сами или вместе со взрослыми, которые руководили процессом. Здесь много скрытых интересных элементов, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер – сюрприза, который любят все ребята. Их интересует сюрприз, тайна, загадка, что – то, что внутри, что ещё неизвестно, но скоро будет раскрыто. И эту тайну раскроют учащиеся самостоятельно.

Сделав такую книжку, школьники привязываются к ней, постоянно берут в руки, перелистывают и пересматривают информацию, вспоминают и аккумулируют в своей памяти, играют с ней и очень, очень ей гордятся. Они постоянно хвастаются ей всем своим одноклассникам, родственникам, друзьям, знакомым и просто прохожим.

Работая, казалось бы, над одной темой, учащиеся из разных групп очень часто находят непохожие решения поставленных перед ними задач. И это удивительно, ведь именно в такие моменты понимаешь, что стоишь на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно учиться самому.

Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований. Ведь чем чаще ребята сталкиваются с необходимостью узнавать что – то новое, тем чаще неизученное и непонятное привлекает их внимание. Как говорилось раннее, лэпбук – это конкретный аспект более глобальной темы, поэтому при правильном построении работы, педагог за период обучения своему предмету может создать с классом или группой целую серию лэпбуков на одну тему, которая будет полнее отображать проблемы, связанные с данной темой.

Таким образом, лэпбук позволяет формировать у учащихся умение находить нужную информацию среди множества источников. Для учащихся лэпбук – это возможность рассмотреть, изучить, повторить учебный материал в занимательной форме. Лэпбук, на мой взгляд, позволяет сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти учащегося, чтобы тот мог научиться пользоваться этими знаниями, которые получил на уроках и внеклассных занятиях по определённой теме, чтобы учащийся захотел самостоятельно расширить свои знания по какой – либо теме.

При этом лэпбук – это не просто поделка. Это заключительный этап работы над определённой темой, проектом, который школьники проделали самостоятельно или со взрослыми. Тот факт, что решение проблемы и наполнение информацией лэпбука зависит от ученика, говорит о том, что при его создании. Обеспечиваются индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Оценивание каждой работы также предполагает индивидуальный подход к каждому ученику, так как для школьника со средней успеваемостью, порой, создать индивидуальную работу данного порядка просто невозможно. Однако, работая над лэпбуком, он может проявить себя и превзойти одноклассников, у которых успеваемость на порядок выше. В результате работы с лэпбуком у младших школьников расширяются и углубляются предметные знания, а также повышается уровень развития универсальных умений.

Ну и, наконец, это очень увлекательно! Учащийся всё делает с опорой на свои интересы, играя, легко, с радостью, без психического и дисциплинарного принуждения!

Давайте проанализируем результаты работы школьников с лэпбуком:

обучающиеся хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения, знают и умеют пересказывать тексты, составлять рассказы по серии сюжетных картинок и с помощью мнемотехники;

ребята становятся более любознательными, склонными наблюдать, экспериментировать, обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;

они инициативны, самостоятельны в различных видах учебной деятельности, способны выбрать занятия и партнёров по совместной деятельности;

учащиеся активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми;

ребята способны адекватно проявлять свои чувства, умеют радоваться успехам и сопереживать неудачам других, стараются мирно договариваться друг с другом;

они обладают чувством собственного достоинства, верят в себя и свои силы;

обучающиеся обладают развитым воображением, которое они реализуют в различных видах учебной деятельности;

у них развита крупна и мелкая моторика.

Данная форма организации изучения материала школьниками хороша ещё и тем, что позволяет привлечь к их работе и собственных родителей. Это живое общение, которого много не бывает. Родительский пример – мотивация на успешное обучение.

Как можно самостоятельно сделать лэпбук? С чего начать? Эта работа проходит в несколько этапов:

Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, как и её сложность. Лучше получаются лэпбуки на какие – то частные, а не общие темы.

Когда тема определена, можно переходить к плану. Лэпбук – это не просто книжка с картинками, а учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, для полного раскрытия темы. На данном этапе нужно постараться не перегрузить пособие, очень важно адекватно оценить возможности и силы учащихся. На этом этапе происходит изучение источников информации, осуществляется её отбор и проведение исследований. Поэтому он занимает значительный отрезок времени, в зависимости от темы и особенностей учащихся.

Самый интересный этап – создание макета. Теперь надо придумать в лэпбуке, как будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии. Формы представления могут быть любые, начиная от самой простой – текста, до игр и заданий. И всё это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини – книжках, книжках – гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разнух форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п. делается зарисовка на черновике стандартного формата – листе А4, сложенном в виде лэтбука. Так потом будет легче понять, как разложить все элементы.

Самый кропотливый этап – создание шаблона – практическая работа. В соответствии с макетом надо сделать шаблоны в натуральную величину. Можно создать шаблоны вручную, можно на компьютере, используя специальные программы. В Интернете можно найти не только большое количество уже готовых лэпбуков, но и заготовок к ним.

Для создания лэпбука понадобятся:

Картонная папка – основа. Её можно купить, можно сделать своими руками.

Бумага. Лучше использовать цветную бумагу для принтера (она прочнее цветной), но и просто белые листы подойдут, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. К тому же, сейчас есть огромное количество разных видов картона, плёнки, пластиковых конвертов, уголков. Можно использовать всё, что есть под рукой, главное, чтобы было прочно и выдержало многоразовые просмотры.

Клей – карандаш для бумаги.

Шаблоны распечатываем, вырезаем детали, прикрепляем всё на свои места. Лэпбук готов. Можно заниматься.

Предлагаю вашему вниманию образец лэпбука.






Овощи в литературе


1,2,3,4,5 – будем овощи считать


Опиши овощ

Что такое лэпбук и зачем он нужен ребенку?

Сегодня обучающие самодельные книжки входят в школьную программу для младших классов. Это, как правило, бумажное изделие с несколькими тематическими карманами, оконцами, выдвигающимися дверцами и любыми другими элементами, на которые способна фантазия умельцев. В итоге должно все получиться интересно, весело и познавательно. Лэпбуки, сделанные по шаблонам, можно предоставлять детям уже от 5 лет и выше. Этот возраст считается самым оптимальным. Тем более, что совсем еще несмышленыши не станут интересоваться картинками или текстом на них. Вероятнее всего, они просто испортят распечатанную картонную открытку.

Фото ребёнка с элементом лэпбука

В lapbook могут размещаться задания и вопросы для детей, на которые они должны отвечать. При этом считается, что такая форма обучения позволяет детям становится активнее и самостоятельнее. Часто дети делают такие книжки по шаблонам с учителем в классе. Вся поделка следует одной общей тематике. Также лэпбук позволяет хорошо закреплять пройденный материал по тому или иному предмету. В этой поделке заключено несколько преимуществ для детей:

Разноцветные

  • Дети охотнее повторяют уже пройденные задания по предмету и с радостью открывают картонные конверты;
  • Лэпбук — это отличный способ тренировать детей для будущей совместной деятельности, где есть общая цель. При этом каждый ребенок вправе выбрать для себя задание. Каждый сможет выбрать то, что у него лучше всего получается (писать, вырезать печатные бумажные элементы, придумывать темы и т. д.);
  • Школьники учатся еще одному важному навыку — поиск и подбор нужной информации;
  • Развлечение, переплетенное с изучением предметов, дает хороший результат;
  • И наконец, дети просто весело проводят время, когда вместе делают что-то интересное.

При создании lapbook нет каких-то строгих правил или рамок. Дети вместе с учителем или родителями могут оформлять свою поделку так, как они захотят. В здании школы создавать их лучше всего всем классом. Учитель может грамотно распределить обязанности и задания для каждого ребенка. Если детей в классе много, можно сделать 2 или 3 лэпбука на похожие темы. Есть еще вариант, когда учитель показывает шаблон картонной открытки, который был заранее распечатан на принтере. А дети выполняют его, причем каждый делает собственную работу.

Что нужно, чтобы сделать лэпбук

Создать собственный лэпбук — задача увлекательная и требует некоторой организованности. Но это не значит, что вам понадобятся какие-нибудь специальные материалы. Мы, будучи детьми, уже делали что-то похожее. В большей степени это касается девочек, которые в юном возрасте создавали собственные дневники по шаблонам. Там были интересные загадки, увлекательные вырезки из журналов и газет и различные дополнительные наклейки в виде сердечек. И так, о материалах:

Идеи для элементов лэпбука

  • Для основы подойдет обычный лист картонной бумаги в формате A4 . Чем плотнее будет лист, тем лучше. Можно ровно склеить вместе 2 или более листа, чтобы он получился плотным. Так как он станет основой для нашей будущей тематической книжки;
  • Цветная бумага является еще одним важным элементом в лэпбуке . Ведь если не будет разных цветов, поделка не будет привлекательной и интересной. Для бумаги предпочтений никаких — подойдет любая. Не используйте обойные рулоны. Они меньше всего подходят, так как после прикрепления к основе края могут гнуться и весь карман или окно может терять форму;
  • Можно обойтись и обычными белыми листами бумаги , но в таком случае вам нужно будет их раскрашивать, что не всегда удобно и долго. Этот вариант отлично подходит для работы в классе. Всем известно, как дети любят раскрашивать;
  • Значительно упростит процесс обычный домашний принтер . На нем как раз и можно распечатать готовые шаблоны для детского лэпбука;
  • Вам нужны будут канцелярские принадлежности : ножницы, цветные карандаши, цветные маркеры или фломастеры, акварельные краски (на выбор);
  • Подойдут также цветные шариковые ручки . В процессе может понадобиться скотч прозрачный, бумажный, клей.

С чего начать делать интерактивную книжку

Если вы учитель и хотите сделать лэпбук в классе со своими учениками, то вам поможет детальный план разработки. Сначала необходимо записать главную тему и придумать, как он будет выглядеть. Затем нужно на отдельном бумажном листе набросать макет. Все карманы, дверцы и расположения. Так будет проще следить за процессом создания lapbook. Часто пользователи ищут готовые шаблоны, чтобы их распечатать на принтере. Здесь вы сможете посмотреть примеры:

Элемент лэпбука конверт

Элемент лэпбука боковой карман

Шаблон для лэпбука фигурный конверт

Как видите, это несложные элементы. Вы можете сами нарисовать подобные заготовки, чтобы после распечатать и вырезать готовые карманы для лэпбука. Необходимо заранее подготовить вопросы и рубрики для всех элементов.

Исходя из примера про весну, это можно сделать по следующему шаблону:

Это только шаблон, который может быть изменен на более подходящие с вашей точки зрения разделы. При этом его можно дополнять различными вырезками из журналов. Не обязательно сами карманы должны быть нарисованными или созданными по правилам. Картинку для раздела или кармана можно брать из подходящих источников.

Где еще можно брать готовые шаблоны для распечатывания

Раздел картинок в Гугл

Таким образом, вы сразу сможете получить цветные карточки. Их останется только аккуратно вырезать и наклеить в нужное место. Для лэпбука в качестве готовых шаблонов для распечатывания подойдут развивающие школьные тетради с картинками, если материал из них уже изучен. Картинки можно не вклеивать, а пришивать стэплером.

фото мини Лэпбук своими руками шаблоны скачать бесплатно

Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.

А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.

Разновидность и цель Лэпбука

Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.

Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.

Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.

Примеры Лэпбуков

Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.

Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.

В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Праздничные.
  2. Для учёбы.
  3. Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
  4. Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).

Формы и внешний вид

Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.

С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.

Читайте также: