Кырыымпа своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 10.09.2024

Автор: Пестрякова Вера Васильевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ АЛАГАРСКАЯ СОШ им.Г.Д.Протодьяконова
Населённый пункт: Чурапчинский улус, село Чыаппара
Наименование материала: Музыка моего народа.
Тема: Якутские музыкальные инструменты
Раздел: среднее образование

В культуре каждого народа имеются свои традиционные музыкальные

инструменты, соответствующие и отражающие жизненный уклад, быт,

Хотя, у народа Саха музыкальный инструментарий не был так богат и

популярен, как устное народное и песенное творчество, все же он

К древним самобытным инструментам относятся : хомус (варган),

кырыымпа (скрипка), тангсыр (домбра), кылысах (балалайка), кюпсюр

(барабан), дьа5а, дюнгюр (шаманский бубен), табык и т.д.

Один из инструментов народа Саха – хомус в настоящее время широко

известен во всем мире и считается одним из национальных брендов Якутии.

Существуют Музей и Центр хомуса народов мира.

– один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через

века и практически не изменивший свой внешний вид. Это язычковый

инструмент. Его корпус выполнен в виде кольца (тиэрбэс) и двух прямых

концов (сынгаахтар) с язычком (тыл) с закругленным кончиком. При игре

хомус прижимают к зубам или зажимают ими, рот служит резонатором.

Регулируется звук губами и языком.

Среди археологических материалов хрупкие деревянные, музыкальные инструменты не встречаются. Технологии изготовления имеющихся в Музее музыки и фольклора народов Якутии национальных музыкальных инструментов неизвестны. Фактически, каждый из них – уникальное и единичное изобретение автора. До создания эталонной технологии без лабораторных исследований еще далеко. Только руководители оркестров якутских народных инструментов знают, как часто приходится их заменять, искать финансирование для этого. Мы же с любовью храним в своих коллекциях творения первых народных мастеров: В.А. и М.В.Мохначевских, И.Д.Избекова, П.Е.Слепцова, И.М.Неустроева, А.В.Бродникова и других.

Процесс создания якутских инструментов активно начался в 1960-е гг., когда Дом народного творчества возглавлял Г.Г.Сыромятников, задавшийся целью создания в каждом улусе национальных оркестров. Первые мастера в поисках форм инструментов основывались на материалах первого якутского композитора-фольклориста М.Н.Жиркова, собравшего от старожилов, знатоков старины описания, а от художника-этнографа М.М.Носова — рисунки-реконструкции легендарных древних инструментов.


Джелеккей кюпсюр


Талба табык

Чардаат кюпсюр – ритуальный ударный инструмент с двумя колотушками (былаайах), восьмигранный короб из плах, который установлен на 4 -х ножках. На ысыахах для него строили специальный помост со ступенями для сигнальных звуков созыва гостей на праздник. — Григорьев А.Н. (Верхневилюйский улус РС(Я), 1980 г.)


Кыллаах кырыымпа


Аарыктаах кюпсюр


Кыллаах кырыымпа

Кыллаах кырыымпа или кылысах – аналогичный предыдущему струнный смычковый инструмент. — Мохначевский В.А. (Горный улус РС (Я), 1975 г.


Ытыгыйа


Сиксиир


Толугур

Для вашего поискового запроса Кырыымпа мы нашли 50 песен, соответствующие вашему запросу. Теперь мы рекомендуем загрузить первый результат Мастер класс Кыл кырыымпа который загружен Управление культуры г Якутска размером 13.51 MB, длительностью 10 мин и 16 сек и битрейтом 192 Kbps.

Обратите внимание:

Слушают сейчас

С Днём Рождения Мама Туган Кo`неn` Белa`н A`ни

С Днем Рождения Людмила

Download Music Playlist From Youtube Soundcloud Spotify And Deezer For Free Working Dec 2018

не верь россиянской лжи

кырыымпа и дуомбура это наши исконные тюркские муз.инструменты


по части фольклорно-музыкальной истории народа Саха развернуто можешь почитать у этого автора:


В этом дока Аиза Петровна Решетникова.

У неё раньше был музей "Народных узыкальных иснтрументов народов Севера", спросите у неё, есть кто рядом с ней? ))) По крайней мере, я все эти инструменты видел у неё в музее, который раньше находился в старинном здании Русско-Азиатского банка на Кирова. Теперь там отделение Алмазэргиенбанка. PS. О нём Файн выше написал. :D


Так вот я думаю

что все это бутафория. начало 20 века. Чужие заимствованые инструменты просто стилизованы под и все. обсудим происхождения слов "Тансыр" "Кырымпа" "Купсуур"


Я не силен в музыкальных инструментах. Медведь на ухо наступил. )))

Сразу сдаюсь. Может, Баhылай знает? :D


Будем ждать Баhылая =))

Таngсыр - таngсыйар, таngсырдыыр, таngынатар.
Кырсыр - кырсырдыыр
Диngир - диngиритэр
Остальные два так и звучат - какие имеют названия.

Вот никак ни могу понять вас - пытающихся типа что-то разоблачить. Такие инструменты у всех тюрков еще с о-о-очень древних времен были. Только вот вытеснили их давно инструменты посовременее, позвучнее, а некоторые обгрейдили уже и переименовали другие народы и теперь фиг поймешь чьи они, а какими запретили пользоваться

В царское время был приказ изданный по указке Ломоносова - унижать, принижать, завивать, оболгать культуру всех народов кроме национальности царского, а особенно культуры народ сибири и очень особенно культуре якутов. Вон даже книги Ксенофонтова при царе не давали печать. Кстате этой же политике придерживались даже при Советской власти. Ксенофонтова третий том запрещали печать и при советской власти.


Дело в том что сам великий

Марк Жирков упоминал, что не было у саха струнных и смычковых муз. инструментов. А он как знаете первый композитор народа саха. Были просто в свое время адаптированы киргизкие, буряткие, казахские нар.инструменты. но это делалось уже в 20 веке. а в 19 веке были инструменты в основном завезенные. Какое происхождение слов "Кырымпа". говорят что от русского слова "скрипка"? так ли это? А ведь русских инструментов тоже ведь нет. кроме свистульки (свирель) =))))))) Все остальное придумали в 19 веке люди с политическими и славянофильскими целями, чтобы поднят и возвысить русскую культуру! Налимов - русскую домру (украли у казахов) Белобородов - Баян =) (украли у немцев) не скажу точно. вроде бы Андреев - балалайку (поменяли корпус у домры на треугольный и все) =) те же 3 струны только строй другой! гусли кстати это скандинавские "кантеле" тоже заимствованные. остается только свистулька =)) остальное надумано в нужное время =)


не верю чтобы уважаемый человек такое говорил

ибо кырыымпа и дуомбура это исконные музинструменты нашего народа. сама мелодия души народа саха! какие еще могут быть заимствования, если все это общее достояние всех тюрко-монгольских народов?


Никто же не будет опровергать: что Хомус - это якутский струнный щипковый музыкальный инструмент а Темир-Комуз - иргизский струнный щипковый музыкальный инструмент :D


Не, у хомуса нет струн =))

и он не струнно-щипковый =)) у его звуков нет звуковой-высоты (так называемых нот) он больше ритмический, немного тембрально-интонационный если можно так выразиться =) я не спорю что хомус исконный, также еще исконным является шаманский бубен. но вот другие инструменты вызывают сомнения своим происхожденем. Ну допустим если и были кырымпа и домбра, то в каких случаях, где и кто на них играл. известно что шаман при камлании мог музыцировать на бубне, еще на его одежде часто бывали бубенцы (колокольчики) то же для ритмического сопровождения. но простые люди где могли музыцировать и при каких обстоятельствах.


Не уверен, что шаманский бубен якутский инструмент

Это орудие производства. чем якутский бубен отличается от эвенкийского?


Размерами и геометрической формой

еще коженными ремешками внутри в виде креста, к которым прицеплены погремушки (бубенцы) хотя есть много разновидностей и в разное время у бубна протекала своя эволюция. Даже есть говорят с жильными струнами с внутренней стороны - по типу арфы или лиры. И якобы их настраивали по квартам как современные гитары =))) но это уже предположения 20-го века =)


Тоесть на глаз сразу определишь

якутский бубен от эвенкийского?


Ну да! наш яйцевидной формы.

и внутри крест из кож.ремней а эвенкийский более разукрашенный, бисер, погремушки, косточки, и более угловатый.


Тогда снимаю свои инсинуации. )))


Тюрко-монголы в свою очередь

их украли =)) у арабов - Дуомбуру =) у китайцев - Кырыымпу меня интересуют сведения о находках до прихода русских 16-начало 17 вв. именно на территории современной республики, не на байкале и т.п.


Ты что? Марк Жирков во-первых вообще из другой области музыки и в этнической ее части , что балерина за фрезерным станком.

Читайте также: