Кварцевая стабилизация в виниловом проигрывателе своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 09.09.2024

А вот обещанный Victor QL-Y66f. Всё не только выглядит, но и сделано солидно, с высочайшим уровнем качества. Диск-алюминий, диаметр 35 см, вес 2,9 кг. Прямой привод с кварцевой стабилизацией. Разгон до номинальной скорости реально (как и написано в паспорте) происходит за половину первого оборота диска. Комплектуется двумя тонармами (а точнее, съёмной частью) - прямым и S-образным. Прямой для головок массой от 4,5 до 10,5 г, кривой для головок от 8 до 14 г. Вручную регулируется "нулевой баланс" тонарма, при нажатой кнопке 'zero balance'. Все остальное (кроме смены и переворота пластинки) подвержено электронному управлению и регулировке. Кроме прижимной силы и антискейтинга, можно настроить демпфирование. Демпфирование тонарма присходит по вертикали и горизонтали. По уровню шумов реально превосходит многие модели в ценовой категории до 1000 долл.
Касаемо звука - на мой взгляд, приделает многие новоделы (за редким исключением) в ценовой категории до 3000 долл. В своей ценовой категории (до 1000 долл) реальный конкурент прямоприводным Микросейкам, типа ДД-8.

Полностью соглашусь с ув.Sevar о месте проигрывателей JVC в длинном модельном ряду,выпыскавшимися различными брендами.Первое знакомство с проигрывателем JVC QL-Y7 произвело очень большое впечатление(ещё не обсуждался).Очень плотный,детальный звук,который не оставляет шанса очень многим "новоделам" в ценовой категории 3-5 т.$.Исполнение -сверх всяких похвал.Минус-сравнительная редкость и дороговизна на вторичном рынке.

Спасибо за конструктивную, интересную тему! Жду с нетерпением продолжения. Очень надеюсь, что проигрыватели "Linn" не пройдут мимо вашего обзора. Спасибо!
С уважением, Сергей.

Не касались ещё, вроде, ELACов. Нарыл тут старые фото. Имел счастье эксплуатировать Miraphon22 и Miracord50H. Аппараты идентичные, отличаются наличием у 50-го автоматической смены диска (система, роняющая диск с длинной оси). У 22 го такой автоматики нет. Корпус (плинт) у обоих более, чем скромный. Диск тяжелый - цинковый сплав. Роликовый привод от довольно мощного асинхронного двигателя. Скорости 16,33,45,78 об\мин. Автоматическая установка иглы на начало диска, автостоп, микролифт. Рокот прослушивается гораздо сильнее, чем, скажем у Браунов или Ленко. Ценовая категория 200-300 долл не предполагает сама по себе установку дорогих картриджей. Штатно шли со своими Элаковскими головами (sts 222 напоминающим консервную банку в миниатюре). Были мысли пересадить в тяжелый плинт, но я их успешно отогнал, т.к. звук явно особо не вдохновлял, хотя свою прелесть эти аппараты все же имели. Внутри, в подвале аппараты имеют достаточно большое количество механических деталей, но всё выполнено исключительно качественно и ни одного сбоя за все время эксплуатации у себя не наблюдал. Из болезней (кроме рокота) - износ деталей микролифта и как следствие частая запрвка вязкой жидкостью (на фото), в обоих аппаратах сигнал от головки идет через специальную коммутационную гетинаксовую плату, контакты которой, были неимоверно окислены в обоих случаях.

Проигрыватель виниловых пластинок LINN LP-12.Культовая вещь.Жаль ,что встречается на наших просторах не часто.По своему конструктиву пересекается на 200% с немецким Torens TD-150.(Торенс TD-150 один из первых "маленьких" пассиковых Торенсов,выпущенных брендом в начале 70-х прошлого века).Для меня лично не понятно,кто позаимствовал у кого конструктив винилового проигрыателя?.Но думается,что Линн у Торенса.А выпускаются эти два проигрыателя практически от одного периода времени-с начала 70-х годов.Имея одинаковый конструктив:стальное шасси с жёстко установленным на нём мотором. И суб.шасси с расположенным на нём тонармом и опорным диском и отвязанным от шасси посредством конических пружин,демпфированных поролоном эти два похожих друг на друга по конструктиву проигрывателя ,таки отличаются по звуковым кондициям друг от друга.И различия -не в пользу Торенса.
Разница в комплектующих вертушек,таки сказывается.Приводные моторы-разные.Торенс использовал свой мотор(применённый в TD-150- в течение 15-20лет).Линновский мотор,даже визуально,выполненный более качественно-смотрится визуально, более привлекательно.
Суб диск (малый,приводной диск)-у Линна выполнен на пять с плюсом.Качество обработки-отменное.Материал(мне судить трудно)-по плотности близок к стали,но видимо нечто среднее между алюминиево-цинковым сплавом и более плотным материалом.У Тореса же-алюминиево-цинковый сплав.Большой,опорный диск у Линна сделан из такого же материала.
В варианте Линн LP-12,побывавшего в гостях у меня,установлен тонарм LINN ITTOK LVll.Эф. масса тонарма-11,5 гр.Эфективная длина-229мм.Диапазон веса устанавливаемых катриджей:3-9гр.Установка приведеного веса осуществляется "улиткой"-плоской пружиной,вмонтированной в горизонтальные опоры тонарма.Такой принцип осуществления давления иглы на пластинку применяется в массе тонармов бренда DUAL и перенесён,как оправдавший такую конструкцию в более поздние тонармы,как Рега RB-300 и т. д.
Собственно-много фотографий делать не пришлось.Но владельцы Линн LP-12 имеют преимущества над другими пользователями, в виде владения прекрасного проигрывателя.Три фото:

Еще решил добавить Брауна 500-го. На приложенных фото видно, собственно: 1.систему передачи вращения на диск; 2. то самое "проблемное" колесо; 3. винт без головки с прямым шлицем - подстройка диапазона регулировки скорости 4. регулятор давления иглы на тонарме (принцип описан в предыдущем посте elementa про LINN)

И еще один не часто встречающийся проигрыватель AKAI AP-004. Выпускался начало-середина семидесятых. Класс проигрывателя не высокий (а-ля Дюал 1236 и ему подобные), хотя исполнение - на высоте. Пассиковая передача на алюминиевый диск. Две скорости, 33,45. Авомат установки (на три разных диаметра пластинки 17,25,30 см), повтор проигрывания. Тонарм напоминает качеством и конструкцией недорогие Микросейки. Автоматика привода тонарма исполнена на отдельном асинхронном двигателе с редуктором. Он приводит в движение програмное колесо с которым связаны соответствующие рычаги управления тонармом. "Электроника" собрана на одном переключателе, герконе и двух концевиках, управляющими двигателями. В очередной раз меня поразила острота инженерной мысли разработчиков, воплощенная в изящные технические решения. Ну и качество исполнения - вне всяких похвал. Я хорошо помню 1ЭПУ-73С тех лет, которое стояло в Виктории и ей подобных аппаратах. Может сравнение и неуместно, но оно никак не в пользу совдепии.

Собственно,переходить к рассмотрению "новоделов"-не очень интересно.Эти проигрыватели на виду,и стоит открыть рекламный буклет,или посмотреть рекламный ролик в сети и можно узнать о интересующем вас проигрывателе почти всё.Но лучшее из проигрывателей винила было сделано в золотой век развития HI-FI-ной техники.В 50-80-е годы прошлого века.Хотя,не отрицаю,рассматривать конструкции,исполнение и выбор материалов для производства современных вертушек тоже познавательно.Даже с точки зрения движения стоимостных тенденций в развитии производства современных вертушек и их комплектующих.Как то:тонармов,двигателей,катриджей звукоснимателей,тонармовых проводов и др.

Проигрыватель виниловых дисков KENWOOD KD-7010.Вертушка "топ"класса бренда.Тип привода-прямой(direct drive),стабильность частоты вращения поддерживается электронной схемой с кварцевой стабилизацией и фазовой автоподстройкой частоты.Диаметр опорного диска,выполненого из алюминия-330мм.Колебания скорости 0,02%.Уровень рокота -менее -80db.
Тонарм проигрывателя-J-образный,прецезионного исполнения,эфективной длиной-245мм.Шелл (универсальная площадка для установки головок звукоснимателя)-сменный,типа SME (или Аудиотехника).Тонарм допускает установку головок весом до 9гр.Компенсатор скатывающей силы выполнен в виде грузика на нерастяжимой нити и допускает регулировку антискатывающей силы до 3 гр.
Шасси,на котором установлены основные узлы вертушки:опорный диск с мотором,тонарм и плата управления, выполнено из алюминия методом точного литья в виде неправильного "креста".Шасси крепится к корпусу вертушки через четыре амортизатора.С нижней стороны,со стороны днища к шасси крепяться четыре крупные регулируемые по высоте ножки.Ножки амортизированы.Трансформатор питания мягко отвязан от шасси во избежание передачи вибраций трансформатора при работе на шасси и распространения этих же вибраций далее на опорный диск и тонарм.
Роскошный прямоугольный корпус из демпфированной фанеры, отделанный рояльным лаком завершает общую картину.

Dual CS 750 Audiophile Concept

а кто что хорошее или плохое про этот проирыватель скажет ?

Заглянул внутрь своего проигрывателя и вспомнил об этой интересной, но уснувшей теме. Подниму-ка я ее из глубин.
Мой DUAL CS 650-RC. Автомат. DD. Ну да, шо то внутри есть - железяки какие-то, пружинки, проводки. Гнездо, по ходу для дистанционки. Все бы ничего, но пластмассовое дно как бубен. Бум-бум! Надо демпфировать, утяжелять. Наверное .

"Прощайте баби, папіроси. Скоро, скоро вже ми побачимо Христа" © Брати Гадюкіни
Аудіофіл не може бути атеїстом:) © absorber

Но лучшее из проигрывателей винила было сделано в золотой век развития HI-FI-ной техники.В 50-80-е годы прошлого века.

Ув. element совершенно не хочу провоцировать на спор , но можно какие-то обоснования , желательно с тех точки зрения . Ну скажем взять два стола , сопоставимые по стоимости и конструкции "новодел" и из "золотой эры" и сравнить все сильные и слабые стороны .
У меня допустим к легенде LINN Sondek LP-12 очень много вопросов в плане конструкции
Критиковать же в этой ветке можно ?

Конечно можно говорить о всём,что не запрещено правилами форума.
Интересно,какие вопросы у Вас по конструкции Линна

Массивный , отлично сбалансированный диск , довольно звонкий , но прекрасно демпфируется опорным диском . Тут всё ок ! подшипник высокой точности , работающий в масле , тоже отлично ! (подпятник капроновый - ну то таке ) И вся эта красота установлена на шасси - штамповка из магнитной стальной жестянки , толщиной 0.7 или 1мм к этой "детали" при. на ( другого слова не подобрать ) на трёх саморезах армбаза , изготовленная из 12мм плиты МДФ (один саморез в моём экземпляре был даже не дотянут)
Верхняя панель тоже оставляет желать лучшего , но больше всего удручает метод регулировки уровня , после смены арма на более тяжёлый ( описывать не буду - вы же знаете эту конструкцию )
Теперь включаем ! Моторчик хилый , вся конструкция трясётся как холодец при пуске мат (родной фетровый) прилипает к пластинке , Использование клемпа тоже ограничено регулировкой уровня шасси . Ноги Это просто шедевр! Резинки на шурупах . Со временем просели (не равномерно) и опять регулировка уровня шасси . Дно тоже жестянка и это стоит , извините не три копейки !

А кто говорил,что всё так просто?Вот по-этому (из-за такой конструкции) -суб шасси ,отвязанноу пружинами от шасси многие и не переносят:Торенсы,Линны,Телефункены и др. .Вопрос. .а сколько этому Линну лет? Конические пружины,которыми отвязаны шасси и субшасси,по причине усталости металла требуется заменить на новые.Неоднократно менял.Где взять?---продаются на английском эБее.Стоят не две копейки.Зачем менять? В идеале суб шасси относительно шасси при надавливании(пальцем)сверху на диск должно совершать только вертикальные движения.Никакого раскачивания по горизонтали.Такая конструкция не предусматривает применения клэмпа.Тяжёлого.Может быть только цанговой конструкции,весом не более. 100-120гр.К смене тонарма(штатного),или хорошего на более хороший:такая операция не делается за пол часа.На смену тонарма и последующую его регулировку по месту, обычно уходит довольно много времени. Иногда до нескольких дней.Конструкция подвеса суб шасси не предусматривает установку(например)одноопорных тонармов.Т.к.-всё будет болтаться,как г-но в проруби.
Шасси,штампованное из жестянки,таки довольно прочное.Имеет рёбра жесткости в виде загнутых краёв под углом 90град.(таков удел всех домашних вертушек-экономия и разумная достаточность).Шасси звонкое.Полезно приложить руки задемпфировать его плоскость антивибрационным/антишумовым листовым материалом (типа битума).Трясушееся суб шасси (при пуске)-результат просевших(ослабленных пружин).Моторчик-не при чём.Мощности его достаточно для вращения диска.
О фетровом мате. .а кто мешает заменить такой мат на другой.Который бы не прилипал к пластинке.В продаже имеются различные маты,различных звуковых свойств.И кстати-это не фетр,а синтетический материал с определёнными демпфирующими свойствами (чесно-мне тоже не нравится,что он прилипает к пластинке да ещё набирает пыль,которую очень трудно из мата удалить).
Ножки. резиновые приборные. да замените их на новые.Только такие-же резиновые,которые прикручиваются саморезами.Не выдумывайте "паровоз" и не ставьте эту конструкцию на шипы.Да,на шипах получите от звучания повышенную детальнось,но на 30% уменьшится бас.Бас вообще уйдёт в другую область. .
Вывод:но ведь это всё звучит?А то,что стоит это не две копейки,-так это плата за имя "Линн".

Да это звучит , иначе как его продавать . По поводу приложения рук - это понятно ! Улучшать можно всё , но это же не кит , это законченный , уважаемый продукт . По поводу вибрации на старте ; тот экземпляр ,что был у меня довольно молодой ( лет пять ) думаю просевшие пружины там быть не могут . И всё же остаётся вопрос по регулировке уровня субшасси после замены того же мата на более тяжелый , или арма . Есть специальные приспособы , но это всё равно очень не удобно , тем более что решение было на поверхности .

Новость?Вы утверждаете,что у Вас Линн "сондек" был 2009г выпуска?Из магазина?Или Вы какой-то по счёту владелец?Это не верно.О его возрасте говорят : Ноги Это просто шедевр! Резинки на шурупах . Со временем просели (не равномерно) и опять регулировка уровня шасси .За пять лет резиновые приборные ножки не просядут.Если хотите точно узнать возраст,то на шасси имеется (обычно)чернильный штамп с указанием даты сборки.
К своему сожалению,не приходилось видеть ни одного предмета,купленного на вторичном рынке,который не требовал бы приведения в порядок.Нет,можно включить и работать будет. но иногда такое пренебрежение к требованиям профилактики бывает чревато последствиями нехорошими.
На счёт того,что улучшать можно всё. некоторые пользователи этих слов не понимают,или не признают.А зря.Конечно,если руки не стоят(или не ростут). тем более,если делается для себя.
С уважением,Юрий.

Как бы всё верно , но меня убедить в том , что "это" стоит этих денег - это вряд ли . Тем более что вариантов в этом ценовом сегменте не мало . Тут больше работает момент желания обладать именно этим ! Но к звуку это имеет весьма косвенное отношение .
Имхо конечно .

А я и не убеждаю,что Линн стоит таких денег.И вы,Павел правы в том,что именно момент желания обладать именно "этим ящиком",не зная коструктива и особенностей звучания других, менее,или более дорогих проигрывателей винила ставит во главу угла покупку вертушки,именно Линн .Проигрыватели бренда Торенс не хуже по комплектующим и изготовлению.А уж по звучанию,точно не хуже,а может быть и лучше.Но стоимость,относительно Линна,значительно меньше.И купить проще.Почему я упоминаю Торенс,а потому что проигрыватели Линн-близнецы по конструктиву Торенса.(Имею в виду настоящие проигрыватели бренда Торенс,выпущенные в "золотой период" 1960-1990гг).

Эпу Торенса использовали и другие произв-ли. Например, Бенг + Олуфсен использовали 124-й в одной из моделей.


Так, например, на одном форуме идёт очень серьёзное обсуждение о пользе утяжеления диска проигрывателя, того, который железный и на котором непосредственно размещается сама пластинка. Типа, для снижения нестабильности скорости вращения. Один специалист пишет про свои эксперименты так:

"Я положил на диск своего проигрывателя, для утяжеления, диск от сборной гантели, весом в 1 кг. Диск крутился, как ни в чём не бывало, ничего не изменилось в мире Тогда положил ещё один такой диск и проигрыватель не смог сам запуститься. Но я помог ему руками и он снова закрутился. Не знаю, как это отразилось на качестве звучания, потому что высота всех этих дисков стала такая, что тонарм на пластинку было не задрать! Тогда я решил просто продолжить эксперимент и положил ещё диск 3 кг (килограммовые все кончились). Раскрутил опять руками и всё это крутилось-вертелось некоторое время довольно неплохо и, думаю, весьма стабильно из-за большого инерционного момента. Но потом запахло палёным и из проигрывателя пошёл дым, блин - сгорел двигатель. Исходя из проделанного эксперимента можно заключить, что, вероятно, максимальный вес диска составляет величину где-то между двумя и пятью килограммами. Куплю новый двигатель, у кого есть? Хочу определить максимально возможный вес диска с более высокой точностью. "

Ещё в этом Арктуре моё воображение поразил предусилитель-корректор, который выглядел вот так:



Приводятся основные сведения о планарных предохранителях, включая их технические характеристики и применение.


Переделываем игрушку обычный трактор в радиоуправляемый - фотографии процесса и получившийся результат.


Что такое OLED, MiniLED и MicroLED телевизоры - краткий обзор и сравнение технологий.


Про использование технологии беспроводного питания различных устройств.

Я уже давно не аудиофил. Но! (По старой памяти). Над конденсаторами вы смеетесь зря. Довольно многое от них зависит, а это слюдяные, если правильно помню. Т.е. максимально стабильные и т.д. Ну небыло тогда широкого ассортимента такого рода деталей. И эти - пожалуй лучшие из доступных тогда. Крупноваты, это да.

Что касается ремонта такого рода аппаратуры, по моему опыту, электролиты - сразу нафиг. И как правило ремонт этим и ограничивается. Нет, и среди них тоже попадаются вполне живые, но это скорее исключение. Слабое место советской аппаратуры.


Винил – формат-долгожитель, который и не собирается умирать. С начала революции компакт-дисков в середине восьмидесятых и до конца прошлого века в нем едва теплилась жизнь, однако с тех пор – медленно, но верно – продажи виниловых пластинок растут.

И это замечательно, поскольку он способен создавать фантастический звук, если не пожалеть усилий на настройку. Именно в этом заключается его главная особенность в отношении прочих форматов. В отличие от цифровых носителей и устройств небрежность при установке может совершенно исказить звучание.

Итак, если хотите узнать все секреты лучшего звука, от установки тонарма до настройки картриджа, или же готовитесь к покупкам в черную пятницу – в этом обзоре вы найдете все, что нужно.

Как работают виниловые пластинки?


Внимательно посмотрите на диск. Спиральная канавка заполнена множеством мельчайших бугорков, которые приводят в движение иглу головки звукоснимателя (картриджа). При помощи электромагнитного механизма в ее корпусе это движение преобразуется в электрический сигнал.

Тонкий алмазный наконечник иглы должен реагировать на бугорки величиной в микрон (одна тысячная миллиметра) – это очень сложная задача! Любые колебания, дошедшие извне, ухудшают способность картриджа к передаче информации с диска.

Возмущения могут вызываться разными причинами: это может быть звук из колонок, шаги, передающиеся по полу, и даже уличный транспорт, если стены дома не защищают от вибрации, вызванной его движением. И это вовсе не шутка.

Проведите эксперимент: установите иглу картриджа на диск, но не включайте двигатель. Поднимите громкость усилителя и легонько постучите по стойке под проигрывателем и по нему самому, а потом прогуляйтесь рядом с местом его установки. Гулкий звук, который вы услышите из колонок, порожден механической энергией, воспринятой вертушкой. Ужасно громко, правда?

Именно поэтому, если вы мечтаете о качественном звуке, прежде всего, позаботьтесь о надежности установки проигрывателя.

Выбор места для установки


Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от источников вибрации, включая АС.

Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; а вот на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. В этом случае мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему шагов. Только не забудьте о надежных болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком разрушительными.

Большинство проигрывателей снабжены какой-либо разновидностью изоляции – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем она лучше, тем менее капризна вертушка к месту установки. Модель любой конструкции всегда выигрывает от грамотного расположения и солидной опоры.

Выравнивание проигрывателя


После того как идеальное место для проигрывателя найдено, необходимо его выровнять. Нужно убедиться в том, что все его элементы строго горизонтальны, тогда иглу можно будет точно опустить в канавку. Воспользуйтесь для проверки спиртовым уровнем.

Начните со стола. Если стойка сама по себе горизонтальна, как это и должно быть, остальное не составит проблемы. Но если по какой-либо причине вам требуется доводка, на этот случай многие проигрыватели оснащаются настраиваемыми ножками.

Теперь пора проверить горизонтальность опорного диска. У большинства моделей его положение фиксировано относительно стола – они параллельны друг другу, если только не случилось чего-то непредвиденного. Проигрыватели с подвеской позволяют слегка менять их взаимное расположение.

Обычно выравнивание выполняется на месте, но некоторым моделям требуется специальное приспособление, за которым придется ехать к продавцу.


Уровни для винила в нашем каталоге

Настройка прижимной силы


Во времена расцвета винила многие любили менять и сравнивать проигрыватели, тонармы и картриджи. Приверженцам такого подхода ничто не мешает применять его и сегодня, однако большинство моделей поставляются уже с тонармами, к ним остается только подобрать картридж. А в самом бюджетном ценовом сегменте нередко и головка звукоснимателя входит в комплект, что еще больше упрощает жизнь. Впрочем, без некоторой доводки и в этом случае не обойтись.

Настройка тонарма и картриджа обычно производится одновременно. Если картридж уже установлен на тонарм, нужно только задать прижимную силу (посредством перемещения противовеса на заднем конце тонарма) и выставить смещение для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки.

Производитель головки звукоснимателя указывает рекомендованный диапазон значений прижимной силы – как правило, он составляет от 1,5 до 2,5 граммов – и одно основное значение. С него-то и стоит начать, но, учитывая различные технологические допуски компаний и использование разных тонармов, стоит поэкспериментировать. Однако постарайтесь не выходить за рамки рекомендованного диапазона.

Если звук кажется пресным и безжизненным, то прижимная сила слишком велика; неплотное и агрессивное звучание говорит о ее слишком низком значении. Если переборщить с легкостью, игла будет перескакивать с канавки на канавку, при этом повреждая их. Если сомневаетесь, установите чуть более высокий вес, как бы это ни казалось странным. Положение иглы в канавке будет более стабильным, привнося меньше искажений в звук и причиняя меньший ущерб диску.

Большинство противовесов снабжены маркировкой; если же хотите добиться максимальной точности, купите специальные весы для картриджа. Они бывают разными: дорогие цифровые обеспечивают высокую точность измерений, но и пластиковые вполне справляются с делом, а стоят при этом всего несколько фунтов.

Настройка высоты тонарма и ориентации картриджа


Большинство проигрывателей средней и верхней категорий позволяют настраивать высоту тонарма. Чаще всего он располагается параллельно плоскости пластинки, хотя это зависит от дизайнерской концепции производителя. В общем случае при слишком высокой установке тонарма звук при увеличении громкости становится ярким и напористым, при слишком низкой – наоборот.

Если картридж не установлен в тонарм, придется немного поработать. Большинство моделей крепятся при помощи двух болтов. Будьте внимательны: они очень маленькие и легко теряются. У некоторых моделей в корпус встроены закладные гайки, которые упрощают процесс.

После установки картриджа в тонарм к нему необходимо прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета. В корпусе головки звукоснимателя очень мало места, так что для монтажа вам понадобятся маленькие длинногубцы. Будьте осторожны: повредить контакты и даже сами провода не так уж сложно.

Далее необходимо выровнять картридж. Это делается при помощи шаблона. Можно купить дорогой металлический, но и простой картонный из комплекта поставки вполне справится с делом. На нем обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями.

Поместив иглу в каждую из двух точек, убедитесь, что корпус звукоснимателя выровнен по этим линиям. Процесс требует терпения, но после того, как картридж будет установлен должным образом, игла станет располагаться под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений и износ пластинок.

Не пожалейте времени на настройку; ошибка в один градус может значительно повысить искажения.

Выбор правильного фонокорректора


Выполнив все вышеперечисленное, вы обеспечите качественную работу проигрывателя; однако это еще не все. Одним из побочных эффектов перехода к цифровым музыкальным форматам стало отсутствие фонокорректора у многих усилителей.

Для чего нужен фонокорректор? Он обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от CD-проигрывателя) и выравнивает тональный баланс.

Виниловый диск физически не способен передать тот объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что тональный баланс сигнала, снятого с него, сильно сдвинут в сторону более высоких частот. При воспроизведении фонокорректор компенсирует этот изъян. Правильный выбор этого аксессуара позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неправильный – породит подозрения о том, что в виниле нет ничего особенного.

Большинство моделей способны работать с картриджами, как с подвижным магнитом (MM), так и с подвижной катушкой (MC). MM-варианты обычно более доступны по цене и выдают более сильный сигнал.

С ними фонокорректору приходится тратить меньше сил на звукоусиление, и недостатки системы подчеркиваются в меньшей степени.


Фонокорректоры в нашем каталоге

В чем разница между MC- и MM-картриджами?


Любой радиотехнический интерфейс (в данном случае – между картриджем и фонокорректором) для максимально полной передачи информации требует от обоих компонентов соответствия определенных электрических параметров – таких как коэффициент усиления и импеданс.

MM-картриджи, как правило, обладают более однородными электрическими характеристиками, что позволяет производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У головок второго типа все не так просто.

MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у головок с низким уровнем он меньше того во много раз. Для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.

Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности – все эти три параметра вносят вклад в общий импеданс. Верно подобранные, они обеспечивают оптимальность подключения картриджа и фонокорректора, а также более качественный звук.

Большинство производителей MC-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.

Может оказаться, что именно в вашей системе небольшое изменение одного показателя сделает звук заметно лучше. Обычно с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального характера. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом.

Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до 1 нанофарады – чем выше значение, тем сильнее отфильтровываются самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.

Финишная прямая

Все это кажется слишком сложным? Отчасти так и есть. После многих лет использования линейных источников – например, CD-плееров, которые фактически требовалось только подключить – священнодействие с проигрывателями винила воспринимается как своего рода черная магия.

К счастью, она вполне доступна для освоения. Неплохой звук можно получить сразу же после установки проигрывателя, а если вы приложите немного усилий и терпения, то будете стократно вознаграждены.



Продажи винила уже который год растут, Traktor и Serato тоже успешно продвигают свои DVS, что-то должно крутить все эти пластинки и лучшие из этих машин в нашем следующем чарте.

Производство винила, на первый взгляд, выгодно всем — лейблы, выпускающие винил, сразу привлекают внимание лучших музыкантов, а те, в свою очередь, считают очень престижным выпускаться на пластинках. Коллекционерам важно иметь физическую копию альбома или сингла, а аудиофилы любят своеобразный окрас звука. Конечно, за прошлые годы цифра завоевала лидерство из-за удобства использования, но даже здесь винил остаётся актуальным, ведь среди диджеев очень популярными являются таймкодовые системы — всем нравятся приятные тактильные ощущения при сведении пластинок, да и культура тёрнтейблизма с приходом цифры стала только богаче и доступнее.

Что представляет из себя виниловый проигрыватель? Это устройство, где есть двигатель, который вращает так называемый платтер, на котором лежит мягкая прокладка слипмат, а уже сверху кладётся пластинка. Двигатель крутится с определённым количеством оборотов, плюс на скорость вращения мы можем влиять при помощи регулятора питча. На пластинку ставится картридж с иглой, которая с помощью преобразования вибраций в ток считывает информацию о звуковой волне с дорожек винила. Картридж прикреплён к тонарму, специальному рычагу, внутри которого находится провод. По этому проводу аудиосигнал попадает дальше в усилитель, а оттуда уже на стереовыход.


Итак, на что обратить внимание при выборе подходящего диджеям проигрывателя?

• Двигатель должен обладать прямым приводом. Это значит, что платтер крутится непосредственно вместе с движком без всяких посредников типа ремней. Для аудиофилов в некоторых случаях это наоборот может оказаться минусом.
• Двигатель должен быть достаточно мощным, чтобы обеспечивать хорошую тягу. Когда пластинка останавливается рукой для поиска нужного момента или крутится во время скретча, может оказываться небольшое давление на платтер и, соответственно, движок. Скорость при этом должна быть такой, чтобы не возникало никаких слышимых последствий, когда пластинка возвращается к обычному ходу.
• Также на минимизацию этих последствий влияет вес платтера. Он должен быть достаточно тяжёлым и устойчивым. В целом сам проигрыватель тоже должен быть тяжёлым, ведь мы имеем дело с преобразованием вибраций в звук, а зачем нам посторонние вибрации? Вертушка должна быть максимально устойчивой, чтобы даже самые сильные вибрации танцпола и саундсистемы проходили мимо.
• Полезно наличие кварцевой стабилизации. Ок, у нас всё крутится, но нам нужна постоянная и одинаковая скорость, чтобы чётко контролировать темп. Кварцевая стабилизация поддерживает скорость на нужном количестве оборотов. На самых крутых hi-end проигрывателях вообще используют стабилизаторы, как на атомных часах.
• Тонарму лучше иметь S-образную форму, чтобы игла была как можно более параллельна дорожке в любом положении от края к центру.
• На тонарме должен быть установлен качественный картридж, который нужно выбрать в зависимости от цели — например, одни подходят для прослушивания, другие для скретчей, подробнее об этом в другой статье.
• Масса остальных факторов, таких, как наличие подсветки, возможность замены шнуров, удобство настройки тонарма, заземление, максимальное значение питча и прочие немаловажные вещи.

Классическим виниловым проигрывателем, в котором сбалансировано большинство этих факторов, является Technics SL-1210, особенно успешные его модели mk2 и mk5.

Техниксы обладают оптимальной тягой и подходят и для обычного сведения, и для трюков тёрнтейблизма. Фактически, клубный стандарт, первая версия вертушки была сделана ещё в 70-х годах прошлого века, и с тех пор “техниксы” стали нарицательным для виниловых проигрывателей. Модель снята с производства, но по-прежнему в цене, ведь ответственные японцы постарались на славу, чтобы сделать вертушки долговечными.


Очень популярными являлись также проигрыватели Vestax, но на данный момент производство также остановлено, а компания вообще закрылась.

Однако продажи винила уже который год растут, Traktor и Serato тоже стараются продвигать свои DVS, так что несколько компаний всё же имеют возможность делить рынок.

Итак, мы расскажем о некоторых современных проигрывателях с прямым приводом — выбирайте и приобретайте, если решили двигаться по виниловой теме.

Pioneer PLX-1000


Этот проигрыватель во многом копирует классику, но при этом добавляет немного инноваций. Быстрый старт разгоняет двигатель до 33 1/3 оборотов всего за 0.3 секунды, также мощность двигателя подтверждается возможностью прибавлять или убавлять питч на 50%. Качество звука тоже отличное, из-за антивибрационной конструкции проигрыватель сравнивается даже с некоторыми ременными аудиофильскими моделями. Многие диджеи, которые попробовали этот проигрыватель, заявляют, что это новая классика. Кстати, в Allfordj мы разбирали PLX-1000 до косточек, более подробный взгляд - здесь: Первый взгляд изнутри на Pioneer PLX-1000

Reloop RP-8000


Если пионеры выбрали классику, то Reloop за футуризм. Отличие этой уникальной модели в наличии MIDI-интерфейса. С помощью него можно управлять некоторыми функциями вашей диджейской программы, например Serato Scratch Live. Он позволяет быстро переключаться между горячими точками, создавать лупы, проигрывать заготовленные сэмплы, комбинируя эти эффекты со скрэтчем. Как проигрыватель этот Reloop также хорош, кроме прямого привода и кварцевой стабилизации на нём можно настраивать силу тяги и скорость запуска/остановки платтера.

Reloop RP-7000


Модель выглядит достаточно стильно, имеет мощный двигатель и систему цифровой стабилизации. Уникальных функций проигрыватель не имеет, но зато все привычные работают как надо. Стоит отметить, что существует лимитированная серия, выполненная в красивом белом цвете с качественным лаковым покрытием.

Audio-Technica AT LP1240 USB


Эта вертушка очень мощная и одна из тех, что позволяют разогнать скорость до 78 оборотов в минуту. Устройство ориентировано на диджеев, например, совершенно бесполезная аудиофилу вторая кнопка Play настоящему виниловому мастеру будет очень кстати. Проигрыватель можно подключить по USB к компьютеру, чтобы записывать с него звук, удобно, если вы олдскульный пират. В целом достойный аппарат.

Stanton T.92


Этот проигрыватель можно подключать по USB и S/PDIF для оцифровки пластинок, в комплекте даже есть специальный софт от iZotope. В остальном он достаточно обычный. Питч можно регулировать всего на 12%, но двигатель при этом мощный и может разгоняться и до 78 оборотов. Хорошая бюджетная модель.

Audio-Technica AT LP120 USB


Очередное решение с возможностью подключения по USB. Редко кому может понадобиться оцифровка такого качества, но как дополнительная опция вполне уместна. Например, если вы старый дед и продвинутый внук подарил вам mp3 плеер. Смешным также является то, что в комплект поставки включена и без того бесплатная программа Audacity. Ну да ладно, эта модель явно достойна внимания, учитывая ее цену, сделана достаточно качественно, двигатель мощный, аппарат выглядит и звучит совсем неплохо.

Stanton T.62


Мы говорили, в основном, про S-образные тонармы, но бывают и прямые. Такой как раз установлен на данной модели. Прямые тонармы хорошо подходят для скретча, но S-образные всё равно являются более универсальными и предпочтительными. Если вы начинающий тёрнтейблист, то вам пригодится и вторая кнопка плэй, с которой можно удобно запускать и останавливать проигрывание из любой позиции. Также достоинством данной модели является наличие качественного картриджа Stanton 500.v3 в комплекте.

Reloop RP-2000


Привлекательный минималистичный дизайн и такой же набор функций — только самое необходимое. Не самый мощный мотор, но в перевес кварцевая стабилизация, S-образный тонарм, хороший вес и удобная подсветка — стильное и бюджетное решение.

Выбирайте по бюджету, пилите, слушайте и если есть винил - берегите) Даже на самых бюджетных моделях можно научиться всем азам и после переходить к более комфортным инструментам. В скором времени сделаем гид по уходу за винилом. Чегерап!

* в Allfordj можно приобрести бывшие в употреблении проигрыватели Technics в отличном техническом состоянии с двухлетней гарантией от нашего сервисного центра.

Читайте также: