Кутх своими руками

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 08.09.2024

Прочел Животные тотемы. Решил написать про Кутха. Не только потому что ворон - мой тотем. Не только потому что вороны - птицы Палден Лхамо (Шри Дэви). Одна из ее форм - Магзорма - всегда изображается вместе с летящими рядом с ее головой воронами. Нет. Речь о Кутхе - в мифологии маленького камчатского племени ительменов он считается прародителем. А я считаю ительменов племенем индейцев - они так непохожи на все окружающие их народы - эвенов, коряков, айну. Из этого племени ведет свой род моя жена, с которой я разошелся. Я всегда знал, что она индеец. Впоследствии, когда она сдала кровь на генетический анализ, выяснилось, что почти на 80% это кровь американских индейцев с севера штата Монтана и примыкающих земель со стороны канадской границы. Так что я был прав, говоря, что ительмены пришли на наш материк из Сев. Америки. Так вот, Кутх.



Как говорит Вики, ключевая фигура в сотворении мира (создатель земли), прародитель человечества, в образе могущественного шамана или ловкача. Кутх популярный герой в преданиях народов Чукотки, и играет центральную роль в мифологии ительменов Камчатки . Множество историй, связанных с Кутхом, схожи с аналогичными историями, относящимися к Ворону, распространенными среди коренных народностей северо-западного побережья Северной Америки. Это, видимо, связано с длительной историей культурных контактов между народами Азии и Северной Америки. Один из мифов повествует, будто раньше солнце, луна и звёзды находились в мячах в жилище женщины–духа. Поэтому в мире было темно и холодно. Но Ворон решил освободить светила, хотя никак не мог попасть в юрту женщины. Тогда он решил превратиться в хвоинку и упал в воду. Женщина–дух зачерпнула воды ведром и поймала Ворона. Придя домой, она выпила воду вместе с хвоинкой и забеременела, а через некоторое время родила Ворона. Новорожденный Ворон попросил мячи — поиграть, и, получив их, разорвал клювом оболочку и выпустил светила. Таким образом мир приобрёл тот вид, к которому мы все привыкли, а сам Ворон почернел — его опалило солнце.

Main original

Если кто-то увлекался или увлекается мифами и преданиями народов севера, то наверняка знаком с распространённой легендой о сотворении мира, в которой Кутх принял самое непосредственное участие (согласно этому мифу) В легенде этой рассказывается о том, как Кутх, не имея возможности попасть в жилище женщины-духа, превратился в песчинку, упал в воду и она (женщина-дух), зачерпнув эту воду, принесла её в своё жилище, випила и родила Ворона. А нужно это было Кутху для того, чтобы высвободить из меховых бурдюков, хранившихся в жилище женщины-духа, звёзды, луну и солнце. Вот он и пошалил, открыв эти мешки, но опалился о солнце и стал чёрным.

Вообще Кутх как некое верховное божество фигурирует не только в мифологии Камчатки, его можно встретить и в преданиях многих народов населявших или населяющих Дальний Всоток: у кереков -Кукки, у коряков — Куткыннеку, у чукчей — Куркыль, у эскимосов — Кошкли. Так же похожее божество можно увидеть и в легендах индейцев Аляски и Канады.

Людей, специально занимающихся шаманством, у ительменов не было. В обычной обстановке каждый был сам себе шаман. Лишь в особых случаях приглашали Ведающего. В этой роли выступали или пожилые женщины (митх), или коекчучи (люди превращенного пола — мужчины, которые носили женскую одежду и делали женскую работу).

Все легенды народов севера так или наче состоят из некой упорядоченной цепи, отражающей процесс перехода от хаоса к космосу. И переход это как правило проходит через созидательность и сострадание к тому что (кто) стоит (лежит, ползёт) ниже, к тому, что (кто) слабее.

Видимо есть какая-то закономерность в том, что один и тот же персонаж может встерчаться впреданиях народов, прежде никогда не сообщавшихся дру с другом. Правда есть небольшие различия. Например, если в легендах камчатки кутх творит и созидает руководствуясь исключительно своей волей, то в мифах Чукотки. Ворон-Куркыль создаёт мир по воле некоего высшего божества.
В преданиях Ирландии Ворон, как покровитель воинов, так же не является верховным божеством. В преданиях айнов — Чёрный Ворон — мудрый учитель (по одной из древних японских легенд именно Ворон явился к айнам жившим в деревне на берегу океана) и обучил их искусству изготовления меча и мастерству владения им. В кельтском эпосе Чёрный Ворон пр игадании связывается с вьюрком, благословеный ворон — атрибут богинь войны. В христианстве ворон — это дьявол ослепляющий грешников, выорон как символ греха противопоставленный белой голубке. олицетворяющей невинную душу. (в сцене грехопадения ворон тоже фигурирует, он сидит на веке дерева с которого Ева срывает плод)

Мифологическому сознанию подвластно все: любые явления и предметы могут быть сближенными, перемещенными — здесь свои законы. Куропатки, падая в реки и озёра превращаются в гольцов и форелей, а выброшенные на берег вновь превращаются в птиц. Вообще, куропатки в мифологической картине мира ительменов занимают особое место. Так, Пилячуч — пастух всех животных, ездит на куропатках.
Мыши, (мышиный народ) почитаемый ительменами, так же принимают участие в созидании мира: с ними связывают появление китов.

Как в космогонических преданиях других народов (манси, нганасаны, народы Океании и др.), земля всегда соотносима с водой. Вода чаще всего дается как некий хаос (что-то неоформленное, текучее), земля же в бинарной паре с водой уже некий космос. Одна из точек зрения камчадалов о появлении земли также включает водную стихию (рождение сына связано с морем), а вторая — прямо указывает, что землю утвердили на море.

В мифах древних камчадалов землю могут добывать и со дна моря, чаще всего это делают птицы — это самый распространенный мировой сюжет о происхождении земли.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Кутх тоже приехал со мной с Камчатки.

Кутх - воплощение духа Ворона , традиционно почитается различными коренными народностями на Дальнем Востоке России . Образ Кутха проявляется во множестве легенд как ключевая фигура в сотворении мира (создатель земли), прародитель человечества, в образе могущественного шамана или ловкача. Кутх популярный герой в преданиях народов Чукотки, и играет центральную роль в мифологии коряков и ительменов Камчатки .

Один из мифов повествует, будто раньше солнце, луна и звёзды находились в мячах в жилище женщины-духа. Поэтому в мире было темно и холодно. Но Ворон решил освободить светила, хотя никак не мог попасть в юрту женщины. Тогда он решил превратиться в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воды ведром и поймала Ворона. Придя домой, она выпила воду вместе с хвоинкой и забеременела, а через некоторое время родила Ворона. Новорожденный Ворон попросил мячи — поиграть, и, получив их, разорвал клювом оболочку и выпустил светила. Таким образом, мир приобрёл тот вид, к которому мы все привыкли, а сам Ворон почернел - его опалило солнце.

В те давние, давние времена, когда только зародилась Природа, по велению Творца на Землю были посланы Боги, дабы расселить народы в каждом уголке Земли-матушки.

Одним из Богов был Великий Кутх, Бог – Ворон. Он имел способности приобретать образ птицы, парящей над Землей. Кутх имел мудрый ум, горячее сердце, зоркий глаз и острые когти. Пролетая над своей территорией, Кутх увидел, что его уголок Земли-матушки, - это бескрайний Океан.

-Я - хранительница безбрежного Океана! - был ответ.

-Умеющая плавать, или Камча. А твое?

-Умеющий летать, или Кутх. Помоги мне!

-Мне некуда расселить мой народ. Кругом Океан, а моему народу нужна Земля, он не такой, как я. Я же наделён способностью летать, чтобы помочь моему народу опуститься на Землю.

-А где сейчас твой народ?

-Он там! - и Ворон указал на небо. - Видишь сияние звезд? Это мой народ!

-А как же ты сможешь свой народ опустить на Землю?

-Ты это увидишь, когда будет Земля.

Камча заинтересовалась этим.

-Хорошо! Я помогу тебе, но ты должен пообещать мне, что и мои дети не останутся без опеки и заботы. Пусть народ твой не будет помехой для размножения моих детей. В свою очередь, они помогут жить твоему народу, ибо их предназначение в этом.

-Я согласен! - ответил Кутх.

Тут Кутх увидел, как Камча стала плыть: всё быстрее и быстрее. Океан начал волноваться, как бы подгоняя Камчу своими, все возрастающими волнами. В момент, когда волны Океана достигли огромной величины, Камча взмыла в Небо, своим хвостом подняла воду Океана и оросила ею Звезды, которые засияли еще ярче. Падая вниз, из бездонной глубины Неба, Камча прокричала Кутху:

-Не забывай о нашем договоре! И помни: кровь в моем теле - это пристанище для моих деток и Жизнь для твоего Народа. Я буду Местом, где твой народ будет жить!

–Итель-мен!- прокричал Кутх.

В этот момент звёзды на Небе засверкали всеми цветами радуги, радуясь вместе с Вороном. Кутх поднялся до самых Звёзд,развернулся так, что одно крыло опустилось на Землю, а второе простёрлось до Звёзд:в тот самый момент Звёзды как бисер стали стекать по иссиня-чёрному крылу вниз.

-Живите! - сказал Кутх. - Назначаю вашим старшим наставником и хранителем мудрого Бакенинга – шамана всех шаманов. И в помощь ему даю братьев и сестёр его младших, коих ему надлежит расставить по всей Камчатке, дабы нести дозор и быть помощниками народу моему!

Так появились хранители местного народа. И были они так верны своему долгу, что со временем стали горами остроконечными, неся свою службу тысячетелетиями. Одним из хранителей и стала гора Острая, младшая сестра Бакенинга.

-Э-ей! Кто ты такой, Кутха?

Я не видел тебя, я не слышал тебя,

Только знаю, что шутка –

Это радость твоя, это сила твоя!

В прежней жизни аборигены Камчатки называли себя детьми Ворона Кутха. Даже седые вершины огнедышащих гор не припомнят то время, когда прародитель земли Камчатской создал эту страну для жизни. Пролетая над водной гладью, приказал Кутх сыну своему стать землёю, а сам на лыжах пошёл по этой земле. Там, где проходил он, образовались впадины, ущелья, долины. А по краям горы высокие. И, чтобы не замёрзло всё живое на рождённой им земле, вдохнул Кутх в горы высокие свой горячий дух. А ещё придумал зори, невиданной красоты, и тундру украсил брусникой, шикшой и ароматной морошкой. В каждой долине Ворон-бог реку положил, и в ручьях, протоках этих развёл кижуча да чавычу. И людей сотворил Кутх, чтоб в согласии с природой жили: охотой да рыбалкой промышляли. Ремеслам их разным обучил, да весёлым нравом наделил, чтоб без грусти и печали жили. И только убедившись, что на созданной им земле сможет жить народ, великий Ворон окутал лёгкой дымкой таинственности эту страну и улетел в неведомые края, далеко к Ледовитому океану. Это лишь легенда, но изред ка над землёй Камчатки то и дело появляется ворон, кружащий высоко в небесах.

Камчадалы считали творцом Земли и людей Кутха, который до сотворения Земли и людей жил на небе. От детей Кутха и его жены Миты произошли ительмены. Кутх изобрел лодку для передвижения по воде. Когда Кутх ездил на собаках по камчатке, то образовывались горы и долины, Радугу считали вышивкой на подоле кухлянки Кутха. Образ Кутха ительмены отождествляли с вороном и считали его не столько богом, сколько прародителем. Бога вообще они называли дустехтичь. В честь его ставили на ровных местах столб, обвязывали его тоншичем (осокой), проходя мимо него, всегда бросали кусочки пищи (в жертву ему). Около такого святого места никогда не собирали ягод и не убивали ни зверя, ни птицы.

Мудрый ворон Кутх.

Мифическое божество Кутх играет главную роль в мифологии коряков и ительменов Камчатки.

Сотворение мира

. Давным-давно в мире было темно и холодно, потому что солнце, луна и звезды находились в заточении у Женщины-духа. Она держала их в своей юрте в трех огромных мячах. Добрый бог Кутх задумал освободить светила. Он превратился в хвоинку и упал в воду. Женщина-дух зачерпнула воду, выпила ее и забеременела, а вскоре родила Ворона. Тот упросил мать поиграть с мячами и вспорол их. Светила высыпали на небо и осветил мир. А самого ворона опалило солнце и он почернел.

Корякские легенды о Кутхе схожи с древними североамериканскими мифами о Вороне. Дело в том, что в течение длительного времени народы Азии и Северной Америки заимствовали друг у друга обряды и легенды.

Народные умельцы Камчатки изготавливают обереги, изображающие Кутха. Этот магический атрибут шамана символизирует сотворение мира и древнюю мудрость. Кутх охраняет дом, приносит покой и радость. Древние верили в то, что Кутх - прародитель человечества, воплощение духа Ворона, который почитается многими коренными народностями Дальнего Востока.

Заготовка дров – ежегодная процедура для каждого человека, имеющего дом с камином и печью, или же баню с традиционной каменкой. Данное занятие является довольно трудоемким и требует хорошей физической подготовки. Не в каждой семье найдется человек, который бы справился с этой задачей. Тогда на помощь приходят дровоколы, которые в огромном ассортименте представлены на полках хозяйственных магазинов. Но зачем тратить деньги на то, что можно сделать самому, не затрачивая при этом много сил, а просто следуя понятной и четкой инструкции?



Конструкция и особенности дровокола


Несмотря на большое количество разновидностей дровоколов, их объединяют общие характеристики:

  • габариты приспособления (могут быть как производственные, так и бытовые модели);
  • мощность расщепления (величина, определяющая количество силы, которую нужно приложить для раскола полена);
  • рабочие длина и диаметр (Для определения размеров деревянной заготовки).


Все эти параметры нужно учитывать при покупке нового или при сборке самодельного дровокола.


Особое внимание стоит уделить клину/конусу (часть приспособления, отвечающая за раскол заготовки на две и более частей). Он должен быть изготовлен из прочного металла и качественно заточен.





Чертежи и инструкции для сборки

Простой ручной дровокол

Необходимые детали для сборки изделия:

  • рессора от автомобиля;
  • цилиндр металлический;
  • труба длиной 30-40 см диаметром 2,5-3,5 см;
  • отрезки уголка длиной 55 см;
  • отрезки уголка длиной 15 см.
  1. Берутся отрезки уголков длиной 55 см, на них наносится разметка. По бокам отступаем по 10 см (делаем пометки), пометки соединяем между собой на расстоянии 1,5 см от самого угла. Полученную линию делим на отрезки по 5 см и из каждой точки проводим перпендикуляр к краю уголка. Теперь верх каждого перпендикуляра соединяем с низом соседнего. Разметка нанесена.
  2. Распиливаем уголок в соответствии с разметкой. Со вторым уголком проводим те же манипуляции.
  3. Привариваем отрезки уголка длиной 15 см к нашим заготовкам.
  4. Отрезаем от рессоры кусок длиной 35 см.
  5. Берем металлический цилиндр длиной равной расстоянию между длинными уголками. Проделываем в нем сквозное отверстие по всей длине. Металлическая втулка готова.
  6. Делаем вырез у края рессоры для того, чтобы приварить ее к втулке. Привариваем рессору по центру боковой поверхности втулки.
  7. Проделываем отверстия в длинных уголках там, где будет крепиться втулка.
  8. Привариваем трубу к противоположному краю рессоры. Хорошо затачиваем длинный край рессоры, обращенный к уголкам.
  9. Соединяем полученную конструкцию к приваренным друг к другу уголкам. Изделие готово.






Дровокол с пружинным механизмом

Необходимые детали для сборки изделия:

  • пружина (можно использовать амортизатор от автомобиля);
  • трубы стальные (диаметр 3-7 см);
  • труба профильная 4х6 см;
  • швеллеры;
  • металлическая втулка;
  • рельс длиной 30-40 см;
  • уголки;
  • рукоятка с резиновыми элементами (например: можно взять ручку от велосипеда);
  • двутавр (№12-16).


  1. Делаем опору. Посередине швеллера привариваем двутавр. Для большей устойчивости к двутавру и краям швеллера привариваем уголки.
  2. Из еще одного швеллера вырезаем подставку для пружины. Делаем с края квадратный вырез, для того чтобы приварить к стойке.
  3. Привариваем подставку к стойке, учитывая размеры пружины. К опоре и краям подставки также привариваем уголки для лучшего крепления.
  4. Берем короткий отрезок трубы, соответствующий размерам пружины. Привариваем к подставке трубу.
  5. Делаем вырез в верхнем конце стойки и привариваем втулку в него параллельно земле.
  6. Устанавливаем вал, к которому привариваем швеллер с заранее вырезанным отверстием, соответствующим размерам стойки. К швеллеру привариваем такой же отрезок трубы, как и в шаге 4. Устанавливаем пружину между подставкой и швеллером.
  7. К верхнему швеллеру привариваем профильную трубу, к противоположному концу которой привариваем зубило острой стороной вниз. Сверху, ровно над зубилом прикрепляем груз.
  8. Привариваем рукоятку с резиновыми элементами к краю профильной трубы. Изделие готово.

Гидравлический дровокол

Необходимые детали для сборки изделия:

  • насос типа МШ-10;
  • шланги высокого давления;
  • регулятор подачи воздуха;
  • автомат питания;
  • гидроцилиндр;
  • электродвигатель трехфазный (5 кВт);
  • металл листовой (ширина от 0,5 см);
  • уголки;
  • швеллеры.


  1. Для начала сварим станину из двух швеллеров и уголков. Также из уголков можно сварить стойки для станины, под которой и будет находиться двигатель.
  2. Устанавливаем вниз электродвигатель, соединенный с насосом и баком для масла с помощью шлангов высокого давления.
  3. Располагаем гидроцилиндр продольно на станине и соединяем шлангами с баком для масла.
  4. На другом конце станины посередине привариваем клиновидный нож.
  5. На противоположной стороне к штоку гидроцилиндра крепим кусок швеллера, который послужит упором. Изделие готово.


Винтовой дровокол

Необходимые детали для сборки изделия:

  • электродвигатель;
  • винтовой конус (лучше купить, так как его сложно чем-то заменить);
  • подшипники;
  • редуктор;
  • листовой металл (толщиной от 0,7 см);
  • швеллеры;
  • уголки;
  • кожух;
  • вал.


  1. Из швеллеров, уголков и листового металла свариваем прочную, устойчивую станину.
  2. Винтовой конус соединяем с валом и подшипниками. Учитываем при этом, что подшипники должны находиться в прочных цельных корпусах.
  3. Устанавливаем электродвигатель вниз, под столешницу. Соединяем конструкцию из шага 2 с редуктором и двигателем. Помним при этом, что нужно подобрать правильное сочетание электродвигателя и редуктора (не более 500 оборотов в минуту винтового конуса).
  4. Для безопасности использования закрываем все вращающиеся ремни/цепи кожухом. Изделие готово.





Реечный дровокол

Необходимые детали для сборки изделия:

  • двутавр;
  • швеллеры;
  • уголки;
  • труба профильная 4х6 см;
  • электродвигатель;
  • поршень;
  • нож (можно сделать из рессоры или листового металла);
  • шестеренка;
  • редуктор;
  • пружина;
  • шарнир;
  • рейка.


  1. Из профильной трубы, швеллера, двутавра и уголков делаем прочную станину.
  2. Закрепляем шестеренку над станиной на высоте 4-6 см и на расстоянии равном двум бревнам от ножа.
  3. Делаем подвижную конструкцию с рейкой, которая будет ездить по станине.
  4. К части конструкции, обращенной к ножу, привариваем перекладину из листового металла толщиной от 0,7 см перпендикулярно станине. Перекладина будет выполнять функцию толкателя.
  5. На конструкции также устанавливаем шарнир и крепление под пружину. Устанавливаем возвратную пружину.
  6. На станине закрепляем рычаг, который будет прижимать рейку к шестеренке.
  7. Устанавливаем редуктор и электродвигатель. Изделие готово.

В этой статье собраны дровоколы как для бытового использования, так и для более масштабного. Используя выше представленные инструкции и чертежи, можно выбрать наиболее подходящий для себя вариант и изготовить его самостоятельно.


Для сборки изделий посложнее скорее всего понадобится помощь второго человека, а также определенное количество времени и сил. Но собрав один из этих дровоколов, можно сэкономить много времени на последующих ежегодных заготовках дров.


Главное следует соблюдать технику безопасности и убирать рабочее место от щепок и древесной стружки. Тогда аппарат прослужит дольше, а работать с ним будет удобно и приятно.

Читайте также: