Крышка бензобака с замком своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Крышка бензобака с защитой

Защита бензобака от слива топлива – одна из проблем, которую придётся решать владельцам отечественных авто традиционного типа. Конструкция бака у автомобилей вазовской линии 2104-2107 такова , что из-за широкой, ничем не защищённой, горловины можно спокойно сливать бензин, и водитель может даже не заметить следов вскрытия. Обычно таким нападениям подвергается транспорт, который владельцы по каким-то причинам не могут поставить в гараж или на платную стоянку, из-за чего авто ночует во дворе. Как осуществляется защита бензобака 2107 и других моделей?

Распространённые методы защиты бензобака

Защита горловины бензобака – непростая задача, так как противостояние хозяев транспорта и воров длится уже не одно десятилетие. И та, и другая сторона обладает немалым техническим оснащением, но пока не разработано идеально надёжной конструкции, способной противостоять любому взлому. Сегодня есть несколько вариантов борьбы с бензиновыми ворами:

  • Прочный замок крышки бензобака на классику. Обычно бак закрывается простой завинчивающейся пробкой, снять которую не составляет труда. В этом случае ночному грабителю ничего не стоит снять крышку, вставить в горловину шланг и легко перелить часть топлива в канистру или иную емкость. Помешать ему может прочный замок, который можно открыть ключом владельца. Вскрыть его без шума трудно, поэтому вор, скорее, откажется от попыток грабежа и пойдет искать задачу полегче.

Однако есть и обратные варианты: закрытая на замок крышка бензобака на классику может только разозлить вора, и от прибегнет к грубому взлому фомкой или отмычкой. В результате и замок будет сломан, и часть кузова возле бензобака окажется повреждённой. Можно вызывать полицию и требовать найти вора, но результат чаще всего оказывается отрицательным.

Бензобак с замком против слива

Однако нужно помнить, что такие действия выходят за рамки закона, и их можно классифицировать как умышленное причинение вреда. В итоге, как ни странно, виноватым может оказаться не вор, а сам владелец пострадавшего автомобиля.

Можно ли поставить сигнализацию на бензобак?

Технически грамотный и результативный вариант защиты - сигнализация на крышку бензобака. Ночные грабители, как правило, пугливы, и сильный звук включившейся сигнализации гарантированно помешает преступным замыслам. К тому же, на звуки сработавшей системы в окно выглянет хозяин и есть шанс поймать грабителей на месте преступления, и передать в руки правосудия.

Концевик на крышку бензобака поставить не так трудно, а срабатывать ну будет так же, как и при открытии и багажника посторонними.

Сигнализация на люк бензобака имеет свои плюсы и минусы. Лучшим решением станет современная система с возможностью обратной связи. Представьте себе ночной двор, заставленный машинами. У всех звук сигнализации примерно одинаков, и если у кого-то сработает сирена, обычно просыпается весь дом.

В результате чуть ли не каждую ночь спокойный сон жильцов нарушается воплями сирены и миганием автомобилей, при этом она может сработать на прибежавшую мимо собаку или даже сильный порыв ветра. Кого-то поймать в этом случае проблематично.

Сигнализация на бензобак своими руками при наличии определённых навыков работы позволит собрать систему с функцией обратной связи. Как она работает:

  1. Концевик ставится на крышку бензобака, при попытке открытия или взлома, сигнализация должна срабатывать без включения звукового режима.
  2. В комплект входит брелок, на который поступает сигнал. Именно он предупреждает владельца о непрошеных гостях.
  3. Владелец может выйти во двор в компании нескольких друзей и достойно встретить любителей чужого топлива. Однако важно помнить, что рукоприкладство и иные подобные методы караются по закону, поэтому лучше все же сдать грабителей в полицию. В лучшем для них случае им грозит немалый штраф, в худшем – наказание вплоть до тюремного заключения.

К сожалению, такая сигнализация окажется действительно работоспособной только в том случае, если у владельца есть возможность быстро выйти во двор и оказать сопротивление грабителям. Иначе устройство будет не только бесполезным, но и опасным для самого хозяина.

Обычная свето-шумовая сигнализация причиняет больше неудобств окружающим, но и эффект от неё выше.

Есть примеры оригинальных решений, когда владелец авто устанавливал на балконе мощный прожектор, направленный на стоянку. Он срабатывал, когда кто-то пытался открыть бак, ослепляя незваного гостя резким ярким светом.

Такая мера оказывается вполне результативной: мало кто при внезапном мощном освещении решится продолжать чёрное дело. При этом жильцы дома не страдали от шума.

Защита на крышку бензобака является минимальным необходимым решением для охраны топлива. Однако 100%-ной гарантии она не даёт, и все равно можно оказаться жертвой ночных грабителей.

Многим автомобилистам не понаслышке знакома ситуация, когда крышка топливного бака отказывается открываться. Такая мелочь, на которую мало кто из автовладельцев обращает внимание, может доставить серьёзные неудобства при невозможности её открыть, особенно если это произошло прямо на автозаправке, в то время как в машине пустой бензобак. В такие моменты одни автомобилисты ухищряются достичь цели различными способами, проявляя невероятную смекалку, другие же напротив, могут запаниковать, тем более, если до сервиса далеко.

Не открывается лючок бензобака на машине

Как открываются различные модели крышек

На разные модели и марки авто устанавливаются различные варианты механизмов, часто их функции не ограничены запиранием бензобака, а возлагаются также задачи стабилизации давления в баке, изоляции топлива от внешних воздействий и др.

Крышки имеют множество вариаций, отличаясь по разновидности стопорного механизма, типу защиты и остальным показателям. Конструктивно лючки бензобака отличаются в зависимости от формы горловины бака, диаметра, типа резьбы и прочих факторов, соответственно и открываться они могут по-разному:

  • нажатием кнопки из салона;
  • пультом управления от центрального замка;
  • рычагом с иконкой автозаправки;
  • нажатием с небольшим усилием на крышку до щелчка и притягиванием на себя.

Наиболее распространённые проблемы

Замёрз механизм открытия лючка

Зимой при минусовых температурах замерзание крышки бензобака, а точнее отпирающего механизма, не редкость. Это происходит по вине конденсата, образующегося из-за разницы температур в салоне и за бортом, а впоследствии замерзающего при понижении температуры.

Каждому автомобилисту следует знать, как безопасно открыть крышку бензобака, поскольку некоторые варварские способы могут спровоцировать повреждения петель лючка или кузовного покрытия. Применять силу в данном случае нельзя, эффективно и без неприятных последствий разморозить отпирающий механизм лючка поможет локальное прогревание. Отогнать автомобиль в тёплый гараж или на сервис, что в считанные минуты решит проблему, возможность есть не всегда, так что данный метод мало кому подойдёт. Если же под рукой имеется строительный фен и источник питания, то можно использовать прибор для прогрева лючка. Действовать необходимо с осторожностью, поскольку мощность фена достаточно высока и есть риск повредить лакокрасочное покрытие. Ещё один способ предполагает использование выхлопных газов во благо, для чего потребуется шланг, который направляют от трубы к лючку. Для оттаивания механизма при таких условиях достаточно до пяти минут.

Замерз автомобильный лючок бензобака

Автовладельцы нередко используют универсальную жидкость WD-40 (она найдётся практически у каждого водителя и применяется по делу и без), ею обрабатывают пластиковый штырь механизма посредством шприца, протиснутого сквозь резинку. После оттаивания крышку несколько раз открывают и закрывают. Существуют также специализированные средства, предназначенные для размораживания, на рынке автохимии они в избытке, так что в условиях сурового климата лучше обзавестись жидкостью и возить её в машине.

Застрял пластиковый штырь

Случается и так, что проблема возникает в тёплое время года, тогда речь идёт о заклинивании пластикового штырька, что удерживает крышку и высвобождается при открытии центрального замка. Часто управление лючком доступно из салона машины посредством рычага, он может заедать, а лючок при этом остаётся в закрытом положении.

Управление лючком машины

Когда на улице тепло и вероятность замерзания исключена, проблема также может заключаться в обрыве троса, принимающем непосредственное участие в открытии лючка. Чтобы оценить ситуацию снимают часть обшивки, можно открыть дверцу также притянув трос с внутренней стороны, а в некоторых моделях авто предусмотрен электропривод аварийного открытия. При необходимости ремонта, не остаётся ничего другого, как снять крышку бензобака с петли, для чего её необходимо приоткрыть, немного притянуть на себя, а затем выдвинуть вперёд в сторону так, чтобы крепления вышли из контакта с направляющими.

Проблема в крышке бензобака вкручивающейся в горловину

Крышка, имеющая резьбу, нечасто подвергается неисправностям, но всё же не застрахована от этого. Если случилось так, что плохо открывается лючок бензобака данного типа, поломка требует немедленного устранения.

Когда крышка, вкручивающаяся в горловину, перестаёт работать, то есть выкручиваться, то лучше, чтобы у автомобилиста хватило горючего доехать до сервиса. Открытие лючка бензобака в этом случае щадящим способом невозможно, пробку придётся или выламывать, или разбирать. Вариантов здесь минимум и в целости и сохранности снять её не получится. Автовладельцу по возможности не стоит дожидаться полного осушения бака, чтобы хватило горючего проехаться в сервис в случае возникновения проблемы.

Открываем крышку без ключа

При неисправности ключа от крышки топливного бака, который ранее открывал лючок, или его утере, на помощь придут крестовая отвёртка и саморез. Конструкция запирающейся крышки предполагает внешнюю подвижную и внутреннюю неподвижную части, они проворачиваются относительно друг друга, не открываясь. В то же время ключ выступает фиксатором элемента, тем самым обеспечивая открытие лючка. В результате его поломки или отсутствия автовладелец уже не может, как прежде пользоваться крышкой и без кардинальных мер здесь не обойтись.

Как открыть бензобак без ключа:

  • для соединения частей конструкции саморез вкручивается в крышку примерно на 75-80% по глубине. Чтобы облегчить задачу предварительно можно высверлить отверстие в месте предполагаемого вкручивания;
  • теперь обе части соединены, что означает разблокирование замка, и пробка легко поддаётся откручиванию руками.

Замочный механизм после взлома неисправен, но ничто не мешает пользоваться крышкой дальше без применения ключа, при необходимости её можно в любой момент заменить.

Как открыть кодовую крышку бензобака, если забыли код

Кодовые крышки, защищающие от вмешательства посторонних, имеют сложную конструкцию, по принципу работы они схожи с запирающимися на ключ. Полной гарантии защиты от несанкционированного доступа нет, поскольку при желании подобрать код можно за несколько минут. Конструкция включает подвижную с цифрами и неподвижную части. Автомобилист фиксирует подвижную часть в нужном положении (в соответствии со значениями кода) и открывает крышку. Случается, что водители забывают цифры, отпирающие замок, в таком случае придётся немного повозиться, чтобы его открыть.

Код замка можно менять путём разборки механизмов, и несложных манипуляций с перестановкой деталей:

  • отвёрткой снимаем стопорное кольцо и снимаем часть крышки;
  • вынимаем пружинки и фиксатор элементов, создающих код (матриц);
  • извлекаем матрицы и открываем крышку;
  • когда все матрицы сняты, можно создать новый код, проворачивая подвижную часть;
  • выполняем сборку конструкции в обратном порядке.

Крышка люка бензобака

При поломке крышки можно применить тот же радикальный метод, что и в случае с замочным механизмом.

Если крышка не закрывается

Существует и обратная проблема, когда лючок бензобака не закрывается, болтается или просто неплотно прилегает. Чтобы выяснить причину, необходимо осмотреть крышку и её крепления. Лючок держится на направляющих, которые могут погнуться или сломаться, что приводит к невозможности закрытия дверцы. Для ремонта необходимо снимать крышку, делать это нужно аккуратно, чтобы лапки защёлки вышли из посадки. В зависимости от того, поломались ли крепления, вылетела пружинка (потерялась или просто вышла из правильного положения), открутилась гайка и пр., нужно принять необходимые меры. Возможно, достаточно будет просто правильно поставить лючок после снятия или прикрутить гайку, но может понадобиться и замена пружины либо тросика привода. Для этого придётся поднимать обшивку в салоне со стороны бака, чтобы прояснить ситуацию и при необходимости заменить элемент.

Полезные советы

Предвидя холода, лучше загодя позаботиться о предотвращении проблемы примерзания элементов, приводящей к невозможности открытия лючка. Обработка петель и запорного механизма силиконовой смазкой поможет препятствовать воздействию конденсата на детали. Резиновые уплотнители лучше обрабатывать после каждой мойки автомобиля, сезонность при этом значения не имеет. В экстренных случаях силиконовую смазку заменит несколько капель моторного масла, образующего на поверхностях защитную плёнку.

Что не следует делать, когда лючок не поддаётся, так это применять по отношению к хрупкой конструкции грубую силу, поскольку таким образом можно скорее увеличить масштабы бедствия.

Есть модели авто, в которых лючок бензобака не открывается, когда двигатель заведён, а ключ в замке зажигания. При таких обстоятельствах требуется заглушить мотор и достать ключ, чтобы крышка открылась.

В любом случае, изначально необходимо разобраться, в чём именно дело, какие элементы мешают корректной работе механизма и уже, зная виновного в лицо, принимать соответствующие меры по устранению проблемы открытия лючка.

Лючок или крышка бензобака, несмотря на свою малозаметность, играет важную роль в общей работоспособности двигателя. Крышка — обязательный атрибут транспортного средства. На подержанных авто она может портиться, и тогда приходится использовать различные методики ремонта, включая полноценную замену.

Подробная классификация крышек бензобаков

Автомобилист должен понимать, что крышка — это не просто элемент, закрывающий доступ к баку. В современном автомобиле она ещё выполняет ряд иных функций: стабилизирует давление внутри топливного резервуара, изолирует бензин или солярку от отрицательного воздействия внешней среды и т. п.

Крышка топливного бака

Крышка топливного бака — это важный функциональный элемент авто

Конструкция элемента зависит непосредственно от формы горловины топливного резервуара. В наибольшей степени всё определяется диаметром резьбы и типом (она бывает внешней и внутренней). Имеет значение также глубина входа крышки в горловину, объём и т. д.

Материал крышки всегда подбирается с учётом пожарной безопасности. Особенно важно это для автомобилей, оборудованных бензиновыми системами. Горючее этого типа имеет свойство взрываться от чрезмерного давления, оно более чувствительно к воздействию паров.

В конструктивном плане крышки делятся на несколько типов:

Крышка с пластиковым держателем

Крышка с пластиковым держателем или цепью специально разработана для забывчивых автовладельцев

Помимо этого, крышки классифицируются по типам стопорного механизма:

  • байонетные, которые закрываются путём изменения угла;
  • резьбовые;
  • запорные, как на металлических канистрах.

Чаще применяются байонетные и резьбовые крышки. Первые закрывать и открывать проще, но на легковые автомобили они ставятся редко, больше частью, это удел тракторов и грузовых авто.

Резьбовые крышки могут быть как с внутренней, так и с наружной резьбой. Отличие в расположении основной и ответной резьбы на горловине бака или цилиндрической поверхности крышки.

Делятся крышки также по вентиляционным показателям:

  1. Бесклапанные модели устанавливаются в топливные резервуары, в которых предусмотрены автономные системы стабилизации давления и улавливания паров горючего.
  2. Одноклапанными крышками оборудуются резервуары, в которых задействована лишь система улавливания паров горючего, но нет отдельной системы стабилизации.
  3. Наконец, на баки без автономных систем устанавливаются крышки с двумя клапанами. Их предназначение — стабилизировать давление при понижении уровня бензина, и сбрасывать пары горючего.

Наибольшее распространение в наши дни получили одноклапанные крышки. Это вызвано конструктивными особенностями современных моделей авто, оснащённых только автономной системой улавливания паров горючего.

Крышки также классифицируются по типу защиты от хищений:

  1. Стандартные варианты, не имеющие какой-либо защиты.
  2. Модели с навесным замком, подвешивающимся на специальных скобах.
  3. Крышки с обычным замком, личинка которого вертикально встроена.
  4. Кодовые крышки.
  5. Модели с замком, открывающимся ключом зажигания определённого автомобиля.

Стандартные крышки получили большее распространение, так как их установка несложная. Однако в последнее время наметился спрос на крышки с кодовыми замками. Навесной замок сегодня практически вышел из применения. А крышки с замком, открывающимся ключом зажигания, встречаются на некоторых топовых иномарках.

Крышки топливных баков могут классифицироваться также по наличию добавочных компонентов:

  • с цепочкой или пластиковым соединителем;
  • со специальной рифлёной ручкой для удобного открытия.

И, наконец, они бывают металлическими или пластиковыми, универсальными или предназначенными для одной модели авто.

Как открываются различные модели крышек

Крышки топливного бака могут открываться по-разному. Как правило, на отечественных авто сделать это просто, на иномарках — гораздо сложнее. Для открытия кодовых лючков приходится выставлять нужное соотношение цифр. Одним словом, сколько моделей, столько и способов открытия.

    Лючок, который открывается путём нажатия соответствующей кнопки в салоне. Расположена она либо на двери со стороны водителя, либо на подлокотнике.

Кнопка управления крышкой бензобака

Кнопка управления крышкой бензобака расположена на двери водителя

Крышка с выемкой

Крышка с выемкой открывается потягиванием на себя

Распространённые неисправности

При активной эксплуатации автомобиля крышка топливного бака портится. Паниковать в любом случае не стоит, практически все неполадки легко устраняются, иногда крышку можно запросто поменять на новую. В список наиболее частых неисправностей входят:

  • замерзание механизма;
  • застревание пластикового штыря;
  • порча личинки замка и т. д.

Замерзание крышки

Примерзание крышки нередко случается в холодное время года. Владелец заезжает на АЗС с целью заправки и не может открыть бак. Механизм лючка, поддерживающий нормальное отпирание, замерзает. В условиях низких температур пластиковый штырь отвердевает и более не утапливается внутрь.

Замерзание крышки бензобака

Замерзание крышки бензобака происходит в результате разности температуры воздуха снаружи и внутри

Таким образом, на крышке образуется конденсат. Ближе всего к холодному воздуху находится штырь. Влага превращается в лёд, механизм открывания лючка затвердевает, крышка плохо работает.

Что делать? Очевидно, что решение напрашивается само собой. Нужно прогреть замёрзшие детали, это приведёт к оттаиванию механизмов и их работоспособности.

Опытные автомобилисты рекомендуют с наступлением холодов впрыскивать внутрь механизма жидкость ВД-40. После обработки нужно 2–3 раза открыть и закрыть крышку. Это позволит предотвратить замерзание.

Чтобы открыть крышку лючка в мороз, достаточно брызнуть на него горячей водой из термоса. Лёд мгновенно оттает, и механизм откроется.

Застревание штыря

Решается проблема с помощью ассистента. Можно попросить пассажира удерживать рычаг из салона, а самому поднажать на лючок с внешней стороны. Как только крышка немного приоткроется, автомобилист должен среагировать и подцепить лючок. Если помощника нет, рычаг можно зафиксировать в одном положении водительским ковриком или другим предметом. Чтобы не повредить краску машины, рекомендуется обернуть отвёртку тряпкой.

Если не открывается бензобак

Если не открывается бензобак, его можно аккуратно поддеть ножом или отвёрткой

Под обшивкой в багажном отсеке на некоторых авто имеется электропривод, предназначенный для аварийного открытия бензобака в случае его неисправности. Его закрывает, как правило, крышка. Чтобы открыть лючок, нужно засунуть в прямоугольное отверстие указательный палец, нащупать штырёк и сдвинуть его в противоположную сторону.

Поломка резьбы

Если крышка с резьбой, она меньше подвержена поломкам. Однако если такое произошло, она не выкручивается, открыть бак удастся только путём разборки или слома. Другого альтернативного способа извлечения просто нет.

Владельцам автомобилей с такой крышкой рекомендуется не допускать полного опустошения топливного резервуара на случай, если придётся доезжать до ближайшей станции техобслуживания.

Секреты открытия крышки без ключа и кода

Модели крышек с ключом довольно распространены в последнее время. Ими оборудуется большая часть современных иномарок. Помимо основных функций, такая крышка не позволяет недобросовестным соседям красть бензин из топливного бака. Но если ключ теряется или ломается, сам хозяин не сможет открыть бак.

Крышка бензобака с ключом

Крышка бензобака с ключом защищает от хищения

Конструкция таких крышек подразумевает наличие двух частей: внешней (подвижной) и внутренней (неподвижной). Относительно друг друга они проворачиваются, не давая крышке открыться. Ключ играет роль фиксатора одной из частей, соответственно, вдев его внутрь личинки, можно открыть лючок.

Необходимые инструменты

Вот что нужно подготовить для быстрой и плодотворной работы:

Действия ремонтника

Все работы выполняются аккуратно и последовательно:

    Сверлится крышка в этом месте, и вкручивается саморез. Это нужно для того чтобы обе части крышки соединить.

Сверлим крышку

Сверлим крышку в этом месте

Выкручиваем крышку

Выкручиваем крышку после ввинчивания самореза

Теперь крышка вывинчивается и ввинчивается без использования ключа. Можно оставить это дело так, повременить с заменой. Крышка с саморезом ещё долго будет выполнять свои функции, но уже без ключа.

Открытие кодовой крышки

Существуют также крышки кодовые. Принцип действия в них аналогичен крышкам с ключом. Одна часть подвижная с цифрами, вторая — неподвижная. Владелец автомобиля, знающий код, фиксирует подвижную часть крышки в одном положении, например, как на фото — 5 и 11, и открывает её.

Кодовая крышка

Кодовая крышка установленная на 5 и 11

Код крышки можно сменить в любом удобном случае. Для этого нужно просто последовательно совершить ряд элементарных действий:

    С обратной стороны крышки снять стопорное кольцо, используя отвёртку или другой аналогичный инструмент с острым штырём.

Снимаем стопорное кольцо

Снимаем стопорное кольцо с обратной стороны крышки

Часть кодовой крышки

Часть кодовой крышки, которая накручивается на горловину бака

Матрицы кодовой крышки

Матрицы кодовой крышки тоже снимаются

Эти самые матрицы и есть те детали, которые создают код. Чтобы крышка открылась, две вот эти выемки в виде полумесяца должны сойтись вместе.

Выемки полумесяцы

Выемки полумесяцы должны совпасть

Соединиться они должны обязательно вот под эту матрицу, одно отверстие которой сделано большим.

Отверстие кодовой крышки

Отверстие кодовой крышки с большим размером

Для создания нового кода требуется снять все матрицы. Затем следует выставить любой код путём проворачивания подвижной части крышки. Обратная сборка осуществляется аккуратно и внимательно, чтобы не забыть вдеть на место все матрицы, пружинки и шплинт фиксатор.

Как снять лючок бензобака

Довольно часто лючок бензобака снимают и показывают колористу для подбора цвета краски. Например, если кузов машины приходится перекрашивать или обновлять. Держится он на направляющих. Чтобы снять его, надо приоткрыть, слегка оттянуть на себя и двинуть аккуратно к передней части автомобиля. Таким образом, можно добиться вывода лапок лючка из зацепления с направляющими.

Направляющие лючка

Направляющие лючка держат крышку бензобака

Ремонт крышки

Если крышка подлежит наладке, то она снимается и ремонтируется. Чаще всего заменяется лючок и тросик привода, управляющего крышкой из салона.

Замена лючка

Усики лючка

Усики лючка ломаются в этих местах

Можно изготовить самодельные крепления, если заново высверлить отверстия тонким стержнем, как показано на фото.

Высверливаем отверстия

Высверливаем отверстия тонким сверлом

А затем ввинтить болты, отрезать у них шляпки, и загнуть. Получатся идеальные новые крепления.

Загибаем болт

Загибаем болт, и получается идеальное крепление

Замена тросика

Чтобы добраться до троса, нужно открыть багажник автомобиля, поднять обшивку с боковой части отсека (со стороны бака), снять пластмассовые молдинги порогов двери, под которыми тросик проложен.

Снимаем пластиковые молдинги

Снимаем пластиковые молдинги, чтобы добраться до тросика

Далее нужно действовать так:

    Под обшивкой заднего сидения находится рычаг, который отвечает за открытие крышки. Здесь же можно увидеть болт. Его следует выкрутить.

Болт механизма тросика

Болт механизма тросика надо выкрутить

Механизм с тросиком

Механизм с тросиком надо потянуть на себя

Видео: замена тросика своими руками

Являясь важным элементом топливной системы и всего автомобиля, крышка бензобака заслуживает периодического осмотра. Эта обязанность ложится на плечи самого автовладельца, который должен уметь замечать и вовремя устранять неисправности..

В любом мотоцикле или автомобиле с двигателем внутреннего сгорания есть небольшая, но очень важная деталь. Конечно, — это крышка бензобака.

Крышка бензобака

Именно про нее и пойдет речь на этой странице. Здесь вы узнаете какие крышки бензобака существуют, как они устроены и как их правильно выбрать.

Крышка бензобака и ее назначение

Любой мотоцикл или автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания имеет топливную систему, которая включает в себя бак для хранения топлива. В конструкции бака всегда присутствует небольшая деталь, которая играет важную роль в надежности и безопасности топливной системы. Эта деталь — крышка бака.

Крышка бензобака выполняет несколько важных функций:

  • предотвращение утечки топлива из бака при движении, опрокидывании или опрокидывании мотоцикла;
  • защита от кражи топлива;
  • защита от чрезмерного падения или повышения давления в баке.

Крышка бензобака надежно закрывает бак и регулирует давление воздуха и пара внутри резервуара. Эти задачи решаются при помощи особой конструкции крышки (по необходимости). Такая конструкция представляет собой не простую заглушку, а крышку с одним или двумя клапанами и вспомогательными элементами.

Зачем необходимо регулировать давление в баке

Все очень просто. Как известно, бензин представляет собой смесь летучих углеводородов. Поэтому, любое топливо активно испаряется, насыщая воздух горючими парами. Процесс испарения топлива не прекращается внутри бака. При этом насыщение воздуха бензином или дизельным топливом становится тем активнее, чем выше температура бака. Поэтому, при парковке мотоцикла, особенно в жаркую погоду, оставшийся в баке воздух насыщается парами топлива. Соответственно, давление внутри бака возрастает и в какой-то момент он может треснуть со всеми последствиями.

Крышка топливного бака

При работающем двигателе все происходит с точностью до наоборот. Уровень топлива постепенно падает, что приводит к падению давления воздуха внутри бензобака. Пары не могут компенсировать падение давления. В результате может наступить момент, когда бак не выдержит перепада давления внутри и снаружи и просто деформируется.

Поэтому, в зависимости от условий, давление внутри бензобака увеличивается или уменьшается, выравнивая его с атмосферным. Эту задачу выполняют крышка бензобака и вспомогательные системы. Так что крышка — деталь хоть и небольшая, но важная и ее роль в обеспечении безопасности мотоцикла трудно переоценить.

Виды крышек бензобака

Существует много типов крышек бензобака, которые различаются по функциональности и дизайну. Все современные крышки можно разделить на группы по нескольким причинам.

По типу крепления крышки бывают:

  • резьбовые (ввинчиваются в горловину с помощью резьбы);
  • с байонетом (фиксируется поворотом на небольшой угол);
  • крышки с откидным замком (прижимаются к горлышку с помощью откидной защелки);
  • универсальные крышки бензобака;
  • привариваемые крышки бензобака (привариваются к баку при помощи шайбы).

Не менее распространены крышки с резьбой и крышки с байонетом. Однако, крышки с обычной резьбой чаще используются на легковых автоцистернах. Крышки с байонетом ставят на тягачах и автоцистернах. Резьбовые крышки менее удобны в использовании, поскольку для их завинчивания и откручивания требуется некоторое время. Но они более надежные. Крышки с байонетом открываются и закрываются за доли секунды, однако их надежное закрытие требует больших усилий.

Резьбовые версии различаются по типу резьбы:

  • c внутренней резьбой;
  • c внешней резьбой.

В первом случае резьба на крышке находится на внутренней цилиндрической поверхности, а соответствующая резьба предусмотрена на внешней поверхности горловины. Во втором случае все наоборот.

По наличию вентиляции крышки бака делятся на три типа:

  • крышки без клапанов (для резервуаров с раздельными системами уравнивания давления и улавливания паров топлива);
  • крышки с впускным клапаном (в таких крышках всего один клапан, подающий в бак воздух из атмосферы при падении уровня топлива). Клапан является односторонним, поэтому крышка с ним может использоваться только с баком, оборудованным системой улавливания паров топлива;
  • крышки с двумя клапанами (впускным и выпускным). Они обеспечивают как выравнивание давления в баке при уменьшении количества топлива, так и отвод топливных паров.

Сегодня наиболее распространены крышки второго типа (с впускным клапаном). В этой системе пары топлива не выбрасываются в атмосферу, а собираются в адсорбере, который заполнен активированным углем. При запуске двигателя пары попадают во впускной коллектор. Также эти виды крышек используются в мотоциклах, маломощных генераторах, бензопилах и так далее.

Мотоциклист

Крышки бензобака без клапанов используются редко, потому что перемещение впускного клапана в бак или в другое место обходится дороже, чем устройство для этого клапана в самой крышке.

Двухклапанные крышки раньше использовались на старых автомобилях до широкого внедрения закрытой системы улавливания паров топлива. Сегодня такие крышки можно встретить на отечественных грузовиках, тракторах и другой технике. Обычно клапаны объединены в единую конструкцию — паровой и воздушный клапан. Но, на самом деле, есть еще два клапана, которые работают независимо друг от друга.

По типу и способу защиты крышки бака бывают:

  • обычная (без специальных мер защиты);
  • с замком с ключом (используются обычные цилиндровые замки);
  • просто с замком (замок крепится на специальные ручки на крышке);
  • с кодовым замком той или иной конструкции;
  • крышка с цилиндрическим замком, который открывается ключом зажигания.

В настоящее время чаще всего используются крышки с обычными (цилиндрическими) замками, которые легко устанавливаются вместо штатных крышек без защиты. Однако, в последнее время стали распространены крышки с кодовыми замками. Но не теряют популярности и обычные крышки без замков. Их традиционно используют на автомобилях, у которых заливная горловина и крышка закрываются запирающимся люком или открываются только из салона.

Замок на крышке бака

Навесной замок в современных баках и крышках практически не используется, так как он не так удобен и не обеспечивает надежной защиты. Это решение обычно применяют в простых откидных крышках и до сих пор встречается в старых версиях.

Крышки с замком, открывающимся ключом зажигания, используются редко. Хотя они и обеспечивают высокую степень защиты автомобиля от угона при заправке. Дело в том, что замок такой крышки при открытии удерживает ключ. Поэтому, водитель должен взять крышку с собой. Эти типы крышек используются некоторыми производителями автомобилей на ограниченном количестве моделей.

Разновидности по наличию дополнительных элементов:

  • Цепочка для защиты крышки от выпадения. При наличии цепочки крышка не потеряется, так как всегда висит возле заливной горловины;
  • Гофра или специальная ручка, облегчающая откручивание крышки. Сегодня можно встретить самые разнообразные формы и размеры.

Различия в зависимости от материала:

  • металл (сталь, оцинковка и латунь);
  • пластик.

Пластиковые крышки устойчивы к коррозии и дольше сохраняют свои свойства под воздействием паров топлива. Металлические крышки обладают большей прочностью, поэтому их чаще используют на грузовиках, тракторах и другой тяжелой технике, а также на мотоциклах.

Крышки бензобака в зависимости от их назначения:

  • крышки, рассчитанные на одну модель автомобиля или мотоцикла;
  • универсальные крышки.

Наиболее часто встречается вариант, когда крышка бензобака предназначена для конкретной марки автомобиля или мотоцикла. Такая крышка бака обеспечивает безопасность и надежное закрытие бака.

Универсальная крышка бака

Пример универсальной крышки, которая приваривается к баку

Универсальные крышки — это скорее вынужденное и временное решение. Такие крышки подходят для баков с разным диаметром заправочных горловин. При необходимости они могут закрыть практически любую емкость. Однако, среди крышек с универсальным креплением встречаются варианты, когда крышка бензобака приваривается к баку при помощи специальной шайбы. То есть, сначала приваривается шайба и уже потом к ней на болтах прикручивается крышка. По сути, крышка выходит универсальной и не временной, но имеет сложности с установкой.

Ознакомиться с моделями этих крышек можно здесь. По ссылке вы найдете кастомные крышки бака, которые сделаны из латуни, нержавейки и алюминиевого сплава. Каждая такая крышка бензобака сделана вручную.

Итак, крышек топливных баков сегодня очень много, но все они имеют практически идентичное устройство, различающееся деталями — клапанами, замками, размерами и материалами.

Крышка топливного бака и ее устройство

По сути, крышка топливного бака имеет простое устройство. Чаще всего она имеет крепление, в нижней части которого проделана резьба или имеются выступы. Также, в нижней части крышки оставлены один или два клапана той или иной конструкции. Сверху крышка закрывается кожухом (пластиной), в котором могут быть выполнены отверстия для отбора воздуха. Однако, на многих крышках топливного бака отверстия находятся сбоку (на стыке корпуса с кожухом). Резиновое уплотнительное кольцо (прокладка) располагается по окружности пробковой поверхности, прилегающей к горлышку. Обычно в крышках используются традиционные подпружиненные клапаны различной конструкции.

Впускные клапаны бывают двух типов:

  • штифтовой клапан;
  • клапан с диафрагмой или пробкой.

В клапане первого типа отсутствует штифт через отверстие в нижней части плунжера. Диски могут быть закруглены с обеих сторон. Верхний диск удерживает пружину, нижняя часть которой упирается в нижнюю часть крышки. Нижний диск закрывает отверстие в заглушке. Второй тип клапана использует заглушку или диафрагму, которая подпружинена напротив входа. Обычно такой клапан размещается в отдельном корпусе внутри крышки.

Мотоцикл на дороге

Выпускные клапаны представляют собой просто диафрагму, поскольку они имеют большую емкость и могут очень быстро (за доли секунды) сбрасывать давление в резервуаре.

Если в крышке два клапана, они объединяются в один паровой и воздушный клапан, но работают независимо и фактически остаются отдельными клапанами. Обычно выпускной клапан выполнен в виде диафрагмы большого диаметра. Пружина в нем смещена к дну крышки резервуара, а впускной клапан штифтового типа устанавливается непосредственно на этой диафрагме. Возможны и другие варианты. Например, вертикальное расположение двух мембранных клапанов, однако в этом случае впускной клапан находится на торцевой мембране.

В крышках топливных баков мотоциклов и техники, склонной к опрокидыванию, конструкция клапана предусматривает простейшие элементы защиты от утечки топлива при опрокидывании.

Обычно это шар в коническом седле, который катится по седлу при критическом качении резервуара и перекрывает отверстие клапана. При восстановлении нормального положения шар возвращается на место, открывая отверстие клапана.

Крышки бензобака с кодом, имеют более сложное устройство. Это приводит к некоторому увеличению длины и веса крышки. В крышках используются стандартные цилиндровые замки, поэтому мы не будем здесь рассматривать их конструкцию. Выбор цифровой комбинации осуществляется с помощью поворотного переключателя, однако эти замки также имеют стандартное устройство.

Особенности работы крышки топливного бака

В некоторых крышках клапаны имеют особую конструкцию и открываются с отчетливо слышимым звуком. Это иногда беспокоит водителей, но ничего страшного в этом нет. Такие клапаны стоят для открытия при достаточно низком или высоком давлении в резервуаре, так что быстрое выравнивание давления происходит с щелчком или хлопком.

Мастерская кастомных деталей

В крышках бензобака для мотоциклов, как уже говорилось выше, можно использовать предохранительные клапаны с шариком. Если встряхнуть крышку, то отчетливо слышен стук шарика. Некоторые водители воспринимают стук как следствие поломки. Однако, на самом деле, щелчок указывает на то, что клапан находится в нормальном состоянии.

Во время эксплуатации мотоцикла или автомобиля убедитесь, что крышка бака закрыта правильно и надежно. Также, если крышка не работает должным образом или имеет повреждения, то ее необходимо заменить. Ведь неисправная крышка может стать причиной утечки топлива, а неисправные клапаны буквально превращают бак в тихоходную мину.

Как правильно выбрать крышку топливного бака

Крышки бензобака для мотоцикла

Покупая крышки с замком, помните, что они подходят только к определенным моделям или линейкам моделей автомобилей и мотоциклов. Поэтому, крышка от другой машины по размерам может и подойдет, но не факт, что она будет запираться на замок. Этому может помешать иная конструкция заливной горловины.

Правильный выбор крышки бензобака и ее своевременная замена в случае поломки – это гарантия защиты топлива от утечки или кражи. И, конечно, сохранность топливной системы никто не отменял.

Читайте также: