Крепление мотора к лодке пвх своими руками
Добавил пользователь Morpheus Обновлено: 07.10.2024
Мотор — это основная деталь лодки. Поэтому правильная его установка — важный процесс. Для крепления подвесных двигателей используются специальные скобы и крепления. Двигатель нужно устанавливать строго посередине на линии киля. Плохо закрепленный мотор затрудняет управление. Для подстраховки на транцевой скобе, также нужно закрепить трос, другая сторона которого крепиться к лодке. За счет чего двигатель надежно прикреплен и не потеряется. Также, чтобы сопротивление воды было минимальным, нужно учитывать угол отклонения от оси винта.
На сопротивление, также влияет высота положения двигателя. При очень высокой, образуется кавитация, а при низкой — теряется мощность.
По типу мотора, лодки делят на:
• гребные;
• моторные;
• моторно — гребные.
При покупке резиновой лодки с двигателем, необходимо учесть то, что ее нужно зарегистрировать в государственной инспекции по маломерным судам.
Транцы стали важной частью на резиновых лодках грузоподъемностью свыше 250 кг.
Виды креплений для мотора резиновой лодки
Транец — это деталь для прикрепления мотора. При помощи которого простая резиновая лодка, превращается в моторную. Его отсутствие не дает возможность прикрепления двигателя. Для изготовления транца используют плотный материал, который не подвергается воздействию вредных природных факторов (соленая вода, солнечные лучи и т. д.). От его качества зависит безопасность пассажиров и срок службы мотора. К выбору транца нужно подходить внимательно и учитывать следующие показатели: высота, толщина, угол наклона, качество покрытия, степень защиты.
Различают 2 основных вида:
Навесной устанавливается на гребные и моторно — гребные лодки. Он предназначен для двигателя, мощность которого до 5 л.с.
Преимущества: легкость и простота сборки.
Основные показатели навесного транца:
• надежность;
• правильное крепление в рабочем состоянии;
• низкая цена.
Стационарные транцы наиболее ходовые и прочные. Они подходят для любителей скорости, т. к. на него можно установить двигатель мощностью свыше 11 л.с. Несъемные жесткие транцы, делают из бакелитового полотна, легкого металла или стеклопластика, и вклеивают в корму лодки сразу при изготовлении. Он выполняет 2 функции: крепление мотора и заднего борта. Преимущества: качество крепления и угол наклона. Транец расположенный под углом, лучше в том качестве, что на него можно прикрепить практически любой двигатель.
Как закрепить мотор на резиновую лодку
Чтобы правильно закрепить транец надо соблюдать следующие условия:
• в конце лодка должна иметь прямой участок;
• корма должна иметь форму трапеции;
• участок для мотора должен иметь достаточно места.
Крепление съемного транца:
Транец устанавливают пока лодка спущена, специальными скобами за баллоны на корму, после установки лодку накачивают и транец крепко удерживается. Когда давление в баллоне падает, транец теряет жесткость;
в спец. креплениях из пластика расположенных на корме.
Крепление несъемного транца:
• к днищу лодки на кронштейны;
• к днищу и бортам на специальных лентах.
При правильной установке, производиться 1 раз.
Лодки и моторы
Установка лодочного мотора на надувную лодку – довольно ответственный процесс, от которого напрямую зависит скорость передвижения судна и его манёвренность. Знание некоторых правил по размещению и фиксации движка позволят использовать его КПД на сто процентов.
Общие правила установки мотора
При неправильной установке подвесного лодочного мотора управляемость плавсредством может существенно ухудшиться, что нередко приводит к серьёзным авариям. Чтобы избежать неприятностей на воде, следует придерживаться нескольких общих правил:
- лодочные двигатели с малой мощностью, как правило, весят не более 20 кг, поэтому их несложно устанавливать в одиночку;
- более мощные моторы имеют массу свыше 40 кг, что предполагает помощь в установке напарника;
- перед тем как приступить к монтажу двигателя и его настройке, нужно обязательно отсоединить шланг бензобака;
- в процессе присоединения отводных шлангов к бензобаку ни в коем случае нельзя курить и размещать около плавсредства открытые источники огня.
При правильной установке двигателя нос лодки не должен задираться или наоборот – глубоко погружаться в воду. Иными словами, дифферент судна должен быть минимальным.
Неправильная установка агрегата может привести к следующим проблемам:
Детальное изучение инструкции, прилагаемой к любому лодочному движку, поможет добиться правильной установки мотора на надувное судно.
Что нужно для установки
Чтобы установить лодочный мотор, имеющееся в наличии у рыболова плавсредство должно быть оборудовано транцем. Эта деталь представляет собой стационарную вставку на корме судна, изготовленную из различных материалов:
- многослойной фанеры;
- стеклопластика;
- металла.
Если рыболов собирается оснащать приобретаемую им лодку подвесным двигателем, то при покупке ему обязательно нужно обратить внимание на наличие транца. Для самостоятельного изготовления этого элемента понадобятся определённые навыки и специальное оборудование, которое имеется не у каждого.
Для установки мотора потребуется определённый набор инструментов, который включает в себя:
- набор ключей шестигранников;
- отвёртку среднего размера;
- пассатижи;
- линейку.
В процессе работы также понадобится водостойкий герметик, который будет закладываться в крепёжные отверстия.
Пошаговая инструкция
Чтобы правильно установить лодочный мотор, лучше воспользоваться стандартной пошаговой инструкцией, которую используют опытные мастера. Она состоит из нескольких пунктов:
- Лодку надувают.
- Движок вешают посередине транца, где обычно имеется специальная выемка.
- Отверстия под крепёжные элементы наполовину заполняют водостойким герметиком.
- Каждую из струбцин затягивают с одинаковым усилием до упора.
- Двигатель привязывается страховочным тросом к стационарному транцу.
При первичной фиксации мотора, надёжность его крепления к транцу проверяют после первого запуска и через 10–15 работы движка. Из-за сильной вибрации крепёжные элементы могут самопроизвольно раскручиваться. Чтобы этого не произошло, в отверстия под струбцины добавляется герметик.
Регулировка
Правильная установка мотора делает плавсредство более манёвренным, скоростным и способствует экономии горючего. В прилагаемых к агрегату инструкциях советуют размещать движок посередине транца, однако, это не всегда приводит к желаемым результатам. Чтобы добиться максимального КПД и высокой экономичности, нужно опытным путём найти оптимальное положение двигателя в лодке.
Горизонтальная настройка
Перед установкой мотора нужно постараться понять нюансы его работы. При вращении винта в водной среде возникает вихревой поток, который способен сместить плавсредство с прямой траектории. Чтобы нивелировать этот фактор, движок нужно немного сдвинуть к правому борту судна.
Если профиль днища судна имеет V-образную форму, мотор сдвигается на 5 см. Для надувных плавсредств с плоским дном рекомендуется смещать движок на 3 см.
Именитые производители надувных лодок заранее учитывают все нюансы работы двигателя и нивелируют вихревой поток, созданный гребным винтом, за счёт точно разработанной геометрии корпуса судна. При покупке дорогих плавсредств мотор можно смело устанавливать посередине транца, не опасаясь отклонения от вектора движения.
При установке лодочного мотора на плавсредства средней ценовой категории, нужно учитывать, что их корпус не имеет идеальных форм. В этом случае для повышения скорости и управляемости, придётся уделить время настройке движка в горизонтальной плоскости.
Регулировка угла наклона
Правильная регулировка угла наклона мотора также увеличивает скорость движения судна и способствует экономии топлива. Проводя подобную настройку, нужно учитывать следующие параметры:
- мощность двигателя;
- высоту волны;
- конструктивные особенности корпуса судна;
- общий вес пассажиров с грузом;
- силу течения;
- направление и силу ветра.
Чтобы поменять угол наклона дейдвуда на 3–4?, нужно переставить штифты в скобе подвесного агрегата. Для этого потребуется:
- Вытащить штифт;
- Передвинуть скобы;
- Вставить штифт обратно.
После этой процедуры нужно проплыть небольшое расстояние и оценить работу двигателя. При необходимости можно ещё раз переместить скобы.
Большое отклонение дейдвуда от транца позволяет плавсредству быстрее выходить в глиссер, экономя при этом топливо и повышая скорость. Если угол наклона меньше необходимого, расход горючего существенно возрастает.
Когда мотор на лодку установлен под отрицательным углом, нос судна сильно заглубляется при движении. При этом скорость и манёвренность сильно падают.
Вертикальная настройка
Когда владелец плавсредства устанавливает мотор на транец, ему непременно нужно уделить внимание вертикальной настройке агрегата, которая зависит от положения антикавитационной плиты двигателя по отношению к днищу. Этот элемент должен находиться на 10–50 мм ниже уровня дна надувной лодки.
Если мотор установлен намного выше уровня дна судна, при работе движка винт вращается в верхних слоях воды. В такой ситуации гребной элемент начинает захватывать пузырьки воздуха, что приводит к увеличению оборотов и снижению срока службы.
Когда гребной винт слишком сильно заглублён, скорость судна падает. Кроме того, высокое сопротивление воды приводит к большему расходу топлива.
Чтобы поднять мотор, можно использовать деревянные бруски. Для опускания движка ниже уровня днища придётся увеличить выемку в транце при помощи лобзика. Качество работы агрегата проверяется опытным путём.
Советы и рекомендации
Тем рыболовам, которые ещё не сталкивались с установкой мотора на лодку ПВХ, можно дать несколько рекомендаций:
- чтобы избежать потери двигателя, его обязательно нужно привязывать к транцу страховочным тросом;
- чтобы у хозяина плавсредства не возникало проблем со снятием движка, крепёжные элементы (струбцины) необходимо смазывать машинным маслом раз в полгода;
- от постоянной вибрации работающего мотора струбцины могут самопроизвольно развинчиваться, поэтому качество закрутки крепёжных элементов следует проверять перед каждым выходом на воду;
- Если на лодке установлены 2 лодочных мотора, процедура балансировки немного усложняется, однако её основные принципы остаются неизменны.
Перед покупкой мотора нужно изучить инструкцию к имеющемуся плавсредству и узнать, какого уровня мощности двигатель должен быть установлен на конкретную модель лодки.
Хочу показать вам самодельный вариант накладки на транец лодки пвх, для оптимальной навески лодочного мотора. Посмотрите подробный обзор с описанием.
5 ноября 2018 в 16:53 Метки: тохатсу 9.8 , настройка комплекта , гладиатор d330al , регулируемый транец.
Метки: тохатсу 9.8, настройка комплекта, гладиатор d330al, регулируемый транец.
Комментарии 17
У Тохи по инструкции установки мотора на лодку чёрным по белому написано- 25мм от киля до кавитационной плиты. Остальное делается углом наклона и гидрокрылом.
А мне кажется, что производитель (если достойный) сразу проектирует лодку под стандарты двигателей. Почти все надувнухи — под короткую ногу (S) 381 мм. Далее — регулировкой наклона под имеющиеся на двигателе отверстия. Если высота подвеса движка действительно неоптимальна — нужно лодку менять или приобретать модели проверенные, не требующие переходников. Это сугубо мое мнение
Не совсем правильно. У меня гладиатор 330. Мотор тоха 9,8S становился как по заводу в инструкции 25мм от киля до кавитационной плиты мотора. А вот Ямаха 9,9S на ту же лодку становится уже на 55мм. Так что не понятно где правду искать.
Так Тоха 9,8 и яма 9,9 это 2 разных мотора, яма9,9 это по сути задушенная 15ка, и весит на 10 кг больше. Это я к тому что в книжках пишут одно, а на практике при загрузке лодки, наличию пассажиров, развесовке, ветре, волне, получаешь совершенно другое и надо уметь перестраивать работу мотора под конкретные условия, а при смене погоды ещё и быстро.
А просто подложить под струбцину брусок? Каждый раз регулировать транец под разную загруженность лодки? По мне сомнительно мероприятие. Делается просто, увеличиваешь угол атаки и переносишь шмурдяк на нос. Пулей вылетает на глисер. А если не хватает плоскости (у кого лодки короткие), просто ставишь плиту из алюминия в сапог . Зачем изобретать велосипед
Человек форумов перечитал. Но за старания лайк)))
А просто подложить под струбцину брусок? Каждый раз регулировать транец под разную загруженность лодки? По мне сомнительно мероприятие. Делается просто, увеличиваешь угол атаки и переносишь шмурдяк на нос. Пулей вылетает на глисер. А если не хватает плоскости (у кого лодки короткие), просто ставишь плиту из алюминия в сапог . Зачем изобретать велосипед
Велосипед как раз вы предложили, со своим бруском.
Красиво. Материал из чего делал
Спасибо, посмотрите видео обзор
Стремление к совершенству не имеет границ, в особенности когда речь идет о совершенствовании того что является любимым делом.
Любительская рыбалка, бесспорно, относится к таким делам, которые требуют не только трепетного отношения и совершенствования личных навыков, но и применения изрядной смекалки терпения для создания иногда даже уникальных и неповторимых приспособлений. Одним из таких необходимых приспособлений для надувных ПВХ лодок является навесной транец для крепления мотора.
Транец навесной для лодки ПВХ своими руками
Однако среди рыболов любителей в основном встречаются ПВХ лодки предназначенные для хождения на веслах, а это в основном маломерные одно или двухместные лодки, предназначенные для небольших водоемов.
Вместе с тем, учитывая то, что на рынке давно появились как новые, так и бывшие в употреблении электромоторы для ПВХ лодок импортного производства по вполне подъемной цене даже для начинающего рыболова, у многих появилось желание обеспечить свою лодку таким двигателем.
Кроме того, некоторые рыболовы в своем арсенале имеют и более серьезные лодки и катамараны способные обеспечить нормальное передвижение и с помощью лодочных моторов с двигателем внутреннего сгорания, обеспечивающих движение со скоростью до 12-15 км/ч.
Однако дело за малым – обеспечить надежное крепление мотора к плавсредству, и хотя интернет пестрит предложениями магазинов различных видов навесных транцев у настоящих умельцев всегда получается поистине уникальная конструкция, индивидуальная для каждой лодки.
Транец и мотор
В основном навесные транцы предназначаются для установки электромоторов практически всех модификаций. Мощности электрического двигателя с аккумулятором вполне достаточно для обеспечения ровного хода лодки с двумя пассажирами со скоростью 6-8 км/ч. Для этого достаточно установка небольшого транца с креплением к заднему борту лодки или установки транца с креплением к жесткому основанию днища лодки.
Для установки более мощного бензинового лодочного мотора требуется не только более мощная конструкция крепления, но и соответствующая по своим ходовым качествам лодка, поэтому при самостоятельном изготовлении навесного транца для лодок с бензиновым двигателем следует подходить более внимательно.
Конструкция
Практически все конструкции навесных транцев похожи между собой.
В основном она состоит их доски, крепежных дуг и рым:
- доска – это квадратная или прямоугольная пластиковая, фанерная или деревянная плита, покрытая соответствующим влагостойким покрытием, толщиной 20-25 мм, имеющая в зависимости от конструкторского решения дополнительные отверстия.
- дуги служат для крепления доски к борту лодки. Сами дуги изготавливаются из стали или алюминия, концы дуг должны быть тщательно обработаны, фаска не должна иметь заусениц и зазубрин, которые могут повредить баллон лодки. Дуги могут соединяться с лодкой посредством болтового соединения или с помощью заклепок. Как и дуги головки болтов и резьба должны быть тщательно обработаны.
- рымы – специальные резиновые держатели, приклеенные к борту лодки для крепления дуг. Рымы могут быть как фабричного изготовления, так и кустарного, основным критерием которых выступает надежность крепления к баллону лодки.
Материалы для изготовления
Для изготовления доски используется специальная водостойкая фанера, пропитанная водоотталкивающим составом, такой материал не боится влаги и способен долгое время находиться в неблагоприятной среде.
Фанера склеивается эпоксидным клеем в несколько слоев до достижения толщины 20-25 мм. После склеивания заготовка обрабатывается, скругляются края, убираются заусеницы, и производится покраска в несколько слоев.
Для дуг используется:
- алюминиевый прут или труба;
- металлическая труба;
- металлический профиль или полоса.
Основным вопросом при самостоятельном изготовлении дуг будет сварочные работы, при этом если металлические детали можно сварить в любом гараже, где есть электричество и электросварочный аппарат, то вот относительно алюминиевых конструкций дела обстоят намного хуже, здесь без специального оборудования не обойтись.
Что касается рым, то безопаснее и дешевле заказать в магазине крепление для лееров безопасности, они сделаны из мягкой, но прочной резины, не требуют дополнительной обработки и хорошо приклеиваются к баллону. Ничего нельзя сказать относительно самостоятельно изготовленных креплений, это дело творческое и здесь советовать нечего.
Изготовление
Как уже говорилось, доска изготавливается из фанеры или пластика.
Для этого:
- выпиливается прямоугольник или прямоугольники требуемого размера;
- производится склеивание;
- после высыхания обрабатываются углы – зачищаются от сколов и заусениц, затираются наждачной бумагой, пропитываются водоотталкивающим лаком;
- размечаются места соединения с дугами, просверливаются отверстия;
- проводится дополнительная обработка внутренних поверхностей отверстий – отверстия шлифуются и пропитываются лаком;
- производится окончательное окрашивание лаком или краской, просушивается до окончательного высыхания.
Изготовление дуг производится следующим образом:
- отрезаются по размерам заготовки;
- производится сваривание дуг между собой для получения жесткой конструкции;
- привариваются пластины с отверстиями для крепления болтов или заклепок;
- обрабатываются торцы, сварочные швы, зачищается металл для покраски;
- производится грунтование и окончательная покраска.
Совет: грунтование металлического каркаса рекомендуется производить железным суриком, а окрашивание молотковой эмалью. Приклеивание лееров или рым производится на заранее размеченные места в соответствии с технологией ремонта ПВХ лодок:
- размечаются места крепления на лодке;
- производится обезжиривание склеиваемых поверхностей;
- наносится на обе поверхности небольшой слой клея, и после непродолжительного времени высыхания склеиваемые поверхности прижимаются друг к другу;
- полученное соединение помещается под пресс и выдерживается до полного высыхания.
Установка транца на резиновую лодку
После завершения подготовительных работ производится сборка полученной конструкции:
- накачивается лодка;
- доска прикрепляется к дугам и закрепляется болтами или заклепками;
- концы дуг вставляются в рымы и фиксируются;
- проверяется правильность крепления и высота установки транца.
Высота транца
И хотя устройство транца вещь весьма простая, но и здесь нелишне семь раз отмерить и только один раз сделать. Это касается, прежде всего, высоты транца.
При слишком большой высоте это создаст определенное неудобство – мотор будет расположен слишком высоко, лопасти винта будут находиться практически под баллоном лодки. Вследствие чего существенно будет снижена скорость и управляемость судна. Наоборот низкое расположение транца может существенно препятствовать движению из-за погружения доски в воду.
К тому же слишком низкая посадка мотора требует изменения положения тела рулевого и как результат изменение распределения массы внутри лодки, что может сказаться на безопасности плавания.
Наилучшим вариантом в таком случае рекомендуется устройство транца с изменяемой высотой доски, которую можно отрегулировать в зависимости от условий на месте.
Усиление навесного транца
Для усиления транца и придания жесткости конструкции рыболов иногда прибегают к нестандартным решениям – усиление транца боковыми тягами к дополнительно установленным леерным креплениям по бортам лодки или изготавливают жесткое основание лодки и к нему жестко крепят транец.
В любом случае, как показывает практика даже самое идеальное техническое решение рано или поздно в процессе эксплуатации будет требовать дополнительного усовершенствования и модернизации. Так что совершенству здесь практически нет предела.
Читайте также: