Костяная рука своими руками
Данный мастер-класс содержит то, как обрабатывать кость для резьбы и содержит очень много букв. Постараюсь довольно подробно изложить, дабы не возникало вопросов. В данном мануале содержатся только те моменты, через которые я сам проходил, некоторое количество фото, так же он не содержит технические процессы создания готового изделия и ГМО. Хм, о чём это я. Ах да - начнём, пожалуй.
З.Ы.: прошу прощения за то, что самое начало не выложил, данные фото такого качества, что хочется плакать. Планшет не может нормально фотографировать, да и на тот момент я как-то не думал, что буду делать мастер-классы.
1) Итак, мы выбираем поначалу кость.
Меры предосторожности: рассчитываем бюджет.
Кость, сразу скажу, должна быть говяжья, цевка. Не рубленная, ни в коем случае - очень и очень много трещин. Просим продавца или мясника вам при привозе одну цевку (или несколько) оставить и не рубить, почистить до суставов, или с мясом берите, дома кусочки сами уберёте. Стадия 1 пройдена, вы получили довольно внушительную и тяжёлую кость, теперь начинаешь понимать наших предков, которые пользовались ими как дубинами.
2) Варка кости.
Меры предосторожности: кость, даже после вытаскивания и охлаждения, всё ещё горячая внутри и нагревает стенки. Можно получить ожог.
Процесс долгий и нудный, я лично ставил будильник и садился смотреть фильмы, попеременно вязав кому-то фенечку на заказ. Варится кость часов 12, не меньше, но пока мы не закинули её в кастрюлю, уточню моменты некоторые. Во-первых срезаем ножовкой у заготовки чуть ниже сочленений на пару сантиметров с обоих концов. Кость там губчатая и нам не подходит никак, хотя у меня была идея использовать её в дереве как листья, но опять же сложность обработки в химии. Далее, хочу предупредить - лучше делать это на воздухе, более чем уверен, что вы не работали в морге, а, следовательно, данный запах будет как минимум вам неприятен. После спила ложим заготовку в кастрюлю и заливаем водой, затем ставим и доводим до кипения, варим час-полтора. Причём воду вместе с костями греем вместе, иначе структура нарушится и она может лопнуть. Через данный промежуток времени сливаем, подчищаем кость, выдуваем костный мозг (очень питательный, кстати), ставим дальше, немного подчистив от губчатого мозга. Через час повторяем процедуру. Через 4 раза каждые 2 часа меняем воду. После получаем классную почти белую заготовку. Счищаем остатки губчатого вещества чем-нибудь твёрдым.
3) Чистка. С данного этапа начинаем пользоваться уже защитными мерами. Повязки, респираторы и противогазы с соответствующими фильтрами. На данном этапе нам понадобится:
а) Ёмкость для заготовок
б) Аммиак, перекись водорода (делал 10% из гидроперита)
в) Респиратор, противогаз
г) Не очень прямые руки (на данном этапе можно и проливать химию, если на улице работаете)
ВНИМАНИЕ: РАБОТАЕМ С АММИАКОМ, ЭТО ВЫСОКОТОКСИЧНАЯ ЖИДКОСТЬ. РАБОТА ТОЛЬКО НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ!
Меры предосторожности: встаём только со стороны, с которой дует ветер. Дыхание задерживаем, когда наклоняемся близко без защиты. Кость опускаем аккуратно, никаких "плюх" и "плюм" в ёмкость.
Разводим наш мистический раствор в пропорции 1к1, т.е. раствор аммиака 50 мл и 50 мл 10% раствора перекиси. Чем сильнее раствор перекиси, тем быстрее кость отбеливается и обеззараживается. Я свою ставил на 9 часов. Положили кость, закрыли крышку и можем погулять.
Когда уже чуем, что нагулялись и душа просит хлеба и зрелищ, а будильник разрывается от сигнала, возвращаемся на наше место очистки, экипируемся и вытаскиваем заготовку. Я лично вытаскивал железными велосипедными спицами, очень удобно, дешево и сердито. В зависимости от температуры в ёмкости может накопиться испарение аммиака, поэтому, если вы без защиты, задержите дыхание. Немного польём кость водой, затем ещё раз, потрём (не нюхаем!), вешаем, дабы наша благородная жидкость испарилась. Это займёт сутки-двое. Я вешал её за балкон, то ещё зрелище.
Примечание: некоторые обрабатывают в бензине высокоочищенном. Лично не пробовал, но должно помочь тоже. Не забываем, что пары бензина взрывоопасны.
4) Резка. Финальная стадия получения нашей заготовки. Один из самых противных, интересных и в то же время опасных моментов.
Меры предосторожности: отныне работаем только с защитой дыхательных путей. Костная пыль плохо разлагается в воде и очень колкая. Не годится в качестве БАД, но годится в качестве минерального удобрения.
У нас много вариантов разрезать кусок кости, самые эффективные: ножовка, хирургическая пила, мини-дрель, пила-нить. Самые менее пахучие: ножовка, хирургическая пила, лобзик.
Далее работу очень советую проводить на свежем воздухе, или же в гараже. Почему? Представьте, что вы находитесь в кабинете стоматолога на приёме. Запах аналогичен, только без других нюансов, кость-то очищена.
Работа с пилкой, лобзиком: заматываем кость в тряпки и в тиски, пилим вдоль. Распилив, переводим дух и радуемся. Здесь можно задерживать дыхание, чтобы не нюхать побочный продукт нашей работы.
Для заметки: пила по дереву и подобные не подойдут, чем уже лезвие, тем меньше спил и больше кости нам остаётся.
К сожалению силы человеческих рук не достаточно, дабы держать и пилить одновременно кость, именно поэтому понадобятся тиски. Запах от жжёной кости не особо сильный и вполне можно его перетерпеть.
Работа с мини-дрелью, дрелью: тут процесс немного хитрее. Для начала нам нужно приобрести тонкие диски с алмазным напылением. Керамика не подойдёт - слишком велик шанс познакомить нашу тушку с ней в более плотном контакте, ежели нам этого хотелось бы. Советую в интернете почитать про данные диски, чтобы подобрать лучший вариант.
Слишком широкие не берём - спил "съедает" большую часть кости, которую мы могли бы пустить в дело.
Ставим диск, закручиваем, кость либо прижимаем к столу, стулу, либо закрепляем её в тиски, предварительно по бокам подложив что-то мягкое. Включаем 4 или 5 скорость и начинаем пилить. Я лично из своей руки сделал станок, прижав руку и держа мини-дрель очень крепко, затем просто вёл кость по диагонали и пилил её. Начинать необходимо с края и постепенно ведя, при этом очень крепко фиксируем аппарат наш, иначе соскользнёт и застрянет. Из-за быстро вращающегося вала летит очень много пыли и идёт очень сильный запах жжёной кости, одежда будет им буквально пропитана, благо он выветривается за сутки на воздухе. Поэтому одевайте то, что не жалко.
И защищаем руки полотенцем или перчатками, дыхательные пути повязкой или чем-то ещё, а глаза очками. У меня диск не ломался, но бывали случаи. По завершению работ аппарат выключить, вычистить, желательно изнутри тоже.
После получаса веселья мы получаем тонко нарезанные ломтики кости, которые можно дочистить и положить куда-либо, используя по усмотрению (в случае, если кость пованивает аммиаком, то можно её положить на улицу). Отрезать от них довольно легко любым лобзиком, не обязательно ювелирным. Для удобства советую приобрести "ласточкин хвост".
Обратите внимание на спил - хоть немного и косой, но довольно гладкий, по ощущениям скажу даже очень приятный на ощупь. Само изделие при промывке ОЧЕНЬ скользкое, в некоторых случаях мыло просто шершавый камушек по сравнению с ней.
На этом мастер-класс по обработке кости окончен, надеюсь кому-то он окажется полезным и интересным. В случае чего - задавайте вопросы, отвечу и подскажу.
Нож – холодное оружие, которое впервые было создано пещерными людьми. Создавались из разных материалов, например, из костей и рогов крупных животных. Более подробно о костяных ножах мы расскажем ниже.
История костяных ножей
Известно, что костяные ножи появились очень давно. Они изготавливались из костей животных, например, оленьих рогов. Имели прочную структуру и острые клинки, использовались для разделки дичи и убийства животных.
Возраст самого древнего оружия, дожившего до нашего времени, составляет 8 тысяч лет. Эту находку обнаружили в Финляндии в 1914 году.
Материалы создания
Костяные ножи создавались из костей мёртвых животных и их рогов. Например, разделывая тушу оленя, люди могли получить не только много мяса, но и полезные материалы.
Кость обтачивали на точильном камне, чтобы придать клинку нужную форму. А в саму основу клинка вставляли кусочки острых камней, чтобы орудие хорошо резало.
Голени
Чтобы создать длинные, прочные и острые клинки использовали голени мёртвых животных. Их удобно было обрабатывать и создавать из них качественное оружие.
Разновидности
Мужичий
Мужчины рисовали символы, которые давали им защиту от нечистой силы. В качестве символов использовали свастики, куты и пентаграммы.
Бабий
Женский нож использовали:
Достоинства и недостатки
Костяные ножи используют и в современном мире. Чаще всего, данное орудие используют рыбаки и охотники.
Достоинства:
- прочность;
- удобство в использовании;
- красивый внешний вид;
- долговечность;
- не затупляется после долгого использования;
- не разрушается при контакте с водой.
Недостатки орудия:
- нет выемок для пальцев;
- неровная (негладкая) поверхность.
Создание своими руками
Для создания собственного холодного оружия понадобятся некоторые материалы и оборудование. Может быть сувениром или использоваться для бытовых нужд.
Чтобы создать крепки и долговечный инструмент, нужно соблюдать инструкцию по созданию и сборке орудия
Выбор резака
Сначала нужно приобрести или найти металлический нож с плоской рукоятью. Важно, чтобы материал был высокого качества, иначе он будет подвержен коррозии. Если металл низкой прочности, его нужно обработать шкуркой.
Ручка
Чтобы соединить рукоять с подготовленным клинком, понадобится не только клей, но и дополнительные вырезы на ручке изделия.
На рукояти нужно сделать 2 отверстия, в которые будет вставляться заготовленный резак. Потом дополнительно конструкцию укрепляют суперклеем.
Сборка
- Склеиваем обе части рукояти быстро застывающим клеем, который предназначен для склейки металлов и натуральных материалов. Собрав все части орудия, на нож нужно добавить клея, чтобы он заполнил любые трещины, которые есть в рукоятке или клинке.
- От избытка клея стоит избавиться. Для этого нужно использовать влажную тряпку и раствор ацетона. Затем нужно дождаться, когда изделие полностью высохнет.
- Теперь нужно отполировать костяную ручку изделия. Чтобы это сделать, нужно использовать наждачную бумагу с мелким напылением.
- Пропитайте инструмент маслом, чтобы он не испачкался. Через несколько дней после пропитки покройте изделие защитным покрытием (лаком).
Теперь нож готов к эксплуатации!
Уход за натуральным материалом
Чтобы натуральный материал не испортился и долго служил, нужно соблюдать следующие правила ухода:
- раз в полгода рукоятку нужно пропитывать натуральными маслами;
- материал должен избегать резких перепадов температур;
- раз в год костяную ручку нужно пропитывать защитными средствами;
- если появились трещины, их нужно заполнить смолой или клеем.
Костяной нож – крепкое и надёжное оружие, не требующее особого ухода. Его можно приобрести в магазине или создать собственными руками. Станет отличным украшением комнаты или коллекционным предметом.
Зеленый змей естественно почувствовал, что делает Хань Ли, и невольно нахмурился, задав ученику несколько вопросов.
Услышав ответы на вопросы, зелёный змей стал ещё мрачнее.
Прямо в этот момент полоска золотого света облетела вокруг них, появившись через несколько мгновений рядом с зеленым змеем. Затем золотой свет отступил, раскрыв толстяка, а также миниатюрную человекоподобную фигуру, которая спокойно парила над его головой.
Затем он сжал кулак в знак прощания и, превратившись в полоску золотого света, захватив с собой толстяка, исчез вдали, даже не взглянув на пространственный шторм.
Затем тело змея вытянулось и улетело в другом направлении в виде полоски зеленого света.
ЕГО ученик поспешно последовал за ним в виде полоски синего света.
Как только две полоски свет исчезли вдалеке, в окрестностях не было слышно никаких звуков, кроме грохота, прорывающегося из-за пространственного шторма.
В этот момент Хань Ли находился в зале своей пещерной резиденции, глядя перед собой серебряный экран света, скрестив руки.
Убедившись, что два культиватора Пространственного Закаливания действительно покинули его Духовную Землю, он вздохнул с облегчением.
Теперь на серебряном экране беспорядочно и непрерывно вспыхивало только большое желтое пятнышко света.
Это частичка света, естественно, была пространственным штормом, который обнаружили Бусы Тысячи Драконов.
Ситуация с Хань Ли отличалась от ситуации Старого Дьявола Мина и других; эти люди могли просто уйти, не задумываясь, но он должен был остаться и следить за этим пространственным штормом, чтобы он не разрушил участок Духовной Земли.
К счастью, он накопил огромный опыт в таких условиях за время своего путешествия через пространственный узел, поэтому он знал, что пространственные штормы такого рода обычно не должны бушевать слишком долго.
Как и ожидалось, примерно через два часа пятнышко желтого света на световом экране постепенно начало тускнеть. Еще через 15 минут оно полностью исчез.
Хань Ли вздохнул с облегчением при виде этого.
Затем он бросил последний взгляд на экран света, но как только он собирался деактивировать это заклинание формирования, израсходовав огромное количество духовных камней, он вдруг увидел нечто странное и резко изменился в лице.
В том месте, где исчезло желтое пятнышко света, появилось серое пятнышко света.
Это пятнышко света было намного меньше желтого и выглядело очень слабым, словно могло исчезнуть в любой момент. Однако, появившись, серое пятнышко света сразу начало двигаться в определенном направлении.
Хань Ли был удивлен этим и продолжил наблюдать за ним.
Неужели частица души этого дьявола сбежала из пространственного шторма? Несмотря на то, что он не был уверен, каким именно был этот человекоподобный дьявол с нефритовыми костями, тот факт, что даже культиваторы стадии Пространственного Закаливания изо всех сил старались сбежать от него, явно свидетельствовало о том, насколько страшным он был. Если бы он все еще находился где-то поблизости, его бедам не было бы конца.
Судя по пятну серого света на серебряном экране Хань Ли мог сказать, что спасшаяся частица обладала чрезвычайно слабым духовным давлением, что указывало на то, что он был серьезно ранен. Таким образом, убить его не должно было быть сложно.
Таким образом Хань Ли принял решение. Он поднялся на ноги и покинул свою пещерную резиденцию в виде полоски лазурного света, направляясь прямо к месту, где исчез пространственный шторм.
Через несколько мгновений он парил в воздухе над тем местом, где недавно был пространственный шторм.
Как и ожидалось, пространственный шторм действительно исчез. Маленькая гора также исчезла вместе с ним, оставив после себя массивный кратер радиусом более 1000 футов.
Хань Ли обошел вокруг кратера пару кругов, но ничего не обнаружил. Нахмурившись, он завис в воздухе, затем закрыл глаза.
Он высвободил свое мощное духовное чутьвё, которое не уступало культиватору стадии Пространственного Закаливания, осматривая окружающую территорию радиусом более 500 километров, тщательно исследуя каждый дюйм земли.
Через некоторое время Хань Ли внезапно открыл глаза, и на его лице появилось своеобразное выражение. После краткого созерцания он вскрикнул, и из его тела вырвался поток лазурного света. Затем он выстрелил вперед в определенном направлении в виде полоски лазурного света.
Лазурная полоска света пролетела около 200 км и зависла в воздухе над пышным лесом.
Свет отступил, и Хань Ли оказался в воздухе, сложив руки за спиной, разглядывая лес с синим светом в глазах.
Внезапно он холодно зарычал и взмахнул рукой вниз. Под ним появилась лазурная рука, схватив в определённое место в лесу.
Рука испускала странные звуки, хотя ее размер составлял всего около 10 футов, она охватила область более 100 футов внизу, создавая довольно пугающее зрелище!
Полоска серого света внезапно вырвалась из леса под лазурной рукой и метнулась в другое направление.
Хань Ли, казалось, ожидал этого, и быстро поднял другую руку, щёлкнув пальцами в сторону серого света.
С кончиков его пальцев сразу же вырвалось пять красных нитей, мгновенно исчезнув в воздухе.
В следующее мгновение красные нити появились снова, обвив полоску серого света.
Серый свет немедленно начал раздуваться и сжиматься, словно пытаясь вырваться на свободу. Однако Хань Ли уже сделал печать заклинания руками, и из пяти огненных нитей вспыхнул огненный свет, полностью поглотив серый свет.
Серый свет издал мучительные крики и был полностью уничтожен багровым пламенем, обнажив первозданный белый вид.
Хань Ли вскинул брови и безразлично махнул рукой вниз. Пламя на поверхности объекта немедленно отступило и было силой втянуто в руках Хань Ли.
Хань Ли сфокусировал взгляд на объекте и обнаружил, что это была белая костлявая рука с золотыми рунами, мерцающими на её поверхности.
С одного взгляда он мог сказать, что это была одна из рук Человекоподобного Дьявола с Нефритовыми Костями, но теперь она была размером с обычную руку.
Хань Ли тщательно осмотрел костяную руку своим духовным чутьё&м и Глазами Духовного Прозрения и был поражён сделанными открытиями.
Его духовное чутьё открыло ему, что этот объект был сокровищем, причем довольно мощным. Тем временем его духовные глаза сообщали ему, что это действительно была человеческая рука.
Это было своеобразное сокровище, изготовленное с использованием человеческих костей!
Серый свет на поверхности сокровища обладал духовной природой, но Хань Ли выжег его Огненными Духовными Нитями.
Таким образом, это сокровище было теперь не чем иным, как неодушевленным предметом.
Самое главное, что внутри большого пальца этой скелетной руки был спрятан белый нефритовый талисман размером около дюйма.
На талисмане сиял серебряный свет, а на его поверхности было вырезано много мерцающих серебряных рун, каждая из которых была написана скошенном серебряным текстом. Хань Ли смог быстро установить, что это была одна из 72 внешних страниц Золотого Нефритового Тома. Кроме того, это была полная страница, а не половина страницы, подобная той, которая уже была в распоряжении Хань Ли.
После грубой оценки Хань Ли смог расшифровать, что эта страница, кажется, содержит информацию, касающуюся изготовления инструментов.
Хотя Хань Ли выглядел довольно спокойным и собранным, ОН пришёл в восторге от того, что наткнулся на такое сокровище.
Однако сейчас было не время тщательно осматривать страницу Золотого Нефритового Тома.
Духовный свет вспыхнул несколько раз подряд в руках Хань Ли, и он поместил на костяную руку несколько ограничительных талисманов. Затем он осторожно положил её в нефритовую коробку и, покинув место направился прямо в свою пещерную резиденцию.
Хань Ли не знал, что он принял чрезвычайно мудрое решение, поспешив как можно скорее покинуть этот район.
Вскоре после того, как он вернулся в свою пещерную резиденцию, в воздухе над местом, где только что бушевал пространственный шторм, возникла формация. В следующее мгновение на месте формации появился мерцающий золотой ковчег.
В ковчеге было два Небесных Стража в золотых доспехах, один с густыми бровями и короной из ткани на голове, а другой был довольно стройным с парой тонких бровей.
Они были, соответственно, мужчина средних лет и прекрасная женщина-культиватор.
Резьба по кости – это старейшее искусство, которое зародилось еще в доисторические времена. Сейчас оно является относительно редким и необычным хобби. Но освоив его можно создавать настоящие произведения искусства: скульптуры, украшения, предметы интерьера и прочее. При этом они будут уникальные и незаурядные. Свои изделия можно подарить или при желании превратить хобби в бизнес и продавать поделки за неплохую цену. Главное – иметь желание и запастись необходимыми материалами и инструментами.
История ремесла
Работа с костью прошла долгий исторический путь — именно резьба по кости стала одним из первых человеческих занятий. Со временем благодаря народному ремеслу люди стали получать не только инструменты: иглы, булавки, пуговицы, рукоятки орудия, наконечники, — изделия стали выполнять еще и декоративную функцию. Так, костяные предметы обихода стали украшать замысловатыми узорами и вырезами. Кроме того, появились украшения в виде нашейных ожерелий, браслетов, серег и колец, заколок.
У каждого народа сохранились особые признаки костяной резьбы в виде уникальных мотивов. В России это холмогорская резьба по кости, исторически сформировавшаяся в Холмогорском районе Архангельской области.
Традиции узорчатой резьбы в холмогорском стиле формировались на протяжении XVII-XVIII столетий. Основные признаки холмогорской резьбы заключаются в узорах, которыми она изобилует:
- резной орнамент со сквозными отверстиями;
- рельефные сюжетные композиции;
- разноцветная гравировка элементов;
- подкладывание цветной фольги под орнамент.
Как правило, мастера используют мамонтовую или моржовую кость в качестве основы, но если нет возможности купить такие дорогостоящие материалы, применяются кости животных — коров или лошадей.
Разновидности техники
Особое распространение этот вид творчества получил в следующих регионах:
- Архангельская область (холмогорская резная кость);
- Нижегородская область (варнавинская резьба по кости);
- Город Тобольск (тобольская резная кость);
- Якутия и Чукотка (чукотская резная кость).
Инструменты и материалы
Искусство резьбы по кости и рогу предполагает наличие специализированных инструментов, без которых невозможна тщательная обработка изделия. К их числу относятся бормашина и штихеля — специальные режущие инструменты с заостренными наконечниками разной формы, предназначенные для резки, выпиливания, выскребания, просверливания, шлифовки костяных поверхностей.
Компактная бормашина, предназначенная дли личного пользования, а не выполнения промышленных заказов, способна заменить множество разнообразных приборов — все зависит от насадки, которую вы выбрали:
- грубые пилящие наконечники — снятие верхних ненужных слоев;
- абразивные насадки — функция шлифовки и ошкуривания;
- острые тонкие насадки — для выделения тонких линий;
- насадки с шариками диаметром до двух миллиметров максимум — проработка рельефа мелких деталей;
- резиновые зернистые головки — шлифовка поверхности изделия;
- щеточки, мягкие материалы — полировка работы.
В отдельных случаях можно применять такой же инструмент, как и во время выжигания по дереву — он поможет создать вогнутые впадинки-линии темно-коричневого цвета.
Выбор инструментов полностью зависит от предполагаемого вида работы, от материала, который вы будете обрабатывать. К примеру, резьба по кости и рогу выполняется по-разному — кость некоторых животных более хрупкая, чем рога. В то же время мамонтовые бивни и элементы скелета одинаково прочны и считаются наиболее твердыми в сравнении с остальными.
Как правило, художественная резьба по кости предполагает использование костей коровы, лошади, оленя, лося, мамонта. Кроме того, очень ценится работа на рогах и бивнях этих животных.
Вы можете приобрести целые рога, кости, бивни и клыки. Но в последнее время практикуется продажа спилов в виде плоских медальончиков или небольших пеньков — такие заготовки можно использовать для создания небольших фигурок, миниатюрных изделий, брошек, кулонов.
Рога крупного рогатого скота
В резьбе очень широко используются рога различных животных: рога крупного скота, рога лося и рога оленя.
Такая популярность обуславливается доступностью этого материала. Купить его не сложно, стоит рог не дорого. Для резьбы могут подойти любые, даже поломанные рога, а вот для интерьера востребованы только целые, а ещё лучше парные рога одного животного, они стоят естественно дороже.
Рога крупного рогатого скота имеют слоистую структуру, при этом обладают высокой упругостью. Такие рога являются отходами мясной промышленности. Этот материал обладает интересными художественными качествами, имеет богатую цветовую палитру. Прочность, пластичность и изменение формы при нагревании — главные свойства, которые поспособствовали широкому распространению в резьбе этого материала.
Лосиный рог отлично поддаётся обработке, имеет интересную фактуру, позволяет делать рукояти для ножей, панно и даже скульптуру небольшого размера. Единственным пожалуй недостатком этого материала является внутренняя пористость кости, зато внешняя фактура довольно красива и при правильной композиции её можно и нужно использовать в работах. Рога оленя широко используется в северных районах России. Из него можно делать скульптуру, рукояти для ножей и многое другое. Изделия можно декорировать гравировкой и рельефной резьбой.
Помимо перечисленных видов рогов, существует довольно интересный по своим качествам материал — рог буйвола. Он прекрасно поддаётся обработке, отлично полируется, имеет благородные оттенки: белый, жёлтый и чёрный, иногда янтарный. Его можно купить в готовых пластинах, это прессованный, распрямлённый и склеенный рог. Из него делают накладки для ножей, расчёски, скребки для массажа гуаша, так же можно использовать этот рог для инкрустации, стоит отметить целебные свойства этого материала.
Подготовка кости к работе
Мамонтовые и моржовые кости — очень дорогой материал, который, к тому же, довольно непросто достать. Дело в том, что моржи находятся под охраной различных экологических организаций, а число найденных мамонтовых останков с каждым годом все быстрее сокращается.
Имея в виду эти причины, начинающим ремесленникам советуют остановить свой выбор на легкодоступных материалах. К примеру, хорошо будет обучаться на коровьих и лошадиных костях, которые можно легко отыскать на любом продуктовом рынке по доступной цене.
Такая покупка будет лишь заготовкой для предстоящей работы — ее нужно подготовить, избавив от хрупких трубчатых тканей, очистив от пятен и жира.
- Отпилите концы костей, на которых держатся хрящевидные образования.
- Вычистите заготовку изнутри и снаружи.
- Теперь нужно варить материал в течение получаса — постепенно из кости выйдет жир.
- Промойте заготовки под краном и снова поставьте их варить, но уже в чистой воде. При этом добавьте в кастрюлю примерно половину пачки кальцинированной соды из расчета на восемь литров.
- Снова оставьте кастрюлю кипеть примерно на полтора часа.
Снимите кастрюлю с печи и оставьте на ночь. Подобный процесс можно повторить на следующий день с пищевой содой, если вы хотите отбелить материал и сделать его еще крепче.
Клык моржа
Клык моржа добывали на русском Севере, на побережье Белого моря и Северного Ледовитого океана, в районе Новой Земли, островов Вайгач и Колгуев. Кроме того, охота на моржей велась на Чукотском побережье, где лежбища этих животных были особенно значительны. Сейчас этот материал находится под запретом.
Клык моржа отличается твёрдостью, долговечностью и пластичностью. Он гораздо светлее бивня мамонта, с небольшим желтоватым оттенком, обладает прозрачностью. Иногда встречаются морёные клыки, пролежавшие в почве несколько десятков, в то и сотен лет. Такие клыки имеют коричневатый оттенок, такие клыки ценятся выше белых.
Мастер-класс — резьба по кости для начинающих
Тем не менее, в данном мастер-классе хорошо видна резьба по кости — фото процесса покажут основные принципы обработки материала. Именно их и следует практиковать начинающим ремесленникам, оттачивая свое мастерство перед тем, как браться даже за самую, казалось бы, легкую работу.
Позаботьтесь об оборудовании рабочего места — рядом со столом, на котором вы будете распиливать и крошить изделие, установите хорошую вытяжку, чтобы избавиться от рабочей пыли. Все инструменты должны находиться в зоне досягаемости и располагаться так, чтобы не стеснять движения во время работы.
За основу нужно взять кусок мамонтового бивня весом примерно в один килограмм.
- При помощи стамески и молотка отколите части, которые отделены от тела заготовки сквозными трещинами.
- На начальном этапе используйте грубые фрезерующие насадки бормашины.
- Снимите с заготовки излишки и придайте ей основной рельеф.
- С помощью уменьшенного наконечника в виде бутона сгладьте заостренные места.
- Отшлифуйте заготовку, придав поверхности гладкость.
- С помощью специального станка проведите торцевание основания статуэтки. Этот процесс также можно выполнить с помощью наждачной бумаги.
- Начиная с головы, наносите рисунок частей изделия простым карандашом.
- Дальше резьба по кости должна выполняться тонкой острой насадкой — обработайте основные линии лица.
- Используйте закругленные наконечники, чтобы вырезать гладкий рельеф поверхности.
- Подчеркните основные линии тончайшей насадкой.
- Сделайте заготовку глаз и пуговиц и вставьте на место. Используйте дорогие сорта дерева, к примеру, чтобы соответствовать основному материалу — кости мамонта.
- Отполируйте статуэтку на специальном аппарате или вручную.
Ваше изделие готово! Покройте работу закрепительным лаком, чтобы придать блеск. Если вы еще не решили, как выбрать свое хобби, подумайте — возможно, вам подойдет именно такое интересное и оригинальное занятие как резьба по кости.
Напоследок ознакомьтесь с видео, которое детально показывает процесс изготовления красивого костяного цветка.
Позвонок кита
Позвонок кита тоже используется в резьбе, довольно специфический материал, он пористый как губка, обрабатывается достаточно тяжело, он не поддаётся полировке, но при правильном использовании его удивительной фактуры может получится интересный результат. Такая кость подходит для более монументальной скульптуры, миниатюру из губчатой кости сделать не получится. Изначально жители Чукотки использовали этот материал для создания хозяйственных предметов, например сидения, также использовались в быту рёбра кита. Параметры одного позвонка кита примерно следующие: вес 5,7 кг, ширина 40 см, длина 80 см, высота 20 см.
Вариантов использования этого интересного материала может быть масса, нужно лишь включить воображение!
Кость коровы Стеллера
Зубы мамонта
Зуб мамонта также используется в резьбе, однако среди резчиков он не столь популярен, как бивень мамонта, чаще всего используется для изготовления рукоятий для ножей. У мамонта было всего четыре зуба, строение зубов напоминает тёрку для измельчения растительной пищи. В течении жизни у мамонта менялись зубы шесть раз. Обрабатывается зуб достаточно тяжело, к тому же он крошится.
Читайте также: