Конный плуг своими руками
Самодельный плуг
Некоторые самодельщики пытаются сделать плуг своими руками, копируя его с тракторного или конного плуга. Зачастую такая попытка заканчивалась неудачей, причем не потому, что у мастеров не хватало терпения и воли, а из-за отсутствия необходимых знаний о геометрии корпуса плуга.
Немного теории
Для того, чтобы яснее представить себе процесс пахоты и назначение отдельных элементов плуга, сначала рассмотрим взаимодействие с почвой простого клина. Под воздействием клина происходит деформация почвы, характер которой зависит от технологических свойств почвы и угла альфа (a) установки рабочей грани клина к горизонту.
Двухгранный клин с углом альфа отделяет пласт от дна борозды, поднимает его, сжимает в вертикальной плоскости и раскалывает на отдельные части. Чем больше угол альфа, тем сильнее клин изгибает и крошит отделяемый пласт. Однако при увеличении угла альфа до 45° почва перестает скользить по верхней грани клина и начинает "сгруживаться" перед клином. Двухгранный клин с углом гамма (g), ориентированный вертикально, отделяет пласт от стенки борозды, отводит землю в сторону и сжимает в горизонтальной плоскости.
Двугранный клин с углом бета (v) предназначен отклонять пласт в сторону, переворачивая его.
Однако, чтобы перевести пласт из горизонтального положения в наклонное и перевернуть его, угол бета клина должен изменяться от 25° до 130°, то есть необходимо, чтобы поверхность клина была криволинейной. Комплексное воздействие на пласт трех двухгранных клиньев заменит один трехгранный клин, представляющий собой тетраэдр АМВО с тремя взаимно перпендикулярными гранями ВОМ, АОМ и АОВ.
При перемещении трехгранного клина по направлению оси X, ребро АВ отрезает пласт от дна борозды, ребро ВМ - от стенки борозды, а грань АВМ отводит пласт в сторону, крошит и оборачивает его.
Чтобы обеспечить вспашку почвы, трехгранный клин преобразовывают в криволинейную лемешно-отвальную поверхность корпуса плуга, которая характеризуется непрерывно изменяющимися углами альфа, гамма, и бета.
Напомним, что рабочими органами плуга являются: лемех, подрезающий пласт снизу; отвал для оборачивания и крошения пласта, полевая доска - опора плуга, упирающаяся в дно борозды. Отвал, лемех, полевая доска, а также и стойка, с помощью которой крепят перечисленные ранее органы плуга, составляют корпус плуга. Перемещаясь в почве по направлению оси X, корпус плуга с криволинейной поверхностью отрезает пласт, поднимает его, деформирует, крошит, оборачивает и сбрасывает его в открытую борозду. Из множества технологических операций, выполняемых плугом, главным, с точки зрения агротехники, считается оборот и крошение пласта, интенсивность которых обусловлена значениями и интенсивностью изменения углов альфа, гамма, и бета, то есть собственно формой рабочей поверхности отвала корпуса плуга.
Поверхности отвалов могут быть цилиндрическими, цилиндроидальные (напоминающие цилиндрические) и винтовые. Плуг с цилиндрической поверхностью хорошо крошит и перемешивает слои почвы, но плохо оборачивает пласт, что не соответствует требованиям агротехники. Поэтому плуги с цилиндрическими поверхностями корпуса для вспашки земли не применяют. Наибольший интерес представляет плуг с цилиндроидальной поверхностью отвала корпуса. Для этой поверхности характерно интенсивное нарастание как угла крошения альфа (от a0=25° до amax=130°), так и угла оборачивания пласта бета (от v0= 25°. 35° до vmax=100°. 130°). Угол сдвига гамма изменяется в небольших пределах от (от g0=35°. 42° до gmax=45°. 50°).
Изготовление плуга
Теперь, когда мы немного познакомились с теорией устройства плуга, переходим к изготовлению самодельного плуга. Чтобы плуг могли изготовить все желающие (кто знаком с металлообработкой), причем даже те, у которых нет возможности выгнуть отвал на листогибочных вальцах, ниже приводятся три варианта изготовления отвала корпуса плуга. При формировании корпуса плуга необходимо учитывать то, что поднимая пласт земли высотой 20-25 см, плуг испытывает весьма значительные нагрузки, а поверхности его корпуса подвергаются абразивному износу, поэтому для рабочих частей плуга необходимо подобрать сталь толщиной 3-5 мм.
Лемех. Лемех плуга необходимо предусмотреть съемным (для заточки перед началом пахоты), сделать его лучше из легированной стали 9ХС (диск циркулярной пилы). Подойдет и сталь 45, закаленная до твердости HRC 50-55. Если в наличии имеется только углеродистая сталь обыкновенного качества, например, Ст.5, которая не "термообрабатывается", ее тоже можно заставить удовлетворительно резать пласт земли, если перед пахотой режущую часть лемеха отбить на наковальне в холодном состоянии, как косу, и наточить.
Первый вариант изготовления отвала. Как говорилось выше, рабочая поверхность отвала должна иметь цилиндроидальную поверхность. При наличии листогибочных вальцев придать заготовке нужную форму не составит особого труда. Для этого заготовку отвала толщиной 3-4 мм, вырезанную из стали (газоэлектросваркой, ножницами), подают к вальцам под углом 20°-23°, изгибают её, а затем молотком по шаблону проводят доработку.
Второй вариант. Отвал можно изготовить из стальной трубы диаметром 550-600 мм, толщина стенок которой составляет 4-5 мм. В этом случае сначала из плотного картона изготавливают шаблон отвала, затем шаблон накладывают на трубу, следя за тем, чтобы между нижней образующей отвала и образующей цилиндра трубы был угол 20-23°. Контур отвала очерчивают мелом, затем отвал вырезают газосваркой и обрабатывают на наждаке. При необходимости форму отвала дорабатывают молотком, ориентируясь на шаблон.
Третий вариант. Самый трудоемкий способ получения отвала, когда его заготовку приходится нагревать в горне (или другим способом), после чего выгибать по матрице (в качестве последней подойдет отвал от тракторного плуга).
Корпус плуга изготавливают из листовой стали Ст.3-Ст.10 толщиной 3 мм.
Чертеж деталей плуга:
а - лемех, легированная сталь; б - боковой щиток стойки, Ст3; в - распорная пластина, Ст3; г - пластина основания плуга, Ст3; д - полевая доска, уголок 30х30 мм; е - стойка, труба диаметром 42 мм
Рекомендуется сначала изготовить элементы плуга из плотного картона, склеить их между собой, выдерживая соответствующие углы. Так, значение углов альфа и бета на разных участках корпуса составит от 25° до 130°, угла гамма - от 42° до 50°. Если самодельный плуг из картона удовлетворит вас по всем параметрам, смело беритесь за металл.
Когда металлические элементы плуга будут готовы, для сборки корпуса понадобится металлический (стальной) лист толщиной 2-3 мм и размером 500х500 мм, а еще будет нужен сварочный аппарат. На металлическом листе, отступив от краев 40 мм, откладываем угол g0.
Используя клинья с углом a0=25°, устанавливаем на металлический лист лемех и прихватываем его к листу сваркой с двух сторон. Подводим под лемех боковой щиток стойки, следя за тем, чтобы он был расположен вертикально и заходил за край лемеха на 5-8 мм, при этом щиток стойки должен быть расположен выше лезвия лемеха (то есть выше листа) на 6-10 мм, чтобы не мешать лезвию лемеха резать пласт земли. Щиток также слегка прихватывают сваркой как к лемеху, так и к металлическому листу.
Затем к лемеху примеряем отвал, который должен стыковаться с лемехом плотно, без зазоров, чтобы поверхности отвала и лемеха составили одно целое. Угол между лезвием лемеха и верхним обрезом отвала равен разности углов gmax и g0 и должен оставлять 6-8°.
Крепление лемеха:
1 - лемех; 2 - винт с потайной головкой М8; 3 - отвал; 4 - пластина основания; 5 - уголок 30х30х90 мм; 6 - гайка М8
Если обнаружится несоответствие углов и/или поверхностей, отвал дорабатывают молотком. Подогнав отвал к лемеху, его сваркой прихватывают к лемеху (сзади), а также к боковому щитку. Далее к боковому щитку приваривают распорную планку и пластину основания, к последней опять же прихватывают упорные уголки для лемеха. Плуг еще раз осматривают и сваривают окончательно, при этом металлический лист, на котором собирался плуг, отсоединяется от корпуса при помощи зубила или "болгарки" с отрезным диском. Упорные уголки крепления лемеха основательно приваривают к пластине основания. Затем сварные швы зачищают, а отвал и лемех обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Для того, чтобы плуг был "самоходным" и сам "держал борозду", к нему необходимо приспособить 2-колесный блок.
Плуг с колесным блоком:
1 - полевое колесо; 2 - грядиль; 3 - бороздовое колесо; 4 - корпус плуга; 5 - ручка; 6 - колёсная ось; 7 - пластина регулировки плуга из швеллера
Бороздовое колесо диаметром 320 мм и шириной 40-50 мм делают из стального листа толщиной 3-4 мм. Полевое колесо диаметром 200 мм и шириной 40-50 мм вырезают из такого же материала. Колесная ось выполнена из 3/4-дюймовой трубы. С одной стороны трубу загибают под углом 90° и приваривают к загнутому концу втулку для установки бороздового колеса. На другом конце трубы крепят полевое колесо. Колесную ось делают и составной (на рисунке выше приведена составная ось). Саму трубу приваривают к грядилю плуга (трубе диаметром 42 мм).
Глубина пахоты плугом составит 200-240 мм, то есть будет примерно равна расстоянию по вертикали от носка лемеха до полевого колеса (см. рисунок выше). Ширина пахоты, равная 220-250 мм, зависит от расстояния (по горизонтали) от носка лемеха до бороздового колеса. Тем, кто хочет сделать плуг регулируемым по глубине пахоты и ширине захвата пласта земли (в сторону уменьшения), необходимо предусмотреть, чтобы полевое колесо можно было перемещать по вертикали, а бороздовое колесо - по горизонтали, а также фиксировать колеса в нужном положении. Для устойчивости плуга при пахоте необходимо предусмотреть регулировку точки присоединения плуга к тросу (если плуг перемещают с помощью электролебедки) или к крюку (если тягловая сила - лошадь). Чтобы было проще отыскать оптимальную точку присоединения плуга, проще всего взять стальную пластину толщиной 6-8 мм (а еще лучше швеллер) размером 120х160 мм, просверлить в ней ряд отверстий диаметром 10 мм и приварить пластину к грядилю плуга. На рисунке ниже приведена пластина регулировки, которую крепят к колесному блоку с составной осью для колес.
Лучше всего плуг работает с электролебедкой, потому что трос тянет плуг строго горизонтально. Когда плуг тянет лошадь, появляется вертикальная составляющая тянущей силы, которая поднимает колесный блок вверх. Причем чем лошадь выше и чем ближе к ней присоединен плуг, тем эта вертикальная составляющая сила больше. Первоначально присоединяя плуг к тянущему агрегату, привяжите трос к пластине регулировки, отступив от грядиля на 60-90 мм в сторону бороздового колеса. Первую борозду на пашне делают на половину глубины вспашки, чтобы уменьшить изгибающие усилия. При прохождении второй борозды, пройдя 5 м, необходимо остановиться и посмотреть на срез борозды, полевая доска должна оставлять на нем четкий след, который будет свидетельствовать о том, что плуг правильно взаимодействует с почвой. Если след не заметен, переместите точку присоединения к левому колесу на 30-60 мм, если след чрезмерен, перенесите точку к бороздовому колесу. При нежелании плуга заглубляться, сместите точку присоединения выше грядиля на 30-60 мм, а при чрезмерном заглублении, опустите точку присоединения плуга.
При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.
Для тех, кто пытается освоить эффективное земледелие существует немало вспомогательных приспособлений. Одна из главных видов работ на земле- это, безусловно, вспашка почвы.
Это трудоемкая и очень физически затратная деятельности, которая давно уже легла на плечи различных автоматизированных устройств.
Приобретение мотоблока, как правило, сопровождается и покупкой подходящего к нему навесного оборудования.
Но далеко не всегда на практике такие устройства эффективны. Именно поэтому в разных источниках так популярны советы о том, как сделать самодельный плуг.
Краткое содержимое
Однокорпусная модель плуга
Такие модели имеют наиболее простую конструкцию. Рассматривая фото самодельного плуга, относящегося к категории однокорпусных, можно заметить, что в его состав входит только лемех.
Подходит исключительно для грунтов, которые являются легкими. Для работы на целине или, например, для сложной почвы его использование невозможно.
Существует также тип плугов, состоящий из двух корпусов. Выглядят они в виде двух рам, которые скреплены, и увенчана такая конструкция также лемехами.
Такой вид осуществляется не только вспахиванию, но и боронует почву. При этом качество обработки почвы значительно возрастает.
Модель оборотного плуга
В первую очередь, их отличает непосредственно форма лемеха, который по внешнему виду напоминает перо птицы. За счет того, что у него загнута верхняя часть, грунт имеет возможность переворачиваться. Подходит для обработки сложных грунтов.
Название свое такой вид плуга как получил исходя из своеобразной обработки почвы. Он как будто оборачивает ее. Такая техника удобна для больших длин.
Роторные плуги
Такая техника состоит из лемехов, имеющих изогнутый вид и расположенных на специальной оси. Ось заставляет двигаться вал, мощность которого зависит непосредственно от возможностей мотоблока. Итог работы такого плуга- это наиболее эффективное возделывание почвы.
Он обрабатывает ее, переворачивая и взрыхляя до 30 см грунта. Их использование особенно подойдет для сложных участков почв, где находится большое количество дерна и сложных к удалению другими аналогами разнообразных корней.
Самодельный роторный плуг не стоит использовать для слабых мотоблоках, так как нагрузка на автоматическое устройство при обработке сложных почв достаточно высокая.
Характеристики по наличию отвала
По описанию данной характеристики все плуги делятся на два основных типа: отвальные и, соответственно, безотвальные.
- Первый тип позволяет эффективно вспахивать почвы, взрыхляя ее и переворачивая слой.
- Второй же тип характерен для типа почв, где особенностями климата является засуха и ветра.
Преимущества плугов самостоятельного изготовления
Самодельный плуг своими руками имеет немало достоинств и нередко выигрывает при сравнении его с покупным аналогом.
Во-первых, создавая технику владелец изначально учитывает все особенности почвы данной местности, чтобы устройство было более эффективно в применении.
Это выражается в оценке угла овала, необходимых настроек глубины будущего вспахивания, а также задается нужная ширина.
Стоит также учитывать и факт того, что самодельный плуг для мотоблока всегда более оптимально распределяет использует его мощность, не давая возможности создавать чрезмерные нагрузки.
Также создавая конструкцию по индивидуальному плану можно учесть и иные дополнительные крепежи полезные для увеличения полезности обработки необходимой почвы.
А применяя качественный материал для изготовления самодельный плуг для минитрактора может иметь длительный срок использования.
Сборка модели плуга
Перед тем, как непосредственно приступать к самой сборке, необходимо сделать ориентир для нее, а именно чертеж. В нем будут указаны материалы, которые планируется использовать, а также размеры самодельного плуга.
- Набросав чертеж, для создания конструкции более точно нередко делают на основе и макет, для которого используют картон, желательно как можно плотнее.
- С макетом будет проще работать уже с главным материалом для плуга, а именно с металлом.
- Корпус выполняется из стали, как правило, толщиной не менее 3 мм.
- Далее необходим будет аппарат, с помощью которого можно будет приварить элементы друг к другу.
- Стальной лист, размеры которого 0,5 на 0,5 м, а толщина не менее 3 мм, привариваем непосредственно к лемеху, но при этом выдерживаем угол не более 25 градусов.
- Также к лемеху сбоку стыкуется щиток. Его необходимо располагать даже немного внахлест, допустимый параметры не более 8 мм. Он должен быть над листом, так как иначе не будет возможности для подрезания почвы.
- После чего собираем все конструкцию воедино. При этом щиток соединяем не только с самим лемехом, но и со вспомогательным листом. Между лемехом и непосредственно краем отвала должен образоваться небольшой угол, значение которого может колебаться от 6 до 8 градусов.
Стоит дополнить, что при такого рода работе не стоит забывать об элементарной техники по безопасности, а именно заниматься сваркой допускается только в специально приобретенных для этого очках, руки также должны быть в специальных защитных перчатках.
Плуг конный, тракторный или для мотоблока — незаменимая вещь в приусадебном хозяйстве. Плуг пашет землю, переворачивая верхний слой почвы, что уменьшает количество сорных трав, делает грунт более мягким и податливым. Плуг можно не только купить, но и изготовить самостоятельно. Для этого, помимо инструментов и материалов, нужно иметь представление об устройстве плуга и его геометрии.
Устройство плуга
Правильно сделать плуг можно только тогда, когда есть представление о процессе пахоты, а также о предназначении каждой из деталей плуга.
При пахоте клин плуга врезается в грунт под определенным углом, зависящим от мягкости и влажности почвы. Клин отделяет пласт, приподнимает и сжимает его, одновременно разделяя пласт на несколько частей. От угла вхождения зависит то, на сколько частей будет расколот пласт земли: чем больше угол — тем больше раскол. Но если угол вхождения больше сорока пяти градусов, то грунт перестает скользить по рабочей поверхности пахотного приспособления, и начинает накапливаться перед ним, затрудняя дальнейшую работу. Вертикальный плуг, то есть с более острым ведущим углом, отделяет почву от края пахотной борозды, и сжимает его горизонтально. Плуг с горизонтальным ведущим углом работает иначе: он отклоняет и переворачивает пласт грунта.
Обычный рабочий плуг состоит из:
- Лемеха, который подрезает почву,
- Отвала,
- Ножа,
- Полевой доски,
- Стойки,
- Предплужника.
Дополнительно плуг можно оснастить:
- Более прочной металлической рамой,
- Колесами,
- Механизмом, корректирующим работу плуга относительно трактора,
- Гидромеханизмами,
- Пневматической гидросистемой.
Отвал может иметь несколько видов рабочей поверхности:
- Винтовую,
- Цилиндрическую,
- Цилиндроидальную.
Цилиндрическая отлично измельчает грунт, но пласт образует плохо. Это не всегда удобно. Цилиндрическую рабочую поверхность обычно используют для работы с мягкой почвой. Наиболее же удобна и практична в работе цилиндроидальная поверхность, которая и хорошо крошит, и переворачивает грунт, а также справляется и с сухой землей, и с влажной.
Устройство и работа плуга
Основными рабочими органами плуга являются нож, предплужник и корпус. Если более подробно рассматривать устройство и работа плуга то можно добавить что иногда на плуге устанавливают углосним и почвоуглубитель. Вспомогательными органами плуга являются рама с навесным или прицепным устройством, механизмы заглубляющие и выглубляющие корпуса, опорные колёса.
Качество работы плуга зависит от формы корпуса (рабочей поверхности)образованной отвалом и лемехом.
- полевая доска
- боковины с пяткой
- отвал
- стойка
- лемех
Процесс работы заключается в подрезании части почвы снизу, поднятия его и направления на отвал. Отвал, в сторону сдвигая пласт, крошит его частично и переворачивает сбрасывая в борозду. Пласт перемещается благодаря форме лемешно-отвальной поверхности, при лемехе и отвале установленным под наклоном к стенке борозды и дну.
Плужные корпуса различаются по форме рабочей поверхности на
- культурные
- цилиндрические рухадловые
- винтовые
- полу винтовые
- универсальные
Наиболее распространенными являются полу винтовые и культурные корпуса. Хорошее крошение и оборачивание пласта обеспечивают корпуса с культурной поверхностью. Такие корпуса используются для вспашки залежных и целинных земель, старопахотных почв.
Однако в случае залежных и целинных земель, более эффективны полувинтовые корпуса, они лучше оборачивают задернелый пласт, поскольку у этого типа отвала крыло более загнуто в сторону пласта который оборачивается. Когда плуг движется, при давлении почвы на корпуса, из за её бокового давления плуг стремится сместиться в сторону напаханной части поля.
Против этого, к каждому корпусу, к нижней части стойки, прикрепляют полевую доску, увеличивающую опорную поверхность плуга, что в свою очередь препятствует смещению плуга. Плуг для безотвальной вспашки поднимает подрезанный лемехом пласт и затем он поступает на уширитель. При этом происходит крошение пласта и рыхление почвы.
Самодельный плуг
Чтобы в домашних условиях сделать плуг своими руками, необходимо иметь:
- Вальцы,
- Болгарку,
- Газовый резак,
- Крепежные детали,
- Измерительный инструмент,
- Молоток,
- Сварочный аппарат,
- Ножницы для резки металла.
Перед началом работ, рекомендуется составить чертеж или схему, или же найти готовый вариант в интернете. Это позволит наглядно представить ход работ, расположение всех деталей и крепежей.
Плуг односторонний
Наиболее простой для изготовления вариант. Одностороннее устройство можно сделать как цельным, в виде единого корпуса, так и разборным. Разборный вариант удобен тем, что позволяет снимать лемех для заточки. Лемех можно заменить диском от циркулярной плиты. Отвал обычно делают двумя способами. Первый из них требует использования отреза трубы, толщиной около пяти миллиметров и диаметром в пятьдесят сантиметров.
Из отреза вырезают заготовку, и с помощью угловой машинки для шлифования доводят до нужных размеров. Второй способ изготовления отвала предусматривает наличие стального листа, толщиной в четыре миллиметра, или баллона с той же толщиной стенки, но сечением около 50 см. При помощи сварочного аппарата или ножниц по металлу вырезается форма, и выгибается в виде цилиндра. Если есть отклонения от требуемых размеров, можно использовать молоток для доработки.
Любые чертежи предусматривают шесть составляющих элементов:
- Металлический диск или лемех,
- Основа,
- Пластина распорная,
- Щиток боковой,
- Отрез трубы для щитка,
- Полевая рабочая доска.
Устанавливается лемех обычно при помощи листа из металла и нескольких клиньев, скошенных под углом в двадцать пять градусов. Крепят путем двухточечной сварки, и ею же соединяют стойку и щиток боковой. Желательно сделать щиток выше нижнего краешка лемеха на сантиметр, края же щитка должны перекрывать краешек лезвия на пять или шесть миллиметров.
Лемех с отвалом скрепляют сваркой так, чтобы они были единым целым, без зазоров и неровностей. Образовавшийся между ними угол не должен превышать семи градусов. На боковую стойку крепят сваренные лемех и отвал, а саму стойку приваривают сначала к основанию, а затем к пластине распорной. В завершении углы лемеха приваривают к основанию. Все следы от сварки и швы зачищаются, а отвал с лемехом шлифуются.
Пошаговая инструкция
Для собственноручного изготовления плуга рекомендуется придерживаться определенного алгоритма и выбирать определенные материалы. Лемех желательно изготавливать из стали 9ХС или 45, но допустимо и использование углеродистой стали — в этом случае режущую часть детали перед работами отбивают на наковальне и затачивают. Лемех следует делать съемным — это упрощает процесс эксплуатации инструмента.
Чертеж деталей плуга
Отвал можно изготовить двумя способами:
- Из прочной трубки диаметром в 600 мм со стенками в 5 мм. Для этого изготавливают картонный шаблон детали, накладывают его на сталь, обводят мелом и выкраивают деталь. После вырезки обрабатывается наждачкой и молотком до нужной формы.
- При наличии специализированного листогибочного оборудования процесс изготовления отвала занимает минимум времени — заготовка из стали толщиной 4 в мм подается вальцам под углом в 23 градуса, изгибается и доводится до нужной формы молотком.
Прежде чем приступить к сборке стального плуга, рекомендуется составить макет инструмента из картона и только после этого приступать к самому процессу:
Шаг | Описание |
1 | На лист стали размером 50*50 см устанавливается лемех и обрабатывают место стыка сваркой. |
2 | Устанавливается боковой щиток, выступающий над лезвием лемеха на 7-9 мм, приваривается к листу и лемеху. |
3 | Под углом около 8 градусов устанавливается и крепится отвал. |
4 | Приваривается распорная планка. |
5 | Устройство осматривают и, если нужно, дорабатывают болгаркой или молотком. |
6 | Приваривают крепящие уголки. |
7 | Детали ошкуривают. |
Инструмент также усовершенствуется при помощи крепления двухколесного блока. Бороздовое колесо изготавливают из листовой четырех миллиметровой стали, а его диаметр составляет 320 мм, а полевое изготавливают из такого же материала, но его диаметр будет равен 200 мм. Колесная ось выполняется и металлической трубки диаметром в 3/4-дюйма.
Для удобства и простоты передвижения плуг усовершенствуют колесами
Алгоритм изготовления блока:
Шаг | Описание |
1 | Труба загибается под наклоном строго в 90 градусов. |
2 | С загнутой стороны приваривается втулка для размещения бороздового колеса. |
3 | С другого бока закрепляется полевое колесо. |
4 | Трубка приваривается к грядилю. |
Цены на популярные модели сварочных аппаратов
Важно! При желании можно усовершенствовать плуг механизмом для фиксации колес в определенном положении.
Видео — Процесс подробного изготовления плуга
Двухкорпусный плуг
Данный вид более эффективен для пахоты больших участков земли. Для изготовления необходима прочная стальная рама, сделанная из круглого или прямоугольного профиля, толщиной не менее двух миллиметров. Размер рамы зависит от количества необходимых рабочих деталей и управляющего элемента. В рабочем корпусе лемех обязательно располагают снизу, поскольку его роль — передвигать к отвалу пласт земли. Отвал же переворачивает почву, разрезает и сдвигает, образуя борозду.
Стойка необходима для крепления к раме рабочих инструментов и удержания ножа. В ней делают несколько регулируемых отверстий, которые позволят менять глубину пахоты. Обычно стойку сваривают из металлической пластины, толщиной не менее сантиметра, а к раме крепят при помощи болтов.
Рама со всеми рабочими инструментами крепится к мини-трактору или мотоблоку самодельным дышлом или сцепным устройством. Дышло обязательно должно иметь ручку, и иметь прямую или V-образную форму. Второй вариант формы более эффективен, поскольку делает плуг намного устойчивее. Также для большей устойчивости и прямолинейности движения можно установить полевые колеса. Крепятся они к раме при помощи регулируемого кронштейна.
Вспашка конным плугом
Пахота — одна из наиболее энергоемких работ. Величина потребного тягового усилия при пахоте зависит от глубины вспашки, ширины захвата, вида почвы, ее механического состава, влажности, степени засоренности, рельефа. При нормальном тяговом усилии лошадь идет свободно, плавно и равномерно передвигая плуг. Если сопротивление велико, лошадь идет неравномерно, то ускоряя, то замедляя движение, делает частые остановки. Качество пахоты при этом сильно снижается. Большое влияние на величину потребного тягового усилия при пахоте оказывает состояние плуга. Плуг, правильно отрегулированный на соответствующую глубину и ширину, идет устойчиво по борозде, не создавая дополнительного сопротивления. При правильно собранном плуге должны удовлетворяться следующие основные требования: лемех должен прилегать к ровной площадке всем своим лезвием; местные зазоры в стыке лемеха с отвалом на рабочей поверхности — не более 1 мм; по линии полевого обреза отвал не должен выступать за лемех, а лемех может выступать за отвал не более чем на 5 мм; со стороны борозды кромка лемеха может быть длиннее кромки отвала в месте стыка не более чем на 10 мм; толщина лезвия лемеха не должна превышать 1 мм. Необходимо, чтобы полевая доска плотно прилегала к стойке. Задний конец доски и носок лемеха должны располагаться в одной продольно-вертикальной плоскости. Отклонение пятки лемеха в сторону непахотного поля — не более 5 мм. Предплужник и черенковый нож устанавливают относительно основного корпуса, как показано на рис. 1. Глубина вспашки висячим плугом регулируется высотой упряжного крюка. При мелкой вспашке упряжной крюк опускается ниже к земле, при глубокой — поднимается. Если упряжной крюк неподвижен или отсутствует вертикальная гребенка, глубину вспашки можно регулировать длиною постромок. Чем короче постромки, тем мельче будет вспашка. Регулировку передкового плуга производят следующим образом. Первую борозду проводят, установив полевое колесо плуга на одном уровне с бороздным колесом, а седло рамки передка опускают на 3—4 отверстия ниже рабочего положения.
При этом плуг углубится примерно на половину нормальной глубины пахоты. Вторую борозду проводят, подняв полевое колесо до половины нужной глубины, при прежнем положении седла. При этом лемех заглубляется почти на полную глубину. Для третьей и последующих борозд полевое колесо поднимают от опорной плоскости корпуса на высоту, соответствующую полной глубине пахоты, и так продолжают работать. При этом седло переставляют в нормальное положение, если глубина второй борозды получилась достаточной; при недостаточной глубине оставляют седло опущенным и на третьей борозде и лишь с четвертой борозды ставят его в нормальное положение. Для изменения ширины захвата (что делают только в исключительных случаях) надо ослабить четыре гайки скоб, крепящих рамку передка на бороздной оси, передвинуть ее а желаемую сторону и вновь завернуть гайки. Перестановку седла в сторону от среднего положения производят весьма редко, например когда после продолжительной работы или неосторожного обращения с плугом образуется перекос грядиля относительно стойки. В этом случае плуг во время пахоты будет отклоняться в сторону — в борозду или в поле. Если смещение плуга в борозду происходит при правильном положении бороздного колеса (у стенки борозды), надо седло передвинуть влево, в случае смещения в поле — вправо. Перестановку упряжного крюка по регулировочной дуге производят при пахоте на косогоре для того, чтобы плуг не сползал вниз, и при различной длине плеч ваги в пароконной запряжке. Полевое колесо можно переставлять выше или ниже, чтобы ось передка всегда была горизонтальна как при пахоте первой борозды, так и при пахоте на любую глубину (в пределах возможной). При вспашке мелкоконтурных участков конными плугами с правооборачивающими корпусами применяют следующие способы движения: гоновый всвал или вразвал; круговой с беспетлевыми односторонними поворотами; беззагонно-круговои способ (см. рис. 2).
Плуг конный, тракторный или для мотоблока — незаменимая вещь в приусадебном хозяйстве. Плуг пашет землю, переворачивая верхний слой почвы, что уменьшает количество сорных трав, делает грунт более мягким и податливым. Плуг можно не только купить, но и изготовить самостоятельно. Для этого, помимо инструментов и материалов, нужно иметь представление об устройстве плуга и его геометрии.
Устройство плуга
Правильно сделать плуг можно только тогда, когда есть представление о процессе пахоты, а также о предназначении каждой из деталей плуга.
При пахоте клин плуга врезается в грунт под определенным углом, зависящим от мягкости и влажности почвы. Клин отделяет пласт, приподнимает и сжимает его, одновременно разделяя пласт на несколько частей. От угла вхождения зависит то, на сколько частей будет расколот пласт земли: чем больше угол — тем больше раскол. Но если угол вхождения больше сорока пяти градусов, то грунт перестает скользить по рабочей поверхности пахотного приспособления, и начинает накапливаться перед ним, затрудняя дальнейшую работу. Вертикальный плуг, то есть с более острым ведущим углом, отделяет почву от края пахотной борозды, и сжимает его горизонтально. Плуг с горизонтальным ведущим углом работает иначе: он отклоняет и переворачивает пласт грунта.
Обычный рабочий плуг состоит из:
- Лемеха, который подрезает почву,
- Отвала,
- Ножа,
- Полевой доски,
- Стойки,
- Предплужника.
Дополнительно плуг можно оснастить:
- Более прочной металлической рамой,
- Колесами,
- Механизмом, корректирующим работу плуга относительно трактора,
- Гидромеханизмами,
- Пневматической гидросистемой.
Отвал может иметь несколько видов рабочей поверхности:
- Винтовую,
- Цилиндрическую,
- Цилиндроидальную.
Цилиндрическая отлично измельчает грунт, но пласт образует плохо. Это не всегда удобно. Цилиндрическую рабочую поверхность обычно используют для работы с мягкой почвой. Наиболее же удобна и практична в работе цилиндроидальная поверхность, которая и хорошо крошит, и переворачивает грунт, а также справляется и с сухой землей, и с влажной.
Устройство и работа плуга
Основными рабочими органами плуга являются нож, предплужник и корпус. Если более подробно рассматривать устройство и работа плуга то можно добавить что иногда на плуге устанавливают углосним и почвоуглубитель. Вспомогательными органами плуга являются рама с навесным или прицепным устройством, механизмы заглубляющие и выглубляющие корпуса, опорные колёса.
Качество работы плуга зависит от формы корпуса (рабочей поверхности)образованной отвалом и лемехом.
- полевая доска
- боковины с пяткой
- отвал
- стойка
- лемех
Процесс работы заключается в подрезании части почвы снизу, поднятия его и направления на отвал. Отвал, в сторону сдвигая пласт, крошит его частично и переворачивает сбрасывая в борозду. Пласт перемещается благодаря форме лемешно-отвальной поверхности, при лемехе и отвале установленным под наклоном к стенке борозды и дну.
Плужные корпуса различаются по форме рабочей поверхности на
- культурные
- цилиндрические рухадловые
- винтовые
- полу винтовые
- универсальные
Наиболее распространенными являются полу винтовые и культурные корпуса. Хорошее крошение и оборачивание пласта обеспечивают корпуса с культурной поверхностью. Такие корпуса используются для вспашки залежных и целинных земель, старопахотных почв.
Однако в случае залежных и целинных земель, более эффективны полувинтовые корпуса, они лучше оборачивают задернелый пласт, поскольку у этого типа отвала крыло более загнуто в сторону пласта который оборачивается. Когда плуг движется, при давлении почвы на корпуса, из за её бокового давления плуг стремится сместиться в сторону напаханной части поля.
Против этого, к каждому корпусу, к нижней части стойки, прикрепляют полевую доску, увеличивающую опорную поверхность плуга, что в свою очередь препятствует смещению плуга. Плуг для безотвальной вспашки поднимает подрезанный лемехом пласт и затем он поступает на уширитель. При этом происходит крошение пласта и рыхление почвы.
Самодельный плуг
Чтобы в домашних условиях сделать плуг своими руками, необходимо иметь:
- Вальцы,
- Болгарку,
- Газовый резак,
- Крепежные детали,
- Измерительный инструмент,
- Молоток,
- Сварочный аппарат,
- Ножницы для резки металла.
Перед началом работ, рекомендуется составить чертеж или схему, или же найти готовый вариант в интернете. Это позволит наглядно представить ход работ, расположение всех деталей и крепежей.
Плуг односторонний
Наиболее простой для изготовления вариант. Одностороннее устройство можно сделать как цельным, в виде единого корпуса, так и разборным. Разборный вариант удобен тем, что позволяет снимать лемех для заточки. Лемех можно заменить диском от циркулярной плиты. Отвал обычно делают двумя способами. Первый из них требует использования отреза трубы, толщиной около пяти миллиметров и диаметром в пятьдесят сантиметров.
Из отреза вырезают заготовку, и с помощью угловой машинки для шлифования доводят до нужных размеров. Второй способ изготовления отвала предусматривает наличие стального листа, толщиной в четыре миллиметра, или баллона с той же толщиной стенки, но сечением около 50 см. При помощи сварочного аппарата или ножниц по металлу вырезается форма, и выгибается в виде цилиндра. Если есть отклонения от требуемых размеров, можно использовать молоток для доработки.
Любые чертежи предусматривают шесть составляющих элементов:
- Металлический диск или лемех,
- Основа,
- Пластина распорная,
- Щиток боковой,
- Отрез трубы для щитка,
- Полевая рабочая доска.
Устанавливается лемех обычно при помощи листа из металла и нескольких клиньев, скошенных под углом в двадцать пять градусов. Крепят путем двухточечной сварки, и ею же соединяют стойку и щиток боковой. Желательно сделать щиток выше нижнего краешка лемеха на сантиметр, края же щитка должны перекрывать краешек лезвия на пять или шесть миллиметров.
Лемех с отвалом скрепляют сваркой так, чтобы они были единым целым, без зазоров и неровностей. Образовавшийся между ними угол не должен превышать семи градусов. На боковую стойку крепят сваренные лемех и отвал, а саму стойку приваривают сначала к основанию, а затем к пластине распорной. В завершении углы лемеха приваривают к основанию. Все следы от сварки и швы зачищаются, а отвал с лемехом шлифуются.
Пошаговая инструкция
Для собственноручного изготовления плуга рекомендуется придерживаться определенного алгоритма и выбирать определенные материалы. Лемех желательно изготавливать из стали 9ХС или 45, но допустимо и использование углеродистой стали — в этом случае режущую часть детали перед работами отбивают на наковальне и затачивают. Лемех следует делать съемным — это упрощает процесс эксплуатации инструмента.
Чертеж деталей плуга
Отвал можно изготовить двумя способами:
- Из прочной трубки диаметром в 600 мм со стенками в 5 мм. Для этого изготавливают картонный шаблон детали, накладывают его на сталь, обводят мелом и выкраивают деталь. После вырезки обрабатывается наждачкой и молотком до нужной формы.
- При наличии специализированного листогибочного оборудования процесс изготовления отвала занимает минимум времени — заготовка из стали толщиной 4 в мм подается вальцам под углом в 23 градуса, изгибается и доводится до нужной формы молотком.
Прежде чем приступить к сборке стального плуга, рекомендуется составить макет инструмента из картона и только после этого приступать к самому процессу:
Шаг | Описание |
1 | На лист стали размером 50*50 см устанавливается лемех и обрабатывают место стыка сваркой. |
2 | Устанавливается боковой щиток, выступающий над лезвием лемеха на 7-9 мм, приваривается к листу и лемеху. |
3 | Под углом около 8 градусов устанавливается и крепится отвал. |
4 | Приваривается распорная планка. |
5 | Устройство осматривают и, если нужно, дорабатывают болгаркой или молотком. |
6 | Приваривают крепящие уголки. |
7 | Детали ошкуривают. |
Инструмент также усовершенствуется при помощи крепления двухколесного блока. Бороздовое колесо изготавливают из листовой четырех миллиметровой стали, а его диаметр составляет 320 мм, а полевое изготавливают из такого же материала, но его диаметр будет равен 200 мм. Колесная ось выполняется и металлической трубки диаметром в 3/4-дюйма.
Для удобства и простоты передвижения плуг усовершенствуют колесами
Алгоритм изготовления блока:
Шаг | Описание |
1 | Труба загибается под наклоном строго в 90 градусов. |
2 | С загнутой стороны приваривается втулка для размещения бороздового колеса. |
3 | С другого бока закрепляется полевое колесо. |
4 | Трубка приваривается к грядилю. |
Цены на популярные модели сварочных аппаратов
Важно! При желании можно усовершенствовать плуг механизмом для фиксации колес в определенном положении.
Видео — Процесс подробного изготовления плуга
Двухкорпусный плуг
Данный вид более эффективен для пахоты больших участков земли. Для изготовления необходима прочная стальная рама, сделанная из круглого или прямоугольного профиля, толщиной не менее двух миллиметров. Размер рамы зависит от количества необходимых рабочих деталей и управляющего элемента. В рабочем корпусе лемех обязательно располагают снизу, поскольку его роль — передвигать к отвалу пласт земли. Отвал же переворачивает почву, разрезает и сдвигает, образуя борозду.
Стойка необходима для крепления к раме рабочих инструментов и удержания ножа. В ней делают несколько регулируемых отверстий, которые позволят менять глубину пахоты. Обычно стойку сваривают из металлической пластины, толщиной не менее сантиметра, а к раме крепят при помощи болтов.
Рама со всеми рабочими инструментами крепится к мини-трактору или мотоблоку самодельным дышлом или сцепным устройством. Дышло обязательно должно иметь ручку, и иметь прямую или V-образную форму. Второй вариант формы более эффективен, поскольку делает плуг намного устойчивее. Также для большей устойчивости и прямолинейности движения можно установить полевые колеса. Крепятся они к раме при помощи регулируемого кронштейна.
Вспашка конным плугом
Пахота — одна из наиболее энергоемких работ. Величина потребного тягового усилия при пахоте зависит от глубины вспашки, ширины захвата, вида почвы, ее механического состава, влажности, степени засоренности, рельефа. При нормальном тяговом усилии лошадь идет свободно, плавно и равномерно передвигая плуг. Если сопротивление велико, лошадь идет неравномерно, то ускоряя, то замедляя движение, делает частые остановки. Качество пахоты при этом сильно снижается. Большое влияние на величину потребного тягового усилия при пахоте оказывает состояние плуга. Плуг, правильно отрегулированный на соответствующую глубину и ширину, идет устойчиво по борозде, не создавая дополнительного сопротивления. При правильно собранном плуге должны удовлетворяться следующие основные требования: лемех должен прилегать к ровной площадке всем своим лезвием; местные зазоры в стыке лемеха с отвалом на рабочей поверхности — не более 1 мм; по линии полевого обреза отвал не должен выступать за лемех, а лемех может выступать за отвал не более чем на 5 мм; со стороны борозды кромка лемеха может быть длиннее кромки отвала в месте стыка не более чем на 10 мм; толщина лезвия лемеха не должна превышать 1 мм. Необходимо, чтобы полевая доска плотно прилегала к стойке. Задний конец доски и носок лемеха должны располагаться в одной продольно-вертикальной плоскости. Отклонение пятки лемеха в сторону непахотного поля — не более 5 мм. Предплужник и черенковый нож устанавливают относительно основного корпуса, как показано на рис. 1. Глубина вспашки висячим плугом регулируется высотой упряжного крюка. При мелкой вспашке упряжной крюк опускается ниже к земле, при глубокой — поднимается. Если упряжной крюк неподвижен или отсутствует вертикальная гребенка, глубину вспашки можно регулировать длиною постромок. Чем короче постромки, тем мельче будет вспашка. Регулировку передкового плуга производят следующим образом. Первую борозду проводят, установив полевое колесо плуга на одном уровне с бороздным колесом, а седло рамки передка опускают на 3—4 отверстия ниже рабочего положения.
При этом плуг углубится примерно на половину нормальной глубины пахоты. Вторую борозду проводят, подняв полевое колесо до половины нужной глубины, при прежнем положении седла. При этом лемех заглубляется почти на полную глубину. Для третьей и последующих борозд полевое колесо поднимают от опорной плоскости корпуса на высоту, соответствующую полной глубине пахоты, и так продолжают работать. При этом седло переставляют в нормальное положение, если глубина второй борозды получилась достаточной; при недостаточной глубине оставляют седло опущенным и на третьей борозде и лишь с четвертой борозды ставят его в нормальное положение. Для изменения ширины захвата (что делают только в исключительных случаях) надо ослабить четыре гайки скоб, крепящих рамку передка на бороздной оси, передвинуть ее а желаемую сторону и вновь завернуть гайки. Перестановку седла в сторону от среднего положения производят весьма редко, например когда после продолжительной работы или неосторожного обращения с плугом образуется перекос грядиля относительно стойки. В этом случае плуг во время пахоты будет отклоняться в сторону — в борозду или в поле. Если смещение плуга в борозду происходит при правильном положении бороздного колеса (у стенки борозды), надо седло передвинуть влево, в случае смещения в поле — вправо. Перестановку упряжного крюка по регулировочной дуге производят при пахоте на косогоре для того, чтобы плуг не сползал вниз, и при различной длине плеч ваги в пароконной запряжке. Полевое колесо можно переставлять выше или ниже, чтобы ось передка всегда была горизонтальна как при пахоте первой борозды, так и при пахоте на любую глубину (в пределах возможной). При вспашке мелкоконтурных участков конными плугами с правооборачивающими корпусами применяют следующие способы движения: гоновый всвал или вразвал; круговой с беспетлевыми односторонними поворотами; беззагонно-круговои способ (см. рис. 2).
Читайте также: