Конкурс спортивных уголков в детском саду своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 10.09.2024

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.
Требования к физкультурному уголку
• Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.
• Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
• Уголок должен быть эстетически оформлен.
• Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
• Наличие символик физкультуры и спорта

Оценить 1148 0

Организация спортивного уголка в группах

Задача воспитателя научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильному использованию физкультурного оборудования.

Главная цель физкультурного уголка:

Физкультурный уголок служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни.

Задачи физкультурного уголка

- развитие движений и совершенствование двигательных функций;

- достижение необходимой для возраста физической подготовленности;

- предупреждение нарушений опорно – двигательного аппарата;

- создание благоприятных условий для активного отдыха, радостной содержательной деятельности в коллективных играх и развлечениях;

- приобщение детей к занятиям физической культуры и спорту.

Требования к физкультурному уголку

Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен в групповой или спальной комнате.

Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.

Уголок должен быть эстетически оформлен.

Соответствовать возрасту детей, учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.

Наличие символик физкультуры и спорта.

В младшей группе детского сада уголок оформляется как часть большой игровой зоны. Для малышей должны быть и горки для ходьбы, и игрушки-каталки, и мячи разных размеров. Дети 2-4 лет постоянно находятся в активном движении и по своему усмотрению пользуются предложенными игрушками.

В спортивном уголке находятся приспособления для организованной деятельности детей: для проведения спортивных игр и упражнений. Поэтому там должны быть маски для игр. В основном, это те персонажи, которые чаще всего встречаются в их играх: кот, заяц, лиса, медведь, волк. Предметов, для проведения упражнений, должно быть много – на всех детей группы: кубики, мягкие мячики, султанчики. Обязательно должен быть бубен для выполнения упражнений в предложенном ритме.

В старших группах целесообразно создать вариативные, усложненные условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий. В старших группах необходимо знакомить детей с важнейшими событиями спортивной жизни страны и помещать соответствующий материал в уголке (иллюстрации, игры, и т. д.)

Помимо альбомов по спорту, выкладываются схемы проведения игр с правилами, по которым дети наглядно могут вспомнить и провести любимую игру.

Уголок должен активно использоваться в течение дня (индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей)

1. Теоретический материал

- картотека подвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека малоподвижных игр в соответствии с возрастом детей;

- картотека физкультминуток в соответствии с возрастом детей;

- картотека утренних гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека бодрящих гимнастик в соответствии с возрастом детей;

- картотека считалок (II младшая группа во II половине года) ;

- иллюстрированный материал по зимним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- иллюстрированный материал по летним видам спорта (средняя группа во II половине года);

- символика и материалы по истории Олимпийского движения (средняя группа во II половине года);

- сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (старшие группы).

2. Игры (средние и старшие группы):

- дидактические игры о спорте: настольно-печатные игры, парные картинки, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, игры с фишками и т. д.

- спортивные настольные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

3. Атрибуты для подвижных и малоподвижных игр: эмблемы, маски, оборудование (например – ленточки, для всех возрастных групп).

4. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

- мешочки с крупой (бобы, горох, фасоль и т. д.) в разных формах для ходьбы;

- бросовый материал (шишки, яйца от киндер сюрпризов и т. д.) для захвата и перекладывания с места на место стопами и пальцами ног.

- нестандартное оборудование, сделанное своими руками;

- мешочки с разной крупой для рук;

- эспандер (средний и старший возраст).

5. Для игр и упражнений с прыжками:

6. Для перешагивания, подъема и спуска:

7. Для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием:

- мячи резиновые разных размеров;

- попрыгунчики (средние и старшие группы);

- мячи или мешочки с песком для метания (средние и старшие группы);

- корзины для игр с бросанием;

- мишень для метания или дартц с мячиками на липучках (средний и старший возраст);

Развивающие уголки в детском саду своими руками оформляются на небольшом по площади месте. Это может быть часть стены с закрепленными стеллажами, подоконник, пробковая доска с изображениями нужной тематики – все зависит только от фантазии воспитателя, его желания и наличия материалов.

Роль уголков в развитии детей

Начнем с того, что оформление уголков в детском саду имеет огромное значение, прежде всего для детей. Ребенок проводит здесь большую часть своего времени. А все фундаментальное в характере, поведении и привычках закладывается с самого раннего возраста. Именно поэтому дошкольное детство – важный период в жизни каждого ребенка. На этом этапе он приобретает опыт социальных отношений, познает общество, учится общаться с людьми, знакомиться с приемлемыми формами поведения и учится им следовать.

Для правильного и гармоничного развития ребенку важно общаться со сверстниками. Это одна из основных причин, по которой малышей отдают в детский сад. Также важную роль играют такие факторы, как занятость родителей, необходимость в адаптации и обучении и многое другое.

Дети проводят в детском саду много времени и деятельность их там очень разнообразна: от подвижных игр до спокойных занятий с воспитателем. Именно поэтому правильно организованные игровые зоны в детском саду имеют огромное значение для развития дошкольников.

Атмосфера в детском саду должна быть такой, чтобы малыш хотел туда приходить. В особенности это касается младшей группы, ведь детки только начали привыкать к новой жизни и к новому коллективу, они впервые надолго стали разлучаться с мамой и папой. Все должно способствовать тому, чтобы процесс адаптации к детскому саду прошел безболезненно. Большое значение имеет и оформление детского сада.

игровые зоны в детском саду

Оформление группы в детском саду не должно быть ярким и кричащим. Пусть преобладает светлый фон. Изображать же на стенах избыточное количество мультяшных и сказочных героев не всегда оправдано, в особенности, если эти изображения больших размеров. Малыш не должен пугаться огромной черепахи из мультика, который он еще совсем не знает. Нужно, чтобы это было что-то познавательное. Например, тема времен года, ведь дети в младшей группе еще совсем маленькие и только начинают узнавать, что такое снег, дождик, листья на деревьях. Размеры изображений не должны превышать норму, ведь возрастные особенности детей еще не позволяют им настолько хорошо фокусировать свой взгляд, чтобы различать большие предметы.

Знания и умения, полученные ребенком в детском саду, это основа его успешного обучения в начальной школе. Здесь воспитатели ненавязчиво, часто в игровой форме, помогают ребенку познакомиться с некоторыми школьными знаниями: цифрами, буквами, посетить уроки природы и творчества. Занятия проводятся в виде марафонов, конкурсов, уроков, праздников. Нельзя не отметить также самостоятельное изучение ребенком доступной ему информации. В чем могут помочь, оформленные воспитателем уголки группы в детском саду.

Продумывая оформление группы в садике, целесообразно будет разделить её на зоны. Обычное зонирование группы в детском саду: спальня, столовая, зона игр и зона занятий, но можно предусмотреть и дополнительные варианты.

Там, где дети спят, конечно, не должно быть никаких отвлекающих изображений, как, впрочем, и в столовой. А вот про развивающие зоны в детском саду следует поговорить более подробно.

оформление группы в детском саду

Зонирование в детском саду

Пожалуй, планируя игровые зоны в ДОУ по ФГОС следует, прежде всего, учесть возраст детей и их количество. Также стоит узнать мнение родителей: спросив, что они хотят видеть в группе, этим вы не только покажете свою заинтересованность, внимание и уважение, но и, скорее всего, найдете инициативных помощников.

Для удобства все оригинальные идеи оформления группы в детском саду перенесите на план-чертёж, обязательно укажите на нём названия уголков и места их размещения.

В зависимости от обширности пространства, зонирование в группе детского сада может быть достаточно богатым. Ниже приведены наиболее популярные зоны в группе детского сада по ФГОС. Выберите и организуйте те из них, которые будут соответствовать вашим текущим целям и задачам развития и воспитания детей.

Зонирование в подготовительной группе детского сада

Площадка для подвижных игр

Важнейшую роль в развитии детей играет физическое воспитание и об этом также важно помнить, планируя оформление детского сада. Конечно, в современных детских садах предусмотрены и спортивные залы, и бассейны, но все же и в группе стоит предусмотреть мини-уголок здоровья. Эта зона должна быть достаточно просторной. Дети должны иметь возможность побегать и попрыгать. Здесь уместна будет гимнастическая стенка и различный спортивный инвентарь: обручи, мячи, кегли, скакалки. Однако нельзя забывать, что инвентарь должен соответствовать возрасту малышей.

уголки в детском саду

оформление уголков

уголок в детском саду

зоны в детском саду

идеи оформления группы в детском саду

Зона сюжетно-ролевых игр

Оформление игровых зон в детском саду предоставляет широкий простор для творчества их организатору. Здесь, конечно же, должно быть множество игрушек. Но среди их количества детки должны уметь ориентироваться. Поэтому необходимо сделать тематические уголки. Отдельно можно организовать парикмахерскую с креслом, куклами и игрушечными инструментами; больницу, где будут белые халаты и медицинские принадлежности. Ещё можно создать кухонный уголок для девочек в детском саду. Для его организации подойдут игрушечная плита, посуда, продукты, фартук и поварской колпак, а также и куклы в фартуках.

Девочки, с их любимыми играми в дочки-матери, чаепитие или магазин, будут чувствовать себя уютно в специальном игровом домике. Обязательно разместите его, если есть такая возможность.

В игровом домике найдется место и для мальчиков, именно они будут приходить в гости и знакомиться с основами этикета. Их игровую зону можно разместить рядом и подойти к ее оформлению не менее оригинально, например, сделать импровизированный гараж, где будут находиться машинки разных размеров и предназначений: грузовые, легковые, самосвалы, автобусы, машина скорой помощи, милиции и пожарной службы. Здесь же может быть построена и железная дорога. Можно также сделать небольшой уголок ремонтной мастерской с игрушечными молотками, гайками, шурупами и другими принадлежностями.

Правильное оформление зон в детском саду - отличная возможность для педагога ненавязчиво показать детям основы взрослой жизни: из чего и как готовить, как правильно принимать гостей, заботиться о младших и многое другое.

уголок группы

оформление группы в садике

зонирование в детском саду

названия уголков в детском саду

зонирование группы в детском саду

уголок для девочек в детском саду

Учебная зона в детском саду

В уголке обучения обязательно должен быть стол, за который можно посадить несколько детей одновременно. Там они смогут рисовать, делать поделки, учиться читать, считать и играть в спокойные настольные игры.

Наполнение и оформление учебной зоны в детском саду должно учитывать возраст детей. Разместите здесь кубики, мозаики, различного рода конструкторы, не содержащие мелких деталей, развивающие и обучающие настольные игры – здесь малыши могут заниматься, развивая мелкую моторику и расширяя свои знания об окружающем мире. Не забудьте выделить место для самых простых геометрических фигур, фигур разного цвета.

Уголок безопасности можно разместить отдельно или, если не позволяет пространство группы, сделать его частью учебной зоны. Разместите здесь информацию о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, нормах поведения в помещении и на улице.

уголки в доу

развивающие уголки в детском саду

оформление игровых зон в детском саду

оформление учебной зоны в детском саду

уголки в группе

Зона социального развития

Предыдущую зону можно отделить книжным шкафом или этажерками, объединив с уголком социального развития и уголком книги. Желательно, расположить эту зону вдали от места шумных игр, потому как, отвлекаясь, ребенок не сможет сосредоточиться на общении с книгой. Уголок должен быть хорошо освещен и иметь место, на которое малыш сможет присесть и полистать книжку.

Через книгу ребенок познает целый спектр человеческих чувств, мыслей, отношений между персонажами. Отождествляя себя с каким-либо героем, ребенок берет на себя определенную модель поведения, которой старается следовать на протяжении жизни. Необходимо обеспечить уголок различными книгами, соответствующими возрастной категории детей. Должны присутствовать сказки, поучительные рассказы, книги о природе, а также обучающие книги. Уголок следует регулярно пополнять новыми интересными и красочными экземплярами, поддерживая тем самым интерес детей к нему.

В зоне социального развития найдется место не только для книг, но и для небольшой семейной истории каждого ребенка. Попробуйте предложить родителям вместе с детьми выбрать фотографии для небольших семейных альбомов, которые они смогут с гордостью показывать друзьям, рассказывая о семье, важных событиях или путешествиях.

развивающие зоны в детском саду

игровые зоны в доу

уголки в детском саду своими руками

Уголок природы

Несомненно, что оформление уголка природы в детском саду – прекрасная основа для ознакомления ребенка с природными явлениями.

В младшей группе, как правило, уголок природы ограничивается комнатными растениями, зато детям старшей группы куда более интересно будет изучить календарь, смену времен года, природные явления, части растений и деревьев.

Особого внимания заслуживает тематика уголка природы. Гораздо интереснее, когда экспозиция меняется, например, раз в квартал, тогда такой уголок группы привлечет гораздо больше внимания со стороны ребенка. Приближаясь к зиме, полезно наполнить его информацией по заботливому отношению к птицам в это время, например, выставить фотографии зимующих птиц, возможно, соорудить кормушку вместе с детьми на уроках труда.

Создание оранжереи тоже имеет немаловажное значение. На примере различных видов растений ребенок поймет, что растения бывают разные, что не у всех есть стебель, зато у всех есть корешки, а листья могут быть различной формы. Можно дополнить вашу оранжерею бабочками или стрекозами, которых детки могут сделать самостоятельно. А если горшки с растениями будут подписаны, будет вдвойне познавательно. Летом уголок природы можно дополнять живыми садовыми или полевыми растениями или цветами, а осенью плодами, которые подарила природа.

Особый интерес среди ребят заслужат живые обитатели природного уголка в детском саду. Там может стоять клетка с хомячком или аквариум с рыбками, и малышам можно будет прививать основы ухода за животными. Перед тем как заводить питомца, необходимо получить согласие всех родителей, обязательно поинтересуйтесь у взрослых, нет ли у их детей аллергии, и не забудьте про справку от ветеринара.

Дошкольные учреждения, как правило, недостаточно эффективно используют участок перед детским садом. Достаточно редко дети вовлечены в озеленение участка, где созданы уголки-огороды, цветники, уголки сада, которые могут использоваться для развития у ребенка основ экологического сознания.

учебная зона в детском саду

оформление зон в детском саду

зонирование в группе детского сада

оформление зон деятельности в детском саду

зонирование в доу

игровые зоны в группе

Зона музыкального развития

Музыкальный уголок в детском саду поможет в раскрытии творческих талантов и повысит общий уровень образованности. Если нет возможности разместить там детские музыкальные инструменты, ограничьтесь картинками и проигрывателем.

уголки в доу картинки

игровые уголки в доу

игровая зона в детском саду

Зона патриотического воспитания

А в воспитании любви к труду и патриотизма верным помощником выступит уголок краеведческий, в котором будет самое место предметам прикладного искусства и народных промыслов, популярных в вашей области. Так же обязательно разместите здесь символы и портреты глав государства и вашего края. Особо украсят эту зону куклы в национальных костюмах, пусть даже вырезанные из бумаги.

оформление группы в детсаду

оформление доу своими руками

развивающие уголки в доу

оформление игровой комнаты в детском саду

Зона творческого развития

Настоящим украшением и гордостью группы детского сада служит уголок детского творчества. Работы малышей носят не только эстетический характер, но и стимулируют ребенка к достижению дальнейших успехов и служит наглядным примером взаимодействия между педагогом и ребенком.

Творческие уголки в группе, как правило, ограничиваются выставкой работ и поделок детей. Но это не единственная функция, которую они могут выполнять. Например, можно устраивать познавательные уголки в ДОУ, посвященные творчеству различных людей, например, известным художникам или композиторам.

Детки очень любят что-то делать своими руками, они всегда стараются и радуются результату, если он еще к тому же оказался удовлетворительным. И если есть возможность украшать и демонстрировать работы иным способом, то не стоит ограничиваться только лишь уголком творчества.

уголки в старшей группе по фгос

оформление уголков в группе детского сада

игровые зоны в детском саду фото

Формируя зоны в ДОУ по ФГОС, помните, что основное требование к обстановке и оформлению группы в детском саду – безопасность. Избегайте острых углов, скользких полов и убедитесь в надежности крепления настенных полок или декоративных элементов.

Подойдите к планированию пространства и оформлению зон деятельности в детском саду творчески и с любовью, и у вас обязательно получится уютная группа, куда каждый день с радостью будут приходить и ребята, и их родители!

Вот основные требования к оформлению спортивного уголка: безопасность, эстетичность, доступность, наличие символики, отражающей тематику физкультуры и спорта; соответствие возрасту детей и требованиям программы.

Важным требованием к спортивному уголку - наличие атрибутов для подвижных игр (маски); игр с прыжками (скакалки, плоские круги, обручи и т. д.); игр с бросанием, ловлей, метанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком и т. д.); спортивных игр (городки, бадминтон, настольные спортивные игры и т. д.).

Наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с видами спорта.

Наличие атрибутов из бросового материала, изготовленных своими руками.

Наличие нетрадиционных пособий для развития движения.

Наличие в спортивном уголке картотеки подвижных игр.

По результатам смотра-конкурса можно сделать следующие выводы: педагогический коллектив активно и творчески работал по целям и задачам конкурса. Все участники воспитательно-образовательного процесса (воспитатели, родители и дети) приняли участие в оформлении и обустройстве уголков. Уголки по физическому развитию воспитанников обозначились в каждой группе. В рамках смотра-конкурса каждая возрастная группа представила разнообразный материал для двигательной активности детей: атрибуты для подвижных игр, игр с прыжками, бросанием, ловлей, спортивных игр. Группы значительно пополнились не только атрибутами для спортивных игр, но и нестандартным оборудованием из бросового материала для массажа, коррекции зрения, развития дыхания. Руками педагогов и родителей изготовлены дорожки здоровья. Эстетически оформлен иллюстративный материал для ознакомления детей с разными видами спорта, пополнены картотеки подвижных и спортивных игр, методические пособия.

Целью нашего ДОУ является создание благоприятных условий для формирования успешной личности дошкольника, сохранение и укрепление здоровья, всестороннее развитие физических качеств.

Мы способствуем развитию инициативы, самостоятельности в ежедневной двигательной активности детей. Двигательная активность – это основа индивидуального развития и жизнеобеспечения ребенка. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей, от которых зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

В соответствии с ФГОС выпускник ДОУ должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, физическую подготовку.


Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.С помощью физкультурного уголка отлично развивается самостоятельная двигательная деятельность детей.

Дети с удовольствием используют спортивный инвентарь в повседневной жизни детского сада.

Ребята любят участвовать в различных эстафетах, к примеру, с использованием кольцеброса. У детей развивается спортивный интерес, развитие точности, ловкости движения, ориентация в пространстве.


Так же детям нравятся эстафеты с подлезанием и с перепрыгиванием через преграды.


Для этого мы используем гимнастические палки и конусы. Развиваются такие физические качества как гибкость, выносливость, сообразительность, скорость и четкость движения. У детей повышается интерес к игре, поднимается настроение, чувствуют себя одним целым с коллективом.


Так же для совершенствования движений, формирования быстроты, выносливости, координации движений дети любят подвижные игры. В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.

Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка. Например: катание мяча друг другу в ходе словесно-логической игры "Я знаю 5 имен. ".


Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Артикуляционная гимнастика проводится с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.



Пятнашки – игра, которая развивает у детей мышление, сосредоточенность, интеллектуальные способности, умение работать в команде, совместное принятие решения, развивается счет.


Шашки развивают логическое мышление.


Домино учит детей умению играть вместе, подчиняться правилам игры.


Для профилактики плоскостопия, разнообразного воздействия на детские стопы используются дорожки здоровья. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и без труда улучшить здоровье ребенка.


Дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным. Например, с использованием мешочков для равновесия и координации движения.


Таким образом, создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, способствует укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Читайте также: