Кофель нагель своими руками
Кофель-планка бригантины Грайф. На металлических кофель-нагелях прикреплены гитовы, на деревянных — гордени. Из-за разницы температуры нагелей (металл кажется холоднее) даже в темноте есть возможность быстро находить нужные нагеля
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с гнёздами для кофель-нагелей, укреплённый горизонтально на палубе у мачт или с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами.
В опорах (битенгах) кофель-планки устанавливались шкивы для проводки снастей бегучего такелажа.
См. также
Литература
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Кофель-планка" в других словарях:
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с гнездами, куда вставляются кофель нагели. Крепится к фальш борту судна или у мачт. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Кофель Планка деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель нагелей … Морской словарь
кофель-планка — кофель планка, кофель планки … Орфографический словарь-справочник
Кофель-планка — деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель нагелей, прикрепленный горизонтально на палубе у мачт и у внутренней части борта … Морские узлы
кофель-планка — ко/фель пла/нка, ко/фель пла/нки, род. мн. ко/фель пла/нок … Слитно. Раздельно. Через дефис.
КОФЕЛЬ-ПЛАНКА, КРЕПИТЕЛЬНАЯ ПЛАНКА — (Pin rack) деревянный или металлический брус с гнездами для кофель нагелей, прикрепленный горизонтально у мачт или к борту внутри судна. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Кофель-нагель — У этого термина существуют и другие значения, см. Нагель. Вверху кофель нагель. Внизу кофель нагеля, установленные в кофель планку … Википедия
ПЛАНКА — (Cleat, clamp, kevel) деревянный или металлический брусок, прикрепленный горизонтально к борту внутри судна. Иначе называется кофельпланкой и служит для проводки снастей в имеемые в ней шкивы и прикрепления их на вкладываемых в нее кофель нагелях … Морской словарь
Планка — название металлической полосы, соединяющей два листа в корпусе судна; напр., стыковая П. соединяет стыки листов переборок, обшивки и т. п.; так же называется деревянная или металлическая дощечка в предметах вооружения судна: П. для кофель нагелей … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КРЕПИТЕЛЬНАЯ ПЛАНКА — см. Кофель планка. Самойлов К. И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941 … Морской словарь
Про то, что планки обшивки оказались длиннее - это почти не может быть. Из-за одного косяка в моей трехмерной модели они могут быть только короче на несколько десяток. Предположу, что картон просто растянулся от клея, хотя это маловероятно. Да и вообще это не очень важно, я там в инструкции пишу рекомендацию оставлять в корме запас и срезать его ножом после высыхания или ножницами прямо перед приклейкой.
Про "лишние" планки обшивки: да, такой эффект есть. Как ни вырезай точно планки, как их не прикладывай, они имеют совершенно "волшебную" особенность становиться шире. в результате чего некоторые планки оказываются лишними. Для контроля этой ситуации как раз и были придуманы детали SH, которые все путают с черновой обшивкой.
(В скобках замечу, что на самом деле они ниначто не нужны: такими тонкими планками можно точно оклеить что угодно, они даже поперек ширины отлично гнутся на такой длине. Главное - это выдержать общую кривизну корпуса, для этого они и разработаны, а это получается почти всегда. Поэтому если после оклейки остались лишние полоски, просто выкиньте их без всяких сомнений).
Вниманию тех, кто клеит бумажный вариант: Планширь разработан для шпона, поэтому, чтобы он не торчал слишком сильно за обшивку, либо увеличивайте шпангоуты примерно на 0,5мм, либо клейте толстый картон (0,6-1мм)
С нагелями разбираюсь.
Занесло меня в магазин вышивания (жена). Прилипнув к витрине, обнаружил прекрасный бисер - тонкие черные трубочки длиной 2мм и 6-7мм. Тут же взял на абордаж - из первых будут отличные коуши (если разрезать пополам). из вторых - направляющие клоты. А я даже предположить не мог, из чего их делать.
Вниманию тех, кто клеит бумажный вариант: Планширь разработан для шпона, поэтому, чтобы он не торчал слишком сильно за обшивку, либо увеличивайте шпангоуты примерно на 0,5мм, либо клейте толстый картон (0,6-1мм)
С нагелями разбираюсь.
Про кофель-нагельные планки у бортов могу доложить в точности.
Существует два варианта этих планок - один по документу "План палубы Осминина", второй - "развертка внутреннего борта от 1819 года". Они немного противоречат друг другу.
Долго сомневался, какой из этих вариантов принять в модели, решил считать более достоверным "развертку", хотя выполнять ее будет намного сложнее моделистам в этом масштабе. Итак:
Передняя кофель-нагельная планка (фока) располагалась между вторым и третьим пушечными портами, 12 нагелей.
Кофель-нагельные планки грота: передняя - между седьмым и восьмым пушечными портами, 7 нагелей. Между восьмым и девятым еще одна, 8 нагелей.
Судя по развертке, порты под весла располагались очень низко, намного ниже, чем в реконструкции Некрасова. Кофель-нагельные планки располагались примерно на уровне верхнего края пушечного порта (верхняя поверхность планки). У нас такой вариант не получится, помешают весельные порты.
К сожалению, "развертка" ко мне попала ко мне тогда, когда вся трехмерка уже была готова, и переносить ниже весельные порты у меня уже не хватит пороху. А потому просто делаем планки ниже русленей, чуть выше портов под весла.
Чертежи вышлю послезавтра. Думал сегодня, но не успелось.
Vladimir Lavrov the Designer
Редактор журнала PaperArt
В работе: бриг "Меркурий" 1/72 бумага, БПК 1134б
btt-modeler, Радует что дошла первая посылка. Что фанера изогнулась - этт очень плохо. Надо думать как решить проблему. Это основной силовой элемент (киль в смысле из 3-мм фанеры). Правда, она такая гибкая, что ей может быть и не важно гнулась она или нет - ее должна выпрямить палуба по ВЛ, она там тоже из 3мм фанеры, попробуйте.
Светлый шпон волнился, волнится и будет волниться до тех пор, пока вы его жестко не заневолите на модели. Его под пресс нет смысла. Его резать на досочки (2-4мм) и приклеивать.
Газета в мешке - это экспромт по упаковке, чтобы не отсырела и сохранила упругость. Не было шанса дойти купить нормальную упаковку. Назначение- чтобы содержимое по коробке не летало, коробка гораздо больше чем нужно.
Фигурка пластиковая в полный рост (как я со слезами писал выше) предполагалась в качестве заготовки для тех, кто захочет сделать Меркурия в полный рост, как на чертеже Осминина. Но когда я примерил ее к модели. понял, что по размерам она подходит, а по позе - абсолютно нет. В набор я ее все-таки положил, ну а что с ней делать - решайте сами. Можно доработать (срезать доспехи, наклеить крылышки на шлем) и приклеить на нос в виде Меркурия. Поза у него будет не совсем как на чертеже, но зато аккуратно. Можно просто взять ее за прототип и слепить (а затем вырезать) свою фигурку из Эпоксилина в правильной позе, это лучше, чем ничего.
Сам я сейчас в спешном порядке моделю правильную ростовую фигурку. получается пока так себе. Но месяца за полтора - два справлюсь. Кому принципиально, могу выслать, когда их распечатаю на трехмерном принтере. но пока до этого далеко. Фигура там - кошмар для моделера. Нагое тело, бугристые мышцы, поза с полуповоротом и высоко поднятой рукой (я вообще не уверен, что станок сможет ее сделать), никакой симметрии.
Написано 29 сентября 2009
Итак, увлекательный процесс проводки такелажа парусника в разгаре!
Мы уже успели поставить ванты и теперь должны уложить поверх них штаги – снасти, удерживающие мачты в продольном направлении. На трехмачтовом корабле это фока-штаги, грота-штаги и бизань-штаги, парные либо одиночные.
Несмотря на то, что штаг представляет собой обычный витой канат, его установку на модель едва ли можно назвать тривиальной процедурой. Особенно много вопросов вызывает способ крепления концов штага. Если штаг закреплен неправильно, он не сможет играть роль растяжки рангоутных деревьев, а значит, выполнять свои функции. Чтобы этого не случилось, будем придерживаться следующих правил.
Установка нижних штагов
Верхнее крепление штага
Штаг, поддерживающий древко мачты, значительно толще своих собратьев, обосновавшихся на стеньге и брам-стеньге. Для надежного крепления его верхний конец обязательно должен иметь огон. Пропустив через огон нижний конец штага, получаем петлю (краг-штаг), которую накидываем на топ мачты. А чтобы эта петля не затягивалась, на штаге предварительно делаем специальное утолщение – мусинг. Его легко изготовить, намотав в нужном месте нить на трос, а затем “схватив” ниточные кольца иголкой (имитация оплетки). Длина мусинга должна составлять примерно 1/3 петли, а его диаметр равняться 3 диаметрам штага. Вопрос, где следует расположить мусинг, решается еще проще: при натянутом штаге утолщение должно оказаться как раз под передней кромкой марса.
Нижнее крепление штага
Нижний конец штага проводится к соседней, в направлении к носовой оконечности, мачте корабля. Очевидно, для бизань-штага таковой является грот-мачта, для фока-штага – бушприт и т.д.
Для обтяжки штага будем использовать блоки или юферсы: круглые, с пятью отверстиями, и коушеобразные. Чему отдать предпочтение в каждом конкретном случае, подскажет чертеж. К слову, мода набивать штаг юферсами существовала лишь до середины (в лучшем случае до конца) XVII века, а на кораблях более поздней постройки для этой цели применялись трехшкивные блоки.
Изготавливая юферсы (блоки) для крепления штагов, важно не переборщить с их размером – иначе модель будет смотреться грубо, немасштабно. В частности, диаметр юферсов должен составлять 0,7 диаметра мачты, и не более. Если это так, смело обтягиваем штаг талрепом – тросом, проходящим через отверстия пары юферсов (штаг-блоков). Теперь остается окончательно закрепить штаг у основания мачты. И здесь возникает масса нюансов.
При установке фока-штага принайтовываем его нижний штаг-блок к краг-штагу, огибающему бушприт. Если же судно небольшое и фок-мачта расположена близко к носу, возможны другие варианты крепления. Так, нижний штаг-блок может иметь железную обойму – тогда он фиксируется на бушприте с помощью обуха.
При креплении грота-штага заводим его за фок-мачту, завершая парой самых больших штаг-блоков (их длина должна равняться диаметру мачты). Пусть вас не смущает вид краг-штага – он будет различаться в зависимости от периода постройки и назначения судна. Так, на военных парусниках конца XVII – начала XVIII вв. краг-штаг грота-штага мог быть закреплен в книце княвдигеда, в штевне, под бушпритом либо над ним. (Очевидно, в первых трех случаях петля краг-штага должна огибать не только фок-мачту, но и бушприт.) Позже нижние блоки грота-штагов стали закреплять на палубе обухами, по бокам фок-мачты. Что может быть проще, чем воспроизвести эту технологию на модели?
Конец бизань-штага закрепляем у основания грот-мачты, на высоте, соответствующей 4-5 футам над палубой (именно здесь следует расположить краг-штаг). Возможно – если того требует чертеж – придется принайтовать штаг-блок не только к краг-штагу на мачте, но и к блоку-“партнеру” на палубе корабля. На парусниках поздней постройки место краг-штага может занимать железный бугель либо специальная крепительная планка, препятствующая скольжению троса вверх.
Установка стень-штагов
После вант и фордунов на топы стеньг укладываем стень-штаги . Но если в верхней части их проводка практически повторяет проводку штагов мачт, то о нижнем креплении стень-штагов этого не скажешь. Чтобы понять, как правильно установить их на модель, совершим небольшой экскурс в историю судостроения.
Не меньше вопросов вызывает установка грот-стень-штага . Его нужно провести через блок, который крепится сзади топа фок-мачты (как это было принято на английских судах) или на стропе под фор-марсом, а затем обтянуть на баке талями на лонг-такель-блоках. Однако не исключен и иной подход: к середине XVIII в. грот-стень-штаг стали набивать талями на блоках, пристропленных внизу топа фок-мачты.
И, наконец, крюйс-стень-штаг . Существует два основных варианта его крепления – непосредственно к грот-мачте и к грота-вантам. При креплении штага к грота-вантам через нижний штаг-блок пропускаем трос. Один конец этого троса заводим на последнюю вантину по левому борту, другой – на последнюю по правому борту. Для надежного соединения троса с вантами используем шпрюйты.
Зафиксировать крюйс-стень-штаг на древке мачты можно одним из следующих способов:
- поставить на юферсы (для большого корабля – на блок) под грота-марсом;
- закрепить юферсами (блоками) на топе мачты;
- закрепить на грота-марсе с помощью обуха и вплесневанного в штаг коуша;
- провести через направляющий блок или коуш на топе грот-мачты, обтянув талями на палубе корабля.
Последние три способа характерны для кораблестроения конца XVIII века, тогда как первый сохранял свою популярность лишь до середины столетия.
Установка брам-штагов
Брам-штаги , в отличие от нижних и стень-штагов, не имеют мусинга и огона. Петля формируется из самого штага с помощью бензелей (или сплетается прямо на штаге), а затем укладывается поверх вант на топе брам-стеньги.
Если корабль несет блинда-стеньгу, фор-брам-штаг проводим через направляющий блок на ее эзельгофте и в конце ввязываем штаг-блок. После этого, как обычно, набиваем штаг талями на марсе блинда-стеньги. На моделях кораблей с утлегарем фор-брам-штаг должен идти через блок, коуш или средний шкив трехшкивного блока, установленного на ноке утлегаря. Завершается такой штаг найтовом на юферсах или талями, закрепленными в обухе на носу корабля.
Грот-брам-штаг пропускаем через блок на топе фор-стеньги и обтягиваем талями на фор-марсе. Крюйс-брам-штаг , проходящий через блок или рым на топе грот-стеньги, как правило, крепится на петле грота-штага. Однако для кораблей, построенных на рубеже XVIII-XIX вв., установка крюйс-брам-штага имеет свои особенности. Его следует провести через коуш на салинге и небольшим талрепом на коушах набить на задней стороне грота-марса. Возможен и такой вариант: штаг идет через блок на топе грот-мачты и набивается талрепом на палубе.
Установка анапутей
Чтобы марсель не цеплялся за марс, между передней кромкой марса и нижним штагом устанавливали дополнительную снасть – анапуть. Для крепления анапути в передней части марса просверливаем 10-18 отверстий. Затем от марса проводим трос через анапуть-блок, поставленный на тали на штаге, обратно к марсу, повторяя эту операцию несколько раз. После этого обтягиваем тали – и анапуть готов!
Установка фордунов
Цель установки фордунов на парусное судно – компенсировать тягу штагов вперед и придать стеньгам большую устойчивость. Благодаря этим снастям, у корабелов появилась замечательная возможность существенно сэкономить на количестве вант. На малых судах обычно ставилось по одной паре фордунов для каждой мачты, а на линейных кораблях их число возрастало до трех пар.
В верхней части фордуны имеют огон и накладываются на топы стеньг поверх вант, но перед укладкой краг-штага. Снизу фордуны должны быть обтянуты юферсами, расположенными на русленях позади юферсов нижних вант. Если же фордуны съёмные, их нужно обтягивать с помощью талей на двух лонг-такель-блоках, а гаки талей заводить в рымы небольших вант-путенсов, размещенных в задней части русленей. Чтобы не нарушить копийность, толщина фордунов должна точно соответствовать толщине стень-вант.
А что делать, если корабль имеет брам-стеньги? Тогда для их растяжки устанавливаем брам-фордуны . Эти снасти проводились от топа соответствующей брам-стеньги до русленей, расположенных позади или рядом с юферсами фордунов. Попытаемся повторить это на модели…
Теперь наше судно несет практически весь стоячий такелаж – остался “голым” лишь бушприт. Но это, как говорится, отдельная песня…
Вы используете Internet Explorer устаревшей и не поддерживаемой более версии. Чтобы не было проблем с отображением сайтов или форумов обновите его до версии 7.0 или более новой. Ещё лучше - поставьте браузер Opera или Mozilla Firefox.
Обсудить и задать вопросы можно в этой теме.
Kronma
опытный
Уважаемый Джи-Джи, а почему Вы решили, что элемент возле коечных сеток это кофель-нагельная планка? (Верхняя стрелка).
Там же, вроде, позиции экспликации нет.
По логике, кофель-нагельная планка должна быть поблизости от шкафа с сигнальными флагами, т.е. где-то на верхних мостиках.
Кстати, и со второй стрелкой у меня есть определённые сомнения - ведь это палуба ПОД навесным мостиком с ходовой рубкой, т.е. уровень боевой рубки. Для подачи туда сигнальных фалов пришлось бы делать вырез в мостике, не так ли?
Вообще, ИМХО, к вопросу крепления фалов подходили гораздо легче - сигнальные фалы на малых кораблях могли привязывать к верхнему трубчатому лееру ограждения мостика, а на более крупных кораблях этот узел тоже выглядел весьма легкомысленно.
Для примера - сигнальные фалы на АНДРЕЕ и ПАВЛЕ.
Металлический лист, с приклёпанными к нему утками, крепился прямо к леерным стойкам - легко и красиво.
Kronma
опытный
sol_1402
новичок
Спасибо огромное! Давно искал правую проекцию! Прекрасно открылось
villi
аксакал
Kronma> . а на более крупных кораблях этот узел тоже выглядел весьма легкомысленно.
Kronma> Для примера - сигнальные фалы на АНДРЕЕ и ПАВЛЕ.
Kronma> Металлический лист, с приклёпанными к нему утками, крепился прямо к леерным стойкам - легко и красиво.
Да уж, над конструкцией не напрягались. , вот на Александре II и то посолиднее смотрится (отдельностоящая возле вант) - отголосок красоты парусной эпохи, на линкорах к этой детали относились уже более скромно и практично.
Джи-джи
опытный
Kronma> Уважаемый Джи-Джи, а почему Вы решили, что элемент возле коечных сеток это кофель-нагельная планка? (Верхняя стрелка).
Kronma> Там же, вроде, позиции экспликации нет.
Kronma> По логике, кофель-нагельная планка должна быть поблизости от шкафа с сигнальными флагами, т.е. где-то на верхних мостиках.
Kronma> Кстати, и со второй стрелкой у меня есть определённые сомнения - ведь это палуба ПОД навесным мостиком с ходовой рубкой, т.е. уровень боевой рубки. Для подачи туда сигнальных фалов пришлось бы делать вырез в мостике, не так ли?
Kronma> Вообще, ИМХО, к вопросу крепления фалов подходили гораздо легче - сигнальные фалы на малых кораблях могли привязывать к верхнему трубчатому лееру ограждения мостика, а на более крупных кораблях этот узел тоже выглядел весьма легкомысленно.
Kronma> Для примера - сигнальные фалы на АНДРЕЕ и ПАВЛЕ.
Kronma> Металлический лист, с приклёпанными к нему утками, крепился прямо к леерным стойкам - легко и красиво.
Это был фрагмент Сисоя.
Может быть и не планки. Но это первое что пришло в голову - уж больно форма характерная. Возможно какие-нибудь гидранты или еще что то- сейчас уже не установить. А может и вообще ничего не было.Но лучше лишний раз спросить
Читайте также: