Клавикорд своими руками
Польский музыкант и музыкальный мастер Славомир Зубрицкий (S?awomir Zubrzycki) сконструировал и построил клавишный музыкальный инструмент, изобретенный Леонардо да Винчи. Он использовал чертежа Леонардо да Винчи и описания нескольких экземпляров подобных инструментов, построенных в разные годы и не доживших до наших дней. Инструмент издает звук, подобный звуку смычковых. Леонардо называл его Viola organista.
Ниже перевод интервью Славомира Зубрицкого журналу "Tygodnik Powszechny" с его рассказом об истории этого инструмента и о том, почему и как он его воссоздал. Интервью взял Яцек Слюсарчик. Здесь же видеоинтервью Зубрицкого, где он демонстрирует свой инструмент, а также видеозаписи с его концертов.
ТОН ДА ВИНЧИ
— В связи с головокружительным успехом "Кода да Винчи" все, что связано с личностью Леонардо, является сенсацией. Как получилось, что вы напали на след утерянного в глубине веков инструмента, изобретенного Леонардо?
Впервые я услыхал о нем в Польше. Мой коллега, Казимеж Пызик, музыкант и теоретик музыки, с которым мы уже 20 лет вместе играем современную музыку, рассказал мне о своеобразном инструменте, который был изготовлен в 30-е годы XIX века в окрестностях города Ланьцута. Этот инструмент назывался клавиолином или горбатым фортепиано. Его сконструировал ксёндз Ян Ярмусевич, личность незаурядная, теоретик музыки, член музыкальных обществ Львова и Вены. Инструмент не сохранился до наших дней — осталась лишь краткое описание в газете "Курьер варшавский". Меня очень заинтересовало то, что клавиолин имел уникальную особенность: играя на клавиатуре, используя фортепианную технику, можно было извлекать из него звуки струнных инструментов. В начале 90-х годов меня заинтересовал другой инструмент, клавикорд.
— Вы построили клавикорд?
Да, в 1992 году я сделал копию замечательного клавикорда, построенного Иоганом Зильберманом в 1775 году, инструмент хранится в Нюрнберге. Многие люди, даже занимающиеся старинной музыкой, полагают, что это плохая идея: зачем строить инструмент, на котором невозможно сыграть в концертном зале, потому что это слишком тихо? Но как только я его сделал, я обнаружил музыкальный секрет.
Клавикорд имеет пять веков истории, которая заканчивается драматично — его отвергли. Это инструмент негромкий, но чрезвычайно выразительный. Играя на нем, а я делаю это часто, когда один дома, как правило, в вечернее время, когда все тихо и спокойно, я чувствую, как тихий инструмент начинает говорить полным голосом. Ни для чего другого он не нужен. Эта интимная музыка, только для меня, позже она превращзется в сольный концерт, шоу виртуозности.
Я пианист, и, конечно, концертная деятельность является частью моей профессии. Мой репертуар в основном состоит из произведений XIX века, некоторых композиций XVIII века, а также современной музыки. В какой-то момент я обнаружил необходимость найти что-то еще, что-то такое, где нет громких эмоций, а есть сдержанное выражение чувств, погружение в музыку.
Со временем я обнаружил, что первым в истории конструктором виолы органиста, названной "Geigenwerk" [механическая скрипка], был нюрнбергский мастер Ганс Хайден. Сведения о количестве инструментов, которые он построил, противоречивы. Кое-где говорится, что их сделано много, называется число 32, но документальное подтверждение есть о двух: первый построен в 1570 году, и новый, усовершенствованный — в 1600 г., ни один не сохраннлся до наших дней. Повторяющейся темой в истории этого инструмента является его падение в небытие.
Единственный выживший инструмент был построен в 1625 по модели Хайдена испанским мастером Раймундом Тручадо. Он хранится в музее музыкальных инструментов в Брюсселе.
— Вы видели его?
Видел, детально осмотрел и сфотографировал. Немного нарушив правила, поскольку зашел за барьер и мешал посетителям. Этот инструмент мне абсолютно не понравился, грубо говоря: он некрасивый.
— На нем можно было сыграть?
К сожалению, он немой, как пень. Ни одного звука извлечь из него невозможно. Я решил, что он был, вероятно, сделан для испанского королевского двора, и, поскольку он был предназначен для королевских детей, он весь какой-то странный — клавиатура расположена очень низко. Кроме того, у него привод не такой, как у инструмента Хайдена, кривошип расположен сзади. Это не очень хорошее решение.
Описание инструмента Хайдена вместе с характеристиками звука и музыкальных свойств содержится в работе Михаэля Преториуса „Syntagma Musicum” 1618 года, когда я прочитал ее, я был очарован. Инструмент обещал быть откровением, он универсальный, сочетает в себе лучшие черты различных типов инструментов: он издавал непрерывный звук как орган, звук смычковых струнных инструментов, и на нем можно было играть вибрато. Это был уникальный синтез клавесина, органа и смычковых струнных инструментов. Выражаясь типичном стилем барокко, Преториус писал, что на нем можно было играть городскую музыку, деревенскую музыку, он может выразить различные чувства, и даже имитировать голос пьяного человека. Я представил себе, какая это была бы уникальная ситуация: я получил бы возможность играть репертуар, практически недоступный для пианиста — великие произведения, написанные для виолы да гамба [виола да гамба была предшественницей виолончели].
B 1210 году у Жиро де Калансон проскальзывает термин "кларихорд", очевидно, произошедший от соединения двух латинских слов clarus (ясный, светлый) и chorda (струна). Это означает, что речь идет об инструменте с ясным, светлым звуком. Вскоре появляется второе, более точно характеризующее новый музыкальный инструмент название - клавикорд (позднелат. clavichordium), в основу которого положено латинское слово clavis (ключ) или же clavus (гвоздь). Это название дает двоякое толкование струнного инструмента с ключами (которые мы теперь называем клавишами) или гвоздями.
Когда нажимали на клавишу клавикорда, гвоздь, жестко закрепленный на ее конце, касался струны. Впоследствии гвозди заменили на латунные стерженьки - тангенты. Струны клавикорда располагались параллельно линии клавиатуры. От их числа зависела ширина инструмента. Все струны настраивались одинаково, т.е. звучали в унисон. Различие в высоте звучания достигалось тем, что тангент касался струны в ее определенной точке, которая отделяла левую часть струны, обтянутую материей, заглушенную, от правой - звучащей.
Считается, что начало своего развития клавикорд получил в Италии в конце 13 столетия. Его предшественником считается монохорд, использовавшийся средневековыми музыкальными теоретиками для расчетов в области акустики. Это был однострунный инструмент без клавиш, на котором звуки различной высоты извлекались при помощи подвижной подставки. Позднее он был усовершенствован в геликон, инструмент в котором соединялись несколько струн одинаковой длины с подвижными подставками. Посредством присоединения к многострунному монохорду клавиш и применения струн одинаковой длины образовался клавикорд. Звуковой объем клавикордов колебался от 20 звуков нотной системы Гвидо д'Ареццо (2/5 октавы) до 3 октав, а в 1511 году базельский музыкальный теоретик и органограф Себастьян Вирдунг описывает клавикорды с 38 клавишами, объемом в 3/5 октавы (от Фа большой до До третьей октавы).
В связи с развитием и усложнением создаваемой композиторами клавирной музыки диапазон клавиатуры инструмента стали увеличивать, что привело к увеличению числа струн. Возросла и его ширина. Тогда мастера нашли хитроумный выход: они помещали струн меньше, чем клавиш, но при этом два и более тангента ударяли по одной струне. В таких клавикордах нельзя было одновременно пользоваться клавишами, тангенты которых приходились на одну струну.
К началу XV века клавикорды получают широкое распространение у народных музыкантов, а также в домашнем быту. В те времена инструмент был еще очень простым по устройству и портативным: его можно было легко переносить с места на место, при игре он становился на любой стол, или даже просто на колени играющего. Сохранившийся рисунок из Веймарской "Книги чудес" (1440) дает представление о ыорме и размерах клавикорда того времени. Появившийся в то время клавикорд стал серьезным соперником лютни в домашней обстановке, а тем более органа.
Музыка XIV-XV веков, будучи еще относительно несложной в мелодическом и гармоническом отношениях, мирилась с ограничениями, присущими тогдашнему уровню изготовления клавикордов. Инструменты были сравнительно простыми по устройству, а немногочисленные струны настраивать было довольно легко. Кроме того, значительное преобладание числа клавиш и тангентов, по сравнению с количеством струн, создавало большие трудности при распределении задних концов клавиш. Последние приходилось разнообразно искривлять, чтобы подводить по несколько тангентов к струне.
Однако подобная конструкция не мешала современникам восторгаться звуком клавикорда: "нежно-жалобный", "сладкозвучный", "нежно утешающий", "серебристый по звуку", тем более, что "связанные" ноты являлись, как правило, вводными тонами.
В противоположность мощному, сложному и громоздкому органу, и несколько шумному, с острым характером звука, клавесину, клавикорд являлся домашним, камерным инструментом, предназначенным для выражения мягких, интимных настроений и переживаний. При этом, для клавикорда было написано большое количество "живой", быстрой и достаточно громкой музыки, поскольку он имел большой динамический диапазон от нежнейшего PP до активного F. Несмотря на это, определяющими чертами звучания клавикорда оставались меланхолия, мягкость, изящная нежность - за эти качества его особенно любили представители сентиментального стиля. Вероятно, для наслаждения "плавающих в слезах размягченных душ" наиболее пригодным был нежный звук клавикорда.
Конечно, "утешал в страданиях" клавикорд, в основном, только аристократов и богатых людей. Ведь он был предметом роскоши, украшением гостиных и салонов. Очень часто клавикорды, как это было принято для музыкальных инструментов того времени, украшались живописью, орнаментацией, позолотой, инкрустацией, драгоценными породами дерева, резьбой, перламутром, черепахой и даже драгоценными камнями. В конце XVII века во Франции накладки бекарных клавиш (те, что в современных роялях делаются белыми) стали изготавливать из черного дерева, а диезные обкладывали слоновой костью. Говорят, это делалось для того, чтобы на темном фоне лучше выделялись изящные белые руки знатных дам-клавикордисток. Однако, в XVIII веке расположение цветов на клавиатуре изменилось. Оно стало таким, как у современных пианино и роялей.
С развитием музыки и техники игры изменялась и конструкция клавикорда. От первоначальной натяжки приблизительно одинаковых по длине струн постепенно перешли к более удобной натяжке по диагонали корпуса инструмента струн различной длины: более длинных - для низких нот, менее длинных - в высокой тесситуре. Это давало возможность более удобно расположить задние концы клавиш и тангенты, а также выровнять натяжение струн по всему диапазону. Часто для усиления слабого звука натягивали по несколько струн напротив одной клавиши и увеличивали площадь деки. Клавикорды изготавливались самой разнообразной формы и величины; наряду с инструментами относительно большой звучности, предназначенными для игры в довольно больших помещениях, с длиной корпуса до двух метров, строились и совсем маленькие "октавные" клавикорды, настраивавшихся на октаву выше обычных, то есть в 4-футовые, в форме библии или небольших шкатулочек. Некоторые мастера изготовляли так называемые педальные клавикорды, служившие для домашнего упражнения органистов. Форма их большей частью была прямоугольная, иногда трапецевидная или треугольная. Со временем у клавикорда стали делать несколько клавиатур - мануалов. Они помещались одна над другой в виде лесенки.
Особо благоприятные условия для развития игры на клавикорде в Англии сложились в эпоху царствования королевы Елизаветы (1533-1603), а в Германии своего апогея строительство этих инструментов достигло в XVIII веке, когда пришли к системе "свободных клавикордов" (bundfreie Кlavichorden), где на каждую струну приходилась только одна клавиша с тангентом. Таким образом, число различно настроенных струн и число клавиш в таких клавикордах сравнялось, и музыканты получили возможность играть на них любые самые сложные и разнообразные сочетания звуков, как на современных клавишных музыкальных инструментах.
Будучи очень тихим инструментом, клавикорд все же позволял делать crescendo и diminuendo. В течение трех веков он не имел себе равных по выразительности звука. В частности, он обладал следующим замечательным свойством. Благодаря простейшему устройству клавишно-тангетного механизма, исполнитель, не отнимая пальца от нажатой клавиши, мог через тангент непосредственно действовать на струну, как в момент более или менее сильного удара, так и в последующие за ним мгновения. Слегка покачивая, вибрируя пальцем, и заставляя дрожать нажатую струну, исполнитель тем самым раскачивал тангент, а вместе с ним и струну. При этом в звуке появлялось нежное, мягкое дрожание и трепетание звука - вибрато, придававшее ему своеобразный, оживленный и одухотворенный характер. Этот прием игры назывался по-немецки "Bebung" (дрожание, трепетание). На фортепиано это невозможно, а на клавикорде такой эффект достигается без труда.
Из старинных мастеров, строивших клавикорды, наиболее известны Доменико из Пизары (первая половина XVI века), в XVIII веке - Даниель Т.Фабер из Крайльгейма, Х.Г.Хуберт, И.Х.Зильберман, К.Г.Хофман, И.П.Кремер и его сыновья (Геттинген, 1743-1819) и К.Лемме (Брауншвейг, 1747-1808).
Клавикорды является западноевропейская струнный прямоугольный клавишный инструмент [1] , который был в основном используется в эпоху позднего средневековья , через эпохи Возрождения , барокко и классицизма эпохи. [2] Исторически он в основном использовался как инструмент для тренировок и как вспомогательный инструмент для композиции, поскольку он недостаточно громкий для больших выступлений. [2] Клавикорды издают звук, ударяя по медным или железным струнам маленькими металлическими лезвиями, называемыми касательными. Вибрации передаются через мост (-ы) на деку. [1]
Содержание
Имя [ редактировать ]
Одно из самых ранних упоминаний клавикорда в Англии встречается в расходах личного кошелька Елизаветы Йоркской, королевы Генриха VII, в записи, датированной августом 1502 года:
Элемент. В тот же день, Хью Denys за деньги по ним доставлен незнакомцем , который дал королеве Payre из clavycordes. В виде короны его награда iiii libres . [7]
Клавикорды были очень популярны с 16 по 18 века, но во второй половине этого периода в основном процветали в немецкоязычных странах, Скандинавии и на Пиренейском полуострове . К 1850 году он вышел из употребления. В конце 1890-х Арнольд Дольметч возродил конструкцию клавикордов, а Вайолет Гордон-Вудхаус , среди прочего, помогла популяризировать инструмент. Хотя большинство инструментов, построенных до 1730-х годов, были небольшими (четыре октавы, четыре фута в длину), новейшие инструменты были построены до семи футов в длину с шестью октавным диапазоном. [1]
До появления электронного усиления в двадцатом веке было невозможно использовать тихий клавикорд в чем-либо, кроме маленькой комнаты. Однако в период расцвета клавикордов домашние музыкальные вечера составляли большую часть музыкального опыта людей. В домашних условиях клавикорд был идеальным инструментом для сольной клавишной музыки и инструментального сопровождения. [ необходима цитата ]
Сегодня на клавикордах играют в основном любители ренессанса, барокко и классической музыки. Они привлекают множество заинтересованных покупателей и производятся по всему миру. В настоящее время существует множество обществ клавикордов по всему миру, и за последние 70 лет было сделано около 400 записей этого инструмента. Среди ведущих современных исполнителей этого инструмента были Кристофер Хогвуд и Терстон Дарт .
Принципиальная схема клавикордового механизма: A / B. Ключи. 1А / 1Б. Касательные. 2А / 2Б. Кейлеверс. 3. Строка. 4. Дека. 5. Штифт перемычки рядом со штифтом сцепного устройства. 6. Демпфирующий войлок рядом с колышком. (Обратите внимание, что этот эскиз является упрощением. В реальном инструменте струны проходят перпендикулярно клавишным рычагам. Другими словами, струны проходят в инструменте вдоль.) [8]
В клавикорде струны проходят поперек от планки сцепного устройства на левом конце до настроечных колышков на правом. Ближе к правому концу они проходят по изогнутому деревянному мосту. Действие простое: клавиши представляют собой рычаги с небольшой латунной касательной, небольшой кусок металла, похожий по форме и размеру на головку отвертки с плоским лезвием на дальнем конце. Струны, которые обычно изготавливаются из латуни или из комбинации латуни и железа, обычно расположены парами, как лютня или мандолина. Когда клавиша нажата, касательная ударяет по струнам выше, заставляя их звучать так же, как удары молотком.техника на гитаре. В отличие от фортепиано, касательная не отскакивает от струны; скорее, он остается в контакте со струной, пока нажата клавиша, действуя одновременно как гайка и как инициатор звука. Объем записки может быть изменен путем удара тяжелее или мягче, а шаг может также зависеть от изменения силы касательной по отношению к строке (известной как бебунг ). Когда клавиша отпускается, касательная теряет контакт со струной, и вибрация струны глушится полосками демпфирующей ткани.
Действие клавикорда уникально среди всех клавишных инструментов тем, что одна часть действия одновременно инициирует звуковую вибрацию и в то же время определяет конечную точку вибрирующей струны и, следовательно, ее высоту. Из-за этого тесного контакта между рукой игрока и производством звука клавикорд считается наиболее близким из клавишных инструментов. Несмотря на свои многочисленные (серьезные) ограничения, включая чрезвычайно низкую громкость, он обладает значительной выразительной способностью, игрок может управлять атакой, продолжительностью и громкостью и даже обеспечивать некоторые тонкие эффекты увеличения тона и типа вибрато, уникального для клавикорд.
Клавикорд с ладонями, копия неподписанного инструмента, хранящаяся в Намюре, Бельгия . То, как одна и та же пара строк используется для нескольких нот, хорошо видно на полноразмерном изображении.
Поскольку струна колеблется от моста только до касательной, несколько клавиш с несколькими касательными могут быть назначены одной и той же струне. Это называется раздражением . Ранние клавикорды часто имели много нот на каждой струне, даже доходя до клавишного монохорда - инструмента только с одной струной, - хотя большинство клавикордов были трех- или двударными. Поскольку на каждой струне одновременно может воспроизводиться только одна нота, паттерн ладов обычно выбирается таким образом, чтобы ноты, которые редко слышны вместе (например, C и C ? ), используют одну пару струн. Преимущества этой системы по сравнению с инструментами без вытяжки (см. Ниже) включают относительную простоту настройки.(с примерно вдвое меньшим количеством струн, которые нужно поддерживать в гармонии), большей громкостью (хотя ее все еще недостаточно для использования в камерной музыке ) и более чистым и прямым звуком. Из минусов: темперамент невозможно было переустановить, не загибая касательные; и игра требовала дальнейшего совершенствования такта, так как ноты, разделяющие одну струну, сыгранную в быстрой последовательности, должны были быть немного разделены, чтобы избежать неприятного глушения звука, потенциально нарушающего линию легато .
В клавикорд западноевропейский струнный прямоугольный клавишный инструмент [1] это использовалось в основном в Позднее средневековье, сквозь эпоха Возрождения, Барокко и Классический эпох. [2] Исторически сложилось так, что он в основном использовался как инструмент для тренировок и как вспомогательный инструмент для композиции, будучи недостаточно громким для больших выступлений. [2] Звук клавикорда достигается за счет ударов по медным или железным струнам маленькими металлическими лезвиями, называемыми касательными. Вибрации передаются через мост (-ы) на деку. [1]
Содержание
История и использование
Клавикорд был изобретен в начале четырнадцатого века. [5] [6] В 1404 г. немецкое стихотворение " Der Minne Regeln "упоминает термины ключица (термин, используемый в основном для клавесин) и клавикордий, обозначив их как лучшие инструменты для сопровождения мелодий.
Одно из самых ранних упоминаний клавикорда в Англии встречается в расходах личного кошелька Елизаветы Йоркской, королевы Генриха VII, в записи, датированной августом 1502 года:
Элемент. Тот же день, Хью Денис за деньги, доставленные им незнакомцу, который дал королеве жалованье в виде клавикордов. В коронах его награда iiii libres. [7]
Клавикорд был очень популярен с 16 по 18 век, но в основном процветал в немецкоязычных странах. Скандинавия, а Пиренейский полуостров во второй половине этого периода. К 1850 году он вышел из употребления. В конце 1890-х годов Арнольд Долметч возродили конструкцию клавикорда и Вайолет Гордон-Вудхаус, среди прочего, способствовал популяризации инструмента. Хотя большинство инструментов, построенных до 1730-х годов, были небольшими (четыре октавы, четыре фута в длину), новейшие инструменты были построены до семи футов в длину с шестью октавным диапазоном. [1]
До появления электронного усиления в двадцатом веке было невозможно использовать тихий клавикорд в чем-либо, кроме маленькой комнаты. Однако в период расцвета клавикордов домашние музыкальные вечера составляли большую часть музыкального опыта людей. В домашних условиях клавикорд был идеальным инструментом для сольной клавишной музыки и инструментального сопровождения. [ нужна цитата ]
Сегодня на клавикордах играют в основном любители ренессанса, барокко и классической музыки. Они привлекают множество заинтересованных покупателей и производятся по всему миру. В настоящее время существует множество обществ клавикордов по всему миру, и за последние 70 лет было сделано около 400 записей этого инструмента. Ведущие современные представители инструмента включили Кристофер Хогвуд и Терстон Дарт.
Современная музыка
Клавикорды также привлекли внимание в других жанрах музыки в виде Клавинет, который по сути представляет собой электрический клавикорд, который использует магнитный датчик для генерации сигнала для усиления. Стиви Уандер использует клавинет во многих своих песнях, таких как "Суеверие" и "Возвышенность". Клавинет играет через инструментальный усилитель с гитарой педали эффектов часто ассоциируется с напуганный, дискотека- пропитанный роком 1970-х.
Гай Сигсуорт играл на клавикорде в современной обстановке с Бьорк, особенно на студийной записи "Все полно любвиБьорк также широко использовала и даже сама играла на этом инструменте в песне My Juvenile из своего альбома 2007 года. Вольта.
Тори Амос использует инструмент на "Little Amsterdam" из альбома Мальчики для Пеле и на песню "Smokey Joe" из ее альбома 2007 года. Американская кукла отряд. Амос также показал, что она использовала Клавинет на ее записи 2004 года "Not David Bowie", выпущенной как часть ее альбома 2006 года. бокс-сет, Фортепиано: Сборник.
В 1976 г. Оскар Петерсон играл (с Джо Пассом на акустической гитаре) песни из Порги и Бесс на клавикорде. Кейт Джарретт также записал альбом под названием Книга путей (1986), в котором он играет серию импровизаций на клавикордах. Битлз' "Ни для кого"(1966) особенности Пол Маккартни игра на клавикорде. Рик Уэйкман играет на клавинете в треке "The Battle" из альбома Путешествие к центру Земли.
Структура и действие
Принципиальная схема клавикордового механизма: A / B. Ключи. 1А / 1Б. Касательные. 2А / 2Б. Кейлеверс. 3. Строка. 4. Дека. 5. Штифт перемычки рядом со штифтом сцепного устройства. 6. Демпфирующий войлок рядом с колышком. (Обратите внимание, что этот эскиз является упрощением. В реальном инструменте струны проходят перпендикулярно клавишным рычагам. Другими словами, струны проходят в инструменте вдоль.) [8]
В клавикорде струны проходят поперек прицепная рейка с левой стороны к настройкам с правой стороны. Ближе к правому концу они проходят по изогнутому деревянному мосту. Действие простое: клавиши представляют собой рычаги с небольшой латунной касательной, небольшой кусок металла, похожий по форме и размеру на головку отвертки с плоским лезвием на дальнем конце. Струны, которые обычно сделаны из латуни или комбинации латуни и железа, обычно расположены парами, как лютня или мандолина. Когда клавиша нажата, касательная ударяет по струнам выше, заставляя их звучать аналогично струнам. стучать техника игры на гитаре. В отличие от фортепиано, касательная не отскакивает от струны; скорее, он остается в контакте со струной, пока удерживается клавиша, действуя как орех и как инициатор звука. Громкость ноты можно изменить, ударив сильнее или мягче, а на высоту звука также можно повлиять, изменив силу касательной к струне (известную как Бебунг). Когда клавиша отпускается, касательная теряет контакт со струной, и вибрация струны глушится полосками демпфирующей ткани.
Действие клавикорда уникально среди всех клавишных инструментов тем, что одна часть действия одновременно инициирует звуковую вибрацию и в то же время определяет конечную точку вибрирующей струны и, следовательно, ее высоту. Из-за этого тесного контакта между рукой игрока и производством звука клавикорд считается самым близким из клавишных инструментов. Несмотря на свои многочисленные (серьезные) ограничения, включая чрезвычайно низкую громкость, он обладает значительной выразительной способностью, игрок может управлять атакой, продолжительностью и громкостью и даже обеспечивать некоторые тонкие эффекты увеличения тона и типа вибрато, уникального для клавикорд.
Раздражение
Клавикорд на ладони, копия неподписанного инструмента, сохраненная в Намюр, Бельгия. То, как одна и та же пара строк используется для нескольких нот, хорошо видно на полноразмерном изображении.
Поскольку струна колеблется от моста только до касательной, несколько клавиш с несколькими касательными могут быть назначены одной и той же струне. Это называется беспокойство. Ранние клавикорды часто имели много нот на каждой струне, даже доходя до того, как монохорд- инструмент только с одной струной, хотя большинство клавикордов были трех- или двударными. Поскольку на каждой струне одновременно может воспроизводиться только одна нота, паттерн лада обычно выбирается таким образом, чтобы ноты редко слышались вместе (например, C и C ? ) разделяют пару строк. Преимущества этой системы по сравнению с инструментами без протяжки (см. Ниже) включают относительную простоту настройка (примерно вдвое меньше струн, чтобы держать их в гармонии), большей громкости (хотя все еще недостаточно для использования в камерная музыка) и более четкий и прямой звук. Из минусов: темперамент нельзя было переустановить без загиба касательных; и игра требовала дальнейшего совершенствования чувствительности, поскольку ноты, разделяющие одну струну, сыгранную в быстрой последовательности, должны были быть немного разделены, чтобы избежать неприятного глушения звука, потенциально мешающего легато линия.
Педальный клавикорд
Репертуар
Большая часть музыкального репертуара написана для клавесин и орган примерно с 1400–1800 гг. можно играть на клавикорде; однако он не имеет достаточной громкости (без усиления) для исполнения камерной музыки, за возможным исключением аккомпанемента к флейте в стиле барокко, магнитофону или одиночному певцу. И. С. Баха сын Карл Филипп Эмануэль Бах был большим сторонником этого инструмента, и большинство его немецких современников считали его центральным клавишным инструментом для исполнения, обучения, сочинения и практики. Фреттинг на клавикорде создает новые проблемы для некоторого репертуара, но ученые предполагают, что эти проблемы не являются непреодолимыми для Баха. Хорошо темперированный клавир (Loucks (1992)). Среди недавних записей клавикордов: Кристофер Хогвуд (Тайный Бах, Тайный Гендель, и Тайный Моцарт), открывайте новые горизонты. В своих заметках на обложке Хогвуд указал, что эти композиторы обычно играли на клавикордах в уединении своих домов. В Англии композитор Герберт Хауэллс (1892–1983) написал два значительных сборника пьес для клавикорда (Ламбертклавикорд и Клавикорд Хауэллса), и Стивен Доджсон (1924–2013) написал две сюиты для клавикордов.
Назначение клавиши — передавать силу удара пальца струне, чтобы заставить ее звучать. На клавикорде это достигается посредством крайне простого устройства, называемого тангентом (отсюда происходит и название механики клавикорда — тангентная):
Схема тангентной механики клавикорда
Тангент представляет собой плоский металлический стержень, неподвижно укрепленный на заднем конце клавиши. При нажиме на клавишу он снизу ударяет по струне и одновременно выполняет роль подставки, так как остается прижатым к ней до тех пор, пока палец не снят с клавиши. Такой особенностью клавикорда определялись и его достоинства, и его недостатки. Струна под влиянием удара тангента начинает звучать с обеих сторон от места удара. Чтобы получить звук одной высоты, оставляется свободной только правая часть струны, а левая (около колков) обматывается сукном, заглушающим звучание этого отрезка. При опускании клавиши заглушение распространяется по всей струне и звук прекращается.
Клавикорд
2 Лютня — струнный щипковый инструмент арабо-иранского происхождения, в XIV—XVII вв. широко распространенный во многих странах Западной Европы.
Читайте также: