Клавесин своими руками
Добавил пользователь Дмитрий К. Обновлено: 08.10.2024
КЛАВЕСИН [франц. clavecin, от позднелат. clavicymbalum, от лат. clavis — ключ (отсюда клавиша) и cymbalum — цимбалы] — щипковый клавишный музыкальный инструмент. Известен с 16 в. (начал конструироваться ещё в 14 в.), первые сведения о клавесине относятся к 1511 году; старейший сохранившийся до наших дней инструмент итальянской работы датируется 1521 годом.
Клавесин произошёл от псалтериума (в результате реконструкции и присоединения клавишного механизма).
Устройство и звук
Устройство верхней части толкачика: 1 — струна, 2 — ось освобождающего механизма, 3 — лангетта (от фр. languette), 4 — плектр (язычок), 5 — демпфер.
Звук клавесина — блестящий, но малопевучий (отрывистый) — значит, не поддающийся динамическим изменениям (он более громкий, но менее выразительный, чем у клавикорда), изменение силы и тембра звука не зависит от характера удара по клавишам. С целью усиления звучности клавесина применялись удвоенные, утроенные и даже учетверённые струны (для каждого тона), которые настраивались в унисон, октаву, а иногда и другие интервалы.
Эволюция
С начала 17 века вместо жильных использовались металлические струны, увеличивающиеся по длине (от дисканта к басу). Инструмент приобрёл треугольную крыловидную форму с продольным (параллельно клавишам) расположением струн.
В 17—18 вв. для придания клавесину динамически более разнообразного звучания изготовлялись инструменты с 2 (иногда 3) ручными клавиатурами (мануалами), которые располагались террасообразно одна над другой (обычно верхний мануал настраивался на октаву выше), а также с регистровыми переключателями для расширения дискантов, октавного удвоения басов и изменения тембровой окраски (лютневый регистр, фаготовый регистр и др.).
Регистры приводились в действие рычажками, находящимися по бокам клавиатуры, или кнопками, расположенными под клавиатурой, или педалями. На некоторых клавесинах для большего тембрового разнообразия устраивалась 3-я клавиатура с какой-либо характерной тембровой окраской, чаще напоминающей лютню (так называемая лютневая клавиатура).
Внешний вид
Внешне клавесины обычно отделывались очень изящно (корпус украшался рисунками, инкрустациями, резьбой). Отделка инструмента соответствовала стильной мебели эпохи Людовика XV. В 16—17 вв. выделялись по качеству звука и своему художественному оформлению клавесины антверпенских мастеров Руккерсов.
Клавесин в разных странах
Клавесин с вертикально расположенным корпусом — клавицитериум. Клавесин применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.
К концу 18 в. произведения французских клавесинистов начали исчезать из репертуара исполнителей. В итоге инструмент, обладавший столь долгой историей и столь богатым художественным наследием, был вытеснен из музыкальной практики и заменен фортепиано. И не просто вытеснен, а совершенно забыт в XIX веке.
Это произошло в результате коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция теории аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано. Всего этого клавесин не мог сделать в принципе — в силу особенностей своей конструкции.
В XVIII веке игра на клавесине считалась признаком изысканных манер, утонченного вкуса, аристократической галантности. Когда в гостиных богатых буржуа собирались знатные гости, обязательно звучала музыка. Сегодня клавишный струнный музыкальный инструмент – лишь представитель культуры далекого прошлого. Но партитуры, написанные для него знаменитыми композиторами-клавесинистами, используются современными музыкантами в рамках камерных концертов.
Устройство клавесина
Корпус инструмента внешне напоминает форму рояля. Для его изготовления использовали ценные породы дерева. Поверхность украшали орнаментами, картинками, росписью, соответствующими модным тенденциям. Корпус устанавливался на ножки. Ранние клавесины были прямоугольными, устанавливались на стол или подставку.
Устройство и принцип работы схожи с клавикордом. Отличие в разной длине струн и более сложном механизме. Струны изготавливали из жил животных, позднее они стали металлическими. Клавиатура состоит из белых и черных клавиш. При нажатии на них, воронье перо, прикрепленное к щипковому устройству с толкателем, задевает струну. Клавесин может иметь одну или две клавиатуры, расположенные друг над другом.
Как звучит клавесин
Первые экземпляры имели малый диапазон звучания – всего 3 октавы. За изменение громкости и тембра отвечали специальные переключатели. В 18 веке диапазон расширился до 5 октав, клавиатурных мануалов стало два. Звучание старинного клавесина отрывистое. Разнообразить его, сделать тише или громче помогали кусочки войлока, приклеенные к язычкам.
Пытаясь совершенствовать механизм, мастера снабжали инструмент наборами струн из двух, четырех, восьми на каждый тон, как у органа. Рычажки, переключающие регистры, устанавливались по бокам рядом с клавиатурой. Позднее они стали ножными, как педали у рояля. Несмотря на динамичность, звук был однообразным.
История создания клавесина
Известно, что уже в 15 веке в Италии играли на инструменте с коротким, грузным корпусом. Кто точно придумал его, неизвестно. Изобрести его могли в Германии, Англии, во Франции. Старейший из сохранившихся создан в 1515 году в Лигивимено.
Существует письменное свидетельство 1397 года, согласно которому Герман Полл рассказывал об изобретенном им инструменте clavicembalum. Большинство упоминаний относятся к 15-16 векам. Тогда начался рассвет клавесинов, которые могли отличаться габаритами, типом механизма. Разными были и названия:
- клавичембало – в Италии;
- спинет – во Франции;
- арпсихорд – в Англии.
Название клавесина происходит от слова clavis – ключ, клавиша. В 16 веке созданием инструмента занимались мастера итальянской Венеции. Одновременно с ними Северную Европу им снабжали фламандские мастера по фамилии Рюккерс из Антверпена.
На протяжении нескольких столетий предшественник фортепиано был главным солирующим инструментом. Он обязательно звучал в театрах на оперных представлениях. Аристократы считали обязательным приобретение клавесина для своих гостиных, оплачивали дорогостоящее обучение игры на нем для членов семьи. Утонченная музыка стала неотъемлемой частью придворных балов.
Конец XVIII века ознаменовался популяризацией фортепиано, которое звучало более разнообразно, позволяло играть, изменяя силу звучания. Инструмент клавесин вышел из производства, его история закончилась.
Разновидности
В группу клавишных хордофонов вошли несколько разновидностей инструментов. Объединенные одним названием, они имели принципиальные отличия. Размер корпуса мог отличаться. Классический клавесин имел диапазон звучания 5 октав. Но не меньшей популярностью пользовались и другие разновидности, отличающиеся друг от друга формой корпуса, расположением струн.
У верджинела она была прямоугольной, мануал располагался справа. Струны натягивались перпендикулярно клавишам. Такое же строение и форму корпуса имел мюзелар. Еще одна разновидность – спинет. В XVII веке он стал очень популярным в Англии. Инструмент имел один мануал, струны натягивались по диагонали. Один из старинных видов – клавицитерий с вертикально расположенным корпусом.
Верджинел
Известные композиторы и клавесины
Во Франции даже образовалась национальная школа игры на инструменте. Ее основоположником стал композитор эпохи барокко Ж. Шамбоньер. Он был придворным клавесинистом королей Людовика XIII и Людовика XIV. В Италии виртуозом клавесинного стиля по праву считался Д. Скарлатти. В историю мировой музыки вошли сольные партитутры таких известных композиторов, как А. Вивальди, В.А. Моцарт, Генри Персел, Д. Циполи, Г. Гендель.
На рубеже XIX-XX веков инструмент казался безвозвратно ушедшим в прошлое. Вернуть ему новую жизнь первым сделал попытку Арнольд Долмеч. В 1896 году музыкальных дел мастер закончил работу над своим клавесином в Лондоне, открыл новые мастерские в Америке и во Франции.
Арнольд Долмеч
Ключевой фигурой в процессе возрождения инструмента стала пианистка Ванда Ландовская. Она заказала одной парижской мастерской концертную модель, много внимания уделяла клавесинной эстетике, изучала старинные партитуры. В Нидерландах возвращением интереса к аутентичной музыке активно занимался Густав Леонхардт. Большую часть жизни он работал над записью церковной музыки Баха, сочинений композиторов барокко и венской классики.
Во второй половине XX века интерес к старинным инструментам становится больше. Мало кто знает, что сын знаменитого оперного певца князь А.М. Волконский уделял много времени воссозданию музыки прошлого и даже основал ансамбль аутентичного исполнительства. Сегодня научиться игре на клавесине можно в консерваториях Москвы, Казани, Санкт-Петербурга.
Клавесин – яркий представитель клавишных музыкальных инструментов, пик популярности которого пришелся на период 16-17 веков, когда на нем играло внушительное количество известных композиторов того времени.
Рассвет и закат инструмента
В Северной Европе производством клавесинов с 1579 года занялись фламандские мастера из семьи Рюккерс. В это время конструкция инструмента претерпевает некоторые изменения, корпус становится более тяжелым, а струны удлиненными, что дало глубокий тембральный окрас.
Значительную роль в усовершенствовании инструмента сыграла французская династия Бланше, позже Таскин. Из английских мастеров XVIII века выделяют семьи Шуди и Киркмана. Их клавесины имели дубовый корпус и отличались насыщенным звуком.
К сожалению в конце 18 века, клавесин полностью вытеснен фортепиано. Последняя модель была выпущена фирмой Киркман в 1809 году. Лишь в 1896 году английский мастер Арнольд Долмеч возрождает производство инструмента. Позже инициативу подхватывают французские производители Плейель и Эра, которые стали изготавливать клавесин с учетом передовых технологий того времени. Конструкция имела стальную раму, которая была способна удержать тугое натяжение толстых струн.
Основные факты
Клавесин – это клавишный инструмент щипкового типа. Во многом обязан своим происхождением греческому щипковому инструменту псалтериону у которого звук извлекался посредством клавишного механизма с применением гусиного пера.
Человек, играющий на клавесине назывался – клавирист, мог с успехом играть на органе и клавикорде.
Долгое время клавесин считался инструментом аристократов, так как его изготавливали только из ценных пород дерева. Часто, для клавиш использовалась инкрустация из чешуек, панцирей черепах, а также драгоценных камней.
Устройство клавесина
Клавесин выглядит, как удлиненный треугольник. Горизонтально расположенные струны находятся параллельно клавишному механизму. Каждая клавиша имеет толкатель-прыгун. На верхней части толкателя крепится лангетта к которой закреплён плектр (язычок) из вороньего пера, именно он защипывает струну при нажатии клавиши. Над язычком расположен демпфер из кожи или войлока, который заглушает вибрации струны.
Ярчайшими клавесинистами являются Ж. Шамбоньер, Ж.Ф. Рамо, Ф. Куперен, Л.К. Дакен и многие другие.
Первые электромузыкальные инструменты: денидор Прокопа Дивиша, электрический клавесин де Лаборда, мелодром Поленова
Мы не знаем, кому и когда впервые пришла в голову мысль использовать электричество в музыкальных целях. Мы не знаем, кто был автором первой электромузыкальной конструкции. Известно лишь, что как только ученые и инженеры получили в свои руки новый вид энергии — электричество, они начали задумываться над возможными путями ее применения: в технике, в научных исследованиях, в искусстве.
Сегодня нельзя представить себе музыкальную жизнь без электрогитары, электрооргана, без электронного синтезатора и сочетание слов электричество и музыка давно уже стало естественным и привычным, но так было не всегда.
Электрический клавесин в Национальной библиотеке Франции в Париже — сичтается первым электроинструментом в мире
Первый в мире электронный инструмент - с 1753 года
Чешского изобретателя, священнослужителя и музыканта Прокопа Дивиша (1698 — 1765) называют европейским Франклином. Главный труд его жизни посвящен изучению атмосферного электричества.
Прокоп Дивиш родился в 1698 году в с. Хелвиковице у Жамберка, недалеко от Градец-Кралова в семье барщинника (крепостного), следовательно, находился на низшей ступени социального происхождения. В 18 лет он ушел в монастырь, а в 1726-м году принял сан священника. Прокоп — его монашеское имя.
После посвящения в священники он преподавал философию в монастырской школе в Лоуке. Три года спустя стал профессором философии, от своих предшественников отличался главным образом тем, что сопровождал свои лекции по физике показом различных опытов.
Главным образом, Прокоп Дивиш известен тем, что в 1754 году построил первый в Европе молниеотвод сконструированный им, по всей видимости, совершенно независимо от Б. Франклина (смотрите - История создания молниеотвода).
Дивиш предвидел практическое значение электричества и старался найти способ применять его для пользы людей. Он обратился к медицине и занялся электротерапией. У себя дома он устроил бесплатную клинику, лечил (и как утверждают современники ученого, не без успеха) людей, страдавших ревматическими болями.
Работы исследователя из небольшого моравского города Пржиметице принесли их автору европейскую известность. Он состоял в переписке с крупнейшими учеными своего времени.
Все его части скреплялись вращающимися болтами. В нем имелось 790 металлических струн, 14 большей частью сдвоенных регистров, причем во время игры первый регистр звучал полностью, второй — приглушенно, с продолжительным резонансом.
Механика инструмента остроумна, но и проста. Он настраивался легко и быстро (за 45 минут). Из него можно было извлечь звуки арфы, лютни, клавира, курантов, горна (валторны), фагота и кларнета. Электризацией струн у него достигался более полный и чистый звук.
Электрическая машина трения для электризации тел Прокопа Дивиша
Электрический заряд он получал таким образом: одной рукой с помощью ручки вращал стеклянный шар, а другую в кожаной рукавице прикладывал ладонью к его поверхности. Когда чувствовал на поверхности электрический заряд, то вводил в действие подушечку.
Электрический заряд отводил с помощью железной цепочки в лейденскую банку, причем первоначально конденсатором ему служила дощечка из медной жести, края которой были изолированы воском.
Лейденская банка Дивиша представляла собой цилиндрический стеклянный сосуд высотой 32 см, а объемом около 4 л. Диаметр верхней части цилиндра равнялся 13,2 см, а нижней — 11 см. Через центр цилиндра проходит стержень, у дна скрученный в спираль, а верхней частью выступающий за край цилиндра на 11,5 см.
Нижняя часть цилиндра банки заполнялась уплотненными железными опилками, залитыми канифолью, верхняя цепочкой соединялась с электрической машиной трения.
Известно, что Прокоп Дивиш научился в совершенстве играть на своем инструменте и обучил этому искусству нескольких органистов.
Мемориальная доска Прокопа Дивиша работы Яна Томаша Фишера (1912 – 1957) в бывшей иезуитской гимназии на Езуитской площади в Зноймо
Электрический клавесин
Одним из ученых, с чьими именами связано создание первых электрических музыкальных инструментов, был француз Жан-Батист де Лаборд (Делаборде, Jean-Baptiste Thillaye Delaborde) (1730 — 1777), обладавший глубокими и обширными для своего времени познаниями в области математики и физики.
В ту пору научный мир Франции, как и других европейских стран, был увлечен изучением электричества. Жан-Батист де Лаборд мечтал создать теорию, объясняющую электрические явления.
Основу конструкции клавесина составляли подвешенные в ряд колокольчики. Каждой паре колокольчиков с висевшим между ними молоточком соответствовала определенная высота тона. На колокольчики подавался получаемый с помощью трения электрический заряд.
Нажатие на соответствующую клавишу заземляло один из колокольчиков и отключало его от источника заряда. Так что молоточек приходил в движение, притягивался к заряженному колокольчику, бил по нему, заряжался, бил затем по второму колокольчику, отдавая ему заряд, и так до тех пор пока нажата клавиша. Эффект звучания усиливался благодаря использованию органных трубок.
По утверждению де Лаборда на его инструменте можно было играть как на обычном клавесине или органе. Особое впечатление инструмент производил в темноте — красочным фейерверком сыпались из него искры.
Множество людей приходило к де Лаборду послушать звучание необычного клавесина. В прессе печатались благосклонные и даже восторженные отзывы об изобретении.
Не обошлось, впрочем, и без недоброжелателей. Де Лаборда обвинили в том, что он позаимствовал идею конструкции у умершего незадолго до этого времени Луи-Бертрана Кастеля, ученого тридцать лет своей жизни посвятившего занятиям цветомузыкой. Были ли у Кастеля на самом деле идеи использования электричества для создания музыкальных инструментов неизвестно, во всяком случае, на практике ничего подобного он не осуществил.
Итак, уже более двухсот лет назад, когда наука об электричестве еще только делала первые робкие шаги, любители музыки имели возможность наслаждаться диковинным звучанием инструментов далекого будущего.
Магнитный клавесин
Clavecin Magnetique был одним из первых акустических инструментов, работавших на магнитном притяжении. Этот инструмент стал результатом экспериментального исследования природы магнетизма и электричества - очень модного в то время - аббатом Бертолоном де Сен-Лазаром (1741–1800), священником-иезуитом, математиком и естествоиспытателем из Монпелье во Франции.
Магнитный клавесин аббата Бертолона — около 1780 г
Изобретение Бертолона было простым инструментом, который издавал звуки, привлекая металлические колокола для ударов настроенных колокольчиков, поднимая и опуская магниты, управляемые клавиатурой.
Бертолон написал и опубликовал множество книг, посвященных явлениям электричества и магнетизма и их потенциальному медицинскому применению.
Музыкальный аппарат инженера Поленова
К. П. Поленов руководил Нижнесалдинским горным заводом на Урале, где ввел множество замечательнейших усовершенствований. Ученый работал и над практическим применением электричества.
Возможно, что роль К. П. Поленова в исследованиях электричества недооценивалась. Так, существовало предположение, что еще до Яблочкова он придумал электрическое освещение, и на Салдинской конторе в Пермской губернии еще в семидесятых годах по вечерам зажигался электрический фонарь,— тогда их не было ни в одном из европейских городов. Об этом упоминалось в брошюре, посвященной памяти Поленова, изданной в 1908 г.
В отличии от легендарного изобретения Дивиша, дошедшедшего до нас только в описаниях из старых документов, рабочая модель электрического клавесина де Лаборда 1759 года находится в Национальной библиотеке Франции в Париже. Возможно именно поэтому э лектрический клавесин де Лаборда считается первым электромузыкальным инструментом в истории.
Читайте также: