Кларнет своими руками из дерева как сделать

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 10.09.2024

Помните, в самом начале зимы мы с сыном делали флейту (посох) дождя из борщевика? Очень много тогда разгорелось споров на тему безопасности этого растения и всего, что из него смастерить можно. Друзья, СУХИЕ стебли борщевика - абсолютно безопасный материал для творчества! Мои сын вместе с мужем мастерят из них дудочки, флейты, даже маракасы. И дочка маленькая играет на всем этом - все живы, здоровы.

Так выглядит сухой стебель борщевика. Собирать материал нужно зимой или ранней весной, ствол нужно спиливать, а не ломать - он может треснуть.

Ствол очищаем от верхнего слоя: под горячим душем распариваем стебель и снимаем сначала руками,

а затем- проходим жесткой щеткой. Промываем изнутри и снаружи, сушим.

Подготовка завершена. Теперь из стебля все что угодно сделать можно. Мы решили показать вам, как сделать индейскую фдейту пимак.

Одна у нас уже была, делали мы ее к защите научной работы сына. Очень мы, конечно, удивили жюри своим выступлением, да еще и сыграл Славка на флейте не плохо (в конце есть видео, чтоб было понятно, как звучит наша дудочка)

Итак, в первую очередь нужно заткнуть один конец будущей флейты . Это можно сделать и кусочком древесины или пробки, но мы придумали использовать аквариумные камушки.

Камень смещаем на 3,5-4 см внутрь примерно. Для герметичности и для защиты от влаги - заливаем отверстие воском.

Крутим, излишки - выливаем.

Видите, края флейты мы обработали шкуркой, я не сделала фото почему-то, но это важный момент: стебель должен быть обработан с обеих концов.

Ждем, пока застынет воск. Вот, что должно получиться в итоге:

Размечаем и просверливаем отверстия. Можно вырезать их острым ножом.
Важно: камень-пробка у нас остаются между двух дырочек!

Делаем отверстия квадратными. У правой дырочки на правой стенке канцелярским ножом срезаем внутреннюю часть ствола (она довольно мягкая) под углом в 45 градусов. У левой - левую стенку. Это рассекатели воздуха.

Сфотографировать этот этап сложно, но по-моему, понятно получилось:

Теперь нужно между дырочками сделать ровную площадку и проделать между отверстиями маленькую проточину-желобок , глубиной в 1-2мм. Сейчас вы поймете что к чему.

Смотрите: воздух пойдет из отверстия для рта в первую дырочку, встретит на пути препятствие из камня, герметично залитого воском, пройдет по тонкому желобку и направится во вторую дырочку.

Для того, чтобы звук пошел по желобку, нужно сверху его чем-то прикрыть. Чем-то с плоской поверхностью снизу. В оригинале это делают, вытачивая брусок из дерева. Мы придумали использовать камни.

Как бы мне не хотелось, чтоб подошел камень по-изящнее, красивый звук получился только вот с этим грубым. Потому что у каждой флейты - свой камушек))) Эта - выбрала тигровый глаз.

Камень можно подклеить, но только чтоб клей не попал в желобок, по которому пойдет звук, а можно и привязать. Нижний конец флейты так же обматываем хлопковым шнуром для прочности.

На этом этапе флейта уже должна звучать. Если вы планируете сделать ее с детьми в качестве игрушки - дырочки можно и не сверлить, а звуком можно управлять, распределяя потоки воздуха рукой, зажимая нижний конец.

Это наша вторая флейта, она получилась на тон ниже первой. Первая - на фото ниже. Отверстия просверливают так: делим длину флейты на три равные части, на среднем отрезке просверливаем 5 или 6 дырочек. Это кому как удобно для игры.

Звучит наш инструмент просто и красиво. Славка учится на классе духовых инструментов, освоил уже блок-флейту, альт, саксофон. Поэтому может сыграть и на палке)))

Летом обязательно смастерим дудочку из палочки и покажем вам, как из любого полого растения сделать русскую дудку калюку.
Еще очень интересные изделия из борщевика собраны вот тут, взгляните, что только мастера не придумают: от настенных панно до калейдоскопов!

Спасибо Вам за то, что заглянули в наш уютный блог и до новых встреч на канале "Живые вещи"!

Все о кларнете

Надо обратить внимание на то, как звучит бас-кларнет и другие виды деревянного духового инструмента. Для общего развития пригодится и описание истории, и указание вспомогательных аксессуаров.



Что это такое?

Многие люди, вообще, не представляют, что за музыкальный инструмент кларнет. Само такое слово скорее вызывает ассоциации с популярной скороговоркой. Однако подобное упущение можно и нужно исправлять. В общем виде кларнет выглядит как удлиненная трубка сложной формы, имеющая ряд дополнительных элементов снаружи. Трубка близка к цилиндру, в отличие от гобоев и саксофонов, которые имеют конусовидный корпус.

В основном это деревянный духовой инструмент. На его изготовление отпускают чаще всего дорогостоящую элитную древесину экзотических пород. Профессионалы используют именно такие решения. При этом для любителей и для учебных занятий могут применяться пластиковые кларнеты с резиновыми частями. Сравнительно недавно появились устройства из разнородных материалов, которые по акустическим свойствам не уступают продвинутым моделям из дерева, но менее чувствительны к колебаниям температуры и влажности. Полученный таким образом инструмент оказывается заметно легче и дешевле.




Опытные музыканты обычно приобретают трости комплектами. Это позволяет закрыть все свои потребности и не покупать постоянно новые принадлежности. Мундштук кларнетный схож визуально с клювом птицы. Даже варьирование угла, под которым идет этот мундштук, прямо влияет на характеристики раздающегося звука.



Бочонком называют блок, при помощи которого кларнеты настраивают. Такое имя он получил за свою специфическую форму. Звуковые отверстия, кольца и клапаны находятся на верхнем и нижнем коленах. Роль раструба — обеспечить получение максимально низких звуков. Еще в XIX столетии появилось несколько вариантов размещения клапанов, и каждый из них имеет как сильные, так и слабые стороны.

Кларнет отличается от флейты прежде всего тем, что у флейт нет тростей. Обычно флейта считается более легким и удобным инструментом. Выдув воздуха в ней идет не через наконечник, а сбоку. В оркестре кларнетисты усиливают басовое звучание. Если им и доверяют выступать отдельно от других инструментальных музыкантов, то преимущественно для создания тревожного и мрачного настроя в музыкальном повествовании при озвучивании трагических моментов сюжета.



История происхождения

Кларнет придумал немецкий мастер Иоганн Деннер в самом конце XVII столетия. У него, как и у множества других изобретателей, был ряд предшественников. И все же именно разработка Деннера оказалась законченной по своему совершенству. Именно она стала полным образцом классических кларнетов. Эта конструкция — в предельно общем виде — сохраняется и в наши дни. Любопытно, что сам нюрнбергский мастер отталкивался от старинного французского инструмента, известного как шалюмо. Он добавил клапан с обратной стороны, до чего не додумались более ранние специалисты (или не смогли этого сделать).

Деннер не успокоился на достигнутом, и продолжал совершенствовать изобретение вплоть до 1707 года. Его модели имели только один клапан. Многоклапанные модели известны позже; пробовал ли Деннер создавать такие конструкции, достоверно неизвестно. Первоначально кларнеты в мире академической музыки были восприняты прохладно. Только через некоторое время их оценили по достоинству. Крупные усовершенствования в инструмент внес выдающийся кларнетист Иван Мюллер в XIX веке. Именно после его нововведений получился тот самый формат, который привычен и современным музыкантам. Лишь это позволило кларнету стать одним из самых продвинутых и популярных концертных инструментов в мире.




Звучание

Типичный кларнет звучит, как говорят музыканты, in B. Этот музыкальный строй позволяет играть как народные мелодии, так и эстрадные композиции. Высоту звука исполнители могут подстраивать сами, пользуясь клапанами. Кларнетисты играют вполне успешно и джаз. Диапазон звуков начинается от ми в меньшей октаве до соль в 3-й октаве.

Кларнетовый тембр довольно мягок. В руках умелого исполнителя такой инструмент проявляет себя с наилучшей стороны. Высоким регистром считается все, что выше ноты до в 3-й октаве. В этой части диапазона звучание относительно резко и даже в какой-то мере крикливо. На среднем уровне типично светлое и прозрачное звучание, в нижней части диапазона, смотря по скорости игры, получается или простой мрачный звук, или с некоторым металлическим призвуком.



Уже в середине XVIII столетия, оценив по достоинству возможности кларнета, начали пытаться создать схожий с ним инструмент, играющий бас. Самые ранние образцы такого рода близки к бассет-горнам. В конце того же века усилия разработчиков были направлены на подражание фаготам; как считается, эти бас-кларнеты и должны были потеснить фагот в военной музыке. Современный формат бас-кларнета существует с 1830-х годов; его разработчиком был Адольф Сакс. Такой инструмент стал уже полноправной частью симфонических оркестров, и иногда даже используется в сольных эпизодах.

Бас-кларнет, согласно взгляду новой венской школы, используется и в камерных ансамблях. Когда наступает период музыкального авангарда, растет его сольное значение. Отдельные исполнители берут такой инструмент даже для джазовых композиций. Отличий в технике игры от обычного варианта нет. Часть композиций требует при использовании бас-кларнета повышенного уровня мастерства.



Малый кларнет называют еще довольно часто кларнет-пикколо. Он устроен почти так же, как обычный, но имеет небольшие размеры. Характерной особенностью оказывается более резкий тембр. Отмечается небольшая крикливость, максимально заметная в верхнем диапазоне. Малые кларнеты — типичные транспонирующие инструменты; их вариация in D находит применение крайне редко и лишь для нестандартных задач.

Модификация in As применяется изредка в военных оркестрах Италии. В Австрии ею пользуются группы танцевальной музыки. Малые кларнеты вошли в оркестровую практику благодаря Берлиозу. В основном он поддерживает верхние голоса в общем звучании оркестра. А также ему поручают небольшие музыкальные эпизоды.



Бывают и другие разновидности, в том числе альтовый кларнет (альт-кларнет). Для него типичен ключ Eb. Это своего рода промежуточная позиция между сопрано-кларнетами и бас-кларнетами. Внешне инструмент похож на бассетгорн, однако нижний диапазон у него не настолько широк. Считается, что такое изделие было разработано совместно Иваном Мюллером и Генрихом Гренсером, хотя есть и версия, что его создали в США. Некоторые усовершенствования внес в конструкцию уже упоминавшийся Адольф Сакс.

Кларнет си-бемоль — тот самый классический тип со строем in B. Композиторы должны писать партии для такого инструмента на большую секунду выше реального тембра. В низком регистре удается продемонстрировать настоящую выразительность, проявить все значение динамических оттенков. Средний регистр отличается слабостью звука и менее ярким тембром.

При выборе верхнего регистра звучание становится ярче и сочнее, но если чрезмерно увлечься им, обнаруживается неприятная крикливость (что может доходить до потери типичных кларнетовых нюансов).



Материалы

Если взять любой наиболее дешевый кларнет на рынке, то он, без сомнения, сделан из пластиковых деталей. Такое решение позволяет заметно облегчить конструкцию. Однако расплачиваться за сиюминутную экономию потребители будут недостаточной прочностью изделия. И если эту проблему еще можно обойти за счет особенно тщательного обращения, то с плохим звучанием ничего сделать нельзя.

В набор поставки любого такого инструмента входят обычно кожаные подушки. Сами кларнеты среднего ценового диапазона имеют композитный состав. В основе их — эбонит либо углепластик. Иногда применяют и иные композитные вещества. По прочности такое решение тоже весьма хорошо, стоит сравнительно недорого, может устроить как начинающих занятие музыкой, так и профессиональных кларнетистов.



Наиболее дорогие модели изготавливают полностью из дерева. На их производство идут самшит, гренадил, палисандр и другие элитарные породы. Такие вещества обеспечивают свободный резонанс и неповторимое звучание. Мундштуки могут делаться из:

  • пластика;
  • эбонита (самый популярный сейчас вариант);
  • слоновой кости;
  • древесины;
  • прочных марок стекла;
  • черного или нержавеющего металла.



Дополнительные аксессуары

Для кларнетов можно приобрести наклейки на мундштук. Они поставляются в узком и широком вариантах. К мундштукам иногда покупают и универсальные колпачки, которые подходят независимо от лигатуры, от материала самого мундштука. Благодаря колпачку трость будет застрахована от поломки. Салфетки для ухода за инструментом делают из впитывающих материй, обычно дополняют вшитыми лентами.

Такой расходный материал убирает влагу и засоры без всяких следов. Шнурки с металлическими грузилами повысят удобство применения. Кларнетисты не обходятся и без смазки для специальной пробки, которая поставляется обычно так же, как простая губная помада.

Слишком частое использование смазки не рекомендовано, надо руководствоваться состоянием пробки. Для перевозки и переноски инструмента, для его хранения правильнее приобрести одиночный или парный чехол.



Лучшие производители

  • Для серьезных сценических выступлений и участия в оркестрах подойдет Luis Rossi Rossi. Bb. Он имеет выверенный строй си-бемоль. Базовый комплект поставки достаточно проработан, чтобы гарантировать удовлетворение основных потребностей. Отверстия расположены очень толково, а важные части делают ручным способом. Минусом будет только высокая стоимость.


  • Buffet Crampon Festival А может стать отличной альтернативой. Корпус из черного дерева порадует взыскательных заказчиков. Над моделью работали профессиональные музыканты. Звучание будет весьма глубоко. Комплектация хорошо продумана, и только тяжелый кейс портит впечатление.


  • Выбирая кларнет с системой Бема, стоит обратить внимание на Patricola PT. CL. 2V-RW. В его составе есть 17 клапанов. Такая модель тоже предназначена для опытных музыкантов. Ее изготавливают из выдержанного палисандра. В набор поставки входит пара бочонков с различным рисунком звука и комфортный кейс.


  • В полупрофессиональном сегменте выделяется модель Yamaha YCL-450 (02). Такой инструмент вполне чувствителен. Звучание хорошо проецируются. Клавиши вполне эргономичны, по желанию можно приобрести экземпляр с левым рычагом Eb. Для изготовления корпуса применяют гренадиловую древесину, а все клавиши серебрят.


  • Юным кларнетистам может понравиться Roy Benson CG-521. Он также имеет гренадиловый корпус. Набор поставки включает пару бочонков. Механика спроектирована с расчетом на мелкие руки, а опора для большого пальца регулируется элементарно. Сборка поначалу может быть весьма сложна.


Советы по выбору

Ориентироваться на рекомендации экспертов и отзывы — полезно, но недостаточно, чтобы выбрать хороший кларнет. Только прочный инструмент устроит тех, кто готов заниматься музыкой серьезно, а не просто вешать его на стенку для престижа. Немаловажно уделить внимание и чистоте звука. Лучше с самого начала приучаться к отличному тембру. Вопреки популярному мнению, как самые дешевые, так и наиболее дорогие экземпляры — не для новичков.

Модели для неопытных музыкантов вполне могут быть сделаны из пластмассы. Ничего зазорного в этом нет, лишь бы все подобрали правильно. Детям лучше не покупать инструмент без ремня, пока они не умеют держать его в руках правильно. В магазине стоит спрашивать, во сколько обойдется ремонт и какие условия есть по гарантии.

Вообще, ничего не знающим в музыке полезно идти за покупкой вместе с преподавателем или разбирающимся человеком; надо также проверять комплектацию.




Интересные факты

Хотя Моцарт ассоциируется скорее со скрипкой, он раньше прочих композиторов начал писать для кларнета. Затем эстафету подхватывали Шуберт и Бетховен, Чайковский и Рахманинов, и многие другие крупные имена. В начале ХХ столетия кларнетная музыка стала важной частью джаза, и к 1930-м только повысила свое значение. В 1970-е многие ансамбли старались играть произведения прошлых двух столетий на аутентичных инструментах, что оживило интерес к кларнету. Его звучание охотно применяли музыкальные группы мирового уровня.


Развлечения

Есть такие духовые музыкальные инструменты, как кларнет и саксофон. Они отличаются друг от друга многими параметрами и конструкцией, но есть и то, что их объединяет.
Первое что объединяет эти два инструмента, это то, что они являются духовыми, а второе это, то, что саксофон является прямым родственником кларнета.

У обоих инструментов есть ещё определённые сходства, в некоторых элементах. Например, они имеют мундштуки, и обеим, инструментам необходимы трости. Трости необходимы для того, что бы инструменты воспроизводили звук, а изготавливаются эти трости из специального природного материала. Как правило, натуральный материал из которого они производятся, растёт в определённых местах планеты, и самый качественный находится на африканском континенте. Специальная разновидность лозы, бамбука или стволов особого камыша, вот из чего могут производить трости на музыкальные инструменты кларнет и саксофон.

Самая высокая, качественная и поэтому дорогостоящая технология принадлежит французским производителям аксессуаров для духовых инструментов. Многими столетиями в этой стране отрабатывались секреты изготовления духовых музыкальных инструментов и сопутствующих им принадлежностей. Но в последние времена на территории других стран и территории СНГ появились свои мастера, которые также выпускают качественную продукцию.

Мы ведём речь о тростях к музыкальным духовым инструментам кларнет и саксофон, поэтому рассмотрим далее, как изготавливают трости:
Лоза, из которой нарезают заготовки под трости, с самого начала высушивают по специальной технологии, так что бы она была твёрдая и гибкая. Затем небольшие кусочки нарезанных заготовок распиливают на две части. Берётся одна такая часть, и приступают к шлифовке одной из её сторон. Когда процесс шлифовки дошёл до нужного размера, переводят внимание на другую сторону трости. Другая сторона трости слегка округлая, за счет того, что она не обрабатывается, а остаётся в натуральном виде. Обработке подвергается лишь небольшая часть этой стороны.

Нужно сказать, что такие трости выпускаются различных размеров, за счёт того, что мундштуки музыкальных инструментов, на которые они крепятся, отличаются друг от друга размерами.
Далее, что нужно сказать! Трости будет несложно изготовить и самостоятельно, для этого потребуется только исходный материал заготовки и специальная машинка, на которой изготавливают трости. Эту машинку могут ещё называть станочком, и дополнительно он может служить и для того, что бы подгонять размер трости под нужный размер мундштука.

Попрактиковавшись, определённое время в изготовлении тростей, есть возможность запастись определённым количеством этих дорогостоящих аксессуаров. Такой небольшой кусочек лозы, немного немало стоит от 4 – 10 долларов за одну штуку, в зависимости от фирмы производителя. Но этот совет конечно на тот случай если вы музыкант или хотите таковым стать.

Музыка всегда была, особенно для впечатлительных людей, прекрасной возможностью свободно выражать свои эмоции, чувствовать себя независимыми и непринужденными. Музыкальные инструменты, используемые при исполнении произведений, дают нам прекрасную возможность наслаждаться приятными слуху тембрами. Среди них кларнет играет важную роль, завоевывая признание даже среди музыкантов, не являющихся профессионалами.

Кларнет и его секреты

В статье ниже вы найдете различную информацию о том, что такое кларнет и как он появился, каковы его компоненты, о его роли в оркестре, и узнаете разные вещи, менее известные широкой публике.

Очарование музыки неоспоримо для большинства людей, неравнодушных к красоте. Есть энтузиасты, которые признаются, что их чувства резонирует со звуком кларнета, которому удается передать массу эмоциональных оттенков.

Тем, кто хочет научиться играть на этом инструменте, предстоит очень долгий путь к разгадке этих загадок. Для начала они должны развить свои музыкальные навыки, овладеть понятиями теории музыки и инструментальной техники, а затем, благодаря интенсивному обучению, они смогут перейти к более продвинутым техникам.

Что такое кларнет

Кто изобрел кларнет

Этот инструмент был изобретен в Германии в семнадцатом веке Иоганном Кристофом Деннером. После долгих доработок кларнет отлично справился с более широким тональным диапазоном и, таким образом, был представлен на больших концертах. Композиторы создавали специальные сложные для интерпретации партитуры только для этого музыкального инструмента.

Модель немецкого кларнета, изобретенная Деннером, до сих пор используется в Германии и Австрии, но есть и другие типы: кларнет Альберта, который имеет нижнюю тональность и используется в джазовой и восточной музыке, кларнет Бема, широко распространенный во Франции, США, Великобритании, а также и в других регионах мира. Модель, наиболее используемая сегодня, сформировалась к 1839 году.

Из чего состоит кларнет

Прежде чем изучать ноты или различные техники игры на кларнете, каждый ученик должен знать, как устроен этот невероятно красивый по звучанию инструмент. Кларнет представляет собой трубку диаметром 67 см, изготовленную из черного дерева, обычно цилиндрической формы, в основном конической на концах, состоящую из:

Головка (её еще называют мундштуком) с простой тростью, в которой образуется звук, создаваемый потоками воздуха при дыхании того, кто играет на инструменте;

Бочонок — служит для регулировки кларнета;

Верхняя и нижняя части корпуса (здесь имеются отверстия с клапанами, которые управляются системой рычагов);

Флаг или раструб — служит для усиления особенно последних низких звуков.

Существуют кларнеты разных размеров, их цель — охватить как можно более широкий диапазон звуков:

  • маленькие кларнеты (для высоких звуков);
  • средние кларнеты;
  • бас-кларнет.

Корпус кларнета может быть изготовлен из дерева, пластика, металла, смолы или эбонита. Каждый материал обладает различными акустическими характеристиками.

Технические и выразительные возможности кларнета и его роль в оркестре

Среди кларнетов чаще всего исполнители используют кларнеты си-бемоль, потому что у них яркое, сочное звучание.

Можно выделить несколько типов выразительных возможностей:

в регистре низких и высоких частот кларнет обладает драматической интенсивностью, которая может превратиться в фортепианный нюанс, создавая впечатление плавности;

в среднем регистре звучит сдержанно, нежно;

в высоком регистре звук кларнета яркий, пронзительный.

В оркестре используются два типа кларнетов. Они используются в основном для усиления струной группы, либо для поддержки нот в аккорде на необходимой высоте.

Кларнет в классической музыке

Кларнет широко используется в классической музыке, являясь частью стандартного инструментария оркестра и концертного ансамбля. В настоящее время для обеспечения разнообразия звучания используются несколько типов кларнетов: A, B, сопрано E или D, альт, бас или контрабас и т. Д.

Культовая музыка для кларнета появилась в эпоху позднего барокко, и первым композитором, который использовал этот инструмент, был Жан Филипп Рамо.

Джазовый кларнет

Этот инструмент играл центральную роль в джазовой музыке. Известным кларнетистам удавалось творить музыкальные чудеса с помощью музыкальных инструментов. Кларнет, труба и тромбон вступали в сказочную дуэль с ритмовыми инструментами — бас, барабаны, банджо, фортепиано. Вот некоторые известные представители использования кларнета в джазе: Арти Шоу, Вуди Герман, Герцог Эллингтон, Пи Ви Рассел.

Постепенно место кларнета в джазовых оркестрах занял саксофон, потому что его было проще использовать, и он имел гораздо более громкий звук. Однако кларнет не исчез полностью, и сегодня он используется в этом жанре музыки.

Кларнет и другие музыкальные жанры

Другие музыкальные жанры также используют этот инструмент, хотя некоторым людям может быть труднее поверить в то, что кларнет действительно может производить фурор.

Рок-музыка. Его использовали в своих альбомах известные рок-группы, такие как Beatles, Pink Floyd, Radiohead, Aerosmith, Билли Джоэл, Том Уэйтс;

В бразильском хоро и музыке самбы используется кларнет;

Болгарская свадебная музыка — великий кларнетист Иво Папазов;

Греческая традиционная музыка;

Турецкая народная музыка.

Малоизвестные сведения о кларнете

У кларнета до сих пор много поклонников. Он появился в Италии пятнадцатого века и стал очень популярен в Европе шестнадцатого и восемнадцатого веков;

Он является частью большого семейства духовых инструментов, включая такие, как гобой, тарагот, флейту, фагот и саксофон;

В оркестре из 50 музыкантов обычно 10-12 кларнетов, играющих на 3 голоса.

Известные исполнители, игравшие на кларнете

Этот музыкальный инструмент сумел привлечь множество страстных музыкантов, сумевших взволновать широкую публику чувствами, которые он так легко передает.

Антон Штадлер — был одним из первых музыкантов, начавших играть на кларнете, хотя в свое время это был довольно элементарный инструмент. Именно он вдохновил Моцарта на создание многих своих творений.

Иоганн Симон Хермстедт — внес много улучшений в кларнет. Ему приходилось играть партитуры Шпора, которого не слишком интересовало, как музыкант может применить их на практике.

Бенни Гудман — настоящий мастер в использовании кларнета в джазовой музыке, обладавший безошибочным стилем, который, кроме того, позволил создать новое направление в интерпретации музыки с помощью кларнета.

Читайте также: