Кл рук в своей работе должен учитывать

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.10.2024

В должностные обязанности классного руководителя входит масса всего. В начале каждого учебного года он должен составить план воспитательной работы, в который входят не только тематические классные часы, но и индивидуальная работа с детьми, социальный паспорт класса, внеурочная занятость ребенка. В соответствии с ФГОС педагоги должны отслеживать индивидуальные траектории развития каждого ученика, анализировать и учитывать в работе рекомендации школьного психолога, проводить диагностику развития классного коллектива. Классный руководитель обязан знать группы здоровья своих воспитанников и ставить в известность об этом учителя физической культуры, учитывать это при распределении обязанностей в классе, организации питания, субботников, дежурства.

Классный руководитель должен быть в курсе всех аспектов жизни каждого ребенка и его семьи, знать их интересы и увлечения, наблюдать за особенностями поведения. Воспитательная работа – это сложная система. Она не состоит только из массовых мероприятий, хотя и без них никуда. Педагогу необходимо вести индивидуальную работу с учениками, помогать в учебе, давать советы, разговаривать по душам.

Классный руководитель обязан обеспечить всех ребят учебниками в начале учебного года, организовывать питание в столовой, вести табель питания. Ежедневно необходимо отмечать пропуски, а если ребенка нет, тут же связываться с родителями, чтобы узнать, по какой причине он пропустил занятия. Еженедельно требуется собирать дневники на проверку, выставлять отметки.

Классный руководитель проводит родительские собрания как минимум один раз в четверть, посещает семьи: благополучные - изредка, неблагополучные - регулярно. Родительское собрание – это не просто сборище пап и мам. У каждого собрания должна быть актуальная тематика, педагог обязан проводить разъяснительную, а порой и воспитательную работу с самими родителями, улаживать конфликтные ситуации между родителями и педагогами.

Классный руководитель должен быть в курсе успеваемости воспитанников, следить за их оценками, мотивировать к учебе. Он контролирует и внешний вид учащихся, и их поведение на уроках, и даже режим дня.

Я не буду перечислять здесь всего, что входит в обязанности классного руководителя. По сути, он на время нахождения ребенка в школе заменяет ему родителей.

А теперь подумайте, как может учитель, который ведет по шесть уроков в день качественно справляться со всеми этими обязанностями, если у него, как у предметника, масса своих. Бывает, ведешь урок, а к тебе прибегает дежурный и говорит, что ученику из твоего класса стало плохо, а медсестры нет на месте. Что делать? Приходится на свой страх и риск оставлять класс и бежать оказывать первую медицинскую помощь больному, вызывать скорую или звонить родителям.

После уроков, когда уже нет сил, приходится оставаться, чтобы провести классный час или репетицию к мероприятию. В вечернее время бросаешь все домашние дела, подготовку к завтрашним урокам и идешь в школу, когда проводятся общешкольные мероприятия и родительские собрания. Вечером выходного дня раз в год точно приходится идти в родительский патруль, а раз в четверть – навещать семьи (в позднее время, своим ходом, оплачивая из своего кармана транспортные расходы).

Разве возможно учителю, который ведет уроки, готовится к ним, проверяет тетради, занимается самообразованием, посещает курсы повышения квалификации, добросовестно выполнять все должностные обязанности классного руководителя? Конечно, нет. Это невозможно ни физически, ни морально.

Сейчас много говорят об усилении воспитательной работы в школах. Я думаю, это может быть возможно только при условии, что в учебных заведениях появятся освобожденные классные руководители: в идеале – у каждого класса свой, в эконом-варианте – хотя бы один на параллель. Но у нас пока вариант суперэкномный, и классное руководство не более, чем нагрузка.


Обмениваться опытом и советами — это отличная практика. Наш блогер, классный руководитель Евгений Ланге, проанализировал свой опыт работы классного руководства и делится с начинающими коллегами, как получать от своего труда удовольствие и предотвратить профессиональное выгорание.

Классное руководство — колоссальный опыт, через который, по моему мнению, должен пройти каждый педагог, который хочет связать свою жизнь с образованием и воспитанием. Без него представления о детской психологии, как социальной (групповой), так и индивидуальной, будут неполными или поверхностными.

Перед тем как взять на себя дополнительную нагрузку классного руководителя, ответьте себе на следующие вопросы:

  • Могу ли я и хочу нести ответственность за жизнь и здоровье ребёнка?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему интересоваться проблемами ребёнка, его увлечениями и интересами и не относиться к ним снисходительно?
  • Могу ли я и хочу контролировать свои эмоции и всегда относиться непредвзято и спокойно к любым проявлениям детей?
  • Могу ли я и хочу защищать свои личные и профессиональные границы от детей, родителей, коллег?
  • Могу ли я и хочу по-настоящему увлечь детей, быть для них интересным?
  • Могу ли я и хочу организовывать для детей внеучебное пространство: игры, экскурсии, походы, поездки?
  • Могу ли я и хочу всегда при любых обстоятельствах быть справедливым к каждому ребёнку по отдельности и ко всему классу в целом?

Если вы всё же решили стать классным руководителем, эти советы помогут вам сохранить психологическое здоровье и профессиональную компетенцию.

1. Соблюдайте личные и профессиональные границы

Дети и родители будут стремиться нарушить ваши границы всегда и во всём с первого дня знакомства. Для детей нарушение границ — процесс абсолютно естественный, это их способ познавать мир. Методом проб и ошибок они учатся, что можно делать, а что нельзя. Нарушение границ у детей проявляется в основном в том, что каждый стремится, чтобы вы уделили ему больше внимания, чем другому, позволили больше, чем другому. Важно дать понять ребёнку, что да, с каждым вы общаетесь по-своему, но при этом все они равны.

Родители в этом смысле ничем не отличаются от детей. Они также будут стремиться, чтобы вы уделили внимание проблеме именно его ребёнка и сделали так, чтобы ему, родителю, и ребёнку было хорошо. Угодить всем тоже не получится, поэтому проблему нужно решать исходя из того, как будет удобнее для большинства и в том числе для вас. Всё это скорее про профессиональные границы.

Что же касается границ личных, то родителям невдомёк, что ваш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в пять вечера

  • Звоните и пишите с 08:00 до 17:00;
  • После этого времени пишите, только если случилось что-то срочное;
  • К срочному не относится вопрос о домашних заданиях, уточнение расписания и прочее, а только то, что касается жизни и здоровья ребёнка;
  • Если у вас возник вопрос в выходные, то напишите его на почту, но будьте готовы к тому, что я отвечу на него в будни.

Для того чтобы эти правила соблюдались, вам самому нужно, с одной стороны, их не нарушать, а с другой — быть готовым ответить на вопросы родителей в оговоренное с ними время. Это время обязательно должно быть. Обозначение правил очень важно для экологичных отношений между вами и родителями. Безусловно, они будут и дальше вам писать после установленного срока и останавливать вас в коридоре, даже если у вас нет времени с ними поговорить, но они будут готовы к тому, что вы не удовлетворите их запрос немедленно.

2. Создайте для класса чёткие правила и следите, чтобы все, включая вас, их соблюдали

Правила важны не только для родителей, но и для детей. С самого первого дня пребывания в школе они должны понимать не только что можно, что нельзя, но и алгоритм действий в различных ситуациях.

Начнём с правил:

  • Правило одного микрофона — в классе говорит только один человек, неважно, ученик или учитель.
  • Правило уважения — нельзя оскорблять другого человека, смеяться над ним, перебивать его, брать чужие вещи без разрешения.
  • Правило времени — чётко соблюдать временные рамки, не опаздывать на урок, приём пищи и другие мероприятия класса. Важно, чтобы учитель также вовремя отпускал детей с урока и сам соблюдал все временные рамки.
  • Правило улицы и помещения — на улице можно бегать, прыгать, кричать. В помещении этого делать нельзя из соображений безопасности.

Это основные правила, вы можете добавлять любые другие в зависимости от специфики вашей работы и учеников. Главное — правил должно быть столько, чтобы их было легко запомнить и они были логичны и понятны детям.

Теперь про алгоритмы:

  • В сложной ситуации никогда не кричи и не оскорбляй другого.
  • Если ты понимаешь, что сейчас вы ни о чём не договоритесь, уйди в другое место, затем постарайся вернуться к разговору.
  • Перед любой игрой убедись, что вы договорились о правилах и все поняли их одинаково.
  • Если тебе не нравится, как твой одноклассник поступает по отношению к тебе, скажи ему об этом.
  • Если у тебя не получается решить свою проблему самостоятельно, обратись к классному руководителю.
  • Если ты плохо себя почувствовал или ударился, поранился, сразу же обращайся к классному руководителю.
  • Если тебя что-то беспокоит, если ты считаешь, что сверстник или взрослый обошлись с тобой несправедливо, ты всегда можешь обратиться к классному руководителю или любому другому взрослому в школе, которому доверяешь.

3. Никогда публично не отчитывайте ребёнка

Казалось бы, это логичная аксиома, а такая практика давно стала пережитком советского прошлого. Тем не менее многие опытные педагоги до сих пор считают этот приём эффективным. Необходимо понимать, что если вы всё же им пользуетесь, то тем самым вы настраиваете детей против себя, максимально эмоционально удаляясь от них, а также настраиваете детей друг против друга и создаёте благоприятную атмосферу для травли.


Welcome и good bye party, или как нужно встречать и провожать новых учеников

Безусловно, иногда некоторые проблемы конкретного ребёнка не получается обсудить тет-а-тет, например когда он демонстративно привлекает к себе внимание во время урока. В этом случае можно ненадолго остановить урок, попросить ребёнка изменить свой стиль поведения, спросить, почему он так себя ведёт именно сейчас и может ли включиться в работу. Если ребёнок не готов продолжать учиться и мешает детям в классе, попросите его выйти прогуляться по коридору, попить воды и вернуться на урок, когда он будет готов. Обратите внимание, что этот приём принципиально отличается от того, чтобы выгнать ребёнка из класса. После того как ребёнок получил свою дозу внимания и не обижен, можно продолжать вести урок, а уже позже индивидуально обсудить с ребёнком сложившуюся ситуацию.

4. Никогда не обсуждайте чужих детей и коллег с родителями

5. Доверяйте детям и давайте им свободу выбора и действий

Ребёнок не хочет делать домашнее задание прямо сейчас? Спросите, сколько ему нужно времени, чтобы отдохнуть, и договоритесь, что по прошествии этого времени он сядет за уроки. Не хочет гулять на большой перемене? Договоритесь, что тогда он даёт слово погулять после обеда. Договориться можно о чём угодно, не бойтесь идти на компромиссы. Так вы не только заслужите уважение ребёнка, но и дадите ему возможность нести ответственность за свои поступки.

Если у вас нет возможности пойти с ребёнком на компромисс не из-за ваших принципов, а по объективным причинам, то он войдёт в ваше положение и примет это. Например, вы не можете дать ему на обеде добавки, потому что тогда получается, что добавка положена всем желающим, а её, скорее всего, не хватит. Помните, доверять и давать свободу вы должны всем, а не кому больше хочется или тому, кто, как вам кажется, её больше всего заслужил.

6. Признавайте свою вину и просите прощения

Ошибки совершают все! Мы, взрослые, иногда теряем объективность и контроль над ситуацией — это не страшно. Но если после этого вы сделаете вид, что так и должно быть, то дети этого вам точно не простят и вы сами не поймёте, почему ваши отношения с ними вдруг начали портиться. Не бойтесь просить прощения у детей, делать выводы и объяснять, почему вы поступили тем или иным образом. Это, как бы банально ни звучало, не делает вас слабее, а, наоборот, только сильнее.

Если вы умеете признавать свои ошибки, то дети, копируя вашу модель поведения, будут учиться быть друг к другу добрее и анализировать свои поступки

Научатся признавать свои ошибки и извиняться перед теми, кого обидели, будут понимать, что, прося прощения и делая выводы, они смогут сохранить хорошие отношения с близкими людьми.

7. Помогайте родителям в рамках своей компетенции

Вы нужны родителям не только как классный руководитель, но и как человек, готовый выслушать и понять. Да, вспоминаем про границы, но остаёмся при этом человеком. Это совершенно не значит, что вам подвластно решить любую задачу, с которой к вам обращаются (к примеру, она не входит в зону ваших компетенций или вообще не касается школы), но успокоить родителя не только в ваших силах, но и, в общем-то, ваша профессиональная задача.


5 типов учителей, которые бесят и школьников, и родителей

Чаще всего родители обращаются к вам с какой-то проблемой, уже накрутив себя, а попутно половину родительского коллектива. Ваша задача — отделить зёрна от плевел и в разговоре с родителем убрать эмоциональный компонент, оставив только логику и факты. Вы должны всегда быть рассудительнее, увереннее и спокойнее родителя, с которым общаетесь, при этом не превращаясь в мессию.

8. Открыто обсуждайте проблемы класса с детьми

Дети должны и имеют право знать, что происходит в их среде. Это поможет им чувствовать себя в безопасности и понимать, что ситуация под контролем взрослых. Проблемы с дисциплиной на уроках, травлей, загруженностью домашними заданиями — в общем, обсуждайте всё, что касается эмоционального комфорта детей. Высказывайте свою позицию и не забывайте спрашивать детей, что они думают по поводу той или иной проблемы. Иногда достаточно просто задать вопрос и правильно модерировать беседу, дети сами найдут несколько адекватных способов решения проблемы. Даже если вы решите действовать по-своему, дети будут знать, что их мнение значимо для вас и что они в силах повлиять на ситуацию.

9. Просите родителей обо всех конфликтных ситуациях между детьми сообщать только вам, а не другим родителям

Это очень важный пункт, которым многие родители пренебрегают. Дело в том, что если Коля ударил Васю, а вы не знали этого, то родители начнут выяснять отношения напрямую с мамой Васи. Поскольку дело произошло в школе, то регулировать этот конфликт должны именно вы, а разговоры родителей между собой приводят только к негативным эмоциям и обвинениям друг друга. В таких ситуациях просите родителей связываться именно с вами, тогда вы будете держать ситуацию под полным контролем.

10. Играйте с детьми

Любой эмоциональный контакт и интерес к другому человеку возникает через совместную деятельность. Для ребёнка нет деятельности доступнее, чем игра. Игра поможет вам, не задавая вопросов, понять, какое настроение у ваших подопечных, что их сейчас беспокоит и что интересует. Также игра терапевтически действует и на взрослого. Если вы устали, сил работать больше нет, а до конца рабочего дня ещё два часа — просто предложите детям поиграть. Это может быть что угодно: от различных вариантов пряток до настольных игр, которые, кстати, обязательно должны быть в арсенале классного руководителя в большом количестве.

11. Шутите!

12. Избегайте рутины

Самое сложное в нашей работе — это не впасть в однообразие, которое в свою очередь порождает лень. Необходимо заставлять себя каждый день придумывать что-то новое. Хотя бы раз в неделю проводите урок в непривычном для себя формате, организуйте праздники и экскурсии. Постоянные новые задачи, выводящие вас из зоны комфорта, будут придавать вам сил.

13. Не живите только работой и не жалейте себя

Как часто мы слышим от коллег и из медиапространства:

Думая и говоря это, вы не делаете свою жизнь лучше, а лишь загоняете себя в позицию жертвы. Если мы по-настоящему чего-то хотим, то обязательно найдём на это время. Чтобы не погрязнуть в самобичевании и жалости к себе, нельзя жить только работой. Развивайтесь и не сидите на месте, тогда жалость к себе как рукой снимет. Делайте то, что вы хотите, и то, что вам нравится, и получайте от этого удовольствие! Не бойтесь брать ответственность за свои решения и избегайте навязанных вам задач.

Е.А. Тореева,
зам. директора по воспитательной работе лицея № 32,
г . Кострома

Классному руководителю в своей практической работе приходится координировать взаимодействие учителей-предметников, родителей и учащихся для того, чтобы образовательная программа была освоена школьниками в том объеме, который соответствует их возможностям. Проконтролировать деятельность классного руководителя по содействию школьникам в усвоении программ общего и дополнительного образования предлагаем по приведенной ниже методике.

В современных условиях классный руководитель призван постоянно работать над повышением успеваемости и развитием познавательной активности учащихся. Даже в классах, где успеваемость высокая, следует стимулировать у детей интерес и любовь к знаниям, добиваться улучшения качества обучения, прививать учащимся навыки самообразования. В этом заинтересованы также учителя-предметники и родители.

При разработке методики контроля за деятельностью классного руководителя мы исходили из того, что его работа представляет собой некий управленческий цикл, звеньями которого являются:

? установка целей и планирование работы с учетом результатов предварительной диагностики ситуации, сложившейся в классе;

? разработка форм, методов и приемов деятельности;

? реализация намеченных планов;

? анализ результатов деятельности;

? коррекция программы действий с последующим прогнозированием и постановкой новых задач.

Академик Ю.К. Бабанский определяет шесть основных компонентов процесса обучения, на основе которых классный руководитель выстраивает взаимодействие с учащимися, родителями, учителями-предметниками (иногда и с психологической службой образовательного учреждения).

1. Целевой компонент, предполагающий постановку конкретных целей и задач по результатам анализа ситуации в классе. При этом важно, чтобы цели всех трех участников учебно-воспитательного процесса были примерно одинаковыми и чтобы все они желали и могли интегрировать усилия для достижения целей.

2. Стимулирующе-мотивационный компонент. В большей степени он направлен на учащихся (чтобы они учились старательно, самостоятельно, активно). Однако нельзя не отметить, что повышение интереса к знаниям – дело всех учителей. Но особенно велика роль классного руководителя, который может использовать для этого различные формы внеурочной работы и помогать учителям в правильной организации учебной работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Успех учебной деятельности во многом зависит от общности целей всех учителей. Интерес к знаниям – важный, но не единственный стимул успешного обучения. Поэтому задача классного руководителя – пробудить в школьниках чувство долга и ответственности за учебный труд.

3. Содержание образования . Необходимость этого компонента в деятельности классного руководителя вызывает у многих сомнение, т. к. определяется спецификой предметов, профилем образовательного учреждения и пр. Но важно, чтобы классный руководитель детально представлял особенности содержания образования, предусмотренные учебным планом, обладал подробными сведениями о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в классе.

4. Операционно-деятельностный компонент. Он предполагает контроль за тем, чтобы дети владели "инструментом учения" на уроке и вне его, а родители и учителя-предметники создавали комфортные условия для обучения, осуществляли научную организацию труда. Родители – это сила, которая может оказать серьезную помощь в учении детей. Выполняя домашнее задание, школьники закрепляют усвоенное в классе, расширяют и приобретают новые знания. Поэтому успеваемость зависит не только от учителей, но и от родителей. Они создают условия для учебной работы детей, обеспечивают их книгами, учебными принадлежностями, помогают организовать домашние занятия.

5. Контрольно-регулировочный компонент. Классный руководитель содействует реализации контролирующей функции учителем-предметником и родителями.

6. Оценочно-результативный компонент. Классный руководитель информирует родителей об оценках и результатах учебы их детей.

С учетом этих компонентов были разработаны критерии и показатели для оценивания деятельности классных руководителей в области содействия освоению программ общего и дополнительного образования. Оценку работы классных руководителей, в соответствии с предлагаемой методикой, проводят поэтапно на основании мониторинга. Мониторинг предполагает три "среза" результатов различных видов деятельности, объединенных в блоки, проводимых в октябре, ноябре и мае (сроки могут варьировать в зависимости от специфики образовательного учреждения).

Первый блок программы мониторинга – теоретический , реализуемый в первую неделя октября, предусматривает проверку планов воспитательной работы с классом. На данном этапе оценивается:

? информированность классных руководителей об особенностях содержания образования во вверенном классе;

? определенность задач, проблем и принципов воспитательной работы классных руководителей по обеспечению хорошей успеваемости учащихся.

Нам видятся необходимыми следующие требования к оценке по этим критериям: должны быть перечислены конкретные особенности содержания образования (распределение нагрузки по предметам, роль образовательных областей, сложность содержания по предметам).

В формулировках задач должно предусматриваться:

? обеспечение учителей-предметников информацией об индивидуальных особенностях учебной деятельности учащихся и класса в целом, организация работы с неуспевающими учениками по предметам;

? организация контроля за регулярностью выполнения домашних заданий, своевременное информирование родителей об успеваемости детей;

? стимулирование качества учебной деятельности школьников, отслеживание проблем успеваемости учащихся.

Кроме этого оценивается содержательность текста плана и соответствие формулировок требованиям. Окончательная оценка определяется суммированием оценок по критериям.

Второй блок программы мониторинга – организационно-процессуальный , реализуемый во вторую неделю ноября (время проведения родительских собраний), включает в себя оценку организации работы классного руководителя с учащимися, их родителями и учителями-предметниками, которая осуществляется в форме анкетирования. Нами разработаны анкеты для классных руководителей, учителей и родителей (приложения1–4). Критериями оценки в данном случае являются:

? координация работы учителей-предметников и родителей;

? организация дифференцированного обучения (работы с одаренными и отстающими учениками);

? информированность родителей о задачах, проблемах и результатах учебной деятельности детей;

? работа с учащимися;

? степень сотрудничества классного руководителя и учителей-предметников.

И, наконец, мониторинг по третьему, аналитическому , блоку проводится на третьей неделе мая, т. е. в конце учебного года, когда подводятся итоги работы за год, дается характеристика изменений в познавательной сфере учащихся за текущий год.

По нашему мнению, для оказания содействия школьникам в освоении программ общего и дополнительного образования классный руководитель в своей работе должен:

? Учитывать особенности содержания образования учащихся вверенного класса и специфику учебной деятельности школьников.

? Определять основные задачи своей деятельности по обеспечению хорошей успеваемости учащихся класса.

? Детально представлять особенности содержания образовательных программ, предусмотренных учебным планом, обладать полной информацией о проблемах и перспективах реализации образовательной программы в ученическом коллективе.

? Разработать и реализовать комплекс мер по координации деятельности учителей-предметников, работающих в классе, и родителей.

? Определять общие задачи и проблемы, связанные с академической неуспеваемостью учащихся, для учителей-предметников, работающих в классе.

? Организовать дифференциацию обучения.

? Воспитывать сознательное отношение школьников к учебе, развивать познавательный интерес к изучаемым предметам, повышать культуру учебного труда.

? Разработать и реализовать комплекс мероприятий по формированию у учащихся общеучебных умений, навыков научной организации труда с привлечением родителей и учителей.

? Своевременно информировать родителей об успеваемости их детей.

? Проводить работу с родителями для обеспечения качественного выполнения домашних заданий.

? Таким образом, координируя усилия участников учебно-воспитательного процесса (родителей, учителей и учеников), классный руководитель осуществляет деятельность по созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

Анкета для классных руководителей № 1

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

Фамилия, имя, отчество __________________________________________

Количество учащихся в классе _______

1. Соответствуют ли предложения школы и системы дополнительного образования тем запросам, интересам и потребностям, которые предъявляют учащиеся и их родители?

2. Реализуются ли в школе оригинальные образовательные и воспитательные программы?

Перечислите известные Вам программы _____________________________

3. В чем особенности содержания образования и воспитания в Вашем классе?

4. Осведомлены ли Вы о том, как распределена нагрузка по отдельным предметам?

В чем особенности учебного плана? ________________________________ .

5. Какие образовательные области Вы считаете основными?

? Естественнонаучные дисциплины.

? Физико-математические дисциплины.

? Предметы гуманитарного цикла.

? Индустриально-техническое направление.

? Другое ____________________________________________________ .

6. Какие учебные компетенции следует формировать у учащихся на определенном возрастном этапе?

? Развитие памяти, внимания.

? Развитие логического мышления.

? Развитие творческих способностей.

? Другое_____________________________________________________ .

7. Какие академические проблемы (проблемы освоения образовательной программы) существуют, исходя из возраста и конкретного контингента учащихся в Вашем классе?

? Неуспеваемость.

? Низкий уровень усвоения знаний.

? Трудности освоения программы по отдельным предметам.

? Неравномерность распределения учебной нагрузки.

? Отсутствие личностно-ориентированного подхода в обучении.

? Другое_____________________________________________________ .

8. Какие группы учащихся можно выделить по успешности освоения образовательной программы?

? С низким уровенем освоения.

? Со средним уровенем освоения.

? С высоким уровенем освоения.

В чем проблемы обучения в каждой из названных групп, каков их состав?___

9. Какие меры принимаются по устранению подобной дифференциации?_____

10. Часто ли Вы консультируетесь с учителями, работающими в Вашем классе, по вопросам успеваемости учащихся?

? Не консультируюсь вообще.

? Редко, при острой необходимости.

? Только перед родительским собранием.

? Постоянно, согласно плану совместной работы.

11. Какие формы совместной работы классного руководителя, родителей и учителей-предметников практикуются в Вашем классе?

? Посещение отдельных уроков, наблюдение за слабоуспевающими учащимися на уроке, поведением детей.

? Индивидуальные консультации с учителями.

? Встречи-беседы учителей-предметников с родителями.

? Приглашение отдельных учителей на родительские собрания.

? Другие формы работ _______________________________________________ .

12. Как осуществляется планирование совместной деятельности учителей-предметников и родителей по организации образовательного процесса в классе?

? Нет конкретного плана совместной работы.

? Планирование осуществляется эпизодически.

? Ваш вариант ответа ________________________________________________ .

13. Есть ли в Вашем классе одаренные дети? ____________________________

14. Какие формы изучения особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности Вы применяете? Учитываете ли Вы возраст учащихся при выборе ресурсов дополнительного образования?______________________________________________________

15. Как осуществляется консультативная помощь школьникам при выборе ими кружков, факультативов, секций, клубов и т. д. внутри и вне школы? Какие ресурсы к этому привлечены?

16. Как Вы отслеживаете работу с неуспевающими учащимися?__________

17. Как осуществляется представление результатов, достижений, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам? Какая система поощрений существует в Вашем классе?_________

Анкета для классных руководителей № 2

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

1. Какие особенности содержания образования учащихся вверенного Вам класса Вы учитываете в своей работе? Перечислите:______________________________________________________

2. Назовите основные задачи Вашей работы в обеспечении хорошей успеваемости учащихся?

3. Какие общие задачи Вы формулируете для учителей-предметников, преподающих во вверенном Вам классе?_________________________________________________________________

4. Как организуется дифференциация обучения в классе? ________________

5. Какие формы работы Вы используете для воспитания сознательного отношения школьников к учебе, развития познавательного интереса к изучаемым предметам, повышения культуры учебного труда?

Анкета для родителей

Спасибо за сотрудничество!

1. Насколько оперативно вы информированы классным руководителем об успехах или проблемах вашего ребенка?__________________________________________________________

2. Как классный руководитель помогает вам решать проблемы ребенка в учебе?

3. Насколько вы информированы об особенностях образовательной программы?

4. Получаете ли вы информацию от классного руководителя о достижениях класса в целом и отдельных учащихся?________________________________________________________

Анкета для учителей-предметников

Уважаемый коллега! Заполните, пожалуйста, предлагаемую анкету. Ваши ответы помогут нам организовать совместную работу классного руководителя, учителей, учащихся и их родителей.

Спасибо за сотрудничество!

1. Имеете ли Вы представление об актуальных задачах развития учащихся на уроках?

2. Осведомлены ли Вы о проблемах класса в сфере обучения?____________

3. Насколько классный руководитель помогает обеспечить высокое качество знаний у учащихся?

Тест Организация деятельности педагогических работников по классному руководству.

1.Организация деятельности по классному руководству на местном уровне (в муниципальных районах и городских округах) должна быть направлена на создание дополнительных задач с учётом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях. Верно ли данное суждение?

2. Общеобязательные нормы в части обеспечения воспитательного процесса в образовательных организациях содержит Семейный кодекс Российской Федерации?

3. Можно ли сказать, что воспитательный процесс и социализация обучающихся в современном обществе осуществляются в открытом социуме с использованием всех его ресурсов?

4. Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития осуществляется на основе как принятия общечеловеческих российских традиционных духовных ценностей, но и практической готовности им следовать. Верно ли данное суждение?

5. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в инвариантной части организуется изучение психофизиологических особенностей обучающегося, в том числе социально-бытовых условий, состояния и условий семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье. Верно ли данное суждение?

6. Одним из механизмов формирование активной жизненной и социальной позиции обучающихся является использование возможностей волонтёрского движения и детских общественных движений?

7. В рамках деятельности, связанной с классным руководством, в вариативной части организуется выявление и поддержка обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Верно ли данное суждение?

Нет ( это инвариативная часть)

8. В образовательных организациях воспитательный процесс осуществляется в целях формирование и развитие личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Верно ли данное суждение?

9. Классный руководитель в своей работе должен учитывать:

Все выше перечисленное.

10. В рамках одного класса педагогический работник осуществляющий классное руководство, является единственным субъектом воспитательной деятельности. Верно ли данное суждение?

11.Классный руководитель выполняет обязанности, относящихся непосредственно к управленческой деятельности, а не к педагогической деятельности. Верно ли суждение?

12. Воспитание детей в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года рассматривается как стратегический общенациональный приоритет?

13. Вариативная часть деятельности, связанной с классным руководством, в том числе содержит направление работы по содействию повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося. Верно ли суждение

14. Воспитательные функции выполняют все педагогические работники общеобразовательной организации?

15. Верно ли суждение о том, что классное руководство не входит в состав его должностных обязанностей педагогического работника

16. Формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности осуществляется на основе детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи. Верно ли суждение?

17. Деятельность по развитию личности и созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства можно ли назвать воспитанием?

18. Гуманизации межличностных отношений в классе может являться одним из механизмов создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе?

19. Является ли приоритетной задачей деятельности по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской позиции и причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России?

Да
20. Педагогический коллектив общеобразовательной организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?

19. Является ли приоритетной задачей деятельности по классному руководству формирование у обучающихся активной гражданской позиции и причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России?

Да
20. Педагогический коллектив общеобразовательной организации не является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания. Верно ли данное суждение?

Читайте также: