Кисть для каллиграфии своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 09.09.2024

Я ни в коем случае не претендую на “экспертность” в этом вопросе, все что тут написано - личный опыт самообучения. И еще важно сказать, что я рассматриваю написание букв латинского алфавита широким пером.

В современном понимании - это искусство так написать буквы, чтобы было не стыдно.(ясампридумаль)

Но вот вам скучное, академическое определение:

Главное, напишите всем, что вы начали заниматься каллиграфией. Постите как можно больше мемов о каллиграфии. Как минимум статус в ВК запилите! Шутка.

А если серьезно?

Сначала надо сказать себе, что это всего лишь хобби и свыкнуться с этой мыслью. Это действительно важный этап.

На стоках вы будете смотреть множество работ, которые на первый взгляд просты в исполнении, но как только начинаешь их пробовать повторить, понимаешь, что жизнь тебя к такому не готовила.

Вся соль каллиграфии в том, что написание букв разительно отличается от гражданского письма которому нас учили в школе. И принцип работы инструментов, которыми вы будете писать, вообще не похож на шариковую ручку.

Выделите себе время на это. Два дня в неделю по полчаса достаточно для начала.

Вы наверняка будете гуглить эту тему и прочтете рекомендации заниматься каждый день и прочее. Конечно, решать только вам. Но надо понимать, что так можно быстро выгореть. В таком ритме процесс будет изматывающим и вы не сможете замечать собственных успехов.

Оно должно быть удобным. Написание букв каллиграфическим почерком - это довольно долгое по времени занятие. Важно, чтобы вам было удобно просидеть на своем рабочем месте час, два, день. И не менее важно, чтобы оно было хорошо освещено.

Надо понимать, что каллиграфия, как и любое художественное творчество, не подразумевает чистоты. Это значит, что вы можете опрокинуть банку с тушью и она будет везде где только можно, у вас по неведомой причине лопнет картридж в ручке, она потечет и испачкает весь портфель и тд и т.п.

Наверное ответ вас поразит, но в начале никакие. Да, все правильно, вам не нужно покупать перья, накопители и держатели для них, ручки для каллиграфии тоже не нужны, и никаких меркеров, брашпенов и прочего, прочего.

Вам надо взять два дешевых карандаша , резинку/скотч/изоленту для скрепления карандашей, точилку, ластик. Вам не надо покупать дорогие карандаши, лучше писать от этого вы не будете, поверьте мне.

С помощью этого набора можно сделать пишущий инструмент который имитирует широкое перо.

Выбор такого инструмента накладывает также и определенные ограничения в плане получаемых штрихов букв на бумаге.

Покупать дорогую бумагу тоже нет никакого смысла. Максимум, на что стоит потратиться, это на офисную бумагу фирмы SvetoCopy. Она довольно качественная и впоследствии вы будете писать на ней уже тушью/чернилами и пером.

Какой формат бумаги покупать(A3 или A4) решать вам, но есть нюанс: на формате меньшего размера новичкам легче начать, а преимущество большего формата в экономии, из одного листа A3 можно сделать два A4 ну и места больше для творчества :)

Вот эти ребята: почерк, алфавит, шрифт, письмо, буквы, называйте как хотите. Я лично предпочитаю слово алфавит. Это то самое, что мы будем писать на бумаге и во что будем вкладывать кровь и пот. Некоторые могут еще и слезы :)

В “интернетах” это можно брать ложками, пока не треснет. Но лучше так не делать. Многие клевые шрифты(на наш “начинающий” взгляд) не подходят для старта. И для начала лучше чем шрифты, описанные в учебниках, самому найти вряд ли удастся.

Есть опасность наткнуться на такие буквы, которые вообще не стоит трогать даже десятиметровой палкой. Они были сделаны на компьютере и вообще не предусматривают возможности повторения их на бумаге традиционными инструментами.

Для себя я выделил два алфавита для начинающих с нуля.

Calligraphy Foundational Alphabet Lessons Deviantart Hand Tutorial (Алфавит Foundational Hand)
Majuscule Handwriting Fonts Uploaded User

Базовое письмо — оно разработано специально для обучения начинающих английским каллиграфом Эдвардом Джонстоном.

Оно отлично подходит для письма сдвоенным карандашом и не вызовет особых трудностей.

У него есть как прописные буквы, так и заглавные, которые очень легко учить выписывать. Поэтому после определенного времени практики вы начнете без проблем создавать красивые композиции с использованием этого шрифта.

Также textura quadrata, Blackletter, Old English — разновидность готического письма. Готический шрифт ассоциируется именно с этим вариантом. Тоже отлично подходит для нас, начинающих.

В данном случае стоит отметить, что учить надо именно прописные. С ними у вас проблем не возникнет, а вот заглавные — это боль. Ну, хотя это может вам и понравиться, если вы любитель жесткой ласки:)

Сразу хочу сказать, что нет смысла учить два и более алфавита сразу. Выберете себе один и погнали.

Каждый алфавит уникален, в силу своих исторических и индивидуальных особенностей и вы никогда не сможете охватить необъятное. Поэтому один алфавит за раз. Учите столько, сколько вам нужно - за вами никто не гонится, вас никто не оценивает. Только вы сами решаете, когда переходить к другому алфавиту.

Кстати, чуть не забыл о списке рекомендованной литературы!

Есть две книги, с которых стоит начать. Выбираете одну из них, они написаны одним человеком и мало чем отличаются. В них есть все, что нужно знать для начала. Пишите из них приглянувшиеся вам алфавиты и, как только будете уверены, начинайте составлять из них каллиграфические композиции. И постите на радость вашим друзьям и подписчикам.

Список книг для начала:

Стоит отметить, что сложности в обучении, конечно, будут - у нас нет наставника, нам самим нужно исправлять все свои косяки. В вопросе правильного написании букв придется проявлять некоторую фанатичность, это я к тому что буквы надо писать раз за разом, пока не увидите: то, что у вас на листе, похоже на то, что в учебнике.

Я постарался поделиться с вами всем тем опытом, который имею на момент написания статьи и, возможно, она будет полезна. Надеюсь, что вы, как и я, преодолеете все трудности, а хобби перерастет в коммерческую деятельность. Важно отметить, что большинство топовых каллиграфов тоже учились сами и не посещали никаких курсов.

По сути, мы просто пишем буквы, и стараемся делать это красиво.

Появилось несколько статей на эту тему. В моем понимании каллиграфия - это идеально четкое написание текста который уверенно читается. Извините, я не смог прочесть текст в заголовке статьи. Даже если я не прав с определением этой формы искусства - пожалуйста, не забывайте о потребителях. Нам читать.

Комментарий удален по просьбе пользователя

Только руки держите на клавиатуре?

Каллиграфия у каждого своя)

В моем детстве это называли граффити

Прогресс не стоит на месте и сейчас это исскуство называется каллиграфити?

Я всего лишь интересующийся каллиграфией (остроконечным пером), но могу сказать, что у вас ни разу не каллиграфия. Это называется леттеринг. И вообще немного забавно читать гайд "как начать" от человека, который сам без году неделя этим занимается.

Как начать изучать каллиграфию:
1. Состряпать гайд о каллиграфии

Так от вас, гуру калиграфии, фиг дождёшься подобного. Вам конкуренцию никто не собирается составлять. А для самообразования эта статья несёт достаточно информации

Это ваша борьба.

Роза пахнет розой, хоть розой назови её, хоть нет.

Ауф! В золотые цитаты вконтакта.

Это цитата из произведения Шекспира)

Какое-то у вас не адекватное поведение ?

А мне кажется это у вас неадекватное поведение на фоне нулевой толерантности к критике. У вас, очевидно, крайне мало опыта, но при этом вы жонглируете понятиями как себе удобно. Где вам удобно - "да какая разница как это называть, я хочу так"; вам неудобно - "а вот в википедии так написано!". Вы пишите про каллиграфию, но делаете и показываете леттеринг, чтоб это понять даже углубляться не надо.
Возможно вы талант и делаете все блестяще по наитию, я не знаю. Но руководство у вас, мягко говоря, вызывает много вопросов и явно рановато его было делать.

За мой счет свою низкую самооценку поднимать не надо, ок)

У меня как раз адекватная реакция на людей которые пишут в интерне всякую хрень, даже не разбираясь в теме и все это только ради того, чтобы хоть кто-то заметил.

Ууууу. за ваш счет поднимаю низкую самооценку, чтоб кто-то заметил. Эпическая мания величия :) Пойду завидовать молча.

Многие творческие профессии напрямую связаны с искусством красивого письма. Но каллиграфией увлекаются не только дизайнеры. Это может стать хобби для взрослых. Занятия для начинающих позволяют развить когнитивные способности, а также помогают снять стресс и успокоиться.

Обучение каллиграфии – сложный процесс, но следуя рекомендациям профессионалов, освоить это искусство будет гораздо проще.

Что такое каллиграфия

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

В написании каллиграфы придерживаются определенных традиций и правил, которые определяют положение букв в тексте. В современном мире это уникальный навык, который может даже стать профессией.

Инструменты для каллиграфии для начинающих

Важный этап в освоении каллиграфии – покупка правильного оборудования. Прежде, чем начать работать остроконечным пером, необходимо научиться владеть перьевой ручкой. Инструмент представляет собой специальный держатель с металлическим наконечником. Благодаря его гибкости, можно экспериментировать, выполняя линии разной толщины.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Основные инструменты:

  • Перья.
  • Держатели.
  • Чернила.
  • Офисная бумага.

Профессионалы рекомендуют выбирать инструменты от производителей, которые зарекомендовали себя с положительной стороны.

Выбор пера

Каллиграфия для начинающих взрослых может показаться сложной. Обучение начинается с выбора специальных перьев. Предназначенные для черчения и рисования не подойдут.

Виды перьев для каллиграфии:

  • Остроконечные. Такие перья удобно использовать для письма линий, плавно переходящих из толстой в тонкую, и, наоборот, в результате разной интенсивности нажима.
  • Ширококонечные. Толщина линии регулируется за счет угла наклона пера.
  • Плакатные. Используют для написания букв большого размера.

Для новичков последний вид не подходит. На начальном этапе рекомендуют остановить свой выбор на остроконечном или ширококонечном пере. Правильно выбранный инструмент прослужит многих лет.

Поэтому при покупке следует обращать внимание на следующие критерии:

  • Поверхность пера должна быть гладкой зеркальной, без сколов, трещин и царапин.
  • Важно, чтобы кончик инструмента был ровным и недеформированным.
  • У качественного пера зубчики симметричные и одинакового размера.

Новичкам рекомендуют использовать роллерную ручку, которая заправляется чернилами. Мастера советуют приобрести простой деревянный или металлический держатель и металлическое остроконечное перо. Скошенный вариант подойдет для учеников, которые уже имеют определенный опыт в каллиграфии. Он дает возможность изменять угол наклона и экспериментировать, к примеру, при написании букв латинского алфавита.

Теоретическая база для начинающих каллиграфов

Каллиграфию часто сравнивают с медитацией. Размеренные движения успокаивают и повышают стрессоустойчивость. Упражнения позволяют развить эстетический вкус, усидчивость и моторику. При занятиях большое значение имеет организация рабочего пространства.

Правильное положение пера

Каллиграфия для начинающих взрослых будет даваться легче, если начать обучение с освоения положения пера:

Нельзя допускать перпендикулярного положения по отношению к листу. Кончик не должен упираться в бумагу. Иначе перо не раскроется, и будет рвать лист.

Основные движения. Постановка руки

Важно поставить руку правильно:

  1. Ладонь расположить параллельно бумаге, приблизительно на небольшом расстоянии от него.
  2. Сжать ее в кулак.
  3. Взять большим и средним пальцами перо, указательный расположить у основания.
  4. Удерживать руку на ногтях безымянного пальца и мизинца.

Сильно сжимать не нужно. Только расслабленная кисть позволит делать правильные линии.

Работа с прописями для каллиграфии

Мастера рекомендуют начинать работу с каллиграфических прописей. Визуальное восприятие позволяет копировать стиль. Можно использовать прописи для первоклассников. Новичкам лучше начинать тренировки с использованием простой ручки или карандаша.

Базовые упражнения по каллиграфии для начинающих

Каллиграфия для начинающих взрослых – это отличная возможность откорректировать почерк.

Упражнения на острое перо

Курс для новичков состоит из четырех упражнений по написанию наклонных и вертикальных линий, которые впоследствии будут использовать формировании букв. Сложность выполнения состоит в регулировке степени раскрытия пера, чтобы регулировать толщину штрихов.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Упражнения тренируют способность плавно уменьшать и увеличивать нажим. Особенность работы острого пера в том, что при усилении нажима его усики расходятся, формируя толстую линию, а при легком касании — тонкую.

Базовые упражнения на острое перо:

  • Начать вести линию сверху вниз, нажимая на перо, чтобы усики разошлись, и перо начало подавать чернила. Рядом сделать тонкую линию, едва касаясь бумаги. Стараться делать их под наклоном и соблюдать одинаковый интервал между ними. Это упражнение позволит понять принцип работы тонкого пера.
  • Соединение линий. Начинать снизу вверх вести тонкую линию, наверху плавно повернуть и продолжить вести перо вниз, нажимая сильнее. Необходимо следить за расстоянием, ориентируясь на толстую линию. Соблюдать наклон. Стараться делать максимально плавные переходы. Можно увеличить масштаб, захватывая 2-3 строки.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

  • Упражнение на письмо округлых элементов. Вести перо сверху вниз увеличивая нажим вначале и ослабевая к низу. Снизу вверх вести тонкую линию. Продолжать выполнять упражнение, формируя спираль. Соблюдать расстояние между округлыми линиями, ориентируясь по толстым элементам.
  • Горизонтальное письмо. С нижней строки начать вести тонкую изогнутую линию. Сделать увеличить нажим на перо и провести горизонтальную линию к низу, постепенно снижая нажим. Сделать тонкий завиток верх и вести линию вниз, вновь завиток, не нажимая на перо до начала толстого отрезка. Должны получиться своеобразные горизонтальные восьмерки.

Новички, которые хотят научиться выводить буквы с вензелями, необходимо освоить написание основных элементов букв.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

В этом помогут упражнения:

  • Пламеневидная линия немного изогнутая, напоминает пламя свечи. Для ее изображения вести тонкий штрих сверху вниз, плавно переходя в нажим, и заканчивать тонкой, изогнутой влево. Зачастую этот элемент комбинируют с узлом, заканчивающийся в той же клетке, что и тонкий штрих.
  • Вспомогательные элементы. Вертикальный штрих начать с точечного нажима, после чего ослабить его, плавно выгибая пальцы вниз и в правую сторону, начертить овал тонкой линией и вести ее в угол клетки справа.

Горизонтальная тонкая линия с красивой петлей: начинать, отступив от верхней границы, тонкую черту вести вниз, после чего написать овал слегка нажимая на перо и окончить петлю круговым движением в верхней границе.

  • Правые и левые полуовалы. Располагаются в границах между наклонными строки, и только нижний конец в виде тонкого соединительного штриха, слегка выступает. Аналогично писать полуовалы вправо.
  • Закончить урок нужно упражнением по написанию вспомогательных петлеобразных штрихов: начальная петля и с закруглением, волнистый элемент.

При изображении цифр используют те же элементы: тонкие и обычные штрихи, овалы и полуовалы, вспомогательные элементы.

Арабские цифры в каллиграфии делят на 3 группы:

Упражнения:

Упрощенное написание славянского письма для новичков. Упражнение выполнять на листе в клеточку пером с широким концом. Перо держать на 90° относительно листа. Движения выполнять всей рукой.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать
Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Основные упражнения:

Готическая каллиграфия

Каллиграфия для начинающих взрослых включает в себя уроки для тех, кто хочет освоить готический стиль письма. Основное правило этого направления — расположение пера к поверхности листа под углом в 45°.

В готической каллиграфии действует правило соотношения толщины наконечника пера к высоте элементов, согласно которому оно соответствует:

  • Заглавные — 6.
  • Строчные — 4,5.
  • Восходящие и нисходящие — 2.

Для упражнений используют лист с разлиновкой, соответствующей ширине пера или специальные прописи.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать
Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

На бумаге, подготовленной к готическому письму, должны присутствовать в каждой строке:

  • верхняя и нижняя граница;
  • по две дополнительные линии сверху и снизу;
  • дополнительная линия сверху между линиями для строчных букв и выносных элементов.

Перо движется слева направо, либо от верхнего штриха к нижнему.

Написание иероглифов. Правила и основные черты

При изображении иероглифов в лист бумаги должен лежать строго перпендикулярно столу под 90°. Они состоят из основных черт, освоив которые, можно научиться красиво их выводить.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Основные черты иероглифов для каллиграфии:

Правила написания:

  • Писать иероглиф сверху вниз и слева направо.
  • Вначале выводить горизонтальные или ломаные черты, после чего откидные и вертикальные. После писать нижнюю непересекающуюся.
  • Иероглифы с откидной влево и наклонной вправо чертой выводить вначале первую, а затем вторую.
  • Черты внешнего контура писать в первую очередь, а затем внутреннего. Только после этого приступать к горизонтальным чертам, замыкающим контур.
  • Иероглифы с вертикальным крюком в левую сторону, окруженным схожими чертами справа и слева, вначале выполнить центральную черту, а затем остальные элементы.
  • В последнюю очередь писать точку справа.
  • Иероглиф, состоящий из откидной влево и наклонной вправо, начинать с первого элемента и заканчивать вторым.
  • Широкую горизонтальную линию, которая подчеркивает иероглиф, а ее концы выходят далеко за его пределы, писать последней.
  • В иероглифах, где вертикальная черта располагается слева от горизонтальной и не пересекается с ней, вначале выводить первый элемент, а затем второй.
  • Любой иероглиф должен вписываться в рамки определенного квадрата. Маленькие писать увеличенными, а крупные – напротив, уплотненно. Выходить за рамки нельзя. Поэтому, при обучении рекомендуют использовать лист в клетку.

Основы каллиграфии кистью

Каллиграфия кистью особенно понравится детям. Для начинающих взрослых предпочтительнее использовать современный инструмент – брашпен, который представляет собой маркер с наконечником в виде кисти.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Писать элементы рекомендуют на наклонной поверхности, но можно и на горизонтальной. Мягкая и гибкая кисть при более сильном нажиме позволяет создавать толстые линии.

Важно правильно держать руку. Для того чтобы писать тонкие штрихи, кисть держать за верхнюю часть. При написании толстых линий, пальцы необходимо держать ближе к щетине. Инструмент держать средним, указательным и большим пальцами. Кисть обмакивать в краску или чернила после каждого использования.

Распространенные проблемы при обучении и пути их решения

Основные проблемы и методы их устранения при обучении каллиграфии:

  • Перо царапает бумагу. Инструмент держат под более острым углом по отношению к листу.
  • Прерывистая линия. Наклонять перо нужно ближе к столу.
  • Не получается равномерный нисходящий штрих. Следует проверить правильность постановки руки, с одинаковой ли силой концы прорезей пера касаются листа.
  • Чернила растекаются. Это связано с плохим качеством бумаги. Необходимо заменить ее.
  • Трясётся рука. Любое упражнение начинать с разминки, чтобы разогреть мышцы.

Где применить навыки каллиграфии

Машинописный набор текста и книгопечатанье вытеснили каллиграфию, несмотря на это, искусство красивого письма остается востребованным и в современном мире. Рукописные надписи и по сегодняшний день используют в оформлении интерьеров и иконописи.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Каллиграфия приобрела особую ценность благодаря своей индивидуальности, ее активно используют дизайнеры, домашние кондитеры, организаторы свадеб, мероприятий, городской среды, а также те, кто хочет выделить свое послание и индивидуализировать его.

Брендинг и дизайн

Каллиграфия в последнее время набирает все большую популярность. Ее применяют для создания логотипов, оформления постов в социальных сетях. В этом можно убедиться, просто выйдя на улицу. Логотипы и вывески оформляются с использованием каллиграфии. Внутри кафе часто можно видеть стены с меню, написанным мелом.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Создание шрифтов

Каллиграфические шрифты используют при оформлении открыток, пригласительных и неофициальных документов. Отдельное направление — создание прописей для каллиграфии.

Открытки и пригласительные ручной работы

Изучение каллиграфии позволяет изготавливать оригинальные открытки ручной работы для друзей и родственников.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Освоив искусство красивого письма, и выработав свой индивидуальный стиль, можно принимать заказы на изготовление эксклюзивных пригласительных на торжественные мероприятия и открыток.

Роспись одежды

С помощью красок для ткани можно превратить белую футболку, обувь или аксессуар в эксклюзивный, дизайнерский предмет гардероба. Надписи можно наносить вручную, либо нарисовать эскиз и отдать в печать.

Роспись интерьера и экстерьера

Любители масштабных работ могут попробовать свои силы в росписи стен, полов или мебели. История каллиграфа П.Лампаса — яркий пример применения каллиграфии в качестве успешного коммерческого проекта. Расписывая стены и продавая крупные холсты, молодой художник хорошо зарабатывает.

Каллиграфия для начинающих взрослых. Прописи, с чего начать

Начать заниматься каллиграфией можно в любом возрасте. Японцы приобщают к этому искусству детей уже с 2 летнего возраста. Для взрослых занятия не менее важны. Они помогут раскрыть внутренние ресурсы и являются отличной тренировкой мозговой деятельности.

Каллиграфия для начинающих положительно влияет на психоэмоциональное состояние человека. Искусство красивого письма может стать не только хобби, но и дополнительным доходом.

Каллиграфия сейчас не только искусство красивых надписей, но и средство самовыражения и медитации. Все больше и больше людей вовлекаются в этот процесс. Для одних — это хобби, а для других — источник дохода. Вариантов монетизации навыков множество: от ручных пригласительных на свадьбу до логотипов для крупных компаний и брендов, когда необходимо красивое письмо.

Каллиграфия — это еще и мощный инструмент, который тренирует мозг: он способен привести в порядок нервную систему и выработать дисциплину.


Мир каллиграфии настолько широк, что зачастую новичку очень сложно определиться, какие именно базовые инструменты необходимы в первую очередь для освоения этого вида искусства. Многие мастера, на которых хочется равняться, уже давно отточили навыки и письмо и собрали свой арсенал полюбившихся материалов. Однако на них ориентироваться очень тяжело, так как для освоения и первых шагов нужны совсем другие инструменты.

Для начала понадобятся перо и держатель. Лучше сразу приобрести два: ширококонечное перо и остроконечное перо. Первый вариант больше подойдет новичками, так как с ним проще работать и осваивать базовые шрифты. Но для полноценных занятий с прописями необходимо все-таки остроконечное перо. Тушь для начала можно выбрать самую простую. Лучше брать уже готовую в жидком виде.


Очень важный момент — бумага. Казалось бы, каллиграфия — это тот вид искусства, где может подойти абсолютно любая бумага, так как мастера выписывают прекрасные шрифты на абсолютно разных поверхностях: от конверта до кожи и пластика. Но для обучения больше подойдет гладкая бумага плотностью от 90 г/кв.м. На фактурной бумаге письмо выглядит очень изысканно, но учиться на такой тяжело.

После того как с базовым набором инструментов будут освоены и базовые приемы каллиграфии, можно будет расширять свой арсенал.

Перья для каллиграфии

Перо — это основной инструмент для каллиграфии. Различаются они по степени гибкости и форме. Жесткие перья редко используются. Они предназначены в первую очередь для выполнения чертежных/плакатных работ — там, где нажим не должен влиять на толщину линии. Они должны хорошо набирать тушь, но не позволять варьировать ширину письма.

Для каллиграфии, наоборот, гибкость пера — основное требование. И тут они тоже различаются. Есть супергибкие (Super Flexible), гибкие (Flexible) и средней гибкости (Medium Flexible). Чем больше варьируется толщина линии в шрифте, тем более гибкое перо необходимо для письма.

Любое перо состоит из нескольких элементов: кончик, усики, прорезь, резервуар и ушко.

Кончик влияет на толщину линии. Перо может быть остроконечное и ширококонечное. Каждый вид соответствует своим задачам и шрифтам. Усики пера при нажиме разъединяются и увеличивают ширину линии. От их гибкости зависит плавность перехода от тонкой линии к более толстой. Прорезь необходима, чтобы тушь не падала кляксой, а постепенно подавалась к кончику.

    — для курсивных шрифтов и орнамента. Отличное сочетание гибкости пера и легкости контроля при нажатии. со сверхмягким кончиком. Позволяет создавать изящный рукописный шрифт в стиле английского курсива — Copperplate и Spencerian. Идеально подходит для написания мелких надписей. с толщиной линии 0,5 мм — для курсивных и базовых шрифтов. Средней степени гибкости, но с отличным контролем нажатия. гибкое с толщиной линии 2,05 мм — для декоративного письма и орнаментов. Рекомендуемая высота букв не более 1 см. используется для создания крупного шрифта, идеально для оформления плакатов. Широкий плоский кончик с ровным срезом позволяет рисовать крупные четкие линии. Номер пера соответствует толщине линии в мм. Письмо будет единообразным, поскольку плакатное перо не обладает гибкостью — даже если вы надавите чуть сильнее, ширина линии не изменится.

Также надо не забыть про держатель для пера. Самые распространенные и простые держатели — прямые. Именно с них рекомендуется начинать осваивать прописи. Сейчас очень популярны косые держатели для перьев, которые снижают напряжение руки при написании курсивных шрифтов. Но для освоения каллиграфии лучше выбирать прямые, так как их привычнее держать в руке.

Ручки для каллиграфии

Казалось бы, нет ничего проще для каллиграфии, чем ручки — ведь с детства нас учат писать именно ими. Но и тут есть свои нюансы. В ручках используются чернила, которые в своем большинстве водоразмываемые и нестойкие, в отличие от туши. Поэтому если вами выбрана в качестве инструмента ручка, то о сохранности первоначального вида ваших работ не может быть и речи. Перья, которые используются в ручках, не обладают гибкостью, что накладывает ограничения на выбор шрифтов при письме.

Но не стоит забывать, что ручки придуманы именно для письма — ими привычнее работать и изучать прописи. Плюс они позволяют приучить любого новичка правильно располагать перо по отношению к поверхности. Если кончик пера не прижат к бумаге и не параллелен ей, то ни одна перьевая ручка не даст непрерывное письмо.


Ручки различаются по видам перьев — остроконечные и ширококонечные.

  • EF (Extra Fine) — супертонкое перо (? 0,5 мм);
  • F (Fine) — тонкое перо (? 0,6 мм);
  • M (Medium) — среднее перо (? 0,75 мм);
  • LH (Left Hand) — перо для левшей (? 0,75 мм).

Почти каждая перьевая ручка многоразовая. Для них продаются как отдельные заправленные сменные картриджи, так и конвертеры с чернилами в баночках.

Тушь и чернила для каллиграфии

Для новичка тушь и чернила — это одно и то же. Но на самом деле это различные по своим физико-химическим параметрам материалы.


Тушь — твердые частички красящего вещества. Исторически это пигменты сажи газовой. Тушь может быть как твердая, так и уже в составе со связующим (жидкая).

Чернила — это всегда жидкое вещество красителя в связующем (водном или спиртовом).

Красящие частички (пигменты) в туши остаются после высыхания на поверхности, а чернила — пропитывают поверхность. Поэтому при работе на рыхлых и фактурных бумагах чернила могут проваливаться внутрь (съедаться бумагой). Это надо учесть при выборе материалов как для начинающих, так и для профессионалов. Для того чтобы избежать эффекта выцветания после высыхания, многие производители выпускают пигментированные чернила. Для увеличения вязкости в готовую тушь и чернила добавляют множество компонентов, которые раньше были природного животного происхождения, а сейчас — синтетического.

Тушь для каллиграфии жидкая выпускается черная и цветная. Тушь сухая в виде брусочков бывает только традиционного черного цвета. В комплект к ней может понадобиться камень для ее растирки. При работе с такой тушью надо понимать, что несмотря на то, что при растирке будет виден явный черный цвет, при разбавлении водой может появиться подтон фиолетового или серо-зеленого цвета. Это зависит от происхождения пигментов, используемых для производства.

Чернила для каллиграфии используются как самостоятельный материал для работы, так и для заправки картриджей в ручках. Использовать тушь для ручек почти невозможно, так как частички пигмента будут постоянно засорять доступ к перу. Поэтому в ручках используются только чернила.

Бумага для каллиграфии

Новичкам работать на рисовой бумаге будет непросто, да и для росписи пера нужна бумага попроще. Лучше, чтобы она была гладкая. Тогда неровности линий от неправильной постановки пера нельзя будет отнести к шероховатости бумаги. Когда каллиграфия только осваивается, многие считают, что вполне может подойти обычная офисная бумага. Можно брать и ее, но результат вряд ли будет радовать, так как линии будут растекаться и письмо не будет давать тонких линий. Для тренировок нужна все-таки специализированная бумага для каллиграфии плотностью от 90 г/кв.м, тогда письмо и прописи будут приносить удовольствие.



Тест № 1: круглая кисть




Акварель
Первым делом посмотрим, какие основные штрихи может дать обычная КРУГЛАЯ КИСТЬ.

1. Сначала проведите прямую линию, почувствуйте характер кисти: много ли краски она набирает, отдает ли цвет равномерно.

2. Второй штрих сделайте максимально тонким; для этого лучше расположить кисть почти перпендикулярно листу, перехватив ее рукой чуть удобнее.

3. Поэкспериментируйте: выполните вариативную линию, меняя нажим.


4. Прижмите ворс к поверхности бумаги и проведите энергичный штрих. Должен получиться сухой край. Обратите внимание на этот штрих! Стоит ему появиться в работе, как акварель станет смелее и динамичнее от одного движения.

5. Попробуйте взять кисть ближе к кончику, поворачивайте ее то в одну, то в другую сторону, не слишком контролируя ее движения. Сделайте несколько отпечатков кисти: только ее кончиком или всем ворсом — с нажимом. Во втором случае краска распределяется неравномерно, и это дает интересный живописный эффект, который нам может пригодиться.


Тест № 2: рисунок черенком

Есть один довольно странный тест, который я обязательно проделываю со всеми кистями. Я пробую рисовать черенком. Все кисти разные, у некоторых кончик ручки довольно острый и может участвовать в живописном процессе; некоторые (например, каллиграфические) не имеют острого кончика вовсе.



Все кисти брызгают по-разному, но самые эффектные результаты дает веерная.

Тест № 2: плоская кисть

Тесты ПЛОСКИХ КИСТЕЙ я провожу по тому же принципу:

- сначала прямой штрих широкой стороной;

- затем узкой стороной;


- пробую менять направление движения;


Кстати, у этой кисточки кончик с обратной стороны бесподобный. У акриловой прозрачной ручки срезанный край, будто созданный для меня: я всё время ею что-нибудь процарапываю.


Тест № 3: каллиграфическая кисть

Еще я очень люблю КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЕ КИСТИ. Работаю ими так. Сначала намешиваю цвет и как следует напитываю ворс краской. Потом довольно сильно прижимаю ворс к палитре, чтобы волоски распределились веером.



Тесты ВЕЕРНОЙ КИСТИ провожу по следующим принципам:

- прямой штрих дает сразу несколько параллельных линий разной толщины;

- кисть, расположенную ребром, я верчу понемногу то по часовой стрелке, то против: получаются лихие штрихи, напоминающие те, что можно вывести каллиграфической кистью;


- и конечно, брызги. С помощью веерной кисти можно выполнить очень красивую россыпь.


Тест № 4: нетрадиционные кисти


Тут вы, возможно, спросите: зачем нужны нетрадиционные варианты, неужели не хватает обычных инструментов? Конечно, можно обойтись и набором кистей, который вы подобрали исходя из особенностей вашей техники. Но я люблю эксперименты, они дают мне свободу выражения эмоций в работах.



Проведите эксперимент: найдите разные вещи и посмотрите, как они себя поведут, если ими порисовать. Окуните их в краску и поэкспериментируйте на листе.


Вы удивитесь тому, какие живые и интересные штрихи они могут давать. Очень часто листы, на которых я протестировала необычные кисти, мне нравятся уже сами по себе. В них есть свежесть и непосредственность.

Читайте также: