Катер краб 620 своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 09.10.2024

Как бы то ни было, на подобных катерах туристы-водники из Архангельской, Вологодской, Ленинградской и других областей совершили немало увлекательных путешествий, во время которых их не волновали ни заботы о горючем, ни ремонт двигателя или состояние погоды.

Учитывая рекомендуемую мощность двигателя, катер спроектирован с невысоким по современным стандартам бортом и рубкой небольшого объема. Для уменьшения волнового сопротивления выбран сравнительно узкий корпус (L/B = 3,3) с высоким коэффициентом продольной полноты f = 6,65 (см. таблицу ординат).

Теоретический чертеж катера

Пост управления размещен в открытой с кормы рулевой рубке, имеющей небольшую высоту — около 1,6 м. Так что если водитель открывает предусмотренный над его местом люк в крыше рубки, он может управлять катером, стоя на невысокой банкетке. Увеличивать же высоту рубки не стоит из-за влияния ветра на скорость и управляемость судна.

Корпус катера, как уже отмечалось, можно строить различными способами, ориентируясь на постройку лодок местных типов. На чертеже конструкции показаны ламинированные шпангоуты, выклеиваемые предварительно по шаблонам из реек. Обшивка корпуса может вестись прямо по этим шпангоутам, установленным на стапеле в качестве лекал. Не исключено и применение натесных шпангоутов, составные части которых, как и на многих лодках местных типов, выпиливаются из досок и соединяются между собой на накладках той же толщины. Если для изготовления шпангоутов используется дуб или ясень, заготовки делают толщиной 22—24 мм; если же применяется сосна, то толщиной 28—30 мм. При разметке на доске детали надо располагать таким образом, чтобы перетес волокон древесины был минимальным, иначе шпангоуты могут получить трещины (особенно при аварийных обстоятельствах, например при посадке на мель при волне). В лучших конструкциях натесные шпангоуты выполняют трехслойными, заменяя накладки приклеенными с обеих сторон шпангоута полосами водостойкой фанеры толщиной 4—6 мм. Шпация — расстояние между шпангоутами — принята такой же, как и на многих народных лодках — 600 мм.

Корпус с реечной обшивкой. Корпус обшивают рейками толщиной 20 и шириной 40—60 мм, прикрепляя каждую рейку к ранее поставленной рейке гвоздями 3X60 (80 мм) с шагом 100—120 мм, а затем к шпангоутам шурупами 4X45 мм (см. рис. закладка и сечения по шпангоутам, 187 КБ). Рейки нужно напилить из сухих сосновых досок (годится кедр, лиственница) толщиной 25 мм, с учетом запаса на их прострагивание (3—4 мм) и на окончательную зачистку обшивки. Начинают обшивать корпус с прилегающего к килю шпунтового пояса. Его лучше заготовить из доски шириной 150 мм. Благодаря тому, что эту доску можно сузить к форштевню, последующие рейки уже не нужно будет уменьшать по ширине в носу.

Корпус с обшивкой кромка на кромку. Доски обшивки при этом способе соединяют между собой — проклепывают по кромкам, поэтому корпус обладает достаточной жесткостью без постановки дополнительных (сверх показанных на рис. общего расположения катера) шпангоутов. Для этого необходимы сосновые или еловые доски толщиной 20 мм (в чистом виде). Ширина доски в средней части длины корпуса должна составлять 120—150 мм.

К шпангоутам, килю и штевню обшивку крепят шурупами 5X45, а по кромкам проклепывают гвоздями-заклепками (лучше всего медными) диаметром 3,5—4 мм. Под гвозди необходимо предварительно просверлить отверстия несколько меньшего диаметра; после постановки внутренние концы гвоздей нужно расклепать на шайбах.

Корпус с дощатой обшивкой вгладь. При этом способе обшивки смежные поясья не имеют между собой никакой связи, кроме как через шпангоуты. При шпации 600 мм и толщине обшивки 20 мм особенно беспокоиться за прочность корпуса не приходится, но не исключено появление течи по пазам даже при самой плотной конопатке. В конструкции некоторых народных лодок с такой обшивкой применяют дополнительные элементы — треугольные рейки-ласты, которые закрепляют частыми металлическими скобами в разделанных снаружи пазах обшивки. Лучше же всего поставить по одному гнутому шпангоуту между указанными на чертежах натесными шпангоутами, либо вообще все шпангоуты выполнить гнутыми. Шпация в этом случае составит 300 мм, толщину обшивки можно уменьшить до 15—17 мм.

Заготовки гнутых шпангоутов выпиливают из дубовых, ясеневых (сечением 16X30 мм) или еловых (сечением 18X35 мм) реек, распаривают и ставят в корпус, после того как вся обшивка собрана на временно установленных лекалах или натесных основных шпангоутах. При варианте с гнутыми шпангоутами вес корпуса получится меньше.

Коротко остановимся теперь па изготовлении отдельных важнейших деталей корпуса.

Киль можно сделать по любому из показанных на рисунке способов. Состоит киль из поставленного на ребро бруса, или собственно киля, толщиной 40 мм и резенкили — прикрепленной к верхней его кромке доски, изгибаемой на пласт, либо двух реек по бокам. Выбор зависит от возможностей строителя, но конструкция с рейками требует плотной подгонки и большего количества крепежа, чтобы предотвратить возможную течь по пазам между килем и рейками (этот вариант хорош при использовании водостойкого клея).

Варианты сборки киля: а — с резенкилем из доски; б — с боковыми рейками

1 — киль; 2 — резенкиль; 3 — болт М6, шаг 200—250: 4 — рейка 40X30; 5 — шуруп 5X80, шаг 120.

Постройка катера. Проект водоизмещающего моторного катера для самостоятельной постройки


Многоцелевой водоизмещающий деревянный моторный катер длиной 8 метров при сравнительно небольших размерах является идеальным судном для комфортабельного плавания по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей с небольшим экипажем. Сфера применения катера очень широка: его можно использовать как прогулочное судно, как семейный катер для дальних круизов, чартерное судно, разъездной служебный катер или рыболовный бот. Главный двигатель — Vetus М3.28 — 27 л. с. обеспечивает экономичный ход до 7 узлов (13 км/час) и имеет достаточный запас мощности для увеличения скорости хода и борьбы со встречным ветром и волной. На транце можно устроить откидную платформу с маломощным подвесным мотором для троллинга. Отдельная каюта плюс салон, камбуз и гальюн создают достаточные удобства для экипажа из 4 человек в многодневном круизе и до 10 человек в прогулке выходного дня. Возможен вариант с укороченной рубкой и более просторным кокпитом. Ширина катера в 2,5 метра вписывается в автогабарит, так что его можно перевозить на трейлере на неизведанные акватории.

Проект водоизмещающего моторного катера разработан по идее Виктора Нацыка на основе архитектурного дизайна Юрия Антипова. Конструкция катера деревянная — реечная сосновая обшивка (диагональный ламинат) на продольном наборе и переборках из фанеры. Возможна разработка корпуса с фанерной обшивкой шарпи. Построить такой катер самостоятельно и стать обладателем настоящего судна может любитель-самостройщик, обладающий определенными навыками в работе с деревом.

КРАБ: РАЗБОРНАЯ ЯХТА

Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки — это создает эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе.

Подъем носа и кормы, обеспечиваемый небольшим завалом внутрь стыкуемых секций (на 4—5 мм) при подгонке, значительно повышает мореходные качества.

А — корпус (в расчлененном виде): 1 — стяжной трос, 2 — носовая секция, 3 — стыковые узлы наружного привального бруса, 4 — внутренний привальный брус, 5 — торцевая перегородка (диафрагма), 6 — обшивка борта (фанера толщиной 3 мм), 7 — обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 8 — натяжное устройство. Б — крепление уключины: 1 — подуключник, 2 — накладка, 3 — стяжной болт. В — конструкция стыкового узла наружного привального бруса: 1 — привальный брус, 2 — шип, 3 — гнездо (кровельное железо), 4 — привальный брус следующей секции. Г — устройство для натяжки троса: 1 — трос, 2 — резьбовая втулка, 3 — кронштейн, 4 — натяжной болт.

Точно так же делаются заготовки внутренних переборок и транца.

Для носовой секции прямолинейные рейки применить невозможно — они делаются клееными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30—32 мм) полосок фанеры длиной 650 мм. На толстой доске размером 700X200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15—20 мм. Затем полоски-заготовки смазываются клеем и вставляются в шаблон, образованный гвоздями. Чтобы плотнее стянуть полоски при сушке, у верха гвоздей пропускается змейкой шпагат. Вторую пару заготовок склеивают аналогично. Края склеенных заготовок обрабатывают напильником и шкуркой.

Затем на листе бумаги (желательно миллиметровки) рисуют один внутри другого квадраты и контур носовой секции, соответствующие размерам Верхней части секции будущей лодки, — это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы.

На полу на листе бумаги — шаблоне собираются на клею и шурупах все секции — сначала борта и переборки, а затем днищевые листы. После чего подгоняются и устанавливаются привальные брусья (с шипами и гнездами) и лодка временно собирается на болтах-стяжках и обрабатывается напильником и шкуркой. Эту операцию следует провести дважды.

Все секции и заготовки днищевых стрингеров дважды пропитываются горячей олифой и после второй пропитки выдерживаются 4—5 дней. Высохшие секций слегка зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают вместе для окончательного контроля всех стыков. Затем секции снаружи протираются тампоном, смоченным в бензине или уайтспирите, для обезжиривания поверхности.

Потом днища всех -пяти секций оклеиваются стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10—15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибаются и спускаются на борта на 50—80 мм. Одновременно узкими полосками — обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляются все внешние углы секций. Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладываются смазанные тем же клеем днищевые стрингеры и закрепляются шурупами 15X3 с шагом 80-100 мм.

Через двое суток после отверждения смолы лодка снова обрабатывается наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а затем окрашивается первым слоем краски. После высыхания краски устанавливаются все металлические детали, делается проводка стяжного троса, подгонка сидений — банок и крышки лючка.

Держатели уключин изготавливаются склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае — из дуба или бука с оковкой стальной полоской.

Весла (разборные, распашные) — из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, плотно входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150X400X1,5 мм.

Во вторую, третью и четвертую секции желательно сделать легкие елани йо длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10X15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосками.

Трос закрепляется петлей в натяжителе из килевой точки транца; далее он идет по обеим сторонам килевого стрингера до форштевня; на форштевне дважды перекрещивается в канавках под накладкой и возвращается к корме по бортам под привальным брусом; концы троса закрепляются в талрепах — натяжителях в верхних углах транца.

И. МАЛЕВИЧ

Рекомендуем почитать

Дизайн катера классического стиля с развитой рубкой, с приподнятыми оконечностями и широким развалом бортов в носовой части и транцем, не погруженным в воду. Такие обводы корпуса гарантируют высокую мореходность на волне и хороший, легкий и экономичный ход в водоизмещающем режиме.

Просторная носовая палуба и широкий сан-дэк на крыше носовой каюты, а также глубокий и просторный кокпит создают удобную обстановку для работы и отдыха на открытом воздухе. Кокпит самоотливной. Кроме рубочных и ножных лееров (невысокого фальшборта), палуба на баке и в корме ограждена релингами.

Рубка может быть выполнена с разными вариантами наклона лобовых стекол в соответствии с пристрастиями владельца.

Для увеличения нажмите на картинку (откроется в новом окне)

Внутренняя планировка катера представлена носовой каютой с двуспальной койкой, одежным шкафом и гальюном с душем и умывальником. В салоне с большими окнами расположен камбуз и обеденный стол с двумя поперечными диванами. В нос от камбуза по левому борту располагается пост управления судном с отдельным выходом на палубу. Высота в рубке 1,96 м до подволока. Широкий кокпит с емкими рундуками для шкиперского снабжения под банками хорошо прикрыт от непогоды рубкой и имеет длину 1,96 метра, и при необходимости здесь могут заночевать два человека. В носу объемный якорный рундук, а в корме кокпита за переборкой изолированный рундук, где хранится газовый баллон и прочее снабжение. Под пайолами салона, в трюме и в рундуках коек расположены танки топлива и воды, аккумуляторы, бойлер горячей воды, а в шкафах и рундуках диванов и имеется пространство для хранения имущества и снабжения.

Для увеличения нажмите на картинку (откроется в новом окне)

Остойчивость катера чрезвычайно высока. Его практически невозможно перевернуть при любых состояниях загрузки. Плечо остойчивости на крене 50 град. составляет 0,313 метра, а восстанавливающий момент равен 911 кг*м. Говоря проще, можно представить, что закрененный на 50 град. катер будет восстанавливаться силой 911 кг, приложенной к рычагу длиной 1 метр поперек от диаметральной плоскости судна.

Все критические точки заливания (входная дверь, рундуки кокпита) остаются выше уровня воды при любом угле крена, лишь окна рубки при 84 град. входят в воду, и если их не выдавит давлением воды, то дальше катер не будет крениться, поскольку рубка, входя в воду, препятствует крену. Но это невероятный случай, практически невозможный в условиях нормальной эксплуатации в предназначенных акваториях.

Постройка катера

Постройка деревянного корпуса катера ведется обычными для современного деревянного судостроения методами, и это по силам любителям-самостройщикам. Конструкция деревянного корпуса состоит из продольного набора — киля, привальных брусьев и стрингеров, скрепленных на штевне и транце, и опирающихся на поперечный набор из рамных шпангоутов и переборок. Обшивку корпуса можно сделать разными методами. Самый предпочтительный — это трехслойный диагональный ламинат из сосновых реек. Возможен вариант однослойной обшивки продольными рейками, или комбинированный — один продольный и два или один диагональных слоя. Постройку корпуса катера ведут в положении килем вверх, и после выставки шпангоутов на стапель, обшивки и оклейки корпуса стеклотканью, корпус кантуют в нормальное положение, заканчивают внутреннее обустройство корпуса, настилают палубу, монтируют кокпит, и заканчивают достройку рубки. Постройка такой лодки потребует от строителя некоторых навыков столярного дела, умения разбираться в чертежах, трудолюбия, мотивации и настойчивости, а также известной доли здравого смысла. Можно построить катер с корпусом шарпи из фанеры.

Катер КРАБ-620

Дополнительные материалыКоличествоПримечание
Сосна (в чистоте) со вспомогат. конструкциями0,4 м.куб.доска, рейка разная
Дуб (в чистоте)0,1 м.куб.доска, рейка разная
Эпоксидная смола20 кг.
Стеклоткань 200-250 гр/кв.м.80 пог.м.

Прогулочный деревянный катер моторный длиной 6.2 метров предназначен для плавания по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей. Сфера применения катера — прогулочное судно, семейный катер для дальних круизов, разъездной служебный катер или рыболовный бот. Главный двигатель — подвесной двигатель от 5 до 60 л.с. обеспечивает экономичный ход в водоизмещающем режиме до 6 узлов (12 км/час при 5-6л.с.) и до 45км/час под 60-сильным двигателем. При двигателе 20л.с. скорость катера Краб-620 будет около 25км/час. Катер предоставляет достаточные удобства для экипажа из 2-3 человек в многодневном круизе и до 6 человек в прогулке выходного дня. Малая осадка (0,25м корпусом) позволяет плавать почти везде и подходить к отмелому берегу. Ширина катера в 2.3 метра вписывается в автогабарит, так что его можно перевозить на трейлере на неизведанные акватории. Конструкция катера деревянная — фанерная обшивка шарпи на продольном наборе и переборках из фанеры. Построить такой катер самостоятельно и стать обладателем настоящего практичного и красивого судна может любитель-самостройщик, обладающий определенными навыками в работе с деревом

Внутренняя планировка катера Краб-620 для постройки представлена носовой каютой с двуспальной койкой (спать здесь могут и трое), гальюном и камбузом с газ. плитой. Высота в рубке-убежище 1.21м до подволока от пайолов и 0,9м от уровня койки. Широкий кокпит хорошо прикрыт от непогоды рубкой и имет длину более 2 метров, и при необходимости здесь могут заночевать два человека под тентом. Высота под крышей рубки-догхауза 1,8м. Носовая палуба безопасна и удобна при работах с якорем и на швартовках. В носу якорный рундук, а в корме кокпита за переборкой изолированный рундук, где хранится газовый баллон и прочее снабжение. В рундуках кокпита расположены танки топлива (2х30л.), в рундуках диванов и имеется пространство для хранения имущества и снабжения.

Постройка катера Краб-620 из фанеры ведется обычными для современного деревянного судостроения методами, и это по силам любителям-самостройщикам. Конструкция деревянного корпуса состоит из продольного набора — киля, привальных брусьев и стрингеров, скрепленных на штевне и транце, и опирающихся на поперечный набор из рамных шпангоутов и переборок. Обшивку корпуса выполняют из фанеры. Постройку корпуса катера ведут в положении килем вверх, и после выставки шпангоутов на стапель, обшивки и оклейки корпуса стеклотканью, корпус кантуют в нормальное положение, заканчивают внутреннее обустройство корпуса, настилают палубу, монтируют кокпит, и заканчивают достройку рубки. Постройка такой лодки потребует от строителя некоторых навыков столярного дела, умения разбираться в чертежах, трудолюбия, мотивации и настойчивости, а также известной доли здравого смысла.

Материалы для постройки водоизмещающего катера

Древесные пиломатериалы для постройки катера должны иметь воздушно-сухую влажность 13-16%, быть по возможности прямослойными, с минимальным количеством сучков. Желательно подбирать материал мелкослойный, с плотной структурой годовых колец. Фанера — марки ФСФ, как минимум. Если желаете иметь лодку класса люкс, можно использовать для рамных шпангоутов и внутреннего обустройства мебели фанеру с наружным слоем красного дерева или другой декоративной породы. Под лаком эти материалы будут смотреться очень красиво. Крепеж — в основном нержавеющий шуруп разных размеров. Стеклоткань сатинового переплетения, подходящая для пропитки эпоксидной смолой. Сборка корпуса — на эпоксидной смоле, оклейка тоже, в крайнем случае — на полиэфирной. Потребуется также некоторое количество нержавеющей стали — для баллера руля, трубы для гельмпорта, и листовой — для дельных вещей. Свинец для балласта в морском варианте катера можно заменить чугунной дробью, но это хуже.

Катер Краб-620. Набор для постройки объявление продам

LOA = 6.2м (длинa наибольшая) BOА = 2.32м (ширина наибoльшая) LWL = 5.83м (длинa по вaтeрлинии) ВWL = 2.1м (шиpина пo ватepлинии) Displ.= 0.65/1.1т (вoдoизмещение пopoжнeм/пoлное) Draft = 0.25м (oсадкa кopпуcoм при полнoй зaгрузкe) Двигaтель = 6 - 60 л.c. пoдвeсной Кaмбуз: газ-плита с мoйкoй Гaльюн: унитаз прокачнoй или биoтуалет Watеr tаnk: 40L (вoда) Fuеl tаnk: 60L (топливо) Прогулoчный дeревянный кaтeр мoторный длиной 6.2 метров предназначен для плавания по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей. Сфера применения катера - прогулочное судно, семейный катер для дальних круизов, разъездной служебный катер или рыболовный бот. Главный двигатель - подвесной двигатель от 5 до 60 л.с. обеспечивает экономичный ход в водоизмещающем режиме до 6 узлов (12 км/час при 5-6л.с.) и до 45км/час под 60-сильным двигателем. При двигателе 20л.с. скорость катера будет около 25км/час. Катер предоставляет достаточные удобства для экипажа из 2-3 человек в многодневном круизе и до 6 человек в прогулке выходного дня. Малая осадка (0,25м корпусом) позволяет плавать почти везде и подходить к отмелому берегу. Ширина катера в 2.3 метра вписывается в автогабарит, так что его можно перевозить на трейлере на неизведанные акватории. Конструкция катера деревянная - фанерная обшивка шарпи на продольном наборе и переборках из фанеры. Построить такой катер самостоятельно и стать обладателем настоящего практичного и красивого судна может любитель-самостройщик, обладающий определенными навыками в работе с деревом В цену входит рабочий проект для самостоятельной постройки катера, комплект раскроенной фанеры, в который входят все детали корпуса, палубы, надстройки и мебели, упакованный для доставки транспортной компанией. Дополнительно можно приобрести деревянные части шпангоутов. Использование набора значительно уменьшает время постройки катера. Заказать и оплатить набор можно на нашем сайте. Доставка по России транспортными компаниями.

Похожие объявления

? HOВOГОДHИЙ ПOДАРОК до 30.12.2021? Цвeт и опции выбиpаютcя при закaзe. Оcнoвныe xapaктеристики Лeгaнт - 515K: Длинa 5,25м. Шиpина 2,1м. Мacса кopпуca, кг 420. Oбщая высoтa 1,84м. Bмеcтимоcть 6 чeл.

Как бы то ни было, на подобных катерах туристы-водники из Архангельской, Вологодской, Ленинградской и других областей совершили немало увлекательных путешествий, во время которых их не волновали ни заботы о горючем, ни ремонт двигателя или состояние погоды.

Учитывая рекомендуемую мощность двигателя, катер спроектирован с невысоким по современным стандартам бортом и рубкой небольшого объема. Для уменьшения волнового сопротивления выбран сравнительно узкий корпус (L/B = 3,3) с высоким коэффициентом продольной полноты f = 6,65 (см. таблицу ординат).

Теоретический чертеж катера

Пост управления размещен в открытой с кормы рулевой рубке, имеющей небольшую высоту — около 1,6 м. Так что если водитель открывает предусмотренный над его местом люк в крыше рубки, он может управлять катером, стоя на невысокой банкетке. Увеличивать же высоту рубки не стоит из-за влияния ветра на скорость и управляемость судна.

Корпус катера, как уже отмечалось, можно строить различными способами, ориентируясь на постройку лодок местных типов. На чертеже конструкции показаны ламинированные шпангоуты, выклеиваемые предварительно по шаблонам из реек. Обшивка корпуса может вестись прямо по этим шпангоутам, установленным на стапеле в качестве лекал. Не исключено и применение натесных шпангоутов, составные части которых, как и на многих лодках местных типов, выпиливаются из досок и соединяются между собой на накладках той же толщины. Если для изготовления шпангоутов используется дуб или ясень, заготовки делают толщиной 22—24 мм; если же применяется сосна, то толщиной 28—30 мм. При разметке на доске детали надо располагать таким образом, чтобы перетес волокон древесины был минимальным, иначе шпангоуты могут получить трещины (особенно при аварийных обстоятельствах, например при посадке на мель при волне). В лучших конструкциях натесные шпангоуты выполняют трехслойными, заменяя накладки приклеенными с обеих сторон шпангоута полосами водостойкой фанеры толщиной 4—6 мм. Шпация — расстояние между шпангоутами — принята такой же, как и на многих народных лодках — 600 мм.

Корпус с реечной обшивкой. Корпус обшивают рейками толщиной 20 и шириной 40—60 мм, прикрепляя каждую рейку к ранее поставленной рейке гвоздями 3X60 (80 мм) с шагом 100—120 мм, а затем к шпангоутам шурупами 4X45 мм (см. рис. закладка и сечения по шпангоутам, 187 КБ). Рейки нужно напилить из сухих сосновых досок (годится кедр, лиственница) толщиной 25 мм, с учетом запаса на их прострагивание (3—4 мм) и на окончательную зачистку обшивки. Начинают обшивать корпус с прилегающего к килю шпунтового пояса. Его лучше заготовить из доски шириной 150 мм. Благодаря тому, что эту доску можно сузить к форштевню, последующие рейки уже не нужно будет уменьшать по ширине в носу.

Корпус с обшивкой кромка на кромку. Доски обшивки при этом способе соединяют между собой — проклепывают по кромкам, поэтому корпус обладает достаточной жесткостью без постановки дополнительных (сверх показанных на рис. общего расположения катера) шпангоутов. Для этого необходимы сосновые или еловые доски толщиной 20 мм (в чистом виде). Ширина доски в средней части длины корпуса должна составлять 120—150 мм.

К шпангоутам, килю и штевню обшивку крепят шурупами 5X45, а по кромкам проклепывают гвоздями-заклепками (лучше всего медными) диаметром 3,5—4 мм. Под гвозди необходимо предварительно просверлить отверстия несколько меньшего диаметра; после постановки внутренние концы гвоздей нужно расклепать на шайбах.

Корпус с дощатой обшивкой вгладь. При этом способе обшивки смежные поясья не имеют между собой никакой связи, кроме как через шпангоуты. При шпации 600 мм и толщине обшивки 20 мм особенно беспокоиться за прочность корпуса не приходится, но не исключено появление течи по пазам даже при самой плотной конопатке. В конструкции некоторых народных лодок с такой обшивкой применяют дополнительные элементы — треугольные рейки-ласты, которые закрепляют частыми металлическими скобами в разделанных снаружи пазах обшивки. Лучше же всего поставить по одному гнутому шпангоуту между указанными на чертежах натесными шпангоутами, либо вообще все шпангоуты выполнить гнутыми. Шпация в этом случае составит 300 мм, толщину обшивки можно уменьшить до 15—17 мм.

Заготовки гнутых шпангоутов выпиливают из дубовых, ясеневых (сечением 16X30 мм) или еловых (сечением 18X35 мм) реек, распаривают и ставят в корпус, после того как вся обшивка собрана на временно установленных лекалах или натесных основных шпангоутах. При варианте с гнутыми шпангоутами вес корпуса получится меньше.

Коротко остановимся теперь па изготовлении отдельных важнейших деталей корпуса.

Киль можно сделать по любому из показанных на рисунке способов. Состоит киль из поставленного на ребро бруса, или собственно киля, толщиной 40 мм и резенкили — прикрепленной к верхней его кромке доски, изгибаемой на пласт, либо двух реек по бокам. Выбор зависит от возможностей строителя, но конструкция с рейками требует плотной подгонки и большего количества крепежа, чтобы предотвратить возможную течь по пазам между килем и рейками (этот вариант хорош при использовании водостойкого клея).

Варианты сборки киля: а — с резенкилем из доски; б — с боковыми рейками

Как бы то ни было, на подобных катерах туристы-водники из Архангельской, Вологодской, Ленинградской и других областей совершили немало увлекательных путешествий, во время которых их не волновали ни заботы о горючем, ни ремонт двигателя или состояние погоды.

Учитывая рекомендуемую мощность двигателя, катер спроектирован с невысоким по современным стандартам бортом и рубкой небольшого объема. Для уменьшения волнового сопротивления выбран сравнительно узкий корпус (L/B = 3,3) с высоким коэффициентом продольной полноты f = 6,65 (см. таблицу ординат).

Теоретический чертеж катера

Пост управления размещен в открытой с кормы рулевой рубке, имеющей небольшую высоту — около 1,6 м. Так что если водитель открывает предусмотренный над его местом люк в крыше рубки, он может управлять катером, стоя на невысокой банкетке. Увеличивать же высоту рубки не стоит из-за влияния ветра на скорость и управляемость судна.

Корпус катера, как уже отмечалось, можно строить различными способами, ориентируясь на постройку лодок местных типов. На чертеже конструкции показаны ламинированные шпангоуты, выклеиваемые предварительно по шаблонам из реек. Обшивка корпуса может вестись прямо по этим шпангоутам, установленным на стапеле в качестве лекал. Не исключено и применение натесных шпангоутов, составные части которых, как и на многих лодках местных типов, выпиливаются из досок и соединяются между собой на накладках той же толщины. Если для изготовления шпангоутов используется дуб или ясень, заготовки делают толщиной 22—24 мм; если же применяется сосна, то толщиной 28—30 мм. При разметке на доске детали надо располагать таким образом, чтобы перетес волокон древесины был минимальным, иначе шпангоуты могут получить трещины (особенно при аварийных обстоятельствах, например при посадке на мель при волне). В лучших конструкциях натесные шпангоуты выполняют трехслойными, заменяя накладки приклеенными с обеих сторон шпангоута полосами водостойкой фанеры толщиной 4—6 мм. Шпация — расстояние между шпангоутами — принята такой же, как и на многих народных лодках — 600 мм.

Корпус с реечной обшивкой. Корпус обшивают рейками толщиной 20 и шириной 40—60 мм, прикрепляя каждую рейку к ранее поставленной рейке гвоздями 3X60 (80 мм) с шагом 100—120 мм, а затем к шпангоутам шурупами 4X45 мм (см. рис. закладка и сечения по шпангоутам, 187 КБ). Рейки нужно напилить из сухих сосновых досок (годится кедр, лиственница) толщиной 25 мм, с учетом запаса на их прострагивание (3—4 мм) и на окончательную зачистку обшивки. Начинают обшивать корпус с прилегающего к килю шпунтового пояса. Его лучше заготовить из доски шириной 150 мм. Благодаря тому, что эту доску можно сузить к форштевню, последующие рейки уже не нужно будет уменьшать по ширине в носу.

Корпус с обшивкой кромка на кромку. Доски обшивки при этом способе соединяют между собой — проклепывают по кромкам, поэтому корпус обладает достаточной жесткостью без постановки дополнительных (сверх показанных на рис. общего расположения катера) шпангоутов. Для этого необходимы сосновые или еловые доски толщиной 20 мм (в чистом виде). Ширина доски в средней части длины корпуса должна составлять 120—150 мм.

К шпангоутам, килю и штевню обшивку крепят шурупами 5X45, а по кромкам проклепывают гвоздями-заклепками (лучше всего медными) диаметром 3,5—4 мм. Под гвозди необходимо предварительно просверлить отверстия несколько меньшего диаметра; после постановки внутренние концы гвоздей нужно расклепать на шайбах.

Корпус с дощатой обшивкой вгладь. При этом способе обшивки смежные поясья не имеют между собой никакой связи, кроме как через шпангоуты. При шпации 600 мм и толщине обшивки 20 мм особенно беспокоиться за прочность корпуса не приходится, но не исключено появление течи по пазам даже при самой плотной конопатке. В конструкции некоторых народных лодок с такой обшивкой применяют дополнительные элементы — треугольные рейки-ласты, которые закрепляют частыми металлическими скобами в разделанных снаружи пазах обшивки. Лучше же всего поставить по одному гнутому шпангоуту между указанными на чертежах натесными шпангоутами, либо вообще все шпангоуты выполнить гнутыми. Шпация в этом случае составит 300 мм, толщину обшивки можно уменьшить до 15—17 мм.

Заготовки гнутых шпангоутов выпиливают из дубовых, ясеневых (сечением 16X30 мм) или еловых (сечением 18X35 мм) реек, распаривают и ставят в корпус, после того как вся обшивка собрана на временно установленных лекалах или натесных основных шпангоутах. При варианте с гнутыми шпангоутами вес корпуса получится меньше.

Коротко остановимся теперь па изготовлении отдельных важнейших деталей корпуса.

Киль можно сделать по любому из показанных на рисунке способов. Состоит киль из поставленного на ребро бруса, или собственно киля, толщиной 40 мм и резенкили — прикрепленной к верхней его кромке доски, изгибаемой на пласт, либо двух реек по бокам. Выбор зависит от возможностей строителя, но конструкция с рейками требует плотной подгонки и большего количества крепежа, чтобы предотвратить возможную течь по пазам между килем и рейками (этот вариант хорош при использовании водостойкого клея).

Варианты сборки киля: а — с резенкилем из доски; б — с боковыми рейками

1 — киль; 2 — резенкиль; 3 — болт М6, шаг 200—250: 4 — рейка 40X30; 5 — шуруп 5X80, шаг 120.

Постройка катера. Проект водоизмещающего моторного катера для самостоятельной постройки


Многоцелевой водоизмещающий деревянный моторный катер длиной 8 метров при сравнительно небольших размерах является идеальным судном для комфортабельного плавания по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей с небольшим экипажем. Сфера применения катера очень широка: его можно использовать как прогулочное судно, как семейный катер для дальних круизов, чартерное судно, разъездной служебный катер или рыболовный бот. Главный двигатель — Vetus М3.28 — 27 л. с. обеспечивает экономичный ход до 7 узлов (13 км/час) и имеет достаточный запас мощности для увеличения скорости хода и борьбы со встречным ветром и волной. На транце можно устроить откидную платформу с маломощным подвесным мотором для троллинга. Отдельная каюта плюс салон, камбуз и гальюн создают достаточные удобства для экипажа из 4 человек в многодневном круизе и до 10 человек в прогулке выходного дня. Возможен вариант с укороченной рубкой и более просторным кокпитом. Ширина катера в 2,5 метра вписывается в автогабарит, так что его можно перевозить на трейлере на неизведанные акватории.

Проект водоизмещающего моторного катера разработан по идее Виктора Нацыка на основе архитектурного дизайна Юрия Антипова. Конструкция катера деревянная — реечная сосновая обшивка (диагональный ламинат) на продольном наборе и переборках из фанеры. Возможна разработка корпуса с фанерной обшивкой шарпи. Построить такой катер самостоятельно и стать обладателем настоящего судна может любитель-самостройщик, обладающий определенными навыками в работе с деревом.

КРАБ: РАЗБОРНАЯ ЯХТА

Днищевые стрингеры установлены снаружи лодки — это создает эффект килей, что повышает устойчивость лодки на курсе.

Подъем носа и кормы, обеспечиваемый небольшим завалом внутрь стыкуемых секций (на 4—5 мм) при подгонке, значительно повышает мореходные качества.

А — корпус (в расчлененном виде): 1 — стяжной трос, 2 — носовая секция, 3 — стыковые узлы наружного привального бруса, 4 — внутренний привальный брус, 5 — торцевая перегородка (диафрагма), 6 — обшивка борта (фанера толщиной 3 мм), 7 — обшивка дна (фанера толщиной 4 мм), 8 — натяжное устройство. Б — крепление уключины: 1 — подуключник, 2 — накладка, 3 — стяжной болт. В — конструкция стыкового узла наружного привального бруса: 1 — привальный брус, 2 — шип, 3 — гнездо (кровельное железо), 4 — привальный брус следующей секции. Г — устройство для натяжки троса: 1 — трос, 2 — резьбовая втулка, 3 — кронштейн, 4 — натяжной болт.

Точно так же делаются заготовки внутренних переборок и транца.

Для носовой секции прямолинейные рейки применить невозможно — они делаются клееными из фанеры. Для этого нарезают 16 узких (30—32 мм) полосок фанеры длиной 650 мм. На толстой доске размером 700X200 мм рисуют в натуральную величину контуры верхней (привальный брус) и нижней (скуловой стрингер) реек. По контуру набивают 75-мм гвозди на глубину 15—20 мм. Затем полоски-заготовки смазываются клеем и вставляются в шаблон, образованный гвоздями. Чтобы плотнее стянуть полоски при сушке, у верха гвоздей пропускается змейкой шпагат. Вторую пару заготовок склеивают аналогично. Края склеенных заготовок обрабатывают напильником и шкуркой.

Затем на листе бумаги (желательно миллиметровки) рисуют один внутри другого квадраты и контур носовой секции, соответствующие размерам Верхней части секции будущей лодки, — это облегчит склейку секций и избавит от необходимости исправлять перекосы.

На полу на листе бумаги — шаблоне собираются на клею и шурупах все секции — сначала борта и переборки, а затем днищевые листы. После чего подгоняются и устанавливаются привальные брусья (с шипами и гнездами) и лодка временно собирается на болтах-стяжках и обрабатывается напильником и шкуркой. Эту операцию следует провести дважды.

Все секции и заготовки днищевых стрингеров дважды пропитываются горячей олифой и после второй пропитки выдерживаются 4—5 дней. Высохшие секций слегка зачищают наждачной бумагой и еще раз собирают вместе для окончательного контроля всех стыков. Затем секции снаружи протираются тампоном, смоченным в бензине или уайтспирите, для обезжиривания поверхности.

Потом днища всех -пяти секций оклеиваются стеклотканью на эпоксидном клее с добавкой 10—15% ацетона в качестве разбавителя. Края ткани загибаются и спускаются на борта на 50—80 мм. Одновременно узкими полосками — обрезками стеклоткани на том же эпоксидном клее закрепляются все внешние углы секций. Сразу же, пока смола не схватилась, на днище накладываются смазанные тем же клеем днищевые стрингеры и закрепляются шурупами 15X3 с шагом 80-100 мм.

Через двое суток после отверждения смолы лодка снова обрабатывается наждачной бумагой (особенно у края стеклоткани), а затем окрашивается первым слоем краски. После высыхания краски устанавливаются все металлические детали, делается проводка стяжного троса, подгонка сидений — банок и крышки лючка.

Держатели уключин изготавливаются склепыванием из кусков дюраля подходящей толщины. В крайнем случае — из дуба или бука с оковкой стальной полоской.

Весла (разборные, распашные) — из трех черенков от лопат, алюминиевых трубок подходящего диаметра, плотно входящих одна в другую, и алюминиевых лопастей размером 150X400X1,5 мм.

Во вторую, третью и четвертую секции желательно сделать легкие елани йо длине секций шириной около 400 мм. Они выполняются из реек 10X15 мм с шагом 25 мм, соединенных тремя узкими поперечными дюралевыми полосками.

Трос закрепляется петлей в натяжителе из килевой точки транца; далее он идет по обеим сторонам килевого стрингера до форштевня; на форштевне дважды перекрещивается в канавках под накладкой и возвращается к корме по бортам под привальным брусом; концы троса закрепляются в талрепах — натяжителях в верхних углах транца.

И. МАЛЕВИЧ

Рекомендуем почитать

Дизайн катера классического стиля с развитой рубкой, с приподнятыми оконечностями и широким развалом бортов в носовой части и транцем, не погруженным в воду. Такие обводы корпуса гарантируют высокую мореходность на волне и хороший, легкий и экономичный ход в водоизмещающем режиме.

Просторная носовая палуба и широкий сан-дэк на крыше носовой каюты, а также глубокий и просторный кокпит создают удобную обстановку для работы и отдыха на открытом воздухе. Кокпит самоотливной. Кроме рубочных и ножных лееров (невысокого фальшборта), палуба на баке и в корме ограждена релингами.

Рубка может быть выполнена с разными вариантами наклона лобовых стекол в соответствии с пристрастиями владельца.

Для увеличения нажмите на картинку (откроется в новом окне)

Внутренняя планировка катера представлена носовой каютой с двуспальной койкой, одежным шкафом и гальюном с душем и умывальником. В салоне с большими окнами расположен камбуз и обеденный стол с двумя поперечными диванами. В нос от камбуза по левому борту располагается пост управления судном с отдельным выходом на палубу. Высота в рубке 1,96 м до подволока. Широкий кокпит с емкими рундуками для шкиперского снабжения под банками хорошо прикрыт от непогоды рубкой и имеет длину 1,96 метра, и при необходимости здесь могут заночевать два человека. В носу объемный якорный рундук, а в корме кокпита за переборкой изолированный рундук, где хранится газовый баллон и прочее снабжение. Под пайолами салона, в трюме и в рундуках коек расположены танки топлива и воды, аккумуляторы, бойлер горячей воды, а в шкафах и рундуках диванов и имеется пространство для хранения имущества и снабжения.

Для увеличения нажмите на картинку (откроется в новом окне)

Остойчивость катера чрезвычайно высока. Его практически невозможно перевернуть при любых состояниях загрузки. Плечо остойчивости на крене 50 град. составляет 0,313 метра, а восстанавливающий момент равен 911 кг*м. Говоря проще, можно представить, что закрененный на 50 град. катер будет восстанавливаться силой 911 кг, приложенной к рычагу длиной 1 метр поперек от диаметральной плоскости судна.

Все критические точки заливания (входная дверь, рундуки кокпита) остаются выше уровня воды при любом угле крена, лишь окна рубки при 84 град. входят в воду, и если их не выдавит давлением воды, то дальше катер не будет крениться, поскольку рубка, входя в воду, препятствует крену. Но это невероятный случай, практически невозможный в условиях нормальной эксплуатации в предназначенных акваториях.

Постройка катера

Постройка деревянного корпуса катера ведется обычными для современного деревянного судостроения методами, и это по силам любителям-самостройщикам. Конструкция деревянного корпуса состоит из продольного набора — киля, привальных брусьев и стрингеров, скрепленных на штевне и транце, и опирающихся на поперечный набор из рамных шпангоутов и переборок. Обшивку корпуса можно сделать разными методами. Самый предпочтительный — это трехслойный диагональный ламинат из сосновых реек. Возможен вариант однослойной обшивки продольными рейками, или комбинированный — один продольный и два или один диагональных слоя. Постройку корпуса катера ведут в положении килем вверх, и после выставки шпангоутов на стапель, обшивки и оклейки корпуса стеклотканью, корпус кантуют в нормальное положение, заканчивают внутреннее обустройство корпуса, настилают палубу, монтируют кокпит, и заканчивают достройку рубки. Постройка такой лодки потребует от строителя некоторых навыков столярного дела, умения разбираться в чертежах, трудолюбия, мотивации и настойчивости, а также известной доли здравого смысла. Можно построить катер с корпусом шарпи из фанеры.

Катер КРАБ-620

Дополнительные материалыКоличествоПримечание
Сосна (в чистоте) со вспомогат. конструкциями0,4 м.куб.доска, рейка разная
Дуб (в чистоте)0,1 м.куб.доска, рейка разная
Эпоксидная смола20 кг.
Стеклоткань 200-250 гр/кв.м.80 пог.м.

Прогулочный деревянный катер моторный длиной 6.2 метров предназначен для плавания по рекам, озерам, водохранилищам и прибрежным зонам морей. Сфера применения катера — прогулочное судно, семейный катер для дальних круизов, разъездной служебный катер или рыболовный бот. Главный двигатель — подвесной двигатель от 5 до 60 л.с. обеспечивает экономичный ход в водоизмещающем режиме до 6 узлов (12 км/час при 5-6л.с.) и до 45км/час под 60-сильным двигателем. При двигателе 20л.с. скорость катера Краб-620 будет около 25км/час. Катер предоставляет достаточные удобства для экипажа из 2-3 человек в многодневном круизе и до 6 человек в прогулке выходного дня. Малая осадка (0,25м корпусом) позволяет плавать почти везде и подходить к отмелому берегу. Ширина катера в 2.3 метра вписывается в автогабарит, так что его можно перевозить на трейлере на неизведанные акватории. Конструкция катера деревянная — фанерная обшивка шарпи на продольном наборе и переборках из фанеры. Построить такой катер самостоятельно и стать обладателем настоящего практичного и красивого судна может любитель-самостройщик, обладающий определенными навыками в работе с деревом

Внутренняя планировка катера Краб-620 для постройки представлена носовой каютой с двуспальной койкой (спать здесь могут и трое), гальюном и камбузом с газ. плитой. Высота в рубке-убежище 1.21м до подволока от пайолов и 0,9м от уровня койки. Широкий кокпит хорошо прикрыт от непогоды рубкой и имет длину более 2 метров, и при необходимости здесь могут заночевать два человека под тентом. Высота под крышей рубки-догхауза 1,8м. Носовая палуба безопасна и удобна при работах с якорем и на швартовках. В носу якорный рундук, а в корме кокпита за переборкой изолированный рундук, где хранится газовый баллон и прочее снабжение. В рундуках кокпита расположены танки топлива (2х30л.), в рундуках диванов и имеется пространство для хранения имущества и снабжения.

Постройка катера Краб-620 из фанеры ведется обычными для современного деревянного судостроения методами, и это по силам любителям-самостройщикам. Конструкция деревянного корпуса состоит из продольного набора — киля, привальных брусьев и стрингеров, скрепленных на штевне и транце, и опирающихся на поперечный набор из рамных шпангоутов и переборок. Обшивку корпуса выполняют из фанеры. Постройку корпуса катера ведут в положении килем вверх, и после выставки шпангоутов на стапель, обшивки и оклейки корпуса стеклотканью, корпус кантуют в нормальное положение, заканчивают внутреннее обустройство корпуса, настилают палубу, монтируют кокпит, и заканчивают достройку рубки. Постройка такой лодки потребует от строителя некоторых навыков столярного дела, умения разбираться в чертежах, трудолюбия, мотивации и настойчивости, а также известной доли здравого смысла.

Материалы для постройки водоизмещающего катера

Древесные пиломатериалы для постройки катера должны иметь воздушно-сухую влажность 13-16%, быть по возможности прямослойными, с минимальным количеством сучков. Желательно подбирать материал мелкослойный, с плотной структурой годовых колец. Фанера — марки ФСФ, как минимум. Если желаете иметь лодку класса люкс, можно использовать для рамных шпангоутов и внутреннего обустройства мебели фанеру с наружным слоем красного дерева или другой декоративной породы. Под лаком эти материалы будут смотреться очень красиво. Крепеж — в основном нержавеющий шуруп разных размеров. Стеклоткань сатинового переплетения, подходящая для пропитки эпоксидной смолой. Сборка корпуса — на эпоксидной смоле, оклейка тоже, в крайнем случае — на полиэфирной. Потребуется также некоторое количество нержавеющей стали — для баллера руля, трубы для гельмпорта, и листовой — для дельных вещей. Свинец для балласта в морском варианте катера можно заменить чугунной дробью, но это хуже.

Катер краб-620. набор для постройки

Катер краб-620. набор для постройки в Нижнем Новгороде:

LOA = 6.2м (длина наивнушительная)
BOA = 2.32м (ширина наивнушительная)
LWL = 5.83м (длина по ватерлинии)
BWL = 2.1м (ширина по ватерлинии)
Displ= 0.65/1.1т (водоизмещение порожнем/полное)
Draft = 0.25м (осадка корпусом при полной нагрузке)
Мотор = 6: 60 л.с. подвесной
Камбуз - газ-плита с мойкой
Гальюн - унитаз прокачной либо биотуалет
Water tank - 40L (вода)
Fuel tank - 60L (топливо)
В цену входит действующий проект для самостоятельной постройки катера, Состав раскроенной фанеры, упакованный для Доставки транспортной компанией.
возможно купить деревянные раб/части шпангоутов.
Отправка транспортными Фирмами по всей РФ.
Подробнее на сайте Фирмы CNC Kits
Автор проекта: aMariner

Читайте также: