Картины в стиле ботаника своими руками

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 03.09.2024

Художники, ученые и ученые-художники отправлялись в экспедиции, изучали флору и фауну неизведанных территорий, и привозили на родину тысячи листов с рисунками и записями. Иногда, ценой собственной жизни. Но началось все задолго до экспедиций.

Врачи-основатели и древнегреческий трактат

Ботаническая иллюстрация в религии

В эпоху Средневековья и Ренессанса изображение растений получило широкое распространение в молитвенных книгах — рисунки плодоносящих деревьев, садовых и полевых цветов наполняли их христианской символикой. Например, белая лилия символизировала чистоту и непорочность Девы Марии, синий ирис — символ материнской скорби, а изображая разнотравье у ног Богородицы с младенцем художник мог прямо закодировать весь земной путь Христа, где одуванчик олицетворял младенчество Спасителя, фиалка — смирение, клевер — Святую Троицу.

Основоположник ботанического искусства

Начиная с XVI века ботаническая иллюстрация начала выделяться в самостоятельный жанр. В этот период изображения растений стали носить не только научно-описательный характер, но и художественный. На смену средневековым рукописным травникам и гербариям пришли типографские издания, иллюстрированные гравюрами — это результат тесного сотрудничества ученых-ботаников и художников. В период Великих географических открытий (XV-XVII века), когда на мировой карте появились новые материки и острова, в Европу попали новые неизвестные плоды, цветы и травы. Появились первые кафедры ботаники, а при европейских университетах открылись ботанические сады.


Первым предпринял попытку классифицировать растения, основываясь на признаках цветка и семени, швейцарский ученый-энциклопедист Конрад Геснер (1516-1565). Ученый заложил основы систематики растений и создал множество удивительно точных набросков, став признанным основоположником ботанической иллюстрации. Именно труды Геснера легли в основу общепринятой систематики Карла Линнея.

Рукописи не горят. И не тонут

В 1650-х годах Румф устроился на работу в Ост-Индскую компанию, которая долгое время монопольно контролировала торговлю пряностями, ценившимися в то время европейцами дороже золота. Молодой ученый выпросил перевод в гражданское отделение, располагавшееся на острове Абон. Там в течение нескольких лет Румф описывал местные растения и животных. Результатом его работы стали 12 томов исследований, шесть из которых были посвящены растительному миру острова.


В процессе сведения научных трудов Румф ослеп, но продолжал работу, благодаря содействию властей Батавии. В 1687 году, когда дело уже близилось к завершению, случился пожар, в котором сгорели многие его записи и иллюстрации, и ученому пришлось восстанавливать утраченное.

Каталог растений Herbarium Amboinense был возрожден к 1690 году. Рукопись отправили на корабле в Нидерланды для издания книги, но случилась очередная беда — судно было атаковано и потоплено французами. К счастью, в Батавии сохранились копии. После того случая рукопись доставили в издательство только через шесть лет, в 1696 году. Но многострадальной работе и на этот раз не суждено было увидеть свет. Издатели сочли работу Румфа слишком объемной и на долгие годы отправили в архив.


Геогр Румф умер в 1702 году, а шеститомный труд ученого Herbarium Amboinense, посвященный растениям, мир увидел только в 1741 году. К печати книга была подготовлена голландским ботаником Йохансом Бурманом, который перевел ее на латинский язык. К тому времени в науке уже появились правила бинарной номенклатуры (способ обозначения видов при помощи двухсловного названия), а виды, описанные Румфом, были заново переопределены другими ботаниками. Несмотря на это, Herbarium Amboinense считается шедевром своего времени. Эти труды послужили основой для дальнейших изучений флоры Молуккских островов Индонезии и способствовали развитию научной классификации Линнея. В коллекции Дарвиновского музея хранится издание 1750 года.

Система Линнея

Эпоха Просвещения считается золотым веком ботанической иллюстрации и науки. В XVIII веке шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707–1778) сформулировал основные принципы половой системы классификации растений, которые существуют до сих пор. До Линнея классифицировать живые организмы пытались Аристотель, Гептадор и Теофраст, разделив растения на деревья и травы, а животных — на холоднокровных и теплокровных.
Карл Линней описал около 10 тысяч видов растений, примерно 1500 из них он открыл сам. Ученый классифицировал их по половому признаку (по количеству тычинок). Линней ввел бинарную номенклатуру, разработал систему описания растений, сформулировал представление о видах, которые объединял в роды, далее в отряды, а последние — в классы. Он выделил 24 класса растений и 6 классов животных.

Система Линнея активно использовалась учеными долгое время — с середины XVIII века до XIX века. Благодаря классификации ученого, все описания растений, сделанные ранее, удалось постепенно унифицировать, и между ботаниками разных стран возникло полное взаимопонимание. В ботанической иллюстрации также укрепились изобразительные каноны, тесно связанные с научным обоснованием и классификацией по методу Линнея. Растения стали изображать максимально точно — формы, отдельные детали. Во второй половине XVIII века — начале XIX века высший свет увлекся естественными науками, в моду вошло садово-парковое искусство и как следствие возрос спрос на ботанические книги.

Рафаэль цветов

В эпоху Просвещения появилось много художников, которые специализировались на изображении растений. Одним из главных представителей мастеров ботанической иллюстрации XVIII века был французский живописец бельгийского происхождения Пьер-Жозеф Редуте. В 13 лет Редуте ушел из дома, чтобы стать странствующим художником. Профильного образования у него не было. В 1782 году Редуте приехал в Париж. Свободное время он проводил в Королевском Ботаническом саду, рисуя цветы. В 1784 году на юношу обратил внимание ботаник Шарль Луи Леритье де Брютель, который искал художника для иллюстрирования своих трудов. Леритье представил юношу голландскому живописцу Герарду ван Спендонку, который стал его учителем.


В 1786 году Редуте начал работать в Ботаническом саду Музея естественной истории, составляя каталоги коллекций флоры и фауны. Он рисовал для французской королевы Марии-Антуанетты, был любимым художником императрицы Жозефины. Во времена правления Наполеона Редуте был участником исследовательской группы, и за время экспедиций написал более 2000 акварелей растений Африки, Америки, Европы и Австралии.

Любимица Петра Великого

Среди ученых и художников, которые стояли у истоков ботанической иллюстрации, были и женщины. Одна из них — немецко-голландская художница Мария Сибилла Мериан (1647 — 1717). Женщины в XVII веке не могли получать образование, поэтому живописи Мария Сибилла Мериан обучилась у отчима — голландского художника Якоба Мареля, увлеченного зарисовками цветов и растений. Он первым разглядел талант падчерицы. Мария также с детства питала страсть к изучению насекомых — наблюдала за бабочками и гусеницами, препарировала и делала зарисовки.




Первый академик ботаники Российской Империи

В России ботаническое искусство развивалось совсем непросто. Оно зарождалось, как и в остальном мире, из схематических, несколько лубочных рисунков в травниках. Российские монархи очень внимательно относились к европейским достижениям в мире ботаники, и в своих библиотеках собирали флористические атласы, гербарии, книги по устройству садов и парков. Особенно при дворе ценились издания с точно выполненными ботаническими иллюстрациями. Начиная со времен правления Петра I в Российскую Империю приглашали видных и амбициозных исследователей, вместе с ними прибывали и художники, которые рисовали флору и фауну в экспедициях.

Петр Великий задумал создать большой ботанический сад в Санкт-Петербурге, в котором выращивались бы лекарственные растения для распространения в аптеках. Император озадачился поиском подходящей кандидатуры на должность управленца. По рекомендациям выдающегося немецкого врача Фридриха Гофмана в Санкт-Петербург заведовать Аптекарским огородом (сейчас — Ботанический сад Ботанического института имени В. Л. Комарова РАН) был приглашен немецкий естествоиспытатель Иоганн Христиан Буксбаум (1693–1730), который стал первым академиком ботаники и натуральной истории Академии наук Санкт-Петербурга.

В 1724 году ученого назначили сопровождающим врачом графа Александра Румянцева. Пользуясь случаем, Буксбаум посетил Грецию, Малую Азию, Дербент, Астрахань и по поручению первого президента Академии наук Лаврентия Блюментроста описал и зарисовал три царства природы, делая акцент на врачебные растения. Ученый описал сотни растений — самый масштабный труд Буксбаума называется Plantarum minus cognitarum centuriae circa Bysantium et in Oriente observatorum.

Освоение растительного мира Сибири

Основоположником научного исследования Сибири стал Иоганн Георг Гмелин (1709—1755). Он родился в Германии, в 16 лет получил степень доктора медицины, и в 1727 году переехал в Россию. Первое время он занимался естественной историей, в Кунсткамере составлял каталоги минералов и начал работу над сводом древних окаменелостей, которую завершил уже Михаил Ломоносов в 1741 году.

В 1724 году Петр I учредил экспедицию по северной части Тихого океана и прилегающих земель, которая получила название Первая Камчатская экспедиция. Она состоялась через год после смерти императора и длилась четыре года. Результаты экспедиции оказались не удовлетворительными, поэтому в 1733 году было решено организовать повторную. В состав Второй Камчатской вошло около двух тысяч человек — ученые, художники, административный персонал. В их число вошел и Иоганн Гмелин. Экспедиция длилась десять лет. За это время ученый в составе делегации преодолел порядка 34 тясяч километров Сибири, описал и зарисовывал встречающуюся растительность, исследовал народы этого региона. Он первым в своих работах разделил Сибирь на восточную и западную.

Похищение ученого

Самуил Георг Готлиб Гмелин (1745–1774) также был приглашен Академией наук на службу в Россию. Он родился в Германии и в 19 лет защитил докторскую диссертацию. Должность профессора ботаники Санкт-Петербургского университета он занял в 1767 году. Гмелин возглавил Астраханскую экспедицию и целый год посвятил изучению восточного побережья Каспийского моря, в частности его растительного и животного мира. Около Дербента ученого захватил в плен хан Усмей-Асмир-Амзы. У Екатерины Великой потребовали выкуп в размере 30 тысяч рублей, но императрица решила освободить ученого вооруженным путем. К сожалению, она опоздала — в плену Гмелин заболел и умер.

Паллас против Линнея и масштабные экспедиции

Екатерина II в годы своего правления издала ряд указов, согласно которым, иностранцам, желавшим переехать в Российскую империю, давался ряд привилегий. В эту волну и попал Петер Паллас — в 1766 году Петербургская Императорская Академия наук избрала его профессором натуральной истории. Ученый возглавлял академические экспедиции в Поволжье, Сибирь, Забайкалье, на Алтай и Урал, где изучал и описывал флору и фауну. Только одна первая Оренбургская экспедиция продолжалась шесть лет. Ученый оставил после себя огромное научное наследие, им были описаны многочисленные виды растений и животных из разных уголков России.

Журнал-аксакал

Кроме научных трудов и художественных полотен, издавались и специализированные журналы по ботанике. Один из них существует уже более 200 лет — Curtis Botanical Magazine. По сей день он пользуется большим спросом у ученых, садоводов и любителей ботанического искусства. За более чем двухвековую историю издания многие растения были впервые описаны именно на его страницах. Основал журнал британский ученый Уильям Кертис.


По образованию он был аптекарем, но со временем интерес к ботанике победил и ученый посвятил жизнь растениям. В пригороде Лондона он основал собственный ботанический сад, в котором читал лекции. В 1787 году Кертис стал издателем ботанического журнала с множеством уникальных иллюстраций. Двадцать семь лет с момента основания журнала его главным художником был Сиденем Тист Эдвардс.


Ботанический иллюстратор специализировался на семенных растениях и был первым живописцем, который работал полный рабочий день. После разногласий с приемником Кертиса, он ушел из Curtis Botanical Magazine и основал свой журнал – Botanical Register, который издавался с 1815 по 1847 год. В фондах музея хранятся выпуски Curtis Botanical Magazine 1793-го, 1840-го и 1892-го годов.

Фотографии все еще ошибаются

В XX веке ботаническое искусство перестало быть подспорьем науки и окончательно обособилось в самостоятельный жанр — в первую очередь из-за проблем экологии, которые отразились на популяции некоторых видов растений. Исчезающие или уже исчезнувшие растения, запечатленные когда-то для науки, попали на экологические плакаты и тематические тиражные открытки.




Текст подготовила Екатерина Баранова

Ботаника-тренд, который уже несколько лет не сходит со страниц глянцевых журналов, во всю используется известными брендами и так нравится дизайнерам. В последнее время эта тенденция проявляет себя наиболее ярко, растительные узоры повсюду: интерьерах, одежде, выставках. Вышивки и картины с изображениями различных видов трав или цветов способны очень гармонично вписаться в любой интерьер, причем помимо эстетической, они несут еще и познавательную функцию.








Стили интерьера, органично оформляемые вышивкой:

Обрамление картин

Вышитую картину чаще всего оформляют багетной рамой – если стиль комнаты классический. Для стиля лофт подойдет простая рамка, раскрашенная вручную, преимущественно деревянная. В хай-тек помещение отлично впишется обрамление из стекла, для индустриального – рамка, плетеная из проволоки или собранная из железного конструктора, а сверху окрашенная баллончиками с цветными красками. Для минимализма рамка не нужна – картинка-вышивка просто натягивается на деревянную или железную основу. Стилю прованс придется по нраву мягкая рамка светлых тонов – она может быть вышитой, обрамляя собой нарисованную картинку, фотографию. Для стиля модерн тканевую рамку оформляют пуговицами.

Можно ли сейчас, когда представления о канонах ботанической иллюстрации устоялись, а сама иллюстрация становится всё менее художественной и всё более научной, называть и художественные портреты цветов - ботаническими? Признаться, у меня нет ответа. Если верить Википедии, ботаническая иллюстрация — искусство изображения формы, цвета, деталей растений. Но в это определение спокойно вписываются и портреты растений. Другой вопрос, что научная ботаническая иллюстрация должна быть не только эстетичной, но и иллюстрировать некое научное содержание. Другими словами, заказчиками профессиональных ботанических иллюстраторов являются, например, научные (в том числе и медицинские) журналы, издатели учебной и профессиональной ботанической литературы, создатели ботанических лексиконов и прочие именно научно-исследовательские инстанции.

На мой взгляд, если у иллюстратора есть цель зваться в современном мире именно ботаническим и зарабатывать этим на жизнь - ему следует придерживаться и тех канонов изображения, которые приняты именно сейчас. Если такой цели нет, то можно рисовать всё, что угодно, но это, естественно, не даёт освобождения от истинного знания терминов и их правильного употребления. Возможно, просто стоит для большей ясности заглянуть немного глубже, чтобы понять, сколько интересного и увлекательного упускается из виду, если поддаться на уговоры сровнять современную ботаническую иллюстрацию с простыми рисунками флоры.

306


Фото ботанического сада в Падуе отсюда my-entdecker.de

Ниже (под катом) вы можете посмотреть фильм о садах Падуи. Так как он на немецком, обратите внимание, что примерно на 9-10 минуте фильма в кадр входит высокая темноволосая итальянка с 2 небольшими книгами в руках. При ботаническом саду в Падуе есть библиотека с огромной коллекцией ботанических книг, начиная с момента основания садов. То, что женщина держит в руках - первые книжные гиды по саду. Эти книги в 16 веке выдавались учёным, потому что по расчерченному и пронумерованному плану в отдельную графу вносили название растения с точным указанием места. В те времена даже учёным мужам было тяжело рассмотреть с наскока, с каким растением они имеют дело. А всё потому, что каноны ботанической иллюстрации менялись вместе с представлениями о природе и науке о растениях вообще.

300

А так её было принято изображать в Средневековье. Растения рисовали в свете их мифологического толкования или настолько примитивно, что их нельзя было отличить от других похожих. Мандрагору часто изображали в виде существ мужского или женского пола с зелёным "веником" на голове. Корням мандрагоры приписывали различные мистические свойства из-за их похожести на человеческие фигурки. Ботанические иллюстраторы по устоявшимся канонам того времени стремились проиллюстрировать народные суеверия вместо художественного анализа настоящего растения, как это принято делать сейчас.

Открытие первого ботанического сада было настоящим событием - там студенты и учёные мужи могли увидеть, как то или иное лечебное растение действительно выглядит. Первые натуральные изображения растений как раз и стали появляться к концу 16 века, когда стало ясно, что мистические иллюстрации не имеют ничего общего с реальным положением вещей. Связаны такие перемены были с расцветом науки в эпоху Возрождения. Учёные ставили под вопрос правильность существующих классификаций, названий, а значит и принятые каноны изображения растений. Ботаническая иллюстрация развивалась рука об руку с новыми знаниями в области ботаники.

304

Прошло ещё почти 200 лет, прежде чем в ботанической иллюстрации укрепились изобразительные каноны, тесно связанные с научным биологически обоснованием и классификацией растений по методу Карла Линнея.

Цитата из Википедии:"Линней — создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития биологической науки. Среди главных заслуг Линнея — введение точной терминологии при описании биологических объектов, внедрение в активное употребление бинарной номенклатуры, установление чёткого соподчинения между систематическими категориями, выделение в систематике вида в качестве исходной категории, а также определение критериев отнесения природных объектов к одному виду. Линней — автор активно использовавшейся в XVIII и XIX веке Половой системы классифакции растений."

305


Слева портрет Карла Линнея руки Александра Рослин, справа рисунок Георга Эрета (Georg Dionysius Ehret) классификации растений по Линнею.

301

Например, здесь на фото ниже в книге 18 века как раз видно, что по Линнею стали изображать даже орган размножения растений.

302


Портрет Марии Сибиллы Мериан и её ботаническая иллюстрация того времени

Только в 18 веке ботаническая иллюстрация получила как будто официальное разрешение по следам исследований Карла Линнея, отображать истинное положение вещей и рисовать в одной иллюстрации и стебли, и корни, и плоды, и цветы, и органы размноженияя растений. Ботаническим иллюстраторам было не только можно, но и нужно достоверно изображать всё выше перечисленное. Именно поэтому ботанические иллюстраторы часто были учёными, которые умели превосходно рисовать! К цветным, достоверным изображениям растений так же прибавились так всеми любимые каллиграфические подписи по нормам номенклатуры Линнея с уже общепринятым названием самого растения и его принадлежности к тому или иному семейству.

В общем, между просто рисунком и современной ботанической иллюстрацией лежат несколько столетий ботанических и художественных исследований. Реально ботанические иллюстраторы боролись несколько сотен веков за своё право быть воспринятыми всерьёз, а современная научная ботаническая иллюстрация даже часто подразумевает дополнительные сведения ДНС для более подробной классификации растений и имеет лишь общую эстетическую компоненту с художественными изображениями цветовых портретов.

А Мериан всё равно прекрасна, правда же? Я в одной книге как-то вычитала о ней, что её очень сильно критиковали и за изображения метаморфоза бабочек и жуков на одной картинке. Коллеги Мериан были уверены, что, например, гусеница и бабочка не имеют друг к другу никакого отношения - это два совершенно разных существа. Ниже как раз гравюры Мериан из её самой значимой и известной книги "Metamorphosis insectorum Surinamensium"

307

Ну и в завершение обещанный фильм о первом и старейшем ботаническом саде мира в Падуе. Повторюсь, не пропустите на 9й минуте рассказ о книгах из библиотеки при ботаническом саду. Если вы не понимаете немецкого, всё равно посмотрите хотя бы на книги. Они как раз демонстрируют развитие ботанической иллюстрации.

Модульное панно, сделанное своими руками, украсит любой интерьер

Пусть вы не обладаете талантом художника, не блещете творческим чутьем и сомневаетесь в своем вкусе. Отбросьте сомнения. Имея желание создавать оригинальные картины для интерьера, можно самостоятельно научиться некоторым техникам и через некоторое время любоваться творением своих рук.

Ищем идею для картины

Вдохновение – вещь непостоянная и пугливая. Не будем ждать озарений свыше, а займемся активным поиском идей будущих картин для интерьера.

Совет. В самом начале полезным будет не заглядывать в интернет в поисках задумок. Доверьтесь внутреннему чутью: что нужно именно мне, каким бы мне хотелось видеть свою картину, какой настрой она должна внести в мою жизнь и в интерьер дома? Записывайте все приходящие в голову мысли.

Интересная идея для картины из подручных материалов

Импульсом для творчества может послужить все, что угодно: от швейной фурнитуры и бисера до семейных фото и писем из домашнего архива.

Совет. Для любой мамы трогательным вариантом декора интерьера станет панно-коллаж из детских рисунков, аппликаций, первых милых каракулей и прочих бесценных творений маленьких ручек.

Выбираем способы создания картины для вашего интерьера

Претворить творческие задумки в жизнь можно разными способами. Рисовать акварелью, акрилом, писать модульные картины маслом, создавать панно из кожи, ниток или шерсти, делать постеры из фото – выбор за вами. Каждая из картин будет интересной и неповторимой в интерьере.

Модульная картина маслом с простым сюжетом, созданная своими руками

Картина красками

  • краски масляные, акриловые или акварельные;
  • планшет или мольберт;
  • холст;
  • кисти;
  • палитра и мастихин;
  • скотч;
  • растворитель.

Создать украшение для интерьера можно, даже совсем не умея рисовать

Делаем набросок

Карандашный набросок будущей картины

Определяем источник света

Для придания изображению реалистичности прорисуйте затемненные и освещенные участки. Наметьте, откуда и под каким углом на объекты будет падать свет, где расположатся тень, полутень и блики.

Выбираем цвета

Для того чтобы верно выбрать цвета для картины, нужно знать, что:

  • для получения желаемого оттенка краски смешивают на палитре, а уже потом наносят на холст;
  • в солнечный день цвет объекта имеет золотистые оттенки, в пасмурный – сероватые;
  • если по сюжету на картине – ночь, объекты будут насыщенее и темнее, чем днем.

Поэтапное рисование городского пейзажа акварелью

Творим

Искусству рисования посвящены многотомные труды и 6 лет обучения в институте. На бытовом же уровне можно дать несколько ориентиров в этом процессе:

Для рисования акварелью не нужны холст и дорогие краски

Совет. Если, начиная картину, вы планировали сюжет в стиле реализм, а к середине процесса удивляетесь абстракционизму, не беда. Срочно сделайте вид, что вы так и задумывали с самого начала. Абстрактные творения милостивы к погрешностям новичков, а в интерьере выглядят эффектно и загадочно.

Картины бисером

Интересные и красивые картины, которые дополнят интерьер кухни или спальни, получаются с использованием бисера. Кропотливо, не быстро, но относительно просто, а главное – для нервной системы полезно.

  • рамка на плотном основании;
  • распечатанный рисунок;
  • бисер;
  • проволока или нитки;
  • суперклей;
  • зубочистка.

Бабочка из бисера на клею

Начинаем творить шедевр для интерьера.

  1. Освободите раму от стекла.
  2. На основе наметьте контуры рамки.
  3. Наклейте рисунок, по которому будете выкладывать бисер.
  4. Нитью или проволокой отметьте контуры рисунка, приклеив их к основе.
  5. Приклеивайте бисер, распределяя его плотно, без пустот. Если пальцами это делать неудобно, пользуйтесь зубочисткой. Клей наносите на небольшие фрагменты, не давая ему засохнуть.
  6. Дайте картине полностью высохнуть, установив ее на какое-то время вертикально. Если где-то бисер приклеился плохо, он отвалится, и вы сможете прикрепить его повторно.
  7. Оформите изделие из бисера в рамочку, повесьте на стену и любуйтесь преображенным интерьером.

Лесной пейзаж, выложенный бисером

Картина для интерьера из подручных материалов

Чтобы произведение ваших рук, предназначенное для интерьера вашего жилища, получилось интересным, не ограничивайте свою фантазию какими-то определенными техниками. Комбинируйте, нарушайте правила, создавайте свои рецепты.

Интересное панно для кухни

В ход могут пойти разные декоративные и природные материалы: кожа, ткань, пуговицы, пайетки, элементы квиллинга, обои, сухоцвет, морские камешки, ракушки и даже шерсть. Картину для интерьера из шерсти стоит рассмотреть подробнее.

Триптих из природных материалов: просто и оригинально

Живопись шерстью

Шерстяная живопись – целое искусство в неожиданном ракурсе. Вот уж где можно не переживать по поводу художественных способностей: эскиз рисунка можно нанести и под трафарет. Теплота, глубина, объемность – лишь немногие эпитеты к такому произведению. Картина из шерсти дышит, живет своей жизнью и привносит в интерьер особое тепло.

Нежные цветы из шерсти

  • кляймерная рама;
  • подложка из флизелина или фланели;
  • ножницы, пинцет;
  • шерсть разных цветов.

Создание изображения из шерсти

Теперь начинаем рисовать картину шерстью.

Важно! Иногда прикладывайте стекло к композиции из шерсти. Так вы оцените промежуточный результат и сможете вовремя устранить недочеты.

  • Очистите стекло спиртом, прижмите к картине кляймерами и обрежьте выступающую шерсть.
  • Закрепите рамку и наслаждайтесь результатом.

Шерстяная живопись

Самодельные постеры для интерьера

Оригинальной картиной для интерьера кухни своими руками будут постеры, изготовленные с участием рукописных рецептов из маминого кулинарного блокнотика, например. Рукописный текст, надписи и цитаты на кулинарную тему и просто полезные сведения для хозяйки можно оформить в осмысленную композицию и украсить ею интерьер кухни.
Стильные постеры можно создать из коллажей семейных фото. Основная фотография располагается в середине коллажа, а обрамляют ее фото, созвучные с общей темой. Коллаж закрепляется в раме под стеклом.

Простые картины-постеры для кухни

Создать свой шедевр для интерьера сможет каждый. Не всегда ваше творение обойдется дешевле покупного, но оно того стоит. Но было бы желание – средства найдутся.

Читайте также: