Картины из текстурной пасты своими руками

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 05.09.2024

Современная живопись всё больше тяготеет к повышенной экспрессии, фактурности, нарочито крупному рельефу мазков краски и высокому объёмному красочному слою. Оставив в стороне характер самого изображения и способы рисования маслом объёмов и форм, обратите внимание на сложность фактур и разницу в нанесении краски на холст у разных художников даже в одной живописной работе. Начиная с экспериментов ХХ века и по сей день качеству фактуры картины уделяется особое внимание. В наши дни, когда красочная индустрия настолько богата и интересна, художники и вовсе творят совершенные чудеса.

Если вы хоть раз рисовали маслом, то можете представить, насколько вязкой и плотной может быть масляная краска. Но даже этого не всегда достаточно, чтобы создать почти рельефное изображение, а ведь фактурная живопись маслом очень эффектна и разнообразна!

Разгадка проста - художники создают рельеф краски не только кистями и мастихином, а также нередко выполняют высокую фактурную (почти скульптурную) подкладку под слой масла из более дешёвого и более плотного материала. Бывает, что фактуры на картине выглядят объёмно и богато за счёт контраста с менее рельефными и более глянцевыми поверхностями. Опишу некоторые хитрые приёмы рисования современных художников.

И не важно, написана картина с натуры (фактуры передают объём, форму, пространство) или нарисована из головы (фактуры передают экспрессию, нарядность, экзотичность сюжета и т.д.).

ТЕКСТУРНАЯ ПАСТА.
Для живописи маслом и акрилом, а точнее для создания дополнительного объёма поверхности в отдельных местах и усиления фактурного богатства, используют акриловую текстурную пасту. Она бывает самая разнообразная - от классической однородной белой, до цветной и с разнообразными добавками - блёстками, звёздочками из плотной фольги, пластиковыми шариками, стружкой и т.д..
Текстурная паста наносится кистями или мастихином на рабочую поверхность (холст, бумагу, картон), дорабатывается характерными фактурами - царапается, припечатывается грубой тканью или гипюром, бороздится расчёской или кистями и тщательно высушивается. При желании, если рельеф получился не достаточно высокий, можно проложить ещё 1-2 слоя текстурной пасты.
Акрил сохнет достаточно быстро - уже на следующий день после создания рельефа на картине, можно рисовать маслом поверх фактурного слоя. Поверх уже написанных маслом участков накладывать текстурную пасту нельзя.
Ну, и не переборщите с рельефом - даже мелкие бороздки и бугорки будут хорошо видны, если поверх них нанести тонкий прозрачный слой лессировочной краски.

КРУПА.
Обычная крупа (греча или рис) создаёт необычные и симпатичные фактуры в масляной живописи. Зёрна можно укладывать как разрозненными точками, так и целой фактурной поверхностью (красиво выглядят орнаменты, выложенные крупой, или части абстрактной, декоративной картины). Крупу можно приклеивать к основе клеем ПВА или присыпать ей тонкий слой масляной краски. В любом случае, что-то вязкое и клейкое в основе должно быть. Поверх крупяные зёрна можно покрыть также тонким слоем масляной краски нужного цвета и обязательно хорошенько просушить, прежде чем наносить следующий слой. Во-первых, крупа может разбухнуть при обилии разбавителя, а во-вторых, краска поможет прочно и надёжно зафиксировать зёрна на поверхности холста - крупа не будет осыпаться и позволит работать поверх даже мастихином.
Маленький нюанс: прежде чем приклеивать крупу к холсту, её следует хорошо прокалить в духовке. Сырая крупа при характерной влажности и ненадлежащем хранении картины может не только разбухнуть, но и заплесневеть. А такие спецэффекты нам не нужны, правда? Пшёнка для таких работ не подходит именно по этой причине.

МЯТАЯ ГАЗЕТА.
Отличный вариант создания красивой фактуры в живописи - газеты. Есть разные способы работы с ней.
Способ 1. Отлип.
После прописки первого слоя на картине нужными цветами и оттенками, к соответствующим участкам прикладывается плашмя газета и слегка прижимается пальцами к красочному слою. Внимание: газета накладывается не сразу после прописки (это может только снять лишнюю краску с холста) - следует подождать час-полтора, чтобы краска начала подсыхать.
Как известно, чем тоньше слой масляной краски, тем быстрее он сохнет. Стадия подсыхания верхнего слоя краски и называется отлип - он характеризуется определённой степенью липкости краски (не просто мажет, а именно липнет).
Вот в этот самый момент и можно накладывать газету. К поверхности газеты приклеится не вся краска, а только некоторые участки и пятна. Медленно отделяем газету от поверхности холста и выбрасываем. В местах, где краска отошла и приклеилась к газете, появилась необычная фактура поверхности. Её следует хорошо высушить, чтобы не повредить при нанесении следующего слоя краски.

Способ 2. Мятая газета.
Скомканные клочки тонкой газетной бумаги при прикладывании к красочному слою тоже оставляют интересные фактурные углубления и бороздки. Можно даже оставлять приклеенными отдельные куски газеты к холсту при помощи краски. Фрагменты текста на расстоянии тоже выглядят фактурой, хотя и легко узнаваемой, а мятые бумажные коконы небольшого объёма и высоты могут послужить основой самого рельефного изображения. Разумеется, они должны хорошо держаться на поверхности и поверх обработаны краской. Не увлекайтесь, ведь вы создаёте картину, а не арт-объект. Высота рельефа картины не может превышать 2 см от поверхности холста. Я бы рекомендовала не создавать высоту рельефа более 0,5-0,7 см для лучшей сохранности и удобства транспортировки картины.

ВКЛЕЙКИ.
Современные художники не стесняются применять технику коллажа и в станковой, и в монументальной живописи. Примеров масса - приклеивание к холсту фантиков, этикеток, фольги, стружек металла и дерева, использование сусального золота в живописи, перьев, мелких монет, срезов полудрагоценных и поделочных камней, нитей, кусков пластика, элементов гербария и металлических пластин добавляют живописному полотну интриги, оригинальности, а иногда и материальной ценности.

Здесь важно одно правило - все эти дополнительные исхищрения не должны отвлекать от главного и мешать самой живописи. Коллаж в живописи применяется не часто, а вклеиваемые элементы небольшие по размеру и в целом выглядят скорее деталью, чем композиционным центром. К слову, их на картине не должно быть много - они не самоцель, а интересное дополнение и свежее решение основной идеи.
Не перегружайте холст визуально и механически (наклейки и элементы коллажа лёгкие). Помните, что ваша картина будет храниться долгие годы, а значит ей придётся выдерживать и перепады температур и влажности, и силу удара при падении со стены, и продавливание при механическом повреждении (тьфу, тьфу, тьфу, конечно, но случается и такое). Не забывайте, что холст из-за изменения влажности и температуры может провиснуть или наоборот излишне сильно стянуть волокна - он дышит и реагирует на изменение воздуха, а дополнительное утяжеление может усугубить ситуацию.
Кроме того, плотные тяжёлые вклейки или детали лучше наклеить на сам холст непосредственно перед началом ведения живописной работы. Краска улучшит сцепку с холстом и не расслоится при деформации холста с изменением влажности и температуры, а значит, наклейка не отвалится. Перья, нитки и газетную бумагу можно клеить в саму краску, но не много и небольшого размера.

В акриловой живописи это тоже работает. Только в отличие от масляной живописи, акрил не такой “живой” и почти не подвержен изменениям, а вклейки в него засыхают раз и навсегда.


И я хочу вам рассказать, как я изготавливаю текстурную пасту сама в домашних условиях. Для этого я подготовила для вас подробный мастер класс, с большим количеством фотографий. Эту текстурную пасту я успешно использую в своих работах;)))

Для изготовления текстурной пасты на потребуются следующее:
Ингредиенты:
- Пищевая сода - 1/4 ст. (ее так же можно заменить детским тальком);
- Клей ПВА - 1 ст.л.;
- Акриловая краска (любая) - 1 ст.л.;
- Немного воды, если понадобится.
Материалы:
- Подходящая емкость для текстурной пасты, герметично закрывающаяся;
- Деревянная палочка для перемешивания;
- Столовая ложка;
- Мерная емкость.



2. Затем налейте 1 ст.л. любой акриловой краски (можно использовать и строительную). Так же сразу можно добавить и колер, если вам нужна паста определенного цвета. Я добавляла краску светло-бежевого оттенка и ТП у меня получится светло-бежевая.





Если вы давно ей не пользовались, то перед использованием ТП нужно хорошенько перемешать, так как от долгого хранения на поверхность ТП проступает немного воды.

Овладев основами техник декупажа, скрапбукинга и работы с акриловыми красками, можно приступать к испытанию новых способов декоративной отделки поверхностей. Придать обычной вещи нестандартный вид легко можно при помощи акриловой рельефной текстурной пасты.

Свойства текстурной пасты

Акриловая паста служит для текстурирования разных видов поверхностей. Создать оригинальный рельеф можно на дереве, картоне, металле, ткани, бетоне, стекле или любой другой твердой основе.

Сама по себе паста – это густая смесь мраморной крошки очень тонкого помола и водной акриловой дисперсии.

Применять текстурную пасту легко и приятно благодаря таким ее свойствам:

После высыхания приобретает прочность и водоустойчивость.

Безвредна и экологически безопасна, не имеет неприятного запаха.

Обеспечивает надежную фиксацию дополнительных элементов декора.

Легко смешивается с любыми красками.

Отлично сцепляется с любой твердой поверхностью.

При необходимости можно изменить вязкость, плотность, глянец, степень загущения пасты путем добавления загустителей, акриловых красок, лака, декоративного песка либо, наоборот, воды для разжижения состава.

Виды акриловых рельефных паст

В зависимости от того, насколько тонкий помол мрамора использован в составе, текстурные пасты могут быть:

В первом случае после высыхания средства получится более шершавый и пористый рельеф, во втором – гладкий и шелковистый. Интересных эффектов можно добиться, сочетая эти виды паст.

Основываясь на предназначении и конечном результате, выделяют также несколько групп рельефных паст:

Цветные – пасты, изначально насыщенные цветом. Золотые, серебряные, розовые, голубые, зеленые, желтые, оранжевые, блестящие, гладкие или с микрочастицами – все цвета радуги на вкус потребителя.

Объемные структурные гели – используются для создания коллажей и объемных конструкций. Особенно эффектны прозрачные составы.

Белые пасты-основы – после высыхания требуют дальнейшего декорирования.

Кракелюрные пасты – обладают свойством растрескиваться в процессе высыхания, что позволяет создавать на их основе покрытия с эффектом старины.

Особенности работы с текстурными пастами

Работать с текстурными рельефными пастами можно двумя способами:

Нанесение плотными короткими мазками вручную при помощи шпателя, кисти или лопатки.

В любом случае, декорируемую поверхность предварительно нужно подготовить:

зашкурить (если работаем с деревом);

загрунтовать – для этого обычно берется акриловый грунт;

Затем наносится паста – короткими мазками, удобным мастеру инструментом. При использовании грубого состава, толщина слоя не должна превышать 5 мм, а тонкого – 3 мм, иначе рельеф может растрескаться и плохо сцепиться с подложкой.

Пока паста окончательно не высохнет (от 15 мин. до получаса), в нее вкладывают дополнительные элементы декора, а также формируют красивый рельеф при помощи любых подручных средств (расческа, зубочистка, кисточка, губка, штампы).

Если используется трафарет, пасту наносят резиновым шпателем, аккуратно снимая излишки. Через 3–5 минут трафарет снимают.

После подсыхания пасты – окрашиваем, покрываем лаком. Изящная, удивительная, а, главное, оригинальная вещица готова!

Она нас вдохновляет и увлекает. Мы верим, что современные знания в сочетании с нестандартным мышлением и высокой мотивацией личного развития обеспечивают наше конкурентное преимущество по оказанию по настоящему качественных и узкоотраслевых услуг.

Читайте также: