Картина из угля как сделать

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 10.09.2024

Рисунки углем (Charcoal drawings)

Древесный уголь является одним из старейших средств рисования - см. ниже древний рисунок углем Наварла Габарнманга (26 000 лет до н. э.) - и широко используется художниками даже сегодня в виде палочки или прессованного порошка. Палочки обычно изготавливаются из веток ивы (или липы), которые подвергаются процессу медленного горения, в результате которого древесина превращается в углерод. Палочки бывают разной толщины - от очень толстых (используются художниками сцены) до средних и тонких палочек (используются для более подробных рисунков). Бамбуковый уголь является основным средством, используемым японскими художниками Суми-э (примечание: Суми-э на самом деле означает рисунок углем).

рисунок углем Наварла Габарнманга

Подготовительные наброски

Уголь часто используется художниками, делающими подготовительные рисунки на холсте, перед добавлением пигмента. Это связано с тем, что он легко перекрашивается, не влияя на цвет или тон нанесенной краски. Эдгар Дега, французский импрессионист, использовал его для разработки своих рисунков, которые затем покрыл слоями мягкой пастели.

Примером этого являются его "Голубые танцовщицы", 1899 год (Московский музей имени Пушкина).

Редактирование рисунков выполняется очень легко с помощью пера, кисти, шпатлевки или даже мягкого сдобного хлеба.

Эффекты древесного угля

Основным преимуществом древесного угля как средства графического искусства является его универсальность. Его можно использовать для создания мягкой или четкой линии, которую можно без труда стереть, или ее можно перетащить по бумаге, чтобы создать различные области тона, текстуру и затенение. Однако рисунки, сделанные углем на бумаге, непостоянны, если их не распылять фиксирующим средством - обычно смолой, растворенной в спирте.

Доступные формы

Древесный уголь обычно можно получить в обычной палочке или в виде прессованного порошка. Обычные палочки бывают мягкой, средней или твердой консистенции. Прессованная разновидность, порошок, смешанный со связующим для жевательной резинки, выпускается в круглых или квадратных палочках. Он используется в угольных карандашах.

Художники, которые использовали древесный уголь

К 15 веку (Ранний Ренессанс) древесный уголь широко использовался для подготовки эскизов изобразительного искусства для панельных или фресковых росписей. В 16 веке (Высокий Ренессанс) карикатуры - полномасштабные рисунки-переносились на подставку, высыпая угольную пыль через отверстия, проколотые в бумаге. Микеланджело Буонарроти был одним из многих Старых мастеров, которые рисовали в этой технике (наряду с пером и чернилами, а также красными и черными мелками): см., например, его Исследование Кричащего человека (Галерея дельи Уффици, Флоренция).

В Индии также существует традиция рисования углем. Посмотрите, например, рисунки, посвященные богу Шиве, на потолке соборного зала великого храма Лепакши.

Художественный уголь - фото

Материалы для живописи

Какой уголь лучше использовать для рисования? Рассказываю о всех видах угля для рисования, которые можно использовать начинающему художнику в живописи и о том, как правильно его выбрать.

Уголь – это один из самых древних художественных материалов, который известен человеку. Первые рисунки углем были сделаны еще первобытным человеком, и не отличались какой-то особой техникой или палитрой красок. Зато очень ярко иллюстрировали то время и тот быт, который строили наши предки.

В последствии углем работали почти все великие художники, от Микеланджело до Серова, Дега и Врубеля. Кто-то из живописцев создавал углем лишь наброски и эскизы, а кто-то и полноценные картины.

Вне всякого сомнения, уголь – это очень важный материал в творчестве любого художника. В моей онлайн-школе стартует курс по рисованию портретов карандашом. В том числе, на курсе мы изучаем и основные техники работы углем.

В этой статье я постаралась максимально подробно и ясно донести до вас всю необходимую информацию про этот материал, его виды и тонкости работы с углем. Читайте, изучайте и создавайте свои работы с помощью этого материала!

Что такое уголь для рисования

Художественный уголь для рисования – это специальный материал, полученный при помощи обжига ветвей разных пород деревьев, при чем обожженных специальных методом при очень высокой температуре и в специальном месте. Поэтому, если вы захотите создать дома художественный уголь, у вас, скорее всего, такой не получится.

Художественный уголь - фото

До появления графитных карандашей, именно углем художники создавали наброски и первые эскизы фресок и картин на деревянных дощечках. Но даже с появлением карандаша, уголь никуда не ушел, а наоборот, закрепил свое особое место в живописи.

Чтобы убрать лишнее, достаточно было пройтись тканью или ластиком, чтобы стереть угольный набросок. Также при работе с углем, стали использовать метод растушевки, что позволяло одним материалом, создавать работы с множеством оттенков, теней и полутонов. Это, конечно же, давало богатый простор для фантазии и возможность создавать красивые, реалистичные, графические работы.

Художественный уголь - фото

Художественный рисовальный уголь также позволяет делать как тонкие, так и толстые линии, если его заточить под определенным углом. Чтобы ваша работа углем получилась лучше, используйте плотную белую бумагу, с неровной, шероховатой текстурой. Дело в том, что уголь не любит глянцевую бумагу и может просто не лечь на нее, а слой – осыпается.

Художественный уголь, как и карандаш, имеет мягкую и твердую текстуры. По цвету же, палитра угля идет от светло серых оттенков, до густых и насыщенных черных.

Давайте теперь рассмотрим основные виды угля и какой для чего лучше предназначен.

Виды художественного угля

Есть уголь натуральный, тот который древесный, о нем мы поговорим ниже, а есть уголь прессованный. Каждый из этих видов углей имеет свои особенности, и какой уголь и когда нужно использовать я расскажу сейчас поподробнее.

Прессованный уголь

Прессованный художественный уголь – это в отличие от древесного угля, более жирный и черный материал. Его получают благодаря соединению пигментов сажи, или, угольной крошки, и связующего вещества – клея. Все это потом прессуют, отсюда и название, в небольшие палочки, а иногда и карандаши, которые по своим свойствам имеют разную твердость.

Сам по себе, прессованный вид угля имеет высокую плотность, за счет чего им можно создавать фактурные насыщенные линии, глубоких черных оттенков.

Зато для самостоятельных работ, выполненных только чисто углем, этот вид материала подходит как нельзя лучше. Глубокий, яркий и насыщенный черный цвет, поможет вам создать неповторимую графическую работу, которая будет радовать вас долгие годы.

Древесный (натуральный) уголь

Этот вид угля изготавливается из древесины разных пород деревьев. Обычно в производстве используют ивовые прутья – они идеально подходят как для брусков, так и для карандашей. Древесный уголь также производят путем обжига в герметичном пространстве при довольно высоких температурах. Только обжигают уже не крошку, а цельную ветку. Затем, из них создают либо карандаши, которыми удобно прорисовывать мелкие детали, либо, оставляют в виде угольных палочек, которые идеально подходят для растушёвки.

По текстуре этот вид угля достаточно легкий, поэтому по бумаге будет идти хорошо, создавая плавные переходы света и тени.

Как правильно выбрать уголь для рисования

Теперь давайте поговорим о том, как выбрать уголь для создания художественных работ.

Все мои ученики знают уже это самое основное правило, которым нужно руководствоваться при выборе материалов. Даже, если быть точной, их существует несколько:

  1. Покупайте материалы, исходя из цели вашей работы;
  2. Покупайте материалы хорошего качества;
  3. Не стремитесь купить сразу все материалы, не разобравшись какие для чего нужны.

Придерживаясь этих простых правил, вы всегда сможете подобрать нужные вам материалы, без особого ущерба для кошелька.

Что же касается художественного угля для рисования, то раньше художники его сами изготавливали, теперь же, благодаря огромному ассортименту в магазинах, можно легко купить готовый уголь.

Конечно, чтобы научиться правильно подбирать уголь, нужно попробовать порисовать разными вида и даже марками. Кстати, среди основных марок вы наверняка увидите уже знакомые вам по другим художественным материалам, марки.

Как выбрать рисовальный уголь - фото

Как выбрать рисовальный уголь - фото

Не забывайте о моем первом правиле – всегда выбирать материалы, учитывая, что вы будете с ними делать. Так, например, если в вашей работе будет очень много мелких деталей, прорисовка и штриховка, то лучше отказаться от брусочков в пользу карандашей. Кроме того, их удобней точить, и они не будут крошиться и оставлять грязные пятна на белой бумаге. Ну а для заполнения больших пространств, конечно же, лучше взять мягкий брусочек угля, который вы также сможете потом легко растушевывать.

Заключение

Теперь вы знаете, что такое уголь в рисовании, как его можно использовать и главное, правильно выбирать. Вам нужно:

  1. Определиться с целью работы;
  2. Посмотреть основные этапы;
  3. Учесть сколько вы сможете потратить на материалы;
  4. Освоить теорию – пройти мастер-класс или записаться на курс.

Кстати, иногда меня спрашивают, как называется уголь для рисования? Вообще, он так и называется – художественный уголь и, бывает двух видов: натуральный, или, древесный, и прессованный.

Если вам понравилась статья, смело ставьте 5 звезд!

В данном блоге я буду размещать информацию о ремеслах (работах) со всего мира, их разновидность, история, специфика работы.

Pages

среда, 13 мая 2015 г.

Рисование углем

Уголь – это старейшая принадлежность для рисования, которая не утратила популярности по сей день. Угольными карандашами и стержнями легко рисовать, к тому же картины, выполненные ими, отличаются выразительностью и непосредственностью.

Работа с углем – это первое, чему учат начинающих художников на многих курсах рисунка и живописи. Студентов сразу просят взять уголь и сделать набросок больших, четко очерченных предметов. Такая работа позволяет лучше понять принцип рисунка, а также изучить способы тонирования. Этими навыками крайне важно овладеть, прежде чем переходить к цветным изображениям. Кроме того, работая углем, художники учатся воспринимать рисунок в целом, не отвлекаясь на второстепенные детали.

86105316_large_3484ad8d78ff178631b2a969fe041dea_600 (591x600, 164Kb)

Художественный уголь делают из жженых березовых и ивовых веток или из жженой виноградной лозы. Он продается в виде стержней и карандашей. Уголь из виноградной лозы рисует коричневато-черным цветом, а из ивовых и березовых веток (распространен в Великобритании) – синевато-черным.

Уголь представляет собой один из самых древних художественных материалов; он производится в процессе сжигания ветвей и прутьев ивы, виноградной лозы и других растений при высоких температурах в герметически закрытых контейнерах. Это – процесс карбонизации, или коксования, древесины, при котором структура каждой ветки или палочки материалов остается неизменной; они становятся пригодными инструментами для рисования. Ченнино Ченнини так описывал эту методику в XV веке: ивовые прутья связывались в пучки, плотно закрывались в глиняных горшках, затем помещались в печь ближайшей пекарни – там их оставляли на ночь до полного обугливания (приобретения очень черного тона). Он указывал на важность фактора времени: в результате чрезмерного обжига готовый уголь во время использования будет расщепляться на куски. Двумя столетиями позднее Вольпано описывал, как кусочки древесины набивались в железную емкость трубчатой формы, которая затем покрывалась горячим пеплом, раскалялась докрасна и погружалась в воду для охлаждения.

В ранних описаниях подразумевалось, что уголь использовался как средство создания рисованного изображения для фресок или живописи на досках. В наше время, несмотря на то, что уголь попрежнему рассматривается в качестве материала для рисунка перед процессом живописи, он по праву является самостоятельным, независимым и очень выразительным средством.

Художники Ренессанса обнаружили полезные качества угля – например, они могли легко корректировать и модифицировать изображение на стадии рисунка.

В наши дни ива (используемая в производстве высококачественного художественного угля) выращивается на культивируемых плантациях и убирается ежегодно в течение зимних месяцев. Наиболее типичный вид – Salix triandra – является основой стандартных угольных палочек (карандашей) для рисунка. Ивовый прут вырастает за лето в естественных условиях двухметровой длиной и дает плотные стержни малого, среднего и крупного диаметра. Другой вид – ива Osier (S. vimlnalis) – собирается каждые два года и предоставляет сырье для стержней еще более крупного диаметра – такой стержень используется в работах очень больших размеров.

После сортировки срезанных ивовых прутьев они связываются в пучки и подвергаются кипячению в воде в течение девяти часов (для смягчения коры). Затем материал обдирается вращением в специальных машинах и высушивается на открытом воздухе. Высушенные прутья потом перевязывают в пучки, распиливают на заготовки стандартной длины и упаковываются в железные боксы для обжига.

86105463_large_ugol_sonet_3_big (600x600, 28Kb)

Боксы наполняются песком на вибростенде, чтобы предотвратить доступ воздуха во время обжига в печи – в процессе обжига стержни значительно сжимаются и песок заполняет образовавшиеся пустоты. После предварительного нагревания до полного высыхания стержней они подвергаются обжигу в печи на протяжении нескольких часов при высоких температурах. Спустя двадцать четыре часа материал остывает и готов к упаковке.

86105510_large_40_resize (235x700, 50Kb)

Художественный уголь бывает разной твердости. Мягкий хорошо растушевывается и используется для тонирования, а твердый идеально подходит для рисования мелких деталей.

Толщина стержней тоже неодинакова, что позволяет проводить ими различные линии – от широких и четких до тонких, едва заметных. Угольные карандаши, в отличие от стержней, не пачкают руки, но боковой стороной карандаша нельзя рисовать.

Бумага и не только
Уголь выигрышно смотрится на матовой шероховатой бумаге. С гладкой или глянцевой он просто осыпается.

86105564_large_42 (345x236, 13Kb)

86105676_large_43 (333x250, 16Kb)

Уголь легко распределяется по бумаге, позволяя придавать изображению гладкий, бархатистый вид. Проведите ряд штрихов боковой стороной стержня и осторожно разотрите их пальцем или торшоном Насыщенность тона можно варьировать, меняя степень нажима.

86105703_large_44 (339x242, 16Kb)

Еще один способ тонирования углем – рисование в разных направлениях. Проведите ряд параллельных штрихов, а затем перечеркните их под углом другими штрихами. Для того чтобы изменить насыщенность тона, надо изменить плотность сетки.

Растирать штрихи пальцами или торшоном необязательно. Слегка подточите стержень с помощью наждачной бумаги, возьмите его поближе к верхнему концу и попробуйте рисовать так, чтобы штрихи сливались друг с другом. Для получения более светлых или более темных тонов меняйте степень нажима.

Для начала вам понадобится несколько угольных стержней разной толщины, бумага и фиксирующий аэрозоль (уголь легко размазывается!). Если вы не сможете купить аэрозоль в специализированном магазине, воспользуйтесь обычным лаком для волос.

86105740_large_45_resize (450x218, 20Kb)

Для затачивания стержней необходим острый контурный нож или наждачная бумага, а для исправления ошибок и создания просветов – мнущаяся резинка (клячка). Растирать уголь удобно подушечками пальцев, но иногда, чтобы не испачкать рисунок, лучше взять торшон, свернутый валиком, ватные палочки или бумажные салфетки.

С какой силой надо нажимать на уголь, чтобы получились светлые и темные тени, вы научитесь определять со временем. А пока запомните, что на тонкий угольный стержень нельзя сильно надавливать, иначе он будет крошиться и пачкать рисунок.

Уголь идеально подходит для рисования с натуры, так как его легко стирать. К тому же он прекрасно передает светлые и темные тона.

Триптих Уличные музыканты на Майорке

В настоящей заметке я поделюсь с вами своим опытом, как я пришла к использованию угля для создания эскиза будущей картины маслом. И покажу этапы создания эскиза на примере моей самой сложной работы на сегодняшний момент – триптиха маслом “Уличные музыканты на Майорке”.

Карандаш или масло для создания эскиза

Раньше, на протяжении многих лет, для создания эскиза картины я пользовалась обычным карандашом. Этот способ меня вполне устраивал, пока я не стала брать уроки живописи у Влада Иванчука – художника, окончившего Строгановку.

Влад познакомил меня с более эффективным способом создания эскиза – делать эскиз на холсте сразу жидкой масляной краской. Это, действительно, отличный способ, который подходит для большинства работ. Почему? В отличие от карандаша, эскиз маслом можно полностью стереть разбавителем, и следов практически не останется. И эту процедуру можно повторять много раз, пока масло не засохнет, – до тех пор, пока эскиз не будет вас полностью устраивать. С карандашом такой фокус не пройдет. След от карандаша полностью с холста не стирается, и после нескольких исправлений и стираний холст уже будет весь в следах карандаша.

Уголь и его преимущества

Когда я стала учиться в МГАХИ им. Сурикова наш замечательный преподаватель Дмитрий Добросердов сказал, что самым академическим вариантом создания эскиза является все-таки создание эскиза углем и последующее его закрепление маслом. В душе я, конечно, противилась такому способу – я не понимала, в чем его преимущество перед созданием эскиза непосредственно маслом. Но все же, будучи отличницей по жизни, последовала указаниям учителя.

Понимание преимуществ этого метода пришло ко мне после того, как я начала работать над своей модульной картиной – триптихом “Уличные музыканты на Майорке”. Работа должна была состоять из трех картин, объединенных одним сюжетом.

Сначала углем я распределила фигуры музыкантов на холстах.

Эскиз углем - фигуры музыкантов

Затем наметила городской пейзаж на заднем фоне.

Эскиз углем - широкая улица

И поэкспериментировала с размещением окон – для придания большей выразительности композиции.

Эскиз углем - перемещение окон

Не спешите закреплять угольный эскиз маслом

Эскиз маслом - широкая улица

После того, как я закрепила маслом изначальный набросок углем, я поняла, что улица получилась слишком широкой для улиц городка Синеу на Майорке, где происходили запечатленные на триптихе события. А к тому времени эскиз маслом уже высох и разбивитетем смывался очень плохо.

На фотографии ниже изображен вариант с зауженной улицей и следами первоначального наброска. Я также увеличила высоту домов, чтобы сделать улицу визуально еще уже.

Эскиз маслом - узкая улица

Затем уже по просохшему эскизу маслом я дорисовала маслом эскиз толпы.

Эскиз маслом - окончательный вариант

Такой эскиз меня уже вполне устраивал, единственно, фигуру трубача на панели справа в окончательном варианте я подвинула еще правее, чтобы композиция смотрелась более гармонично. Окончательного варианта эскиза с подвинутой вправо фигурой трубача у меня не сохранилось. Но результат композиции можно увидеть на готовой работе ниже.

Триптих Уличные музыканты на Майорке

Естественно, такого результата я бы не достигла, если бы пользовалась только маслом для создания эскиза на холсте, не говоря уже о карандаше.

Использованные материалы

На фотографии ниже я показываю материалы, которые я использую для создания эскиза углем: это угольные палочки фирмы “Сонет” и резинка-клячка фирмы Faber-Castell, которой я стираю остатки угля после того, как закрепила эскиз разбавленной масляной краской.

Инструменты для эскиза углем

Этапы создания эскиза углем

Итак, еще раз вкратце этапы создания эскиза, выработанные мной на опыте:

В комментариях к заметке поделитесь, пожалуйста, своими способами создания эскизов к картинам со сложной композицией.

Читайте также: