Калфак своими руками

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 09.09.2024


Описание разработки

Введение

Вышивка гладью является одним из наиболее распространенных доступных видов народного художественного творчества. Она совершенствовалась на протяжении многих столетий и до нашего времени и сохранилась в виде образцов татарской национальной одежды и предметов быта, которые расшиты разнообразными орнаментами, швами, которыми они выполнены, интересными цветосочетаниями нитей.

Образцы старинной народной вышивки поражают нас простотой и лаконичностью, разнообразием и художественным мастерством и служат неисчерпаемым источником для развития декоративно - прикладного искусства.

В художественной культуре казанских татар декоративное искусство представляет собой явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Произведения его выделяются совершенством форм, особой красочностью, богатством орна­мента, придающим облику художественных изделий характер. В изобразитель­ном языке этого искусства из столетия в столетие устойчиво сохранялись глубоко традиционные и технические приемы формообразования и узоротворчества.

В современной вышивке гладью постепенно изменяется колорит и швы, которыми выполняются узоры. Традиционные орнаменты обогащаются новыми элементами и интересными композиционными решениями. Оформляя изделия по народным мотивам, современные мастера сохраняют многовековые традиции народной вышивки, используют цветовые решения, орнаменты, технику исполнения, характерные для отдельных областей нашей республики.

Процесс выполнения вышивок увлекателен. Занятие вышиванием развивает эстетический вкус, прививает аккуратность, усидчивость, трудолюбие, творческое отношение к труду.

Для этого мы определяем предмет исследования: особенности вышивки татарской национальной гладью.

Объект исследования: калфак, вышитый гладью.

Целью исследовательской работы является:

· Желание создать работу в технике вышивки татарской гладью, используя выразительные средства ниток мулине.

· Создать творческую работу, добиться адекватного данной цветного колористического решения.

· Рассмотреть вышивку гладью, как жанр, разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства вышивки татарской национальной гладью.

Презентация Татарский национальный женский головной убор калфак

Глава I. Пояснительная записка

§1. История вышивки

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относиться к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение из различных материалов оригинальным узором или сюжетным изображением, выпаленным нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос. А также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

На смену каменным и костным иглам пришли бронзовые, затем железные, а в домах богатых людей – серебряные иглы. Первые стальные иглы завезли в Европу в XIV в. арабы.

Переход от каменного и костяного шила костяной, а затем и бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию всё новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметах обихода.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежде скифов и сарматов, живших здесь в I – III вв. , украшенные вышивкой шерстяными, шелковыми, золотыми и серебряными нитками.

До конца XVIII в. вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных ремёсел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивание привело к образованию во многих районах страны отдельных центров вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционными решениями.

Для вышивок Татарии характерно шитьё золотом и бисером по бархату на разливных бытовых предметах.

Женские головные уборы, калфаков и калфачков рассмотренные в книгах, в музее, выделяются богатым циклом цветочно - растительных узоров (Приложение 11 - 12). Большие, вязаные, длина около 40см, украшенных бахромой, к концу XIX века калфаки претерпевают изменения. Они шьются из бархата, умень­шаются в размерах по ширине и по длине, доходя до 12 - 15см. Калфаки уже теряют значение головного убора и превращаются в своеобразное украше­ние. Их уже невозможно было одевать на голову, они просто прикалывались к волосам. Изменяются также орнаменты на калфаках: на смену, довольно крупным, живописно трактованным рельефным букетам, занимавшим почти всю поверхность калфаков, приходит трактованные букеты небольших размеров, с цветочными мотивами менее рельефными, а в ряде случаев плоскими. Помимо растительных форм в украшении калфаков использовались мотивы, имевшие символический смысл.

Так, например, изображение гранатового яблока - символа богатства и плодородия. Плод граната показывается как бы в разрезе, так, что видны мно­гочисленные зерна внутри. В отдельных случаях можно было видеть стилизо­ванные изображения петухов в геральдике, певчих птиц, бабочек, олицетворяю­щих богатство и долголетие.

Большую популярность среди женщин - приобретают калфачки с букетной композицией "золотое перо" (Приложение 11). Основу букета составляет изогнутая веточка с "набором" различных цветковых и растительных мотивов. Цветы, как в букетах в геральдике, даются в профильном повороте и в фас и располагаются вперемежку с лиственными мотивами непрерывным узором по всему направлению ос­новной ветви. Композиции "золотого пера" вы­деляется уравновешенностью распределения цветочно - растительных мотивов, а своим расположением и трактовкой, цветы и листья активно способствуют созданию движения основного стебля. Многие букеты "золотого пера" выделя­ются исключительной выразительностью, пропорциями и гармонией цветочно - растительных мотивов.

§2. Организация работы над вышивкой

Занимаясь вышивкой, необходимо выбрать и, по возможности, оснастить постоянное место работы, можно за специальным или журнальным столом, при этом свет должен падать с левой стороны. Образцы узоров и рисунков лучше систематизировать – хотя бы по технике выполнения (гладь, крест, ришелье и т. д. ).

Лучше всего выполнять не несколько работ сразу, а одну. Особенно не желательно надолго бросать незавершенную вещь, т. к. , используя нитки для другой работы, можно потом не подобрать такие же, да и прежнее вдохновение может исчезнуть.

Вышивка требует, чтобы ею занимались 1 – 1, 5 часа, с небольшими перерывами.

Инструменты, приборы и материалы, необходимые для работы.

1. Иголки (большой ассортимент).

3. Ножницы разных видов: большие (портняжные и зубчатыми лезвиями) и маленькие (с острыми и закругленными концами).

4. Измерительные инструменты: ленточный метр, линейки (разные), готовальня, треугольники.

5. Английские булавки.

6. Подушечки для игл.

8. Вязальные крючки разных диаметров.

9. Пяльцы (если вам удобно ими пользоваться).

10. Разные виды бумаги: калька, ватман, копировальная и др.

11. Разные виды ниток: шёлк, мулине, акрил, ирис, люрекс и др.

Иголки. Необходимо иметь не менее семи штук, разной толщины и длины. Иглы для вышивания подбирают так, чтобы их размер соответствовал толщине используемых ниток и ткани. Чем тоньше ткань, тем меньше должен быть диаметр иглы. В то же время удобнее использовать иглы с широким ушком, так как чаще всего вышивку выполняют нитками в несколько сложений. Для вышивки гладью рекомендуют иглы с тонким кончиком.

Наперсток нужен для того, не поранить руки иглой, особенно если приходиться работать с толстыми плотными тканями. Наперстков нужно иметь несколько. Важно, чтобы наперсток точно соответствовал вашему среднему пальцу правой руки (хорошо на нем держался, но не сжимал палец). При работе с тонкой тканью можно обойтись и без наперстка.

Сантиметровая лента или линейка необходима для того, чтобы разметить на ткани размеры вышивки.

Калька и копировальная бумага понадобятся для переведения рисунка вышивки с бумаги на ткань. На кальку переносят рисунок, затем скрепляют её с тканью, прокладывают по контурам рисунка стежки, после чего кальку удаляют. С помощью копировальной бумаги узор переносить.

Нитки для вышивания. Для вышивания используются прочные, мягкие нитки, которые хорошо ложатся на ткань. Специально для вышивания предназначены известные всем нитки мулине.

Пяльцы. Вышивать гораздо удобнее, если равномерно натянута. В этом случае отдельные стежки получаются ровными, а вышивка не стягивает полотно. Для натяжения ткани при вышивке используют пяльцы. Существует несколько разновидностей, различающихся формой, материалом и конструктивными особенностями.

Ножницы могут понадобиться для того, чтобы распороть неправильно выполненный участок вышивки. Удобнее использовать небольшие ножницы с острыми кончиками, которыми легко подцепить отдельные стежки. Если нет специальных ножниц, подойдут маникюрные с загнутыми кончиками.

Правила техники безопасности при организации работ по вышивке гладью.

Правила работы с ножницами.

1. Хранить ножницы нужно в футляре.

2. Не держите ножницы острыми концами вверх.

3. Не оставляйте ножницы на рабочем месте раскрытыми.

4. Передавайте их кольцами вперёд. При работе берегите пальцы левой руки.

Правила безопасной работы с булавками.

1. Не бросай булавки. Проверяй их количество перед началом и концом работы.

2. Храни булавки в игольнице.

3. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.

4. Втыкай булавки аккуратно, чтобы не проткнуть насквозь руку.

5. Не бери булавки в рот.

Правила безопасной работы с утюгом.

1. Не оставляй утюг без присмотра включённым в сеть.

2. Ставь утюг на специальную подставку.

3. Не проверяй степень нагрева на ощупь.

4. Не трогай работающий утюг руками и не касайся любыми частями тела.

5. Гладь аккуратно. Поправь ткань, поставив утюг на подставку, а потом продолжай гладить.

6. После работы вытащи вилку из розетки и оставь остывать на подставке.

Правила безопасной работы с иглами.

1. Не бросай иглы. Проверяй их количество перед началом и концом работы. Обязательно найди недостающие иглы.

2. Не втыкай иглы в обрабатываемый материал или в свою одежду. Ни в коем случае не бери иглы в рот.

3. Во время работы втыкай иглы в специальную подушечку.

4. Запасные иглы храни в игольнице.

5. При сшивании бумаги или картона предварительно проколи отверстие шилом.

6. При шитье пользуйся напёрстком.

7. Не применяй иглы вместо булавок.

Глава II. Проектная часть

§1. Описание этапов работы

На уроках технологии мы изучали рукоделие, и учитель рассказывал нам о татарской национальной вышивке, об узоре, о цветочном орнаменте на предметах быта. Работая с различными таблицами, мы учились составлять орнаменты для изделий. Множество схем, фо­то, наглядных пособий очень помогали нам понять культуру татар (Приложение 3 - 10). На каждом уроке мы заходили все глубже и глубже в загадочное.

Яркость, самобытность, неповторимость татарского декоративно - бытово­го искусства я познала на уроках технологии. Из всех видов искусства мне, как де­вочке, доступнее вышивка.

Я решила заняться татарской народной вышивкой на женских головных уборах - калфаках. А так как в начале прошедшего столетия калфаки начали постепенно исчезать, поэтому я выбрала именно этот период времени. Чтобы выполнить узор, сначала мне нужно изучить мотивы татарского орнамента, композиции на головных уборах, символику цвета, развитие в течение многих столетий. Выпол­няла заготовки отдельных мотивов, занималась вышивкой, изучала фонд краеведческого музея. Вышивка по сравнению с другими видами декоративного творчества, получила наибольшее распространение.

В книге Ф. X. Валиева "Народное декоративное искусство Татарстана" я узнала, что навыки украшения ткани шитья татарки приобретали с детства, а к замужеству готовили приданное и подарки.

Наиболее широкое распространение в творчестве татарок получает тамбурная вышивка (Приложение 1).

Применялись в основном шелковые нити, однако для особо богатых вышивок использовались также металлические нити, реже - шерстяные, а с конца 19 века стали применять покупной гарус, который служил для запол­нения поверхности цветковых мотивов. До второй половины XIX века вышивали иглой. С 70 - х годов XIX века получает распространение европейская тамбур­ная машина.

После всего изучения я решила сама вышить калфак. Чтобы попытаться пройти все этапы за этапами, как это делали татарки. Взяв композицию "Зо­лотое перо" (Приложение 9), основу которого составляет изогнутая веточка с набором раз­нообразных мотивов. А так же цветы полевого, степного происхождения.

Заключение

Рассказывая о татарской национальной вышивке, мы стремились познакомить с историей развития этого традиционного вида татарского народного художественного творчества. Мы хотели, чтобы посетители музеев, восторгались работами татарских мастериц вышивки прошлого столетия.

Необходимо красоту понимать, видеть её выражение в причудливых переливах красок, изменчивой игре света. С помощью своей работы я попыталась обратить внимание зрителя на простое - прекрасное вокруг нас, научить людей получать эстетическое наслаждение от окружающего мира, ценить эту красоту. Задачей работы является творческое отображение характеристик и черт татарского национального головного убора - калфака через вышивку гладью, и передать свое отношение к национальной культуре родного края.

Практическое применение работы состоит в том, что, изделие, выполненное в технике татарской национальной глади, тесно связано с историей татарского национального искусства. В изделии, как и в других жанрах изобразительного искусства, установлены свои традиции, выработались свои каноны. И, тем не менее, в ряду жанровой иерархии вышивка всегда была в моде. Ей уделяли много внимания, проводили исследования.




В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).



Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним , как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны. У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.



1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).




Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.







4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.





6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.



- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам ( т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.




- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.




Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.




Нажмите, чтобы узнать подробности

выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, ограничений; соблюдение трудовой и технологической дисциплины; соблюдение норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

Личностные УУД:

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению

развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда.

Регулятивные УУД:

умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя

умения ставить учебную задачу, работать в соответствии с поставленной задачей, умения самоанализа и самоконтроля

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать оценку учителя. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда;

Коммуникативные УУД:

умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками умения слушать учителя и одноклассников, участвовать в совместной деятельности

установление рабочих отношений в группе для выполнения практической работы. оценивание своей способности к труду в конкретной предметной деятельности; осознание ответственности за качество результатов труда.

- выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран, колонка, магнитная доска.

Инструменты и материалы: фоамиран глиттерный, фоамиран глиттерный самоклеющийся, карандаши, клеевой пистолет, пинцет, отделочные материалы, бусы, стразы, ножницы, невидимка.

Тип урока: комбинированный

Структура урока

Организационная часть (1 мин)

Целеполагание (3 мин.)

Объяснение нового материала (5 мин)

Вводный инструктаж (10 мин)

Физкультминутка (2 мин)

Практическая работа. Текущий инструктаж. (15-18 мин.)

Подведение итогов. (5 мин)

Конспект занятия.

I Организационная часть (1 мин.)

1. Приветствие: Добрый день всем кто пришёл на наше занятие! Меня зовут Эльвина Нурфаилевна, педагог дополнительного образования. Поприветствуем гостей и улыбнёмся друг другу и начнем наше занятие. А теперь тихонько садитесь.

III. Целеполагание (3 мин.)(Беседа с демонстрацией кроссворд)

Вопрос: Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь даны картинки-загадки. Если отгадаете данный кроссворд, то получим тему сегодняшнего занятия.

1 картинка. Что на картинке вы видите? чак-чак

2 картинка. А на этой картинке? фартук

3 картинка. Здесь на картинке что изображено? платье

4 картинка. Далее смотрим…туфли

5 картинка. А что вы видите на этой картинке? лапти

6 картинка. А как называется этот головной убор? тюбетейка

7 картинка. Калфак.

Предполагаемый ответ: калфак, шапка-таблетка.

Учитель: Мы сегодня будем говорить о татарском национальном головном уборе, а так же изготовим. Сегодня нас ждет удивительно творческая работа. Учитель открывает на экране тему

IV.Объяснение нового материала. (5 мин.) (Объяснение с демонстрацией наглядных пособий и элементами беседы)

Девочки давайте начнем. Учитель: Кто что-то знает о калфаке? Ответы учащихся. А вот что я нашла о калфаке. Прочти, пожалуйста _________. Калфак – это национальный татарский головной убор женщин, известный с далекой древности и распространенный у всех групп татар. Он шился из бархата и богато украшался бисером, жемчугом, расшивался золотыми и серебряными нитями. Хотя ребята калфак, является обязательным элементом классического национального татарского костюма, сегодня его можно встретить, в основном, на праздниках или на сцене. Однако, традиции его изготовления по-прежнему живы и передаются из поколения в поколение.

Учитель: Сегодня на занятие займемся изготовлением калфака, или же скажем шапки-таблетки. Правда, калфаки изготовлялись из бархата в основном, а сегодня мы попробуем изготовить из фоамирана. Вы знакомы с этим материалом? Ответы обучающихся.

Фоамиран (пластичная замша) – это современный мягкий синтетический материал. Мастера его называют коротко – фома. Это материал – настоящая находка для рукодельниц для творческих фантазий.

Главная особенность фоамирана в его способности к небольшому растяжению. Этого растяжения бывает достаточно, чтобы материал смог принять любую новую форму.
Фоамиран хорошо формуется при воздействии на него тепла человеческих рук или нагревательного прибора (утюга, плойки) поэтому с ним очень легко и приятно работать. Вот посмотрите и на экране, можете увидеть какие изделия можно создать из фоамирана.

V. Вводный инструктаж.(10 мин.)

1. Целеполагание.

Учитель: Глядя на все это, не возникло ли желание научиться самим изготовить этот калфак?

Предполагаемый ответ: Да хотим

Итак, приступаем к делу.

2. Организация рабочего места. Проверка готовности к работе.

Учитель: Для работы понадобится нам, глиттерный фоамиран, клей, клеевой пистолет, отделочные материалы, шаблоны, все материалы лежат на краях парты.

Учащиеся получают задание рационально организовать свое рабочее место.

Задание учащимся.

4. Объяснение порядка выполнения работы.

Учитель сообщает, что сегодня учащиеся будут работать по инструкции, настраивает их на самостоятельность в работе и выполнение всех рекомендаций и инструкций.

Вместе с учителем ученики знакомятся с инструкцией, задают вопросы.

(Учитель показывает на экране.)

5. Демонстрация приемов

Учитель показывает приемы выполнения. Демонстрирует правила работы. (Учитель показывает на примере). Но перед тем как, приступим к работе девочки вспомним и повторим ТБ.

6. Повторение правил ТБ при работе ножницами, клеевым пистолетом.

(учитель на экране показывает слайды.)

Физминутка. (2 мин) МУЗЫКА Татарская Лиана Гайнтдинова

VI. Практическая работа. Текущий инструктаж. (15 мин.) МУЗЫКА

1. Форма организации работы - индивидуальная (все выполняют одинаковое задание).

2. Целевые обходы:

2) Проверка соблюдения правил ТБ при работе ножницами, пистолетом.

3) Проверка организации рабочего места, соблюдения аккуратности в работе.

4) Индивидуальная оценка работ учащихся с комментарием.

3. Индивидуальная работа.

VII. Подведение итогов. Заключительный инструктаж (5 мин.)

Рефлексия. Совместный анализ и оценка работы учащихся. (Фронтальная заключительная беседа)

А сейчас каждая девушка продемонстрирует на подиум свою шапку таблетку.

Вопрос: Какая цель стояло перед нами, что мы должны были сделать сегодня?

Предполагаемый ответ: Изготовить шапку-таблетку, калфак.

Вопрос: Что вам показалось наиболее сложным?

(Учитель вместе с учащимися выявляет проблемы в работе, их причины и пути решения)

Вопрос: Сможете ли вы дома сделать такую работу еще раз? Понравилось ли вам делать калфак, шапку-таблетку.

Предполагаемый ответ: выслушать ответы учащихся.

Учитель: Сегодня все справились, я осталась довольной вашей работай и надеюсь, что занятие было полезным для вас.

И занятие хочу закончить строками.

Энже калфак, узе ап-ак

Бик килешэ йоземэ.

Хэммэсе дэ курсеннэр

Энже калфак кигэн кыз ул

Татар кызы дисеннэр

Спасибо всем за урок !

Инструкционная карта

Наименование операций и последовательность их выполнения

Схема выполнения

Подготовить материалы: фоамиран, клей, клеевой пистолет, шаблоны, круг из картона, отделочные материалы (стразы, бусы, орнаменты).


При помощи шаблонов для калфака, обведем карандашом детали на фоамиране и вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения калфака. Украшаем на свой вкус.



Далее включаем клеевой пистолет и начинаем сборку деталей. Сначала клеим ободок, потом клеим картонную основу, а далее соединяем ободок и верх калфака.




Теперь шапку таблетку (калфак) можно украсить различными орнаментами, бусинками, стразами, летами.


И последние штрихи калфака, на низ шапки-таблетки приклеиваем с помощью клея пистолета невидимку.

тюбетейка

У всех народов есть своя национальная одежда, детали которой отображают историю их происхождения. Головным уборам отводилось особое место во внешнем виде, чем ярче и богаче выглядел головной убор, тем знатнее казался человек. Тюбетейка объединяет в себе несколько народов, у каждого из них свои отличия в покрое, по высоте, по форме, по изображениям, но название имеет одно. Принято изготавливать 4 разных вида, на случаи в жизни, для свадьбы делают золотой, для похорон чёрной, для прочтения молитвы белая. Веком назад по шапке можно было отличить воина от пастуха, главу селения от изгоя. Создать свой головной убор можно собственноручно, при помощи бумаги и красок.

Подготовительный этап

Перед началом изготовления, заготовим материал и инструменты, для этого потребуется:

  • бумага;
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • бумажный клей или клеевой карандаш;
  • канцелярский набор (линейка, карандаш, ластик).

Важно! Подготовьте рабочее место, держите ножницы и клей в недоступном для детей месте. Проверьте работу ножниц на любой бумаге, если затуплены, то будут разрывать бумагу, это испортит заготовку.

Какую бумагу подобрать для тюбетейки

бумага

При выборе бумаги для изготовления, необходимо обратить на её плотность, бумага не должна быть очень плотной, но и не сильно тонкой. Картон можно использовать для внутреннего ободка, но не заготовки в целом. В отсутствии цветной бумаги, можно использовать простую белую, просто покрасив её в нужный цвет.

Шаблоны тюбетеек из бумаги

шаблоны тюбетеек
тюбетейки из бумаги

Чем отличается татарская и узбекская тюбетейка

татарская тюбетейка

В современном мире среди татарских головных уборов, более распространён стал Каляпуш, головной убор в виде невысокого цилиндра с твёрдым ободом. Изготавливается из бархата, но в прошлом были и другие виды тканей. Окрас в основном тёмный, синий, чёрный, тёмно-зелёный, украшают вышиванием различных элементов, а также бисером и жемчугом. Чем дороже украшение на шапке, тем знатнее является человек и тем большим уважением он пользуется.

Ещё одним важным аспектом в татарском головном уборе является пошив подкладки, в месте шва двух тканей используют вставку из кручёной нити, а ранее использовался конский волос. Это делает более плотным ободок.

узбекская тюбетейка

Узбекская тюбетейка в отличие от татарской имеет квадратную форму и конусообразный верх. Наиболее распространён вид чустского головного убора, изготавливается только из чёрной ткани, для мужчин и белой для женщин. Орнамент, нанесённый на него, означает защиту от духов и придаёт по поверьям сил и долголетия.

Ещё одним определением тюбетейки является юрта, жилище узбекского народа полностью соответствует форме головного убора. Мужские шапки не имеют многоцветности в отличие от женских, которые могут быть украшены всеми цветами радуги.

Как сделать татарскую тюбетейку из бумаги

готовая татарская тюбетейка

Для изготовления нам потребуется:

  • лист плотной бумаги (допустимо использование картона);
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • карандаш;
  • белые толстые нитки и шило;
  • портной метр (для замера размера головы).

На заметку! При отсутствии толстой нити, возьмите простую нить и скрутите в несколько слоёв. В данном случае можно заменить клеем.

На бумаге рисуем эскиз будущего изделия, по размерам снятых с головы. Татарский головной убор имеет цилиндрическую форму, поэтому необходим круг для верха и прямоугольная полоска для создания ободка.

шаблон

Вырезаем детали и раскрашиваем в тёмный цвет. После высыхания, с помощью нити и шила, сшиваем элементы наружным швом, это придаст орнамент изделию. Усилить ободок можно за счёт вставки дополнительной полоски. Красками нанести узоры на каёмку и верх шапки.

Как сделать узбекскую тюбетейку оригами из бумаги своими руками

Для создания головного убора потребуется:

шаблон тюбетейки

Необходимо на листе бумаги сделать выкройку модели, она состоит из 1 детали, которую впоследствии собирают в конусе. Предварительно замерив размер головы, метром.

готовая узбекская тюбетейка

Затем необходимо склеить составляющие так, чтобы получился многоугольник. Украшение шапки, происходит исходя из предстоящего события, это могут быть золотистые или белые узоры. Сам цвет модели делится на чёрный для мужчин и белый для женщин.

Схема изготовления тюбетейки из бумаги с помощью клея

Кроме оригами, можно сделать и тюбетейку с помощью клея. Для этого следуйте инструкции.

с помощью клея

  1. На листе плотной бумаги начертить круг диаметром 18см и прямоугольник шириной и длиной 5*56 см. Можно сделать 2 или 3 полоски и склеить в одну, если нет большого листа. У круга по всей окружности добавить линии сгиба, в виде зубьев, впоследствии будет крепиться к ободку. А также начертить вырез для придания конусной формы.
  2. Вырезать детали. Круг соединить по линии выреза с помощью клея, образуя плоский конус.
  3. Соединяем конус и ободок, для этого загибаем зубья и промазываем клеем. Прикладываем полоску по всей окружности конуса. Склеиваем концы полоски.
  4. Украшаем получившуюся тюбетейку с помощью вырезок из бумаги различных узоров. Не стоит забывать, что каждый нанесённый орнамент несёт свою символику.
  5. Из цветной бумаги или простой белой, вырезаем детали для украшения. На ободок используйте волнистые узоры. Верх головного убора украшается в виде скалистых узоров.
  6. С помощью клея, фиксируем орнамент на шапке.

Чем украсить тюбетейку из бумаги

символы

Для нанесения орнамента на головной убор, возможно использование как бумажных, так и рисунков из нитей. Для разных народов используются отдельные виды узоров, каждый символ которых несёт в себе некий смысл.

С помощью клея можно закрепить бисер на верхней и боковой частях. Нитью можно создать отдельный орнамент, а также спрятать места склеивания.

Красками на верхней части головного убора нанести узоры согласно национальным требованиям.

Читайте также: