Календарь наблюдения за птицами старшая группа своими руками
Цель: расширить представления о жизни птиц осенью, особенностях их внешнего вида, повадках, питания. Выявить экологические связи птиц с растениями и животными.
Ворона, галка, сорока
Вопросы и задания.
Рассмотреть внешний вид птиц. Чем похожи?, Чем отличаются?
Ворона - крупная птица. Большая часть тела серая Голова, горло, крылья и хвост - чёрные.
Галка - меньше вороны. Верх головы и шея у неё серые, по бокам шеи - серые пятна. Остальное оперение чёрное
Сорока - ростом немного побольше галки. В народе её называют белобока. Голова, грудка и спина у сороки черные, грудь, бока и верх крыльев - белые. Низ крыльев и длинный хвост – зеленоватые. Это очень красивая птица.
В каком месте нашего участка чаще всего можно видеть этих птиц?
Чем питаются ворона, галка, сорока?
Собрать перья птиц дли коллекции.
Последующая работа.
Составление коллекции перьев.
Воробей и синичка
Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет крошки собирает.
К нам на балкон прилетает птица. Какая она яркая и красивая. Головка у птички чёрненькая, щёчки беленькие Спина и крылья зеленоватые. Грудка желтая с черным галстучком (Синица)
Вопросы к наблюдению.
О каких птицах эти загадки?
Давайте найдем их на участке?
Какие эти птицы - осторожные или пугливые?
Как прыгает воробей? (На пружинках-ножках.)
Чем питаются воробей и синичка?
Как расклёвывает семечко синичка? А как клюет воробей?
Последующая работа.
Подходи, воробей, не робей, вижу маленький ты, воробей! так ведь я же и сам невелик.В первый класс я хожу,Чик-чирик.
Цель: познакомить с особенностями жизни перелетных птиц осенью
Чтение стихотворения О. Высотской:
Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев. А рябина осень празднует, бусы красные надев.
Вопросы и задания.
Наблюдение за тем, как птицы собираются в стаю.
Куда собираются птицы?
Почему птицы улетают от нас осенью?
Почему они собираются в большие стаи?
Задание: понаблюдать, как летят птицы на юг.
Последующая работа.
Цель: формировать представления о животных, обитающих на участке детского сада (жучки, бабочки, пауки, муравьи, птицы и др.). Показать их значение в природе.
Познакомить с простыми пищевыми цепочками (бабочки опыляют растения, их гусеницы являются кормом для птиц; пауки своей паутиной ловят комаров, мух и др. насекомых: птицы поедают семена сорных трав и способствуют их распространению).
Структура и методические приёмы. Чтение стихотворения: Белобокая сорока прилетела издалёка, не сказала, где была, но зато она, ребятки, очень хитрые загадки на хвосте нам принесла.
1-я загадка: что делают насекомые на клумбе?
Кто летает над цветами?
Что ищут насекомые в цветах?
2-я загадка: почему некоторых бабочек не видно на цветах?
Почему бабочек называют так: лимонница, крапивница, капустница.
Ты с модницей этой, конечно, знаком: вертушке на месте никак не сидится – Всё хвастает Синим своим сюртуком и шапочкой синей гордится.
Найти других животных на участке. Рассказать, что они делают, где живут.
Последующая работа.
Стихи и загадки о насекомых:
Белыми крыльями машет капустница. Только поднимется, тут же опустится, носиком водит по краю ромашки. Мед или чай в этой беленькой чашке
Цель: расширить знания об одном из признаков осени - листопаде, о взаимосвязи этого явления с похолоданием.
Падают, падают листья в нашем саду листопад, жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
Структура и методические приёмы.
Полюбуемся осенними деревьями, Какими были деревья раньше? Послушаем тишину и шорох падающих листьев.
Словообразование: листья падают - листопад.
За окошком листопад, листья желтые шуршат, Шур, Шуршиха и Шуршонок, Папа, мама и листёнок,
Поисковые задания,
Найти самый красивый листок;
Найти самый большой и самый маленький листок;
Найти деревья, на которых есть семена-крылатки.
Проблемно-поисковые задания.
Выстроить ряды от зелёного до самого жёлтого листа: от самого большого до самого маленького листика.
Последующая работа
Цель: расширить представление детей о признаках осени, взаимосвязях в природе. Вызвать у детей эмоциональный отклик на красоту осеннего леса.
Оборудование: корзинки для сбора природного материала,
Структура и методические приёмы.
Фронтальное наблюдение,
Любование красками осеннего леса.
Чтение стихотворения В. Авдиенко:
Ходит осень, бродит oceнь, ветер с клёна листья сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый - кленовый.
Цель — продолжить знакомить детей с птицами, вспомнить названия их домиков.
Ход прогулки
Наблюдение
Отметить, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В начале лета можно услышать, как поют птицы, но их трудно увидеть: они сидят в гнездах или порхают в зелени листвы. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Важно рассказать, какую пользу приносят птицы, понаблюдать, чем заняты грачи, скворцы.
Обратить внимание детей на то, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Показать гнездо ласточек, отметить, как часто они прилетают к гнезду с кормом для птенцов. Рассказать о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.
Художественное слово
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
(Армянская народная песенка)
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит как вопрос и ответ.
Загадки (А) и скороговорки (Б)
А.
По весне к нам с юга летит
Черная, как ворон, птица,
Для деревьев наших врач.
Ест букашек разных. (грач).
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его. (скворец).
Кто приклеил майским днем
Рукавичку над окном,
Поселив в нее жильцов —
Непоседливых птенцов? (Ласточка)
Я проворна, легкокрыла,
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит, дождик где-то близко. (Ласточка)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец —
Он и летчик, и певец. (Скворечник)
Б.
Были галчата в гостях у волчат,
Были волчата в гостях у галчат.
Нынче волчата галдят, как галчата,
И, как волчата, галчата молчат.
Дидактическая игра (А) и упражнения (Б)
На дворе стужа, все дорожки покрыты снежным покровом. Речка покрыта льдом. Тяжело в такую пору птичкам. На зиму они переселяются поближе к жилью человека.
Воробьи сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов.
Синицы селятся в самых разных местах. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
Снегири немного крупнее воробья. Эти птицы летом и осенью живут в северных хвойных лесах, а с первым снегом прилетают к нам. Прилетали снегири стайками по 5-7 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидят они на ветках или прямо на снегу. Снегирь питается почками, семенами деревьев, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Поэтому снег под деревьями часто окрашен соком ягод.
Сорока-это красивая птица прилетала на кормушку одна. Её невозможно спутать ни с одной другой птицей. Не зря в народе её называют – белобока. По бокам пёрышки у неё белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у ворона. Особенно красив хвост – длинный, прямой, будто стрела. Сорока – это осёдлая птица. Зимой большинство сорок перебираются поближе к людям.
Решив поставленные задачи, мы сделали вывод: В нашем посёлке зимуют воробьи, синицы, сороки, голуби, прилетают из леса покормиться снегири. В сильные холода охотно прилетают на места кормления. Для них страшен не холод, а голод.
Потому-то так важны кормушки!
Вероника Григорьева
Программное содержание.
Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах.
.Кормушка на улице, корм для птиц.
Ход занятия.
Выйдя с детьми на участок, педагог предлагает им подойти к кормушке для птиц.
Воспитатель
.Ребята,посмотрите,эту кормушку сделали дети старшей группы вместе со своими родителями. Как вы думаете, для чего они сделали эту кормушку?
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов,
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Воспитатель.
Как вы думаете, ребята, для чего на кормушке крыша? Крыша нужна, чтобы снег не падал на кормушку,а птицы легко могли отыскать корм, так как в снегу корм искать трудно. Зимой птицам очень сложно найти корм под снегом. Если мы не будем их кормить, они останутся голодными. Зимой птицам очень трудно без людей, они,чтобы помочь птицам,развешивают кормушки. Как вы думаете, чем можно кормить птиц (Ответы детей.)
Воспитатель.
Помощь зимующим птицам
При создании кормушек важно помнить главные правила:
- У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом и стать непригодным для птиц.
- Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер. Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах.
Наблюдение
Все свои наблюдения мы занесли в таблицу.
Дата | Температура воздуха | Количество птиц | Какие птицы прилетают |
30.01.18 | -20 | 8 | 5синиц,3 воробья |
31.01.18 | -21 | 9 | 5синиц,4 воробья |
01.02.19 | -20 | 7 | 4синицы,3 воробья |
02.02.19 | -22 | 8 | 5синиц, 3 воробья |
03.02.19 | -24 | 10 | 4синицы, 6 воробьёв |
04.02.19 | -23 | 8 | 5синиц, 3воробья |
Птица | Кормушка | Корм | Способ употребления |
воробьи | устойчивая, крепкая | любой | Клюют у кормушки |
синица | маленькая | семечки любые, сало | Берёт по зёрнышку |
снегирь | кормушки отдалённые | семечки, просо, овсяная крупа | Клюёт очень аккуратно |
ворона | площадки на земле | остатки пищи | Ест жадно, никого не боится |
Основные зимние корма: кусочки сала и мяса для синиц можно положить в сеточку и повесить прямо на ветку. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать, пшено, геркулес.
Заключение
Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:
В нашем посёлке зимуют только приспособленные к выживанию в суровых погодных условиях птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири, свиристели)
Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Мы призываем всех быть внимательнее, добрее к птицам. Они отблагодарят нас весенним пением.
Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если изменить условия проживания птиц зимой, то не все перелётные птицы будут улетать в тёплые края.
Список литературы
Приложение №1. Листовка – обращение
Дорогие ребята! Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят. Ученики 1 класса
- Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
- Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
- Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
- Кормушки нужно держать в чистоте.
- Следите, чтобы в кормушке не было снега.
- Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (нежареные, несолёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Некоторые особенности поведения зимующих птиц, посещающих кормушки
Наблюдения за зимующими птицами проводили зимой 2015 года. Каждый возле своего дома установил кормушку и наблюдал, как ведут себя птицы в зимний период, когда корма почти нет. Данной работой хотим показать, что птицам зимой не просто выжить, а человек может им помочь, а птицы помогут весной человеку, уничтожая вредителей садов и огородов.
Цель: провести наблюдения за видовым составом птиц, прилетающих к кормушке, выяснить как помочь им выжить зимой.
- Смастерить кормушку, выяснить какой вид кормушек больше подходит для птиц в городских условиях.
- Определить какие виды птиц посещают кормушки, количество, время посещения, продолжительность посещения.
- Выяснить, какой корм предпочитают разные виды птиц, которые посещают зимние кормушки.
- Провести наблюдение за поведение птиц, прилетающих к кормушкам зимой.
- Установить изменение видового состава посетителей кормушки в зависимости от ее расположения в различных районах города.
- Выяснить зависимость количества одновременно кормящихся на кормушке особей от их видовой принадлежности, количества и разнообразия корма на кормушке, погодных условий, других факторов.
- Существует ли очередность в доступе к корму на кормушке среди птиц одного вида, пола или разных видов?
Смастерить переносную кормушку с тем условием, чтобы на ней могли одновременно присаживаться не менее пяти птиц. Поместить в кормушку разнообразные корма. При наблюдении фиксировать количество птиц каждого вида на кормушке и вблизи нее, время прилета и отлета, продолжительность кормления и поедаемый корм. Отметить частоту агрессивных контактов между птицами, видовую принадлежность участников конфликтов и исход этих контактов (кто кого прогнал). Хронометрируйте поведение отдельных птиц, принадлежащих к разным видам.
Маршрутный метод наблюдения.
Проходим по намеченному маршруту 1 км вокруг своего дома и в определенных точках останавливаясь, где висят кормушки, считаем увиденных птиц и наблюдаем за их поведением в данный момент, делаем фото.
Все мы живем в разных районах города Астрахани. Установили сделанные кормушки у своего дома и вели наблюдения. Каждый из нас вел протокол наблюдения, а затем провели анализ полученных данных.
В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.
В ходе работы выяснили, что не все конструкции кормушек подходят для посещения птицами. Лучше всего подходят деревянные кормушки с крышей, сделанные из пластиковых бутылей, открытые кормушки хорошо прикрепленные на столб.
В основном кормушки посещались с 8:00–14:00 часов, так как в это время зимой светло, а после обеда ползут тучи, быстро темнеет, сыплет дождик и птиц не видно. Очень редко видели разные виды птиц в одной кормушке, чаще прилетали группами или воробьи или голуби, всегда всех выгоняли из кормушки вороны и вороны. Синички с большой осторожностью посещали кормушки и старались быстрее улететь. Птицы, находящиеся вдали от кормушек наблюдали за птицами прилетавшими к ней. Если птиц становилось больше, то вороны тут же оказывались в кормушке. Парочка воронов редко прилетали в кормушку, чаще разгуливали вблизи ее, наблюдая за копошившимися в ней воробьями. Давали семечки и зерно, но птицы предпочитали зерно. В ненастную погоду птиц почти не было, только голуби прилетали скрыться от дождя, иногда залетали воробьи.
Воробьи, голуби очень дружелюбны и практически вступают о выяснение отношений только со своим видом. Не видели, чтобы ворон гонял птиц из кормушки, что не скажешь о воронах, которые вели себя как захватчики.
Лучшими кормушками являются деревянные, устойчивые и с крышей. Все птицы кроме дятла, поползня и ворона посещают кормушки постоянно при наличии корма. Агрессивно ведут себя только вороны.
Наблюдения за зимующими птицами в старшей группе
Рекомендуем посмотреть:
Похожие статьи:
Зимний утренник в старшей-подготовительной группе ДОУ
Конспект занятия на тему: Зима в детском саду. Подготовительная группа
Бёрдвочинг или бёрдлистенинг?
Кстати, именно для традиций России (и в этом они сходны с традициями очень когда-то близкой нам по культуре – Германии) характерно не столько наблюдение за птицами, сколько слушание их пения. Как русские, так и немцы, любили не столько смотреть на птиц, сколько слушать их голоса. Ну вот любили русские и немцы – певчих птиц, что поделаешь! В России до сих пор сохранилась память о фанатиках соловьиного пения 19 века, которые изучали трель соловья на уровне консерваторском и записывали это всё на валик.
Но это были взрослые дяди – увлечение вряд ли понятное и доступное ребёнку. Ехать за русскими соловьями нужно традиционно – в Курск. Там их, курских соловьёв, и слушать. Вот – идея для бизнеса, типично русского и поэтому никому не смешного. Что смешного – возрождать традиции своих же предков?
Тем не менее, вам никто не запрещает честно увлекаться птицами в скаутском, юннатском стиле – наблюдать птиц и записывать свои наблюдения в дневник. Просто не переборщите с этим энтузиазмом, да назовите это своё увлечение как-нибудь по-другому. И вот ещё: если это вам не интересно – не имитируйте интерес!
И вот для тех, кому действительно интересно наблюдение за птицами – несколько примеров как о построении бизнеса на бердвотчерах, так и о развитии сопутствующих бердвотчингу направлений.
Птицы прекрасны, когда за ними просто наблюдешь, но для урожая они опасны. Фермеры полны любви и ненависти к ним. Птицы питаются насекомыми, которые уничтожают зерновые культуры, поэтому с этой точки зрения они полезны для фермы. Тем не менее, некоторые виды также питаются фруктовыми культурами, такими как черника и малина. Даже если они не уничтожают урожай, на ягодах появляются следы от клюва. Это затрудняет продажу ягод. Их могут купить только для варенья и желе.
Есть несколько способов, которые позволят помешать птицам уничтожать ягодные культуры. Одно из решений заключается в том, чтобы покрыть урожай сеткой или большим одеялом, по принципу теплицы. Однако сети опасны. Попав в сети, птица может травмироваться. Существуют и другие варианты, например, разные виды чучел или искусственных хищных птиц. Еще одно интересное решение – использование звука для отпугивания. Это простой и недорогой способ. Чтобы создать отпугиватель птиц, используются записи с голосами хищников или испуганных птиц.
Цель – определить, насколько встревоженный птичий крик защищает посевы.
Что нам понадобится:
- справочник птиц вашего региона;
- записи испуганных птиц (одного их вида, который вредит урожаю);
- CD плеер;
- большие колонки;
- маркировочная лента.
Ход эксперимента:
- Посетите ферму. Посмотрите, как птицы влияют на урожай. Вы видите, чем они питаются? Что они делают?
- Отметьте специальное место при помощи маркировочной ленты. Обозначьте максимально большую площадь. В идеальном варианте, 6х6 метров. Сядьте в одном месте и в течение часа наблюдайте. Записывайте, сколько раз вы замечали птиц на этой территории.
- Посетите это место во второй раз в то же время суток. Погода должна быть такой же, как и в первый день, поскольку она влияет на поведение пернатых. На этот раз установите стереосистему и включите запись с испуганным криком на 1 час. Сядьте в одном месте и наблюдайте за происходящим в течение часа. Сколько раз прилетали птицы?
- Повторите эти два шага столько раз, сколько захотите.
- Определите, каких птиц вы видели каждый день. Каковы особенности их поведения? Составьте гистограмму на каждый день, указывая виды пернатых в нижней части, и количество особей этого вида в боковой части диаграммы. Сравните показатели за два дня. Действительно ли запись птичьего крика отпугивает наблюдаемых пернатых?
- В качестве дополнительного исследования попросите кого-то помочь вам. Другой человек должен найти на поле ещё одно место для наблюдения за птицами, подальше от источника звука. Задача заключается в том, чтобы проследить за ними: возможно, услышав запись, они просто перелетели на другое место?
Вывод:
Действительно ли запись встревоженного птичьего крика отпугивает птиц от посевов?
Приложение-идентификатор птичьих голосов
И вот, наконец, бёрдлистенинг – приложение-идентификатор птичьих голосов. Этот подарок для любителей птиц создал всем известный Shazam. Новое приложение, которое распознаёт не тупую музыку, которую вы слышите в магазине, а птичек, называется – Songbird App.
Обычно Shazam не просто распознаёт песню, альбом и исполнителя, но тут же предлагает вам купить за деньги этот музон. На чём же зарабатывает Shazam, когда помогает распознать пение сойки? А ни на чём. Shazam уже и так достаточно заработал – поэтому может позволить себе очень красивый, культурный и интеллигентный жест.
Продолжать рассказывать о птицах: одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят поодиночке, другие стаями. Поодиночке, скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники: коршуны, ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнем.
Читайте также: