Как выглядит чумной доктор в реальной жизни
Почему костюм чумного доктора - предтеча современного защитного костюма Hazmat (комбинезона для работы с опасными веществами).
Маску чумного доктора называют одной из самых пугающих в истории человечестваЕсть много досадных заблуждений, связанных с костюмом чумного доктора. Одно из них состоит в том, что его носили в Средние века. Другое – то, что костюм должен был «отпугивать» болезнь. И еще одно – что костюм был совершенно неэффективным.
Как чумных докторов обычно изображают в современной культуреВ массовой культуре костюм чумного доктора почти повсеместно используют как пример глупости и суеверия людей из Средних веков. Его высмеивают очень давно - с начала двадцатого века и, может, даже еще раньше.
Например, этот плакат Министерства Труда и Национальной службы Великобритании, выпущенный в период между 1939 и 1945 годами, демонстрирует карикатурную версию маски чумного доктора и упоминает глупые суеверия Средневековья.
«Средневековый шарлатан носил этот головной убор, чтобы отпугнуть инфекцию. Сегодня мы предпочитаем науку заклинаниям, а профилактику – лечению. Так что ПОЛУЧИТЕ ПЕРВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ при любых травмах» Реконструктор из Калининграда выходит в город в костюме доктора ради развлечения. Он уверен, что чумные доктора были чем-то средним между священниками, шарлатанами и уборщиками.К сожалению, люди часто путают то, что случилось в раннем Новом Времени с вещами, происходившими в Средние века. Например, в Средневековье не проходило масштабных санкционированных церковью судебных процессов над ведьмами. Истерия с колдовством в Западной Европе началась примерно в конце шестнадцатого века и продолжалась в семнадцатом веке. В течение почти всего Средневековья официальное учение церкви гласило, что ведьм не существует и вера в колдовство есть ересь. Так и костюм чумного доктора с птичьим клювом, каким мы его знаем, никогда не использовался в Средние века.
Даты окончания Средних веков могут быть разными, но, по общему мнению, этот период закончился где-то в пятнадцатом веке. В 1619 году известный французский врач Шарль де Лорм решил создать костюм чумного доктора, примерно на два столетия позже окончания Средневековья. Врачи более раннего периода, до Шарля де Лорма, использовали какие-то костюмы для защиты от чумы, но нет никаких доказательств, что это были те самые костюмы чумного доктора с клювом. Так что получается, что этот костюм — продукт раннего Нового времени (оно длилось примерно с 1453 по 1750 гг.).
Важно также подчеркнуть, что костюм вообще не задумывался как «шарлатанство». Шарль де Лорм, изобретатель костюма, был уважаемым специалистом, служил главным врачом короля Анри IV, короля Людовика XIII и короля Людовика XIV. Между прочим, он также был удивительным долгожителем, поскольку умер 24 июня 1678 года в возрасте около девяноста четырех лет.
Гравюра Герхарта Альценбаха, датированная 1656 годом. Изображает чумного доктора из РимаКонечно, сегодня над большинством идей и практик Шарля де Лорма можно было бы посмеяться. Наши знания в области медицины значительно улучшились с того времени. Однако тогда Шарль считался весьма уважаемым медицинским экспертом.
Также стоит отметить, что костюм чумного доктора не использовался по всей Европе повсеместно. Его носили во Франции и Италии, иногда – в некоторых частях Германии и Австрии. Костюм редко использовался в Британии или в английских колониях в Северной Америке. Одна из причин, почему костюм чумного доктора стал неразрывно связан с суевериями, заключается в том, что он использовался в католических странах, и английские протестанты стали говорить о нем, как о свидетельстве католического невежества.
Фронтиспис с чумным доктором в полном одеянии из «Трактата о чуме» 1721 года Жана-Жака Мангета.Костюм был разработан в соответствии с теорией миазматических заболеваний, которая в то время очень поддерживалась медицинскими экспертами. Она гласила, что болезни были вызваны «миазмами» или болезнетворными парами в воздухе. Обычно считалось, что миазмы образуются в результате болезней и разложения органических веществ. Считалось, что их появление можно предотвратить путем улучшения санитарных условий и соблюдения чистоты.
Сейчас мы знаем, что миазматическая теория неверна. Но наблюдения показывали, что плохие санитарные условия позволяют болезням распространяться. Многие из мер профилактики того времени, основанные на теории миазмов, сейчас доказали свою эффективность – не потому, что болезни распространяются через «плохой воздух», а скорее потому, что болезни вызваны патогенами (то есть микроскопическими объектами, такими как бактерии, вирусы, простейшие, грибки, вироиды и прионы), которые легче распространяются в антисанитарных условиях.
Полный костюм чумного доктора должен был защитить тело целиком, не оставляя открытых участков.Костюм чумного доктора, который был создан для защиты от миазмов, мог иметь некоторую эффективность в защите от микробов. Основная его идея была такой же, как у современного варианта – защитного костюма Hazmat (защитного комбинезона для работы с опасными веществами). Он предназначался для того, чтобы покрыть все тело толстой и прочной кожей, не оставляя открытых участков, а клюв должен был фильтровать воздух, которым дышал доктор.
Костюм состоял из сапог, леггинсов, пальто, перчаток и капюшона – все из жесткой марокканской или левантийской кожи, покрытой воском для отталкивания жидкости и предотвращения проникновения миазмов в тело. Также была маска, прикрепленная к пальто, со стеклянными очками, закрывающими глаза, и длинным птичьим клювом.
Фотография из Викимедиа, показывающая поврежденные детали итальянского костюма XVII века. Они были обнаружены в 1889 году Теодором Вейлем в лазарете на острове Повелья, который служил санитарно-карантинной станцией для Венеции.Этот клюв часто делали из металла, типа бронзы, и он был наполнен душистыми веществами. Туда помещали сухие цветы, различные душистые травы и специи или даже губку, наполненную уксусом. В маске было два небольших отверстия, через которые доктор мог дышать. Кроме того, доктора часто жевали чеснок, а в уши и ноздри могли вкладывать губки, пропитанные ладаном. Считалось, что душистые вещества очищали воздух и защищали доктора от вдыхания миазмов.
Да, маска имела форму клюва, но это не имеет никакого отношения к ее назначению. Ни один врач не думал, что сама форма клюва защитит его от чумы; именно травы должны были уберечь носителя.
Чумные доктора также брали с собой длинный деревянный прут, чтобы осматривать своих пациентов, не касаясь их и даже не приближаясь к ним. Этот стержень использовали, чтобы двигать одежду, проверять наличие бубонов и пульс пациента (чтобы убедиться, что он еще жив).
Некоторые версии костюма чумного доктора также включали широкополую шляпу, её носили поверх капюшона и маски. Но она была необязательным компонентом костюма. Шляпа служила признаком профессии: люди понимали, что человек в костюме – врач, так как доктора тогда часто носили шляпы.
Фотография из Викимедиа. Сохранившаяся маска чумного доктора XVII века из Австрии или Германии, выставленная в Немецком историческом музее в Берлине.Бубонная чума вызвана грамотрицательной, споровой, неподвижной бактерией коккобацилл Yersinia pestis. Yersinia pestis может вызывать у людей три различных типа инфекций, все из которых чрезвычайно смертельны.
Эти три различных вида инфекции могут передаваться разными способами:
- Бубонная чума, наиболее распространенная форма чумы, в основном передается через укусы блох, несущих болезнь.
- Пневмоническая чума, смертельная и более редкая форма чумы, которая возникает, когда Yersinia pestis поражает легкие. Эта форма может развиваться, как осложнение бубонной или сепсисной чумы или передаваться независимо через вдыхание капель в воздухе, несущих бактерию Yersinia pestis.
- Сепсисная чума, самая редкая и самая смертельная форма чумы, которая не передается от человека к человеку, но развивается как осложнение бубонной или легочной чумы, когда бактерии Yersinia pestis размножаются в крови.
Как работал костюм?
- Жесткая вощеная кожа снаружи костюма чумного доктора частично защищала доктора от блох. Нижняя часть пальто была открыта, что открывало блохам доступ к телу. Но под пальто врачи также надевали кожаные сапоги и леггинсы из вощеной ткани, которые должны были защитить от блох.
- Клюв, полный трав, вряд ли мог помешать доктору вдохнуть бактерии Yersinia pestis. Тем не менее, клюв уменьшал количество воздуха, который человек вдыхал из окружающей среды, тем самым немного снижая его шансы вдохнуть зараженную влагу.
- Прут обеспечивал врачу большую защиту, позволяя ему осматривать пациента, не подходя слишком близко. Пациенты, конечно, могли кашлять на него даже на расстоянии, и для него было бы безопаснее, если бы он держался еще дальше.
Вероятность того, что доктор подхватит чуму, снимая костюм, была не очень велика: бактерии этой болезни не могут долго существовать вне организма хозяина. Бактерия чумы может быть мгновенно уничтожена солнечным светом или простым высыханием. Поэтому к тому времени, когда доктор раздевался, любые бактерии чумы уже должны были умереть. Тем не менее, при хорошем раскладе, доктора должны были, по крайней мере, получать новый прут для обследования других пациентов.
Подводим итоги
Короче говоря, костюмы, которые носили чумные доктора в семнадцатом веке, вероятно, в какой-то степени защищали их. Они были не самой эффективной защитной одеждой, но все же лучше, чем ничего.
Костюм чумного доктора не следует рассматривать как пример «средневековой» глупости. Он – важный (но пока ненадежный) предшественник современного костюма Hazmat. Основная идея обоих костюмов одна и та же. Костюм чумного доктора предназначался для защиты и фильтрации воздуха, которым он дышал, а не для «отпугивания инфекций».
Костюм доктора был ненадежен, потому что даже в нем у человека могли остаться открытые участки, и маска плохо фильтровала воздух, которым дышал доктор. Современные костюмы от Hazmat решили обе эти проблемы; открытых участков не остается, используются дыхательные аппараты. Другими словами, мы извлекли уроки из прошлого и разработали более эффективный метод защиты от болезней. Скорее всего, Шарль де Лорм был бы доволен.
Цой, аполитичность и минимум графики. Как снимали «Майор Гром: Чумной доктор»
Большое интервью с режиссёром Олегом Трофимом о съёмке первого русского кинокомикса.
В конце мая Bubble Studios представили трейлер фильма «Майор Гром: Чумной доктор» — первого российского кинокомикса, премьера которого состоится в 2021 году. Мы связались с режиссёром фильма Олегом Трофимом, чтобы обсудить съёмочный процесс и ряд проблем, связанных с режиссурой жанра: постановку экшн-сцен, использование практических спецэффектов, поиск локаций, работу со звуком и многое другое.
Изменения в проекте, практические эффекты, холодный огоньТебе объясняли, почему после всех изменений в проекте на должность режиссёра «Майора Грома» позвали именно тебя?
Мне кажется, продюсеры выбирали режиссёра из числа тех, с кем они работали, в ком они были уверены, ведь проект достаточно объемный, сложный, а времени на подготовку не так уж много — нужны были уже проверенные люди. Насколько я понимаю, Михаил Китаев [исполнительный продюсер] предложил мою кандидатуру, поскольку хорошо знал меня ещё со съёмок фильма «Лёд» и «Вторжение» Фёдора Бондарчука — там я со своей командой снимал весь экшен, погони, затопления Москвы, военные операции; в общем, масштабные и динамичные линии картины. Сложность работы была запредельной, а результат получился беспрецедентным для российского кино с точки зрения визуала. Это качество мирового уровня.
Он [Михаил Китаев] видел, как это происходит, находился в центре самого процесса и смог оценить мои возможности, мой стиль и подход к такого рода проектам. По масштабу, сложности съемок и размеру съемочной группы, на мой взгляд, «Майор Гром: Чумной Доктор» плюс-минус сопоставим со «Вторжением».
Предложение переросло во встречу с Артёмом [Габреляновым, основателем студии Bubble и продюсером фильм], в обсуждение видения проекта и так далее. В общем, решение принимали комплексно, в несколько этапов. Полагаю, что кандидатур было много и уверен, что это был непростой выбор для продюсеров.
На какой стадии это было? До контакта с американскими продюсерами или после?
После. Насколько мне известно, с американскими продюсерами ребята общались, как только сделали «Самолётики» [первый трейлер-короткометражка]. Они изначально делали этот маленький фильм для американских продюсеров. Это было ещё до того, как Харви Вайнштейна обвинили в харасменте.
Майор Гром по стилю и жанру сильно отличается от твоих клипов и от фильма «Лёд». Тяжело перестраиваться?
Нет. Если смотреть мои работы — они все очень разные. Мой стиль заключается не в характерных чертах, а видимо в чём-то другом. Я всегда нахожусь в поиске нового языка, всегда стараюсь найти новое решение под каждую конкретную задачу, это такой ремесленный подход. В этом плане мой опыт достаточно разнообразен. Сравнить хотя бы фильм «Лёд» и музыкальный фильм «Синекдоха Монток — Где бы ты ни был», — это кардинально разные вещи.
В поисках решений я свободен, у меня нет ограничений в выборе инструментов, мне нравится меняться, пробовать взаимодействие с новыми людьми. Так и в данном случае, исходя из поставленной задачи и сценария, мы построили свой уникальный стиль. Такого мне ещё не приходилось делать, это чертовски вдохновляет.
Почему сценарий и тональность фильма изменились в сторону триллера и мрачности?
Короткометражки, которые Вова [Владимир Беседин, режиссёр короткометражного фильма «Майор Гром»] снимал с Артёмом — это были яркие смешные открытки. Там классный экшен: здесь попрыгали, тут подрались, тут шуточка, тут джингл, драка, финт камерой, и разбежались. Это был совсем другой жанр. Новый же сценарий принципиально отличается от того, что зритель видел в корткометражках.
Артём Габрелянов хотел, чтобы в фильме была серьёзная драматическая основа триллера, чтобы зритель вжимался в кресло. Казалось, что «Майор Гром: Чумной Доктор» и триллер — это вещи, которые невозможно связать, но в этом жанре есть очень интересные механизмы, которые здорово вошли в структуру нашего сценария и повлияли на то, какой визуальной энергией будет обладать фильм.
Сама история «Майора Грома» рассчитана не только на подростков, ведь это не просто развлекательный фильм, не мультик, не сказочка. Это история с серьёзной социальной основой, которая требует определённого подхода. И поэтому, на мой взгляд, она стала чуть «старше». Но, вместе с этим, мы не потеряли то, что так полюбилось зрителю: в нашем кино есть драйв, энергия, дерзость.
Почему решили снимать в центре Петербурга? С этим же было связано много проблем и скандалов.
Я — приверженец того, что всегда лучше снимать вживую. Где-то доработать, додекорировать, но в целом стараться не использовать компьютерную графику где ни попадя. Особенно мне не нравится идея создания цифровых пространств, — создавать декорации при помощи компьютерной графики слишком затратно и рискованно с токи зрения качества.
Больше двух месяцев мы изучали город, выясняя, какие нам нужны улицы, какие уголки и переулки подобрать для сцен, какой визуальный стиль города должен быть, какие архитектурные решения надо подчеркнуть. Существовал ли, например, Советский Союз в нашей архитектурной реальности? Я прожил в этом городе больше пяти лет, пока учился режиссуре СПБГУКиТ, а наш художник Дмитрий Онищенко, исполнительный продюсер, родом из Питера. Конечно, его знание города сильно нам помогло.
Была проделана очень большая административная работа: не так просто согласовать всё это с администрацией города, потому что ты не можешь просто взять и перекрыть Большую Морскую улицу, учитывая сложную транспортную ситуацию Питера. Для этого нужно подавать документы за два месяца до съемочного дня, расписать все действия, места размещения огромной автобазы, чтобы правительство города скорректировало дорожный план, план объезда для автомобилей и общественного транспорта. Это очень-очень большая работа, которая всегда остается за кадром, но имеет ключевое значение.
Петербуржские локейшн-менеджеры провели колоссальную работу по согласованию съёмок с администрацией Санкт-Петербурга, чтобы мы смогли осуществить всё задуманное. Часть Большой Морской ради фрагмента с погоней из трейлера мы закрывали практически на целый день, улицу Зодчего Росси почти на сутки, даже в какой-то момент оцепили часть Дворцовой Площади — дичь.
Снимать в центре города на живую — это чертовски сложно. Это одна большая проблема. Даже при информировании по существующим каналам администрации Петербурга всё равно не все местные жители были в курсе. Поэтому, когда люди выглядывали из окна своего дома и видели, как с открытыми дверьми по встречке несётся инкассатор, из него летят деньги, и в этот момент какой-то тип в кожаной куртке и в кепке пытается вскарабкаться на его крышу, они, очевидно, были несколько шокированы. Было много забавных казусов в процессе съемки. Глазеть на съёмки прохожим не запретишь, но и объяснить, что тут происходит, тоже возможности нет, — вот люди и шарахались.
Газета «Фонтанка», например, выбрасывала в сеть примерно такие заголовки: «Страшнейшая авария в центре Петербурга. Инкассаторский фургон протаранил рейсовый автобус» или « Протестный митинг перерос в вооруженное столкновение с полицией, есть раненные». Потом через пару часов: «А, это были съемки».
Шороху они задали такого, что возникла антиволна, которая сильно усложняла нам жизнь: осуществлённые договоренности с администрацией города приходилось пересматривать, чиновники паниковали, день за днём напряжение скапливалось, и какие-то большие процессы к концу съёмочного периода на улицах города осуществить было всё сложнее. Приходилось ещё раз заново договариваться и объяснять что и как, что всё организовано, всё нормально, нет никаких пострадавших, никакого ущерба городу тоже нет, а огнемёты пусть и настоящие, но в надёжных руках.
В данном случае СМИ нам поднасолили немного, но при этом возник резонанс, и люди, которые интересовались съёмками, начали ориентироваться по заголовкам газет и даже втихаря преследовали нашу съемочную группу — попадали в ряды артистов массовых сцен и выкладывали фотографии. Хотя у нас царила строжайшая секретность, чтобы важные ключевые моменты из сюжета не просочились в сеть. Во время работы под пристальным вниманием всего города, сохранять тайну было непросто.
Почему вы сделали ставку на практические эффекты и в чём специфика таких съёмок?
Потому что мы — тру (смеётся).
У нас была команда каскадеров во главе с Александром Стеценко. Я считаю, что это один из лучших каскадёров в нашей стране, и я очень рад, что он вписался к нам в банду. Он работал над короткометражными фильмами про Майора Грома, работал над трюками в фильме «Хардкор» Ильи Найшуллера и еще многих-многих крутейших экшен-картинах. Мне чертовски понравился его стиль: люди летают, взрываются, горят, падают на ходу из автомобилей, энергия бешеная.
Александр принимал активное участие в создании раскадровок экшен-сцен, работал над декорациями с художниками, чтобы все самые эффектные трюки и, скажем так, фаталити выглядели смертельными, но были безопасными в производстве. Мы использовали реальный огонь. 95 % кадров, которые есть в трейлере сняты с настоящим пламенем, только где-то мы добавляли искры, где-то увеличивали ширину огня, где-то чуть-чуть добавляли деталей.
Саша и его команда каскадеров — отбитые на голову, бесстрашные люди и мегапрофессионалы. Они делали такие вещи, от которых, как говорит Лапенко, волосы стынут в жилах. И всё вживую. Ну, и в постановке драк у Саши точно нет равных в этой стране.
Были проблемы и экстремальные ситуации, связанные с огнём?
Никаких проблем не было. Цена любой проблемы — человеческая жизнь или травма. Ошибок быть не могло и их не было.
Саша Стеценко — суперпсих в области безопасности. В тех удивительных и мощных трюках, которые он придумывает, всё серьезно рассчитано с точки зрения того, чтобы его команда, его люди, его каскадеры и съёмочная группа были целы и невредимы. Это всё расчеты, инженерия, математика, какие-то пробы-пробы,тесты-тесты и потом один конкретный дубль — всё получается, и мы идем дальше.
Как вы прорабатывали и продумывали такие экшен-сцены?
Сцена всегда начинается со сценария. На этапе сценария какие-то вещи превращаются в образ. Но бывает и так, что в сценарии сцена прописана одной строчкой: «Герой мчится за бандитами по улице» и всё, а в кино это превращается в десятиминутную погоню с авариями, трюками, хореографией и масштабным взрывом в конце.
Конечно, мы рисуем раскадровки и аниматики, обсуждаем текущие результаты со всеми департаментами, потом переделываем и снова обсуждаем. У нас в фильме было несколько больших массовых драк, было очень много огня, горения и взрывов, которые мы прорабатывали заранее: делали тесты на специальных полигонах. Просчитывали всё так, чтобы к съёмочному дню у нас было конкретное понимание, что и как делать.
Богатый съемочный опыт Максима Жукова [оператор-постановщик] очень помог, у него множество суперспособностей, и одна из самых потрясающих — предвидение деталей и дотошность в работе со сценами. Максим, пожалуй, один из лучших операторов-постановщиков в нашей стране на сегодня, работать с ним было невероятно круто.
Некоторые сцены в раскадровках мы перерисовывали по 10–20 раз полностью, добивались результата, а потом, если вдруг по каким-то причинам нам приходилось менять локацию для съемок, всё приходилось делать заново. По-другому никак — хочешь сильный трюк в кадре — сиди, работай, пробуй, переделывай, проверяй и снова пробуй. Лишь бы рядом были сильные духом коллеги. Если честно, в какой-то момент эти процессы начинают сильно утомлять, ведь один специфический проезд авто со сложным движением камеры хронометражем в пять секунд можно снимать по 5–6 часов, пока не добьёшься идеального результата. А другой результат нас с Максом не интересовал.
При создании костюма Чумного доктора была очень специфическая задача: нужно было разработать суперкостюм-экзоскелет с действующими наручными огнемётами. И мы реально сделали это, они реально работают. Артист направляет руки в нужном направлении, разжимает пальцы рук, щелчок, — и бьёт поток пламени.
Для каких-то кадров мы использовали баллоны с газом, где-то отдельные огнемёты с уникальными видами какой-то пыльцы, которая горит, но не обжигает, температура пламени не поднимается выше 30°C. Этим огнём мы поливали и автомобили, и людей, когда было нужно. Эта технология помогла и во время работы в городской среде, потому что привычные виды топлива при горении дают жар и чёрную копоть.
На что вы ориентировались при постановке экшена?
На Bubble (смеётся). Не могу провести какие-то прямые аналогии. Потому что в нашем случае нет экшена ради экшена. В первую очередь наш фильм — это драматическая история, это сюжет, очень особенный, который держит тебя, и уже во вторую очередь — это яркие сцены.
Разумеется, мы разбирали огромный пласт экшена, который на сегодняшний день снимается по всему миру, чтобы понять и где-то подцепить саму технологию производства. Мы пересматривали огромное количество фильмов с Томом Крузом, где он сам выполняет трюки, где использовались какие-то системы подвесов и технологических декораций. Пересматривали антологию «Борна» — на мой взгляд, один из самых интересных примеров по погоням внутри города.
Пересматривал «Малыш на драйве». Ещё, помню, смотрел легендарный фильм из 90-х «Обратная тяга» — на момент выхода его создатели организовали революционный процесс работы с живым огнём в кадре. «Рейд» Гарета Эванса мне нравится по постановке драк. В общем, подхватывали отовсюду какие-то технологические нюансы, но так чтобы единым референсом взять какую-то картину, — такого нет.
Макс Шишкин у нас в интервью рассказывал, что ты очень необычно работаешь с референсами и черпаешь вдохновение не из кино, а из других областей, вроде фотографии. Можешь про это рассказать подробнее?
Когда ты ищешь какую-то идею или приём, ориентироваться на чужой результат и использовать его так как он есть — скучно. В этом нет смысла для тебя как для художника и автора. Поэтому, глядя на чужие работы будь то фотография, живопись, литература, фильм или перформанс, я смотрю в первую очередь на их смысловую составляющую, пытаюсь понять и почерпнуть именно логику художника, который решая определённую художественную или смысловую задачу пришёл к конкретному результату, и оперировать ей, а не самим результатом.
Такой подход стимулирует творческий процесс, но не убивает его. Потому что пока ты ищешь логику, разбираешься в языке повествования авторов, которые тебя интересуют, ты как бы вступаешь в диалог с ними, это вдохновляет на новые решения. Бывают случаи прямого цитирования любимых авторов, но тут всё не так просто. Вот зритель видит у Иньярриту цитату из фильма Тарковского и респектует, а вот смотрит другой какой-то фильм другого режиссёра, видит цитату и хейтит, мол, автор сам ничего придумать не смог и байтит направо-налево. Неоднозначно как-то получается.
Поиск референсов больше относится к музыкальным видео, потому что это специфический подход. Напрямую брать референс для своего музыкального видео из другого музыкального видео — глупо, там совсем другие механизмы. Поэтому в вопросах о рождении идей с нуля, я обращаюсь к параллельным жанрам искусства и творчества: к фотографии, литературе. Вот там пытаюсь искать вдохновение с точки зрения реализации образа художника, будь то писатель, фотограф или какой-то концепт-артист.
Назови несколько имён.
Из фотографии имён очень много. Вот несколько любимых навскидку:
Йозеф Куделка. Особенно впечатляет его серия Gypsies:
Француз-гуманист Марк Рибу:
Гениальный советский фотограф Лев Бородулин — художник сумевший отразить невероятную красоту советского спорта. Уникален:
Ну и еще в процессе работы над сценарием своего нового фильма я открыл для себя советскую группировку фотографов-диссидентов из Новокузнецка «ТРИВА». Они не стеснялись своей Родины «в неглиже»:
Все актёры в интервью отмечают, что на площадке «Майора Грома» была дисциплина и царил профессионализм. Можешь на примерах объяснить, в чём это выражалось?
Я бы не сказал, что я самый дисциплинированный человек. Более того, я достаточно эмоционален и гиперактивен, у меня даже прозвище смешное появилось — за глаза коллеги называли меня Атомным узбеком. Видимо за изобилие энергии, которой я наполнен процессе. Ну, и потому что я азиат наполовину по маминой крови.
Вернёмся к сути: дисциплина необходима, потому что кино — это система. Постановки своевременно сформулированных задач, контроль их выполнения, бескомпромиссность в определённых моментах и лёгкость вставания на новые рельсы, когда это необходимо — вот те вещи над которыми я работаю от картины к картине, от ролика к ролику, те качества, которые намеренно развиваю в себе как режиссёр.
Я стараюсь наладить максимально прозрачную коммуникацию со съёмочной группой таким образом, чтобы каждый человек на съемочной площадке точно понимал, что он должен сделать, точно понимал зону своей ответственности, и при этом оставался свободен в выборе решения, не ограничивая личный художественный потенциал.
Существуют такие процессы, когда режиссёр воссоздаёт на площадке абсолютно конкретное видение, где есть место только тому что он сам задумал на бумаге и в мыслях, а все департаменты должны исполнить именно это и ничто другое. Я же стараюсь всегда оставлять поле для творчества моих коллег.
Общаясь с артистами, например, я стараюсь говорить с ними и размышлять в таком ключе, чтобы они ясно понимали смысл и цель, к которой мы должны придти, но сам шаг, темп и решения остаются за ними, мне важно чтобы они имели возможность творить. И так с каждым департаментом. Я на дух не переношу исполнителей, — с ними скучно. Я предпочитаю работать с художниками и обожаю открывать эти потенциалы в своих коллегах.
Ты создаёшь впечатление крайне энергичного и позитивно заряженного человека. Бывали ли у тебя депрессии или сильная усталость во время съёмок?
Конечно, были: я в последнее время вообще довольно депрессивный, но, когда работаю, это придаёт мне сил. Я просто люблю свою работу, она меня очень вдохновляет.
Вообще, я считаю, что даже самое паршивое кино снять запредельно сложно. Важна дисциплина: ещё в студенческие времена я понял, что для качественного съёмочного процесса ты как режиссёр должен быть абсолютно трезв. Ты не можешь быть ни пьяным, не можешь употреблять какие-то стимуляторы, не можешь быть с похмелья, ты должен быть абсолютно свеж, чист и размят, только тогда нематериальная энергия, тонкие какие-то вещи, смогут заставить всё твоё внутреннее существо вибрировать. Ты чётко ощущаешь себя, и люди тебя ощущают, возникает какая-то правильная творческая химия.
Еще раз повторюсь, съёмки кино — сложнейшая работа. Если не заниматься собой, то в какой-то момент просто органы в начинают отваливаться, и ты грустнеешь. Важно уделять этому внимание.
Как выглядит чумной доктор в реальной жизни
В Южно-Сахалинске что-то пошло не так, точнее - на дорогу рухнула стена
Зоозащитники и ветеринары вновь спасли ежа, попавшего под колёса газонокосилки
Мужчина обнаружил брошенное яйцо попугая и решил помочь птенцу вылупиться
"Прощай, оружие?": Росгвардия подготовила поправки, ужесточающие условия выдачи лицензии
В Москве прохожая напала на мужчину, получила сдачи и оказалась под колесами электробуса
От любви до ненависти: Поляки называют памятники природы в честь персонажей Ведьмака
Почему в СССР использовали чугунные трубы, если пластиковые уже существовали?
Интересный ретро-самосвал для доставки угля в частные дома
В Ленинградской области полицейские освободили беременную заложницу, от мужа которой требовали выкуп
ПравоохрЕнители: избиение задержанного обещали прекратить за 20 тысяч рублей
С какой скоростью должен бегать настоящий полицейский
Когда фальшивка лучше оригинала: как в Белом Доме разоблачили коварство саудитов
8 слов, которые ставят перед выбором: слитно или раздельно
Технологии будущего, которые вот-вот придут в нашу жизнь
Москвича в халате сняли с рейса в омском аэропорту
Названы 49 лучших городских районов в мире: российские города не вошли в список
Элементарный тест, в котором стыдно ошибиться даже в одном вопросе
Отъелись: каждая вторая женщина и каждый третий мужчина в РФ страдают ожирением
На грани трэша и шедевра — 9 советских фантастических фильмов про космос
Сказку сделал былью: 72-летний пенсионер выжил, чтобы порадовать сварливую супругу
Изобретатели от Бога, которые скоро точно получат Нобелевские премии
10 предметов интерьера, которые, по мнению британцев, выдают безвкусицу
Работает спецназ: колоритный украинский "полицейский"
Валун из Саудовской Аравии озадачил интернет: силы природы или инопланетное вмешательство?
Когда руки не для скуки: 30 крутых проектов "Сделай сам"
Пюрешка надоела: когда решил приготовить что-то новенькое
Американские знаменитости придумали "новый" тренд, который россиянки использовали ещё в 2000-х
Костюм чумного доктора: как его придумали и почему он так крипово выглядит
Классический костюм чумного доктора появился в обиходе медиков лишь в XVII веке, хотя чума начала свое шествие по западной Европе еще с 1340-х годов. Все дело в том, что долгое время ее лечением занимались различные околорелигиозные авантюристы и шарлатаны, в основном действовавшие наугад и не сильно заботившиеся вопросами самозащиты от опасной заразы.
Журнал The Public Domain Review рассказывает, как врачи стали носить легендарную спецодежду, максимально защищавшую от миазмов «плохого воздуха», который в то время считался главным переносчиком болезни.
Этот причудливый, максимально закрытый с головы до ног костюм шился из кожи, а также промасленной или вощеной холщовой ткани, в прорези для глаз вставлялись большие стеклянные линзы, а длинный «клюв» с парой небольших отверстий для дыхания выполнял роль противогаза — в него клали ароматические специи (камфору, мяту, гвоздику и мирру), сухие цветы или тряпку, промоченную уксусом.
Если запахи не перекрывали вонь, которую источали больные чумой, то врачи поджигали содержимое маски. Таким образом, дымок не только глушил вредные миазмы для врача, но и разносил «дезинфицирующие» ароматы по округе. Кроме того врач в обязательном порядке во время общения с больными обязан был жевать чеснок и носил в ушах и носу маленькие куски ткани, пропитанные ладаном.
В руках чумные врачеватели носили палочки, с помощью которых как дирижеры не только раздавали указания, но и производили с больными различные манипуляции. Например, палочками меряли пациентам пульс, снимали с них одежду, а также отталкивали подозрительного вида людей, подошедших слишком близко — эффективнейший инструмент для социального дистанцирования из когда-либо существовавших.
Изобретение классического костюма чумного доктора приписывают французскому врачу Шарлю де Лорму (1584-1678), однако к 1636-му году одеяние было настолько популярным, что разные его вариации носили уже по всей Европе, из-за чего с точностью об авторстве говорить не приходится.
Окончательно костюм укоренился в европейской культуре во время эпидемии чумы 1656 года, унесшей почти полмиллиона жизней в Риме и Неаполе. К тому времени чумные врачеватели были обязаны носить спецодежду по контракту, который каждый из них заключал с муниципальными советами. Именно тогда появление на пороге доктора с птичьим клювом стало означать только одно — смерть близка.
Однако постепенно чумные врачи стали настолько обычным зрелищем, что в той же Венеции их костюмы стали перенимать в качестве карнавальных нарядов, а уж о масках с клювами и говорить нечего — венецианские праздники и сегодня без них попросту немыслимы. Также образ мрачного врачевателя повлиял на средневековую «Комедию дель арте», в которой появился теперь уже ставший классическим персонаж, милый и немного тревожный Medico della Pesta.
Разумеется, по нынешним меркам эффективность работы чумных докторов выглядит крайне сомнительной. В основном они занимались тем, что вырезали и прижигали больным бубоны, прощупывали их палками и прописывали пациентам настои из розовых лепестков. Некоторые практиковали кровопускание, однако более продвинутые рекомендовали изолировать зараженных, давать им чистую воду и регулярно проветривать палаты.
Тем не менее, хотя старания чумных докторов и походили на неловкие шаги ребенка, без них не было бы современной медицины, как не было бы и этих замечательных образов:
Читайте также: