Как увеличить броню танка в world of tanks
Процесс расчёта значения бронепробиваемости очень сложен и зависит от многих факторов. Среди них — толщина брони, угол наклона бронированного листа, бронепробиваемость орудия и многие другие.
Модули
Модули — это базовые компоненты любой машины.
Всего существует пять типов исследуемых модулей.
Танковая пушка, которая устанавливается во вращающуюся башню или же прямо в корпус танка. Характеристики орудия определяют огневую мощь вашей техники.
Один из важнейших модулей. На башню устанавливается орудие, и в ней же обычно размещается большинство членов экипажа. Это единственный модуль, который влияет на прочность машины, так как у башни есть броня. Также от башни зависит дальность обзора и количество очков прочности вашей техники.
Это гусеничный механизм, с помощью которого танк передвигается и разворачивается. Ходовая определяет грузоподъёмность, проходимость и скорость поворота машины.
Этот модуль приводит в движение ходовую. Чем двигатель мощнее, тем быстрее едет ваша машина. При попадании снаряда в двигатель может возникнуть пожар.
Радиостанция — модуль, позволяющий видеть вражеские танки на мини-карте. Чем больше дальность связи радиостанции, тем больше ваш радиус обнаружения противников по разведданным.
Для всех исследуемых машин, кроме X уровня, есть возможность усовершенствовать один или несколько модулей. Зачем это делать?
- Усовершенствованные модули улучшают характеристики машины.
- Для изучения техники следующего уровня нужно изучить некоторые модули от предыдущей машины.
- Техника, у которой исследованы все модули и машины следующего уровня, приобретает статус элитной и позволяет зарабатывать особый боевой опыт, который можно перевести в свободный.
Для исследования и покупки модулей вам понадобится боевой или свободный опыт и кредиты.
- Нажмите Исследовать в правом верхнем углу Ангара, чтобы открыть дерево исследований для текущей машины.
Под изображением неисследованных модулей указана их стоимость в единицах опыта . Если вам хватает опыта для их изучения, стоимость будет отображаться на зелёном фоне. - Щёлкните по стоимости изучения и подтвердите исследование. После этого отобразится стоимость покупки модуля .
- Щёлкните по стоимости и подтвердите покупку, чтобы приобрести и сразу же установить изученный модуль.
Оборудование
Оборудование — это дополнительные устройства, которые позволяют улучшить боевые характеристики машины. Оборудование доступно для всех машин с II уровня. Количество слотов для оборудования зависит от уровня машины: на II уровне можно установить одну единицу оборудования, на III уровне — две, а с IV уровня — три.
В игре есть два типа оборудования — штатное и специальное.
Штатное оборудование можно приобрести за кредиты, а также заработать в игровых событиях и акциях. Оно может подразделяться на классы для определённых уровней техники. Кроме того, штатное оборудование делится на категории в зависимости от характеристик, которые улучшает: огневая мощь, живучесть, мобильность и разведка. Начиная с VI уровня техники, к первому слоту для оборудования привязывается одна из этих характеристик. Если установить в такой слот оборудование подходящей категории, оно будет эффективнее. Штатное оборудование можно демонтировать и вернуть на Cклад за золото или с помощью демонтажного набора.
К специальному типу относится усовершенствованное и трофейное оборудование. Усовершенствованное оборудование изначально эффективнее, его можно купить за боны и заработать в игровых событиях, например Ранговых боях. Трофейное можно заработать в игровых событиях, таких как Боевой пропуск. По эффективности оно изначально такое же, как штатное, но за кредиты можно наладить его и повысить его эффективность. Усовершенствованное оборудование демонтируется за боны, а трофейное — за золото или с помощью демонтажного набора.
Узнайте больше про оборудование в World of Tanks в этом разделе.
На любую машину можно установить до трёх единиц оборудования, приобрести которое можно прямо в Ангаре.
- Выберите машину, на которую хотите установить оборудование, и щёлкните по свободному слоту для оборудования над панелью техники.
- Щёлкните по оборудованию, которое хотите приобрести и установить. Оно отобразится в выбранном слоте.
- Для покупки и установки нажмите Применить .
Оборудование в слотах можно поменять местами: удерживая левую кнопку мыши, перетащите оборудование в нужный слот.
Чтобы демонтировать оборудование, щёлкните по слоту с этим оборудованием и нажмите (Демонтировать). Оборудование будет помещено на Склад.
Пример на практике
Рассмотрим упрощённый пример стрельбы из орудия 105 mm Gun T5E1 с бронепробиваемостью 198/245/53 по танку ARL 44, который имеет бронирование корпуса 120/50/50 мм и бронирование башни 100/60/60 мм.
- Толщина приведённой брони любого танка в общем случае составит величину, выраженную формулой:
Х * (1/cos(Y))= Z,
где:
Х — толщина листа в точке попадания,
Y — угол к нормали, под которым происходит соприкосновение снаряда и брони,
Z — толщина брони в миллиметрах. - Рассчитаем:
- Стреляем из 105-мм орудия. Табличная бронепробиваемость снаряда — около 198 мм.
- Фактическая колеблющаяся бронепробиваемость — 149–248 мм на дистанции 100 метров.
- Стреляем в лоб корпуса ARL 44 (120 мм).
- Лоб корпуса расположен под углом примерно 55 градусов.
Для такой ситуации выстрела толщина приведённого бронирования составит примерно:
120*(1/cos (55)) = 209,213 (мм).
А это больше табличной бронепробиваемости данного орудия (см. выше). Поэтому в большинстве случаев либо такой бронелист не будет пробиваться, либо снаряды будут рикошетить от брони (если угол встречи с ней равен или превышает 70 градусов).
Толщина брони при проверке на рикошет имеет значение только для правила трёх калибров.
Улучшение и приобретение техники
Вы уже заработали игровой капитал в сражениях? Теперь можно заняться улучшением и развитием техники, чтобы стать ещё сильнее в бою. Познакомьтесь с модулями техники, узнайте о разных типах боеприпасов, снаряжения и оборудования и не забудьте про обучение экипажа. Кроме того, узнайте, как пополнить свою коллекцию бронированной техники.
Как улучшить броню в World of Tanks?
В отличие от множества важных узлов танков улучшить именно броню в World of Tanks не получится: улучшению поддаются такие детали как двигатель, например, башня, ствол и так далее. А вот броня остается прежней. Потому, если вы хотите улучшить броню, вам придется просто заменить танк на более тяжелый, но есть и минусы такого решения: чем тяжелее броня, тем больше вы теряете в маневренности, которая порой является жизненно важной.
Также некоторые пытаются "улучшить" броню в World of Tanks путем установки читерских модов, однако они в лучшем случае просто не работают, а в худшем приводят вообще к бану аккаунта, потому мы настоятельно рекомендуем играть по-честному.
Снаряжение
Снаряжение позволяет во время боя ремонтировать повреждённые модули и лечить раненых членов экипажа или же улучшает характеристики техники и экипажа. Оно дешевле, чем оборудование, и подходит ко всем машинам, однако расходуется в бою и требует пополнения. Снаряжение можно устанавливать на любую технику с II уровня. Количество слотов для снаряжения зависит от уровня машины: на II уровне можно установить одну единицу снаряжения, на III уровне — две, а с IV уровня — три.
Снаряжение бывает простым и улучшенным. У простого снаряжения относительно скромный эффект, но и стоимость его невысока. Улучшенное снаряжение эффективнее и имеет дополнительные бонусы, однако приобрести его можно только за существенную сумму кредитов.
Ремкомплекты, Огнетушители и Аптечки можно использовать несколько раз за бой. После активации этим видам снаряжения требуется 90 секунд для перезарядки, после чего они снова готовы к использованию. Такое снаряжение расходуется, только если вы хотя бы раз воспользовались им во время битвы. Остальное снаряжение действует в течение всего боя и расходуется автоматически.
Подробнее о снаряжении вы можете узнать в нашей Wiki.
Вы можете приобрести снаряжение в Ангаре.
- Щёлкните по любому слоту для снаряжения над панелью техники.
- Щёлкните по снаряжению, которое хотите установить на машину. Снаряжение отобразится в выбранном слоте.
- Нажмите Применить , чтобы подтвердить покупку.
Снаряжение в слотах можно поменять местами: удерживая левую кнопку мыши, перетащите оборудование в нужный слот.
Факторы, которые учитываются при приблизительном расчёте бронепробиваемости:
- Снаряд может попасть в любое место круга сведения.
- Бронепробиваемость бронебойных и подкалиберных снарядов уменьшается с увеличением расстояния до цели.
- Снаряд летит по баллистической траектории. Это условие действует для всех орудий. Но у ПТ-САУ дульная скорость достаточно высока, поэтому траектория снаряда близка к прямой, однако таковой не является, из-за чего возможно отклонение снаряда. Прицел это учитывает, показывая рассчитанную область попадания.
- Снаряд попадает в цель:
- Расчёт бронепробиваемости снаряда в зависимости от среднего значения, указанного в тактико-технических характеристиках (ТТХ) орудия (±25% от среднего значения бронепробиваемости).
- Проверка на рикошет. Бронебойные и подкалиберные снаряды рикошетят, если угол встречи с бронёй танка равен 70 градусам или превышает эту величину. Рикошета не происходит, если калибр орудия больше толщины брони более чем в 3 раза. В этом случае снаряд пытается пробить броню независимо от угла встречи с ней. При попадании во внешние модули (в ходовую часть, приборы наблюдения и т. д.) рикошета также не происходит.
- Расчёт нормализации.
- Кумулятивные снаряды не нормализуются и рикошетят (85 градусов).
- На этот тип снарядов не распространяется правило трёх калибров, так как при столкновении сразу формируется кумулятивная струя.
- Бронепробиваемость снарядов не падает с расстоянием.
- Кумулятивная струя легко рассеивается, потому, если снаряд срабатывает не на основной броне, а на элементе ходовой или броневом экране, удалённом от брони, бронепробиваемость струи падает тем больше, чем большее расстояние отделяет точку срабатывания от основной брони.
- У кумулятивных снарядов относительно низкая скорость полёта.
- У каждого из объектов есть собственное число очков прочности — HP (от англ. hit points — очки прочности).
- HP танка снимаются только один раз — при факте пробития снарядом основной брони танка.
- Количество снятых HP зависит только от значения урона, которое выпало для снаряда (±25% от его среднего значения урона). При этом берётся наибольший урон, который выпал, если было пробито несколько листов основной брони.
- Снаряд старается пробить любую толщину бронелиста с учётом приведённой брони.
- По мере прохождения снаряда через внутренние модули танка снаряд теряет свою бронепробиваемость, оставшуюся у него после пробития предыдущей брони на его пути.
- Сквозные пробития танка в игре не предусмотрены: если остаточное значение бронепробиваемости снаряда велико, то внутри танка данный снаряд пройдёт дистанцию, равную 10 его калибрам (например, если калибр снаряда менее 50 мм, то внутри танка он проходит расстояние в 0,5 метра).
- Внутренние модули также могут быть повреждены пожаром от другого загоревшегося модуля (бензобака либо мотора) в результате его критического повреждения.
- Критическое повреждение модуля боеукладки вызывает её мгновенную детонацию и, как результат, моментальное уничтожение танка.
Стрельба и бронепробитие
Точность — параметр орудия, характеризующий его способность посылать снаряды точно в цель.
В игре есть два аспекта относящихся к точности:
Разброс снарядов при стрельбе на 100 метров. Измеряется в метрах. Разброс зависит от умения наводчика. Необученный наводчик (50% основного умения) стреляет на 25% менее точно, нежели обученный на 100%. Время сведения - время прицеливания, измеряемое в секундах. Это условный параметр, который введён для балансных нужд. То есть навести само орудие на цель не достаточно, важно дождаться момента, когда прицельный круг закончит уменьшаться. В противном случае вероятность промаха резко возрастает. При движении танка и повороте башни и ствола, а также после выстрела прицел «расходится», то есть круг прицеливания резко увеличивается и необходимо дожидаться сведения заново. Время сведения - это время, за которое круг сведения уменьшается в
2.5 раза, если быть точным, то в е раз (e — математическая константа, основание натурального логарифма
Так же важно понимать, что в игре (без установки посторонних модификаций) отображается круг сведения, а не круг разброса - эти два круга имеют совершенно разные диаметры и за очень редкими исключениями не совпадают друг с другом. На самом деле круг разброса меньше круга сведения (в разы) и задача круга сведения в игре, это не отображение разброса снарядов, а визуализация состояния орудия и его наводчика, целое, поврежденное, свелся наводчик или сводится, здоров он или контужен и т.д.
Как увеличить точность орудия
- Установить оборудование Улучшенная вентиляция (приблизительно +2.5% к меткости).
- Прокачать всем членам экипажа навык Боевое братство (приблизительно +2.5% к меткости).
- Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% ко всем параметрам экипажа, в том числе около 5% к меткости - Доппаек, Шоколад, Ящик Колы, Крепкий кофе, Пудинг с чаем, Улучшенный рацион, Онигири.
Как ускорить сведение прицела
- Установить орудие с наибольшей скоростью сведения.
- Прокачать основную специальность наводчика до 100%.
- Установить оборудование Усиленные приводы наводки (+10% к скорости сведения).
- Установить оборудование Стабилизатор вертикальной наводки (-20% к разбросу при движении танка и повороте башни).
- Установить оборудование Улучшенная вентиляция (приблизительно +2,5% к скорости сведения)
- Прокачать наводчику умение Плавный поворот башни (-7,5% к разбросу при повороте башни).
- Прокачать механику-водителю умение Плавный ход (-4% к разбросу при движении танка).
- Прокачать всем членам экипажа навык Боевое братство (приблизительно +2,5% к скорости сведения).
- Использовать снаряжение, дающее на один бой +10% ко всем параметрам экипажа, в том числе около 5% к скорости сведения Доппаек, Шоколад, Ящик Колы, Крепкий кофе, Пудинг с чаем, Улучшенный рацион, Онигири.
Авто-наведение
При нажатии правой кнопки мыши с прицелом, наведённым на противника, включается автонаведение. Оно фиксирует ствол танка на центре машины противника. Это позволяет не целиться на глаз, но в то же время имеет ряд существенных недостатков. Дело в том, что автонаводка всегда целится в центр силуэта вражеского танка, игнорируя препятствия на пути стрельбы, а также вектор и скорость движения противника. В случаях, когда в прицеле видна лишь часть машины противника или когда цель движется и необходимо упреждение, автонаводка не только не принесёт пользы, но более того - гарантирует промах. Автонаводка не позволяет выцеливать слабые места танка противника, поэтому относительно малополезна на высоких уровнях боев с точными орудиями и крупными хорошо бронированными танками.
Автонаводка обычно используется в ближнем бою во время активных манёвров и при стрельбе на дальние дистанции по неподвижному противнику.
Снятие автонаведения производится клавишей E (по умолчанию) или повторным нажатием правой кнопки мыши.
Подробный разбор механики стрельбы
Боекомплект
В технику начальных уровней по умолчанию загружается базовый боекомплект из бронебойных снарядов, однако в игре есть и снаряды других типов. Узнайте об их свойствах, чтобы самостоятельно составлять боекомплект и сражаться ещё эффективнее.
Бронебойные снаряды (ББ) используются почти на всей технике. Они наносят урон, если пробивают броню или попадают в модуль.
ББ-снаряды подходят для стрельбы по технике своего уровня и ниже или по слабо бронированным машинам.
- отсутствие урона в случае непробития;
- высокая вероятность рикошета;
- потеря эффективности при стрельбе с большого расстояния.
Для некоторых машин существуют премиумные бронебойные снаряды с улучшенной пробиваемостью или увеличенным уроном.
Осколочно-фугасные снаряды (ОФ) при пробитии брони взрываются внутри машины, нанося урон от попадания и дополнительный критический урон. При непробитии фугасный снаряд может взорваться прямо на броне и также нанести урон. Осколки ОФ-снарядов разлетаются в радиусе взрыва и могут повредить сразу несколько машин.
ОФ-снаряды особо эффективны на крупнокалиберных орудиях ПТ-САУ и САУ. На остальных машинах используйте фугасы против слабо бронированных противников.
- низкая бронепробиваемость;
- малый урон при непробитии;
- урон может быть полностью поглощён бронёй.
Существуют премиумные ОФ-снаряды с большим радиусом поражения, а для некоторых британских орудий есть особые HESH-снаряды с повышенной пробиваемостью.
Подкалиберные снаряды (БП) — самые распространённые премиум снаряды в игре. Действуют как бронебойные, но летят быстрее и лучше пробивают броню.
БП-снаряды отлично подходят для ближнего боя против хорошо бронированных противников.
- малоэффективны при стрельбе под углом и на больших дистанциях;
- дорогостоящие.
Для некоторых машин средних и высоких уровней данный тип боеприпасов является основным.
Кумулятивные снаряды (КС) — это особые противотанковые премиум снаряды. Пробиваемость у них значительно выше, чем у бронебойных и подкалиберных. Они не теряют бронепробиваемость с расстоянием и не подчиняются стандартным правилам рикошета.
КС-снаряды лучше всего подходят для стрельбы по сильно бронированным противникам на дальней дистанции.
- неэффективны при стрельбе под углом;
- неэффективны при стрельбе через разрушаемые объекты;
- дорогостоящие.
Для некоторых машин средних и высоких уровней данный тип боеприпасов является основным.
Закупить снаряды для техники можно в Ангаре.
- Щёлкните по любому слоту для боеприпасов над панелью техники.
- При помощи ползунков отрегулируйте количество снарядов, которое вы хотите загрузить в машину.
- Нажмите Применить , чтобы подтвердить покупку.
Обратите внимание: в начале боя техника по умолчанию заряжается снарядами из первого слота. Вы можете поменять местами снаряды в слотах в процессе покупки при помощи стрелок .
Бронепробиваемость
Бронепробиваемость — параметр орудия, характеризующий его способность пробивать броню танков противника. Измеряется в миллиметрах и имеет разброс в ±25% относительно среднего значения. Важно помнить, что указанная в ТТХ бронепробиваемость указана для бронелиста, расположенного под углом 90 градусов к направлению движения снаряда. То есть наклон брони не учитывается, в то время как большинство танков обладают наклонной бронёй, пробить которую гораздо тяжелее. Так же указанное в ТТХ бронепробитие указывается на дистанции в 100 м, а с увеличением расстояния оно падает (актуально для подкалиберных и бронебойных снарядов и неприменимо для фугасных/HESH и кумулятивных).
Броня
Каждый танк имеет бронирование. Однако толщина брони не везде одинакова. Спереди она максимально толстая. Сзади — наоборот, тоньше всего. Крыша и днище танка также бронированы очень слабо. Броня указывается в таком формате: толщина лобовой брони/толщина бортовой брони/толщина кормовой брони. И если броня, например, равна 38/28/28, то орудие с пробивной способностью в 30 мм в общем случае сможет пробить корму и бок, но лоб — нет. Из-за 25 % разброса, реальная пробиваемость этого орудия от выстрела к выстрелу будет колебаться от 22,5 до 37,5 мм.
Следует помнить, что при указании брони не учитывается её наклон. Например, броня Т-54 равна 120 мм, угол наклона 60°, а нормализация снаряда 4-5°. При таком наклоне приведённая толщина брони будет равна около 210 мм. Однако даже самая толстая броня имеет свои уязвимые места. Таковыми является различные люки, пулемётные гнёзда, рубки, места стыков и т. д.
Непробитие и рикошет
У каждого снаряда свой порог пробития. И если он меньше, чем броня вражеского танка, то снаряд её не пробьёт. Для этого необходимо целиться в наиболее уязвимые места танка: корму, бока и различные выступы и щели. Если и это не помогает, можно использовать фугасные снаряды.
При стрельбе в танк, стоящий под углом, велика вероятность рикошета. Граница между пробитием и рикошетом лежит на угле в 70°. При превышении калибра снаряда над толщиной брони более 3 раз, рикошет не происходит, а при двойном превышении - нормализация снаряда увеличивается пропорционально превышению калибра орудия над толщиной брони - и снаряд пытается пробить броню под любым углом. Так, например, при стрельбе из 100мм орудия с бронепробитием 170, по бронелисту толщиной в 30мм под углом 89.99 градусов, нормализация вырастет до 23.33 градусов, и приведенная броня будет 30/cos(89.99-23.33)= 75.75мм брони.
Подробный разбор механики бронепробиваемости
Внимание! В обновлении 0.8.6 установлены новые правила пробития для кумулятивных снарядов:
Кумулятивный снаряд теперь может рикошетить при попадании снаряда в броню под углом 85 градусов и более. При рикошете пробиваемость танков в World of Tanks отрикошетившего кумулятивного снаряда не падает.
Также в обновлении 0.8.6 нормализация подкалиберных снарядов снижена до 2°.
С обновления 0.9.3 рикошет в другой танк стал возможен. После второго рикошета снаряд исчезает. Узнать боевые характеристики любой техники, например, урон, броня, и выявить на основании этого зоны пробития, можно в разделе "Танковедение" в приложении World of Tanks Assistant.
Урон — параметр орудия, характеризующий его способность наносить ущерб танкам противника. Измеряется в единицах. Важно помнить, что урон, указанный в ТТХ орудия является средним и на деле варьируется в пределах 25%, как в меньшую, так и в большую сторону.
Расположение слабых точек
Расположение различных модулей в игре не указывается, но оно целиком и полностью соответствует реальным прототипам. А потому если в жизни боеуклад был в левом углу задней части танка, то и в игре он будет там. Но все же наиболее слабые места танков находятся примерно в одном месте:
- Двигатель и топливный бак, как правило, расположены в кормовой (задней) части танка.
- Боеукладка расположена в центре корпуса или же в кормовой (задней) части башни.
- Чтобы сбить гусеницу танка, необходимо стрелять в передний или последний каток.
- Орудие и триплексы видны невооруженным глазом.
- Командир, как правило, находится в башне и может быть выведен из строя попаданием по командирской башенке.
- Мехвод сидит в передней части корпуса машины.
- Заряжающий и наводчик расположены в передней или центральной части башни.
Урон по модулям
Стрельба по модулям имеет свои особенности. Часто при попадании в модули, урон идёт по ним, но не по самому танку. У каждого модуля есть свои очки прочности (единицы здоровья). Если их полностью снять (критическое повреждение), то модуль перестает работать и на его восстановление потребуется некоторое время. Единицы здоровья модуля восстанавливаются не полностью, а только до 50%. Он остается поврежденным, и может хуже работать. Соответственно в последующем сломать этот же модуль будет проще. Если в процессе ремонта модулю наносится новое повреждение, очки здоровья снимаются, ремонт продолжается до 50%. То есть, если танку со снятой гусеницей продолжать попадать по этой же гусенице, то она будет чиниться постоянно (или пока танк не уничтожат).
Ремкомплект восстанавливает очки здоровья поврежденного модуля до 100%.
Двигатель При повреждении модуля или после восстановления максимальная скорость движения снижена. При критическом повреждении движение невозможно. Каждое повреждение двигателя способно вызвать пожар с вероятностью, указанной в описании двигателя (10-40%). Шанс на повреждение: 45% Гусеница При повреждении модуля увеличивается шанс разрыва. При критическом повреждении движение невозможно. Боеукладка При повреждении модуля увеличивается время перезарядки. При критическом повреждении танк уничтожается. При этом количество снарядов в боеукладке не влияет на шанс ее взрыва. Не взрывается лишь пустая боеукладка. Шанс на повреждение: 27% Бак При повреждении модуля штрафов не налагается. При критическом повреждении на танке начинается пожар. Шанс на повреждение: 45% Триплекс При повреждении модуля или после восстановления штрафов не налагается. При критическом повреждении дальность видимости снижается на 50%. Шанс на повреждение: 45% Радиостанция При повреждении модуля радиус связи снижается вдвое. Шанс на повреждение: 45% Орудие При повреждении модуля или после восстановления точность стрельбы снижается. При критическом повреждении стрельба из орудия и изменение его склонения невозможны. Шанс на повреждение: 33 % Механизм поворота башни При повреждении модуля или после восстановления скорость вращения башни снижается. При критическом повреждении вращение башни невозможно. Шанс на повреждение: 45%
Урон по экипажу
В отличие от модулей танка, у экипажа нет очков здоровья. Танкист может быть или здоров, или контужен. Выбитого танкиста можно вернуть в строй путем использования аптечки. Контузия всех членов экипажа приравнивается к уничтожению танка. При выводе из строя одного из членов экипажа все эффекты от дополнительных навыков и умений, изученных им, исчезают. Например, при контузии командира перестает работать лампочка «Шестого чувства». Кроме того, в случаях если:
Командир контужен — видимость снижается вдвое, перестает действовать командирский бонус. Мехвод контужен — скорость движения и поворотов снижается вдвое. Наводчик контужен — разброс увеличивается вдвое, скорость поворота башни уменьшается вдвое. Заряжающий контужен — скорость перезарядки снижается вдвое. Радист контужен — радиус связи снижается вдвое. Шанс на контузию члена экипажа: 33%
Читайте также: