Как установить кму на грузовик своими руками

Добавил пользователь Morpheus
Обновлено: 05.09.2024

Использование кранов-манипуляторов, установленных на шасси грузовых автомобилей, востребованы, поэтому владельцы грузового автотранспорта нередко задумываются о его переоборудовании.
Использование кранов-манипуляторов, установленных на шасси грузовых автомобилей, востребованы, поэтому владельцы грузового автотранспорта нередко задумываются о его переоборудовании. Ассортимент КМУ на рынке очень велик, и выбрать установку подходящей грузоподъемности не составит труда. В этой статье речь пойдет о монтаже КМУ на грузовик и документальном оформлении конструктивных изменений.

В качестве автомобиля выберем самый распространенный в РФ грузовой автомобиль марки КАМАЗ. Установим на него манипулятор KANGLIM KS1256G-II(с максимальной грузоподъемность 6.5 тонн и вылетом стрелы 19 метров) производства Южной Кореи. Вес установки 3.5 тонны.

Основой крепления установки к раме является подрамник, который мы будим изготавливать! Крепить манипулятор непосредственно к раме строго запрещается, так как рама сразу дает трещину!

Первый этап.

Необходимо передвинуть кузов автомобиля назад, чтобы появилось свободное пространство за кабиной, необходимое для монтажа КМУ. Лучше кузов полностью снять с шасси, так как придется менять подрамник. Эта замена вызвана двумя необходимостями:

  1. он слишком слабый – выполнен из тонкого металлического квадрата;
  2. на него будем монтировать крановую установку, поэтому его длина должна быть длиньше.

Необходимость в установке стрелы на общий подрамник (кузова и установки) обусловлена тем, что ее рабочая зона это кузов авто и пространство по бокам грузовика за кабиной. Другими словами, центр тяжести КМУ с грузом будет находится ближе к центру рамы и если подрамник под крановую установку отделить от подрамника кузова, то рама в конце подрамника стрелы может согнуться. То есть площадь давления манипулятора на раму при разъединенных подрамниках будет в несколько раз меньше, нежели при объединенном.

Подрамник свариваем из двух швеллеров 18 мм. (наружный) и 16 мм. (внутренний). На рисунке как раз это видно


Перед сваркой необходимо согнуть швеллера, чтобы они повторяли плоскость рамы, так как последняя не является прямой, расширяется в месте крепления коробки переключения скоростей, над которой и будет находится манипулятор. Меньший швеллер вставляем в больший таким образом, чтобы получился прямоугольник, и провариваем небольшими отрезками по все длине. Сварной шов в месте установки стрелы должен быть сплошным (не прерываться), так как автоманипулятор все время будет передвигаться с КМУ, которая обладает приличной массой. Длину подрамника можно отрезать сразу (70-90 см. под стрелу + длина кузова), но лучше это сделать после крепления кузова (это позволит регулировать его местоположение). Кузов предлагаю не укорачивать, потому что чем он больше, тем больше разных видов грузов можно перевозить. Просто кузов сдвинется назад на 70-90 см относительно старого положения, и он не сломается, так как выполняем крепкий подрамник. Важно, чтобы общая длина автопоезда не превышала 12 метров!

Второй этап.

Крепим сваренные швеллера к раме при помощи стремянок, положив при этом между швеллерами и рамой пожарный шланг. Это видно на следующем рисунке


На рисунке уже показан прикрепленный кузов. Но это произойдет только на последнем этапе.

Пожарный шланг необходим, чтобы сравнять плоскости рамы и швеллера, так как они не идеально ровные. Применяемые стремянки стандартные, которые используются Камским завод для крепления кузова к раме. Для того чтобы подрамник получился цельным, соединим сваренные швеллера обрезком швеллера при помощи сварного шва. Обрезок швеллера привариваем над поперечиной рамы таким образом, чтобы затем прикрутить при помощи болтового соединения этот швеллер к поперечине. Так как после КПП в заднюю сторону грузовика располагается как минимум две поперечины, то и выше описанных соединений делаем тоже как минимум два. Чем больше таких соединений, тем крепче будет прикреплен подрамник к раме.

Третий этап.

Устанавливаем манипулятор на подрамник за кабиной. В комплекте со стрелой идут специальные стремянки, при помощи которых крепим установку к раме через подрамник. Важно, в стремянку вдеть специальную распорку. На фото она как раз показана.


Четвертый этап.

Пятый этап.

Монтируем кузов к подрамнику, оставив 15-20 см. зазора между крановой установкой и началом кузова. Поперечины кузова крепим болтовыми соединениями к подрамнику, аналогично как ранее он крепился заводом изготовителем.

На этом наш монтаж заканчивается и остается только подключить гидравлический насос, за счет которого происходит вся работа кран манипулятора. Этот вопрос рассмотрим в следующей статье.

Подготовительный этап

Устанавливать КМУ на грузовой автомобиль могут только сертифицированные компании, имеющие право на выполнение таких работ. Автовладельцам, решившим смонтировать установку на КамАЗ или другую машину самостоятельно, придется получить в разрешительном органе сертификаты на рабочее место, используемые технологии и оборудование.

Для того чтобы оформить разрешение на монтаж КМУ, следует:

Любые модификации конструкции ТС могут быть выполнены только собственником автотранспорта. Для монтажа крановой установкина руках должен быть оригинал грузовой таможенной декларации и оформленный на автовладельца договор купли-продажи.


На что обращают внимание сотрудники ГИБДД при установке манипулятора


В 2021 году установка тахографа для такой машины стала обязательной. Исключение предусмотрены для учебных машин и для тех, которые проходят испытания.

Порядок монтажа крано-манипуляторной установки

Монтаж КМУ на грузовое шасси проходит в несколько этапов. Важен внимательный подход к каждому из них, поскольку любая небрежность может иметь серьезные последствия. До того момента, пока не будет смонтирована и готова к работе собственная установка, понадобится вспомогательное средство. Это может быть кран-манипулятор или другой подъемный механизм (кран, тельфер и пр.).

Демонтаж кузова

На этом этапе сложностей обычно не возникает. Стремянки крепления кузова чаще всего приходится срезать, поскольку из-за коррозии они прикипают к посадочному месту. Поэтому лучше сразу подготовить новые элементы. Кроме того, понадобятся технологические подставки, представляющие собой 4 стойки высотой приблизительно 80 см – на них в дальнейшем устанавливают кузов, чтобы его крылья не помялись.

Монтаж насоса и коробки отбора мощности (КОМ)

Тип насоса и страна-производитель, а также марка КМУ при подборе помпы не имеют значения. Главное, чтобы насосное оборудование соответствовало требованиям гидравлической системы крановой установки по рабочему давлению и производительности и могло быть установлено на КОМ конкретной модели автомобиля. Важно также учесть, что направления вращения насоса и выходного вала коробки отбора должны совпадать.

Порядок установки насосного устройства и КОМ:

В зависимости от способа включения КОМ, порядок ее монтажа несколько различается. Если включение пневмоэлектрическое, то электромагнитный клапан (КЭМ) соединяется с пневматической системой автомобиля, а затем подключается к установленной в кабине транспортного средства кнопке управления. Если включение КОМ механическое, то тросик управления коробкой заводят в кабину через просверленное в полу отверстие.

Подготовка рамы

При монтаже установки с откидными лапами (обычно это КМУ из Европы), которые в транспортном положении ставятся вертикально и задвигаются, специальная подготовка рамы ТС не требуется. В других случаях требуется перенос топливных баков, аккумулятора (при необходимости), воздушных ресиверов и инструментальных ящиков.

Примерка установки

КМУ устанавливается на грузовик без фиксации крепежными элементами. При нахождении установки в таком положении следует:

Чтобы после завершения монтажа габариты техники соответствовали требованиям ПДД, верхняя точка конструкции не должна превышать высоту, определенную правилами.

Изготовление подрамника

Подрамник выполняется в одном из двух вариантов: общий, подходящий под основание КМУ и кузовной части, или непосредственно под манипулятор. Можно усилить раму с помощью гнутого профиля. Независимо от вида, задачи у подрамника остаются неизменными: он должен равномерно распределить нагрузку на раму и исключить деформацию последней при выполнении грузоподъемных работ.









Этапы регистрации крана-манипулятора в ГИБДД

  • прохождение экспертизы в специальной лаборатории, получение заключения о возможности переоборудования автомобиля в кран-манипулятор;
  • предоставление заключения экспертизы и подача заявления на установку КМУ;
  • получение разрешения на внесение изменений в конструкцию авто;
  • проведение монтажа манипулятора на автомобиль в сертифицированном сервисе;
  • получение диагностической карты
  • фото- и видеофиксация процесса измерения и проверки безопасности конструкции грузового автомобиля (после внесенных модификаций). Вся процедура должна происходить с обязательной фиксацией даты и времени проведения такой проверки. Соответственно, осмотр, замеры и съемка должны происходить в пунктах технического осмотра или на станциях техобслуживания, имеющих все необходимое для этого оборудование;
  • оформление в лаборатории протокола технической проверки безопасности грузового автомобиля;
  • посещение ГИБДД для осмотра модифицированного ТС и регистрации КМУ.

Когда инспектор технического отдела ГИБДД выдает свидетельство соответствия конструкции ТС и ставит отметку в паспорте автомобиля, процедуру можно считать успешно завершенной. С этого момента автомобиль с установленным краном-манипулятором можно использовать по назначению легально.

Получение заключения экспертов

Процедуры в ГИБДД

Имея на руках заключение лаборатории, можно подавать заявку на переоборудования. К ней прилагаются также регистрационные документы на авто и паспорт заявителя (либо доверенность от доверителя, удостоверяющая полномочия доверенного лица на представление интересов владельца транспортного средства). После рассмотрения пакета бумаг инспектор выдает разрешение на внесение изменений в конструкцию.

Отказ в разрешении можно получить, если:

  • заключение предварительной технической экспертизы транспортного средства отсутствует в реестре заключений предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства;
  • документация на получение разрешения предоставлена не в полном объеме, содержит недостоверную информацию или не соответствует требованиям законов РФ;
  • заключение нарушает требования безопасности к ТС либо выдано лабораторией, которая не прошла аккредитацию на соответствие требованиям межгосударственного стандарта ГОСТ 33670-2015 и не включена в единый реестр органов по оценке соответствия ЕЭС;
  • переоборудование автомобиля: повлечет увеличение разрешенной максимальной массы или изменение базы;
  • предполагает установку грузоподъемного оборудования, для которого не была проведена оценка соответствия;
  • предполагает замену кузова/кабины/шасси транспортного средства на несоответствующий данной марке кузов/кабину/шасси;

На этом оформление документов на кран-манипулятор завершается и начинаются собственно работы по монтажу заявленного оборудования на заявленное ТС. Во время этих работ необходимо строго соблюдать ГОСТ и рекомендации лаборатории, тогда получение положительного решения не будет иметь препятствий. После осмотра инспектором переоборудованного авто, сопоставления фактического состояния с проектным, выдается ССКТС, а в паспорт автомобиля ставится отметка.

Скажите Зубры. Какие засады подстерегаю, после установки КМУ на грузовик своими руками? Вносятся ли изменения в ПТС? Меняется техпаспорт?

это "потом"ты должен устанавливать КМУ,а сначала должен был получить (подписать)заявление на переоборудование у начальника МРЭО по месту жительства.

Да никаких засад нет. Тебе нужно сделать СКТС, это такая бумага (документ) которую выдает фирма, занимающаяся переоборудованием т. с. Её можно купить в такой фирме. Ну а потом в ГИБДД, тебе поменяют СОР и сделают отметку в ПТС. Да, в фирму надо взять документы на кран, ( справка счет ну или что там у тебя).

Сейчас предприятия в сфере транспорта и строительства демонстрируют высокий спрос на грузовые авто, на которых имеется КМУ. Согласно статистике, преимущественно разные краны и их модификации устанавливают на грузовики марок Урал, КАМАЗ и т. п.

КАМАЗ с КМУ — очень популярный вариант сегодня. Установка КМУ возможна на бортовой грузовик компании КАМАЗ любой грузоподъёмности. Установка КМУ на КАМАЗ выполняется за его кабиной.

При выборе модели автомобиля КАМАЗ для установки учитываются масса, габариты, рабочие параметры КМУ, такие как масса платформы, разновидность крана, высота его наибольшего подъёма, вылет крановой стрелы, грузовой момент, поворотный угол. Всё это необходимо принять во внимание перед тем, как выбрать манипулятор для монтажа на КАМАЗ.

Базовая основа шасси КАМАЗ позволяет установить манипулятор (КМУ) на КАМАЗе марки HYVA Crane, который способен поднимать до 10 000 кг.

Мощная КМУ оснащена дополнительными опциями, к примеру, пультом, позволяющим управлять краном на дистанции до 100 м. Также подобный кран может быть укомплектован такими узлами, как лебёдка и навесное оборудование.

Установка крана-манипулятора своими руками

При установке КМУ предпочтительно применять насос иностранного производства, который выдаёт давление до 250 атмосфер. Обязательное условие, без которого невозможна установка КМУ своими руками — усиление автомобильной рамы с помощью боковых усилителей. Перед установкой проверяют техническую возможность её осуществления.

С этой целью проводят такие действия:

  • подготавливается соответствующее заявление в ГИБДД;
  • снимается кузов;
  • частично разбирается автомобильная рама для установки усилителей по бокам;
  • сверлят раму грузовика для установки этих усилителей и устанавливают их;
  • изготовляют надрамник, устанавливают его, удлиняют автомобильную раму;
  • устанавливают КОМ и гидравлический насос;
  • устанавливают систему управления КОМ;
  • монтируют основание КМУ, затем — передние аутригеры, потом — задние аутригеры, после этого — трубопровод под них, после него — стрелу, напоследок — приборы для обеспечения безопасности КМУ;
  • вливают в систему гидравлическое масло;
  • осуществляют пробный запуск КМУ;
  • устанавливают кузов, переносят брызговики, устанавливают заднее защитное устройство и ограждения по бокам соответственно ГОСТ;
  • проверяют КМУ в работе;
  • пуск и наладка КМУ.

Инструкция по монтажу крана манипулятора

Прежде, чем выполнить монтаж крана манипулятора, необходимо удостовериться:

— в отсутствии повреждений и дефектов крановой установки (несущие конструкции – станина, колонна, стрела, аутригеры, крюковая подвеска);

— в отсутствии повреждений и дефектов транспортного средства (двигатель, рама, ходовая часть, воздухопровод/маслопровод и т. д.);

В процессе монтажа крановой установки, необходимо уделить особое внимание правилам безопасности, указанных в ПБ 10-257-98.

Ниже приводится описание типовых работ, которые необходимо провести при внесении изменений в конструкцию транспортного средства — установке крана манипулятора гидравлического на автомобиль.

Монтаж крана манипулятора.

Установка манипулятора на автомобиль выполняется в следующей последовательности:

1. Демонтаж грузовой платформы транспортного средства.

2. Демонтаж ресиверов (воздушных баллонов).

3. Демонтаж аккумуляторной батареи.

4. Демонтаж инструментального ящика.

5. Демонтаж топливного бака.

6. Демонтаж защитного покрытия с расположенного ниже двигателя.

7. Демонтаж глушителя.

8. Усиление рамы автомобиля (установка надрамника или гнутого уголка и пластины, в зависимости от автомобиля).

9. Определение места установки КМУ и крепления шпильками или стремянками.

10. Подготовка механизма коробки отбора мощности (зависит от типа транспортного средства). Установка КОМ на КПП (или раздаточную коробку). Установка механизма включения (выключения КОМ).

11. Установка гидравлического насоса (непосредственно на КОМ или через кардан).

12. Установка задних аутригеров (если необходимо).

13. Установка и крепление крана манипулятора (колонна и станина).

14. Установка шлангов РВД (в том числе и с трубопроводами для задних опор). Заливка масла в гидросистему КМУ.

15. Резка кузова (грузовой бортовой платформы).

16. Монтаж глушителя, защиты двигателя, топливного бака, инструментального ящика, аккумуляторной батареи, ресиверов.

17. Монтаж и крепление кузова (бортовой платформы). Установка защитных устройств (заднего и боковых).

18. Установка и крепление стрелы крана манипулятора.

19. Установка вспомогательной стрелы (гуська) (при необходимости).

20. Установка крюковой подвески.

21. Запуск механизма коробки отбора мощности (пробный).

22. Проведение испытания крановой установки (в том числе и под грузом) на предмет выявления утечки на гидравлических линиях или других неполадок.

Как установить КМУ: инструкция

Предпочтительна установка КМУ за автомобильной кабиной. Задний кузовной свес подходит для этого меньше. Это объясняется следующими причинами:

  • за кабиной КМУ не помешает погрузке и разгрузке;
  • более высокая надёжность монтажа, во время езды исключено шатание стрелы крана, вес более правильно распределяется по осям.

1-й этап

Автомобильный кузов передвигается назад для обеспечения свободного места позади кабины, которое требуется для того, чтобы установить кран. Желателен полный демонтаж кузова с шасси, поскольку потребуется замена подрамника. Для неё есть 2 причины:

  • подрамник чрезмерно слаб — в его основе лежит квадрат небольшой толщины из металла;
  • на подрамник монтируется КМУ, по этой причине нужно, чтобы длина его была больше.

Необходимость установки стрелы на подрамник вызвана тем, что рабочая зона последней — автомобильный кузов вместе с пространством с двух сторон грузового авто позади кабины. У крана-манипулятора, нагруженного грузом, центр тяжести расположен возле центральной части рамы. При отделении подрамника от КМУ возможна деформация стрелы в конечной части подрамника.

Площадь, испытывающая давление КМУ, при разъединении подрамников в разы уменьшается по сравнению с ситуацией, когда подрамники объединены. Подрамник сваривают из 2-х швеллеров.

До того, как осуществлять сварку, нужно выполнить сгибание швеллеров, которые должны повторять рамную плоскость, поскольку она не прямая и имеет место её расширение там, где крепится коробка для переключения скорости. Как раз немного выше этой коробки будет расположена КМУ. Швеллер меньшего размера вставляется в более крупный для получения прямоугольника, после чего проваривается маленькими отрезками по всей его длине.


Необходим непрерывный шов сварки в том месте, где установлена стрела, поскольку автоманипулятор постоянно передвигается с КМУ, масса которой весьма значительна. Подрамник может быть отрезан сразу (0,7-0,9 м под стрелу с добавлением длины кузова), однако предпочтительнее выполнить это после того, как кузов прикреплён (в таком случае будет возможна регулировка расположения кузова).

Укорачивание кузова нежелательно, поскольку более длинный кузов позволяет транспортировать большее количество различных грузов. Возможен его сдвиг на 0,7-0,9 м назад по сравнению со старым положением, однако исключён его перелом, поскольку укреплён подрамник. Суммарная длина авто с прицепом не может превышать 12 м.

2-й этап

После сварки швеллера крепятся к раме стремянками, для этого в пространство, разделяющее швеллера и раму, укладывается пожарный шланг. Он нужен для сравнения рамных плоскостей и швеллера, поскольку последние не обладают безупречной ровностью.

Задействуются стремянки стандартного типа. Для цельности подрамника швеллера после сварки соединяют обрезком швеллера, сварным швом. Обрезок приваривают выше рамной поперечины, чтобы потом было возможно его прикручивание болтами к последней.

Поскольку после КПП на задней части грузового авто находится минимум две поперечины, вышеописанные соединения делаются также в количестве минимум 2. При большем числе этих соединений крепление подрамника к раме упрочняется.

3-й этап

Устанавливают КМУ на подрамник, расположенный позади кабины. Комплект содержит стремянки, которыми крепят к раме с помощью подрамника. В каждую из стремянок вдевается распорка.


Берётся фрагмент трубы, его внутренний диаметр незначительно превышает таковой у стремянки. Труба по длине достигает примерно 1/2 рамной высоты. Отрезается фрагмент пластины, имеющей толщину от семи до десяти миллиметров, прямоугольной формы, с меньшей стороной от восьми до девяти сантиметров, тогда как большая должна плотно зайти в раму.

Означенный фрагмент приваривается к пластине в центральной части. При отсутствии распорки стремянка КМУ во время затяжки сгибает рамную плоскость, что вызывает ослабевание рамы. Следствием будет прямоугольное сечение вместо швеллера П-образной формы, отличающегося более высокой прочностью. Потом стремянки затягиваются с более значительным усилием, а спустя определённое время после применения авто их следует подтянуть.

4-й этап

Для исключения передвижения крана вдоль рамы к подрамнику привариваются уголки в передней части. Позади КМУ, для обеспечения дополнительной фиксации, в перпендикулярном направлении в отношении рамы.

Этапы монтажа кран-манипуляторной установки

Установка КМУ на КАМАЗ или другое грузовое шасси производится в несколько последовательных этапов. Если работы выполняются сертифицированной компанией, производятся инженерно-технические расчёты, на основании которых определяются участки рамы, нуждающиеся в усилении, подбирается оптимальный тип оборудования.

Составленное техническое задание согласовывается с заказчиком, при необходимости вносятся корректировки. После этого начинается процесс переоборудования шасси.


Демонтаж грузовой платформы

Перед установкой КМУ, рама полностью освобождается, имеющиеся надстройки демонтируются. Этот этап обычно не доставляет сложностей. Узлы крепления срезаются, следы сварки зачищаются. Шасси фиксируется специальными опорами, колёса блокируются.

Установка насоса и КОМ (коробки отбора мощности)

Насосную станцию необязательно выбирать от того же производителя, что и КМУ. Главное, чтобы соотносились параметры и производительность гидравлического оборудования. Кроме того, направление вращения вала насоса и КОМ должны совпадать.

Выполняется монтаж по такой схеме:

  • Из коробки сливается масло;
  • С трансмиссии снимается заглушка, для подключения КОМ;
  • Выполняется монтаж коробки отбора мощности, на нужных участках соединения ставятся уплотнительные элементы;
  • Устанавливается и подключается насос.


После завершения перечисленных манипуляций, проверяются узлы соединения, в коробку заливается масло.

Подготовка рамы

Необходимость этого этапа зависит от выбранной КМУ. Оборудование европейского производства обычно комплектуется откидными лапами, поэтому подготавливать раму транспортного средства не нужно. В остальных случаях, может потребоваться перенос топливных баков, воздушных ресиверов и других элементов шасси.

Предварительная установка

КМУ устанавливается на посадочное место, но не фиксируется крепёжными элементами. Это необходимо для разметки рамы, измерения технологических зазоров и расстояний, определения оптимальной высоты подрамника. Если пренебречь этим этапом, свободное вращение КМУ вокруг своей оси может быть нарушено.

Монтаж подрамника

Это элемент способствует равномерному распределению нагрузки, и предотвращает деформацию рамы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.

Изготавливается подрамник в двух вариантах:

  1. Общий – монтируется по всей площади грузовой платформы;
  2. Зональный – ставится только под основание кран-манипулятора.

В любом случае, чтобы подрамник выполнял свою функцию, не рекомендуется допускать перегруз КМУ. Кроме того, нужно регулярно проверять, и при необходимости подтягивать узлы крепления.

Усиление и удлинение рамы

Благодаря этому этапу, можно увеличить полезную грузовую площадь шасси. При удлинении рамы, продольные балки разрезаются и наращиваются специальными вставками. Если на шасси устанавливается общий подрамник, раму можно не резать. Усиление выполняется стальным уголком или швеллером.


Монтируются эти элементы на участках рамы, которые в максимальной степени подвергаются нагрузкам.

Укорачивание кузова

Это необходимо в ситуациях, когда грузовая платформа и КМУ устанавливаются отдельными блоками. Здесь кузов придётся обрезать примерно на полметра. Для этого разрезаются борта и днище, перевариваются узлы крепления. Укороченный кузов монтируется на подрамник, при необходимости переносятся задние крылья.

Монтаж стрелы

Для начала, на подрамник крепится основание манипуляторной установки. Делается это посредством шпилек, которые протягиваются через крепёжные отверстия. Фиксируется конструкция двумя гайками, которые рекомендуется подтягивать через каждые 10-14 часов работы оборудования.

Насосная станция и стрела подключаются к трубопроводам. Чтобы обеспечить максимальную герметичность, лучше использовать оригинальные шланги и штуцеры.

Установка КМУ

Оборудование поднимается на основание при помощи подъёмника. Крепление выполняется в соответствии с инструкцией производителя. Кузов ставится при помощи установленного ранее КМУ. Для подготовки оборудования к работе, необходимо залить масло в систему гидравлики, проверить давление, провести пробную погрузку и разгрузку.

Документальное оформление

После завершения монтажных работ, техника проходит повторную экспертизу, и получает сертификат технической безопасности. Далее придётся пройти технический осмотр и получить диагностическую карту.


Со всеми документами на руках, автовладелец обращается в ГИБДД, где после уплаты государственной пошлины, в ПТС вносятся соответствующие изменения.

Первая часть серии статей про новый проект Логистик Инжиниринг, а именно, по сборке манипулятора – вышки с ямобуром на базе шасси Газона вездехода 4х4.

Изменения в трансмиссии ГАЗ 3309

Итак, был приобретен газ 3307 шоссейный с термобудкой без каких-либо намеков на полноприводный характер, манипулятор и бурение.

Первые шаги начались по изменению базового шасси в сторону вездеходной составляющей манипулятора – автобуровой.
Произвели замену заднего моста и передней балки на мосты ГАЗ 66, а также, замены передних рессор с креплениями к раме на запчасти с полноприводного газ 3308. Опираясь на опыт владения вездеходных Газонов (буровая БКМ-317), установили пластины метала толщиной 10 мм внутрь п-образного профиля рамы для ее разгрузки при езде по бездорожью в места крепления передних рессор, т. к. в этом месте часто трескается рама. Все мосты были перебраны, заменены головки ЦНШ. Простелены воздушные магистрали. Резина установлена с БТР. Вездеходный характер ямобура-вышки необходим для бурения и погрузочно-разгрузочных работах в полях и других сложных условиях работы манипулятора с буром и вышкой.
Далее по длине заднего кардана от Газ 66 было выбрано место крепления раздаточной коробки от Шишиги. Крепление РК создали с нуля, используя подушки двигателя от различных грузовиков. Затем средний кардан был подобран от Урала и установлен на ямобур через выточенные переходники под фланцы Газ. Передний же кардан изготовлен из заднего – удлинен и отбалансирован.

Мотор и коробка шасси

Выхлопная Газ 3309 с Д-245 выенсеная вперед под бампер автобуровой

На шасси 3309 с завода был установлен проверенный и не прихотливый мотор Д-245 с турбиной, что полностью устраивало. Нами было принято решение о замене алюминиевой КПП на более выносливую коробку для бездорожья от ЗИЛ 130, что мы и выполнили. Для этого была изготовлена оправка для рассверливания новых отверстий в плите крепления кожуха маховика, маховик заменен на аналогичный с МТЗ-80, корзина сцепления от Зил-130 с доработками шлифовальной машинкой. Так же сам мотор был собран на новой поршневой, т. к. привод двух гидравлических насосов манипулятора и автобуровой требует реальных показателей крутящего момента. Выхлоп выведен под передний бампер для экономии места.

Подкачка шин на манипуляторе

В связи с требованиями использования подкачки шин (монтаж опор и бурение лунок в труднодоступных местах) встала необходимость в компрессоре и запасе воздуха на борту манипулятора. Для выполнения этих целей нашим специалистом был установлен компрессор от ЗИЛа (компрессор с Д-245 славится своей проблемностью, чем скомпрометировал своё использование на данной спецтехнике), который был установлен на место воздушного фильтра, а также несколько ресиверов в раме Газона для запаса воздуха на вездеходе. Фильтрующий элемент вынесли на крыло по типу Урала. Для привода компрессора ремнем заменили штатный двух ручейковый шкив на трех ручейковый. Подкачкой бурилки – вышки планируется управлять регулятором давления по манометру в кабине манипулятора.

Зиловский компрессор на двигатель Д-245
Воздушный фильтр на крыле Газ 3309

Коробка отбора мощности ямобура

На РК и КПП установлены Коробки отбора мощности (КОМ) для привода гидронасосов аксиально-поршневого типа. Один для привода в движение манипулятора, а второй для вращения бура при монтаже опор, бурению лунок под фундамент и буронабивные сваи и других видах буровых работ. Управления КОМами пока в разработке и будет описано в следующей части статьи о сборке манипулятора с вышкой и ямобуром своими руками.

Подрамник манипулятора

Подрамник для монтажа ямобура с манипулятором на газ 3309

Будку с ГАЗ 3309 демонтировали и начали подготавливать шасси для подрамника под манипулятор. В места установки шпилек КМУ в п-образный короб рамы Газона были варены полосы метала, чтобы не гнуло края рамы от веса КМУ с грузом. Подрамник вышки был изготовлен из двух швеллеров 16 и 14 размера. Меньший вложили в больший и проварили, тем самым получили отличный короб для монтажа манипулятора на шасси. Подрамник выполнен на всю длину рамы плюс 2 метра от оси заднего моста, что не превышает 60% от колесной базы автомобиля и не требует расчета на прочность рамы и консольной балки подрамника, а, следовательно, проще происходит оформление изменений в конструкцию ТС в ГИБДД. В заднюю часть подрамника установлен крюк для возможности таскать стойки ЖБИ при установке опор ЛЭП, а также вал с трещоткой тормозной КАМАЗ для крепления на тросе запасного колеса манипулятора-вышки снизу подрамника. В месте монтажа КМУ на шасси приварены пятаки для ограничения продольного смещения манипулятора по подрамнику.

Изготовление подрамников для установки манипуляторов на шасси
Изготовление подрамника под буровую на манипуляторе

Гидравлика манипулятора и автобуровой

Монтаж манипулятором гидробака в раму шасси буровой

Для правильной развесовки ямобура гидравлический бак устанавливался КМУ в нишу подрамника под кузовом манипулятора, ведь для исключения перегрева гидравлического масла при бурении его объем увеличили до 300 л. Бак изготовлен из 3 мм железа, которое предварительно отпескоструили. Установлены два заборных крана с грубыми фильтрами очистки, один кран для замены гидравлического масла буровой, сливной фильтр с манометром для контроля загрязненности фильтрующего элемента, указатель уровня и температуры рабочей жидкости, сопун для исключения кавитации заборных шлангов бурилки на манипуляторе и штуцера для дренажных отверстий гидронасосов и гидромотора вращателя ямобура. Последние выполнены напрямую в бак в обход фильтрующего элемента в связи с необходимостью полного отсутствия кого-либо давления для долговечной работы гидропривода. Бак упирается в специальные постели и закреплен скобами. Для замены фильтрующего элемента автобуровой в кузове манипулятора предусмотрено смотровое окно.

Гидробак со сливными и заборными кранами на гидропривод манипулятора и буровой
Сливной фильтр в самодельном гидравлическом баке автобуровой
Гидравлический бак ямобура большого объема для отсутствия перегрева масла

Крепление манипуляторной установки

Читайте также: